Арт терапия с депрессивными и тревожными людьми. Арт-терапия в работе с депрессией

Депрессивные состояния возникают не только у взрослых. Расстройство психики часто наблюдается в переходном периоде у детей, и сопровождается удрученным настроением, заторможенностью. Устранить депрессию у подростков помогает арт терапия.

Симптомы депрессии

Подростки отличаются излишним максимализмом, происходящим из-за перестройки гормонального фона. Депрессия часто маскируется под максимализм переходного возраста. В результате диагноз устанавливается не сразу, что может привести к серьезным последствиям.

Подростки до 16 лет часто воспринимают родителей, как врагов, и что-то мешает им рассказать о тревожащих их мыслях. Поэтому родители должны присматриваться к поведению ребенка, чтобы вовремя выявить симптомы начинающегося психического расстройства. Опасность депрессивных состояний в переходный период у детей состоит в том, что может привести к суицидальным мыслям и их осуществлению.

Родителям необходимо найти подход к детям, страдающим от депрессии, чтобы помочь и вовремя обратиться за врачебной помощью. Для этого нужно знать, какие симптомы характерны для депрессивных расстройств.

Главные признаки

При депрессивном состоянии переходного возраста проявляются следующие признаки:

  • человек постоянно уединяется, перестает общаться не только с родителями, но и со сверстниками;
  • нарушается сон, пропадает аппетит;
  • любое родительское замечание вызывает у подростка неконтролируемую плаксивость. Такая же реакция идет на безобидные шутки сверстников;
  • меняется отношение к окружающим людям, которое становится чрезмерно агрессивным, раздражительным;
  • подростки бросают любимое занятие, и целыми днями лежат. У них пропадает интерес ко всему происходящему вокруг;
  • появляется тревожность, чувство беспомощности, ощущение, что сделал все не так, страх;
  • возникают суицидальные мысли. Подросток ищет любую информацию, где просматривается тема самоубийства, тщательно рассматривает каждый случай.

Признаки подростковой депрессии отличаются от взрослой. Взрослый в депрессивном состоянии больше находится в унынии, настроение отличается подавленностью. В переходном периоде все наоборот. Подросток в депрессии агрессивен, раздражителен, часто впадает в гневное состояние, и может применить насилие.

Депрессивная симптоматика и причины ее возникновения

Семейный психолог способен определить подростковую депрессию по симптомам, имеющим две разновидности:

Депрессия диагностируется, если выявлены 2 основных и 3 дополнительных признака.

Причины депрессий

Родители удивляются, почему их ребенок впадает в депрессию, считая, что на это нет причин. Но, причины имеются:

  • резкое изменение гормональной среды, из-за чего могут произойти нарушения в эндокринной системе;
  • нет взаимопонимания и доверия к родителям;
  • проблемы со школьной успеваемостью;
  • конфликты с одноклассниками;
  • отсутствие понимания со стороны преподавателей;
  • острое неприятие своей внешности.

Перечисленные причины являются основными. Но, депрессивные состояния могут зародиться на фоне заболеваний, имеющих неврологический или эндокринный характер:

  • после травмы черепа;
  • инфекционные патологии ЦНС;
  • на фоне сахарного диабета;
  • недостаточное количество в организме витаминов из группы В;
  • быстрая мышечная утомляемость (миастения);
  • воспалительные процессы периферических нервных волокон;
  • при эпилепсии.

Специалисты в работе сталкиваются с проблемой, когда невозможно диагностировать депрессию по психологическим и соматическим признакам. Тогда заходит речь о депрессивных состояниях, поражающих организм изнутри.

Терапия творчеством при лечении депрессии

Есть различные методы для устранения депрессивной симптоматики. Эффективным способом для борьбы с депрессией является именно арт-терапия. Любые рекомендации специалистов должны соблюдаться подростками. За их исполнением нужно следить родителям. Если лечение проводится медикаментозным методом, то нельзя пропускать прием лекарств.

Психотерапия использует комплексные методики для устранения депрессивных состояний. Действенным методом в борьбе с заболеванием является арттерапия.

Арт терапия при депрессии - это излечение при помощи различных художественных средств.

К основным разновидностям во время комплексной методики, направленной на устранение депрессии, относятся следующие виды творчества:

  1. живопись. Это не только рисунки, но и графика, роспись;
  2. роспись специальными красками на теле - боди-арт;
  3. лепка пластилином или глиной;
  4. занятия музыкой;
  5. танцы;
  6. фотографирование;
  7. прорабатывание сюжетов сказок вместе с психологом;
  8. создание фигурок из песка.

Суть излечения депрессии артом заключается в том, что во время занятий художественным творчеством подросток уходит от негативных размышлений. Во время творческих занятий можно поразмыслить о жизненных ситуациях, и постараться переосмыслить поступки.

С помощью рисунка подросток может выразить эмоции, о которых хотел, но не может рассказать. Специалист по использованным в рисунке цветам сможет определить характер ребенка, и понять его эмоциональное состояние. Важное значение при рассмотрении нарисованного играет сила нажатия кисти или карандаша, и что конкретно изобразил подросток.

