Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии

Клиницисты всегда искали базу для своих решений на основании максимально доступной доказательности. Однако подобные решения часто принимают интуитивно, на основании клинического опыта, который сложно обобщить, исследовать или оспорить. Практика доказательной медицины осуществляет системный подход, который позволяет клиницистам эффективно использовать наилучшие доказательные данные, в основном результаты научных исследований, для оказания помощи в клинических вопросах. Различие между таким подходом и старомодной клинической практикой заключается в том, что клиницисты должны знать, как соотнести свои клинические проблемы с вопросами, на которые можно получить ответ, изучая литературу, и анализировать доказательность, используя правила эпидемиологии и биостатистики. Иногда наилучшими доказательными данными могут служить высококачественные, систематические обзоры рандомизированных контролируемых исследований, которые можно приложить напрямую к конкретному пациенту. В других случаях недостаток более значимых исследований может означать, что врач должен основывать свое решение на предыдущем опыте, с небольшим количеством похожих пациентов. Важным фактором является то, что при любом решении клиницист знает степень доказательности и, следовательно, степень недостоверности. Такой подход требует от клиницистов давать указания о доказательности, которой они пользуются, а другие люди, участвующие в принятии решения (пациенты, родители, руководители и другие клиницисты) могут оспаривать и оценивать доказательность самостоятельно.

Почему практикуется доказательная педиатрия?

Здесь приведено много примеров из прошлого, в которых из-за недостаточной доказательности клиницисты причиняли вред , например:

Слепота в результате РПН . В 1950 г. после отдельных сообщений многие неонатальные отделения начали всем недоношенным младенцами давать дополнительный кислород извне независимо от их потребностей. Это снизило смертность, однако не было проведено правильно организованных исследований для оценки новой терапии. Потребовалось несколько лет, чтобы осознать, что она также приводит к потере зрения в результате РПН.

Рекомендация о том, что младенцы должны спать лежа на животе , что увеличивает риск СВСМ. Медицинская рекомендация, распространённая в период 1970-1980 гг., класть младенцев спать на живот предположительно основывалась на физиологических исследованиях у недоношенных детей, у которых была отмечена лучшая оксигенация, когда они лежали на животе при уходе за ними. Кроме того, на аутопсиях некоторых младенцев, погибших от СВСМ, выявлялось наличие молока в трахее, которое предположительно было аспирировано, а это более вероятно при положении лежа на спине. Однако сбор более достоверной информации из популяционных исследований и исследований случай-контроль показали, что уход за доношенными младенцами, лежащими на животе, был связан с увеличение смертности от СВСМ. Доказательная медицина позволяет врачам прогнозировать вероятность (или риск) важных исходов. К примеру, при обсуждении с родителями прогноза у ребёнка, перенесшего фебрильные судороги, врач может предположить, что «риск развития эпилепсии составляет 1 к 100» вместо использования расплывчатых формулировок, таких как «у него/ нее вряд ли разовьется эпилепсия».

Заключительный анализ доказательных данных тоже становится всё более важным с ростом оказания медицинской помощи бригадами, а не одним специалистом. Каждый член бригады должен понимать обоснования решений и вероятность различных клинических исходов для того, чтобы принимать собственные клинические решения и представлять последующую информацию пациентам и родителям.

До какой степени педиатрическая практика базируется на правильной доказательной медицине?

Существует две педиатрические специальности , основу которых составляют достоверные высококачественные доказательные данные, обосновывающие клиническую практику: педиатрическая онкология и, в меньшей степени, неонатология. Протоколы ведения практически всех пациентов с онкологическим заболеванием становятся частью мультицентровых исследований, направленных на выявление наиболее эффективной терапии. Эти исследования национальные или даже интернациональные и включают краткосрочные и отдалённые результаты. В общем, доказательная база для педиатрии беднее, чем медицины для взрослых, и для этого есть причины.

Относительно небольшое число детей с серьёзными заболеваниями, требующими диагностики и лечения. Чтобы преодолеть это, требуются мультицентровые исследования, сложные для организации и дорогие.

Дополнительные этические ограничения .
- Отбор детей для дополнительных исследований или назначения нового лечения значительно ограничен из-за неспособности ребёнка дать согласие. Некоторые родители предполагают, что участие в исследовании может означать, что их ребёнок будет получать лечение хуже, чем стандартная терапия, и могут возникнуть неизвестные побочные эффекты.
- Существует порядок, согласно которому родители могут дать информированное согласие после острого начала серьёзного заболевания, например досрочное рождение, менингококковая септицемия.

Фармацевтические компании ограничивают финансирование исследований, посвященных использованию препаратов у детей, выделяемых средств недостаточно для преодоления сложностей, в том числе этических, при проведении исследований. В результате приблизительно в 50% случаев медикаментозная терапия у детей нелицензированная.

Вследствие этого недостаточно развита культура рандомизированных контролируемых исследований в педиатрии по сравнению с медициной для взрослых.

Для доказательной практики , продолжающей распространяться, клиницисты должны распознавать необходимость задать вопросы, особенно касающиеся процедур и вмешательств из обычной практики. Однако доказательная медицина не поваренная книга. Неоспоримая доказательность очень редка, клинические решения комплексные, а медицинскую помощь оказывают не механики, а врачи. Доказательное здравоохранение не может это изменить, однако это необходимое орудие, помогающее клиницистам вместе с пациентами принимать рациональные, информированные решения. Кроме того, доказательная педиатрия позволяет клиницистам озвучить первостепенные задачи, требующие исследования, и таким образом определить программу, имеющую важное значение для удовлетворения нужд здравоохранения.

