В каком веке возникла религия. Почему появилась религия

РЕЛИГИЯ - ровесница человечества. Во всяком случае, так считают археологи и антропологи. Даже в самых примитивных, неразвитых цивилизациях наблюдаются признаки той или иной формы религиозности. В «Новой британской энциклопедии» справедливо отмечается, что, «насколько известно науке, еще никогда на земле не существовало народа, который бы хоть в каком-то смысле не был религиозным».

2 Религия отличается не только солидным возрастом, но и многоликостью. У охотников за головами в джунглях Борнео, у эскимосов во льдах Арктики, у кочевников африканской Сахары, у жителей огромных мегаполисов - у любого народа на земле есть свой бог или боги, а также свое понимание того, как нужно им поклоняться. Можно только развести руками, глядя на это многообразие.

3 Встает закономерный вопрос: где истоки всех этих религий? Они такие разные, но вместе с тем и такие похожие, что невольно задаешься вопросом: появились ли они независимо друг от друга или же они ведут свое происхождение от некоей единой прарелигии? Да и почему вообще возникла религия? И как? Если мы хотим знать истину о вере и религии, нам нельзя пренебречь этими вопросами.

Где искать ее корни

4 Говоря о возникновении религии, люди, в зависимости от своего вероисповедания, вспоминают Будду, Конфуция, Мухаммада или Христа. Почти во всех религиях можно найти определенную центральную фигуру, давшую начало «истинной вере». Кто-то был смелым реформатором, кто-то философом-моралистом, а кто-то самоотверженным народным героем. Многие из этих людей оставили после себя писания или предания, ставшие фундаментом новой религии. Со временем их слова и поступки переосмыслялись, приукрашались и окутывались ореолом таинственности. Иных вождей в прямом смысле слова обожествляли.

5 Хотя названные личности считаются основателями известных религий, нельзя сказать, что они основали религию, как таковую. Чаще всего учения религиозных вождей вышли из колыбели уже существовавших религиозных представлений, пусть даже большинство из них и претендовали на то, что они ведомы свыше. Либо они просто реформировали и видоизменили религиозные системы, которые в чем-то их не устраивали.

6 Например, согласно историческим данным, индийский принц, ставший впоследствии Буддой, однажды был потрясен созерцанием страданий, переполнявших индуистское общество. Он стал искать решения проблем, омрачающих жизнь, и это привело к возникновению буддизма. Также и Мухаммада возмущало идолопоклонство и безнравственность, которые он видел в религиозных обычаях своих современников. Позже он объявил, что получил от Бога откровения, которые легли в основу Корана, ставшего священной книгой нового религиозного течения - ислама. Что касается протестантизма, то он отпочковался от католицизма в ходе Реформации, начавшейся в первой четверти XVI века. В то время Мартин Лютер выступил против торговли индульгенциями, которую вела Католическая церковь.

7 Итак, сегодня имеется достаточно сведений о возникновении и развитии ныне существующих религий, об их основателях, священных текстах и тому подобном. Но что можно сказать о религиях, которые им предшествовали? А о тех, что были еще раньше? Все дальше углубляясь в историю, мы рано или поздно зададимся вопросом: как возникла религия? Чтобы на него ответить, нам придется выйти за рамки отдельно взятых религий.

Гипотезам несть числа

8 Происхождение и развитие религии - относительно новая область познания. Веками люди в большей или меньшей степени принимали знакомые с детства религиозные традиции. Обычно они довольствовались рассказами отцов и дедов, считавших свою религию непреложной истиной. Людям и в голову не приходило в чем-то усомниться или попытаться выяснить, как, когда и почему возник тот или иной обычай. Из-за ограниченной свободы передвижения и узкого круга общения не так-то много людей вообще знали, что на земле есть еще какие-то религии.

