Целевая прогулка для детей подготовительной группы "наблюдение за поведением птиц осенью". Исследовательский проект «Наблюдения за зимующими птицами

Людмила Делиева
Прогулка «Наблюдение за зимующими птицами»

Цели:

1. Закрепление знаний о птицах, которые остаются на зимовку (воробьи, голуби, синицы, снегири)

2. Формирование знаний о том, как птицы зимой добывают себе еду

3. Воспитание детей заботиться о птицах зимой

Задачи:

1. Воспитывать доброжелательность, бережное отношение и любовь к природе и птицам

2. Научить детей заботиться о птицах

Ход занятия:

СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

“Тинь-тень, тилли-тень,

Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек”.

Воспитатель задает детям вопросы:

Каких птиц называют зимующими?

Почему эти птицы не улетают в теплые края?

Каких вы знаете птиц, которые зимуют у нас?

А вы знаете чем они питаются?

Где они находят себе корм?

Как мы можем им помочь?

Как называется домик, где птицы могут найти себе корм?

Те птицы, которые не улетают от нас зимой они и называются зимующими. Если мы посмотрим по сторонам, то увидим летающих воробьёв, голубей и ворон. Иногда прилетают к нам снегири и синички. Они питаются семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми. Некоторые птицы находят себе пищу близ человеческого жилья.

Многие птицы зимой погибают от холода и голода, а мы можем им помочь. Для этого люди делают скворечники, кормушки и насыпают птицам корм.

Загадки

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

(Ворона)

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Трудовая деятельность:

Чистим дорожки от снега и насыпаем семечки подсолнуха и зернышки пшена в кормушки.

Цели: воспитывать трудолюбие и бережное отношение к птицам

Подвижные игры:

Цели: развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий

2. Ловишки с приседанием

Цели: Развивать ловкость и быстроту

Индивидуальная работа:

«Попади в цель»

Цели:

Учить метать снежки

Развивать меткость, внимание

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке.

Совместная деятельность с детьми 5-6 лет.

Предисловие.

Птицы – единственно доступный для наблюдения детей объект живой природы в естественных условиях. Птицы живут рядом с людьми, но многие не замечают птиц. У детей птицы вызывают желание догнать, поймать, и многие взрослые поддерживают это желание.

Задача педагогов детского сада привлечь внимание детей к птицам, научить наблюдать за птицами, не нанося им вред. Планируя наблюдения, трудно сказать, каких птиц увидят дети. Поэтому, я предлагаю наблюдения за птицами, а педагог может конкретно рассказать о той птице, что прилетит на участок.

Наблюдения проводятся на прогулке, чаще всего в прохладное или холодное время года. Поэтому беседы с детьми короткие, в основном самостоятельные наблюдения детей. В зимнее время о своих наблюдениях дети могут рассказать в группе. Для закрепления знаний о птицах предлагаю малоподвижные познавательные игры – весёлые упражнения.

Наблюдения проводятся циклами. В зимнее время года за птицами наблюдают на дневной прогулке, когда птицы наиболее активны.

1 цикл «Птицы – наши соседи» (сентябрь - октябрь). Привлечь внимание детей к птицам. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

2 цикл «Птицы на юг улетают » (октябрь). Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять представления детей о птицах. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

3 цикл – «Лесные гости » (ноябрь – декабрь). Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

4 цикл – «Зимующие птицы » (январь). Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.

5 цикл – «Поведение птиц весной (гнездование)» (март). Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления о птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам.

6 цикл – «Перелётные птицы » (апрель – май). Уточнять представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период, о значении солнца в жизни птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать интерес к изменениям в природе родного края. Воспитывать бережное отношение к птицам.

7 цикл – «Птенцы » (лето). Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц летом (птенцы). Уточнять представления об особенностях внешнего вида птиц. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

I. «Птицы – наши соседи» (сентябрь – октябрь).

1. Исследование «Птицы, они какие?» – строение птиц

2. Исследование «Чем питаются птицы в городе?» – поведение птиц

3. Наблюдение «Воробьи - воробушки» – рассказ о воробьях.

4. Целевая прогулка в сквер (парк) «Птицы в городе» – рассказ о голубях.

5. Исследование «Как птицы отдыхают?» – поведение птиц, рассказ о вороне.

6. Исследование «Как птицы относятся друг к другу и к людям?» – поведение птиц, рассказ о сороке.

II. «Птицы на юг улетают»

7. Наблюдение «Перелётные птицы» – ввести понятия перелётные птицы и насекомоядные птицы.

8. Наблюдение «Птицы на юг улетают» – ввести понятие водоплавающие птицы.

"Птицы – наши соседи"

октябрь 1 неделя

Исследовательская деятельность «Птицы, они какие?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Кто такие птицы?

Чем они похожи?

Как они летают,

По земле гуляют?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Я приглашаю вас вступить в клуб орнитологов. Орнитологи – это люди, которые изучают жизнь птиц. Кто хочет стать орнитологом? (ответы детей).

Первое заседание нашего клуба посвящено теме «Птицы, они какие?».

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить, во-первых: их строение, что есть у птицы. Второе: как птицы передвигаются, что они умеют делать. Задание понятно? (ответы детей).