Когда подросток с психотерапевтом обсуждает сказочный сюжет, собственное видение образа, он учится преодолевать тревогу, бороться со страхами. Во время обсуждений действенно снижаются симптомы депрессии.

Терапия с помощью песка позволяет подростку выплеснуть эмоции, выразить свои желания. Ребенок может рассказать, что означает изображенный образ на песке, почему использованы новые линии в построении фигур. В результате рассуждений он постепенно приходит к пониманию, что стало причиной его агрессивного поведения. Уже после первого сеанса заметно улучшение состояния.

Направления художественной коррекции подбираются индивидуально, в зависимости от того, в какой форме протекает депрессия. При помощи арт терапии удается понять причину депрессивного состояния, и направить внимание подростка на нормальное существование в социуме.

Иногда терапия артом не устраняет полностью симптомы заболевания, но помогает ребенку избавиться от отрицательных эмоций. Это приятный способ лечения, хотя его трудно назвать легким.

Важно, что во время занятий художественной терапией, во время депрессии, от подростка не требуется создания совершенных, профессиональных рисунков или скульптуры. Занятия артом позволяют отвлечься от постоянного негатива, от терзающих вопросов, присутствующих в подростковых мыслях. В процессе создания творческих объектов ребенок переходного возраста учится принимать решения, и нести ответственность за свои поступки.

Необходимо, чтобы в процессе устранения депрессивного состояния, родители нашли подход к ребенку, и смогли изменить к нему отношение, научились понимать друг друга. Без взаимопонимания вряд ли получится добиться ожидаемого результата.

Арт-терапия детей и подростков Копытин Александр Иванович

4.3. Методы арт-терапевтической коррекции депрессивных состояний и агрессивности у детей и подростков

При наличии в рисунках детей и подростков признаков депрессивного состояния и агрессивности применению методов арт-терапевтической профилактики и коррекции должно предшествовать тщательное изучение причин и механизмов данных проявлений. Вполне возможно, например, что отмеченные в рисунках признаки депрессии или агрессивности отражают кратковременную реакцию испытуемого на ситуацию. Выражение агрессивности в фантазиях и рисунках может быть следствием активизации механизмов психологической защиты и копинга и иметь адаптивный характер, помогая ребенку психологически справиться с травмирующей ситуацией. В этом случае арт-терапевту иногда следует даже поддержать данные проявления и создать условия для отреагирования чувств и фантазий клиента в рисунке, сочинении историй, драматизации и играх.

Очень важно также, чтобы арт-терапевт при удобном случае помог клиенту осознать, что проявления депрессивного состояния или агрессивности, в том числе в его рисунках и играх, отражают характерные для него способы реагирования, и понять, какие из них имеют адаптивный, а какие – дизадаптивный характер.

Если депрессия носит эндогенный характер, т. е. связана, например, с таким психиатрическим заболеванием, как маниакально-депрессивный психоз, или имеет выраженные клинические проявления, проведение арт-терапии на этапах обострения заболевания может оказаться невозможным. В некоторых случаях клиент нуждается преимущественно в биологической терапии (в частности, в лечении антидепрессантами). Но даже если депрессия имеет биологические предпосылки и носит повторяющийся, «циркулярный» характер, на определенных этапах лечения психотерапия также может играть важную стабилизирующую роль. При этом работа может проводиться в направлении лучшего осознания клиентом своих преморбидных особенностей, т. е. особенностей своего характера, делающих его более «уязвимым» к тем или иным стрессорам. В то же время, важно показать клиенту, что он может с этими стрессорами справляться, развивая одни природные либо приобретенные в результате семейного воспитания, влияния социума и культуры черты и «нейтрализуя» и корректируя другие.

При работе с детьми и подростками, у которых имеются остаточные (после перенесенного депрессивного эпизода) либо реактивные субсиндромальные проявления депрессии, важно развить у них механизмы активного регулирования эмоций, в том числе путем использования приемов релаксации, активного воображения и самовнушения (аутогенной тренировки). Освоению таких приемов в ходе арт-терапевтических занятий способствует опора на наглядно-образный характер деятельности и положительное подкрепление навыков. Нейтрализация фрустрирующих моментов и акцентировка внимания на позитивных очень важны при работе с депрессивными клиентами. Арт-терапевт может использовать внушение, а также создавать благоприятный настрой как умелым применением определенных техник, игр и упражнений, так и давая клиенту положительную обратную связь.

Постепенно, по мере развития у клиента навыков регулирования эмоций и формирования у него ощущения безопасности в арт-терапевтическом кабинете, специалист может прибегать к дозированным фрустрирующим воздействиям и повышать уровень связанного с работой напряжения. Это может осуществляться путем включения клиента в группу и использования интерактивных заданий, в ходе выполнения которых клиент будет вынужден конфронтировать с неприятными для него чувствами и другими участниками группы. Это будет стимулировать его к совершенствованию навыков выражения и регулирования эмоций, связанных с межличностным взаимодействием. В то же время группа может выступать важнейшим фактором эмоциональной поддержки депрессивного клиента и способствовать усилению терапевтической эффективности работы.

