"зимующие птицы" конспект нод по окружающему миру в старшей группе. Конспект занятия зимующие птицы

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Зимующие птицы»

Цель: выявить экологические знания детей

Задачи: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; закрепить знания правил поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие; развивать умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Материал: карточки с птицами, дерево нарисованное (зимнее, картина лета, натуральный корм для птиц (зёрна, кедровые орехи, семечки, несолёное сало, крошки хлеба, ягоды рябины или облепихи), запись птичьих голосов, бумага для оригами.

Ход занятия:

Влетает сорока.

Воспитатель: Беда, беда, караул, спасите, помогите, в Царстве Птиц случилась беда – все птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает, к каким птицам он относится и где живет, какие у него повадки. В царстве полный беспорядок и неразбериха. Ой, а куда это я попала? Вы меня узнали? (ответы детей). Ребята, а вы мне поможете навести порядок в лесу? А птицы у нас в царстве живут непростые: есть здесь и зимующие, есть и перелётные. Зимующих птиц мы с вами посадим на это дерево, а перелётных – на картинку, где нарисовано лето. Ведь там, где они сейчас находятся – настоящее лето. -Как, ребята, называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

Зимующие -Правильно, зимующие.

А кто такие перелётные птицы?

Это те птицы, которые улетают от нас осень в тёплые края.

Молодцы, правильно. А мы поиграем в игру «Путаница» (дети встают по кругу, игра с палочкой).

Тело птиц покрыто шерстью.

Скворец живет в дупле.

Птенчики вылупляются из икринок.

В теплые края улетают перелетные птицы.

Люди делают скворечники для ворон.

Птицы строят гнезда из досок.

Птицы собираются в стадо и летят домой.

Самый лучший певец из всех птиц - дятел.

Конкурс 1. «Кто быстрее разделит птиц, изображённых на карточках, на перелётных и зимующих».

Дети должны разделить их и назвать.

Молодцы. Вы сделали всё правильно. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

Только давайте поможем птицам долететь и сделаем небольшую зарядку

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Пусть наши перелётные птицы летят в свои тёплые края. А мы с вами останемся с нашими зимними друзьями.

Какие птицы, ребята, сидят на нашем дереве? Только поднимайте руки, а не говорите все хором.

Снегирь, синица, дятел, клёст, сорока, ворона, воробей, кукушка. -Правильно. - А как ты догадался, что это снегирь?

У него красная грудка и, чёрные крылья и хвост. Можно опросить ещё 2 – 3 ребёнка о синице, сороке, кукушке. (А как ты, догадался, что это … .)

Хорошо ребята.

Ребята, а как вы думаете, легко ли птицам добывать корм зимой? Ответы детей.

А как мы можем помочь зимующим птицам? Ответы детей. Рассказ воспитателя Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

А теперь, ребята, давайте отправимся в необычную столовую, выберем корм для наших птиц и положим его под наше дерево. Пусть наши птицы полакомятся нашим угощением.

Конкурс 2. «Выбери корм для птиц»

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

Тогда слушайте внимательно мои необычные загадки.

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку! » (Кукушка.)

Хоть я не молоток,

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел.)

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (снегири) .

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова.)

Прыгает она у дома,

А зовут ее. (ворона) .

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует -

Коноплю ворует. (Воробей.)

Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра! »

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит. (сорока)

А еще, ребята, мне один знакомый голубь рассказал, что вы очень талантливые и умеете делать птиц из бумаги.

Неужели это так? А как называется техника, когда из бумаги делают фигуры?

Давайте подготовим наши пальцы к работе.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Любопытная ворона»)

Дети выполняют птиц в технике оригами.

Молодцы. Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим птицам навести порядок в их царстве?

Да, конечно мы с вами разделили птиц на зимующих и перелётных, помогли ми отыскать себе корм. И наши друзья птицы благодарят вас за помощь своими песнями (звучат звуки птичьих голосов) .

Конспект занятия. Тема: «Поговорим о птицах»

Конспект предназначен для воспитателей ДОУ.
Цели занятия:
углубить и расширить знания детей о птицах;
объяснить причину перелетов птиц;
учить отличать птиц от других животных;
обогащать и активизировать речь детей;
Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстрации с птицами;
разучивание подвижной игры «Птицелов»;
загадывание загадок
чтение художественной литературы о птицах.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии.
Загадывание загадки:
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите». (птицы)
- Каких птиц знаете? (дети по очереди называют по одной птице)
- Молодцы, много птиц знаете. Значит, вам не трудно будет отгадать мои загадки.
1. Как бы мне пошла корона! -
Важно каркнула (Ворона)

2. Кто без нот и без свирели
лучше всех наводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)

3. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.(Жаворонок)

4. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова).

5. Стучу - голова болит,
А не стучу - голодный. (Дятел).

6. Живёт в лесу,
Ухает как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин).

7. Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

8.Пёстренькая птичка
В чужое гнездо снесла яичко. (Кукушка).

9. Летом за пахарем ходят,
А под зиму с криком уходят. (Грачи).

10. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это... (Цапля).

11. И петь не поёт,
И летать не летает,
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус).

12. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?.. (Соловей).

13. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

А что произойдёт, если у нас не будет птиц?(ответы детей)
- Что мы можем сделать, чтобы птицы не исчезли? Как мы можем им помочь?(построить скворечники, сделать кормушки и т.п.)
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.

С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
- Ребята, о каких птицах это стихотворение? (о перелетных)
- Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
- В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
- Давайте попробуем полетать, как птички
Физминутка.
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
- А когда вернутся птицы? (весной)
- Поиграем в игру «Прилетели птицы!» и узнаем, какие птицы прилетят к нам весной. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если услышите слово, называющее не птицу, то нужно захлопать в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают, мухи)
А мухи – это кто? (насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны! (дети хлопают, макароны)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи. (дети хлопают, ужи)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи. (дети хлопают, окуни -рыба)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.(дети хлопают, корова - зверь)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки… (дети хлопают, комары - насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!

