Ведущая тема вновь я посетил. Стихотворение «Вновь я посетил…» А.С

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Вновь я посетил…» было написано А.С. Пушкиным в Михайловском в 1835 году. 25 сентября 1835 года Пушкин писал жене: «…Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки; а все потому что не спокоен. В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею, иногда даже чистым русским языком. Например, вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог не я сказать, что она переменилась. А она мне: да и ты, мой кормилец, состарился, да и подурнел». Принято считать, что эти строки легли в основу содержания стихотворения. В.А. Жуковский опубликовал его в V томе «Современника» под произвольным названием «Отрывок» уже после смерти поэта.

«Вновь я посетил…» – произведение реалистического стиля, мы можем отнести его к философской лирике. Основная тема произведения – скоротечность времени, закон вечного обновления жизни.

В начале стихотворения в рассказ о настоящем вкрапляется мысль-воспоминание:

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

«Уголок земли» – это определение говорит об особой привязанности, любви к этому месту. Себя же автор называет «изгнанником», точно характеризуя обстоятельства жизни опального поэта. И уже здесь звучит мотив быстротечности времени, «общего закона», которому подвластен человек:

Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…

Поэт чувствует мудрость этого «общего закона», потому что благодаря его действию поддерживается вечное торжество жизни. Однако знакомый «уголок земли», его природа, мерный, однообразный ритм жизни – все это, казалось бы, неподвластно времени. На первый взгляд тут все осталось по-прежнему. С легкой грустью вспоминая о прошлом, поэт узнает знакомые места: «опальный домик», где жил «с бедной нянею», «холм лесистый», «озеро», с «отлогими брегами», «мельница», «нивы златые», «три сосны». Здесь у Пушкина как бы сливаются два времени – прошлое и настоящее: «Минувшее меня объемлет живо». Некоторые реалии прошлого существуют в настоящей реальности, остальные – живут в сознании поэта, в его благодарной памяти. Здесь же возникает едва ощутимый мотив смерти, бренности человеческого бытия. «Опальный домик» одинок: «бедной няни» уже нет в живых, не слышно больше ее «шагов тяжелых».

Таким образом, тема «общего закона бытия» и тема «вечной жизни природы» здесь как будто противоборствуют на протяжении всей данной части стихотворения: подчиняясь ходу времени, изменился сам поэт, уже нет няни, но знакомый «уголок земли», кажется, не только неподвластен времени, но застыл в неподвижности. Прошлое оказывается «живо» в настоящем. «Минувшее» в точности такое же, как и ранее, пока поэт не замечает здесь никаких изменений. Синея, «стелется широко» озеро, рыбак неизменно тянет за собой «убогий невод», за деревнями «скривилась мельница», в «гору подымается дорога», три сосны «стоят поодаль» – все эти картины совпадают и в воспоминаниях поэта, и в его новом впечатлении. Но вот, проезжая мимо трех старых сосен, он замечает изменения в природном мире:

…Они все те же,
Все тот же их, знакомый уху, шорох -
Но около корней их устарелых
(Там некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их, как дети…

Образ трех сосен – центральный образ стихотворения. Именно этот образ воплощает основную пушкинскую идею – мудрость закона вечного обновления жизни. Природа у Пушкина олицетворена. Молодые сосны поэт называет «зеленой семьей». Возле старых корней могучих сосен молодые «кусты теснятся», «как дети». А одинокая сосна уподоблена «старому холостяку», лишенному потомства:

А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.

Здесь мотив противостояния человека и природы внезапно приглушается, а затем незаметно переходит в противоположный – мотив единства человека и природы. Природа, как и человек, подвержена влиянию времени. Человек осознается здесь частицей природы, живущей по тем же законам. В этом у поэта величайшая мудрость вечного обновления жизни, вечного торжества юности. Здесь возникает мотив будущего, «младого, незнакомого племени»:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст…
Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Темы прошлого, настоящего и будущего сливаются в жизнеутверждающей интонации финала стихотворения.

Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – это настоящее время, приезд поэта в Михайловское. Вторая часть – картины природы и воспоминания о прошлом, сравнение прошлого и настоящего. Третья часть – мысли о будущем. Композиция стихотворения нашла свое отражение в языковых средствах.

Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом. Размышления поэта сохраняют естественность разговорной интонации, которая подчеркивается отсутствием рифм, сочетанием стихов, содержащих цезуру и лишенных ее. Непринужденность речи и одновременно эмоциональность ее создаются обилием синтаксических переносов. В произведении мы можем отметить скромные, точные, уместные эпитеты («опальный домик», «шагов ее тяжелых», «кропотливого ее дозора», «убогий невод», «нив златых», «пажитей зеленых»), метафору («Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их, как дети»). В третьей части употреблены глаголы в форме будущего времени: «увижу», «перерастешь», «услышит», «пройдет», «вспомянет». Противостояние прошлого и настоящего, перетекающего в будущее, нашло свое отражение и в синтаксисе. Так, в сложных предложениях мы часто встречаем тире, подчеркивающее контрастное сравнение времен, жизненных периодов. Лексика стихотворения разнообразна: здесь есть слова и разговорно-бытового, «низкого» стиля («насилу», «сиживал», «вспомянет»), и «высокого» стиля («объемлет», «под сенью»), и славянизмы («по брегам», «младая», «главу»). В произведении есть аллитерации и ассонансы: «вечор еще бродил Я в этих рощах», «Знакомым шумом шорох их вершин», «ворочая при ветре».

Стихотворение «Вновь я посетил…» как нельзя лучше характеризует духовный облик поэта. Человек смертен, но жизнь вечна, она принадлежит будущим поколениям, и в этом есть и смысл, и надежда – такова основная идея стихотворения. Сходные мысли мы находим и в других произведениях Пушкина. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» поэт замечает:

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

Об этом же поэт пишет и в письме П.А. Плетневу в 1831 году: «Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». Таким образом, в лирике Пушкина 30-х годов человек включен в жизнь предшествующих и грядущих поколений. Оптимистическое мировосприятие, вера в разумность жизни, в конечную победу света над мраком – все это нашло свое отражение в данном произведении.

Стихотворение «Вновь я посетил…» было создано во время последне-
го приезда Пушкина в село Михайловсков. Здесь
прошло детство поэта, здесь он провёл два года
ссылки.
Прошедший 1834-й год был для Пушкина тяжёлым: пожалование царём звания камер-юнкера, нелепого и смешного в его возрасте, долги и расстройство хозяйственных семейных дел, конфликт с великосветским обществом, которое не могло про-
стить поэту его превосходства, и, наконец, потрясшее
поэта событие: полиция распечатала его письмо к
жене. Теперь поэт понимает свободу и как личную
духовную независимость.
Поездка на полтора месяца в Михайловекое в начале сентября 1835 года была для поэта попыткой обдумать свою жизнь, желанием порвать со столичной суетой, поселиться в деревне, заняться хозяйством. Несмотря на сложный период в жизни, поэт находит в себе силы для оптимизма и понимает, что истинное умиротворение ему даёт лишь общение с
природой. Он даже принимает решение поселиться в
Михайловском. Но этому не было суждено сбыться —
менее чем через полтора года Александр Пушкин
Погибнет на дуэли, так и не воплотив в жизнь мечту:

вернуться в Михайловекое и провести там остаток
своей жизни.
Начнём анализ стихотворения с его формы. Пуш-
кин обратился здесь к белому стиху, выдерживая
классический пятистопный ямб.
Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально
передаёт интонацию элегического раздумья. К тому
же отсутствие рифмы переносит центр тяжести на
смысловую и интонационную роль ритма и на вы-
разительность каждого слова — поэтому интересно
обратить внимание на средства поэтической вы-
разительности.
Отточием перед самой первой строкой поэт как бы
впускает читателя в продолжение каких-то своих
глубоких размышлений. В выборе почти каждого
слова угадывается или особый образ, или нужная
поэту краска: например, уменьшительная форма
слова уголок выражает особую близость Пушкина к
Михайловскому, слово изгнанник точно определяет
положение ссыльного поэта.
В выражении « минувшее меня объемлет живо »
тоже есть глубокий смысл: обое-млет — значит охва-
тывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое так
живо предстаёт в памяти поэта, что ему кажется,
будто всё происходило лишь вчера.
Автор использует и разговорную лексику (вечор,
ворочая, сиживал), и книжные слова (объемлет, сень,
мрак), и славянизмы (златые, брега, глава, младая),
но вся эта разнообразная лексика органически сплав-
лена в единое целое. В стихотворении можно найти
интересные эпитеты: кропотливый дозор, златые
нивы, угрюмый товарищ, опальный домик.
54

Поэт использует инверсию (нивы златые,’ пажити
зелёные). Инверсия — один из способов замедлить
чтение, побуждая читателя вникнуть в глубинный
смысл текста.
Автор часто использует приём переноса части фра-
зы с одной строки на другую:
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных …
Такой перенос даёт возможность почувствовать
нам, как свободно льется речь поэта, не стесняемая
рамками стихосложения.
В стихотворении используется аллитерация (си-
нея, стелется), а шипящие звуки (шумом шорох
их вершин …) передают шум и шелест ветвей в «мла-
дой роще».
Различные временныв формы глаголов помогают
автору передать связь между прошлым, настоящим
и будущим.
Стихотворение делится на три смысловые части:
привзд в Михайловское, описание природы, обра-
щение к потомкам.
От мыслей о незабвенном уголке, в который он
возвратился спустя десять лет, Пушкин переходит к
раздумьям о жизни вообще и о будущих поколениях,
которым суждено воспринять и почувствовать всю
Полноту земного бытия.
В стихотворении изображены реальные пейзажи
Михайловского — любимые места поэта.
Первая часть посвящена ностальгическим воспо-
МИнаниям — поэт говорит о том, что многое пере-

менилОСЬ и ОН, «покорный общему закону», переме-
нился тоже. «Общий закон» — это вечное обновление
жизни. Но перемены лирического героя объясняются
только возрастом. Взгляды и убеждения, отношение
к друзьям _ всё это осталось прежним, и в этом
убеждают последние строки экспозиции:
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Во второй части стихотворения лирический герой
упоминает « опальный домик » , Арину Родионовну и
своё двухлетнее изгнание. Образ няни для Пушкина
всегда был очень дорог. С няней были связаны не
только тёплые воспоминания; поэт всегда противо-
поставлял её простую и цельную натуру, её народ-
ную мудрость внутренней пустоте людей светского
общества. Вместе с воспоминанием о няне вводится
ещё одна важная тема — тема памяти- К этой теме
лирический герой вернётся в финале, когда вы-
разит свою надеждУ на то, что внук непременно
вспомнит о нём.
Точно И подробно Пушкин рисует пейзаж Михай-
ловского _ тот самый вид, который открывается с
лесистого холма, на котором он любил сидеть, глядя
на озеро. Этот пейзаж очень напоминает картину из
стихотворения « Деревня » , Отдельными штрихами
поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака,
скривившаяся от времени мельница.
Центральное место отведено описанию трёх со-
сен, вокруг которых раскинулась молодая поросль.
Чувствуется, что они особенно дороги поэту — шу-
56