Учитывая большое число различных факторов биопсихосоциогенеза депрессий, в том числе факторов микросоциальных, успешное лечение и профилактика будут вряд ли возможны без изучения семьи ребенка, используемых родителями подходов к его воспитанию и, в случае необходимости, их коррекции. В некоторых случаях может оказаться необходимым применение техник семейной арт-терапии.

Арт-терапия предоставляет богатые возможности для работы с проявлениями агрессии. В силу преимущественно проективно-символического характера содержащихся в ее арсенале средств она позволяет клиенту выражать самые разные чувства более безопасно, чем при использовании других психотерапевтических подходов. Арт-терапия особенно продуктивна при работе с детьми, которые менее успешно, чем взрослые, выражают свои чувства словами. Изобразительные средства позволяют клиенту объективировать свои чувства в создаваемой им продукции (даже если она относительно хаотична) и тем самым способствуют их осознанию и достижению контроля над ними.

Даже если агрессивность имеет «патологический» характер, арт-терапевт может предоставить клиенту возможность отреагирования аффекта без причинения ущерба окружающим или среде, в которой это происходит, используя для этого различные материалы и формы изобразительной и иной творческой экспрессии. Если, однако, арт-терапевт не будет при этом стремиться к тому, чтобы помочь клиенту от брутальных и хаотичных форм экспрессии постепенно перейти к символическим и метафорическим, более интегрированным формам изобразительной деятельности и не уделит должного внимания проработке чувств клиента, характерные для «патологических» агрессоров способы бессознательного, импульсивного отреагирования аффектов могут не только сохраниться, но и усилиться.

Важной предпосылкой для отказа клиента от импульсивной, неконтролируемой экспрессии и развития у него навыков «контейнирования» аффектов является способность арт-терапевта к эмпатическому принятию различных эмоциональных проявлений клиента и вербальному, безоценочному «отражению» его чувств. В некоторых случаях арт-терапевт должен, однако, ограничивать клиента, напоминая ему о необходимости соблюдения оговоренных заранее условий работы – например, если экспрессия клиента угрожает окружающим (арт-терапевту, участникам группы), ему самому, инвентарю кабинета, личным предметам или продуктам творческой деятельности других клиентов. Деструктивные действия клиента в отношении собственной продукции являются потенциально допустимыми, но всякий раз, когда он заявляет о своем желании уничтожить рисунок или делает это без предупреждения, арт-терапевт должен по возможности прояснять его чувства и мотивы.

В тех случаях, когда клиент в ходе занятий по той или иной причине не находит для себя возможных средств отреагирования агрессии, арт-терапевт может помочь ему в этом, прибегнув к определенным материалам, играм и упражнениям. Одним из наиболее подходящих материалов в этом случае является глина . Клиент может задействовать весьма экспрессивные способы манипуляций с нею, такие как удары кулаком, разминание крупного куска глины, деструкция ранее созданных образов и т. д.

Весьма экспрессивными являются различные варианты техники рисования каракулей , например, когда клиент в течение порой длительного времени (пока гнев «не остынет», а сам он не устанет) чиркает с закрытыми или открытыми глазами по бумаге или круговыми движениями рисует «вихри». Весьма схожи с техникой рисования каракулей различные варианты «живописи тела», когда клиент создает на бумаге мазки или отпечатки краски с помощью частей своего тела (в том числе ладоней, стоп). Все эти варианты работы могут сопровождаться катарсическим эффектом.

Арсенал арт-терапевтических приемов для отреагирования аффектов может быть расширен за счет использования элементов телесно-двигательной и музыкальной терапии , когда, например, клиент двигается в энергичном танце (иногда совершая при этом также деструктивные действия, вроде ударов созданного из куска веревки «хлыста» – при этом важно следить, чтобы он не разбил окружающие предметы и не причинил кому бы то ни было телесных повреждений) или исполняет импровизацию на барабане.

В определенный момент работы, когда аффект удастся «сбить», важно стимулировать клиента к использованию вербальных средств выражения чувств. Это могут быть метафорические и поэтические высказывания, ролевые монологи и диалоги, создание так называемого катарсического письма с использованием ограниченного набора эмоционально заряженных слов или фраз, графически оформленного в виде плаката.

Весьма полезно также предложить клиенту выразить чувства и фантазии в метафорической визуальной, музыкальной или кинестетической форме – например, создать цикл рисунков или музыкальную композицию на тему «природные стихии», в частности, изобразить огонь в разных, в том числе и деструктивных проявлениях.

При работе с «агрессорами» не следует игнорировать те формы активности ребенка или подростка, которые позволяют ему конструктивно выражать чувства и удовлетворять потребности в признании и самоутверждении вне арт-терапевтических занятий, например, занятия спортом, отреагирование аффектов на замещающие объекты.

