За что сжигали ведьм? Смотреть что такое "Сожжение на костре" в других словарях Меня приговорили к смерти на костре.

Любители фильмов ужасов прекрасно знают, что справиться с нечистью не так-то просто. Кого-то можно остановить исключительно серебряной пулей или крестом, отлитым из этого же металла, кого-то только осиновый кол может угомонить на веки-вечные, не дав возможности всякую ночь выходить из могилы, ну, а ведьму может извести только огонь священного костра. «Ведьма на костре», да, пожалуй, именно такой образ запечатлелся в сознании многих из нас ещё с детства.

В славянской, да и не только в славянской традиции Огню (одной из Первостихий) приписывалась и приписывается масса свойств, часть из них активно используется как в магии, так и против оной. Во времена активности Инквизиции ведьм предавали огню. Почему? Почему их, например, не топили или не обезглавливали? Почему их не вешали или колесовали? Впрочем, даже если подобные казни и случались, то тело ведьмы всё равно предавалось огню.

Почему ведьм сжигали на костре?

Давайте во всём разбираться. В седом Средневековье было много такого от чего у современного человека буквально в жилах стынет кровь. Тут вам и отсутствие элементарной гигиены, и постоянные междоусобицы, и, конечно же, охота на ведьм, которая продолжалась не одно столетие, буквально выкосив в Европе тысячи самых красивых женщин (а порой и вполне себе мужественных мужчин). Тому что современные европейцы (особенно женская половина), прямо скажем, красотой не отличаются, нужно (в том числе) сказать «спасибо» и святым отцам из Инквизиции.

Суды над ведьмами случались так часто, и зафиксированных свидетельств до наших дней дошло так много, что страшное действо можно представить с точностью до минуты. Тут не нужно что-то додумывать, не нужно нагнетать краски. Повторимся – свидетельств осталась масса.

Судили «ведьм» (в массе своей это были обычные женщины, девушки, а порой и девочки) совсем не всегда за то, что они действительно таковыми являлись. Кто-то решил «настучать» на соседку, а порот переселиться в её дом, кто-то хотел избавиться от соперницы, одним словом, причины в всякого были свои. Казалось бы светский суд (зачастую именно там проходили судилища) должен был руководствоваться рассудком, но увы, уповать на это было излишним. Ни о каком рассудке речи в те времена не шло. Да и в наши времена, многие решения вынесенные органами суда, заставляют призадуматься о том, есть ли мозг у представителей судебной системы. Впрочем, мы сейчас не об этом.

Светский суд, где в обязательном порядке присутствовали представители святой церкви, настоятельно просили жертву, чтобы та сама во всём призналась, тем самым смягчив себе долю. Более строптивых приходилось пытать. Жертва понимала, что обрекать себя на излишние муки смысла нет никакого, ведь так и так её признают виновной. Так для чего же продлять агонию?!

Судилища завершались публичным сожжением на костре. Ведь «гуманные» христиане считали жестоким проливать кровь, пусть даже кровь ведьмы или колдуна. А вот предать их огню, причём – живьём – это действительно апофеоз гуманности.

По канонам, установленным приходом христианства, считалось, что только огонь может воспрепятствовать тому, чтобы грешная душа заново воплотилась. Зато в том же язычестве ситуация ровным счётом противоположная! Язычники считали, что «человек пришёл из ниоткуда и после окончания земной жизни, должен уйти в никуда». И чем быстрее от земной телесной оболочки не останется и следа, тем скорее душа сможет воплотиться заново.

Больше всего костров полыхало на территории нынешней Германии, Франции и Испании. Ни одна неделя не обходилась без того, чтобы кого-то не «зажарили» живьём. Виноват-не виноват – какая разница? Есть «свидетели», которые что-то там видели и во всех деталям и подробностях могут рассказать о том, как «ведьма общалась с самим дьяволом», или как «ведьма летала на шабаш», или как «она обращалась в кошку или свинью». Примечательно и то, что очень часто подобными свидетелями являлись близкие родственники осуждённой жертвы.