Доказательная педиатрия :
Требует разделения клинической проблемы на вопросы поиска литературы, а затем оценки достоверности для принятия решения.
Менее развита, чем во взрослой практике.
Должна применяться везде, где есть возможность, однако клинические решения должны быть комплексными и доказательная база обычно информирует, а не определяет принятие клинического решения.

Примеры степеней доказательности, применяемых в педиатрии

I. Чёткие доказательные данные об улучшении
Сурфактантная терапия у недоношенных младенцев. Метаанализ систематического обзора Cochrane показывает, что смертность среди недоношенных младенцев с РДС снизилась на 40% после лечения сурфактантом по сравнению с плацебо.
Эти доказательные данные были проанализированы и быстро внедрены в клиническую практику.

РДС - распространённая причина смерти и заболеваемости в отделениях интенсивной терапии новорождённых.
Существуют определённые механизмы развития РДС, т.е. недостаточность сурфактанта.
Эффект от применения сурфактанта становится заметен сразу, у кровати больного - настройки аппарата ИВЛ обычно уменьшаются сразу после введения препарата.
Потенциальная польза и побочные эффекты чётко определены и установлены.
Неонатологи составляют относительно небольшую группу врачей, которые часто организуют встречи, что способствует проведению национальных и интернациональных исследований и быстрому распространению их результатов.
Существует значительная финансовая поддержка при участии фармацевтической промышленности.

II. Чёткие доказательные данные, однако требуется соблюдать равновесие между преимуществами и наносимым вредом
Терапия антибиотиками детей со средним отитом. Существует баланс между риском и преимуществами.

III. Нет чётких доказательных данных в педиатрии
Слабительные, увеличивающие объём каловых масс для лечения запоров. Слабительные, увеличивающие объём каловых масс, такие как метилцеллюлоза или шелуха исфагулы (ispaghula), используют для лечения запоров у детей. Это не подтверждено доказательными данными. Не существует систематических обзоров и не проводилось рандомизированных контролируемых исследований этих агентов у детей.

Педиатрия – по определению основоположника русской педиатрии С.Ф. Хотовицкого, данного в 1847 году - «есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей».

Иными словами основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребенку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врожденный потенциал жизни.

«Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - записано в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Более чем 100 лет назад выдающийся отечественный педиатр М.С. Маслов (1961 год) так определил задачи педиатрии: « Являясь наукой о растущем и формирующемся организме человека, педиатрия на основе углубленного изучения особенностей детского организма в разные возрастные периоды ставит главной целью создание наилучших условий для всестороннего его развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Поэтому основное направления педиатрии – профилактическое».

Задачи профилактической медицины – это воссоздание здоровья у здоровых по формуле: здоровые родители – здоровый образ жизни и труда – здоровый ребенок (А.М.Разумов).

Исследователи доказали, что ребенок – постоянно развивающийся организм от рождения до своего совершеннолетия.

Дети в своем развитии переживают 6 «критических» периодов, во время которых наиболее высока вероятность повреждения организма и развития болезней:

1.Наиболее драматичным периодом является этап внутриутробного развития эмбриона (1-й триместр беременности) и плода (3-й триместр беременности). В это время высока вероятность гибели зарождающегося организма, возникновение врожденных аномалий и внутриутробных инфекций.

2.Период новорожденности (0-28 дней жизни). К моменту появления на свет развитые жизненно важные органы и системы ребенка обеспечивают ему самостоятельное существование.

3.Период грудного возраста – от 28 дней до 1 года. Очень важное и ответственное время. К году малыш – уже сознательное существо, активно откликающееся на все окружающее. Вес ребенка уже в 3 раза больше, чем при рождении, да и рост увеличился на 25 см.

4.Ясельный возраст – от 1 до 3 лет. В этот период осваиваются основные навыки и функции – развивается речь, ребенок начинает многое понимать, сам одевается, все больше интересуется окружающим миром. Очень многое в этот период зависит от правильного воспитания ребенка.

Ранний дошкольный период – с 3 до 7 лет – характеризуется становлением высшей нервной системы, большинства биохимических параметров, ускорением роста, формированием хронических заболеваний, невротизации. Очень важно помочь ребенку правильно и гармонично развиваться.

5.Школьный возраст – ответственная пора становления человеческой личности. Надо помочь ребенку воспитать характер, выбрать дело по душе и определить профессию для будущей жизни. И здесь у педагога и родителей может быть хороший помощник – врач-педиатр.

6.Подростковый период – от 15 до 18 лет – крайне ответственный период взросления. В организме подростка происходит значительная перестройка многих функциональных систем, начинается половое созревание. Сопровождается оно значительными сдвигами в эндокринной системе, при обычном или даже замедленном развитии других систем – центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и др. Такие «ножницы» могут быть причиной различных функциональных нарушений–нестабильности артериального давления, головных болей, болей в интенсивно растущих костях, сердечной слабости при физической перегрузке и др.

Педиатр – это самый главный врач для малыша и его мамы, так как он берет на себя ответственность за здоровье вашего ребенка. Педиатр – это и доктор, и консультант, и даже учитель для родителей. Задача педиатра – научить маму понимать своего малыша, знать особенности его возрастного периода. Мама, умеющая правильно оценить состояние своего ребенка – лучший помощник для детского врача. В процессе общения педиатра с родителями малыша решающую роль играет взаимопонимание и доверие.

