Волшебная крупа: занятия с крупой для развития моторики рук. С какого возраста и как играть крупой

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с крупой на развитие мелкой моторики рук

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.

Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито. Все эти занятия содержат не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Увлекательные работы получаются с использованием манки, пшена, гречки, кукурузной и пшеничной крупы, фасоли, чечевицы, семечек. При работе с различными крупами дети узнают историю их получения, например, где выращивают гречку, пшено, как получают кукурузную крупу, манку и т.д.

Первое знакомство

Прячем ручки

Возьмите большую миску, высыпьте в неё крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребёнок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

Искупаемся

Возьмите тазик или детскую ванночку, не большой, но чтобы туда мог сесть и встать ребёнок, насыпьте туда гречку или другую крупу, предложите ребенку сначала походить в тазике, а потом и присесть: «Отличный массаж!». У некоторых детишек такое купание вызывает огромный восторг, поэтому будьте готовы, что содержимое тазика окажется вне его, поэтому часто таким «купанием» в ванной комнате!

Ищем секрет

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

Сортируем, перекладываем, собираем

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ малышу!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

Пересыпаем крупу

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манку. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ ребёнку!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребёнку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

Счет, форма, цвет

Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилие), перемешайте их, а затем предложите ребёнку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макарошки, чтобы у ребёнка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке, бантик к бантику или красная к красной, зеленая к зеленой».

Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.

Творчество

Рисование

Возьмите поднос и крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так, же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку.

Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой!

На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!

Аппликации

Для выполнения аппликации понадобится плотный картон или дощечка, краски, карандаши, клей ПВА, крупы, семена, подходящие для раскрашивания вашего рисунка.

На картоне нарисуйте или переведите картинку. Можно приклеить вырезанное изображение из раскраски. Намажьте клей по контуру вашей картинки и засыпьте этот участок крупой, лишнее стряхните. Семена, горох приклеивают по отдельности. Чтоб работа дольше сохранилась, нанесите на нее лак для волос.

Полезные советы:

1. Выбирайте для работы плотные материалы в качестве основы. Обычная бумага размокает и деформируется, портит внешний вид будущего изделия.

2. При выполнении работы продвигайтесь в направлении сверху вниз, слева на право, чтобы случайно не смазать готовые фрагменты.

3. Клей не жалейте. Накладывайте слой потолще, чтобы все крупинки надежно приклеились.

Шаблоны для аппликации можно вырезать, тогда получатся отдельные фигурки - корзинки, фрукты, животные. Ими можно украсить уголок, сделать тематическую инсталляцию или большое панно.

Бусы из макарон

Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите ребёнку, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием.

Пластилиновые фантазии

Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может заменить глазки, пуговки. Можно приготовить пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить вазочку, предварительно облепив ее пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны необычной формы могут превратиться в цветы.

Найди такой же

Для этой игры понадобятся некоторые дополнительные приготовления.

Идея в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям.

Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их лентой или клеем (внутри по стыку). В начале игры предложить ребенку изучить шарики - шумелки , а затем обратить внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и предложить: «Давай найдем такой же!».

Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же, что и с шариками: дать освоиться и предложить найти такой же.

После игры

Конечно же, после игры вся крупа будет перемешена. Но не выбрасывайте ее, ссыпьте ее в любую емкость, а на дно положите игрушку. В следующийраз малышу приятно будет отыскать «клад на дне крупяного бассейна».

Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми.


Наталья Черникова

Когда я только зарегистрировалась на сайте,мне попалась на глаза дидактическая Натальи Вершининой

Она мне очень приглянулась, и я решила сделать нечто подобное. Это стал колобок-любимый персонаж малышей.

А потом я разработала серию занятий - игр,на которые колобок приходил, и дети с ним играли.

Актуальность

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию», - были слова

М. Монтессори.

А известный немецкий учёный Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. В данном случае предложены игры с фасолью.

Представленные дидактические игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста и могут использоваться педагогами при реализации образовательных

областей «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество».

ИГРА «УГОСТИМ КОЛОБКА ВИТАМИНКАМИ»

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

СРЕДСТВА: 2-е пластиковые баночки с крышками, фасоль.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОСОБИЯ:

1. Берём 2-е пластиковые баночки с крышками.

2. На одной из крышек изображаем колобка с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки.


3. От старой мягкой игрушки отрезаем ноги, руки. Обрабатываем у них края с помощью иголки и нитки. В одной из баночек делаем отверстия небольшого размера для рук и ног. Вставляем в них готовые детали. Приклеиваем на голову кепку.