При работе с проявлениями агрессивности важно помочь клиенту в овладении более эффективными механизмами психологической защиты и копинга. Арт-терапия сама по себе тесно связана с целым рядом эффективных защитных механизмов, в том числе такими описанными И.М. Никольской (Никольская, 2005) механизмами психологической защиты у детей, как замещение, сублимация, сновидения (фантазирование).

С учетом того, что у многих «патологических» агрессоров самооценка снижена, а агрессия часто сочетается с проявлениями депрессивного состояния, параллельно с корректирующими воздействиями арт-терапевту следует проводить работу, направленную на повышение самооценки клиента и вселение в него надежды, в том числе акцентировать его внимание на положительных качествах его личности, моментах успеха в прошлом и настоящем, а также внешних ресурсах. Для этого могут использоваться различные варианты техники автопортрета (реалистического, метафорического, абстрактного) и создание рисунков на такие темы, как «Дорогой для меня человек», «Любимый уголок природы», «Приятное сновидение (фантазия)» и т. д. Позитивный настрой в ходе занятий можно усилить, а чувства вины, самоуничижения и злости (в том числе на самого себя) ослабить, умело применяя музыку определенного характера (так называемую «трофотропную», успокаивающую музыку), которая может служить либо в качестве ненавязчиво звучащего фона, либо в качестве стимула для создания рисунков.

Если агрессивный ребенок или подросток способен работать в группе и соблюдать групповые нормы, большое значение может иметь его постепенное включение в интерактивные формы изобразительной и иной творческой деятельности. Это будет способствовать развитию у него социально значимых навыков (умения учитывать потребности другого, вступать с ним в конструктивное взаимодействие, порой идти на компромисс, отстаивать свои интересы, не прибегая к насилию). В приложении 2 к данной книге представлен ряд арт-терапевтических техник, игр и упражнений, которые рассчитаны как на индивидуальную, так и совместную деятельность. Многие из них могут быть использованы при работе с агрессивными детьми и подростками.

Еще раз хотелось бы напомнить о том, что без тщательного изучения причин и механизмов агрессивного поведения ребенка или подростка, различных провоцирующих факторов и факторов риска (биологических, психологических, культуральных и социальных), и, соответственно, построения адекватной биопсихосоциогенезу расстройства программы вмешательства, работа арт-терапевта будет не только неэффективна, но и вредна. Она может нанести клиенту физический, психологический и моральный ущерб.

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Жутикова Н. В. Различные дидактогении у детей и подростков Малыш нуждается в няне, всем детям нужны воспитатели – это известно всем. Однако из принявших на себя эту роль не все понимают, почему и зачем нужен воспитатель.Многие эту функцию сводят к тому, чтобы дать детям

автора Соломин Валерий Павлович

Методы регуляции отрицательных состояний В связи с тем, что использование фармакологических препаратов не исчерпывает всех возможностей коррекции эмоционального стресса и дает много побочных эффектов, сегодня широкое распространение приобретают немедикаментозные

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» Применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени депрессивного состояния.Инструкция. Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа, каждый из

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Приложение 5 Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции» Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория Упражнение 1.1. «Мои главные стрессоры». В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры – то,

автора Пылаева Наталия

Часть 2 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИЙ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И

Из книги Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход автора Пылаева Наталия

Глава 7 О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы

автора Копытин Александр Иванович

Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии На сегодняшний день диагностика и коррекция депрессивных состояний и агрессии среди детей и подростков является не

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе: Рисуночный тест Сильвер

Из книги Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса автора Копытин Александр Иванович

Глава 2. Методы арт-терапевтической помощи при травматическом стрессе и постстрессовых

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

Приложение 2. Задачи групповой психологической коррекции подростков с эмоциональными и волевыми

Из книги Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими автора Зарецкий Александр Владимирович

Методы гипнотизации детей и подростков Гипнотическое воздействие на детей и подростков имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении внушения. Безусловно, в возрасте 13–18 лет в принципе подойдут все изложенные ранее методы гипнотизации, однако

Из книги Измени свой биологический возраст. Back to 25 автора Лавриненко Семен Валерьевич

– это не только накопленные неудачи в жизни. Такое состояние продиктовано, прежде всего, биохимическими процессами в головном мозгу. Поэтому во многих случаях назначаются фармакологические средства, такие как транквилизаторы, нейролептики, гормоны, антиоксиданты, витамины, медицинские средства, которые помогают улучшить обменные процессы в клетках головного мозга.

Психологическая помощь при депрессивном состоянии

Начиная работать с депрессивным человеком, психологу важно определить, что стало причиной ее возникновения. Различают много видов этого состояния, в зависимости от ее причин. Но методы решения этой проблемы сходны во многих случаях.

Работа психолога проводится индивидуально с человеком, страдающим от депрессии. Сразу важно снизить интенсивность переживаний, а также помочь человеку осознать причину такого состояния. Существует несколько методов и подходов в работе с депрессией.