Запомните правила наблюдения за птицами.

Вывод. Птицы – живые, у них есть голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост. На голове у птиц клюв и два глаза. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.

Рассказ педагога. Птицы нас всегда привлекают, своим поведением удивляют. Мир птиц богат и разнообразен. Есть птицы маленькие и большие, яркие и незаметные, смелые и осторожные. Птицы живут везде: в городе, в лесу и в поле; на болотах, возле рек, на берегу морей и океанов; на холодном Севере и в жарких странах, в горах и в пустыне. И в нашем городе живёт много птиц. Тайны птиц мы разгадаем, что-то новое узнаем.

Исследовательская деятельность «Чем питаются птицы в городе?»

Задачи.

Ход исследования.

Что любят птицы кушать?

И где находят корм?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Что птицы – живые, у них есть… (голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост).

На голове у птиц …. (клюв и два глаза).

Тело птицы покрыто … (перьями).

Птица умеет … (летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.)

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем птицы питаются, где они находят корм в городе. Задание понятно? (ответы детей) .

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы, которые живут в городе, едят разный корм. Птицы клюют ягоды, плоды, семена растений, крошки хлеба, семечки. Корм они находят на деревьях, кустах, на дорожках.

Рассказ педагога.

Мир птиц богат и разнообразен. Поиски пищи основное занятие для птицы. Есть птицы, которые насекомых уничтожают – таких птиц насекомоядные называют. Есть птицы, которые растительные пищу предпочитают – зерно, плоды, семена собирают. А есть птицы, которые разную пищу поедают, птиц таких всеядными называют.

Наблюдение «Воробьи - воробушки».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Расширять представления о птицах. Учить отмечать характерные особенности птиц.

Беседа.

(ответы детей)

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Пёрышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил!

Кто такой воробей? (ответы детей)

Почему вы считаете, что воробей – это птица? (ответы детей)

Чем птицы отличаются от животных? (ответы детей)

Как отличить воробья от других птиц? (ответы детей).

Рассказ педагога.

Воробей – удивительная птица, маленькая, а людей не боится. Пёрышки у него коричнево-бурые, клювик маленький, острый. Воробьи всеядны: весной и летом комаров, да мошек ловят, птенчиков кормят. Осенью и зимой ягоды клюют, зёрнышки подбирают, да крошки собирают. Воробьи шустрые, проворные, хитрые, смелые, драчливые, задиристые. С утра до вечера слышим мы чириканье воробьёв. Живут они стайками, друг за другом летают, друг другу помогают. Вместе и корм легче найти, и от врага защитится. Днём воробьи везде летают, на ночь под крышу дома или на деревьях прячутся.

Представьте, что вы превратились в воробьёв.

Крепко, крепко спят.

С берёзы слетели, чик-чирик!

Песенку пропели, чик-чирик!

Прыгали, играли, чик-чирик!

Зёрнышки клевали, чик-чирик!

Ворону увидали, чик-чирик!

Воробышки не бойтесь,

Я вас не обижу.

Кто маленьких защищает,

Тот добро совершает!

Дети подходят к педагогу.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за воробьями.

Целевая прогулка в сквер (парк)«Птицы в городе».

Задачи. Расширять представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Закреплять знания о способах правильного взаимодействия с птицами. Формировать навыки собственной безопасности.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

Цель нашей прогулки: птицы в городе. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые живут в нашем городе. Во время путешествия нужно внимательно наблюдать за птицами. Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Рассказ педагога. Сегодня я расскажу вам о голубе. Голубь доверчивая птица, нас она не боится. Голубя сизым называют, тёмно-серые с синеватым отливом перья его украшают. Голуби – дружные птицы, большими стаями по городу летают, друг друга от беды защищают.

Воробей и голубь. Воробьи чирикают, а голуби воркуют. У воробья крылья маленькие, когда он летает, часто ими махает. Голубь крупная птица, с длинными крыльями, поэтому и парит голубь в воздухе, плавно спускаясь на землю. Воробей на земле прыгает в поисках корма, а голубь важно шагает, переваливаясь с ноги на ногу. Питается голубь различными семенами, зерном, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Весёлые упражнения «Воробьи».

На ветках берёзы воробьи сидят.

Крепко, крепко спят.

Дети приседают, закрывают глаза

Воробышки проснулись, чик-чирик!

Дружно встрепенулись, чик-чирик!

Дети встают, машут крылышками

С берёзы слетели, чик-чирик!

Песенку пропели, чик-чирик!

Машут крылышками, повторяют за педагогом: «Чик-чирик».

Прыгали, играли, чик-чирик!

Зёрнышки клевали, чик-чирик!

Прыжки на двух ногах, наклон – выпрямились.

Ворону увидали, чик-чирик!

Все дружно улетали. Чив-чив-чив!

Дети разбегаются в разные стороны, машут крыльями. Педагог изображает ворону: машет крыльями и кричит «Кар-кар»

Воробышки не бойтесь,

Я вас не обижу.

Кто маленьких защищает,

Тот добро совершает!

Дети подходят к педагогу.

