Виды кораблей 18 века. Классификация парусных кораблей

Как вы лодку назовете…

Люди, не совсем сведущие в морском деле, склонны называть кораблями всякое увиденное более или менее большое плавучее средство. Но настоящие морские волки только ухмыльнутся, послушав такие объяснения. Так что же такое корабль и какие есть виды кораблей? Самым емким термином, который охватывает полную номенклатуру плавсредств, является «судно». Даже водные велосипеды - это суда. Любое сооружение, которое имеет водонепроницаемый корпус и перемещается, опираясь на водную поверхность (в том числе, под водой), относится к данной категории. Известно также такое понятие, как «воздушное судно». Этот термин применим к аппаратам, призванным покорять воздух.

Понятие «корабль», если речь идет о плавсредстве, имеет более узкое значение и применяется для обозначения, как правило, военных и крупных морских судов. В эпоху парусного флота так называли трехмачтовые боевые единицы с прямым парусным вооружением. Современный русский язык вполне допускает применение понятия «корабль» в отношении гражданских судов разного назначения, несмотря на распространенную среди военных моряков точку зрения о том, что данное средство - это исключительно транспорт, несущий военно-морской флаг. При этом словосочетание «военный корабль» также является корректным и употребляется в том числе и как юридическое понятие.

По каким признакам классифицируют морской транспорт

Гражданские суда принято классифицировать по назначению. Различают транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и плавсредства технического флота. Транспортные суда, в свою очередь, бывают грузовыми, пассажирскими, грузопассажирскими и специальными. Они составляют основную часть флота. Существует множество видов кораблей, занятых грузовыми перевозками. Это балкеры (созданы для навалочных грузов), контейнеровозы, лихтеровозы (перевозят плавучие контейнеры-баржи), рефрижераторные и трейлерные корабли, лесовозы. К грузовым относят также наливные виды морского транспорта: танкеры и газовозы. Если судно способно взять на борт более двенадцати пассажиров, то его относят к пассажирским. При этом грузопассажирским называют то, у которого грузу отводится более 40 % площади. Пассажирские корабли обслуживают регулярные линии, в том числе - трансокеанские. Другой класс таких судов предназначен для туристических круизов. Существуют также плавсредства для местных сообщений. К специальному морскому транспорту относятся паромы (в том числе железнодорожные), транспортные буксиры и буксиры-толкачи. Таким образом, можно сделать вывод, что существует огромное количество разновидностей и классификаций кораблей, остается лишь узнать о них подробнее.

Первые парусники

Наиболее древние изображения парусных судов относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Место их появления - долина Нила и побережье Персидского залива. Древние египтяне строили лодки из папируса и снаряжали их парусом. На них они могли не только передвигаться по Нилу, но и выходить в море. Известно об их экспедициях вдоль северо-восточного побережья Африки.

Пальму первенства среди древних мореплавателей заслуженно завоевали финикийцы. Они создали новые виды кораблей. Такие средства имели весла и прямоугольный парус. Они строили не только торговые лодки, но и военные корабли. Именно им приписывают разработку галер и изобретение тарана. Существует мнение, что финикийцы первыми обогнули всю Африку.

Греки переняли у финикийцев искусство строительства кораблей. Они смогли освоить Средиземное и Черное моря, пройти Гибралтар и достичь Британских островов. Они создали биремы и триремы - галеры с двух- и трехъярусным расположением рядов весел. Это были первые виды военных кораблей.

Основным движителем судов оставались гребцы на веслах, но с развитием и усовершенствованием парусного оснащения возрастала и роль ветра. Устанавливались морские торговые пути в Индию и на Дальний Восток, сокращались сроки морских переходов.

Северные мореходы

Несколько позже моря завоевывают викинги. Они создали лучшие виды парусных кораблей своего времени. Наибольшую славу снискали драккары - боевые морские плавсредства, отличавшиеся высокой быстроходностью, надежностью и легкостью. Они были приспособлены для захода в реки и причаливания к пологим берегам. При необходимости северные воины переносили их на руках. Вдоль бортов закреплялись щиты, а весла пропускались в специальные люки, что защищало гребцов во время боя. Для торговли и перевозки переселенцев викинги строили кнорры - более широкие и тихоходные, по сравнению с драккарами, суда. Кнорры обладали большей осадкой и вмещали до 40 человек. Парусная оснастка позволяла ходить под углом 60 градусов к ветру. Мачты были съемными.

Викинги могли долгое время находиться вдали от берега, ориентируясь по солнцу и ночным светилам. Они использовали наблюдения за повадками морских животных и птиц, учитывали морские течения, приливы и отливы. На своих лодках они достигли Исландии, Гренландии и Северной Америки. Проложили путь из варяг в греки, уверенно чувствовали себя в Средиземноморье.

Эпоха великих открытий

Пятнадцатый век ознаменовался великими морскими путешествиями и открытиями. Это стало возможным благодаря созданию новых, более совершенных видов морских кораблей, способных пересекать океаны. Именно тогда научились строить трехмачтовые суда. Изменился способ формирования обшивки корабля - доски набирались не внакрой, а вплотную одна к другой. Название типа обшивки стало поводом для наименования транспорта нового типа - каравелл. Самыми большими грузовыми судами в то время были трехмачтовые португальские карраки, имевшие две палубы. Корпус кораблей имел округлую форму - соотношение длины к ширине составляло от 2:1 до 2,5:1. Это позволяло улучшить мореходные качества, повысить безопасность длительных морских путешествий. Основными военными видами водного транспорта по-прежнему оставались гребные галеры, носящие паруса.

Корабли эпохи Возрождения

Основные черты парусного флота, который сохранился вплоть до середины 19 века, были обозначены в шестнадцатом веке. Именно в этот период европейские государства формируют регулярные морские флоты. Судостроители освоили новые типы кораблей с большим водоизмещением. Парусная оснастка включала разные типы парусов - традиционные прямоугольные и косые. Были созданы специальные морские пушки, которые начали размещать в несколько ярусов, очистив от них верхнюю палубу.

Основными видами кораблей 16 века были военные галеры и галеасы, военно-транспортные галеоны, каравеллы и карраки, транспортные ааки и флюйты.

Основными видами парусных военных кораблей были фрегаты, корветы и шлюпы. Фрегаты, имевшие задачи захвата водных пространств, стали впоследствии самыми распространенными. От линкоров их отличало наличие одной орудийной палубы. Отдельной ветвью их развития стали корветы - более быстроходные единицы с меньшим пушечным вооружением. Дозорную службу, разведку и борьбу с пиратами вели шлюпы. На них также возлагались транспортные и экспедиционные задачи. Для борьбы с другими военным водным транспортом они не привлекались.

В торговом флоте широко использовались шхуны. Их отличительной особенностью было наличие не менее двух мачт с косыми парусами. Крупные перевозки грузов возлагались на барки. Для особо важных персон начали строить яхты - быстроходные комфортные суда. Они трансформировались в современные виды кораблей. Фото выше демонстрирует одну из элитных яхт тех времен.