Психоанализ и лечение депрессии

Психоаналитики депрессию рассматривают с двух сторон: во-первых, это негативное эмоциональное состояние, которое притупляет эмоции, приводит к апатии и снижает умственную и физическую активность. Во-вторых, такое состояние возвращает нас к фокусированию внимания на наших желаниях и жизненных целях. Положительная функция депрессии заключается в том, что человек, бегущий от самого себя, вновь возвращается к истокам того, откуда мы начали жизненный путь.

В своей работе психоаналитики стремятся узнать, по какой причине началась . Важно пройти барьер рационализации (психологической защиты, которая дает ложные ответы на вопросы о причине внутренних трудностей) для того, чтобы понять истинную причину подобного состояния. Человек в результате работы с психоаналитиком получает ответ на вопрос, где и что он сделал не так, когда свернул с комфортного пути, что повлекло за собой возникновение депрессии.

Психоаналитики подробно прорабатывают причины депрессии в младенчестве. Принято считать, что сложные случаи этого заболевания берут свое начало именно оттуда. Если у мамы пациента была послеродовая депрессия или она не смогла восполнить потребность ребенка в тесном эмоциональным контакте, депрессия во взрослом возрасте у такого ребенка протекает очень тяжело. Психоаналитический метод имеет длительный срок воздействия на психику человека.

НЛП – эффективный метод борьбы с депрессией

Позволяют раскрыть внутренние ресурсы и запасы сил человека. Специалист помогает человеку выявить и осознать истинные ценности и его потребности.

Если психоанализ основывается на переживании прошлого негативного опыта, что НЛП не теребит психику клиента, но помогает формировать позитивные установки, обучает новому поведению.

Специалист, используя методы нейролингвистического программирования, помогает сформулировать конкретные цели для жизни, а также достигать их.

В работе с клиентом, страдающим от депрессии, специалист включает в работу практически все каналы восприятия информации:

  • густаторный – восприятие информации по вкусу;
  • ольфакторный — человек запоминает что-то новое по запаху;
  • визуальный – восприятие окружающей среды с помощью зрения;
  • кинестетический – получение информации через прикосновения к коже;
  • аудиальный – восприятие чего-то нового через органы слуха.

Лечение с помощью позитивной психотерапии

Это направление рассчитано на краткосрочную работу. Специалист помогает человеку мобилизовать внутренние ресурсы и после этого самостоятельно решать проблемы. Часто этот метод используется для решения семейных проблем.

Основными принципами работы являются принципы надежды, консультирования и баланса. Результатом терапии при депрессии является расширение системы целей человека. В состоянии апатии, пониженного настроения и малоподвижном образе жизни планы на ближайшее будущее помогают человеку находить новые стимулы к полноценной жизни.

Когнитивно-поведенческое направление

Это направление сходно с принципами работы в НЛП (). Человек, страдающий от депрессии, осознает, что некоторые его убеждения ошибочны. Именно из-за них у него такое состояние, когда существует внутренний конфликт между хочу (истинные ценности) и надо (ошибочные, искаженные убеждения). В работе с клиентом психолог показывает, что нужно изменить свое отношение к причине депрессии – это первый шаг к ее излечению.

Методы арт-терапии для избавления от симптомов депрессии

Человеку нужна самореализация, иначе накапливаются негативные эмоции и могут появиться симптомы депрессии. Различные методы психотерапии направлены на работу с причиной этого заболевания. Но не всегда ее так легко обнаружить. Иногда нужно потратить большое количество времени (даже больше года), чтобы наконец-то добраться до истинной причины такого состояния.

Методы арт-терапии используются психологом для снижения симптоматики заболевания или на начальной его стадии. Они применимы на начальных этапах работы с человеком, для работы с подростками при депрессии.

Изотерапия

Этот метод направлен на выражение эмоций в рисунке. Сниженная эмоциональность восполняется рисунком. Психолог смотрит, какие цвета использованы, какой характер имеет штриховка на рисунке. Важно смотреть, что первое было нарисовано и с каким нажатием.

Все эти нюансы не может выявить простой человек, тем более проанализировать их. Поэтому важно даже на начальных этапах возникновения депрессии обратиться к специалисту.

Сказкотерапия

Сказки – это народное творчество, основанное на жизненных ситуациях. В сказках герои переживают утраты, различные невзгоды, предательство и так далее.

Прорабатывая с психологом сюжет сказки, человека оставляет страх одиночества, безысходность и отчаяние, он понимает, что в своей проблеме он не один. Снижается интенсивность симптомов депрессии.

Песочная терапия

Является невербальной формой психокоррекции. Человек выражает зажатые желания и цели с помощью фигурок на песке. Проговаривая, что он построил, почему именно так, что для него значат фигурки, расположенные в конкретных местах, человек постепенно приходит к осознанию того, что послужило тому, что его постигло такое заболевание.

В зависимости от того, какой вид депрессии развивается у человека, подбираются психотерапевтические методы ее преодоления. Психоанализ эффективен при глубинных причинах заболевания. Когнитивно-поведенческая терапия важна для адаптации человека к нормальной жизни. Методы арт-терапии глубинную причину не искоренят, но помогут высвободить подавленные эмоции.