После «проверки» свидетельств, суд выносил решение о том, что «фактов» скопилось достаточно или же, напротив - что было крайне редко – говорил о том, что чего-то не хватает. На костёр топали даже те, кто баловался картишками.

В году тысяча пятьсот тридцать втором отправка на костёр была закреплена законодательно. Тогдашний свод законов назывался «Каролина». Его автором и идейным вдохновителем стал небезызвестный Карл пятый. В «Каролине» так и значилось: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“.

Огню ведьмы всегда предавались публично. Наверное, не нужно объяснять для чего это делалось. Самый лучший мотиватор – это страх! Вот, мол, смотрите, что будет с тем, кто посмел быть хотя бы на миллиметр не таким, как все! Костёр ждёт всякого, кто…

Для местных жителей, как ни странно, подобные действа были настоящим шоу. Когда в деревне ещё можно сходить? Как ещё себя можно развлечь в период Средневековья? Конечно, на деревенскую площадь, чтобы увидеть собственными глазами, как будет гореть ведьма! Для такого случая не будет лишним даже принарядиться!

Местный «бомонд» в лице всякого рода епископов, святых отцов от церкви, судей и прочих с удовольствием взирали на то, как палач, недрогнувшей рукой отправлял ведьм и колдунов в геенну огненную. Прикованные тяжёлыми цепями к столбам они умирали страшной мучительной смертью, зачастую под громкое улюлюканье толпы. После того, как от жертвы оставалась одна лишь кучка пепла, палачи считали свой долг исполненным. Пепел развеивался и теперь можно было расслабиться, ведь сожжённая ведьма больше уже никогда не сможет воплотиться.

Призыв «Сжечь ведьму» раньше часто звучал в отношении молодых и красивых женщин. Почему люди предпочитали такой способ казни для колдунов? Рассмотрим, насколько жестокими и сильными были гонения на ведьм в разные эпохи и в разных странах мира.

В статье:

Средневековая охота на колдунов

Инквизиторы или охотники на колдунов предпочитали сжечь ведьму, поскольку были уверены, что люди, которые занимаются магией, заключили . Иногда ведьм вешали, обезглавливали или топили, но и оправдательные приговоры суда над ведьмами не редкость.

Преследование ведьм и колдунов особенного размаха достигло на западе Европы в XV-XVII веках. Охота на колдунов проходила в католических странах. Люди с необычными способностями преследовались и раньше XV века, например, во времена существования Римской империи и в эпоху Древней Месопотамии.

Несмотря на отмену закона о казни за колдовство, в истории Европы периодически случались инциденты с казнями ведьм и гадалок (вплоть до XIX века). Период активного преследования «за ведьмовство» насчитывает около 300 лет. По оценкам историков, общее число казненных - 40–50 тыс. человек, а количество судебных процессов над обвиняемыми в сговоре с Дьяволом и колдовстве - около 100 тысяч.

Сожжение ведьм на костре в Западной Европе

В 1494 году Папа Римский издал буллу (средневековый документ), направленную на борьбу с ведьмами. Сделать указ его убедил Генрих Крамер , больше известный как Генрих Инститорис - инквизитор, который утверждал, что отправил на костер несколько сотен ведьм. Генрих стал автором «Молота Ведьм» - книги, которая рассказывала, и бороться с колдуньей. «Молот Ведьм» не использовался инквизиторами и запрещен католической церковью в 1490 году .

Булла Папы Римского стала основной причиной многовековой охоты на людей с магическим даром в христианских странах Европы. По статистике ученых-историков, больше всего людей казнено за колдовство и ересь в Германии, Франции, Шотландии и Швейцарии. Меньше всего истерия, связанная с опасностью ведьм для общества, затронула Англию, Италию и, несмотря на обилие легенд об испанских инквизиторах и орудиях пыток, Испанию.