9 Однако в XIX веке ситуация стала меняться. Умами интеллигенции завладела теория эволюции. С приходом эры научных открытий люди стали подвергать сомнению все, в том числе и религию. Некоторые ученые пришли к заключению, что, изучая современные религии, до их истоков все равно не докопаться. Поэтому они переключились на изучение памятников древнейших цивилизаций или отправились в отдаленные уголки мира, где люди еще жили в примитивных общинах. Вооружившись методологиями разных научных дисциплин - психологии, социологии, антропологии,- они стали штурмовать вопросы, как возникла религия и почему.

10 К чему же это привело? Ученые выдали на-гора целую серию разноголосых теорий, соревнуясь друг с другом в смелости и экстравагантности выводов. Причем теорий, пожалуй, было не меньше, чем самих исследователей. Одни вывели ценные положения; усилия других ушли в забвение. Краткий обзор их исследований будет познавателен и поможет лучше понять религиозные воззрения наших современников.

11 Английский антрополог Эдуард Тайлор (1832- 1917) выдвинул так называемую теорию анимизма . Он предположил, что сны, видения, галлюцинации и безжизненность мертвых тел привели первобытных людей к заключению, что в их теле живет душа (лат. anima). Поскольку им часто снились умершие родственники, они, согласно этой теории, думали, что душа продолжает жить после смерти: покидает тело и вселяется в деревья, скалы, ручьи и тому подобное. В итоге люди стали обожествлять умерших и те предметы, в которые, по их мнению, переселялись души. Так, по словам Тайлора, и появилась религия.

12 Другой английский антрополог, Роберт Маретт (1866-1943), модифицировал теорию Тайлора и предложил свою версию, которая стала известна как теория аниматизма . Изучив поверья меланезийцев, живущих на островах Тихого океана, и коренного населения Африки и Америки, Маретт пришел к выводу, что у первобытных людей не было понятия о человеческой душе. Они скорее верили в некую безличную или сверхъестественную силу, которая все одушевляет. Такая вера вызывала в человеке чувство благоговения и страха, ставшее основой его примитивной религии. По Маретту, религия появилась прежде всего как эмоциональная реакция человека на неведомое. Маретт любил говорить, что религия «не столько выдумывается, сколько вытанцовывается».

13 В 1890 году шотландский этнограф-фольклорист Джеймс Фрейзер (1854-1941) опубликовал свою знаменитую книгу «Золотая ветвь», в которой заявил, что своим происхождением религия обязана магии. Согласно Фрейзеру, вначале человек пытался оказывать влияние на свою жизнь и окружающий мир, подражая тому, что видел в природе. Например, человек думал, что если покропить водой землю под грохот барабанов (имитация грозы), то можно вызвать дождь, а если исколоть шипами изображение своего врага, то можно навести на него порчу. Так получили распространение ритуалы, заклинания и магические предметы. Когда они не действовали, человек, вместо того чтобы подчинять себе высшие силы, пытался договориться с ними полюбовно и всячески их задабривал. Заклинания и ритуалы преобразились в молитвы и жертвоприношения - так возникла религия. Сам Фрейзер объяснил: «Под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека».

14 Даже знаменитый австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856-1939) в своей книге «Тотем и табу» пытался объяснить происхождение религии. Верный своему ремеслу, Фрейд утверждал, что религия появилась из так называемого отцовского комплекса. По его мнению, так же, как в табунах диких коней и быков, в человеческой «первобытной орде» вожаком был отец. Сыновья одновременно ненавидели его и восхищались им. Чтобы завладеть отцовской силой, говорил Фрейд, эти дикари «соединились, убили и съели отца». Однако позже угрызения совести заставили их придумать различные обряды и церемонии, чтобы искупить свою вину. Согласно фрейдовской теории, образ отца стал Богом, обряды и церемонии - первейшей религией, а поедание убитого отца - традицией причастия, которую практикуют многие религии.

15 Это, конечно, не все теории, которыми пытались объяснить происхождение религии. Многие из них были навсегда забыты. Но и те, что остались, нельзя назвать бесспорными и надежно обоснованными. Просто-напросто они не подтвердились никакими историческими фактами и свидетельствами. Они были всего лишь плодом воображения исследователей, гипотезами, которые быстро сменяли одна другую.