Постоянный врач, знающий индивидуальные особенности именно вашего ребенка, сможет дать четкие и конкретные рекомендации. Ребенок и мама не должны бояться, лишний раз обратиться к врачу, ведь именно этот визит может оказаться особенно важным.

Педиатрия занимает в медицине особое место.

Именно педиатр производит оценку нервно-психического и физического развития маленького пациента, оценивает его школьную зрелость.

В рамках приема врач определяет к какой группе здоровья относятся дети, подбирает наиболее благоприятные рекомендации относительно вскармливания ребенка и его воспитания; осуществляет меры профилактики хронических заболеваний.

Осмотр педиатра для ребенка может быть плановым и внеплановым.

Плановый осмотр:

До рождения ребенка: при постановке на учет в женской консультации по беременности будущая мама направляется к педиатру на дородовый патронаж;
- после выписки из роддома ребенок наблюдается педиатром и патронажной мед. сестрой 4 раза в течение первого месяца;
- до 1 года ребенок ежемесячно в день здорового ребенка посещает детскую поликлинику, где осматривается педиатром, оцениваются антропометрические данные, нервно-психическое развитие, даются рекомендации по рациональному вскармливанию ребенка, проводятся плановые профилактические прививки. По определенному графику ребенок консультируется узкими специалистами, проходит лабораторную и УЗИ-диагностику;
- с 1 года до 2 лет – регулярность осмотров 1 раз в 3 месяца(1г 3мес; 1г 6мес; 1г 9мес; 2 года).
- с 2 до 3 лет – кратность осмотров – 2 раза в год;
- после 3 лет ребенок проходит плановую диспансеризацию 1 раз в год. с целью выявления инфицированности туберкулезом всем детям до 18 лет ежегодно проводится проба Манту, а с 15лет – флюорографии органов грудной клетки.

Внеплановый осмотр педиатром при любых симптомах:

Повышение температуры тела; - катаральные явления (кашель, одышка, осиплость голоса); - головная боль, боли в животе, боли в суставах, пояснице, позвоночнике; - сыпь на кожных покровах; изменение стула (диарея, запор); - нарушение сознания; - вялость, повышенная утомляемость или возбудимость, беспокойное поведение; - отрыжка, рвота, метеоризм, кишечная колика; - нарушение развития речи; - нарушение физического развития; - угасание или прекращения навыков, которые ребенок уже приобрел и т.д.

Заболевания у детей протекают иначе, чем у взрослых; в лечении детей применяют иные дозировки лекарственных средств, чем у взрослых. Некоторые препараты не допустимы для лечения в педиатрии. у детей чаще возникают осложнения при заболеваниях, чем у взрослых.

На все интересующие вопросы, с удовольствием ответит врач-педиатр Ярославцева Елена Викторовна. Запись по телефону 722-722.

К сожалению, даже самые маленькие представители нашего общества не защищены от болезней. Можно сказать даже то, что они уязвимее к ним, нежели взрослые, а, следовательно, кто-то должен разбираться во всех патологиях наших детей.

Педиатрия - это отдельная область медицины, которая основывается на исследовании ребенка, анализирует клинические проявления, патогенез, причины и профилактика заболеваний детского периода. Это наука, представители которой наблюдают за развитием человека от самого рождения до подросткового периода.

История

Еще с древних времен мы видим на бумагах начало развития педиатрии. Основные сведения о больном, а также здоровом малыше появились в учениях Китая, Индии и Древнего Египта. Они содержали данные по уходу и вскармливанию детей, а также лечению определенных заболеваний. В дальнейшем, учение о ребенке получило свое развитие в трудах Абу Али ибн Си-ны и Галена. В «Каноне врачебной науки» имеется информация о медицине того времени. Авиценна написал о патологии и физиологии человека в детском возрасте. В 1650 году был опубликован труд Ф. Глиссона о профилактике, происхождения, а также лечения рахита. По этой причине из-за огромной смертностью и заболеваемости детского населения ученые начали стремительно изучать патологию в детском возрасте. Были изданы уже в то время различные научные работы.

Направление деятельности педиатрии

Основные задачи педиатрии являются - повышение здоровья у людей малого возраста и подростков, уменьшение смертности, а также болезней, контроль инфекционных заболеваний, повышение качества жизни детей, которые страдают хроническими заболеваниями. Область практических и научных интересов педиатрии обладают тесной взаимосвязью с биологическими (анатомия человека, возрастная физиология, генетика, гигиена, вирусология), а также с педагогическими исследованиями: детская и общая специальная психология, дефектология, логопедия.

Периоды возрастного развития

В каждом подобном периоде дети отличаются между собой по умственным способностям, включая физиологические или психологические. Выделяются определенные возрастные группы.

Пренатальным временем считается тот момент, когда плод еще находится в утробе матери и там созревает. Это важный период в жизни практически каждого малыша, независимо от того, что у неспециалистов считается тот факт, что детство человека начинается с самого рождения. На протяжении нескольких месяцев развития в организме малыш очень чувствителен к посторонним факторам - вирусная или иная интоксикации, недостаток кислорода, физические травмы, облучение. Любой из таких факторов может вызвать патологическое развитие органов. В дальнейшем в течение 7 месяцев развиваются органы и рост для той стадии, которая позволит в утробе матери выжить ребенку. В такие дни беременная женщина должна качественно питаться, чтобы в организме физиологические процессы обеспечивали высокую потребность плода и нормализовали его состояние.