моМ своих вершин они некогда приветствовали
его. 3а прошедшие годы про изошли разительные
перемены:
… около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась …
Пушкин прибегает к поэтическим сравнениям и
метафорам. В основе образа — эе лёная семья, так
названа лирическим героем молодая поросль. Кусты
теснятся, как дети, и только одинокая сосна уподо-
блена угрюмому холостяку, лишённому потомства.
Природа одухотворена. Образ молодой зеленеющей
рощицы олицетворяет движение жизни, вечное об-
новление и, конечно, веру поэта в будущее.
Поэт видит бессмертие в вечной смене материи. Он
приветствует молодых людей, которые придут ему на
смену. Мысль о внуке, который услышит приветли-
вый шум деревьев, бывших при жизни поэта молодой
порослью, говорит о торжестве жизни и смене поко-
лений. Эта идея вечного обновления природы, идея
бессмертия (на смену старому идёт новое) — очень
важная философская мысль стихотворения.
И Пушкин приветствует новые поколения афори-
стичной фразой: «3дравствуй, племя младое, незна-
комов! ». Предвидение поэта оптимистично: его внук
окружён приятелями, и мысли его веселы и приятны.
Стихотворение « … Вновь Я посетил … » часто назы-
вают своеобразным прощанием Пушкина с родными
местами и подведением жизненных итогов. Но в нём
нет грусти — в нём есть вера в то, что всё ещё можно изменить к лучшему, и это придаёт произведению
лёгкость, возвышенность и романтичность.
Можно сказать, что в этом замечательном сти-
хотворении собраны все самые главные мотивы
пушкинской лирики. Здесь и его любовь ко всему
земному, и свет лая грусть от сознания быстротеч-
ности жизни, И мудрая вера в смену поколений,
которая всегда будет торжествовать над временем,
разрушением и тленом.

Лиричны и наполнены живой мыслью и ярчайшими образами. Она состоит из лучших и добрых эмоций и чувств. Осенью 1835 года Александр Сергеевич создал стихотворное произведение «Вновь я посетил…», которое стало философским рассуждением. Это своего рода пример реалистического лирического произведения.

Известно, что тридцатые годы стали для великого поэта довольно сложными, но даже, несмотря на это, именно в этот период происходит расцвет его таланта, как лирика и поэта. В этот жизненный период он захотел уединиться от всего мира и, сославшись, на неотложные хозяйственные дела, уезжает в свое имение в Михайловском. Здесь и было создано его замечательное стихотворение «Вновь я посетил…». Его произведение перекликается с темами и других поэтов: Е. Баратынского, В. Жуковского .

Стихотворное произведение Пушкина «Вновь я посетил…» построено в виде лиричного и задумчивого монолога-размышления, в котором поэт говорит о местах, которые так близки ему сердцу, где он, находясь в ссылке, провел здесь целых два года. Вспоминает он и свою няню, но эти строки звучат печально, так как ее уже нет. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, поэтому поэт смотрит вокруг себя и замечает, что происходят перемены, которые касаются не только мира вокруг, но эти перемены происходят и в нем самом.

Свое стихотворное произведение Пушкин пишет пятистопным ямбом, но литературная рифма отсутствует. Таким способом он пытается показать, что его стихотворение - это размышления о жизни человека и его смерти. Композиционно стихотворение делится на пять частей. Каждая часть, кроме третьей начинается полустихом. И каждая часть, кроме второй, полустихом и заканчивается.

Несмотря на то, что все стихотворение связано одной главной мыслью, но у каждой части своя тема. Первая часть посвящена михайловской роще и возвращению в эти места самого поэта. Следующая часть - это память о любимой няне, о ее родном домике. Третья -это описание холма и озера, глядя на которые в памяти поэта всплывают берега, и волны. Четвертая глава посвящена молодой роще, где стоит одинокие три сосны. Пятая часть содержит обращение поэта к молодому поколению. Сюжет стихотворения повествует о времени, которое быстро исчезает, о том, как человек связан с миром природы, о том, что одно поколение сменяет другое. В стихотворение есть и поэтические мотивы: дороги, грусти и изгнанничества - «провел изгнанником», воспоминаний, утраты, перемен, обновления и молодость.

