Вывод рассказа хорь и калиныч. «Хорь и Калиныч», анализ рассказа Тургенева

7 класс

литература

Тема. Анализ рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

Цели :

    Создать условия для выявления различных, но дополняющих друг друга сторон натуры русского человека – общественной и естественно-природной;

    Создать условия для формирования нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова «раболепство».

    Создать условия для развития умения читать, не только, как говорил Белинский, «получая наслаждение» от чтения, но и осознавать, что стоит за словами, событиями, анализируя смысл прочитанного;

    Создать условия для воспитания потребности думать над книгой, ставить перед собой вопросы, и, вновь возвращаясь к тексту, искать на них ответы; работать

самостоятельно, уметь доказывать и отстаивать своё мнение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: знать о творчестве И. С. Тургенева как авторе «Записок охотника»; давать характеристики литературным героям; уметь различать образ героя и автора, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции;

коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально, в группе, в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

I .Определение темы урока

- Прочитайте выразительно эпиграф.

Слайд 1

Как вы понимаете слова Белинского? (Тургенев сумел показать, что простой крестьянин талантлив, умен, разбирается в людях)

Слайд 2

В данном списке мы видим рассказы, рядом с которыми стоит помета в скобочках «Записка охотника». Как вы думаете что это ? (Это рассказы, которые входят в цикл «Записки охотника»)

Слайд 3

Что такое «цикл произведений»? (Это несколько произведений, объединенных одной темой)

Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»? (Тургенев был заядлым охотником, у охотников всегда припасено много интересных историй)

- «Записки охотника» - это цикл, состоящий из 25 рассказов. Мы с вами уже говорили об этом цикле.

Какие темы поднимаются в этих рассказах? (Жизнь крестьян, помещиков. Изображение задавленных крепостным правом людей, их талантливости, внутренней красоты.)

- Какова тема нашего урока? (Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»)

Запишите в тетрадях число и тему урока

Слайд 4

Что мы должны на уроке сделать, какова цель? (Познакомиться с героями, рассмотреть авторскую позицию)

II . История создания (Перспективное задание)

Почему он обиделся?

III . Анализ произведения

Слайд 5

В начале произведения мы узнаём о Болховском и Жиздринском уездах. И.С. Тургенев даёт точную характеристику образа жизни и духовного облика крестьян различных губерний России. К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк.

Слайд 6

    Лексическая работа

Запишите в тетрадях

Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Барщина - принудительный труд зависимого крестьянина на барина. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса.

2) Анализ персонажей

В произведении мы знакомимся с одним мелким помещиком Полутыкиным.

Каким изображен помещик в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора - «отличный человек»? Полутыкине говорится мимоходом: он не заметен на фоне крестьян. Поэтому фраза «Отличный человек» звучит иронично. )

Чьими устами дает Тургенев характеристику помещику? (Устами мужика)

Авторская характеристика положительная или отрицательная? (Тургенев дает отрицательную оценку. Крестьянин относится к помещику с пренебрежением, считая его человеком пустым, совершенно не приспособленным к работе.)

В произведении мы встречаемся с двумя крестьянами: Хорем и Калинычем.

Слайд 7

Задание паре: подготовить выступление о Хоре. Распределите обязанности: кто-то рассказывает, кто-то цитирует.

- Расскажите о Хоре. (Хорь – крестьянин, который платит оброк. Его хозяйство налажено, много детей. Автор считает его умным.)

Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?

Хорь реалист или идеалист?

К людям или природе был ближе Хорь?

Выступление ученика из пары

Важнейшее средство характеристики героя - параллель с другим персонажем, Калинычем . Они четко противопоставлены. Однако в отношениях с Калинычем герой проявляет себя с иной стороны. Дружба выявляет в образе Хоря такие черты, как понимание музыки, природы.

Слайд 8

Задание паре: подготовить выступление о Калиныче. Распределите обязанности: кто-то рассказывает, кто-то цитирует.

Каков Калиныч в рассказе И.С. Тургенева?

Как отзывается о нем помещик Полутыкин?

Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении Калиныча нет раболепства, он любит и уважает Полутыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком.

4) Лексическая работа: раболепство.

Слайд 9

Записать в тетради

РАБОЛЕ́ПСТВО (книжн. презр.). Льстивое угодничество, низкопоклонство, приниженное послушание по отношению к кому-чему-нибудь.

В противоположность Хорю Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. В чем она проявляется?

Выступление ученика: Калиныч

В чем разница между Хорем и Калинычем?

Кто из них понравился автору произведения и почему?

В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.

Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека.

В произведении присутствует ещё один герой - рассказчик .

Слайд 10

Какие чувства вызывает этот персонаж? (Он вызывает симпатию у героев и у читателей. Он с уважением относится к людям.)

Тургенев специально показывает этих героев, выражая в них лучшие качества русского мужика. Они словно дополняют друг друга, составляя одно целое.