Психолог наравне со специалистом-медиком помогает осознать причину такого состояния и поменять к ней отношение, а человек потом сам продолжает бороться за полноценную жизнь.

Знакомство с описанной методикой состоялось на семинарах Натальи Сергеевны Фомичевой по теме "Психология депрессии".

Понятие «депрессия» знакомо каждому. Депрессия – от латинского «давить», «подавлять», это психическое расстройство, которое сопровождается следующими симптомами:

  • Деперсонализация – нарушение осознания своего «Я», клиенты говорят: «делаю не я», «я не чувствую своего тела», «я не ощущаю…»
  • Астения – утрата способности чувствовать, переживать радость. Человек не может обозначить свое чувство, сказать его словами.
  • Тревожность
  • Нарушение мышления (вялость мыслей, негативные мысли, пессимизм)
  • Двигательная заторможенность
  • Потеря интереса к жизни
  • Снижение самооценки
В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо.

Почему я использую арт-терапию?

Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого. Клиент сделал что-то СВОИМИ руками. Как известно, в состоянии депрессии людям сложно делать элементарные вещи, вплоть до вопросов личной гигиены (тяжело вставать с кровати, почистить зубы и т.д.).

Результат любого творчества повышает самооценку. Арт-терапия позволяет показать клиенту, что он может. А может он многое: рисовать, творить, создавать, осознать причину своей депрессии, может изменить себя и свою жизнь.

Поэтому самым подходящим материалом, который целесообразно предложить клиенту, будет масляная пастель. Это очень яркие мелки, позволяющие легким нажимом изобразить сочные цвета. Рисунки получаются очень яркими, даже если человек и не хотел такого результата.


В своей работе я часто прибегаю к одной очень эффективной методике, которая великолепно подходит, как для работы с депрессией, так и в работе с психосоматикой. Многие слышали про термин "Внутренняя картина болезни" (ВКБ) – это отношение болеющего к своей болезни. Но мало кто заостряет внимание на Внутренней картине здоровья (ВКЗ) – отношение личности к здоровью.

Длительно болеющие люди, к сожалению, не знают, что такое ВКЗ. Помочь увидеть себя здоровым, визуализировать и зафиксировать образ здоровья, испытать положительные эмоции, сопровождающие здоровье, осознать вторичные выгоды болезни, – в этом заключается задача психолога. И справиться с этой задачей помогает техника «Создание образа болезни и здоровья».

Описание техники. Психолог просит клиента на одном листе бумаги нарисовать свою болезнь и свое здоровье. Психолог здесь выступает не только в качестве наблюдателя и анализатора творчества, но и влияет на ход выполнения задания.

На что следует обратить внимание? Во-первых, образы болезни и здоровья должны существенно отличаться. Если клиент нарисовал два совершенно одинаковых засохших дерева, нужно спросить, почему здоровье для клиента выглядит столь непривлекательно.


Попросите клиента "внести яркость" в здоровье, оживить его. Во-вторых, внутренняя картина здоровья не должна содержать зимнюю символику: холодные цвета, тему смерти, небытия и т.д. Картина здоровья должна вызывать положительные эмоции.

Психолог помогает клиенту видоизменить картину здоровья в приятный глазу образ. Стандартным является следующее цветовое решение клиента: ВКБ – исполнена в синем цвете, ВКЗ – в зеленом. Это можно объяснить символикой цветов, синий цвет соответствует болезни, а зеленый – здоровью.

В-третьих, если клиент изображает на листе бумаги образ болезни больше образа здоровья или образ болезни подавляет образ здоровья, необходимо видоизменить образ здоровья: расширить, пустить густые зеленые ветки здоровья, пронизывающие и ломающие болезнь.

Когда обе картинки будут готовы, и картинка здоровья будет существенно отличаться от образа болезни, попросите клиента погрузиться в образ здоровья, прочувствовать здоровье в своем теле, побыть в здоровье. Такое упражнение можно проделывать несколько раз.

Далее, когда клиент уже нацелен на выздоровление, потому что в этом состоянии ему уютно, комфортно, он испытывает положительные эмоции, можно переходить к анализу вторичных выгод болезни. Для этого клиенту предоставляется 15 минут времени, в течение которых ему следует написать все ассоциации, которые всплывают на тему его болезни.

У каждого психолога выработаны свои тонкости определения «горячих мест» клиента, анализ ассоциаций всегда процесс индивидуальный, поэтому описывать подробно эту методику не считаю целесообразным.

Понятие «депрессия» знакомо каждому. Депрессия – от латинского «давить», «подавлять», это психическое расстройство, которое сопровождается следующими симптомами:

  1. Деперсонализация – нарушение осознания своего «Я», клиенты говорят: «делаю не я», «я не чувствую своего тела», «я не ощущаю…»
  2. Астения – утрата способности чувствовать, переживать радость. Человек не может обозначить свое чувство, сказать его словами.
  3. Тревожность
  4. Нарушение мышления (вялость мыслей, негативные мысли, пессимизм)
  5. Двигательная заторможенность
  6. Потеря интереса к жизни
  7. Снижение самооценки

В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо. Почему я использую арт-терапию? Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого. Клиент сделал что-то СВОИМИ руками. Как известно, в состоянии депрессии людям сложно делать элементарные вещи, вплоть до вопросов личной гигиены (тяжело вставать с кровати, почистить зубы и т.д.). Результат любого творчества повышает самооценку. Арт-терапия позволяет показать клиенту, что он может. А может он многое: рисовать, творить, создавать, осознать причину своей депрессии, может изменить себя и свою жизнь.