Природа в стихотворении необходима для того, чтобы показать образ лирического героя, его мысли, воспоминания и переживания. Лирический герой полностью отражает мысли поэта. Но это произведение Пушкина не только лирическое, но и глубоко философское. В нем Александр Сергеевич грустно показывает, что уходит прошлое, и на смену ему приходит «младое» и «незнакомое». Идея этого произведения состоит в том, что человек - это тоже часть природы, и их невозможно разделить. Основная тема этого произведения - это время, которое бежит без оглядки. И если меняется время, то, соответственно, меняется и сам человек.

Стихотворение «Вновь я посетил» написано в жанре элегии. При чтении ритм произведения таков, что возникает много внутренних пауз. Начало стихотворения с укороченной строки помогает создать впечатление того, что поэт продолжает тот разговор, который уже был когда-то начат. Рифма в стихотворном тексте Пушкина отсутствует.

Среди фонетических особенностей стихотворения «Вновь я посетил» передача поэтом различных звуков. Например, читатель может услышать шаги няни. Создается это при помощи аллитерации: «Уже старушки нет - уж за стеною не слышу я шагов ее тяжелых». Использует Александр Сергеевич и ассонанс: «вечор еще бродил я в этих рощах».

Поэт использует и различные художественно - выразительные средства речи. Так, «младая роща» - это олицетворение, которое превращает его в символ и молодого поколения. Эпитетов в тексте много: «убогий невод», или «кропотливого ее дозора», или «опальный домик» и другие. Это стихотворение имеет и свои лексические особенности. Так, в нем Пушкин для яркости и выразительности использует славянизмы: «младая», «главу».

Центральной темой стихотворения Пушкина «Вновь я посетил…» становится время, которое без жалости и сожаления бежит вперед, но оно-то и лишает человека самого ценного - свободы. Странно и то, что во всем тексте нет ни одного вопросительного предложения. Произведение Александра Сергеевича - пример его философской лирики, которое носит реалистичный характер. Но это стихотворение поэта при его жизни не печать не вышло.


Стихотворение Вновь я посетил было написано в 1935 году, когда поэт в последний раз отправился в Михайловском. Тогда были похороны его матери. Стих относится к философской лирике, так как Пушкин передал свои размышления о жизни и смерти, связи человека и природы.

История создания стиха Вновь я посетил связана с трагическим этапом поэта. Он многое пережил, поэтому новы труд стал еще одной возможностью передать свои чувства народу.

Художественные средства здесь, в первую очередь, сосредоточены на правильно расставленных знаках препинания Дефисы, многоточия, запятые – все эти элементы замедляют речь, растягивают ее.

Конечно, Пушкин говорит и о том, как он изменился за последние десять лет. Удивительно то, что он никогда не повторяется. Это не компиляция прежних сочинений, а совершенно новое творение.

Не обошлось без описаний природы. Здесь она выступает дополнительным помощником, чтобы все вспомнить и чтобы понять, что изменилось. Наблюдение за соснами показывает поэту, что жизнь продолжается. Смерть одного человека не переворачивает мир.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Анализ стихотворения Сожженное письмо: жанр, художественные средства, идея, эпитеты, история создания

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, в своем произведении "вновь я посетил", он подводит все свои итоги жизни. В данном стихотворении он будто хочет окончательно определиться со смыслом своей жизни.

Пушкин написал стихотворение в тысяча восемьсот тридцать пятом году, в это время он посетил свою Родину, был в селе Михайловское. Приехав в родное село, Пушкин не знал, что делать со своей жизнью дальше, не знал, чем будет заниматься. Побыв на природе, Пушкин находит выход и все же определяется с выбором. Это касалось и его творчества - своими яркими и не скрывающими правды стихотворениями, он будоражил общество, что не нравилось власти.

Это стихотворение состоит из трех частей.