4. Делаем отверстие во рту колобка.


5. Во вторую баночку насыпаем фасоль.


АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель сообщает детям, что фасоль-это витаминки для колобка. Дети с удовольствием угощают колобка витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.


ИГРА «НАСТРОЕНИЕ КОЛОБКА»

ЦЕЛЬ: формирование умения выражать эмоции, развитие мелкой моторики.

СРЕДСТВА: персонаж колобок; карточки с пиктограммами: радость, грусть, удивление; фасоль.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Ребята, когда колобок был голодный, какое настроение у него было? (грустное)

А когда он увидел, сколько у нас для него угощения, что с колобком произошло? (он удивился)

Когда колобок наелся, какое настроение у него стало? (весёлое)

Перед вами лежат карточки с изображением частей лица колобка. Попробуйте выложить из фасоли рот, чтобы получилась эмоции грусти, радости и удивления.


Ребята, изобразите эмоции грусти, удивления и радости на своём лице /дети с помощью

мимики лица изображают эти эмоции/.




ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РИСОВАНИЕ ФАСОЛЬЮ»

ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение.

СРЕДСТВА: персонаж колобок; фасоль; схемы предметов; основа - коврики прямоугольной формы.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель предлагает для колобка «нарисовать» с помощью фасоли предметы, например: воздушный шарик, лесенку, солнышко, флажок, ёлочку /дети, используя схемы, выкладывают предмет/.

Колобок хвалит детей.


ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ»

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, закреплять понятия «много», «один».

СРЕДСТВА: персонаж колобок, три воздушных шарика («Волшебные мешочки», фасоль, поднос.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Ребята, колобок хочет поиграть с вами в прятки. Он спрятал в шарики разное количество семян фасоли. Давайте найдём фасоль? /давайте/

Ребята, покажите шарик, в котором спряталось одно семя фасоли.

А в каком шарике спряталось много семян?

Давайте найдём шарик, где нет ни одной.

/дети ощупывают шарики тактильным методом, находят фасоль и отвечают, какое количество фасоли в каком шарике спряталось /

Колобок хвалит детей за находчивость и ловкость.



ИГРА «ПРЯТКИ»

ЦЕЛЬ: непроизвольное осуществление массажа пальчиков.

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

СРЕДСТВА: персонаж колобок, миска с фасолью, фигурки из киндер-сюрпризов или пуговицы.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель предлагает детям опять поиграть с колобком в прятки. Колобок «прячет» в миске с крупой фигурки, а дети их отыскивают с помощью рук.



ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ СИТО»

ЦЕЛЬ: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук; аккуратность.

СРЕДСТВА: персонаж колобок, миска с крупой (фасоль и манка, сито с ручкой, 2-е чашки.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Ребята, колобок нечаянно перемешал в миске два вида крупы: манку и фасоль и просит нас помочь ему разобрать их в разные чашки.

Поможем колобку? (да)

Как же выбрать из миски фасоль? (с помощью пальцев рук)

/дети пробуют разделить крупу вручную/



Ребята, какая это кропотливая работа! Я знаю, что делать. Нам поможет сито.

/воспитатель показывает детям, как при помощи сита отделить одну крупу от другой. Воспитатель объясняет, почему так получается, насыпав сначала чистую манку, а потом фасоль. Дети пробуют проделать манипуляции самостоятельно. Просеянную фасоль пересыпают в приготовленную чашку/




Ну, вот, какие вы молодцы. Колобок благодарит вас за помощь.

Крупы – не только ценный пищевой продукт в арсенале хозяюшки. Это еще и хороший игровой материал, который развивает мелкую моторику и фантазию у ребят от года. Несложно организовать игры с гречневой, манной, рисовой крупами, чечевицей или фасолью, макаронными изделиями. Желательно постепенно знакомить детей с каждым из сыпучих материалов. Они имеют разный цвет, форму, степень твердости, что обеспечивает богатство впечатлений и ощущений.

Польза игр с крупами

Многие родители из соображений безопасности не спешат знакомить годовалых детей с мелкими предметами. Важно не прятать их от малютки, а научить правильному обращению. Первые месяцы упражнений с крупами, так или иначе, будут проходить под пристальным наблюдением взрослых. Мама сможет понаблюдать, как ведет себя ребенок и предотвратить опасные ситуации.

Польза дидактических игр с крупами доказана психологами, логопедами и другими детскими специалистами. Занятия стимулируют и развивают:

  • мелкую моторику, важную для рисования и письма;
  • воображение и внимание;
  • чувственное восприятие;
  • сенсорное познание веществ и предметов;
  • речевое развитие.