Ложная посылка - ошибочный вывод

16 После долгих лет отчаянных стараний разобраться в том, как возникла религия, многие решили для себя, что этот вопрос так и останется тайной за семью печатями. Во-первых, потому, что кости и другие ископаемые остатки не могут нам поведать, о чем думали древние люди, чего боялись и что их побуждало преклоняться перед высшими силами. Любые выводы, которые делаются на основании этих находок,- в лучшем случае гипотезы. Во-вторых, религиозные представления живущих сегодня так называемых примитивных людей (например, аборигенов Австралии) нельзя считать надежным показателем того, о чем думали и как вели себя наши предки. Никто в точности не знает, как в течение веков изменялась человеческая культура.

17 Поэтому в книге «Религии мира: от древности до современности» сделан такой вывод: «Современный историк религии знает, что выяснить происхождение религии невозможно». А в отношении попыток сделать это автор книги замечает: «В те годы теоретики по большей части были озабочены не столько описанием или объяснением религии, сколько ее десакрализацией. Они понимали: если доказать, что ранние формы религии основаны на иллюзиях, то можно подорвать основы более поздних и развитых религий» (Parrinder G. World Religions- From Ancient History to the Present).

18 Это меткое наблюдение показывает, почему различные «научные» исследования в области происхождения религии не дали удовлетворительных результатов. Логика подсказывает, что прийти к верным выводам можно, только строя на верном основании. Если исходить из ложной посылки, остается мало шансов прийти к верным выводам. Раз ученые мужи так и не дали вразумительного объяснения происхождению религии, то возникают серьезные сомнения в первооснове их рассуждений. Руководствуясь предвзятым мнением и всеми способами дискредитируя религию, они, по сути, вели к тому, что Бога нет.

19 Подобная ситуация существовала до XVI века в астрономии. Было много теорий движения планет, но ни одна не была удовлетворяющей. Почему? Потому что все они исходили из положения, что Земля - центр Вселенной и все звезды и планеты вращаются вокруг нее. Настоящего прогресса не было и быть не могло, пока ученые - и церковь - не признали бы факт, что Земля не центр Вселенной, что она вращается вокруг Солнца, центра Солнечной системы. Поскольку многочисленные теории не смогли объяснить очевидные факты, непредвзятые умы решили пересмотреть основу современного им представления о мире, а не изобретать очередную теорию. И это увенчалось успехом.

20 Этот же принцип подходит и к исследованиям в области происхождения религии. В мире стали популярными теория эволюции и атеизм, и многие люди как аксиому приняли то, что Бога нет. Исходя из этого, они стали искать объяснение существования религии в самом человеке - в его мыслях, потребностях, страхах, комплексах. Ухватившись за высказывание Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», они объявили, что Бог был придуман человеком. (Смотрите рамку на странице 28.)

21 Поскольку многие теории так и не привели к искомому результату, может, пришло время перепроверить фундамент, на котором они зиждутся? Может, вместо того, чтобы ходить по замкнутому кругу, стоит поискать ответы где-то еще? Если отбросить предубеждения, свежий подход может оказаться вполне здравым и научным. Давайте рассмотрим один пример.

Искания древних

22 В I веке н. э. греческий город Афины был известным научным центром. Там образовалось много философских школ, например эпикурейская и стоическая, каждая со своими представлениями о божествах. Поэтому в Афинах существовало множество культов различных богов. Естественно, город был полон рукотворных идолов и храмов (Деяния 17:16).

23 Приблизительно в 50 году н. э. в Афины прибыл христианский миссионер - апостол Павел. То, чему он стал учить афинян, для них было в диковину. Павел сказал: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, Господь неба и земли, не живет в рукотворных храмах, и руки человеческие не служат ему, как будто он в чем-нибудь нуждается, потому что он сам дает всем жизнь, и дыхание, и все» (Деяния 17:24, 25).