Массовым явлением судебные процессы над магами и другими «пособниками Дьявола» стали и в странах, затронутых Реформацией. В некоторых протестантских странах появились новые законы - суровее католических. Например, запрет о пересмотре дел о колдовстве. Так, в Кведлинбурге в XVI веке за один день сожжено 133 ведьмы. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в XVII веке возведена специальная печь для сожжения колдунов. За год устройство использовалось для казни 41 человек, включая детей до пяти лет.

Католики не слишком отставали от протестантов. Сохранились письма священника из немецкого городка, которые адресованы графу фон Сальму. Листы датируются XVII веком. Описание ситуации в его родном городе в разгар охоты на ведьм:

Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9–14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать.

Тридцатилетняя война стала хорошим примером массового преследования ведьм и пособников нечистой силы. Воюющие стороны обвиняли друг друга в использовании колдовства и сил, данных Дьяволом. Это самая крупная война на религиозной почве в Европе, и, судя по статистике, вплоть до нашего времени.

Поиски и сожжение ведьм - предпосылки

Охота на ведьм продолжает изучаться современными историками. Известно, почему булла о ведьмах Папы Римского и идеи Генриха Инститориса одобрены народом. Для охоты на колдунов и сожжения ведьм существовали предпосылки.

В конце XVI века количество процессов и людей, приговоренных к казни сожжением на костре, резко увеличилось. Ученые отмечают и другие события: экономический кризис, голод, социальная напряженность. Жизнь была сложной - эпидемии чумы, войны, долговременное ухудшение климата и неурожай. Происходила революция цен, которая временно сделала уровень жизни большинства людей ниже.

Истинные причины событий: увеличение количества населения в населенных пунктах, ухудшение климата, эпидемии. Последнее легко объяснить с точки зрения науки, но средневековая медицина не могла ни справиться с заболеванием, ни найти причину болезни. Лекарство изобретено только в XX веке, и единственной мерой, защищающей от чумы, стал карантин.

Если сейчас человек обладает достаточными знаниями, чтобы понять причины эпидемии, плохого урожая, изменения климата, средневековый житель знаний не имел. Паника, которую порождали события тех лет, побуждала людей искать другие причины ежедневного несчастья, голода, болезней. Объяснить проблемы по-научному с тем багажом знаний невозможно, поэтому в ход шли мистические идеи вроде ведьм и колдунов, которые портят урожай и насылают чуму в угоду Дьяволу.

Существуют теории, которые пытаются объяснить случаи сожжения ведьм. Например, некоторые верят, что ведьмы действительно существовали, как показано в современных фильмах ужасов. Часть людей отдает предпочтение версии, которая гласит, что большинство судебных процессов - способ обогащения, ведь имущество казненных отдавалось вынесшему приговор.

Последнюю версию можно доказать. Суды над колдунами стали массовым явлением там, где власть слабая, в отдаленных от столиц провинциях. Приговор в некоторых регионах мог зависеть от настроения местного правителя, и исключить личную выгоду невозможно. В государствах с развитой системой управления пострадало меньше «пособников Сатаны», например, во Франции.

Лояльность к ведьмам в Восточной Европе и России

На востоке Европы преследование ведьм не прижилось. Жители православных стран практически не испытали ужаса, который довелось пережить людям, проживающих в странах Западной Европы.

Количество процессов над ведьмами на территории нынешней России составляло около 250 за все 300 лет охоты на пособников нечистой силы. Цифру невозможно сравнить со 100 тысячами судебных дел в Западной Европе .

Причин множество. Православное духовенство в меньшей степени беспокоилось греховностью плоти, если сравнивать с католиками и протестантами. Женщина как существо с телесной оболочкой меньше пугала православных христиан. Большая часть казненных за ведьмовство - женского пола.

Православные проповеди в России XV–XVIII века осторожно затрагивали темы , духовенство стремилось избежать самосуда, который часто практиковался в провинциях Европы. Еще одна причина - отсутствие кризиса и эпидемий в том объеме, который пришлось испытать жителям Германии, Франции, Англии и других стран Западной Европы. Население не занималось поисками мистических причин голода и неурожая.

Сжигание ведьм в России практически не практиковалось, а то и запрещалось законом.