На многих детей развивающие упражнения с крупой в спокойной, доверительной обстановке оказывают успокоительный эффект. Практиковать их можно с детьми, которые научились сидеть.

Первоначально довольно сложно сосредоточить внимание крохи на этом занятии. Однако со временем ребенок научится концентрироваться и будет играть с крупами все дольше.

Подготовка к играм

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Главный атрибут подобных игр - разнообразные крупы, которые можно укомплектовать в разделенный на секторы пластиковый лоток. Первое время лучше заниматься с малышом, который сидит в своем стульчике для кормления. Все необходимые компоненты удобно разместятся на столешнице, а для локализации зоны уборки следует постелить на пол клеенку или газету.

Для упражнений маме понадобятся:

  • мелкие игрушки (машинки, фигурки от киндер-сюрпризов);
  • игрушечная посуда;
  • пластиковый совок;
  • несколько мисок или контейнеров;
  • ситечко;
  • шуршащие вкладыши от конфет;
  • каштаны, желуди или орехи.

Играем с малышами 1-2 лет

Знакомство с крупой для самых маленьких обычно проходит легко, ведь большинству детей нравится все новое. Если же кроха отнесся к новому занятию с опаской, взрослому также следует включиться в игру, продемонстрировав ее возможности. Дети до трех лет учатся через подражание близким людям. Они видят, насколько интересно перекладывать мелкие предметы, и постепенно учатся делать это самостоятельно.

На первых порах ребенку достаточно перекладывать крупу с коробочки в коробочку, стараться удержать пальчиками зернышки. Постепенно задача усложняется, и ребенок учится:

  • перекладывать сыпучие в емкости или детскую посуду с помощью ложки или кружки;
  • брать пинцетом фасоль, макаронные изделия или горох;
  • бросать крупинки через узкое отверстие в банке, слушая звуки;
  • искать ручками в лотке с сыпучими маленький «клад» (игрушку, конфету);
  • искать в манке более крупные сыпучие (макароны, фасоль) просеивая ситечком;
  • выкладывать из крупы цветные буквы, дорожки, орнаменты;
  • самостоятельно зарывать и откапывать мелкие игрушки;
  • сыпать мелкую крупу, манку или соль щепоткой;
  • топтаться ногами по крупе, рассыпанной в тазике.

Занять кроху на кухне, пока мама готовит еду, позволит сенсорная коробка. Для ее создания нужен крупный контейнер из пластика, который следует заполнить наполовину разными по размеру и цвету крупами. В крышке нужно проделать два отверстия для маленьких ручек, чтобы малыш мог перебирать сыпучие, но не сорить при этом.

Играем с ребенком 2-6 лет

После 2 лет малышу понравится сортировать разную по форме, цвету и размеру крупу. Перед работой следует смешать несколько видов сыпучих материалов и приготовить лоток с разделениями, чтобы кроха смог разложить по отдельности каждый сорт. Можно использовать пластилин или тесто для лепки, показав малютке, как в него вдавливать крупу и создавать рисунок.

Чтобы фантазия ребенка проявилась в полной мере, можно раскрасить крупы в цвета радуги. Для этого есть несколько способов:

  • обжарить манку на сковороде, чтобы она поменяла цвет;
  • развести гуашь в двух столовых ложках водки, насыпать 5 столовых ложек манки или риса, перемешать и высушить на воздухе;
  • раскрошить мелки и смешать их с манной крупой;
  • раскрошить грифель карандашей, потереть на бумаге, насыпать сверху манку и смешать;
  • окрасить белую фасоль, макароны, рис или манку пищевыми красителями или разведенной водой гуаши и подсушить в духовке при температуре 150-200 градусов;
  • крупные макароны можно покрасить гуашью.

Игры с крупами с ребенком 3-6 лет становятся сложнее и интереснее. В этом возрасте он хорошо различает цвета и формы, может создавать удивительные композиции из круп и макарон.

Для общего развития можно попробовать замочить и прорастить зерновые или же разложить их в спичечные коробочки и подписать каждую. Более сложная задача – рисование и аппликации из сыпучих материалов. Она требует не только фантазии, но и усидчивости.

Рисунки песком и манкой

Многих родителей привлекают специальные планшеты для рисования песком (рекомендуем прочитать: ). Чтобы понять, нравится ли подобное занятие ребенку и стоит ли покупать планшет, можно попробовать рисование манкой. Для первого раза понадобится яркий поднос. Маме следует ровно распределить манку по поверхности и показать малышу, как пальчиками можно рисовать красивые узоры.