24 Иными словами, Павел дал понять афинянам, что истинный Бог, «сотворивший мир и все, что в нем»,- не плод воображения и ему нельзя угодить выдуманными ритуалами. Истинная религия не есть лишь попытка человека удовлетворить свою некую психологическую потребность или заглушить страх. Поскольку истинный Бог - это Создатель, который даровал людям разум, логично, что он должен был бы оставить им возможность для столь необходимого общения с собой. По словам Павла, Бог так и поступил. «От одного человека он сотворил всякий человеческий народ для обитания по всему лицу земли... чтобы они искали Бога, не ощутят ли его и не найдут ли, хотя он и не далеко от каждого из нас» (Деяния 17:26, 27).

25 Обратите внимание на ключевую мысль слов Павла: «От одного человека он [Бог] сотворил всякий человеческий народ». Хотя на земле живет много народов, ученые пришли к выводу, что все они - выходцы из одной семьи. Это очень важный момент, поскольку, если люди имеют общее начало, значит, они связаны не только биологически и генетически. У них есть еще много общего.

26 Интересно, что говорится в книге «Всемирная история религиозной практики» о человеческих языках: «Ученые, которые изучали и сопоставляли языки народов мира, сделали вывод, что все они подразделяются на группы и семьи и ведут свое происхождение из одного источника» (Story of the World’s Worship). Иными словами, языки не появились отдельно и независимо друг от друга, как хотелось бы верить эволюционистам, которые предполагают, что пещерные люди в разных частях земли - Африке, Европе и Азии - сначала объяснялись мычанием и рычанием, но в конце концов заговорили разными человеческими языками. Все говорит за то, что языки «ведут свое происхождение из одного источника».

27 Если это правда в отношении языка - неотъемлемой части культуры и жизни человека,- тогда не было бы разумно предположить, что человеческие представления о Боге и религии тоже должны иметь общий источник? Ведь религия связана с мышлением, а мышление - с речевыми способностями. Не то чтобы все религии произошли от одной религии, скорее должна прослеживаться их связь с неким источником, из которого почерпнуты религиозные идеи и верования. Есть ли тому доказательства? А если религии и правда имеют общее происхождение, то какое? И как об этом узнать?

Разные, но схожие

28 Найти ответы на свои вопросы мы можем подобно тому, как лингвисты находят ответ на вопрос о происхождении языков. Сравнивая языки друг с другом, этимологи могут установить их родство и определить их происхождение. Так и мы, сравнивая религии - их устроение, доктрины, легенды, обряды, устои,- сможем посмотреть, связаны ли они общей нитью, и если да, то куда эта нить ведет.

29 На первый взгляд, многие религии сегодня заметно отличаются друг от друга. Однако, если отбросить явные прикрасы и поздние добавления, а также различия, возникшие под влиянием климата, языка, географии и других факторов, можно отметить довольно любопытное сходство между ними.

30 Взять, к примеру, католицизм и буддизм - религии Запада и Востока. Такие, казалось бы, непохожие! Но что выявляется, если отбросить культурное и языковое наслоение? Если взглянуть без предубеждения, можно увидеть, что между ними много общего. Обе религии используют ритуалы и церемонии, в которых применяются свечи, благовония, святая вода, четки, образы святых, песнопения, молитвенники и даже символ креста. Обе религии традиционно содержат женские и мужские монастыри и хорошо известны особыми одеяниями священников, их обетом безбрачия, праздниками и ограничениями в пище. Это далеко не полный перечень, но его достаточно, чтобы задаться вопросом: почему две религии, настолько далекие друг от друга, имеют столько общего?

31 Не менее любопытно и сравнение других религий. Выясняется, что есть такие верования, которые свойственны практически всем религиям. Большинство из нас слышали о бессмертии человеческой души, о воздаянии на небе для добрых или вечных муках в преисподней для злых, о чистилище, о три- или многоипостасном боге, о богородице или царице небесной. Есть еще много других легенд и мифов, похожих друг на друга. Например, о том, как человек своей греховной попыткой достичь бессмертия навлек на себя немилость Бога, о необходимости приносить жертвы для искупления греха, о поисках дерева жизни или источника молодости. Также легенды о богах и полубогах, которые жили среди людей и производили на свет исполинов, и о Потопе, истребившем с земли почти все человечество.