Судебник 1589 года гласил: «А блядям и видмам бесчестия 2 деньги против их промыслов», то есть за их оскорбление полагался штраф.

Встречался самосуд, когда крестьяне поджигали избу местной «ведьмы», которая погибала из-за пожара. Ведьма на костре, сооруженном на центральной площади города, где собралось население города - в православной стране таких зрелищ не наблюдалось. Казни сожжением заживо практиковались крайне редко, использовались деревянные срубы: публика не видела страданий осужденных за ведьмовство.

В Восточной Европе обвиненных в колдовстве испытывали водой. Подозреваемую топили в реке или другом местном водоеме. Если тело всплывало, женщину обвиняли в ведьмовстве: крещение принимается святой водой, а если вода «не принимает» человека, которого топят, значит, это колдун, отрекшийся от христианской веры. Если подозреваемая тонула, ее объявляли невиновной.

Америку охота на ведьм практически не затронула. Однако несколько процессов над колдунами и ведьмами зафиксировано и в Штатах. Известны на весь мир события в Салеме в XVII веке, в результате которых повешено 19 человек, один житель раздавлен каменными плитами, а около 200 человек приговорено к тюремному заключению. События в Салеме неоднократно пытались обосновать с научной точки зрения: выдвигаются разнообразные версии, каждая из которых может оказаться правдивой - истерия, отравление или энцефалит у «бесноватых» детей и многое другое.

Как наказывали за колдовство в Древнем мире

В Древней Месопотамии законы о наказании за колдовство регламентировал кодекс Хаммурапи, названный именем правившего царя. Кодекс датируется 1755 годом до нашей эры. Это первый источник, в котором упоминается испытание водой. Правда, в Месопотамии проверяли на колдовство несколько иным методом.

Если доказать обвинение в колдовстве невозможно, обвиненного заставляли погрузиться в реку. Если река забирала его, считали, что человек колдун. Имущество умершего отходило к обвинителю. Если человек оставался жив после погружения в воду, его объявляли невиновным. К смертной казни приговаривали обвинителя, а обвиняемый получал его имущество.

В Римской империи к наказаниям за колдовство подходили, как и к остальным преступлениям. Оценивалась степень вредоносности, и если пострадавшему не выплачивалась компенсация человеком, обвиненным в колдовстве, ведьме причиняли аналогичный вред.

Регламент сожжения заживо ведьм и еретиков

Пытки инквизиции.

Перед тем как приговорить пособника Дьявола к сожжению заживо, требовалось допросить обвиняемого, чтобы колдун выдал сообщников. В Средневековье верили в шабаши ведьм и считали, что дело редко обходится одной ведьмой в городе или селе.

Допросы всегда происходили с применением пыток. Сейчас в каждом городе с богатой историей можно встретить музеи пыток, экспозиции в замках и даже подземельях монастырей. Если обвиняемый не умирал в процессе допроса, документы передавались в суд.

Пытки продолжались, пока палачу не удавалось получить признание в совершении преступления и пока подозреваемый не укажет имена сообщников. Недавно учеными-историками изучены документы инквизиции. На самом деле пытки во время допросов ведьм строго регламентировались.

Например, к одному подозреваемому по одному судебному делу мог применяться только один вид пыток. Было множество методик получения показаний, которые не считались пытками. Например, психологическое давление. Палач мог начать работу с демонстрации пыточных приспособлений и рассказа об их особенностях. Судя по документам инквизиции, этого часто хватало для признания в колдовстве.

Не считалось пытками лишение воды или пищи. Например, обвиняемых в ведьмовстве могли кормить только пересоленной пищей и не давать воду. Холод, пытки водой и некоторые другие способы использовались в целях получить признание у инквизиторов. Иногда заключенным показывали, как пытают других людей.

Регламентировалось время, которое можно потратить на допрос одного подозреваемого по одному делу. Некоторые пыточные инструменты не использовались официально. Например, Железная Дева. Достоверных сведений, что атрибут применяли для казни или пытки, нет.