Постнатальное развитие, специалисты разделяют:

  • Когда малышу всего один месяц отроду;
  • Грудной возраст (от 2-х месяцев до 1-го года);
  • Переходный период (начиная с 1-го года по достижению 2-х лет);
  • Младший возраст у детей - от двух до шести лет;
  • Старший возраст у детей - от шести до десяти лет. В случае мальчиков - от шести до двенадцати лет;
  • Подростковый возраст для мальчиков и девочек - от десяти до восемнадцати лет, для мальчиков от двенадцати до двадцати лет. Половые различия у девочек наступают двумя годами ранее. Основной особенностью такого возраста считается формирование характера, личности взрослого человека, быстрый рост всего тела и организма, а также половое созревание.

При достижении зрелости множество людей с легкостью адаптируются к параметрам окружающей атмосферы, а уровень здоровья малыша по отношению к таким изменениям зависит чрезмерно сильно. Трудно оценить важность определенных факторов, однако специалисты выделяют различные признаки у тех людей, кто обитает в неблагоприятной окружающей среде. Кроме того, у детей младшего возраста, состояние здоровья имеет сезонную зависимость. Не стоит пренебрегать сложившейся в семье обстановкой: она может быть нестабильная, неблагополучная. По этой причине у детей возникают психические расстройства.

Как протекают детские болезни

В отличие от взрослых людей, применение способов при лечении детских болезней существенно отличаются. Ребенок - это не только человек младшего возраста. Он обладает уникальной особенностью физиологического, иммунологического, анатомического и эмоционального плана. У детей младшего возраста могут быть разнообразные заболевания, которые редко встречаются у взрослых пациентов, а симптомы, течение и результат заболеваний напрямую зависит от того, насколько развит детский организм.

Организм малыша находится на непрерывном этапе развития и роста. И если эти процессы нарушаются, ребенок заболевает такими болезнями, которыми взрослые никогда не болеют. Например, только малыш и только в самые первые года своей жизни может заболеть рахитом. Организм ребенка существенно отличается от организма взрослого человека, однако у детей разных возрастных категорий тоже существуют значимые особенности. Потребности в пище, реакция на среду обитания, способность защищаться от различных вирусных заболеваний, где с возрастом иммунитет значимо укрепляется. Чтобы лекарство, назначенное педиатром, действовало эффективно, он должен знать не только количество дозировки определенных препаратов в зависимости от возрастных ограничений, но и учитывать переносимость организма на определенные виды лекарств.

Современная педиатрия

Сегодня педиатрия с научной и практической точки зрения весьма отличается от той науки, которая была еще в XX веке. Сильная диарея в древние времена - это одна из причин смертности у детей. Сегодня же если дети лишены грудного вскармливания, они обеспечены безопасным молоком, а также качественными смесями, которые имеют сбалансированный состав. Благодаря большому наличию витаминов, наша медицина практически полностью избавилась от рахита и цинги. Однако такие заболевания малышей, как болезни дыхательных органов и острые инфекции до сегодняшнего времени занимают лидирующие места, но уже обычно не приводят к летальному исходу. Это удалось добиться в результате создания вакцин против полиомиелита, краснухи и некоторых особых болезней.

Детские заболевания, встречающиеся в педиатрии

Среди специфических для детского возраста заболеваний особенно выделяют такие патологии:

Узнайте больше о детской ветрянке

План изложения материала:

1. Педиатрия, как наука. Цели и задачи.

2. История развития педиатрии. Вклад отечественных ученых.

3. Структура педиатрической службы. Профилактическая педиатрия.

4. Демографические показатели в РФ. Современные достижения педиатрии.

5. Медицинская этика и деонтология в педиатрии.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по этапам развития педиатрии, вкладу отечественных ученых в развитие науки, структуре педиатрической службы, особенностям сестринского процесса при уходе за здоровым и больным ребенком, современным достижениям педиатрической науки, особенностям этики и деонтологии в педиатрии.

Педиатрия, как наука. Этапы развития, цели и задачи. Вклад отечественных педиатров в развитие науки (С.Ф. Хотовицкий, Н.П. Гундобин, Н.Ф. Филатов,М.С. Маслов, А.Ф. Тур и другие). Структура педиатрической службы в Российской Федерации. Проблемы профилактической педиатрии (планирование семьи, безопасное материнство, воспитание здорового образа жизни, вакцинопрофилактика, совершенствование диабетической службы). Медицинская этика и деонтология.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать :

1. Структуру педиатрической службы в Санкт-Петербурге.

2. Роль медицинской сестры в воспитании здорового ребенка, в профилактике различных заболеваний у детей разного возраста.

3. Особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии.

4. Роль медицинской сестры в оказании помощи детям в условиях стационарного и амбулаторного лечения.

Знать :

1. Демографические показатели в Российской Федерации:

Рождаемость

Заболеваемость детей и подростков

Младенческая и детская смертность

2. Вклад отечественных ученых в развитие педиатрии. Современные достижения педиатрии.

3. Проблемы профилактической педиатрии.

4. Обязанности медицинской сестры на этапах сестринского процесса при уходе за здоровым и больным ребенком.

Педиатрия - это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста. Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid - ребенок и iatria - врачевание.

Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век).

Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.