В флибустьерском дальнем синем море…

История парусного флота неразрывно связана с пиратством. Конечно, никаких пиратских кораблей специально никто не строил. Джентльмены удачи приспосабливали для нужд морского разбоя разные виды кораблей - то, что попадало в их распоряжение. Захватить судно могла взбунтовавшаяся команда. Изредка это происходило с участием самого капитана. Но чаще всего пираты совершали захваты в море. После этого корабли, как правило, переделывались. Перестройка сводилась прежде всего к приспособлению палубы под установку мощной артиллерии и расширению места для размещения абордажной команды. Для этого со средства убирались все кормовые и носовые надстройки, срезались элементы украшений. Устанавливались дополнительные пушки по ходу корабля вперед и назад. Такелаж менялся с целью придать судну большую быстроходность. Судя по всему, пираты не испытывали недостатка в необходимых материалах - их они также добывали разбоем.

Наиболее распространенными видами пиратских кораблей были бригантины, шхуны и шлюпы. Крупные плавсредства были редкостью в пиратском флоте. Не брезговали корсары и небольшими фелюгами, баркасами и пинасами.

Кроме боевых, пираты использовали транспортные корабли. Как правило, это были захваченные голландские флюйты, а также их британские аналоги - флайботы.

Военные средства современности

Современные виды военных кораблей, с точки зрения решаемых задач и вооружения, довольно разнообразны. Перечень их внушителен.

Основу мощи современного флота составляют авианесущие корабли и крейсеры (в том числе подводные). Они нужны для завоевания стратегического превосходства на море, нанесения ударов по территории противника, решения широкого круга военных задач. Эскадренные миноносцы (эсминцы) действуют в составе ударных авианесущих групп, могут самостоятельно уничтожать надводные и подводные вражеские суда, обеспечивают противоракетную и противовоздушную оборону, поддерживают высадку десанта. Специально для борьбы с подлодками и защиты их соединений используются большие и малые противолодочные корабли. Ракетные предназначены для нанесения неожиданных ракетных ударов на дальних расстояниях от целей. Противоминную оборону обеспечивают минно-тральные виды. Дозорную службу несут сторожевые плавсредства. А для перевозки и высадки десанта используются десантные корабли. Кроме того, современный флот немыслим без судов разведки и управления.

Заправлены в планшеты космические карты…

Еще в древности наши предки мечтали о полетах. Сказка о летучем корабле определила название летательного аппарата, которому суждено было покорить небо. Понятия «космический корабль» и «небесный корабль» использовал Константин Циолковский для обозначения аппаратов, способных совершить пилотируемый полет в космическое пространство. Если говорить о видах космических кораблей, то для начала необходимо обратиться к понятию «космический аппарат». Под ним понимают устройство, которое призвано выполнять разные задачи в космосе, а также на поверхности небесных тел. К категории таковых относятся и искусственные спутники Земли, и межпланетные станции, и планетоходы. Космический аппарат, который предназначен для транспортировки грузов или людей в космос, называется космическим кораблем. Его главным отличием являются герметичные отсеки или отсеки, поддерживающие режим жизнеобеспечения.

Виды космических кораблей классифицируются по типу доставляемых грузов, способу управления, по возможности возвращения и многоразового использования. Они бывают грузовые, автоматические и пилотируемые. Пилотируемые корабли содержат в своем составе спускаемые аппараты. Также существуют многоразовые грузовые и пилотируемые корабли. Среди наиболее известных можно назвать «Восток», «Союз», «Аполлон», «Шеньчжоу», «Спейс Шаттл».

Заключение

Мы познакомились лишь с некоторыми - самыми известными - видами кораблей. Список их можно продолжать весьма долго. И вряд ли он получится исчерпывающим. Потому что полет человеческой фантазии безграничен, а задачи, которые ставит жизнь, побуждают конструкторов и инженеров находить новые решения. Кто знает, какими будут корабли всего через каких-нибудь сто лет. и какие новые пространства им придется покорять... Об этом в настоящее время можно только догадываться. Главное - знать, какие есть виды кораблей сейчас. А об этом мы вам рассказали.

В преддверии дня ВМФ «Защищать Россию» старается разобраться, чем корвет отличается от фрегата, большой противолодочный корабль — от большого десантного, а судно — от корабля.

«Мы катались на кораблике!» — может кричать маленькая девочка, сойдя, например, с судна на воздушных крыльях «Метеор», доплыв на нем от Адмиралтейской набережной Петербурга до Петергофа. Если случайно рядом будет проходить настоящий морской волк в тельняшке, с трубкой, деревянным протезом вместо ноги и попугаем на плече, кричащим про пиастры, то он подумает, что девочка с родителями только-только сошла, скажем, с борта гвардейского , являющегося флагманом российского Черноморского флота.

Потому что корабль может принадлежать только военным морякам. А у гражданских — суда.

С точки зрения филологии, моряк будет не совсем прав, ибо судно — родовое понятие, которое также обозначает и вид. Суда бывают военными и гражданскими. Военные называются кораблями, гражданские — судами. Но морского волка, конечно, никто не станет поправлять. Наоборот, он взревет на тему: «Не плавают, а ходят! Корабли по морю ходят!»

Никто уже не помнит, почему корабли по морю именно ходят, но если все-таки задать моряку (неважно, гражданском или военному) этот вопрос, то почти со стопроцентной вероятностью вы узнаете, ЧТО на самом деле плавает. «Плавает руно в проруби» (слово «руно» менее поэтичные, но брутальные мореманы заменяют созвучным).

Корабли ходят по той же причине, по которой художники пишут, а не рисуют картины, бухгалтеры меряют год квАрталами, а не квартАлами, газовики строят исключительно газопрОводы вместо газопровОдов, а нефтяники ведут дОбычу нефтИ.

Профессиональный дискурс. В общем, надо запомнить, что ходят и по палубе корабля, и по морю на нем самом. Что будет, если филолог спросит моряка «почему тогда у вас капитаны дальнего плавания, а не капитаны дальнего хода?», никто не знает. Такой рисковый эксперимент не проводился.

У кораблей есть своя классификация (с учетом истории развития императорского/советского/российского флота и разных традиций у нас и на Западе, можно уверенно утверждать, что их несколько). В ВМФ России входят не только боевые корабли, но и суда обеспечения.

Корабли классифицируются, прежде всего, по рангам, которые зависят от водоизмещения.

Внутри рангов своя классификация, в зависимости от назначения. Как, например, у автомобилей: легковые могут быть полицейскими, или развозящими пиццу, или собирающими почту, а грузовые — перевозить сыпучие грузы, или жидкие, или замороженные.

Корабль водоизмещением больше 5000 тонн относится к кораблям первого ранга. Таким водоизмещением обладают авианосцы.

У российского флота в настоящее время он один — — 61000 тонн.

Хотя, если быть точным, «Кузнецов» относится к классу тяжелых авианесущих крейсеров. Также водоизмещением более 5000 тонн обладают крейсеры и некоторые эскадренные миноносцы (эсминцы), противолодочные (БПК), учебные и десантные (БДК) корабли. Внутри этих классификаций есть другие. Крейсеры могут быть: тяжелыми атомными (), ракетными («Варяг»), тяжелыми атомными подводными стратегического назначения (подлодки ), ракетными подводными стратегического назначения (подлодки ). Кораблем первого ранга командует капитан первого ранга (аналог в сухопутных войсках — полковник). По уставу корабль первого ранга приравнивается к полку.

