В какие дни нужно поминать усопших. Как правильно поминать усопших: народные традиции и мнение священников

Ника Кравчук

Как поминать усопших правильно

У Бога все живы — эти слова следуют из Евангелия. В пределах земного существования люди живут и после телесной кончины — в памяти и молитвах близких. Но как поминать усопших правильно? Как и где молиться: дома, на кладбище или в храме? В какие дни принято поминать умерших? Каких суеверий остерегаться?

Остерегайтесь суеверий

К сожалению, существует очень много суеверий по поводу того, . Поминальный обед может превратиться в попойку, где рюмку и хлеб ставят даже для умершего. Часто «заботливые» родственники даже на могиле оставляют еду.

Еще принято хорошенько поплакать в стиле «как же мы без тебя?» Такое поведение точно не образец того, как поминать усопших правильно . Существует множество суеверий, которых надо остерегаться: разрезать на новопреставленном все петли, бросать в могилу монеты, класть в гроб деньги, телефоны и т. д.

Есть совсем другой путь помогать усопшему. Благодарить Бога за то, что он подарил вам радость общения с этим человеком при земной жизни, раздавать милостыню, поминать в домашней молитве и в церковной — это и есть краткий ответ на вопрос о том, как поминать усопших правильно.

Как и где молиться

Молиться об умершем можно как дома, так и на кладбище, и в церкви.

Дома покойных мы вспоминаем в утреннем правиле, также в молитвословах есть специальные молитвы об умерших. Также полезно читать Псалтырь, хотя бы по одной кафизме в день с упоминанием имен. Сорок дней после кончины и за сорок дней до первой годовщины принято читать «Акафист за единоумершего».

Вопрос о том, как поминать усопших правильно , подразумевает и рассмотрение церковной молитвы за ушедших в мир иной. Самый простой способ — подать записку об упокоении и поставить свечу.

Особенно действенной считается записка «на проскомидию»: читается молитва, за каждое имя вынимаются частицы из просфор. Эти частички будут погружены в чашу для причастия под особую молитву священника: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

Часто заказывают сорокоусты — тогда за покойного Церковь будет молиться 40 дней. Большую силу имеет и так называемая «неусыпаемая Псалтырь»: в монастырях можно заказать круглосуточное чтение Псалтыри — на сорок дней, полгода, год, в некоторых обителях — на все время их существования.

За усопших служат и специальные поминальные службы — панихиды. Можно не только подать записку, поприсутствовать лично, а и принести хлеб и другие продукты в храм (это еще и милостыня).

Дни особых молений за усопшего

Считается, что особыми есть третий, девятый и сороковой день после кончины. 3-й — память о Святой Троице и Воскресении Христа, 9-й — столько чинов ангельских, которые ходатайствуют о помиловании умершего, 40-й — через столько дней Моисей получил скрижали.

Считается, что 40 дней нужно душе, чтобы пройти особые испытания — мытарства. После этого она будет определена в рай или ад.

Также принято поминать в годовщину смерти и во время специальных дней, установленных церковью, так называемых родительских суббот.

Но это еще не все нюансы того, как поминать усопших правильно , точнее, кого можно поминать. Нельзя поминать самоубийц как таковых, что не по Божьей воле ушли из жизни. В Церкви не поминаются некрещенные, но за них можно молиться дома, а также раздавать милостыню.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Православие всегда особое внимание уделяло поминанию умерших. В утренних молитвах есть специальное прошение об упокоении усопших. Также за отошедших в мир иной молится вся Церковь. Для этого существуют заупокойные службы - панихиды и особые дни - родительские поминальные субботы.

Эту траурную дату отмечают в узком кругу самых близких родственников и друзей. Семья покойного заранее сообщает о поминках на год смерти тем, кого желает на них видеть. Это мероприятие предназначено только для очень близких людей, многолюдные сборища в данном случае неуместны.

Как правильно делать поминки?

В годовщину смерти за усопшего нужно обязательно помолиться в церкви, а по завершении службы попросить священника, чтобы он отслужил панихиду.

По традиции в этот день (в первой его половине) , наводят там порядок и облагораживают это место. Если погодные условия (снегопад, гололед, сильный дождь) не позволяют прийти на кладбище, это можно сделать и в другой день. С собой желательно принести живые цветы, пусть даже немного, или хвойные ветви. Кстати, по христианской традиции можно приносить на поминки только живые цветы. Они символизируют жизнь вечную, ведь человеческая душа бессмертна, а искусственные цветы изначально являются неживыми. Кроме того, живые цветы рассматривают как доказательство того, что любовь к умершему человеку жива. В христианстве запрещено приносить на могилу еду и спиртное. Покойного поминают только молитвами, живыми цветами и добрыми словами у могилы.