Оправдательные приговоры не редкость - их количество составляло около половины. В случае получения оправдательного приговора церковь могла заплатить возмещение человеку, которого подвергали пыткам.

Если палач получал признание в ведьмовстве, а суд признавал человека виновным, чаще всего ведьму ожидал смертный приговор. Несмотря на немалое количество оправдательных приговоров, около половины дел привело к казням. Иногда применялись более мягкие наказания, например, изгнание, но уже ближе к XVIII–XIX векам. В качестве особой милости еретика могли задушить, а тело сжечь на костре на площади.

Существовало два способа разложения костра для сожжения заживо, которые применялись во времена охоты на ведьм. Первый способ особенно любим испанскими инквизиторами и палачами, поскольку сквозь пламя и дым были хорошо видны страдания осужденного на смерть. Считалось, что это оказывает моральное давление на ведьм, которые еще не пойманы. Складывали костер, осужденного привязывали к столбу, обкладывали хворостом и дровами по пояс или колено.

Аналогичным способом осуществляли коллективные казни групп ведьм или еретиков. Сильный ветер мог задуть огонь, и по теме по сей день ведутся споры. Случались как помилования: «Бог послал ветер, чтобы спасти невинного человека», так и продолжение казней: «Ветер - происки Сатаны».

Второй способ сжигания ведьм на костре более гуманный. Обвиненную в колдовстве одевали в рубаху, пропитанную серой. Дровами женщину обкладывали полностью - обвиняемой не было видно. Сжигаемый на костре человек успевал задохнуться от дыма, прежде чем огонь начинал сжигать тело. Иногда женщина могла и сгореть заживо - это зависело от ветра, количества дров, степени их сырости и многого другого.

Сожжение на костре получило популярность благодаря зрелищности . Казнь на городской площади собирала немало зрителей. После того как жители расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь, пока тело еретика не превратится в пепел. Последний обычно развеивался за городом, чтобы ничего не напоминало о происках казненного на ведьмином костре. Только в XVIII веке способ казни преступников начали считать негуманным.

Последнее сожжение ведьмы

Аннa Гельди.

Первой страной, в которой официально отменили преследование за колдовство, стала Великобритания. Соответствующий закон выпущен в 1735 году. Максимальное наказание для колдуна или еретика составляло один год тюремного заключения.

Правители других стран приблизительно в это время установили личный контроль за делами, которые касались преследования ведьм. Мера серьезно ограничила обвинителей, и количество судебных процессов снизилось.

Когда произошло последнее сожжение ведьмы - точно неизвестно, поскольку способы казней постепенно становились все более гуманными во всех странах. Известно, что последней официально казненной за ведьмовство стала жительница Германии. Служанка Анна Мария Швегель обезглавлена в 1775 году.

Последней ведьмой Европы считают Анну Гельди из Швейцарии. Женщина казнена в 1792 году, когда преследование ведьм запретили. Официально Анну Гельди обвинили в отравлении. Ей отрубили голову за подмешивание иголок в хозяйскую пищу - Анна Гельди служанка. В результате пыток женщина призналась в сговоре с Дьяволом. Официальных упоминаний о колдовстве в деле Анны Гельди не нашлось, но обвинение вызвало возмущение и воспринялось как продолжение охоты на ведьм.

За отравление повешена гадалка в 1809 году. Ее клиенты утверждали, что женщина околдовала их. В 1836 году зафиксирован самосуд в Польше, в результате которого утонула вдова рыбака после испытания водой. Самое последнее наказание за колдовство назначено в Испании в 1820 году - 200 ударов розгами и изгнание на 6 лет.

Инквизиторы - поджигатели или спасители людей

Томас Торквемада.

Святая инквизиция - общее название ряда организаций католической церкви. Главная цель инквизиторов - борьба с ересью. Инквизиция занималась связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в XVI–XVII веках начали отдавать дела в светский суд), в том числе и ведьмовством.

Официально организация создана Папой Римским в XIII веке, а понятие ереси появилось приблизительно во II веке. В XV веке инквизиция начала заниматься обнаружением ведьм и расследованием дел, связанных с колдовством.