Птица-это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.
- Ребята, а какие вы знаете сказки, где встречаются птицы?(ответы детей, воспитатель дополняет)
- Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
- Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (зимующие, оседлые)
-Каких вы знаете зимующих птиц? (перечислят зимующих птиц нашего края).
- А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)
- Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей)
- Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей)
- Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
Релаксация.
- Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
- Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)
- Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
- Согрелись наши птички. Высохли перышки.
- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
- Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
- Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
- Головки согрелись, и они теплыми стали.
- Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
- Спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формировать экологическую культуру у детей;

прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

развивающие:

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационная часть.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать.О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы - сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока.

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это...

(Снегири)

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт.

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти - … .

(Свиристель)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске - пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится.Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки.Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.Вороны – всеядные птицы.Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы.Голуби любят крупу и хлеб.Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

Галина Юркина

Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка". Мой серебряный блог.

Программные задачи: Обобщить знания старших дошкольников об образе жизни зимующих птиц (сороки, воробьи, голуби и вороны приближаются к жилью человека, ищут пищу; синицы держатся стайками, питаются семенами кустарников и деревьев; снегири – ягодами рябины). Формировать понятие «зимующие птицы». Закрепить умение различать и называть сороку, ворону, воробья, голубя, снегиря, знать отличительные признаки их внешнего вида; отражать в рисунке. Упражнять в порядковом счёте, правильно отвечать на вопрос «который по счёту?». Поддержать интерес детей к наблюдению за зимующими птицами. Воспитывать любовь к пернатым друзьям, желание заботиться о них.

Материал к занятию: картинки сороки, воробья, вороны, синицы, голубя, снегиря; альбомные листы по количеству детей и фломастеры для рисования; фонограмма голоса птиц, письмо от старичка Лесовичка с загадками и рассказами; презентация Инны Ильиной "Птицы зимой".

Предшествующая работа: рассматривание альбома «Зимующие птицы», наблюдение в природе во время прогулок, организация птичьей столовой на участке детского сада.

Ход занятия: Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от старичка Лесовичка, который хочет, чтобы ребятки много нового и интересного узнали о природе. Достаёт первую и читает первую загадку.

Снежок порхает, кружится, на улице бело

И превратились лужицы в прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики, сегодня посмотри –

Как розовые яблоки, на ветках снегири.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: - Зимой!

Воспитатель: - Правильно, зимой. Кто внимательно слушал загадку, тот слышал название птиц. Каких?

Дети: - Снегири.

Воспитатель: - А что это за птицы? Посмотрите на картинки и найдите среди них снегиря. Как вы догадались, что это снегирь? Верно, у него грудка красная. Не зря его в загадке сравнивают с яблоком. Расскажи, Игнат, про снегиря. Ребята, кто знает, чем питаются снегири? (Ответы детей). Да, снегири питаются ягодами рябины. А каких ещё птиц вы видите на картинке?

Дети: - Ворону.


Воспитатель: - Кто хочет рассказать про ворону, какая она? (Ответы детей). Правильно, ворона большая и серая. А чем она питается? Вороны собирают крошки и кусочки другой пищи.

Дети рассказывают по картинкам про сороку, воробья, голубя.


Воспитатель: - А эта птица – частая гостья на нашей кормушке. Как она называется?

Дети: - Синица.


Воспитатель: - Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей). Верно, потому что на голове, крыльях и хвосте у неё отливает синим цветом. Послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ о синице, который нам прислал старичок Лесовичок.

«Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но, как налетит стайка синиц, лес оживает. Синицы с писком и пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево, осматривая каждую тропинку в норе: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Летом весь лес звенит птичьими голосами, а синиц не видно и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые края и звонко перекликаются в зимнем лесу. В лютую стужу синицы прилетают к домам и ребята сыплют для них зерно, кладут кусочки сала и хлеба на кормушки, а - то голодные синицы замёрзнут в лесу.»

Ребята, что вы узнали нового о синицах из этого рассказа? (Ответы детей). Тяжело живётся птицам зимой. А почему же они не улетают в тёплые края, как скворцы, грачи, ласточки? Почему они остаются? (Ответы детей). Всё правильно, потому что синицы, сороки, вороны, голуби, воробьи – это зимующие птицы. Они остаются с нами зимовать, чтобы нам было жить веселее. Трудно живётся птицам зимой, а чтобы им было легче добывать пищу, они собираются в стаи. А мы чем можем помочь птицам зимой? (Ответы детей).


Показ презентации. Воспитатель читает стихотворение А. Яшина:

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их на свете, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для них тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Физ. Минутка: Вороны серые летели, на кормушку к нам присели.

Поклевали, поклевали, по кормушке поскакали.

Угощенье всё поели и тихонько улетели.

Проводится игра «Сколько птиц? Которая по счёту?»

Ребята, сегодня вы узнали много интересного из жизни зимующих птиц. А сможете ли вы узнать этих птиц в природе, отличить одну от другой? Чтобы ещё лучше запомнить зимующих птиц, их внешний вид, сейчас нарисуйте птицу, которая вам больше понравилась. А затем посмотрим – узнают ли ребята по вашим рисункам этих птиц или нет.


После рисования проводится игра «Что за птица?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формирование экологической культуры у детей.

Задачи :

Развивающие:

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход НОД.

Организационная часть.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Ребёнок читает стихотворение .

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде .

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы - сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это...

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти - … .

(Свиристель)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске - пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)