После посещения кладбища устраивают поминальный обед. В зависимости от количества присутствующих его можно сделать дома или в небольшом зале кафе, исключая соседство веселящихся посетителей.

Меню поминального стола включает традиционные блюда: поминальную кутью, символизирующую жизнь вечную, блины, компот. Часто стараются учесть вкусовые пристрастия покойного, предлагая блюда, которые он любил при жизни, ведь мероприятие посвящено его памяти.

Обычно на стол подают рыбные блюда (как символ христианства), салаты (винегрет, квашеную капусту, маринованные грибы или свежие овощи летом), сырную и мясную нарезку. На первое – борщ, на второе – тушеное мясо или жареную курицу с пюре или отварным картофелем.

Можно подать десерт, дополняя компот сладкими пирожками, печением или пряниками. Из спиртного предпочтение отдается крепким напиткам (например, водке) и сухим красным винам.

Вообще-то блюда поминального стола не должны сразить присутствующих своим богатством и разнообразием, главное во время спокойной застольной беседы вспоминать добрым словом покойного и его дела при жизни.

Еще один важный момент годовщины смерти – дела милосердные. В этот день раздают милостыню нуждающимся людям, чтобы как можно больше человек помянуло покойного добрым словом. Можно раздать деньги, конфеты, печенье нищим у храма, отдать вещи усопшего нуждающимся знакомым, сделать подношение в дом престарелых или дом малютки.

Если день поминовения приходится на время поста, поминки должны быть скромными, а поминальный стол соответствовать требованиям поста, особенно строгого. В строгий пост нельзя употреблять яйца, мясные, молочные и рыбные продукты, ставить на стол спиртное, даже блины должны быть постными.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

П очему люди умирают?

- «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в ре­зультате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а не­правда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).

Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо разли­чать смерть духовную и телесную. Смерть духовная - это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть - самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.

Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».

Что происходит с душой после смерти?

По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пре­бывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер ни­щий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужден­ных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде под­робно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправ­даны: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины челове­ка? Что необходимо делать в эти дни?

Святое Предание благовествует нам со слов святых подвиж­ников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на зем­ле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые при­тягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. В этот день благовремен­но церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обите­ли и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пре­бывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Мило­сердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В со­роковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Бо­жию. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что соро­кадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Боже­ственного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и по­лучить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пу­стыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоля­ла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божествен­ные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все де­лать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).

Какое надо иметь понятие о рае?

Рай - это не столько место, сколько состояние души; как ад яв­ляется страданием, происходящим от невозможности любить и непри­частности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проис­текающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «черто­гами»; все описания рая - лишь попытки выразить человеческим язы­ком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.

В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блажен­ство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «но­вым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и преж­няя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Ие­русалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говоря­щий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое... Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам да­ром от источника воды живой... И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию... Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не име­ет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его-Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его...И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая

Читая описания рая, встречающиеся в богословской литерату­ре, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих оби­телях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, - говорит святи­тель Василий Великий, - потому что «звезда от звезды разнится в сла­ве» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упо­коит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства - в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

Какое надо иметь понятие об аде?

Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непри­частного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они со­знают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение - есть раскаяние».

По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет пре­подобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, по­тому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу име­ют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в ми­ровой литературе - огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. - являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.

Для православного христианина мысль об аде и вечных муче­ниях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богос­лужении Страстной седмицы и Пасхи, - тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Цер­ковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Хри­стос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огор­чился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.

Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша... и от ада вся свобождша» (от ада всех освободив­шего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.

Как выдержать горе при смерти близкого человека?

Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь мо­литвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть - начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был пре­гражден и человек стал смертным и тленным.

Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь... С упокоением умерше­го успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).

Что делать, если после смерти близкого человека муча­ет совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

Обличающий за вину голос совести затихает и прекращает­ся после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно пом­нить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, по­давать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоу­годно, чтобы Бог явил милость Свою о них.

Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благо­творить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлет­ворение и радость.

Что делать, если снится умерший человек?

На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забы­вать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить до­брых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких - долг каждого православ­ного христианина.

Сколько дней носят траур по усопшему?