Одним из самых известных среди тех, кто сжигал ведьм, стал Томас Торквемада из Испании. Мужчина отличался жестокостью, поддерживал гонения евреев в Испании. Торквемада приговорил к смерти более двух тысяч человек, причем около половины сожженных - соломенные чучела, которыми заменяли умерших при допросах людей или скрывшихся с поля зрения инквизитора. Томас верил, что очищает человечество, но к концу жизни начал страдать от бессонницы и паранойи.

В начале XX века инквизиция переименована в «Священную конгрегацию доктрины веры». Работа организации перестроена в соответствии с законами, которые действуют в каждой конкретной стране. Конгрегация существует только в католических странах. Со времени основания церковного органа и по сей день на значимые должности выбирают только монахов-доминиканцев.

Инквизиторы защищали потенциально невиновных людей от самосуда - оправдательных приговоров около половины, а толпа односельчан с вилами не стала бы слушать оговоренного «пособника Сатаны», не стала бы требовать предъявить улики, как это делали охотники за ведьмами.

Не все приговоры смертные - результат зависел от тяжести преступления. Наказанием могло быть обязательство уйти в монастырь замаливать грехи, принудительные работы на благо церкви, чтение молитвы несколько сотен раз подряд и др. Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания.

Поводом для доноса в инквизицию часто служила обычная зависть, и охотники на ведьм пытались избежать смерти невиновного человека на костре. Правда, это не означало, что не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки.

Почему ведьм сжигали на костре

Почему колдунов сжигали на костре, а не казнили другими способами? Обвиненных в ведьмовстве казнили через повешение или отсечение головы, но такие способы применялись ближе к окончанию периода войны на ведьм. Причин, почему выбиралось сожжение как способ казни, несколько.

Первая причина - зрелищность. Жители средневековых городов Европы собирались на площадях, чтобы посмотреть на казнь. Одновременно мера служила и способом морального давления на других колдунов, запугивания граждан и укрепления авторитета церкви и инквизиции.

Сжигание на костре считалось бескровным методом умерщвления, то есть «христианским». Это можно сказать и про повешение, но виселица не выглядела так зрелищно, как ведьма на костре в центре города. Люди верили, что огонь очистит душу женщины, заключившей соглашение с Нечистым, и дух сможет попасть в Царство Небесное.

Ведьмам приписывали особенные способности, иногда отождествляли с вампирами (в Сербии). В прошлом верили, что убитая другим способом ведьма может восстать из могилы и продолжить вредить черным колдовством, пить кровь живых и воровать детей.

Большая часть обвинений в ведьмовстве не сильно отличалась от поведения людей и сейчас - донос как способ расправы практикуется и сегодня в некоторых странах. Масштабы зверств инквизиции преувеличиваются для привлечения внимания к новинкам в мире книг, видеоигр и кинофильмов.

Растет число преступлений, совершаемых террористами так называемого «Исламского государства» на Ближнем Востоке. Растет и степень жестокости, с которой совершаются эти преступления.


Не успела Япония оплакать своего гражданина Харуну Юкаву, казненного исламистами в Сирии, как тут же пришла еще одна печальная . Жертвой террористов стал его напарник, с которым он поехал на Ближний Восток, - журналист Кэндзи Гото. Его обезглавили, как и других заложников, расправа над которыми потрясла весь мир. Еще совсем недавно, в ночь на 29 января, Гото, находящийся в лапах террориста в черной маске, зачитывал на видеокамеру ультиматум «ИГ». Исламисты требовали освобождения террористки Саджиды Ар-Ришави из иорданской тюрьмы, а также еще 26 преступников. В противном случае угрожали казнить не только японца, но и иорданского летчика Муаза Аль-Касасбеха (в декабре прошлого года боевиками «Исламского государства» был сбит самолет созданной США «антитеррористической коалиции», пилот угодил в плен).