Существует немало мастер-классов на тему рисования манкой. Например, можно усложнять задачу, используя цветную манку или рис. Необходимо подготовить простую картину на бумаге (например, цветок или кораблик). Поочередно следует промазывать ее клеем и просить малыша сыпать крупу на проклеенный участок. Важно сразу стряхивать остатки крупы и постепенно формировать красивую картинку, которая украсит творческий альбом.

Аппликации из макарон

Разнообразные по форме макаронные изделия – гнезда, ракушки, бантики, звездочки, спагетти, хорошо подходят для симпатичных детских аппликаций. Для работы с дошкольником маме следует подготовить:

  • макаронные изделия разной формы после обработки красителем;
  • клей жидкий;
  • плотный картон;
  • краски и кисти;
  • пластилин.

На листе бумаги следует карандашом обозначить контуры аппликации. Нанести по контуру клей и до момента высыхания нанести макаронные изделия. Пусть малыш сам подбирает форму и цвета макарон. Например, глаз рыбки – темное колесико, а чешуя – волнистые макароны желтого или зеленого цветов. Можно пофантазировать и вместе, «заселив» лужайку оранжевыми и красными звездочками из макарон, или сделать барашку пышную шубу из спиралей.

Волшебные мешочки

Фасоль – один из наиболее подходящих материалов для разнообразных игр и аппликаций. Она имеет разную форму и цветовую палитру, издает интересные звуки при контакте с пластиком, деревом, водой и другими материалами. Кроме того, она абсолютно безвредна для крохи (даже если он случайно проглотит зернышко, природа поможет справиться с этим).

Игры с фасолью или горохом развивают тактильные ощущения 3-4 летнего малыша, учат счету и сравнению размеров, формы. После знакомства с ними можно закрепить полученные впечатления с помощью волшебных мешочков. Для этого понадобятся 3 похожих мешочка и одинаковый объем манки, гречки и фасоли (гороха).

Следует предложить малышу переложить крупы в мешочки, завязать их лентами и пересортировать. Далее по ощущениям пальчиков ему нужно определить, в каком мешочке какая крупа находится. Не стоит убирать их далеко после игры. Вполне возможно, что малышу захочется трогать их снова, стимулируя развитие тактильных ощущений и мелкой моторики с помощью крупы.

Пальчиковые занятия с сыпучими материалами вряд ли смогут надоесть ребенку, ведь их существует немалое количество. Главное для родителей – готовность постоянно развивать в крохе творческие способности. Результатом ранних упражнений станут высокая умственная активность ребенка, хорошая фантазия и четкая речь.

Ранее я уже рассказывала про несколько полезных игр для развития сенсомоторных навыков у годовалых деток.

В этой статье вы найдете еще несколько вариантов интересных занятий для занимательного и полезного времяпровождения с детьми.

Итак, вот во что можно играть с ребенком c 1 года:

1. Играть с крупами, с песком, с водой.

Прогуливаясь на детской площадке в теплое время года, не проходите мимо песочницы. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики руки, а также знакомят ребенка с основными физическими свойствами веществ.

Дома тоже можно организовать много интересных игр с сыпучими веществами, можно сделать мини-песочницу или (особенно это актуально в холодное время года). В своих домашних занятиях вместо песка вы можете играть с крупами: горохом, пшеном, гречкой, манкой. Для разнообразия тактильных ощущений старайтесь использовать несколько видов круп.

Конечно, строить куличики в 1 год еще рановато, малыш вряд ли сочтет это занятие интересным. Чем же тогда заниматься в песочнице? Вот несколько интересных вариантов игр:

  • Показывайте ребенку, как пересыпать песок/крупу из одной тары в другую . С этой целью подойдут небольшие стаканчики, детская посудка, формочки для песка. Главное, чтобы малышу удобно было ухватиться за посуду одной рукой. Ребенок, повторяя за вами, будет учиться координировать свои движения.
  • Если вы будете использовать в своей игре еще и небольшой кувшинчик , то вы поможете малышу отработать еще один очень полезный тип захвата (ребенок держится только за ручку, а не за всю тару), что разнообразит сенсорный опыт малыша.
  • Учите ребенка «солить» песком ваш игрушечный суп (пальчики складываем щепоткой и трем друг об друга), так вы побуждаете пальчики к мелкой работе.
  • Набирайте вместе с малышом крупу/песок в ладонь, затем, разжимая ладонь, высыпайте – получается гимнастика для ладошки.
  • Предложите ребенку пересыпать крупу/песок ложкой из одной тары в другую . Важно: поставьте посуду перед малышом так, чтобы ему пришлось пересыпать крупу слева направо. Таким образом, мы постепенно готовим руку к правильному положению во время письма.