С авианосцем все более-менее понятно. Его задача — доставлять авиасоединения до театра военных действий, попутно умея защищать себя.

Крейсер — это сам себе флот.

Как многоцелевой корабль, вооруженный, прежде всего, крылатыми ракетами, он может действовать вне основных сил флота, а может и с ними, выполняя задачи по охранению отряда кораблей. Крейсер — такой корабль, который ощетинился вооружением: ракетным, минно-торпедным, артиллерийским. Кроме того, крейсер может нести вертолеты. — филологическое наследие империи. Торпеды — самодвижущиеся мины, по мнению русских корабелов XIX века — ставились на корабли, действующие в составе эскадры. Так появились эскадренные миноносцы. С точки зрения западной морской классификации, эсминец — это корабль водоизмещением больше 6000 тонн, то есть корабль первого ранга в нашей классификации, по своему функционалу близкий к БПК, но вооруженный слабее, чем крейсер.

Эсминцы являются универсальными кораблями, действующими как для поддержки десанта и охранения, так и против сил неприятеля.

Они несут не только зенитно-артиллерийское, ракетное, противолодочное и минно-торпедное вооружение, но и могут быть площадкой для вертолета Ка-27 (). Большие противолодочные корабли (например, ) близки крейсерам, поскольку хорошо вооружены. Они превосходят водоизмещением большие десантные корабли, задачей которых является, прежде всего, доставка десанта в точку (например, являющийся кораблем второго ранга).

Корабли второго ранга выталкивают из воды от 1500 до 5000 тонн.

Командует ими капитан второго ранга (сухопутный подполковник). К ним относятся сторожевые, ракетные, десантные корабли 2 ранга и некоторые подлодки (проекты или ). Сторожевые корабли называются также корветами (например, головной корвет «Стерегущий» новейшего российского ). С фрегатами возникает явная путаница, поскольку их водоизмещение до 5000 тонн заставляет относить их к кораблям второго ранга, по функционалу их можно считать сторожевыми кораблями, но в советском флоте класса «фрегат» не существовало.

Кораблями третьего ранга — это не будет сюрпризом — командует капитан третьего ранга (на суше — майор). Их водоизмещение — от 500 до 1500 тонн.

Ракетные, артиллерийские, десантные и противолодочные корабли 3 ранга, плюс тральщики 3 ранга.

Тральщики — специальные корабли, задача которых не атаковать противника (ударные корабли) или охранять корабельную группу и сухопутные объекты (сторожевые), а искать и уничтожать мины и заграждения. В отличие от кораблей первого/второго рангов (больших десантных и больших противолодочных) корабли третьего ранга являются малыми: артиллерийскими (МАК «Астрахань», также называется корветом), ракетными (МРК «Штиль»), противолодочными (МПК «Муромец») и малыми десантными на воздушной подушке (МДКВП «Мордовия»).

Корабль четвертого ранга находится под командованием капитан-лейтенанта, старшего лейтенанта, лейтенанта.

Тут впервые исчезает слово «корабль», на смену которому приходит «катер»: десантный, артиллерийский, ракетный, противодиверсионный, а также тральщики 4-го ранга.

Водоизмещение — от 100 до 500 тонн.

Алексей Токарев

XVII век был богатым периодом в истории корабельного строительства. Корабли стали быстроходнее, маневреннее, устойчивее. Инженеры научились проектировать лучшие образцы парусных кораблей. Развитие артиллерии позволило оборудовать линейные корабли надёжными, точными орудиями. Необходимость военных действий определяла прогресс в судостроении.

Самый сильный корабль в начале века

На начало XVII века приходится рассвет эпохи линейных кораблей. Первым трёхпалубным стал британский HMS «Prince Royal», из верфи Вулвича вышедший в 1610 г. Прообраз британские корабелы взяли от датского флагмана, и в дальнейшем неоднократно перестраивали и улучшали.

На корабле водрузили 4 мачты, по две на прямые и латинские паруса. Трехдечный, изначально 55-пушечный, корабль в конечном варианте 1641 г. стал 70-пушечным, потом изменил название на Resolution, вернул имя, и в 1663 г. имел уже 93 пушки в своём снаряжении.

  • Водоизмещение около 1200 тонн;
  • Длина(по килю) 115 футов;
  • Ширина(по мидельшпангоуту) 43 фута;
  • Глубина интрюма 18 футов;
  • 3 полноценные артиллерийские палубы.

В результате боёв с голландцами корабль в 1666 был захвачен неприятелем, а когда его попытались отбить, сожжён и затоплен.

Самый сильный корабль в конце века

Французский «Soleil Royal» строился корабелами верфи Бреста 3 раза. Первый 1669 года трехмачтовый со 104 пушками, созданный как равный противник британскому «Royal Sovereign», погиб в 1692 году. И в этот же год уже был построен новый линейный корабль с вооружением 112 пушек и имел:

  • Орудий 28 х36-фунт., 30 х18-фунт.(на мидельдеке), 28 х12-фунт.(на опердеке);
  • Водоизмещение 2200 тонн;
  • В длину 55 метров(по килю);
  • Ширину 15 м(по мидельшпангоуту);
  • Осадку(интрюма) 7 м;
  • Команду из 830 человек.

Третий был построен после гибели предыдущего, как достойный наследник славных традиций, связанных с этим именем.

Новые виды кораблей 17 века

Эволюция прошлых веков сместила акценты кораблестроения от необходимости просто безопасно передвигаться по морям, от торговых судов венецианцев, ганзейцев, фламандцев и, традиционно, португальцев и испанцев для преодоления значительных расстояний, к утверждению важности господства на море и, как следствие, отстаиванию своих интересов путём военных действий.

Первоначально военизировать торговые суда стали для противодействия пиратам, а к 17 веку окончательно сформировался класс только боевых кораблей, и произошло разделение торгового и военного флота.

В строительстве военного флота преуспевали корабелы и, конечно же, голландских провинций От португальских корабелов берет происхождение галион – основа мощи эскадр Испании и Англии.

Галеон 17 века

Игравшие до недавнего времени существенную роль кораблестроители Португалии и Испании продолжили совершенствовать традиционные конструкции кораблей.

В Португалии в начале века появились 2 вида кораблей с новыми пропорциями корпуса в соотношении длины к ширине – 4 к 1. Это 3х-мачтовый пинас (похож на флейт) и военный галион.

На галионах орудия стали устанавливать выше и ниже основной палубы, выделив в конструкции судна батарейные палубы, порты-ячейки для орудий открывались в борту только для ведения боя, и задраивались, чтобы избежать залива волн воды, которые при солидной массе корабля неминуемо его затопят; боезаряды прятали в трюмах ниже ватерлинии. Водоизмещение испанских крупнейших галионов начала 17 века составляло около 1000 тонн.

Галеон голландцев имел три-четыре мачты, длину до 120 футов, ширину до 30 фут., низкую 12-фут. осадку и до 30 орудий. Кораблям с такой пропорцией длинных корпусов добавляли быстроту хода количество и площадь парусов, дополнительно лисели и ундерлисели. Что позволяло резать волну круче к ветру в сравнении к закруглённым корпусам.