В XVI, XVII, XVIII веках пробуждается интерес к ребенку, к функциональным особенностям развития детского организма, стали описываться болезни, присущие только детскому возрасту. В 1650 году появился научный труд английского врача Глиссона о рахите , вслед за ним английский врач Эдуард Дженнер посвятил свою работу детским инфекционным заболеваниям. В 1764 году шведским врачом Розен фон Розенштейн впервые было написано руководство по педиатрии.

2. Соблюдать доброжелательное отношение с детьми и их близкими.

3. Уметь выслушать ребенка и его родителей, понять их пе-реживания.

4. Поддерживать ребенка и его родителей в трудных ситуа-циях, своевременно снимать психоэмоциональное на-пряжение.

5. Одинаково ровно относится ко всем детям.

6. Сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Контрольные вопросы :

1. Что такое «педиатрия»?

2. Когда началось развитие педиатрии в России?

3. Кто считается основателем педиатрической школы в России?

4. Какой вклад в развитие педиатрии внес Н.Ф.Филатов?

5. Как развивалась педиатрия в годы Советской власти?

6. Какие главные направления деятельности среднего медицинского персонала выделены на I съезде медицинских сестер?

7. Какие деонтологические проблемы возникли в России в последние годы?

8. Что включает государственная программа улучшения здоровья детей?

9. Что такое этика и медицинская этика?

10. Что такое мораль и профессиональная медицинская мораль?

11. Какие этические принципы включает «Кодекс медицинской сестры»?

12. Что такое деонтология и медицинская деонтология?

13. В чем состоит долг медицинского работника?

14. Какие правила регулируют поведение медицинской сестры и взаимоотношения с окружающими?

15. Каковы основные принципы взаимоотношения медицинской сестры с больным ребенком и его родителями?

Источники информации:

Учебник Святкиной К.А., стр. 4 - 15.

Учебник Ежовой Н.В., стр. 5 - 16.

Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр. 5 -35.

Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 3 -7.

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Пропедевтики Педиатрии №2

Педиатрия как наука, её место, этапы развития

Выполнил:

Студент 3 курса,

1 медицинского факультета,

Качан Б.Б.

Преподаватель: доцент Шмулич В.К.

Харьков – 2007

План:


  1. Педиатрия как наука

  2. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития
3. Выводы

4. Список литературы

1. Педиатрия как наука
Педиатрия (от греч. раis, род п paidos - дитя, iatreia - врачевание) изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения. Поэтому ее можно определить как медицину периода рост, формирования и развития человече­ского организма, который является наиболее ответственным в жизни челове­ка. Это так называемая прогрессивная стадия в жизненном цикле человека. Вот почему необычайно велики гуманизм этой специальности и ответствен­ность человека, избравшего своей профессией педиатрию

Педиатр находится в постоянном общении с ребенком и его родителями, а также с бабушками и дедушками Детский врач должен быть хорошим пси­хологом и педагогом. Это позволит ему завоевать авторитет у родителей и родственников, чтобы их совместные усилия направить на правильное раз­витие, а в случае заболевания - на быстрое выздоровление ребенка Истоки многих заболеваний взрослого человека начинаются в детском возрасте. По­этому, какими будут детство и условия роста и воспитания ребенка, таким и будет состояние здоровья взрослого человека.

Преподавание педиатрии на педиатрических факультетах медицинских ин­ститутов начинается с III курса, на котором изучается пропедевтика детских болезней. Это фактически первая кафедра, дающая студенту профессиональ­ную подготовку. Поскольку педиатрия изучает период роста и развития ре­бенка, то становится понятным, что на каждом возрастном этапе своей жизни ребенку свойственны особые морфологические, физиологические и психологи­ческие качества. Поэтому знание клинической анатомии и физиологии детей различного возраста является основой для понимания своеобразия методов исследования и оценки получаемых результатов. Кроме того, учет основных анатомо-физиологических особенностей позволяет определить конкретную ор­ганизацию среды и режима жизни, а также питания детей различных воз­растных периодов

На кафедре пропедевтики детских болезней также изучается семиотика основных поражений различных систем и организма в целом. Поскольку си­стематическое изложение нозоло1 ических форм детских болезней является предметом уже основного курса педиатрии, то при изучении пропедевтики во­просы диагностики рассматриваются в двух более общих аспектах. Во-первых, это симптомодиагностика, основанная на знании возрастной нормы и метода исследования и преследующая цель констатации наличия симптома патологии; во-вторых, это синдромодиагностика, т. е констатация патофи­зиологической связи между несколькими симптомами болезни и отражение в этой связи функциональной недостаточности (декомпенсации) данной фи­зиологической системы.

В задачу курса входит также овладение студентом техникой ухода за ре­бенком и медицинскими манипуляциями и процедурами в объеме умений ме­дицинской сестры.

На более старших курсах преподавание педиатрии будет проводиться не только на кафедрах педиатрии, но также и на специальных кафедрах (детских инфекций, детской хирургии, детской неврологии, детской отоларингологии, детской офтальмологии и др.)

Эффективность самообразования и последующий рост квалификации в значительной степени определяются тем, насколько прочно удалось овла­деть основными медико-биологическими дисциплинами на вузовском этапе обучения. Именно они и составляют фундамент для последующего клиниче­ского обучения и совершенствования. Возможности для самообразования вра­ча-педиатра велики и разнообразны. Это прежде всего постоянная работа над научной литературой и в первую очередь чтение научных педиатрических жур­налов, руководств и монографий. Очень большую роль в совершенствовании знаний педиатров играет их участие в работе местных филиалов Всесоюзного научного общества детских врачей, созданных во всех республиках, областях и крупных городах страны. Быть членом этого общества - дело профессио­нальной чести каждого советского врача-педиатра.