  • Опыт взаимодействия с крупой и другими сыпучими веществами малыш может получить, играя с разнообразными сенсорными коробками . Вот пример одной из тех коробок (другие варианты вы найдете ), которую вы можете предложить уже годовалому малышу. В контейнер или ведерко насыпьте любой крупы и спрячьте туда небольшие игрушки так, чтобы ребенку были видны только краешки. Предложите малышу найти игрушки . Аналогично можно играть и в песочнице.

  • Ну и, конечно, продолжайте отрабатывать , вместе с ребенком наполняйте ведерки и формочки песком/крупой.

Как играть с водой? С 1 года мы только учимся переливать воду из одной посуды в другую. Требования к таре здесь такие же, как и в игре с сыпучими (читайте выше).

2. Учиться проталкивать предметы (сортер, копилка и другие полезности).

Об этих играх ранее я уже упоминала в . В возрасте от 1 года сортер (Озон , Лабиринт , My-shop ) становится все более интересен ребенку. Кроме того, что кроху привлекает сам процесс «проталкивания», в этом возрасте он еще и начинает обращать внимание, что не каждая фигура подойдет в любую выбранную им прорезь. Поэтому занятия с сортером очень полезны и для и для совершенствования моторики. В этой связи стоит отметить, что если вы хотите при помощи сортера изучать геометрические фигуры, покупая сортер, обратите внимание, содержит ли он основные фигуры или в нем представлены только звездочки да сердечки.

Навык «проталкивания» (который кстати очень полезен для развития координации и моторики) можно отрабатывать и на других бытовых предметах или игрушках, которые вы легко можете сделать сами.

Вариант 1. На небольшую коробку (например, от детской каши) наклейте нарисованное собственноручно или распечатанное на принтере лицо любимого персонажа и сделайте прорезь на месте рта. Детям, как правило, очень нравится кормить таких «коробочных» друзей макаронами. Чем точнее будет соответствовать размер прорези диаметру проталкиваемых макарон, тем лучше будет отрабатываться моторика малыша.

Можно использовать две коробки с прорезями разных диаметров. Так во время веселой игры вы будете еще и закреплять понятия « » и учить малыша подбирать предмет по размеру.

Вариант 2. Не менее интересно проталкивать различные предметы в пластиковую бутылку — она прозрачная, ребенку будет интересно наблюдать, как предмет падает внутри. В качестве проталкиваемых предметов можно использовать орехи в скорлупе (фундук, миндаль, арахис), небольшие кусочки поролона (порезанную губку для мытья посуды), макароны, заколки, резиночки и прочие мелкие игрушки, подходящие под размер отверстия в бутылке.

Вариант 3. Еще одно увлекательное занятие — проталкивать ватные палочки или коктейльные трубочки в дырки дуршлага (трубочку лучше заранее порезать на 2-3 части). Надо заметить, что палочки и трубочки проходят далеко не во все дуршлаги. Поэтому эта игра только для обладателей дуршлагов с крупными дырочками

Вариант 4. Предлагайте крохе играть с копилкой . Лучше сразу предложить ребенку отдельную чистую копилку, а также помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки. Естественно за такой игрой нужно тщательно наблюдать, т.к. не будет ничего хорошего, если малышу в рот попадет даже чистая монета.


Вариант 5. В статье « » я также упоминала про цветовой сортер, его легко сделать из любой коробки. В такой сортер можно проталкивать детали мозаики, конструктора, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д.

3. Играть со шнуровкой

В магазинах, как правило, встречаются шнуровки двух разновидностей. Наиболее часто попадаются шнуровки (Озон , Лабиринт , KoroBoom ), которые представляют собой набор из плоской картинки (а иногда и из объемной игрушки ) с множеством дырочек и шнурка, при помощи которого ребенок должен прошнуровать эти самые дырочки.

В другом варианте шнуровок (Озон , Лабиринт , KoroBoom ) вместо картинки с дырочками есть множество различных деталей (это могут быть зверушки, фрукты, овощи), которые нужно нанизать на шнурок. В результате игры с такой шнуровкой должно получиться что-то похожее на бусы.