Исследовательская деятельность «Как птицы отдыхают?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Птицы всё время летают?

И никогда не отдыхают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,

Что птицы кушают…(разный корм);

Корм они находят …. (везде).

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: птицы отдыхают или нет. Если отдыхают, то когда и где? Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы, всё время двигаются, чтобы найти себе корм. Но с заходом солнца птицы взлетают на деревья или крыши домом и отдыхают. Ночью птицы спят.

Рассказ педагога. Сегодня я вам расскажу о вороне. Ворона крупная чёрно-серая птица, никого не боится. Мусорные свалки предпочитает, пищу разную там поедает. Ворона умная птица, друзей защищает, врагов прогоняет. Любит ворона развлекаться, с горки кататься, в игры разные играть, людей удивлять.

Вороньи игры.

Купола церквей вороны облюбовали для катания. Одна за другой они подлетают к макушкам куполов церкви, покрытых сверкающей и гладкой позолотой, и, присев на лапах, скатываются вниз до самой широкой части, расправляют крылья и взмывают в воздух.

Вот ещё одна игра ворон. Одна ворона взлетает высоко вверх и роняет какой-нибудь предмет, другая подхватывает его недалеко от земли и летит вверх. Вороны меняются местами. Вторая бросает игрушки, а первая ловит. Затем вороны опять меняются местами.

Ворона каркает, но может воспроизводить смех человека, лай собак. Она любит дразнить собак, подражая их лаю. Ворона - хитрая, ловкая и находчивая птица.

Исследовательская деятельность «Как птицы относятся друг к другу и к людям?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Расширять знания о приспособлении птиц к среде обитания. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Закреплять знания о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Птицы дружат или нет?

Дайте точный мне ответ?

А с людьми они играют,

Или быстро улетают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,

Что птицы все время двигаются, чтобы…(найти себе корм);

С заходом солнышка птицы …. (отдыхают) .

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: взаимоотношения птиц друг с другом и людьми. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Некоторые птицы (воробьи, голуби) живут вместе. Они вместе ищут корм, иногда дерутся из-за корма. Другие птицы (сорока) летают по одному. Все птицы боятся людей.

Рассказ педагога. Сегодня я вам расскажу о сороке.

Сороку – белобокой называют, у неё чёрные – крылья да голова, белые – живот да бока. Длинный хвост, да крепкий клюв. Быстро, плавно летает, разную пищу поедает.

Сороку – воровкой называют, блестящие предметы в гнездо она собирает.

Сороку – стрекотухой прозвали, «лесным сторожем» назвали. «Ча-ча-ча» – стрекочет сорока. Без причины сорока не стрекочет, народ утверждает. Громким стрекотанием сорока об опасности лесных жителей предупреждает.

«Птицы на юг улетают»

Наблюдение «Перелётные птицы».

Задачи. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять представления детей о птицах. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся,

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

А вы знаете, что в лесу наступил месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Рано утром, когда я шла в детский сад, я увидела стаи птиц, которые летели на юг. Скворцы и грачи, кукушки и жаворонки, ласточки и трясогузки. Это насекомоядные птицы, они питаются насекомыми. Почему же они покидают нас? (ответы детей)

А почему воробьи, вороны, голуби, сороки не улетают на юг? (ответы детей)

Осень. Тепла и света стало мало, исчезли насекомые, и поэтому птицы улетают на юг. Первыми нас покидают насекомоядные птицы, те, что питаются насекомыми: скворцы и грачи, кукушки и жаворонки, ласточки и трясогузки.

Весёлые упражнения «Перелётные птицы».

Насекомые пропали,

Птицы в лесу заскучали.

Взмахи руками (крыльями).

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать?

Вместе собрались,

Стаей назвались.

Дружно взлетели,

На юг полетели.

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали,

Останавливаются, приседают.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Наблюдение «Птицы на юг улетают».

Задачи. Закрепить представления детей о перелётных птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять знания детей о жизни птиц. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Какие птицы первыми покидают свои родные места? (насекомоядные птицы)

А как выдумаете, какие ещё птицы скоро улетят на юг? (ответы детей)

Становится все холоднее и холоднее, пролетают первые снежинки. Скоро реки и озёра покроются льдом? А какие птицы живут на реках и озёрах? (ответы детей)

Журавли и лебеди, гуси и утки – это водоплавающие птицы. Они живут и питаются на озёрах и реках нашей области. Но когда мороз скуёт льдом реки и озёра, водоплавающие птицы покинут нас, полетят на юг, где реки и озёра не замерзают. Печальные крики журавлей раздадутся с небес. Не хотят птицы покидать свою Родину, да нужда заставляет.

Весёлые упражнения «Птицы на юг улетают».

Мороз реки и озёра льдом покрывает

Птицам плавать и нырять мешает.

Взмахи руками (крыльями).

Стали птицы думать и гадать,

Как беды им избежать?

Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево.

Вместе собрались,

Стаей назвались.

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Дружно взлетели,

На юг полетели.

Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали,

Останавливаются, приседают.

Встают, бегут по кругу, машут крыльями.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

В тёплые воды нырните.

Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

150 миллионов лет назад от предков динозавров произошли птицы. Сильно изменяясь, они приобретали разнообразные формы, повадки, размеры. Это позволило им со временем заселить все континенты, освоить самые разные экологические ниши.

Чтобы попасть в царство пернатых, человеку не нужно отправляться за тридевять земель. Птицы – рядом с нами. Всё время на глазах у человека.

Чную литературу о повадках зимующих птиц.

Птицы – одни из самых своеобразных животных, населяющих нашу планету. Птицы удивительно разнообразны по внешнему облику, встречаются во всех без исключения уголках земного шара и наиболее многочисленны среди всех наземных животных. Орнитологи – специалисты, изучающие птиц, - насчитывают около 8700 видов.

Птицы – одни из наиболее заметных представителей животного царства. Даже в центре крупных городов, где практически не осталось естественных зеленых насаждений, отсутствует почвенный покров, много людей и транспорта, можно встретить снующих под ногами воробьев и голубей или услышать в воздухе голоса стремительно летающих стрижей и ласточек.

Фауна птиц нашей республики разнообразна и насчитывает около 300 видов из 19 отрядов.

Они являются неотъемлемой частью природы и населяют различные лесные территории, поля и луга, сады и огороды, берега водоемов, города и селения. Наиболее многочисленными являются мелкие воробьинообразные, или воробьиные. Многие представители этого отряда птиц хорошо известны и узнаваемы в природе, например синицы, ласточки, соловьи, щеглы, снегири.

1. 2. Зимующие птицы.

Бывают птицы разными: К их перышкам взъерошенным

Одни боятся вьюг Не пристают снежинки,

И улетают на зиму Они и под порошами

На добрый, теплый юг. Резвятся для разминки.

Другие – те народ иной: Но если долго снег идет

В мороз над лесом кружат, И долго длится вьюга,

Для них разлука с родиной Тогда, друзья, приходится

Страшнее зимней стужи. Пичугам нашим туго.

Синичкин день.

Много на Руси памятных дней и праздников. Одним из таковых является и Синичкин день, который, по народному календарю, выпадает на 14 ноября. В этот день прилетают зимние птицы, а зимним гостям люди рады, как и весенним. И всех их встречает Синичка.

Из всех пернатых синицы наиболее полезны. Замечено, что синички не боятся ни раскачивающихся на ветру подвесок, ни узких лазов к корму.

Лучший корм для синиц – семечки подсолнуха, зёрна конопли, репейника. Любят синицы и обрезки мяса, сыра, а в холода – несолёные жир и сало. Кусочки сала подвешивают к ветке с помощью большой проволочной булавки. Жир можно горячим залить в пластмассовые баночки, а после застывания подвесить в опрокинутом виде.

Это мои любимые птички. У них красивое оперение: жёлтое брюшко, чёрная шапочка и очень беленькие щёчки, крылышки в чёрных и белых полосках.

Много у нашего народа любимых птиц, а вот снегири, самые любимые. Снегирей мы чаще видим зимой. Они хорошо видны на фоне выпавшего снега и очень красивы в своих ярко-красных нарядах.

В отличии от синиц, они – птицы солидные, не суетятся, не торопятся. Снегири ещё и «рыцари»: самцы, как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.

Клест считается святой птицей. Если присмотреться, клюв его похож на крестик. Обитают клесты в еловых и сосновых лесах и кормятся семенами хвойных растений, которые созревают именно зимой. В феврале у клестов появляются птенцы. Один из родителей всегда находится в гнезде, чтобы птенцы не замерзли.

Свиристель.

Свиристели имеют ярко-бурую окраску и завидный хохолок на голове. Всю зиму они перелетают с места на место, подъедая урожай ягод и плодов с различных деревьев и кустарников.

Воробьи живут стаями, гнезда устраивают в различных укрытиях в зданиях, жилищах. В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранить тепло тела.

Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны, воробьи и галки ночуют стаями прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А тетерева и рябчики прячутся под снегом.

1. 3. Зимняя подкормка птиц.

Трудно птицам жить зимой, Вот в этот самый трудный час

Корм себе найти. Спасенья птицы ждут от нас!

Кто их может кроме нас Кормите их! Согрейте!

От голода спасти? Повесьте домик на суку,

Сугробами засыпаны Рассыпьте крошки на снегу,

Бугры, дворы, дорожки, А то и манной кашки

Не могут пташки отыскать И оживут бедняжки.

Ни зернышка, ни крошки. По небу весело скользя,

И вот летают все слабей Взлетят пернатые друзья

Ворона, галка, воробей. И пропоют, чирикая:

Скорей на помощь, дети! «Спасибо вам великое!»

15 января – самая середина зимы – традиционно отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми - практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу. А хороший слой жира под кожей еще и образует дополнительную защиту от морозов.

Зимняя подкормка птиц - уже довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться - различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой, даже типично лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тетка, и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности.

Глава II. Мои наблюдения.

Наблюдать за птицами я начала с 14 ноября. Кормушку мы вешаем каждый год в середине ноября, а снимаем, как только растает снег. Кормим птиц пшеном, потому что хлеб, семечки, рис, гречу они едят плохо. Зерно насыпаем в определенное время три-четыре раза в день, поэтому птицы знают, когда им ждать еду. Количество корма зависит от температуры на улице. Когда холодно, насыпаем больше корма. За зиму они съедают примерно тридцать килограммов пшена.