- Давайте найдём в тексте подтверждение любви автора к своим героям.

    «Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними»

    «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика»

    «Жаль мне было расставаться со стариком»

    «Меня занимали новые мои знакомцы»

    «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд»

5)Игра «Кто это?»

Все вы, ребята, прекрасно ознакомились с текстом рассказа, осталось выяснить, насколько правильно вы разобрались в образах главных героев.

( Слайды 11 -12 )

IV . Заключительная часть урока.

1)Итог урока

В чём новаторство И.С.Тургенева?

Как И.С.Тургенев показывает простой народ?

2) Слайд 13

Рефлексия: синквейны учащихся по уроку.

Составить синквейн «Основная тема рассказа»

Напоминаю

Какова основная тема рассказа? (Крепостное право – страшное явление, оно превратило умных, работящих людей в забитых и бесправных)

    Слайд 14

Домашнее задание:

Написать аннотацию к произведению «Хорь и Калиныч», прочитать рассказ «Певцы»

Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала этот рассказ для анализа.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.

Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»

Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала этот рассказ для анализа.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.

Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

Сочинение

Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала этот рассказ для анализа.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.

Хорь — один из главных героев рассказа. Он — человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

В открывающем тургеневский цикл очерке "Хорь и Калиныч " писатель вывел два крестьянских типа, не столько воплощающих характерные особенности русского национального характера, сколько запечатлевших те животворящие силы нации, с которыми Тургенев связывал свои надежды на "великое народное развитие ": светлые разум и душу русского человека.

Итак, на болотном отлюдье в крепкой усадьбе и в избушке на лесной пасеке, пропахшей сухими душистыми травами и свежим сеном, живут Хорь и Калиныч, друзья с несхожими характерами: рационалист и романтик. Однако в очерке принципиально важным является не разность характеров героев, а то, что Тургенев вписывает мужиков в европейский историко-культурный контекст: Хорь и Калиныч поставлены в один ряд с философами-просветителями и творцами-романтиками.

Но Тургенев рискнул пойти еще дальше: в складе лица крестьянина Хоря он разглядел сократовские черты и прежде всего сократовский лоб, а из разговора с ним "вынес одно убеждение ", "что Петр I был в основном русский человек в своих преобразованиях. И все это Тургенев пишет в 1847 году, когда мужика в литературе принято было единственно жалеть и защищать. Тургеневский же Хорь склонял к раздумьям ни больше, ни меньше — об античной философии (порождении эллинского гения!), рационалистическом типе мышления, личности правителя, русской государственности. По существу, очерком "Хорь и Калиныч " Тургенев совершил своего рода "коперниковский переворот " в решении темы народа. В крестьянине он разглядел не только личность, но и ее творческий интеллектуальный потенциал, который необходим для развития русской нации. Было вполне логично в этом смысле значимость личности государя поставить в зависимость от глубины ее связей с народом.

Примечательно и то, что все действие в "Хоре и Калиныче" проникнуто всеобъемлющей атмосферой гармонии человека и природы. На первый план здесь выступает образ тургеневского Калиныча, который размыкает границы природного и человеческого миров, обнаруживая их одухотворяющую внутреннюю связь. Для самого же Калиныча изначально не существует этих границ, равно как и другой жизни, кроме той, где привольно шагать по лугам, глядя в небо и ощущая разнотравье земли, слушать "болтливый лепет листьев " и однообразное жужжание пчел, запивать прозрачный теплый мед ключевой водой, "нежиться и томиться в пахнущем сене", провожать зарю... Он, как Касьян и Ермолай, свой в этом мире. У него даже лицо похоже на "вечернее небо" — "кроткое, ясное".

Здесь, в стихийном течении природной жизни, в слиянии двух душ — человека и природы, рождается, но мысли Тургенева, единственно подлинное жизнечувствование, исполненное проникновенного созерцания, углубленного покоя, внутреннего равновесия по отношению к окружающему миру, жизнечувствование, свойственное народному сознанию.

Однако это был только идеал писателя. На самом деле он понимал, что в народной жизни все обстоит намного драматичнее. И хотя внешнее ее описание в "Хоре и Калипыче" было направлено на то, чтобы создать у читателя ощущение покоя и гармонии от созерцания поющих друзей, объединенных единым порывом и общим переживанием, тем не менее всеобъемлющего умиротворенного настроения не возникало.

У Тургенева в сцене пения вообще превалирует всеохватывающее чувство тоски. Причем тосковал крепкий, удачливый Хорь, "загибал вдруг голову на бок и начинал подтягивать жалобным голосом ". И в этой песне отразилась вековая народная тоска по недостижимому счастью.

По почему тоскует Хорь? Не в его ли тоске заключена тайна русского человека, о котором с великой любовью рассказал Тургенев в "Записках охотника"?!