Для малыша, который только начинает осваивать искусство шнурования, по моему опыту, гораздо лучше подходят шнуровки второго типа. Делать бусы для любимой игрушки ребенку понятнее и ближе, чем без какой-либо цели продевать иголочку в многочисленные дырочки. А пришнуровывать к пальме бананы (как у нашей игрушки на фото) пока еще слишком рано. Поэтому на данном этапе я предлагаю вам приобрести именно шнуровку-бусы.

Когда мы с дочкой только начали осваивать шнуровку (а интерес у Таисии к шнуровке появился где-то в 1 год и 2 месяца), мы играли так. Я держала детальку, направляя дырочку так, чтобы дочке было удобно просунуть в нее шнурок. Она брала деревянную иголку со шнурком в одну руку и просовывала ее в подставленную дырочку, затем другой рукой доставала появившийся с противоположной стороны конец иглы. Когда это движение стало хорошо получаться, я стала учить дочку самостоятельно удерживать детальку одной рукой, а другой – проталкивать иголку. После того, как иголка была просунута в дырочку, ей необходимо было переложить детальку в другую руку и освободившейся рукой достать конец иголки. К моему удивлению, дочка довольно быстро освоила это умение, а ведь мне поначалу казалось, что для годовалого ребенка это задание очень трудное.

В качестве первой шнуровки вы также можете попробовать и такой вариант: возьмите любую не слишком длинную ленточку, а для нанизывания используйте баранки (сушки) или колечки от пирамидки . При этом также объясняйте ребенку, что вы с ним делаете бусы для мишки, например. Дырки в сушках значительно больше, чем в деталях шнуровки, что облегчает задачу малышу. Однако моей дочери обыкновенная шнуровка понравилась гораздо больше, возможно, потому что иголкой орудовать удобнее, чем ленточкой.

4. Скатывать мячик/шарик по горке/желобкам.

Наблюдение за скатывающимися шариками здорово тренирует глазные мышцы ребенка, а также дает малышу первое понимание основ закона всемирного тяготения. Ну и, конечно, это просто очень увлекательно для малышей – смотреть на скатывающиеся мячики.

Для этой игры вам нужно будет из подручных материалов соорудить небольшую горку, в этих целях подойдет даже книга, но лучше что-нибудь побольше. Главное, чтобы горка не получилась слишком крутой, иначе шарик будет скатываться слишком быстро, ребенку будет тяжело за ним уследить.

Также для этой игры в продаже имеется специальная игрушка, она называется кугельбан (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Кугельбан представляет собой конструкцию с дорожками-желобками, по которым скатываются шарики и другие фигурки. Предложите ребенку положить шарик на верхнюю дорожку и посмотреть, что будет дальше. А можно пустить сразу несколько шариков друг за другом.

5. Возить каталку

Думаю, с этой игрой знакомы все родители. Довольно часто можно увидеть ребенка, идущего по парку с каталкой. Каталки бывают двух видов: на веревочке (Озон , Лабиринт , My-shop ) – ее малышу нужно будет тянуть за собой – и на палочке (Озон , My-shop ) – ее нужно толкать перед собой. И те и другие каталки полезны для развития двигательных навыков ребенка, координации движений, чувства равновесия. Как только малыш начнет ходить более менее уверенно, ему уже можно предлагать эту игрушку.

Надеюсь, что вам понравились эти развивающие игры и вы возьмете их к себе на вооружение. А как вы играете со своим малышом? Какие игры ему нравятся больше всего? Поделитесь своими идеями!

Если вашему малышу уже чуть больше, чем год, то вам обязательно покажется интересной эта статья:


На этом все, всегда жду вас на страницах сайта! До встречи!


Крупы есть в доме у каждой хозяйки, а это значит, что она может самостоятельно организовать личный развивающий центр для своего ребенка. И речь пойдет не о банальном пересыпании крупы с одной посуды в другую (а маленьким деткам это тоже безумно интересно). Взяв за основу эту статью, а еще включив свою фантазию, каждая мамочка сможет подарить своему малышу интересные, незабываемые, а главное полезные развивающие игры.

Польза от игр с крупами:

Игры с сыпучими материалами прекрасно развивают сенсорное восприятие мира, мелкую моторику детских ручек. Известным есть тот факт, что развитие мелкой моторики рук стимулирует усовершенствование таких систем организма, как зрительной, нервной, мышечной и костной. Это становится возможным, благодаря сложным взаимодействиям всех этих систем при выполнении мелких и точных движений, в чем и есть суть мелкой моторики.