32 Какой можно сделать из этого вывод? Нельзя не заметить, что народы, сохранившие эти сказания до наших дней, живут далеко друг от друга. Они сильно разнятся своей культурой, обычаями, бытом. И все же в их религиях много общего. Хотя не у всех народов есть все перечисленные выше легенды, но хотя бы некоторые из них есть у всех. Встает резонный вопрос: почему? Основные религиозные воззрения - в большей или меньшей степени - словно были почерпнуты из одного источника. Со временем эти базовые идеи видоизменялись и приукрашивались, так что из них рождались новые учения. Однако их общие черты очевидны.

33 Логично заключить, что сходство основных понятий во многих религиях мира - это доказательство того, что они не возникли изолированно и независимо друг от друга. Их вероучения скорее должны иметь общее основание в далеком прошлом. Что это могло быть?

Легендарный золотой век

34 Любопытно, что среди таких распространенных по всему миру легенд есть сказание о некоем золотом веке, или первобытной эпохе, когда человек был невинным, жил мирно и счастливо в общении с Богом, не зная болезней и смерти. Мотивы райского начала, различающиеся только в деталях, можно найти в писаниях и легендах многих религий.

35 В Авесте, священной книге зороастризма - религии древних персов, говорится о « Ийме прекрасном, богатом стадами». Он был тем, «кому из людей... впервые открылся» бог Ахурамазда. Йима должен был стать «для... созданий [Ахурамазды] покровителем, защитником, надзирателем». С этой целью он должен был сделать Вару, подземное убежище для всех живых существ. В этом убежище не было места «ни спорливости, ни наветливости, ни невежливости, ни неверия, ни бедности, ни обмана, ни низкого роста, ни уродливости, ни выломанных зубов, ни чрезмерного тела». На людях не было клейма, наложенного злым духом. Они жили среди «высочайших и благовоннейших» деревьев и золотых колонн; они были «на этой земле величайшими, лучшими и прекраснейшими» (перевод К. Залемана).

36 Древнегреческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» поведал о пяти веках, или эпохах, человеческой истории, первым из которых был золотой век, когда люди наслаждались бесконечным счастьем. Он писал:

Создали прежде всего поколенье людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских...

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

Перевод В. Вересаева

Согласно греческой мифологии, этот легендарный золотой век кончился тем, что Эпиметей взял в жены прекрасную Пандору - дар Зевса. Как-то раз Пандора подняла крышку своего ларца, и оттуда вдруг вылетели беды, пороки и страданья, от которых люди уже не могли избавиться.

37 Древние китайские легенды тоже повествуют о золотом веке, который приходился на царствование Хуан-ди («желтого императора»), правившего будто бы сто лет (XXVI век до н. э.). Ему приписывается изобретение чуть ли не всех благ цивилизации: одежды, жилища, транспорта, оружия, военной тактики, земледелия, ремесел, шелкопрядения, музыки, языка, математики, календаря и так далее. В годы его правления, как рассказывают, «воровства и драк Китай не ведал. Жили люди тихо, дружно. Небо даровало дождь и солнце людям. Плодоносной, щедрой к ним земля была. Кротки были звери, птицы. Начиналась с рая древняя история Китая». Китайцы по сей день считают себя потомками Желтого императора.

38 Похожие легенды о счастье и совершенстве на заре человеческой истории мы находим в религиях многих народов, например египтян, тибетцев, перуанцев, мексиканцев. Случайно ли это? Совершенно изолированные друг от друга народы, не похожие между собой ни культурой, ни языком, ни обычаями, имеют одинаковое представление о своем происхождении и одинаково его объясняют. Что это - простое совпадение? Логика и жизненный опыт подсказывают, что это невероятно. Наоборот, как раз в этом хитросплетении легенд где-то и скрывается зерно истины о происхождении человека и его религии.