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет нахо­диться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сороко­вого дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредо­точенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

Новопреставленным в церковной традиции именуется усоп­ший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до по­луночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда проро­чески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении со­рока дней по кончине. Присно-памятный - слово «присно» означает - всегда. А приснопамятный - всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщи­на со дня кончины усопшего(ей).

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

Прощальное целование умершего происходит после его от­певания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

Как помочь усопшему?

Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

Для чего совершается поминовение усопших?

Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь веч­ную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Цер­ковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддве­рии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество при­меров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников - вплоть до их полного оправдания.

Можно ли кремировать усопших?

Кремация - это чуждый Православию обычай, заимство­ванный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать крема­ции, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положитель­ные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел - это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существо­вания и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью - верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому - покойным) до вос­кресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет хри­стианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полага­ется совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но по­следовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней - до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и по­том каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговремен­ное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай - заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Что такое канун?

Канун (или канунник) - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поста­вить свечи и положить продукты для поминовения усопших.

Зачем надо приносить в храм продукты?

Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приноше­ния служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В преж­ние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью - помянуть усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Какое поминовение усопших является самым важ­ным?

Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь мо­лится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коле­нопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содер­жит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упо­коил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.

Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминае­мых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Что такое родительская суббота?

В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии помина­ются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

Когда бывают родительские субботы?

Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопуст­ная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские суб­боты бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая роди­тельская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение люб­ви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангель­ская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть - не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенно­стями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.

Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмо­выми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, по­давать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших помина­ются в алтаре.

Какие еще есть дни поминовений усопших?

Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскре­сения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отече­ственной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

Главными днями памяти усопшего являются годовщины кон­чины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день пере­хода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует при­йти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для по­миновения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших - родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Что делать при посещении кладбища?

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочи­тать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могиль­ный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду - лучше отдать ее нищему или голодному.

Что положено употреблять в пищу на «поминках»?

По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и мо­литвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения прине­сенной из храма кутии. Кутия или коливо - это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добры­ми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.

Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?

Кладбище - это особое место, где покоятся тела тех, кто пере­шел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгроб­ный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, при­няв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к вос­поминаниям, чем к молитве.

С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение право­славных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памят­ники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появ­ляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохрани­лась от прошлых советских десятилетий.

Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пас­хи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет со­знательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над те­лом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по при­чине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребен­ному усопшему?

Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.

Если стало известно, что погребенный не был отпет по право­славному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отли­чие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.

Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.

Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокое­нии дома и в храме?

В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоя­тельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.

Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близ­ких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священ­нику за утешением в постигшем их горе.

Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и боль­ше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он ка­толик?

Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усоп­шем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псал­мы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадле­жал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?

Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литур­гии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Ис­тинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.

Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви - не были ее членами, не были возрож­дены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, кото­рые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Свя­того Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мучени­ку У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родствен­ников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были языч­никами.

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался - тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кон­чины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедо­вался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверж­дать, что он наследовал Царствие Небесное?

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петро­вым постом, это что-либо означает?

Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каж­дого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.

«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не при­влекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не преда­вайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значи­тельным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники по­чившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаяв­шись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, про­стят ему все обиды и сами испросят прощение.

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, ча­стично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, не­которые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ни­чего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела ми­лосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

Дни поминок после смерти: в день похорон, 9 и 40 дни, через 1 год. Суть поминок. Что говорить на поминках? Поминальные слова и траурная речь. Постное меню.

Что говорить поминках

Первое слово на поминках традиционно получает глава семьи . В дальнейшем обязанность следить за общей беседой и мягко направлять её течение возлагается на одного из достаточно близких или родных людей, но всё же не на ближайшего родственника. Жестоко ожидать от матери, оплакивающей ребёнка, или супруга, безвременно потерявшего жену, что он/она будут в состоянии поддерживать порядок речей и одновременно справляться с собственными чувствами. На такую роль выбирается человек, достаточно хорошо знавший покойного и способный в напряжённую минуту вспомнить какую-то черту его характера, милую привычку или событие из жизни, про которое можно рассказать собравшимся.

Нужно заметить, что к поминкам не применимы обычные правила «светской вечеринки» : не надо стараться заполнить возникшую в разговоре паузу или прервать молчание незначительными замечаниями — тем более на отвлечённую тему. Молчание на поминках — это не только нормально, но даже правильно: в молчании каждый вспоминает умершего и полнее ощущает свою связь с ним.