Также мелкая моторика существенно влияет на речевое развитие , поскольку моторный и речевой центры в мозгу находятся «по соседству», а стимуляция моторного центра непременно активизирует и речевой. На этом плюсы развития мелкой моторики не заканчиваются, ведь мелкая моторика это, прежде всего ловкость рук, которая понадобится не только для рисования и письма . В будущем она пригодится для выполнения других сложных заданий, отличное выполнение которых принесет вашему ребенку большой успех. Кто знает, может, усердно занимаясь со своим ребенком, вы сможете развить в нем задатки великого нейрохирурга? В любом случае, пользу от этих старых добрых игр не стоит недооценивать.

Что нам понадобится для игр с крупами:

Естественно, самым главным нашим атрибутом будут разнообразные крупы. Для игры подойдут все, что у вас есть - манка, кукурузная крупа, гречка, перловка, чечевица, рис, семечки, горох, фасоль. Еще нам понадобятся:

- мелкие игрушки, например из киндер-сюрпризов,
- желуди, каштаны, орешки,
- клей, разноцветный картон, надувные шарики,
- различные емкости (разные по величине тарелки, жестяные коробки, пластиковые контейнеры, и т.д.),
- игрушечная посудка, лопатки, ложечки, сито, воронка,
- деревянная доска,
- пищевые красители,
- клеенка или покрывало (если хотите локализовать зону уборки).

С какого возраста играем:

В целях безопасности начинаем с мелких видов круп, которыми невозможно подавиться, но все равно деток предупреждаем, что в рот ничего брать нельзя. Потом, когда будем играть с другими крупами, также постоянно следим за ребенком.
Начинать знакомится с крупами можно уже с того момента, как ребенок начнет самостоятельно сидеть. Конечно, до полноценных игр еще далеко, но уже в этом возрасте очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого набираем в глубокую посудину манку или кукурузную крупу, и погружаем в них маленькие рученьки. Несмотря на всю простоту, дитя будет в восторге. А с года можно начинать играть в более сложные игры.

Самые популярные и интересные игры с крупами:

Ищем клад

В глубокой емкости с крупой прячем маленькие игрушки, разноцветные фишки, для девочек можно спрятать даже украшения. Задание ребенка состоит в том, чтобы их найти. Азарт и интерес усилится еще больше, если постоянно прятать новые игрушки (вот таким интересным образом можем дарить ребенку новые игрушки). За одну игру можно предложить ребенку несколько емкостей с разными крупами, при этом клад будет находиться в каждой. Можно даже купить специальную деревянную шкатулку, в которой будем хранить все ценные находки. Ребенку от года эта игра сильно понравится. А кто не мечтает иметь свой собственный сундук с кладом! Хотя дело здесь и вовсе не в подарках, сам процесс способен доставить ребенку море удовольствия, так как это не просто игра, а самый настоящий массаж для маленьких пальчиков и ручек.

Пересыпаем крупу

Для ребенка эта игра тоже будет интересной. Пересыпаем крупы из одной емкости в другую. Можно пересыпать руками, а можно использовать специальные приспособления: лопатки, ложечки, маленькую игрушечную посудку. Играя в эту игру, обращайте внимание ребенка на такие понятия, как «много», «мало». «Вот в этой баночке много крупы, а теперь пересыпаем. Вот видишь, теперь здесь мало, зато уже в этой баночке много». Также обращаем внимание ребенка на звук падающих круп. Горох будет издавать звонкий звук, рис-более приглушенный, а вот манка почти беззвучная.
Если ваш ребенок уже играет с грузовиками, предложите ему перевезти крупы с одного конца стола в другой. При этом процесс погрузки и разгрузки также на нем. Лопаточкой или ложкой пусть сам заполнит кузов крупами. А потом, в пункте назначения пусть разгрузит свою машинку аналогичным способом в пустую емкость. Пересыпать можно в самые различные емкости, и с большими отверстиями, и с маленькими. Пусть ребенок попробует насыпать крупы в бутылку. Трудно? А теперь используем воронку. Для маленького ребенка будет очень интересно наблюдать, как в воронке исчезают крупы, а в бутылке при этом появляются.