39 Действительно, во всех легендах о ранней истории человечества много общих элементов. Если собрать их воедино, то вырисовывается более ясная картина: Бог сотворил первых мужчину и женщину и поселил их в раю. Сначала они были довольны и счастливы, но вскоре ослушались Создателя и потеряли свое прекрасное жилище; так в их жизнь вошли лишения и труд, изнурение и страдания. Со временем нравы пришли в полный упадок, и Бог наказал человеческий род, наслав великое наводнение, которое погубило всех, за исключением одной семьи. Когда люди снова размножились, некоторые из потомков той семьи стали наперекор Богу возводить огромную башню. Бог сорвал их план, внеся путаницу в их язык и рассеяв их по всей земле.

40 Является ли такое воссоздание исторических событий лишь плодом ученых фантазий? Нет. Раннюю человеческую историю представляет в таком виде Библия (в первых 11 главах книги Бытие). Хотя мы сейчас не обсуждаем достоверность Библии, хочется отметить, что библейская версия в общих чертах отражается в легендах многих народов. Согласно Библии, отправной точкой, с которой началось расселение, была Месопотамия. Люди несли с собой свои воспоминания, обычаи, взгляды. Со временем все это обрастало толкованиями, искажалось и становилось стержнем национальных религий. Иными словами, книга Бытие в чистом виде представляет целостную картину, показывающую, где коренятся мифы различных религий мира о происхождении человека и его верований. Люди, конечно, прибавили много своего, но родство их религий очевидно.

41 В следующих главах этой книги мы подробно обсудим, как возникли и развивались некоторые религии. Вам будет интересно узнать не только о различиях между религиями, но и об их сходствах. Вы увидите, какое место каждая из них заняла во всемирной истории религии. Также мы поговорим о том, какие существуют священные тексты и как они связаны между собой, какие религиозные взгляды повлияли на основателей и вождей тех или иных религий, как религия повлияла на поступки людей и на общий ход истории. Изучая в свете всего этого долгую историю духовных исканий человечества, вы сможете приоткрыть для себя истину о религии и религиозных учениях.

Итак, первые религиозные представления у людей появились около 50-100 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся захоронения первобытных людей, но также и их рисунки на стенах пещер. По ним можно судить, что наши далекие предки приписывали сверхъестественную силу явлениям природы, растениям и животным. Они поклонялись солнцу, земле, луне, ветру, дождю, огню, грому, молнии, морям, рекам и озерам. Чтили медведя, волка и других животных, считая их своими предками, родоначальниками человеческих родов - тотемами. Верили, что тотемы покровительствуют роду, если род их чтит и обращается к ним за помощью. Позднее возникли представления о душе, добрых и злых духах, о богах.

Жизнь древних людей была очень тяжелой, полной опасностей и лишений. Борясь за существование, человек осваивал природу, приручал животных, учился земледелию, искусству охоты. Но путь этот был трудным и мучительным. Человеку нередко угрожала смерть от голода и ран, полученных на охоте, от многочисленных болезней.

Река, служившая средством передвижения, источником питания (рыболовство), вдруг выходила из берегов, затопляла его жилище, посевы. Небо, дававшее человеку свет и тепло, обрушивалось на него ливнем и градом. Лес, служивший кровом, загорался и уничтожал вес вокруг. Почему это происходит, какие силы действуют? На эти вопросы древний человек ответить не мог. Эта беспомощность человека перед природой и порождала веру в сверхъестественные силы, которые якобы могут делать добро и зло. От них человек ждал помощи. На них пытался воздействовать усиленными просьбами, колдовством, жертвоприношениями.

Бессилие человека перед природой и было основной причиной возникновения первых религиозных представлений, первобытной религии, которая существовала в форме фетишизма, тотемизма, магии, колдовства, веры в существование души отдельно от человека. Основной причиной, но не единственной. Ведь и до этого человек был бессилен перед природой еще в большей степени, но религия не возникала. Дело, очевидно, в свойствах человеческого мышления, в степени его развития. Пока человек не осознал своего бессилия перед природой, она не пугала его, не порождала в его мозгу фантастических представлений.