В своей работе я часто прибегаю к одной очень эффективной методике, которая великолепно подходит, как для работы с депрессией, так и в работе с психосоматикой. Многие слышали про термин “Внутренняя картина болезни” (ВКБ) – это отношение болеющего к своей болезни. Но мало кто заостряет внимание на Внутренней картине здоровья (ВКЗ) – отношение личности к здоровью. Длительно болеющие люди, к сожалению, не знают, что такое ВКЗ. Помочь увидеть себя здоровым, визуализировать и зафиксировать образ здоровья, испытать положительные эмоции, сопровождающие здоровье, осознать вторичные выгоды болезни, – в этом заключается задача психолога. И справиться с этой задачей помогает техника «Создание образа болезни и здоровья».

Описание техники. Психолог просит клиента на одном листе бумаги нарисовать свою болезнь и свое здоровье. Психолог здесь выступает не только в качестве наблюдателя и анализатора творчества, но и влияет на ход выполнения задания. На что следует обратить внимание? Во-первых, образы болезни и здоровья должны существенно отличаться. Если клиент нарисовал два совершенно одинаковых засохших дерева, нужно спросить, почему здоровье для клиента выглядит столь непривлекательно. Попросите клиента “внести яркость” в здоровье, оживить его. Во-вторых, внутренняя картина здоровья не должна содержать зимнюю символику: холодные цвета, тему смерти, небытия и т.д. Картина здоровья должна вызывать положительные эмоции. Психолог помогает клиенту видоизменить картину здоровья в приятный глазу образ. Стандартным является следующее цветовое решение клиента: ВКБ – исполнена в синем цвете, ВКЗ – в зеленом. Это можно объяснить символикой цветов, синий цвет соответствует болезни, а зеленый – здоровью.

В-третьих, если клиент изображает на листе бумаги образ болезни больше образа здоровья или образ болезни подавляет образ здоровья, необходимо видоизменить образ здоровья: расширить, пустить густые зеленые ветки здоровья, пронизывающие и ломающие болезнь.

Когда обе картинки будут готовы, и картинка здоровья будет существенно отличаться от образа болезни, попросите клиента погрузиться в образ здоровья, прочувствовать здоровье в своем теле, побыть в здоровье. Такое упражнение можно проделывать несколько раз.

Далее, когда клиент уже нацелен на выздоровление, потому что в этом состоянии ему уютно, комфортно, он испытывает положительные эмоции, можно переходить к анализу вторичных выгод болезни. Для этого клиенту предоставляется 15 минут времени, в течение которых ему следует написать все ассоциации, которые всплывают на тему его болезни. У каждого психолога выработаны свои тонкости определения «горячих мест» клиента, анализ ассоциаций всегда процесс индивидуальный, поэтому описывать подробно эту методику не считаю целесообразным.

Post navigation

    Антонина - Я впервые на себе попробовала трансовые методы. Ощущения конечно не передать словами. Я по-другому чувствовала свое тело, я ощущала какие-то вибрации, энергию, то, что никогда не чувствовала в этой жизни. Сессия дала мне очень много, я наконец-то поняла, что мне нужно делать в этой жизни, я теперь знаю, почему я такая, какая я есть. Это удивительное путешествие живет в моей памяти и имеет связи с моей жизнью. Спасибо большое Юлии за проделанную работу, за тепло и сопереживание.

    Кирилл - Я позвонил Юлии из-за интереса к прошлым перевоплощениям. Юлия сразу спросила: "Кирилл, что вы хотите узнать конкретно? У вас есть запрос?" Я опешил. Мне было просто любопытно узнать, кем я был в прошлой жизни. Но Юлия настаивала: "Вы могли быть кем угодно. Но что даст это знание? Возможно, у вас есть какой-то вопрос или нерешенная задача? Идите с ним на сессию. Ведь чем конкретней вопрос, тем четче ответ." Я задумался. Набросал в Анкете 3-4 проблемы и пришел на сессию. Я попал в жизнь животного! Я был волком и рыскал по лесу в поисках добычи. Я ответил на многие свои вопросы про одиночество, про жесткое ведение бизнеса, про отношения с женщинами. Юлия помогла разобраться с увиденным. Я благодарен Юлии за оказанную помощь и поддержку.