Сортируем крупу

Этот вид игр отлично тренирует внимание, усидчивость, ну и конечно, мелкую моторику. Смешиваем немного фасоли и гороха. Просим ребенка отсортировать в разные тарелочки. Будет еще лучше, если вы предложите тарелочки, аналогичные по цвету с крупами. Горох сортируем в желтую тарелочку, красную фасоль-в красную и т.д. Когда ребенок будет старшим, смешиваем еще больше разных круп. Ребенку очень будет интересно заполнять крупами ячейки от шоколадных конфет или лотка от яиц, в этих целях можно использовать даже формочки для льда.
Разнообразие макаронных изделий просто впечатляет. Их тоже можно использовать в наших играх: смешиваем различные «ракушки», «звездочки», «завитушки»… Ребенок также должен их рассортировать по разным тарелочкам. Предварительно на эти тарелочки можете поставить по образцу, чтобы ребенок быстрее сориентировался.
Еще можно смешать манку и гречку. Продемонстрируйте ребенку, как их можно разделить с помощью сита. Для ребенка это будет маленьким чудом!

Парные мешочки

Эта игра поможет развивать такую сенсорную способность, как тактильное восприятие. Сейчас очень модно шить сенсорные мешочки, в которых используем различные наполнители. Но если вы не обладаете чудесами рукоделия, или у вас не хватает на это времени, можете использовать обычные надувные шарики. Наполняем по два шарики одинаковой крупой, завязываем ниточкой. Если у вас есть пять разных видов круп, соответственно выйдет десять мешочков. Складываем их в произвольном порядке, а ребенок на ощупь ищет одинаковые.  

Красим рис для ярких игр

Яркие цвета нравятся всем малышам. Игры с рисом яркого цвета вашим деткам безумно понравятся!

Итак, приступаем к покраске риса. В зависимости от того, сколько у вас есть красителей, насыпаем рис в столько же небольших емкостей. Разводим красители водой, и вливаем небольшое количество в каждую емкость. Закрываем емкости крышкой и активно трясем. На этой стадии процесса малыш вам может с радостью помогать. Дальше подсушиваем рис в духовке на противне (застилаем его специальной бумагой для выпечки), пока он не станет рассыпчатым. Примерная температура в духовке-150-200 градусов. Вот и все, у вас получается настоящая радуга, ну уж очень красиво смотрится! Этот рис можете отсортировать по цвету в разные емкости, он пригодится малышу еще для многих игр. А можете с его помощью, создать необычную сенсорную коробку.

Сенсорная коробка

Тоже очень модное веянье. Малыши с удовольствием копаются в таких коробках. Изготовить ее очень просто. Для этого берем картонную коробку, например от обуви, смесь разноцветного риса. В эту коробку добавляем также желуди, орешки, каштаны, разные мелкие фигурки, игрушки. Удивительная, яркая коробочка с интересным содержимым призвана развивать сенсорные системы (органы чувств) вашего ребенка.

Удивительные рисунки из манки

Манкой можно создавать целые картины! Вместо холста берем поднос, противень, доску для раскатки теста, да все что придумаете. Выбранный объект засыпаем манкой. Ребенок будет рисовать пальчиками на манке свои первые в жизни рисунки. Сначала это будут просто линии, кружочки, но недалек тот час, когда он создаст свой первый шедевр!

Необычные аппликации

На черном картоне рисуем клеем-карандашом несложный рисунок. Вместе насыпаем манку на этот лист, придавливаем ручками. Потом аккуратно сдуваем лишнюю крупу… И наблюдаем за появлением изображения. Вариантов аппликаций тоже много. В 3-5 лет можно создавать с помощью круп настоящие шедевры. На картоне уже рисуем клеем более сложный рисунок. Потом по контуру клеем разные крупы, очень эффектными получаются аппликации из разноцветного риса.

Очень интересно изготавливать пластилиновые аппликации. На картонке размазываем пластилин, на котором зубочисткой создаем рисунок. А дальше вдавливаем по контуру и внутри контура разноцветными крупами свое творенье. Таким образом, можете изготавливать открытки на семейные праздники. Сплоченная командная работа и ваши удивительные творенья поднимут настроенье всей семье. Помимо мелкой моторики, у вашего ребенка развиваются творческие задатки, фантазия и воображение. А еще вы прекрасно проведете время!

Создаем узоры

Также из различных круп можно создавать необычные узоры. Выкладывайте на столе узор, а ребенок пусть повторяет за вами. Такая игра поможет развить ко всему прочему еще и внимание. Со временем ваш малыш будет самостоятельно создавать свои авторские узоры. Не забывайте его хвалить, а самые удачные творенья фотографировать себе на память.
Это далеко не полный список, что можно сделать с крупами. Фантазируйте, творите и получайте от этого удовольствие! И не бойтесь творческого беспорядка, с ним вы легко справитесь, задействовав пылесос.

Находите вдохновение даже в самых обыденных вещах!