Линейные многопалубные парусные корабли составляли костяк эскадр Голландии, Британии, Испании. Трёх-, четырёх- палубные корабли являлись флагманами эскадр и определяли военный перевес и преимущество в сражении.

И если линкоры составляли основную боевую мощь, то фрегаты стали строить как самые быстроходные суда, оснащая небольшим числом пушек одной закрытой огневой батареи. Для повышения скорости была увеличена площадь парусов и уменьшена снаряжённая масса.

Английское судно «Sovereign of the Seas» стало первым классическим образцом линкора. Построен в 1637г., вооружённый 100 орудиями.

Ещё одним классическим образцом стал британский фрегат – разведчик и конвоир торговых судов.

Собственно эти 2 типа кораблей стали новаторской линией в судостроении и постепенно вытеснили с верфей морально-устаревшие к середине века европейские галионы, галиоты, флейты, пинасы.

Новые технологии военного флота

Голландцы долгое время сохраняли при постройке двоякое назначение корабля, кораблестроение для торговли составляло их приоритет. Поэтому относительно военных кораблей явно уступали Англии. В середине века Нидерланды построили 53- пушечный корабль «Brederode» наподобие «Sovereign of the Seas», свой флагман флота. Параметры конструкции:

  • Водоизмещение 1520 тонн;
  • Пропорции (132 х 32) фут.;
  • Осадка – 13 фут.;
  • Две артиллерийские палубы.

Флейт «Schwarzer Rabe»

Ещё в конце 16 века Нидерланды начали строить флейты. За счёт новой конструкции голландский флейт обладал прекрасными мореходными качествами и имел:

  • Малую осадку;
  • Быстроходное парусное оснащение, позволявшее крутой забор к ветру;
  • Высокую скорость;
  • Большую вместимость;
  • Новую конструкцию с соотношением длины-ширины, начиная от четырёх-к-одному;
  • Был экономически выгодным;
  • И экипаж около 60 человек.

То есть, фактически, военно-транспортный корабль, чтобы перевозить грузы, и в открытом море отразить нападение врага, и быстро уйти в отрыв.

Флейт в начале 17 века строили:

  • В длину около 40 метров;
  • В ширину около 6 или 7 м;
  • Осадкой 3÷4 м;
  • Грузоподъемностью 350÷400 тонн;
  • И орудийным оснащением в 10÷20 пушек.

На протяжении века флейты доминировали во всех морях, играли заметную роль в войнах. На них же впервые стали использовать штурвал.

Из парусного ходового оснащения на них появились стеньги, реи делали укороченными, длина мачты стали длиннее судна, а паруса стали уже, удобнее при управлении, небольшие в размерах. Паруса грот, фок, марселей, брамселей на грот-, фок- мачтах. На бушприте – прямоугольный блинд-парус, бом-блинд. На бизань-мачте – косой парус и прямой крюйсель. Для управления парусной оснасткой требовалась меньшая численность верхней команды.

Конструкции боевых кораблей 17 века

Постепенная модернизация артиллерийских орудий стала позволять их успешное применение на борту корабля. Важными характеристиками в новой тактике боя стали:

  • Удобное, быстрое перезаряжание по ходу боя;
  • Ведение непрерывного огня с интервалами на перезаряжание;
  • Ведение прицельного огня на дальние дистанции;
  • Увеличение численности экипажа, позволявшее вести огонь в условиях абордажа.

С 16 века продолжила развитие тактика разделения боевого назначения в составе эскадрильи: часть кораблей отходила на фланги для ведения дальнобойного артиллерийского огня по скоплению крупных кораблей противника, а легкий авангард устремлялся на абордаж пострадавших кораблей.

Британские морские силы применяли такую тактику в ходе Англо-испанской войны.

Кильватерная колонна во время смотра 1849 год

Происходит классификация кораблей по цели их применения. Гребным галерам приходят на смену парусные пушечные корабли, а основной упор переносится с абордажного захвата на разрушительную орудийную пальбу.

Применение тяжелых крупнокалиберных было затруднено. Увеличенная численность арт.расчета, значительный вес орудия и зарядов, разрушительная для корабля сила отдачи, из-за чего нельзя было вести залпы одновременно. Упор делался на 32…42-фунт.пушки диаметром ствола не больше 17 см. По этой причине несколько средних орудий были предпочтительнее пары крупных.

Самое сложное – точность выстрела в условиях качки и инерции отдачи от соседних орудий. Поэтому артиллерийскому расчету нужна была четкая очередность залпов с минимальными интервалами, обученность всего экипажа команды.

Прочность и маневренность стали весьма важны: необходимо держать врага строго по борту, не допускать заход в тыл, и уметь быстро развернуть корабль другим бортом в случае серьезного повреждения. Длина киля корабля составляла не более 80 метров и, чтобы разместить больше орудий, начали строить верхние палубы, по борту на каждой деке размещалась батарея орудий.

Слаженность и умение команды корабля определялись быстротой выполнения маневров. Высшим проявления мастерства считалась быстрота, с какой корабль, дав залп с одного борта, успевал повернуться узким носом под встречный залп врага, и далее повернувшись противоположным бортом дать новый залп. Такие маневры позволяли получать меньше повреждений и наносить значительный и быстрый урон врагу.

Стоит упомянуть – многочисленные военные гребные суда, использовавшиеся на протяжении 17 века. Пропорции примерно составляли 40 на 5 метров. Водоизмещение около 200 тонн, осадка 1,5 метра. На галеры устанавливали мачту и латинский парус. Для типичной галеры с экипажем в 200 человек, 140 гребцов размещались по трое на 25 банках по каждому борту, каждый на своём весле. Вёсельные фальшборта закрывали от пуль и арбалетов. На корме и носовой части устанавливали орудия. Цель атаки галер – абордажный бой. Пушки и метательные орудия начинали атаку, при сближении начинался абордаж. Понятно, такие атаки были рассчитаны на тяжелогружёные торговые суда.

Самая сильная армия на море 17 века

Если в начале века флот победителя Великой Испанской Армады считался сильнейшим, то в дальнейшем боеспособность Британского флота катастрофически падала. А неудачи в боях с испанцами и , позорный захват 27 английских кораблей марокканскими пиратами окончательно уронили престиж британского могущества.

В это время флот Нидерландов выходит на ведущие позиции. Лишь поэтому стремительно богатеющий сосед подвиг Британию наращивать по-новой свой флот. К середине века флотилия насчитывала до 40 боевых кораблей, из них шесть – 100-пушечных. А после Революции наращивалась боевая мощь на море вплоть до Реставрации. После некоторого периода затишья к концу века Британия вновь позиционировала своё могущество на море.

С начала 17 века флотилии европейских стран начали оснащаться линейными кораблями, количество которых определяло боевую силу. Первым линейным 3х-палубным принято считать 55-пушечный корабль HMS «Prince Royal» 1610 года. Следующий 3х-палубный HMS «Sovereign of the Seas» приобрёл параметры серийного прототипа:

  • Пропорции 127х46 футов;
  • Осадка – 20 футов;
  • Водоизмещение 1520 тонн;
  • Общее число пушек 126 на 3-х артиллер.палубах.