Первым испил чашу смерти гражданин Японии. Вслед за ним – и иорданец, гибель которого была более чем страшной. Его заперли в железную клетку, облили горючим и подожгли… Как всегда, свое очередное варварское злодеяние бандиты сняли на видео. Для устрашения «неверных»…

В Иордании после этого трагического известия люди вышли на массовые демонстрации. В некоторых городах вспыхнули беспорядки. В Аммане митингующие дошли до дворца короля и потребовали решительных действий. Король Абдалла II, экстренно вернувшийся из США, пообещал отомстить за сожжение своего подданного. «Аллах примет душу героя, погибшего от рук трусливых террористов, которые называют себя Исламским государством, но не имеют никакого отношения к исламу», - сказал монарх.

В качестве возмездия иорданские власти приняли решение казнить Саджиду Ар-Ришави и еще пятерых террористов «Аль-Каиды». Женщина-преступница, которую требовали боевики «Исламского государства» в обмен на японцев и иорданца, ранее уже была приговорена к смертной казни, теперь приговор ей приведен в исполнение.

Глупо было бы испытывать жалость к террористке, которая пыталась стать смертницей и взорваться в отеле, погубив не только себя, но и других людей. К счастью, бомба тогда не сработала. Саджида Ар-Ришави, в конечном итоге, оказалась там, где хотела – на том свете. Однако нельзя не заметить, что ее решили сделать «козлом отпущения». Ведь, в конце концов, к данному преступлению – сожжению пилота – она не причастна (у нее слишком железное алиби). Зато к нему косвенно причастен сам король Абдалла II.

Да, именно он вместе с другими правящими лицами активно поддерживал так называемую «сирийскую оппозицию» - тех самых "трусливых террористов, не имеющих никакого отношения к исламу", по его же выражению. Иордания была в числе непримиримых противников законной власти Сирии. Именно через иорданскую территорию на юг САР проникали тысячи бандитов, именно Иордании боевики обязаны своими успехами в провинции Дараа. Если посмотреть, как голосовал официальный Амман в Лиге арабских государств, в Генассамблее ООН и на других региональных и международных собраниях, то становится очевидным – Иордания всегда одобряла действия противников Сирии и всячески способствовала разжиганию бойни в соседнем государстве.

Конечно, кто-то может сказать, что Иордания поддерживала не «Исламское государство», а «Сирийскую свободную армию» и другие группировки. Но «ИГ» выросло именно из «Сирийской свободной армии», вскормилось американскими и саудовскими деньгами, стреляло из , поставляемого США, в том числе, и через Иорданию. Затем Амман, следуя в фарватере американской политики, присоединился к «антитеррористической коалиции» и начал проводить бомбардировки исламистов в Сирии. То есть – вместе с США уничтожать совместно созданное и вскормленное детище.

Сирия готова великодушно простить Иорданию (президент Башар Аль-Асад прекрасно понимает, какому давлению со стороны США подвергался король Абдалла II - сам прошел через это). МИД САР призвал Амман сотрудничать в борьбе с террористами «Исламского государства», «Джебхат Ан-Нусры» и других бандформирований. Дамаск резко осудил расправу над Муазом Аль-Касасбехом (несмотря даже на то, что казненный летчик участвовал в военной операции, не согласованной с сирийским правительством).

Сожжение живьем иорданского пилота – не первое столь садистское преступление «сирийской оппозиции». Точно так же расправлялась и «Свободная сирийская армия» со своими противниками. Я лично видела в Хомсе дом, в котором среди пепла были обгоревшие черепа и кости… Примерно 20 человек, обвиняемых в поддержке властей, боевики-«оппозиционеры» загнали в квартиру, привязали к стульям, облили все вокруг горючей жидкостью и подожгли…

Такого рода массовые расправы над людьми велись зачастую не только над теми, кого террористы обвиняли в сотрудничестве с правительством, но и чисто по конфессиональному признаку. И сейчас продолжаются убийства именно на этой почве.