    Анастасия - Я обратилась к Юлии, чтобы понять, какое же мое предназначение. Я уже заканчивала обучение в институте, но была неуверена в своем выборе. Я знала, что предстоит выбор работы. Но какой? Я проходила в свое время тесты на профориентацию, но результаты этих тестов только запутали меня, так как мне было интересно совершенно другое. Я пришла к Юлии на регрессию в прошлые жизни, чтобы понять свое предназначение. Я увидела абсолютно творческую прошлую жизнь. Я была мужчиной - художником. И я поняла, что у меня есть огромный выбор. Я могу заниматься, чем угодно! Главное, вносить в свои действия творчество, делать работу не по шаблону, а осознанно! Сейчас я лучше понимаю, чего я хочу. Спасибо Юлии за проведенную регрессию.

    Елена - В работе с Юлей я ощущаю в ней то, что называется "своего" терапевта. Когда человек отправляется в путешествие - исследование своего внутреннего мира, в пространство, где он часто чувствует себя уязвимым, необходим проводник, человек, который бы тонко и ненавязчиво сопровождал тебя. Тому, кто путешествует, необходимо постоянно ощущать дружескую поддержку и сочувствие, не зависимо от того, какая история разворачивается внутри! Это то, что я чувствую, когда Юля сопровождает меня в регрессиях в прошлые жизни или в жизнь между жизнями в качестве терапевта! Мне очень спокойно с ней, и я могу полностью сфокусировать свое внимание на том, что необходимо понять про себя и услышать, что моя душа хочет сообщить мне, не отвлекаясь на обеспечение самозащиты. Я знаю, что могу всегда обратиться за советом или получить новый свежий взгляд на трудную ситуацию. Мне нравится, что Юля внимательна, профессиональна и обладает тонким чутьем.

    Светлана - Что мне нравится в работе Юли? Она очень тщательно подходит к любому вопросу, разбирает все по полкам, проникает в самую глубь проблемы. Ее способ работы очень мягкий, не навязчивый. Я очень благодарна за проведенные регрессии со мной, открылись глаза на многие вещи. И я очень рада, что они прошли именно так- в мягкой, комфортной форме. Безусловно, регрессия не решит все ваши проблемы, но она даст ключ к пониманию и осознанию многих вещей, осознанию причин существующих проблем и покажет пути решения этих проблем. И очень важно, кто именно будет вашим проводником в это удивительное пространство прошлой жизни или жизни между жизнями. Важно попасть к поистине профессионалу, который будет искренне желать вам помочь и делать все правильно.

    Наталья - Юлия - очень хороший и грамотный специалист, который постоянно растет и совершенствует свои психологические навыки. Она помогает лучше понять себя и свои проблемы и двигаться в сторону их решения. Юлия - внимательный и деликатный специалист, который тонко чувствует состояние клиента и умеет быстро "нащупать" проблему, а также предложить способы ее решения. Работать с Юлией - приятно и комфортно, она всегда готова прийти на помощь и максимально быстро организовать встречу для консультации.

    Яна - Здравствуйте Юля). Мне очень нравятся ваши статьи. Приятно что вы пишите по-честному и свой реальный опыт - это чувствуется. В ваших статьях нахожу важные для себя моменты и интересно подумать на заданные вами темы) Особая благодарность за статью о смерти. Хоть я не пробовала регрессий и слегка остерегаюсь этого мистического метода, но тема смерти очень важна и пока не вижу в психологической концепции достойного ее разрешения - и ваша статья как глоток свежего воздуха на эту тему. А еще мне кажется вы в своем роде шаманка или шаман:) и мне очень близко что психологические концепции дополняются духовными, мистическими опытами:) Потому как современная психология разработала научную базу лишь до некоторых границ за которыми начинается духовный рост. Буду продолжать с интересом следить за вашими публикациями:)

    Ирина - Я хочу от всей души поблагодарить Юлию за ее работу и поддержку. Я обратилась к ней в очень тяжелый критический момент моей жизни, у меня умер мой любимый муж и я искала любой способ понять для себя как и почему это случилось с нами. Совершенно случайно я наткнулась на Юлину книгу о смерти, сама книга уже оказала на меня успокаивающее влияние и после ее прочтения я уже была абсолютно уверена в своем желании лично встретиться с Юлей. И я очень рада, что эта встреча состоялась, Юлия оказалась прекрасным слушателем, очень отзывчивой девушкой, замечательным проводником в бесконечный мир души, прошлых жизней, наставников, тотемных животных и прочих удивительных знаний и сил. Я не просто получила ответы на все мучающие меня вопросы, но и по новому взглянула на себя и на события в своей жизни и жизни окружающих меня людей. Я помню удивительное ощущение после погружения в транс, когда я увидела себя в зеркале и не сразу узнала. Мои близкие люди тоже отметили перемену в моем эмоциональном состоянии, я буквально ожила после той встречи, и за все это я благодарю Юлю. Я не желаю никому пережить тот опыт, который пережила я, но могу сказать, что после работы с Юлей я могу с уверенностью сказать, что все в нашей жизни не случайно и когда понимаешь причину происходящих событий, даже самых тяжелых и страшных, становится гораздо легче принять их и пережить. Юлия спасибо Вам огромное за вашу чуткость, отзывчивость и заботу, которой вы окружаете с самой первой минуты встречи!