Размещение пушек: 30 на нижней палубе, 30 на средней, 26 с меньшим калибром на верхней, 14 под полубаком, 12 под полуютом. Вдобавок в надстройках множество амбразур для ружей оставшейся на борту команды.

После трёх войн Англии и Голландии между собой, они объединились в союз против Франции. Англо-голландский союз смог уничтожить к 1697 г. 1300 французских корабельных единиц. И в начале следующего века, ведомый Британией, союз добился преимущества. А шантаж военно-морской силы Англии, ставшей Великобританией, стал определять исход битв.

Тактика ведения морских сражений

Предыдущие морские войны характеризовались неупорядоченной тактикой, велись стычки капитанов судов, не существовало схем и единого командования.

С 1618 британское Адмиралтейство ввело ранжирование своих военных кораблей

  • Ships Royal, 40…55 орудий.
  • Great Royals, около 40 пушек.
  • Middling Ships. 30…40 пушек.
  • Small Ships, включая фрегаты, менее 30 пушек.

Британцы разработали тактику линейного боя. Согласно её правилам соблюдались

  1. Одноранговое построение в строй кильватерными колоннами;
  2. Выстраивание равносильной и равноскоростной колонны без разрывов;
  3. Единое командование.

Что должно обеспечивать успех в бою.

Тактика равнорангового построения исключала наличие слабых звеньев в колонне, флагманы вели авангард, центр, командование и замыкали арьегард. Единое командование подчинялось адмиралу, появилась чёткая система передачи команд и сигналов между кораблями.

Морские сражения и войны

Дуврское сражение 1659 года

Первая битва флотов за месяц до начала 1-й англо-голландской войны, формально давшая ей начало. Тромп с эскадрой из 40 кораблей отправился для сопровождения и защиты голландских транспортных судов от английских корсаров. Находясь в английских водах вблизи от эскадры из 12 кораблей под команд. адмирала Бёрна, голландские флагманы не пожелали салютовать английскому флагу. Когда подошёл Блэйк с эскадрой из 15 кораблей, англичане атаковали голландцев. Тромп прикрывал караван торговых судов, не решился ввязываться в долгое сражение, и уступил поле боя.

Плимутское сражение 1652 года

Состоялось в Первой англо-голландской войне. де Рюйтер принял на себя командование эскадрой из Зеландии из 31 воен. корабля и 6 брандеров в защите конвоя торгового каравана. Ему противостояли 38 воен. кораблей и 5 брандеров британских сил.

Голландцы при встрече разделили эскадру, часть английских кораблей стала их преследовать, разорвав строй и потеряв преимущество огневой мощи. Голландцы излюбленной тактикой стрельбы по мачтам и такелажу вывели из строя часть кораблей противника. Как итог, англичанам пришлось ретироваться и отправиться в порты на ремонт, а караван благополучно ушёл в Кале.

Ньюпортские сражения 1652 и 1653 годов

Если в сражении 1652 г. Рюйтер и де-Витт, соединив 2 эскадры из 64 кораблей в единую – авангард Рюйтер и центр де-Витт – эскадру, дали равный бой 68 кораблям Блэка. То в 1653 г. эскадра Тромпа, имевшего 98 кораблей и 6 брандеров против 100 кораблей и 5 брандеров английских адмиралов Монка и Дина, при попытке напасть на главные силы англичан была изрядно разрушена. Рюйтер, авангардом ринувшись по ветру, обрушился на англ. авангард адмирала Лаусона, его энергично поддержал и Тромп; но адмирал Дин успел прийти на выручку. А затем ветер спал, началась артиллерийская перестрелка до темноты, когда голландцы, обнаружив недостаток снарядов, вынуждены были скорее уходить в свои порты. Сражение показало преимущество снаряжения и вооружения английских кораблей.

Портлендское сражение 1653 года

Битва Первой англо-голландской войны. Конвой под команд. адмирала М.Тромпа из 80 кораблей сопровождал в проливе Ла-Манш возвращавшийся гружёный колониальным товаром караван из 250 торговых судов. Встретившись с флотом из 70 кораблей англичан под команд. адмирала Р. Блейка, Тромп вынужденно вступил в бой.

Два дня боёв перемена ветра не позволяла выстроить в строй группы кораблей; голландцы, скованные обороной транспортных судов, несли потери. И всё-же ночью голландцы смогли прорваться и уйти, в итоге потеряв 9 военных и 40 торговых кораблей, а англичане 4 корабля.

Битва при Текселе 1673 года

Победа де Рюйтера с адмиралами Банкертом и Тромпом над англо-французским флотом при Текселе в третьей англо-голландской войне. Этот период отмечен оккупацией Нидерландов войсками Франции. Цель была отбить торговый караван. 92 кораблям и 30 брандерам союзников противостоял голландский флот из 75 кораблей и 30 брандеров.

Авангард Рюйтера сумел отделить авангард французов от эскадры англичан. Маневр удался и, ввиду разобщённости союзников, французы предпочли сохранить флотилию, а голландцам удалось смять центр англичан в многочасовой жестокой схватке. И в итоге, вытеснивший французов, Банкерт пришёл на подкрепление центра голландцев. Англичане так и не смогли высадить десант и понесли большие потери в живой силе.

Эти войны передовых морских держав определили значимость тактик, построений и огневой мощи в развитии военно-морского флота и искусства ведения сражений. На опыте этих войн выработались классы деления на ранги кораблей, проверена оптимальная комплектация линейного парусного корабля, количество вооружения. Тактика единоборства кораблей противников преобразовалась в боевой строй кильватерной колонны со слаженным ведением огня артиллерии, с быстрым перестроением и единым командованием. Абордажный бой уходил в прошлое, а сила на море влияла на успех на суше.

Флот Испании 17 века

Испания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам.

Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ÷ 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий.

В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции.

Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления. При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана.

Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев.

Флот Франции 17 века

Во Франции первый линейный корабль «Корона» был спущен на воду в 1636. Тогда и началось соперничество с Англией и Голландией на море.

Корабельные характеристики трёхмачтового двухдечного « » 1-го ранга:

  • Водоизмещение более 2100 тонн;
  • Длина по верх.палубе 54 метра, по ватерлинии 50 м, по килю 39 м;
  • Шширина 14 м;
  • 3 мачты;
  • Грот-мачта высотой 60 метров;
  • Борта высотой до 10 м;
  • Площадь парусов около 1000 м²;
  • 600 матросов;
  • 3 палубы;
  • 72 разнокалиберных орудия(14х 36-фунтовых);
  • Корпус из дуба.

Для постройки потребовалось около 2 тысяч просушенных стволов. Форма ствола сопоставлялась форме детали корабля при соответствии изгибов волокон и детали, что давало особую прочность.

Корабль известен тем, что затмил «Властелина морей» – британский шедевр «Sovereign of the Seas» (1634), – и считается ныне самым роскошным и красивейшим судном парусной эпохи.