Этой зимой ее первая половина выдалась на редкость мягкой. Но вот в начале января ударили морозы, выпал снег, и теперь птицам стало трудно добывать себе корм. При взгляде на какую-нибудь пичужку, распушившую перья от холода, пытающуюся усидеть на ветви дерева под напором ветра, поневоле сжимается сердце. Настало время помочь нашим пернатым друзьям, благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Какое удовольствие наблюдать за птицами возле кормушки! Тем более что зимой они легко идут на контакт с человеком, можно приучить брать пищу с рук.

В кормушку прилетали в основном воробьи, синиц было совсем мало. Но когда мы повесили кусочек свежего несоленого сала, которое очень любят синицы, их стало в птичьей столовой гораздо больше. Что важно – сало обязательно должно быть несолёным, иначе птичка может погибнуть. Синички очень забавно держатся за него своими крохотными лапками и отщипывают по кусочку. Две-три едят, остальные ждут на ветках своей очереди.

Синички гораздо культурнее воробьев, они не устраивают у кормушки потасовок. Воробьев прилетает много. Их трудно считать, они непоседливы, ведут себя шумно, постоянно дерутся. Их часто гоняют галки. Им тоже хочется корма. Когда мы замечаем это безобразие, то обязательно приходим на помощь воробьям.

Выводы и предложения

Подводя итог проделанной работе можно сделать вывод, что подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами - маргарином, маслом и т. п. Повесьте на гвоздь за окном в старой авоське пачку маргарина или кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров, через оконное стекло. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби.

Для снегиря и других зерноядных птиц с лета и осени сушат пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т. д. Для свиристели и дроздов-рябинников - гроздья ягод, калины, рябины, черной и красной бузины. Охотно лакомятся ими и снегири, но в отличие от предыдущих видов едят не ягоды, а косточки.

Самые простые в изготовлении кормушки из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан, засыпать корм и подвесить на веревочке к дереву.

Заключение.

Таким образом, в проделанной работе мы рассмотрели и проанализировали поведение птиц в зимний период используя научные источники и собственное наблюдение.

Цель исследования: Проанализировать поведение птиц в зимний период достигнута. Птицы разных видов отдают предпочтение определенному виду корма. Количество птиц возле кормушки в разную погоду не одинаково. В холода птиц больше.

Гипотеза: Количество птиц, прилетающих к кормушке, зависит от погодных условий и вида корма, выдвинутая вначале работы, подтвердилась полностью.

Зимние наблюдения за птицами
(декабрь - февраль)

Мы наблюдали зимой за птицами. Каждая птица отыскивает и поедает корм по-своему, и зимой все такие особенности можно изучить легче, чем летом, так как птицы не могут спрятаться в листве деревьев и вообще менее осторожны.

Короткое светлое время суток целиком идет на добывание пищи, так как расход сил и тепла в морозы очень велик. Поэтому, естественно, что зимние кочующие стаи или птицы-одиночки держатся постоянно близ своих пищевых источников, перелетают с одной кормежки на другую. На этих-то кормежках, кормовых стациях, и велись зимние наблюдения над жизнью птиц.

Многих мелких зимних птиц мы наблюдали даже в городе, на его окраине, в садах и парках. Тяготение к жилью особенно ясно выражено зимой у овсянок и больших синиц. Первые, вместе с воробьями, копошатся в конском навозе (достают из него непереваренные семена овса), а вторые, вероятно, уже знакомы многим как аккуратные посетители кухонных сеней и помойных ящиков.

В городских садах и в более мелких населенных местах зимой мы наблюдать и других зимних птиц. Особенно удобным местом являются парки, а также кладбища с большими деревьями и кустами. Здесь, помимо самых обыкновенных у нас представителей семейства вороньих, можно наблюдать различных мелких синиц - гаек хохлатых, лазоревок, иногда более редких московок. На стволах деревьев мы замечали пищух; по голым ветвям лип или оградам шмыгали вертлявые поползни. На различных кустах с ягодами мы наблюдать снегирей, иногда даже свиристелей. На вершинах деревьев останавливаются большие стаи чечеток. Какие же биологические явления мы наблюдали у них? На первом месте стоят, конечно, наблюдения над зимним питанием. Изучая зимнее питание птиц, мы затрагиваем целый ряд вопросов, касающихся не только биологических особенностей той или иной птицы, но особенности строения различных органов, влияющих на различные повадки.

Зимние наблюдения лишь около жилья скудны и однообразны. Большинство птиц здесь очень неразборчиво в пище. Исключение составляют, может быть, лишь наблюдения над синицами, но только проведенные в садах, а не на помойных ямах. Мы наблюдали, что в садах синицы зимой осматривают все трещины и щели заборов и строений, отыскивая в них пауков, насекомых и их куколок. Эта пища для них чрезвычайно характерна. Но синицы, особенно синица большая (Parus major L.), кормятся зимой очень разнообразной пищей, из-за недостатка насекомых не пренебрегая и семенами и поедая около жилья все, что только можно съесть.