Педиатрия не только область медицинской науки, но и название основной врачебной специальности в государственной системе охраны здоровья детей. Врачи-педиатры воплощают в жизнь основные достижения медицинской на­уки и проводят практические мероприятия по обеспечению и контролю гар­моническою развития детей, по распознаванию, лечению и предупреждению их заболеваний. Рабочими местами педиатров являются детские учреждения (ясли, ясли-сады, сады, школы, дома ребенка, пионерские лагеря), детские по­ликлиники, детские больницы (общего профиля и специализированные), бри­гады педиатрической скорой помощи, детские палаты родильных домов, раз­личные консультативные кабинеты и диспансеры, детские санатории.

2. Место педиатрии в мировой науке и этапы её развития
Начало учения о ребенке принято относить к IV веку до нашей эры, к времени написания книги «О природе ребенка» отцом медицины Гиппокра­том. Следом за Гиппократом о детях, об уходе за ними и воспитании, пишут Цельс, Гален и Соран (I и II века). В последующие 15 столетий повторялось то, что было изложено у Галена и Сорана. Лечение детей в эти годы осущест­влялось по тем же принципам, как и взрослых, или не проводилось вообще. Только в XV-XVIII веках снова пробуждается интерес к лечению детей и его особенностям. Это связано с очень высокой детской смертностью, появле­нием благотворительных организаций и созданием в некоторых странах Европы воспитательных домов или приютов для подкидышей и беспризорных детей. Появляется большое количество трудов, посвященных воспитанию и выхаживанию детей. В 1650 г. выходит научный труд английского врача Глиссона о рахите, за этой работой следует серия публикаций Сиденгама, Ха-бержена, Дженнера, посвященных изучению инфекционных болезней у детей. Примерно через 100 лет после работы Глиссона публикуется первое руковод­ство по педиатрии в 28 главах. Оно было написано в 1764 г. шведским врачом Нилем Розен фон Розенштейном. Через 30 лет его руководство было издано в России на русском языке.

После открытия первых детских больниц происходит интенсивный рост числа научных исследований в области педиатрии и формирование школ пе­диатров Первой детской больницей в мире была Парижская больница для де­тей, открывшаяся в 1802 г. Несколько позже возникает немецкая школа пе­диатрии. Ее центрами становятся Вена и Берлин. Основным направлением своих исследований немецкие педиатры избрали биохимические и микробио­логические аспекты детских болезней, а также вопросы питания Во второй половине XIX века также начинают функционировать научные и клинические центры педиатрии в Англии, Швейцарии, Италии, Скандинавских странах и США.

В России последовательность событий была очень близка той, что проис­ходила в Европе. Петр I в 1727 г. издает указ «О строении в Москве госпита­лей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их корми­лицам денежного жалованья». М. В. Ломоносов в своем письме «О раз­множении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость создания народных богаделен для незаконнорожденных и издания наставле­ний по излечению детских болезней. Однако открыты были воспитательные дома только в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря настойчи­вости и энергии И. И. Бецкого, который сам составлял проекты этих домов и писал наставления об уходе за детьми и их воспитании.

Начало становления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины происходит в рамках других, близкородственных медицинских специально­стей. Это - терапия и прежде всего акушерство. Из терапевтов первыми ста­ли читать вопросы детских болезней профессора Московского университета С. Г. Зыбелин и Г И Сокольский Из акушеров самый большой вклад в раз­витие педиатрии и формирование ее как самостоятельной дисциплины внесли Н. М Максимович-Амбодик, С. Ф. Хотовицкий и Н. А. Тольский. В лекциях и книге Максимовича-Амбодика «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» были изложены ценные мысли об особенностях детей и методах их выхаживания.

Профессор-акушер медико-хирургической академии в Петербург (ныне военно-медицинская академия) Степан Фомич Хотовицкий был одновременно и первым русским ученым-педиатром. В течение 1831 -1847 1Г. он читал само­стоятельный курс детских болезней, в 1842 г открыл детские палаты в клини­ке акушерства, женских и детских болезней, а в 1847 г выпустил первый рус­ский учебник педиатрии - «Педиятрика».

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 г. В настоящее время она носит имя Н Ф. Филатова К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе Через 8 лет начинает ра­ботать детская больница в Москве (теперь также больница им. Н. Ф Фила­това), а еще через 2 года, в 1844 г, в Петербурге открывается первая в мире больница специально для детей раннего возраста (ныне больница им. Л. Пастера).

Датой рождения первой русской кафедры педиатрии можно считать 1865 г., когда отдельный курс детских болезней было поручено читать профес­сору В М Флоринскому в Медико-хирургической академии. С 1870 г. на этой кафедре работал Николай Иванович Быстрое (1841 - 1906). Н. И. Быстрое в 1885 г. организовал и был первым председателем Общества детских врачей Петербурга. Он подготовил много учеников, ставших впоследствии профессо­рами и основавшими другие кафедры педиатрии в стране.

В Москве чтение курса лекций по педиатрии начал в 1861 г. доцент ка­федры акушерства, а позднее профессор Николай Алексеевич Тольский (1830-1891). Спустя 5 лет он открыл небольшую детскую клинику (11 коек) в составе факультетской терапевтической клиники университета Таким обра­зом, и в Москве одновременно с Петербургом возникает кафедра педиатрии.