Флот Соединённых провинций Нидерландов 17 века

Нидерланды в XVII веке вели бесконечные войны с соседними странами за независимость. Морское противостояние Нидерландов и Британии имело характер междоусобного соперничества соседей. С одной стороны, они спешили при помощи флота контролировать моря и океаны, с другой, потеснить Испанию и Португалию, при этом удачно совершая разбойные нападения на их суда, ну а с третьей, хотели доминировать как два самых боевитых соперника. При этом зависимость от корпораций – хозяев кораблей, ведших финансирование судостроения, отодвигало на второй план важность побед в морских сражениях, что остановило рост мореходства Нидерландов.

Становлению могущества голландского флота способствовала освободительная борьба с Испанией, ослабление её силы, многочисленные победы голландских кораблей над испанцами во время Тридцатилетней войны к её окончанию в 1648 г.

Флот Нидерландов был крупнейшим, насчитывал 20 тыс.торговых судов, работало огромное число верфей. Собственно это столетие явилось Золотым Веком Нидерландов. Борьба Нидерландов за независимость от Испанской империи привела к Восьмидесятилетней войне (1568-1648 годы). После завершения освободительной войны Семнадцати провинций от власти монархии Испании, были три англо–голл.войны, успешное вторжение в Англию, и войны с Францией.

3 англо–голландские войны на море пытались определить доминирующее положение на море. К началу первой у флота Нидерландов значились 75 военных судна вместе с фрегатами. Имевшиеся военные корабли Соединённых Провинций были разбросаны по миру. На случай войны военные корабли можно было зафрахтовать, или просто нанять у других европейских государств. Конструкции «пинаса» и «фламандской каракки» на случай войны легко модернизировались из торгового в военное судно. Однако кроме Brederode и Grote Vergulde Fortuijn собственными военными кораблями похвастаться голландцы не могли. Сражения они выигрывали за счёт отваги и умения.

Ко Второй англо-голландской войне в 1665 эскадра ван Вассенара смогла собрать 107 кораблей, 9 фрегатов и 27 низших кораблей. Из них 92 вооружены более 30-ю пушками. Численность экипажей 21 тыс.моряков, 4800 орудий.

Англия могла противопоставить 88 кораблей, 12 фрегатов и 24 низших кораблей. Всего 4500 орудий, 22 тыс.моряков.

В самом провальном за всю историю Голландии Лоустофтском сражении был взорван фламандский флагман 76-пушечный «Эендрагт» вместе с ван Вассенаром.

Флот Британии 17 века

В середине века в Британии насчитывалось не более 5 тыс. торговых кораблей. А вот военный флот был значительным. К 1651 г. королевская «Ройял Нави» эскадра уже имела 21 линкор и 29 фрегатов, на подходе достраивались 2 линкора и 50 фрегатов. Если добавить количество свободно-наёмных и зафрахтованных судов, флот мог бы составить до 200 кораблей. Общее число орудий и калибр были вне конкуренции.

Постройка велась на королевских верфях Британии - Вулвич, Девенпорт, Чатем, Портсмут, Дептфорд. Значительная часть кораблей выходила из частных верфей Бристоля, Ливерпуля и пр. В течение столетия поступательно наращивался рост с преобладанием регулярного флота над зафрахтованным.

В Англии самый мощные линейные корабли именовали Мановар, как самый крупный, с числом орудий выше ста.

Для увеличения многоцелевого состава флота Британии в середине века создавалось больше боевых судов меньших типов: корветы, бомбарды.

При строительстве фрегатов, число орудий на двух палубах увеличилось до 60.

В первой Дуврской баталии с Нидерландами британский флот имел:

60- пуш. James, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 52- пуш. Victory, 52- пуш. Speaker, пять 36-пуш., включая President, три 44- пуш., включая Garland, 52- пуш. Fairfax и прочие.

На что флот Нидерландов мог противопоставить:

54- пуш. Brederode, 35- пуш. Grote Vergulde Fortuijn, девять 34- пушечных, остальные рангами ниже.

Поэтому становится очевидным нежелание Нидерландов вступать в схватку на открытой воде по правилам линейной тактики.

Флот России 17 века

Как такового, флота России до Петра I не существовало, ввиду отсутствия выхода к морям. Самым первым русским военным кораблём стал двухпалубный трехмачтовый «Орел» построенный к 1669 году на Оке. А вот построена на Воронежских верфях в 1695 – 1696 г. из 23 гребных галеры, 2 парусно-гребных фрегата и более 1000 шняв, барок, стругов.

Корабль «Орел» 1667 год

Параметры фрегатов 36-пушечников «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» аналогичны:

  • Длина 34 метра;
  • Ширина 7,6 м;
  • 15 вёсельных пар для обеспечения маневренности;
  • Плоскодонный корпус;
  • Противоабордажные борта вверху загнутые вовнутрь.

Русские мастера и сам Пётр в 1697г. в Голландии строили фрегат «Петр и Павел».

Первым кораблём, вышедшим в Чёрное море, стал «Крепость». Из верфи в устье Дона в 1699 г.:

  • Длина - 38 метров;
  • Ширина - 7.5 м;
  • Экипаж - 106 моряков;
  • 46 орудий.

В 1700 из верфи Воронежа вышел предназначенный для Азовской флотилии первый Российский линейный корабль «Божье Предопределение», причём отстроенный русскими мастерами и инженерами. Этот трёхмачтовый корабль, равный IV рангу имел:

  • Длину 36 метров;
  • Ширину 9 м;
  • 58 пушек (26х 16-фунт.орудий, 24х 8-фунт., 8х 3-фунтовых);
  • Команду 250 моряков.

Стоят наравне с флотом США. И это не удивительно. Что ж, следует вкратце рассказать о ВМФ, а отдельно затронуть такую интересную тему, как классификация кораблей.

Определение

Современный является преемником военно-морского флота СССР и Российской Империи. Эти войска защищают суверенитет страны, который распространяется за пределы её сухопутной территории, а также создают и поддерживают условия для обеспечения спокойной морехозяйственной деятельности в Мировом океане. Также российский флот участвует в военных, гуманитарных и прочих акциях, которые отвечают интересам нашей страны. И, помимо перечисленного, ВМФ обеспечивает военно-морское присутствие российской державы в Мировом океане.

Задач немало. Все они разноплановые и имеют свои особенности. И не удивительно, что в нашем флоте числится самая разная техника и суда. Потому и существует классификация делятся на классы (в зависимости от того, каково их предназначение). А они, в свою очередь, - на подклассы. Все зависит от специализации, типа энергетической установки и водоизмещения.

Также важно знать, что все суда делятся ещё и на ранги. Распределение по ним зависит от тактико-технических элементов и непосредственного предназначения. И для начала хотелось бы сказать, что в России установлено четыре ранга, и высшим считается первый.

Общая характеристика первого ранга

К этому классу относятся атомные подводные лодки, а также крупные надводные корабли. То есть авианосцы, противолодочные, ракетные, тяжелые и легкие крейсера, а также линейные корабли. Все суда первого ранга имеют старшинство над остальными в тех вопросах, которые касаются снабжения и комплектования. И, конечно, в плане проведения церемониальных процедур.

Командир корабля первого ранга обязан отвечать за мобилизационную, а также боевую готовность своего полка. Ещё - следить за успешным выполнением боевых задач и подготовкой, воспитанием, дисциплиной личного состава. За внутренний порядок также отвечает он, как и за сохранность вооружения и соответствующей техники. И, конечно, он обязан контролировать материальное, финансовое, медицинское и пр. обслуживание полка.