Первая задача, которую мы поставили перед собой в зимних наблюдениях над птицами, может заключаться в том, чтобы выяснить, что делает птица, прежде чем съест найденную добычу. Терпеливо выслеживали и наблюдали что у каждой есть своя ухватка, свой способ. Мы увидели, как синицы долбят какой-нибудь кусочек или семечко, зажав его цепкими пальчиками лапок. Частые удары их клювиков иногда очень звучно раздаются в морозном воздухе. Если же кусочек мягкий, то синица прижимает его к ветке лапкой и отщипывает по маленьким частям.

В связи с большим разнообразием кормовых запасов, в лиственных участках (особенно по их опушкам) зимой держится и более разнообразное население. Стайки чечеток, чижей, щеглов пролетают по вершинам, спускаются на сухие травянистые стебли на опушках и даже на снег.

Щеглов можно наблюдать на зарослях репейника, на сечах-пустырях и по заброшенным местам. Семена репейника - излюбленный корм щеглов. Целые стайки этих пестроокрашенных птичек ловко потрошат головки, торчащие из-под снега.

В более глухих, удаленных от жилья участках леса держатся тетерева, рябчики, питающиеся в это время преимущественно древесными побегами и почками. Они ведут скрытый образ жизни, мало перелетают в течение дня и закапываются на ночевку в снег. Из хищных можно изредка встретить ястреба-тетеревятника, мохноногого канюка или некоторых сов (неясыть, белую сову).

Большую ценность имеют тщательные фенологичекие наблюдения, т. е. выяснение связи различных биологических явлений у птиц с метеорологическими факторами (температурой, осадками, барометрическим давлением и т. п.). В различную погоду поведение птиц неодинаково, и даже места кормежки иногда меняются. Кроме того, зимние метеорологические условия всегда влияют на ход весны, и своевременный учет их позволяет иногда даже предвидеть сроки наступления некоторых весенних явлений. Зимой следует учитывать состояние снежного покрова, глубину его в различных местах (в лесу, на опушках, полях). Важно отмечать снегопады, направление и силу ветров, колебания температуры (не только в воздухе, но и на поверхности снега). В конце зимы следует вести учет оттепелей, а также и возврат холодов. Все это отражается на поведении зимующих птиц. В зависимости от развития снежного покрова в южных районах (например, в степной Украине) остаются зимовать различные жаворонки, дрофы и другие птицы. Северные границы зимовок некоторых водоплавающих птиц (например, утки-кряквы) тесно связаны с незамерзающими водоемами.

Таковы наиболее доступные для начала зимние наблюдения. Конечно, в своей работе каждый наблюдатель их углубит, расширит и пополнит новыми (например, местными) данными, представляющими биологический интерес, а иногда и практическую ценность. Опыт будет расти с каждой экскурсией.

Наблюдая стайку чечеток или чижей на опушке, по березам или ольхам, следя, как эти птички, чирикая, ловко привешиваются к ветвям и общипывают семена или наблюдая за работой клестов на еловых шишках, мы имеем перед собою яркую, легко запоминающуюся картину зимнего образа жизни того или другого вида. Иногда удается наблюдать интересные отдельные моменты, связанные с добыванием пищи и ее родом и имеющие даже научную ценность. Приведу один маленький пример.

Мы идем по дороге вдоль опушки леса, поросшей небольшими ольхами. Впереди кто-то копошится внизу на ольховых ветвях. Теперь уже слышны тонкие «пикающие» возгласы «ци-ци-ци...» и короткая трелька «крю-крю-крю...». Маленькие синицы-пухляки или гаички перепархивают по ольшаннику. Их тут целая стайка: штук 8-10. Спускаясь к сугробу, они прыгают в рыхлый снег и, повозившись там, взлетают на ветку. Здесь и там слышатся частые удары их слабых клювиков - они что-то долбят, доставая со снега.

Все эти мелкие детали зимних наблюдений за птицами очень многочисленны и разнообразны. В экскурсионном отношении главная их ценность в том, что они чрезвычайно конкретизируют представление о той или иной птице. Но некоторые факты по питанию птиц ценны и в научном отношении, а также для выяснения пользы или вреда разных видов. Зимой школьное лесничество «Зеленая планета» кроме наблюдений за птицами проводит и подкормку птиц.

Прикормка может быть самая разнообразная и в зависимости от ее рода и посетители будут разные. Поэтому мы сделать несколько столиков на некотором расстоянии один от другого. Выкладывали ягоды клюквы или рябины, мы привлекали снегирей, свиристелей. За зернами конопли, проса, овса прилетали овсянки, щеглы, большие синицы, поползни (а также и снегири). Так как наша цель прикормки, помимо постановки наблюдений над птицами, чисто практическая, то особое внимание следует обратить на прикормку синиц. Лучший корм для больших синиц - конопля. Хороши и семена подсолнухов, но скорлупа у них очень крепка и поэтому давали только мятыми.