Первая часть стихотворения описывает его прошлую жизнь, тоску по ней и ностальгию. Во второй же части читатель может увидеть, что поэт хочет навсегда остаться на малой Родине. Третья часть отличается от всех других - в ней Пушкин обращается к молодому поколению, думая, что именно им удастся стать лучше, добрее, но ему жаль, что с представителями такого поколения ему не удастся познакомиться.

Считается, что последняя часть стала пророческой - через некоторое время Пушкина убивают на дуэли. Поэтому принято считать, что стихотворение показывает не только подведение каких-то итогов писателя, но и прощанием с любимыми и родными местами, ведь он больше не сможет посетить эти прекрасные сады. Также можно заметить, что Пушкин все же не упускает надежды на то, что он все еще сможет исправить - исправить само общество.

Стихотворение показывает, что даже в самые трудные жизненные моменты Александр Сергеевич находит в себе силы и борется до конца. Силы он пытается брать из своего родного села, в котором ему, к сожалению, не суждено остаться, вопреки сильному желанию провести остатки своей жизни там.

Анализ стихотворения Вновь я посетил Пушкина

Стихотворение это написано Александром Пушкиным после похорон матери, которые прошли в родном Михайловском.

Действительно, вернувшись к родному дому, Александр Сергеевич чувствует, как на него нахлынули воспоминания. Он признаётся, что с последнего приезда сам очень изменился, но стоило ему попасть сюда, кажется, что он прежний, как будто не уезжал. Ощущения поэта переданы в этих строках.

Поэт вспоминает, как десять лет назад провёл в этом «родном уголке» два года, хотя время пролетело незаметно. Тут была ещё и мама Пушкина, и его няня с её заботой, но уже старческой поступью. Старушки няни тоже уже нет на свете. «Опальный» дом, который дал приют изгнанному Пушкину, ещё, к счастью, цел. С уважением думает поэт о владениях деда. Александр Сергеевич возвращается к корням, отдаёт долг предкам.

Много внимания поэт уделяет в стихотворении родной природе . Гора, дорога «изрытая» дождями – всё образно. Вспоминает, как смотрел часами с холма на озеро. И там он, видимо, не наслаждался привычным пейзажем, а вспоминал «иные берега». Да, человеку свойственно не радоваться тому, что дано в этот момент, а мысленно переноситься куда-то.

Вот и в тот момент поэт переносится в прошлое – вспоминает, как проезжал мимо трёх сосен, слушая шелест их листвы. Кроме того, эти деревья одушевлены поэтом, они приветствуют его. Интересные сосны-образы: две рядышком, а одна поодаль. Прошли годы, и поэт с улыбкой наблюдает, как под сенью двух постаревших сосен растут молодые деревца – целый лесок. Раньше здесь всё было пусто, а теперь можно сравнить молодой лес с семьёй. Автор радостно знакомится с этим молодым племенем.

Здесь ему приходит значимая мысль о том, что, вырастя, эти деревья станут для его внука тем, чем были для Пушкина эти три сосны. Деревья будут радостно приветствовать потомка Александра Сергеевича. Это рассуждение о жизни и смерти, о смене поколений – основное в стихотворении. Конечно, Пушкину, как и всем, хочется, чтобы внук вспомнил о нём добрым словом. Кстати, а вот одинокая сосна так и осталась одинокой, точней это «угрюмый холостяк» - мужского рода.

Пушкин восхищается золотом нив, зеленью полей, синевой воды… С грустью смотрит на бедные деревни, на кривую мельницу. Видя старого рыбака с «убогим» неводом, Пушкин, возможно, сочиняет сказку о рыбаке.

Стихотворение проникнуто грустью, нежностью, любовью к малой родине, философскими рассуждениями о смерти и жизни.

9 класс, 10 класс.

Анализ стихотворения Вновь я посетил по плану

  • Анализ стихотворения Пушкина Арион 9 класс

    В своем поэтическом повествований Пушкин выбрал выдумку о древнегреческом Арионе, он был известен как певец. Данный персонаж зарабатывал путем путешествий и исполняя лирические баллады пред знатными зрителями