Траурная речь на поминках

Если же вы хотите высказаться — встаньте, обрисуйте вкратце, каким вам запомнился покойный (естественно, речь только о положительных чертах ), что делало его особенным человеком в ваших глазах. Если вы припоминаете какой-нибудь случай, когда усопший сделал для вас лично или для кого-то отвлечённого, малознакомого, доброе дело — расскажите про него, но не рассказывайте историй, в которых фигурирует кто-то из присутствующих. Высказаться на поминках может каждый, но постарайтесь всё же не слишком затягивать свою речь : ведь многим из собравшихся и так тяжело.

Вы можете не знать абсолютно точно, как «правильно» провести поминки — не стоит слишком сильно волноваться из-за этого. Главное в данном случае — искреннее намерение и чистые помыслы в отношении усопшего. Делая что-то в память о покойном с открытым сердцем, вы не можете ошибиться. Важно помнить только одно: поминки в светском смысле нужны в большей степени живым, нежели усопшему: как и любое ритуальное действие в нашей жизни, призванное облегчить переживания и принять новую реальность жизни. Поэтому при организации поминок не забывайте о чувствах тех, кто придёт почтить память покойного.

Что же касается строго православных поминок , то здесь, конечно, лучше делать всё в соответствии с каноном, дабы не совершить по незнанию чего-либо неприемлемого с точки зрения РПЦ. Об этих правилах лучше узнать заранее в церкви — например, когда вы будете заказывать отпевание.

Поминки 40 дней: 7 правил, которых нужно придерживаться при организации, 10 блюд, которые можно приготовить, 6 молитв, что читаются на 9 и на 40 дней, 7 поминальных дат в христианстве.

Люди, не верящие в загробную жизнь, считают смерть – финальным аккордом человеческого бытия. Мол, умер – и все, ничего от него не осталось, кроме могилки. А про бессмертную душу – это все ерунда. Но даже среди закоренелых атеистов редко кто решается нарушать поминальные традиции.

40 дней поминки – возможность вспомнить умершего, выпить за упокой его души рюмашку, поставить свечу в церкви, собраться с родственниками.

Но эта дата далеко не единственная, которую нужно посвятить покойному.

В народе говорят, что человек жив, пока жива память о нем.

В первый год об усопшем вспоминают достаточно часто и не только убитые горем близкие, но и все, кто принимает участие в поминках.

Поминальные обряды являются обязательными у православных христиан. Они проводятся по конкретным правилам, которые нужно знать, чтобы обеспечить душе родного человека покой и благодать.

Условно любые поминки можно разделить на 2 части:

  1. Церковная. Сюда входит панихида, заказываемая родственниками в церкви, и ряд молитв, которые читают близкие по покойному. Невоцерковленные люди боятся совершить ошибку, заказать что-то не то, сделать что-то не так. Не стоит волноваться, ведь в любом храме вам подскажут правильное решение.
  2. Гастрономическая. То есть именно то, что мы и подразумеваем, когда произносим слово «поминки»: обед, на который зовут людей из близкого окружения усопшего, чтобы они помянули его душу.

Еще один важный момент – посещение кладбища. На поминки вы идете «в гости» к покойному, чтобы:

  • продемонстрировать ему – вы о нем не забыли;
  • привести в порядок могилку;
  • принести свежие цветы;
  • положить угощение для малоимущих, которые съедят его с благодарностью за помин души.

В первый год поминок достаточно много:

  1. После погребения. Именно в день похорон устраивается первый поминальный обед, на который обычно приглашаются все, кто отдавал последнюю дань уважения усопшему на кладбище.
  2. Завтрак. Утром после погребения семья отправляется на погост, чтобы отнести завтрак «покойному» и помянуть его возле могилки. Никто кроме самых близких родственников на это действие не приглашается.
  3. 3 дня. Эта дата важна именно для семьи покойного. Основные этапы поминовения: посещение захоронения и семейный обед.
  4. 9 дней. Считается, что до 9-ти дней душа человека обитает в «райских кущах», но пока не на небе. Поминки устраиваются именно на девятые сутки, потому что именно столько имеется «ангельских чинов».
  5. 40 дней. Согласно христианским канонам, именно на 40-й день Иисус Христос вознесся на небо – вот почему дата так важна для христиан. Поминки на «сороковины» – обязательное условие.
  6. Полгода. Дата поминок не считается обязательной, посему упускается многими. Если хотите вспомнить в этот день о своем родном человеке, посетите кладбище, закажите в церкви панихиду и посидите скромно в кругу семьи, вспоминая хорошее о покойном.
  7. 1 год. Последнее крупное поминальное число. В этот день не только заказывают поминальный молебен, но и организовывают большой обед в честь усопшего. В идеале нужно звать всех, кто был на похоронах, но если финансы не позволяют, то можно обойтись и меньшим числом «гостей».