Едят синицы и семена тыквы. Свежее (только не соленое) сало - тоже подходящий корм для них. Свиной шпиг привязывали к веткам кусочками, а говяжье и баранье сало давали в виде особой смеси, приготовленной следующим образом: в 1 килограмм расплавленного сала всыпали 300 граммов цельной и мятой конопли, немного подсолнухов, дробленого овса, сухих ягод (бузины, черемухи), мелкие кусочки вареного мяса. Эту смесь в горячем виде наливали в небольшие корытечки или на особые дощечки с круглыми углублениями.

Кормушки вешали на деревья.

Регулярно выставляли прикормку, так как перебои в ней плохо действуют на привлечение. Не найдя корма на месте, птицы исчезают иногда на несколько дней. Ежедневная, регулярная прикормка очень приучает птиц, и с каждой неделей их становится все больше и больше. Часто появляются и не совсем желательные посетители - воробьи. Если их много, то они могут испортить все дело, так как прогоняют других, даже более крупных птиц. Лишь специальная синичья прикормка остается большой частью нетронутой. Иногда воробьев приходится даже отпугивать каким-нибудь предметом около столика,

приводимым в движение привязанной к нему тонкой бечевкой от

наблюдателя. Вороны, сороки, сойки также нередко мешают подкормке.

Все наблюдения на кормовых столиках записывали. Записи распределяли таким образом: во-первых, сделали тетрадочку-дневник для записи наблюдений над каждым видом птиц, регулярно прилетающих на столик. Там в хронологическом порядке вы записываете подробно все замеченное, а также час наблюдения, погоду и т. д. Во-вторых, сделали общую табличку для каждого столика или кормушки, куда заносить род прикормки и всех замеченных птиц (с приблизительным их количеством).

Табличку заполнили следующим образом:


Дата

Погода

Прикормка

Птицы, прилетевшие в течение дня

Примечание

5 февраля

-2..-1

Тихий морозный снежный день


Семена подсолнуха, сало

одновременно

наблюд см. запись в тетради видов, стр.5

6 февраля

-1..+1

Безоблачная погода



конопля, просо, овёс

Овсянки (2), щеглы(3), большие синицы(5), поползни(3)

7 февраля

0..+1

Безоблачная погода



конопля, просо, овёс

Овсянки(4), щеглы()4, большие синицы(10), поползни(2)

8 февраля

0..+1

Безоблачная погода



конопля, просо, овёс

Овсянки (3), щеглы(3), большие синицы(2), поползни(5)

9 февраля

0..+1

Безоблачная погода



конопля, просо, овёс

Овсянки(1), щеглы(2), большие синицы(8), поползни (2)

10февраля

0..+1

Безоблачная погода



конопля, просо, овёс

Овсянки(4), щеглы(3), большие синицы(4), поползни (2)

11февраля

-1...0

Безоблачная погода



Семена подсолнуха, сало

Большие синицы, (7-10), гаички и хохлатые (меньше), поползень (1),
одновременно

12февраля

-2..-1

Безоблачная погода



Семена подсолнуха, сало

Большие синицы, (8-10), гаички и хохлатые (меньше), поползень (1),
одновременно

13февраля

-2.. 0

Безоблачная погода



Семена подсолнуха, сало

Большие синицы, (8-10), гаички и хохлатые (меньше), поползень (1),
одновременно

14февраля

-1…0

Безоблачная погода



Семена подсолнуха, сало

Большие синицы, (8-10), гаички и хохлатые (меньше), поползень (1),
одновременно

15февраля

-3..-1

Безоблачная погода



Семена подсолнуха, сало

Большие синицы, (8-10), гаички и хохлатые (меньше), поползень (1),
одновременно

Эта табличка представляет статистическую сторону нашей работы. При накоплении материала (в конце зимы) мы сможем, сделав выборки, ясно представить себе (или даже изложить в виде статьи) всю картину прикормки за зиму, а также обнаружить упущения и недостатки, которые можно устранить на следующий год.

На кормовых столиках проводили много наблюдений над повадками различных птиц.

С первых же дней на столик обычно прилетали воробьи - в большинстве случаев домовые, или городские, но среди них попадаются и деревенские, или полевые. Они показывают «дорогу» остальным, но являются совсем нежелательными посетителями. Вскоре же мы заметили быстрых и вертлявых больших синиц, воровато таскающих со столика зерна и кусочки на соседний куст и энергично раздалбливающих их, зажимая лапками. На столик непременно заглядывал поползень. Он пронырливо порхнет к корму, вытянув голову, пригнувшись, схватит несколько зерен и с звучным «сит-сит...» улетит есть добычу куда-нибудь в дальний угол двора. После зимних наблюдений мы продолжаем наблюдать за птицами весной.

Поведение зимующих птиц,

прилетающих на кормушки

Летом и на зимних каникулах я живу у дедушки и бабушкив красивом поселке «Раздолье». С ранней весны до поздней осени поселок утопает в зелени. Дедушкин дом расположен на окраине. Вокруг него растут березы, сосны, черемуха, рябина, сирень, калина, жимолость, малина, смородина. Летом здесь всюду много разных птиц, они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается, и многие птицы улетают в теплые края. Этих птиц называют перелетными. А часть птиц не улетает. Это зимующие птицы. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.