В те же годы в Петербурге развивается деятельность виднейшего врача и общественного деятеля Карла Андреевича Раухфуса (1835-1915) По его проектам были построены больницы в Петербурге (теперь больница носит его имя) и в Москве (теперь больница им. И. В. Русакова). Это были первые больницы в стране, спроектированные согласно требованиям госпитализации детей с разнопрофильной патологией. Первой из этих больниц К. А. Раухфус руководил до конца своей жизни. Он воспитал большое количество врачей-пе­диатров, преданных своему делу. Его труды, посвященные порокам сердца у детей и организации педиатрической помощи, были включены в фундамен­тальное трехтомное руководство по педиатрии, созданное коллективом евро­пейских авторов под редакцией Гергардта (1877).

Значительный вклад в развитие отечественной педиатрической науки внес преемник Н. И. Быстрова по кафедре педиатрии Медико-хирургической акаде­мии, ученик Н. А. Тольского профессор Николай Петрович Гундобин (1860- 1908). Он и его ученики за короткое время накопили большой научный материал по анатомо-физиологическим особенностям детей, и на этой основе Н. П. Гундобин выпустил фундаментальный труд, не потерявший своей цен­ности и до настоящего времени, - «Особенности детского возраста». Кроме этой книги, он написал популярное руководство «Общая и часгная терапия болезней детского возраста», выдержавшее несколько изданий.

Самый яркий след в истории нашей педиатрической науки оставила дея­тельность талантливейшего врача и педагога, преемника Н. А. Тольского по кафедре педиатрии Московского университета Нила Федоровича Филатова



^ С Ф Хотовицкии И И Быстрое


(1847-1902) Его эрудиция, врачебная логика и наблюдательность снискали глубокое уважение и собрали вокруг него десятки талантливых учеников. Он первым описал клинику скарлатинозной краснухи и железистую лихорадку (инфекционный мононуклеоз), а также ранний признак кори - отрубевидное шелушение слизистой оболочки губ и полосги рта. Он один из первых понял значение ателектаза в возникновении пневмонии и описал поражения сердца при скарлатине у детей. Самой яркой памятью о деятельности этого выдаю­щегося клинициста остались его книги, читаемые и популярные до сих пор. Это «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции по острым дет­ским инфекциям». «Клинические лекции», «Краткий учебник детских болез­ней». Все они были переведены на многие европейские языки и принесли до-



^ Н. А. Тотскии К. Л. Раухфус

До Великой Октябрьской социалистической революции в России отсут­ствовала какая-либо государственная забота о детях Первые более или менее точные данные о выживании детей на 1845 I свидетельствуют о том, что из 1000 родившихся детей до 15 лет доживали только 367, а по отдельным ре­гионам страны - еще меньше. Причинами детской смертности, по заключе­нию Боткинской комиссии 1886 г., явились «кишечные инфекции, недоброка­чественное, несообразное, несвоевременное кормление и полное отсутствие ухода за детьми»

Детская смертность (число умерших на 1000 родившихся детей в течение первого года) в 1913 г. достигала ужасающих размеров - 273 Известный дея­тель земской медицины П И. Куркин писал" «Едва ли можно оспаривать, что в стране, где мала ценность жизни вообще, не может высоко цениться. . и жизнь ребенка» На всю Россию имелось 23 детские консультации и те пре­имущественно находились в крупных городах (Москва, Петербург, Киев и др), а общий коечный фонд для детей за 80 лет существования детских больниц в России достиг к тому времени только 750 коек. Чрезвычайно высо­ка была смертность женщин в родах и матерей. Это ярко иллюстрирует пол­ную непричастность при царизме государства к охране здоровья детей и наро­да в целом

В проекте Программы Российской социал-демократической рабочей пар­тии, разработанной В. И. Лениным в 1894 г и принятой в 1903 г на II съезде РСДРП, были намечены основные положения охраны материнства и детства. Практическое же осуществление этих мероприятий началось после Великой Октябрьской социалистической революции В ноябре 1917 г. создается На­родный комиссариат государственного призрения, в составе которого образо­вана специальная коллегия, в обязанности которой входит разработка неот­ложных мероприятий по охране материнства и детства 31 января (13 февраля) 1918 г выходит соответствующее постановление, в разработке кото­рого принимали участие Н К Крупская и А М Коллонтай, а консультиро­вал и редактировал ею В. И Ленин. Оно гласило - «Все обслуживающие ре­бенка большие и малые учреждения Комиссариата государственного призре­ния, от воспитательных домов в столицах до скромных деревенских яслей, - все они со дня опубликования данного декрета сливаются в одну го­сударственную организацию и передаются в ведение отдела по охране мате­ринства и младенчества, чтобы, составляя неразрывную связь с учреждения­ми, обслуживающими беременность и материнство, принимать от них брую славу русской клинической мысли. В СССР учреждена премия за лучшие труды по педиатрии им Н. Ф. Филатова. В Москве установлен памят­ник Н. Ф. Филатову с надписью «Другу детей».

Детские клиники и педиатрические кафедры создавались постепенно во многих городах и краях России. В Казани кафедру педиатрии возглавил про­фессор Н. А. Толмачев, в Киеве - профессор В. Е. Чернов, в Харькове - про­фессор И. В Троицкий, в Одессе - профессор В. Ф. Якубович, в Юрьеве (ныне Тарту) - профессор В. П. Жуковский, в Саратове - профессор И. Н. Быстренин.