Осознавать свое бессилие перед природой человек стал лишь тогда, когда его мозг приобрел способность к отвлеченному мышлению, мышлению понятиями, которые в процессе рассуждений могут быть оторваны от реальных вещей и явлений и ошибочно представлены как реально существующие. Так человек домышлял мир сверхъестественный, мир духов, богов, которые якобы реально существуют. Причиной возникновения у человека ложных понятий явилось чувство слепого страха перед силами природы. До сих пор существует поговорка: «У страха глаза велики».

Народ правильно подметил, страх уродует сознание человека, затрудняет познание мира. Страх мешает верующему человеку проверять свои понятия, сообразуя их с действительностью.

Свои собственные свойства человек переносил на природу, а затем обособлял их в образах духов, богов, которые жили в его сознании подобно людям. Так, например, когда при первобытнообщинном строе на определенном этапе его развития появляются бедные и богатые и исчезает равенство, духи тоже начинают делиться на более сильных и более слабых.

Таким образом, отвлеченное мышление таит в себе и возможность возникновения ошибочных религиозных представлений, появляющихся от страха и бессилия перед природой. Эти причины возникновения религиозной веры В. И. Ленин назвал «гносеологическими корнями религии». (Гносеология - теория познания).

Однако раскрытие гносеологических корней религии еще не дает в полной мере ответа на вопрос: почему человеческие заблуждения принимают религиозную форму? Ведь не всякая ошибка познания приобретает характер религиозной иллюзии. Многие ложные представления древности были успешно преодолены человечеством по мере развития науки и практики.

Значит, религиозная вера питается не только ошибками и трудностями познания. Она превращается в религиозное верование лишь при условии, если люди нуждаются в подобных верованиях.

Выше уже говорилось о зависимости человека от природы. Но только ли перед природой был бессилен человек? С изобретением металлических орудий труда он уже стал меньше ее бояться, и можно было бы предположить, что религия, порожденная бессилием человека перед природой, должна была бы исчезнуть.

Так оно, возможно, и произошло бы, если бы на определенном этапе развития не возникла частная собственность, а затем и классы. С появлением классов- рабов и рабовладельцев, а затем - крепостных крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов- беспомощность человека перед природой сменялась бессилием трудящихся перед классом эксплуататоров. «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами,- говорил В. И. Ленин,- так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду». «Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д.,- вот в чем самый глубокий современный корень религии»,- писал В. И. Ленин.

В социалистическом обществе, где ликвидированы частная собственность, эксплуатация человека человеком, подорваны глубокие социальные корни религии.

Позиция богословов и верующих (по воле бога возникает религия и все события) весь исторический процесс определяется промыслом божьим. Бог как творец (единственный). Продумал каждого из нас, от момента рождения до смерти. Есть и деятельность человека, отличающаяся от божественного плана (алкоголизм, наркомания и тд), ведь каждый рождается свободным, свобода воли. Человек сопомощник бога. В конце жизни с тебя всё спросят, будешь отвечать за содеянное. Существует 2 пути. Один божий путь, ведёт в рай, второй путь дьявола, ведущий в ад. Удвоение мира главный признак религии: мир реальный, земной и сверхъестественный мир(загробный). Смерть с точки зрения религии не конец, а переход из естественной в сверхъестественную жизнь. Бог вечен, религия ВЕЧНА.

Биолого-антропологическая (творец религии-человек). Религия возникает в сознании человека спонтанно, самопроизвольно. Внешние причины не играют никакой роли. Сознание первично. Люди создавшие мировые религии: Иисус Христос, Мухаммед, Будда.

Материалисты (создает религию человек, но в отличие от биолого-антропологического подхода, религия - не где кроме бытия возникнуть не может. Возникает не в сознании человека, а сознание отражает причину возникновения религии. Господство внешних сил (природы и общества) над человеком - причина возникновения религии.

Влияние на человека внешних сил человек способен преодолеть, а господство внешних сил порождает религию. Влияние (дождь, снег), а господство (ураган, наводнение). Если полное господство внешних сил- не возникает религия, людям не до этого.