Суда, относящиеся к первому рангу

Классификация очень подробна. Выше всех стоят авианосцы. Это крупные надводные корабли особого назначения, основная ударная сила которых заключается в палубной авиации. Они обеспечивает воздушное прикрытие, высадку сил десанта, а также наносят воздушные удары по соединению вражеских суден. Плюс ко всему их используют для транспортировки грузов и людей. Основное вооружение - вертолёты и самолёты, базирующиеся на палубе. Также оборудованы всеми необходимыми средствами обеспечения функционирования и базирования летательных аппаратов.

Следом идут крейсера - боевые надводные корабли, выполняющие задачи вне зависимости от основных сил ВМФ. Ими применяется артиллерийское, ракетное, минно-торпедное, противолодочное оружие и ПВО. Крейсера могут уничтожать суда противников, держать оборону и поддерживать приморские фланги сухопутных войск.

Также к первому рангу относится основное вооружение которого - ЗРК и ударный ракетный комплекс. Эта классификация кораблей включает в себя и подводные боевые корабли. Они уничтожают суда противника, занимаются проведением разведок, скрытной постановкой минных заграждений. Их вооружение - минно-торпедное и ракетное. Также к 1 рангу относятся противолодочные и десантные корабли.

Подклассы: крейсеры

Поскольку первый ранг - самый серьезный, то обязательно нужно отметить вниманием и подклассы кораблей. Первыми по списку идут тяжелые авианесущие крейсеры. Их водоизмещение составляет более 25 000 тонн! Работают они на паротурбинной энергетической установке. Именно эта классификация кораблей ВМФ России демонстрирует на международной арене мощь нашего государства.

Следом идут тяжелые атомные ракетные крейсеры. Их характеристика близка к той, которой отличаются вышеупомянутые суда. Только работают они на атомной энергетической установке. На этих судах постоянно базируется два вертолета и ударный управляемый ракетный комплекс, который способен уничтожить крупные надводные корабли.

Также классификация кораблей ВМФ России включает в себя ракетные крейсеры. Они действуют в удаленных районах океанов и морей, и их назначение - уничтожать крупные надводные суда противника, тем самым обеспечивая ПЛО и ПВО своих суден. Ещё к первому рангу относятся атомные подводные крейсеры, которые способны из положения под водой на глубине 400-600 метров поразить крупные береговые объекты на дальности вплоть до 8250 километров.

Лодки и корабли первого ранга

Обсуждая такую тему, как классификация кораблей ВМФ 1 ранга, нельзя не упомянуть про большую атомную подводную лодку. Она достойна внимания. Здесь от лодки одно название: это крупный, 2-корпусный боевой корабль. Его водоизмещение составляет ~6000-10000 тонн. Корабль комплектован торпедными аппаратами, атомной установкой, крылатыми ракетами - всем, за счет чего можно уничтожить авианосные ударные группы и подводные лодки.

Также классификация кораблей по размерам включает в себя большой противолодочный и универсальный десантный корабли. Водоизмещение - 6500-9000 и <11500 тонн соответственно. Первые из перечисленных обеспечивают слежение и уничтожение атомных подводных лодок, а вторые - перевозку техники и войск.

2 ранг

Судно второго ранга - это трехдечный У него имеется гюйс, который поднимается на носовом флагштоке при стоянке. Предназначение кораблей второго ранга заключается в осуществлении военных и оборонительных действий в дальней морской зоне. Причем как самостоятельно, так и в составе соединений.

Классификация кораблей 2 ранга начинается со сторожевого судна. Основная его задача - охранять. Но, тем не менее, это боевой многоцелевой корабль. И у него есть вооружение (артиллерийское, минное, противолодочное, ракетное и ПВО). Оно предназначено для защиты как самого корабля, так и эскорта. Классификация кораблей второго ранга включает в себя ещё ракетные суда. Они предназначены, чтобы поражать на закрытых морях, а также в ближней морской зоне надводную вражескую технику.

Еще ко 2 рангу относятся подводные лодки специального назначения (для уничтожения противников) и десантные корабли (осуществляют транспортировку военной техники и служащих).

Корабли третьего ранга

Их ещё принято называть двухдечными, линейными, У них отсутствует гюйс, а предназначение заключается в проведении действий в ближней морской зоне. Классификация военных кораблей третьего ранга начинается с малых ракетных суден. Они предназначены для того, чтобы поражать любую боевую морскую технику врага на закрытых морях. Главное вооружение - это ЗРК и ударный ракетный комплекс.

Также есть малые артиллерийские и противолодочные корабли. Это боевые надводные суда. Артиллерийские осуществляют огневую поддержку морского десанта, а противолодочные ищут, выслеживают и уничтожают подводные лодки врагов.

Также классификация военных кораблей включает в себя так называемые тральщики. Это надводные суда особого назначения. Их задача заключается в поиске, обнаружении и тралении донных и морских якорных мин. Еще тральщики проводят корабли и прочие суда через мины.

Малые десантные суда тоже относятся к третьему рангу. Это надводные корабли, которые транспортируют личный состав и военную технику.

Корабли четвертого ранга

К ним относятся двухдечные линейные суда, число пушек которых составляет от 44 и до 60 единиц. Если затрагивать такую тему, как классификация военных кораблей по размерам, то нужно отметить, что 4 ранг - это самые маленькие суда. У них нет гюйса, а их водоизмещение составляет всего 100-500 тонн. Сравнить хотя бы с авианосцами, у которых данный показатель составляет 25000 тонн!

И действуют суда четвертого ранга в прибрежной морской зоне, а также на рейдах.

Классификация военных кораблей по размерам завершается боевыми и десантными катерами. Это малые надводные корабли. Суда первого типа из перечисленных предназначены для того, чтобы наносить удары по морской технике противников. А десантные катера выгружают десант и технику на берег. Еще среди суден 4-го ранга есть тральщики, действующие на рейдах, в прибрежной зоне и в акваториях ВМБ.

Исходя из всего вышеперечисленного, каждый, даже не посвященный в подробности человек, сделает вывод: российский военно-морской флот недаром считается одним из мощнейших во всём мире. И этот факт не может не радовать.

Военный корабль это корабль, принадлежащий вооруженным силам государства, имеет внешние опознавательные знаки государственной принадлежности, находится под командованием офицера, который состоит на службе своего государства, а также укомплектован экипажем, который подчиняется регулярной дисциплине. Военный корабль, находящийся под флагом своего государства, имеет суверенитет, гарантирующий от вмешательства официальных лиц иного государства. Военные корабли являются собственностью страны, и где бы они не находились, подчиняются только ее законам.

На каждом боевом корабле, как правило, устанавливается несколько видов оружия, из которых один - главный, предназначенный для решения основных задач, а остальные - вспомогательные, для выполнения дополнительных задач и самообороны. Для управления оружием, обеспечения кораблевождения, связи и наблюдения за обстановкой корабли оснащаются радиоэлектронными и другими техническим средствами. Корабли приводятся в движение паросиловыми, дизельными, дизель-электрическими, газотурбинными, комбинированными или ядерными энергетическими установками. В зависимости от предназначения, водоизмещения, вооружения и других качеств корабли подразделяются (классифицируются) на классы, подклассы и типы, а также в ряде флотов с целью определения старшинства, в частности ВМФ РФ и ВМС Украины, корабли разделяют на ранги.

КЛАССЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СОВРЕМЕННЫХ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ

ПО ВООРУЖЕНИЮ И НАЗНАЧЕНИЮ

Авианесущие корабли - в качестве главного вооружения имеют самолеты и вертолеты, используемые при решении боевых задач, а также для транспортировки грузов и людей, связи между кораблями соединения. Оборудованы средствами обеспечения базирования и функционирования летательных аппаратов.

Крупные боевые корабли, предназначенные для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника в море, обеспечения высадки морских десантов, огневой поддержки сухопутных войск и решения других боевых задач на море.

Эсминцы (эскадренные миноносцы) - это боевые корабли, предназначенные для уничтожения подводных лодок и надводных кораблей (судов) противника, ведения противолодочной и противовоздушной обороны своих надводных кораблей и судов на переходе морем и в бою, для обеспечения высадки морских десантов, морских перевозок, огневой поддержки войск на побережье, минных постановок и решения других задач.

Противолодочные корабли (большие противолодочные корабли, малые противолодочные корабли) - предназначены для борьбы с подводными лодками, обеспечения противолодочной обороны соединений кораблей, конвоев и десантов на переходе морем. Противолодочные корабли способны действовать как в удаленных районах морей и океанов, так и на прилегающих к территории страны морях. Для этого противолодочные корабли оборудованы гидроакустическими комплексами для поиска и обнаружения подводных лодок, их классификации, слежения за ними и выдачи целеуказаний по оружию. На вооружении данные корабли имеют противолодочные ракеты и торпеды, реактивные бомбометы для метания глубинных бомб. А также зенитные ракеты и артиллерийские комплексы. Как правило, имеют на борту противолодочные вертолеты.

Минно-тральные корабли - предназначены для противоминной обороны

Ракетно-артиллерийские корабли - в качестве главного вооружения имеют управляемое ракетное оружие и артиллерию

Сторожевые корабли - предназначены для несения дозорной службы, противолодочной обороны, противовоздушной обороны и противокорабельной охраны соединений и конвоев

Корабли специального назначения (штабные, разведывательные)

ПО РАЙОНУ ПЛАВАНИЯ

корабли дальней морской зоны

корабли прибрежного плавания

корабли внутреннего плавания (речные) и смешанного плавания

ПО СПОСОБУ ДВИЖЕНИЯ

водоизмещающие корабли

подводные корабли (ракетный стратегического назначения (РПКСН), атомные с крылатыми ракетами, многоцелевые атомные подводные лодки с торпедным или торпедно-ракетным вооружением, неатомные подводные лодки с торпедным или торпедно-ракетным вооружением)

с динамическими принципами поддержания - корабль на подводных крыльях, корабль на воздушной каверне

ПО ТИПУ ГЛАВНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

с атомной энергетической установкой

с газотурбинной энергетической установкой

с дизельной энергетической установкой

ПО АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОМУ ТИПУ И ЧИСЛУ ГРЕБНЫХ ВАЛОВ

однокорпусные корабли

двухкорпусные корабли

однопалубные (многопалубные) корабли

одновальные (двухвальные) корабли

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА (СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ)

Вспомогательные военные суда или суда обеспечения вспомогательного флота это суда, которые не являются военными кораблями, однако принадлежат вооруженным силам или находятся под их исключительным контролем и имеют внешние опознавательные знаки государственной принадлежности. Вспомогательные военные суда не предназначены для выполнения боевых задач. Основным их назначением является боевое или тыловое обеспечение действий флота в море и на рейдах. Военные суда обеспечения могут комплектоваться как военным экипажем, так и гражданским персоналом (командой). Вспомогательные суда являются военными, независимо от того, кто управляет судном командир (офицер) или капитан (гражданское лицо). Вспомогательные военные суда имеют такой же суверенный иммунитет, как и военные корабли в связи с тем, что они принадлежат государству, или временно эксплуатируются на государственной некоммерческой службе. Как и военные корабли, вспомогательные суда имеют исключительный суверенитет над действиями экипажа (судовой команды) и пассажиров, находящихся на их борту.

В зависимости от назначения и тактико-технических характеристик, вспомогательные суда, как и военные корабли, разделяются на классы, а в пределах классов - на подклассы с учетом дальности плавания, тоннажа или специализации.

ТИПЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ

Вспомогательные суда подразделяются на учебные корабли, плавбазы, опытовые суда, поисково-спасательные, госпитальные, суда-погрузчики, суда-торпедоловы, кабельные суда, гидрографические суда, транспорты и так далее.

ТИПЫ СУДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

К судам обеспечения относятся базовые плавсредства, которые включают - буксиры, баржи, плавкраны и тому подобные суда.

Подводя итог данной публикации, хотелось бы отметить, что морские стратегии ведущих государств мира, основанные на геополитических реалиях XXI века, привели к изменению способов и приемов ведения морских сражений и организации сил флотов. Прежде всего, это связано с созданием в США, Великобритании, Франции, Италии, Германии и ряде других стран сил быстрого развертывания, ядром которых стали авианосцы и универсальные десантные корабли. В связи с этим, одной из основных тенденций развития флотов есть новый этап их «авианизации». По мнению специалистов, в XXI веке авианосцы вернут себе роль «хребта» ВМС великих держав.

Как известно, авианосцы составляют основу авианосной ударной группы, в которую входят современные боевые корабли различных классов. Так эсминцы в свою очередь по боевым возможностям приближаются к крейсерам, фрегаты - к , - к фрегатам.

Широкое распространение получили патрульные катера. В данной публикации проявляется тенденция к созданию многоцелевых катеров, построенных по модульному принципу, на которых в зависимости от задач может быстро изменяться комплект вооружения.

Военно-морские воздействия XXI века, в первую очередь в локальных конфликтах, характеризуются проведением воздушно-наземно-морской операции в прибрежных районах. Для амфибийных сил при этом определяющим стало проведение «загоризонтной» десантной операции, главными средствами доставки десанта которой стали транспортно-десантные вертолеты. Все это привело к возрастанию роли десантных кораблей с наличием авиационных средств и снижению роли десантных кораблей, не имеющих на вооружении штатного группового базирования вертолетов и конвертопланов.

Таким образом, к наиболее перспективным кораблям амфибийных сил следует отнести универсальные десантные корабли и десантные вертолетоносные корабли-доки, а производство танко-десантных кораблей с прямой высадкой будет ограниченным.

Кроме атомных подводных лодок, состоящих на вооружении ВМС некоторых ведущих стран мира, в последнее время активно наблюдается развитие неатомных подводных лодок, которые характеризуются низкой себестоимостью, и позволяет покупать их менее богатым странам. Кроме того, преобладают АПЛ по такому важному критерию как акустическая скрытность. Создание неатомных подводных лодок с воздухо-независимыми энергетическими установками предоставляет значительные преимущества. Считается, что именно данный класс подводных лодок станет основой подводных сил неядерных государств в ближайшем будущем.