1 февраля в Дамаске был совершен жестокий теракт против ливанских паломников. Они приехали в сирийскую столицу, чтобы посетить шиитскую мечеть Сеида-Раккия, расположенную в Старом городе. Террористу-смертнику удалось проникнуть в их автобус и устроить мощный взрыв. Семь человек погибли, 22 получили ранения.

В тот же день боевики устроили чудовищный минометный обстрел нескольких кварталов города Алеппо. Особенно досталось району Сейф Ад-Доуля. Девять человек убито, десятки пострадавших.

В провинции Хама террористы обстреляли небольшой город Мхарда, где проживают преимущественно христиане. Двое жителей погибли, есть также раненые.

Тем временем, в американской газете «New York Times» появилась более чем странная статья. В ней говорится, будто бы Россия ведет некие секретные переговоры с Королевством Саудовская Аравия. Якобы обсуждается сделка: КСА сокращает объемы нефтедобычи в обмен на отказ РФ поддерживать сирийское руководство.

Глава комитета Государственной думы России по международным делам Алексей Пушков, а вслед за ним пресс-секретарь президента Дмитрий Песков категорически опровергли эту информацию, назвав ее «уткой» и «газетными измышлениями».

Возможно, подобная лживая публикация в популярной американской газете являлась своего рода предложением со стороны США и КСА: чтобы повысились цены на нефть, Россия должна отказаться от поддержки ключевого союзника на Ближнем Востоке. С помощью интриг и завуалированного шантажа эти страны не оставляют попыток вбить клин между Москвой и Дамаском. Однако подобные усилия не принесут плодов: в России понимают, что отказ от поддержки Сирии приведет к гораздо более печальным последствиям, чем даже падение цен на нефть. Ливию мы уже потеряли и до сих пор расхлебываем последствия.

Но в какую опасную игру влезла Саудовская Аравия! Продолжая поддерживать сирийских террористов, Эр-Рияд также может пострадать от них, как и Иордания сегодня. Тем более, что главарь «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади в конце прошлого года называл КСА в числе стран, где следует проводить теракты. Не придется ли следующими плакать саудовцам?

(Специально для «Военного обозрения»)

На фотографии - портрет иорданского летчика, заживо сожженного террористами "сирийской оппозиции".


Почему ведьм сжигали на костре, а не казнили другим способом?

Сжигали ведьм по очень простой причине: На допросах ведьмы раскаивались (такая специфика допросов была - ВСЕ раскаивались и соглашались с обвинениями, иначе просто до суда не доживали), хоть судили и светским судом, но представитель церкви просил суд учесть искреннее раскаяние и говоря современным языком - "помощь следствию" и назначить "христианскую казнь" без пролития крови - т.е. сожжение (ещё одной причиной именно сожжения можно считать боязнь воскрешения ведьмы) .

Такие костры начали гореть с начала 15 века, особенно много в Германии, в любом захудалом городишке в среднем раз в неделю был процесс над ведьмой, и так на протяжении многих лет - в Германии 200 лет, Франции - 150, Испании - почти 400 лет (правда в более поздние времена всё реже и реже). Обычно поводом для подозрений была зависть соседей, подданных или родственников. Зачастую хватало одних только слухов; впрочем, иногда в суды поступали и соответствующие заявления (почти всегда анонимные). В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения.
Оно могло быть предъявлено на основании “Уголовно-судебного уложения императора Карла V“ (так называемой “Каролины“), вышедшего в 1532 г. В нем было четко описано, какие подозрения являются достаточными для обвинения в колдовстве или ведовстве. А сжигали ведьм заживо, как требовала статья 109-я “Каролины“: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“ .
Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Издалека стекался народ к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными ведьмами, совершавшими свой последний путь. Когда же несчастные наконец добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник еще раз предостерегал народ от коварства дьявола и его приспешников. Затем палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от “ведьминого костра“ не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников дьявола .

На этой гравюре Яна Люкейна изображено сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 г. Здесь показано, чего добивались охотники за ведьмами: от «проклятого дьявольского отродья» не должно остаться и следа, ничего, кроме пепла, развеянного ветром .