По истечению года со дня смерти вы можете поминать своего родного человека, когда захотите (например, в день его рождения и смерти, в другие важные для вас даты), заказывая панихиды и раздавая конфеты за упокой души. Больших застолий уже можно не организовывать.

Наиболее важными датами поминок, помимо похоронного числа и 1 года, считаются 9-й и 40-й день. О них и поговорим далее более детально, ведь многие традиции позабылись.

9 дней: поминки по правилам

Это первая из трех важных поминальных дат. Есть определенные правила и традиции, которых нужно придерживаться.

Чего ждет душа от поминок на 9-й день

Согласно церковным догматам, именно 9 дней дается человеку после смерти, чтобы завершить свой земной путь, попрощаться с родными и близкими, которых довелось оставить и приготовиться к встрече с Господом.

9 – сакральное число в христианстве, ведь именно столько существует ангельских чинов. Именно ангелы должны привести дух покойника на 9-й день после смерти на Суд Господний, чтобы решилась ее судьба: остаться в раю или спуститься в ад, если прегрешения ее слишком тяжкие.

Но приговор пока не будет вынесен, и с 9-го по 40-й день душу ждут мытарства. Вот почему родственникам следует быть особо острожными в этот период, чтобы не усугубить грехи усопшего своими необдуманными поступками. И речь не только о правильной организации поминок.

Конечно, вы будете скорбеть по родному человеку, но важно, чтобы ваша скорбь не была настолько безутешной, что душа вообще не сможет покинуть этот мир.

Поминки на 9 дней по церковным канонам

От родственников требуется выразить свою скорбь по усопшему не бесконечными слезами, а молитвами и добрыми делами.

Обязательно в день поминок:

  1. Закажите панихиду в церкви.
  2. Отстойте службу в этот день, чтобы помолиться в храме за усопшего и поставить свечу, которая будет освещать для него путь в дни мытарств.
  3. Раздайте бедным сладости и деньги.

Можно совершить пожертвование от имени усопшего нуждающимся: детскому дому или дому престарелых, больнице, ночлежке для бездомных и т.д.

Обязательно посетите на 9-й день могилку, чтобы убрать засохшие цветы с дня похорон, зажечь свечу, помолиться о душе усопшего.

Если есть такая возможность, закажите литию – священник придет и помолиться на захоронении за вашего родного человека. Но допустимо и самостоятельно прочесть молитвы на поминках.

Помимо традиционного «Отче наш» можно читать вот такие молитвы:

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помните, что в молитве важны не столько сами слова, сколько искренность.

40 дней поминки: все, что нужно знать об этой дате

Это вторая важная дата в традиции христианского поминовения, которую ни в коем случае нельзя игнорировать, если заботитесь о том, чтобы усопшему было хорошо на том свете.

Что происходит с душой на 40-й день и нужны ли ей поминки?

Именно на 40-й день душа должна услышать вердикт Бога, где она будет находиться дальше: в Раю или Аду.

Считается, что именно по истечению этого времени душа полностью отрывается от тела и осознает, что мертва.

40-й день – последний срок, когда дух посещает родные места, чтобы проститься с мирской жизнью, близкими, дорогими сердцу вещами.

Родственникам и друзьям ни в коем случае нельзя сильно рыдать и причитать в день поминок, чтобы не усиливать страдания и без того неокрепшей души, не привязывать ее навсегда к земле, где бы она вечно скиталась между миром живых и мертвых.

Нередко можно услышать рассказы о том, что именно на 40-й день во сне родным являлся покойник, чтобы попрощаться.

А по истечению этого срока вы должны перестать ощущать его присутствие рядом. Если этого не случилось, то где-то на поминках вы допустили ошибку, сделали что-то, чтобы привязать душу покойного к земле.

Посоветуйтесь со священником, как исправить ситуацию.

Церковные правила поминовения на 40 дней

Сам умерший уже ничего не в силах изменить, не способен исправить ни одну из совершенных при жизни ошибок. А вот его близким под силу облегчить переход родного человека в Рай с помощью достойных поминок на 40-й день.

Закажите в церкви сорокоуст и дайте пожертвование на храм. Обязательно помолитесь самостоятельно (в храме или дома) своими словами или же текстами специальных молитв:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Аминь.