Важной особенностью педиатрии последнего предреволюционного деся­тилетия было нарастание интереса к самому младшему возрасту. В 1908 г. в Москве по инициативе Г. Н. Сперанского была открыта первая консульта­ция для детей грудного возраста, а в 1910 г.- первая лечебница для грудных детей, в 1913 г.- отделение для детей грудного возраста в Морозовской дет­ской больнице (теперь Детская клиническая больница № 1). С этого времени удельный вес детей раннего возраста во всех детских клиниках и больницах России существенно возрастает.

Таким образом, дореволюционный период развития педиатрии знамена­телен прежде всего теми именами выдающихся отечественных ученых и вра­чей, которые своим талантом обеспечили накопление знаний о возрастной фи­зиологии и заболеваниях детского возраста и завоевали русской науке мировое признание и приоритет по многим разделам педиатрии. В этот пе­риод возникли основные научные школы и вместе с тем определилось един­ство русской педиатрии, сформировалась ее социально-гуманистическая нрав­ственная платформа, нацеленность на решение широкого круга проблем охраны здоровья матери и ребенка. Своеобразным итогом развития педиа­трии в стране был состоявшийся в 1911 г. Первый Всероссийский съезд дет­ских врачей, на котором рассматривались вопросы помощи новорожденным. Усилиями ведущих педиатров и общественных деятелей создавались раз­личные общества и движения благотворительного характера, целью которых было оказание помощи находящемуся в бедственном положении детскому на­селению страны. Так, в 1904 г. были созданы Петербургский союз борьбы с детской смертностью, в 1909 г. - Общество борьбы с детской смертностью в Москве, в 1913 г. - Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества.

С первых дней Советского государства была развернута целенаправлен­ная, огромного масштаба деятельность по созданию первой в мире государ­ственной системы помощи матерям и детям. Это происходило в обстановке гражданской войны и жесточайшей разрухи, когда правительству надо было решать тысячи, казалось бы, более важных проблем, от которых зависела са­ма судьба социалистической республики. На 6-й день установления Советской власти подписывается закон о социальном страховании, согласно которому женщинам гарантируется оплаченный отпуск по беременности и родам, а ма­терям предоставляется право отлучаться каждые три часа с работы для корм­ления детей грудью. В Программе партии, принятой VIII съездом РКП(б), были определены задачи по развитию охраны материнства и детства. Был провозглашен основной принцип развития советского здравоохранения - его профилактическая направленность В феврале 1919 г создается Совет защиты детей под руководством А. В. Луначарского, образуются специальные детские фонды, организуется бесплатное питание детей в школах и детских учрежде­ниях Стремительно развивается сеть детских учреждений, расширяется сеть детских больниц.

VIII Чрезвычайный съезд Советов 5 декабря 1936 г. принял Конституцию СССР, в которой содержался ряд статей, относящихся непосредственно к здравоохранению, в частности к охране интересов матери и ребенка. В годы Великой Отечественной войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Ма­теринская слава» и медали «Медаль материнства» В 1960 г. ЦК КПСС и Со­вет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР». В принятой на XXII съезде КПСС Программе партии получила даль­нейшее развитие забота о здоровье всего населения

Большим событием явилось принятие сессией Верховного Совета СССР 19 декабря 1969 г. закона Союза Советских Социалистических Республик «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» В течение 1970-1971 гг законодательство союзных рес­публик было приведено в соответствие с этим законом Это был очередной этап совершенствования законодательства. В законе V раздел его посвящен охране материнства и детства.

В принятой в 1977 г новой Конституции дело охраны здоровья народа получило дальнейшее развитие, в том числе правовая, материальная и мо­ральная поддержка материнства и детства, включая предоставление оплачи­ваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям

Проявлением заботы Партии и Правительства явилось постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» от 15.10.77 г. Учрежде­но почетное звание «Народный врач СССР». Новым проявлением заботы о здоровье детей и подростков служит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981) Введен частично оплачиваемый дополнительный от­пуск матерям с сохранением места работы до достижения ребенком возраста

1 Постановление Народною комиссариата государственного призрения РСФСР об охране младенчества в стране - В сб Становление и развитие здравоохранения в первые годы Совет­ской власти - М Медицина, 1966.
3. Выводы
В настоящее время в нашей стране имееюя много научно-исследователь­ских институтов и много педиатрических кафедр в медицинских институтах, в которых работает большое число докторов и кандидатов медицинских наук, научных сотрудников.

Большое значение для интенсификации педиатрических исследований в на­шей стране имеет открытие в Москве Всесоюзного центра по охране здоровья матери и ребенка.

Педиатрия последних десятилетий является исключительно динамической областью знания; рост информации, пересмотр ранее существовавших точек зрения, внедрение новых методов исследования и лечения происходят с нара­стающей скоростью. Это связано прежде всего как с быстрым развитием фун­даментальных теоретических наук медицинского профиля (физиология, био­химия, генетика, иммунология), так и с развитием сугубо клиниче­ских представлений, накоплением и обобщением коллективного врачебного опыта.

Список литературы:


  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней» - Медицина, 1985 – 432 с

  2. Н.П. Шабалов «Детские болезни» учебник 5-е издание в двух томах. «Питер» - 2002 г. – 832 с