2. Структура религии

С точки зрения богословов человек самостоятельно структурировать не может. Это тайна бога, которой он делится с человеком. Знаем о сверхъестественном - от посланников, пророка божьих. Самостоятельно человек познать не может.

Светские исследователи говорят, что человек может самостоятельно определить структуру религии.

Религиозное сознание В религиозном сознании выделяются религиозные представления и религиозные настроения.

Религиозное поведение. В религиозном поведении выделяется религиозное действие.

Религиозные действия часто называют культовыми действиями. Но религиозный культ понятие более широкое. Определяя культ-религиозное действие+материальные объекты которые при этом используются. Храм-культовое место, священник-представитель культа, иконы, кресты-культовая атрибутика. Всё это состоит культ. Культ очень глубоко символичен. Горящая свеча-символ горения христианской души перед богом. Дым благовонии из кадила-возносящиеся молитвы от верующих к богу. Культ необходим любому верующему человеку т.к. культ символизируют прямую связь верующего и бога. Молитва-восхваление бога и просьбы.

3) Ранние формы религии

Фетишизм - рога оленя,зуб хищника, подкова (взаимодействие части и целого)

Магия - близка к фетишизму, но фетишизм предполагает наличие сверхъестественных сил в самом объекте без воздействия на материальные объекты. А магия и колдовство верят в сверхъестественные свойства объектов, но предполагается воздействие на материальные объекты. Если объект магии далеко нужен заменитель. Заменитель: часть от объекта от человека (волос, зуб, одежда которую носил). Часть и целое тождественны. Подобное порождает подобное. Есть белая и черная магия. Образ (рисунок, фотография,след) наделён силой воздействия на человека.

Тотемизм - тотем животное, реже растение. Обожествление сверхъестественной связи животного и человека. Тотем-единство рода или племени. Род или племя комфортно себя чувствуют только в той территории где распространено животное-тотем. Они чувствуют себя правителями территории где распространён животное-тотем.

Анимизм - вера в то, что каждый объект материальной природы окружающей человека и сам человек имеет душу. Человек 2 субстанции: тело и душа. Душа состоит из тонкой материи, совершает то что не может тело человека (летать, проходить сквозь стены). Душа жива самостоятельной жизнью только во время сна. Смерть человек мало отличается от тела. Во сне уходит душа и возвращается, а смерть когда не возвращается в тело никогда. Род не на кровном родстве, а на духовном.

Похороны-подготовка к жизни загробной и вечной. Несколько типов похорон: под землёй, на земле, кремация. Жизни потусторонняя-продолжение жизни земной.

Шаманизм - предполагает формирование настоящего профессионального служителя культа. Ш предполагает духов нескольких категорий; дух-покровитель (превращающий человека в шамана, обряд пересотсворения-появление шамана. Дух сдирает мясо со скелета промывает в чистой реке, ищет лишнюю кость и собирает заново). Если шаман не обладает лишней костью то выходит из обряда в гематомах. Применение природных глюциногенов. Шаман- первый посредник между потусторонним миром и человеком.

Человек обожествляет материальный объект - ранние формы религии. Просимый результат должен последовать сразу или вскоре. Если просимого результата нет - сверхъестественные силы покинули мат объект.

Культ умилостивительный. Обожествляется вера в сверхъестественные свойства объектов мира сверхъестественного. Вера в сверхъестественные силы сверхъестественного мира. Пример: Принести в жертву чтобы пошел дождь. Просимого результата можно не дождаться. Под сомнение сверхъестественное не ставит.

А также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается , но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как , обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

  • Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
  • Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
  • Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
  • Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
  • Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

И признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

  • произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
  • совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
  • соблюдение поста в месяц рамадан;
  • раздача милостыни бедным;
  • совершение паломничества в Мекку (хадж).

Страница 1

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.

2. Религия – продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик–Коба и Тешик–Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик–Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологические

детерминанты. Их обычно называют «корнями религий». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.