Не лишним будет отказаться на 40-й день от какого-то своего греха, например, пьянства или прелюбодеяния, чтобы облегчить мертвому переход в рай, либо же совершить денежное пожертвование в какой-то благотворительный фонд.

На 40-й день, помимо поминок дома или в каком-то заведении, посетите кладбище, чтобы:

  • отнести цветы;
  • зажечь свечу;
  • угостить малоимущих (если никого не встретите, положите угощение на могилку);
    помолиться;
  • проститься в последний раз – ведь скоро душа окончательно покинет землю.

Поминки по усопшим

Поминальный обед на 9-й и 40-й день

Важная часть поминального дня – это обед. Значима она, прежде всего, живым, ведь мертвым больше важно церковное поминовения и искренняя скорбь близких людей.

Помните, что ни на 9-й, ни на 40-й день не рассылают приглашения на поминки. Приходят те, кто помнит об усопшем и хочет почтить его своим вниманием. Посему поминовение обычно проходит в узком кругу друзей и родственников.

Вот ряд правил, которые нужно выполнять при организации поминок на 9-й и 40-й день:

  1. Не гонитесь за количеством еды. Не ставьте перед собой цели впечатлить «гостей», показать им, что у вас есть деньги, накормить присутствующих до отвала. Такая гордыня является грехом, от которого пострадает именно покойник.
  2. Смотрите на наличие поста в календаре. Если поминки на 40-й или 9-й день припали на церковный пост, откажитесь от мяса – вообще откажитесь. Допускается несколько блюд из рыбы, остальную пищу следует готовить из овощей на растительном масле. Если пост строгий, то молочные продукты тоже стоит исключить. Но даже если поминки припали на свободный от ограничений в еде период, не заваливайте стол мясом. Придерживайтесь в формировании меню политики умеренности.
  3. Не кладите на поминальный стол вилки. Они символизируют вилы, которыми пользуются черти в аду, чтобы мучить грешников. Основные столовые приборы – ложки, даже для вторых блюд и закусок. Неграмотным, возмущающимся по поводу отсутствия вилок на поминках, можно объяснить, почему вы поступаете именно так.
  4. Начните трапезу с молитвы «Отче наш». Попросите всех присутствующих помолиться за помин близкого человека и осенить себя крестным знамением, прежде чем приступать к обеду.
  5. Речи в память о покойном должны приветствоваться родственниками. Не нужно заставлять никого выступать, но и возбранять людям выступить, торопить их побыстрее закончить свою речь, нельзя. Присутствующие собрались не для того, чтобы наестся на неделю вперед, а затем, чтобы вспомнить добрым словом усопшего.
  6. Приготовьте помещение, где будут проходить поминки на 9-й и 40-й день. Обязательно поставьте фото усопшего с траурной лентой. Зажгите около изображения свечу или лампадку, поставьте букет цветов. Около фото ставится также стакан с водой, накрытый ломтиком хлеба, и столовые приборы, чтобы покойник потрапезничал вместе со всеми.
  7. Следите за порядком. Если увидите, что кто-то ведет себя неподобающим образом (сквернословит, смеется, громко разговаривает), осторожно сделайте этому некультурному человеку замечание. Если это не подействовало, попросите его удалиться, объяснив, что своим поведением он умножает вашу скорбь. Но ни в коем случае не затевайте скандалов на поминках – это большой грех и перед людьми, и перед Богом, и перед покойным.

Блюда, которые можно приготовить / заказать на поминки на 9-й и 40-й день:

Отдельно нужно сказать об алкоголе. Церковь не поощряет пьянки на поминки и считает, что можно и вовсе обойтись без спиртного, но люди обычно придерживаются иного мнения и ставят вино и/или водку на стол.

Не будет большого греха, если вы все же добавите спиртного к поминальному меню, но проследите за тем, чтобы присутствующие выпили не больше трех рюмок, иначе поминки превратятся в банальную пьянку, во время которой забудут, по какому поводу вообще собрались.

Проконтролировать количество выпитого на 9-й и 40-й день после похорон можно, ограничив число бутылок на столе. Прикиньте, сколько людей пришло на поминки и сколько бутылок вина/водки нужно, чтобы каждый выпил всего по 3 рюмки. Лишнее спрячьте и не поддавайтесь на просьбы алкашей, типа: «Принеси еще спиртного. Как же это на сухую Михалыча поминать? Он же обидится!».

40 дней – поминки, которые устраиваются лишь для самых близких. Важно не столько само застолье, сколько церковная составляющая поминовения и искренность ваших чувств к усопшему.