И все же птицы зимой нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходиться птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек.

В такую погоду очень много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Так, из каждых десяти синичек до весны доживают только две. Без помощи людей не смогут пережить длительные снегопады и морозы нашей суровой зимы.

Вот поэтому я решила помочь птицам.

Спасенья птицы ждут от нас.

Попросила дедушку помочь мне из бумажных пакетов из-под молока, сока сделать первые кормушки. Сделали и подвесили на куст сирени, который растет перед окном. Так зимой легче будет даже из окна наблюдать за птицами. Когда все было готово, насыпала в кормушку семечек – подсолнечных, арбузных, дынных, кому, что понравится.

Ну вот, повесили кормушки, насыпали корма, я любуюсь, птиц приглашаю: «Где вы, птицы? Столовая открыта!». А они тут как тут: сначала прилетела одна синичка, потом – другая, увидели кормушку и давай туда нырять. Вскоре их набралось уже четыре или пять. Не заставили себя ждать и воробышки – прилетели, подбирают оброненные синичками зернышки. В зимние каникулы я каждый день записывала, какие птицы и сколько их прилетает покормиться, а затем данные наблюдений занесла в таблицу.

Названия птиц

1-ый день

2-ый день

3-ый день

4-ый день

5-ый день

6-ый день

7-ый день

1

Синички

4

8

10

11

12

14

15

2.

Воробей

6

7

9

10

12

10

12

3.

Поползень

-

-

2

2

3

4

4

4.

Буроголовые синички (пухляки)

-

-

-

1

2

2

2

5.

Снегири

1

2

2

2

4

5

6

За этими птичками я наблюдала каждый день. Как они правильно называются, и описать их мне помогла бабушка и книга «Юный натуралист».

Вот они…

Большая синица.

Большая синица – голова, горло, продольная полоса на груди и брюшке – черные, спина – зеленоватая, грудь и брюшко – белые с желтым, щеки – белые.


Поползень обыкновенный.

Поползень – птица с коротким хвостом, сильными лапками и острым клювом. Он ловко лазает по стволу и веткам деревьев и дажеможет спускаться по стволу вниз головой, чего не умеют делать другие птицы. У него однотонные голубовато-серые голова и спинка, белая нижняя сторона, черная полоска от глаза к уху.


Воробей полевой (деревенский).

У воробья на темени шапочка коричневая, на крыльях две светлые полоски, на щечках расположены черные скобочки на светлом фоне, а вокруг шеи имеется белый ошейник. Получил свое название, что он обитает в сельской местности.

Снегири.

У снегирей красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья, которые хорошо заметны на фоне белого снега. Они прилетают к нам только зимой. И называются они «Снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Самки окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета.


Буроголовая гаичка (пухляк).

Пухляки относятся к синичкам. Это – небольшая птичка с серой спинкой, черно-бурой шапочкой на голове,черным пятном под клювом и яркими белыми щечками. Клюв у нее похож на шило.


Меню для птиц.

Наблюдая за прилетающими в птичью столовую птицами, я узнала, какой корм они охотнее поедают и как часто прилетают к кормушке. Для корма я брала самые разнообразные зерна и семена: семечки подсолнечника, высушенные арбузные и тыквенные семечки, комбикорм, пшено, семена сорняков, например, крапивы, репейника, крошки белого хлеба. Подвешивала кусочки несоленого сала, мяса. Наблюдая за прилетающими в птичью столовую птицами, я сделала такие выводы.

Поползень ухватит самое крупное семечко – и полетит с ним на березу или штакетник. Затем начинает кружить по стволу в низ головой, найдет трещину, воткнет в нее семечко и начнет колоть скорлупу, высоко замахиваясь головкой и раскидывая крылья, а когда подлетает к салу, то все синички уступают ему место.

Синички и пухляки ни секунды не сидят на месте. Деловито осматривают кустики сирени, повисают внизголовой, затем слетают за семечкой, взлетают на ветку повыше, зажимают добычу между лапками и начинают стучать клювиком по семечку, вытаскивая зернышко. Любят клевать и кусочки мяса, сала.

Снегири прилетали ежедневно, но на кормушку первое время не садились, а кормились семенами сирени, клевали и ягоды рябины.

Воробьи прилетают целыми стаями. Чтобы часть корма не съедалась ими, для них отдельно на столике насыпала комбикорм (размолотые семена овса, пшеницы), пшено и труху от сена, где много семян сорняков.

Затем я стала класть в кормушки корм в определенные часы дня (завтрак в 10 00 часов, обед в 2 00 часа, в 5 00 часов ужин). И птицы собираться около кормушек в эти часы дня. По их поведению видно, что они ждут корма.

Так же я заметила, что клювы у птиц разные. У синичек тоненькие, длинные, похожие на шило. У поползней клювик посильнее, похожий на кинжальчик.У снегирей коротенький и потолще.

Вести наблюдения за птицами очень интересно, эту работу я

· Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

· Следи, чтобы корм в кормушке был посто­янно.

· Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм.

· Следи,чтобывкормушкенебылоснега.

· Не клади в кормушку куски хлеба, мака­роны, корочки апельсинов и прочее. Этот корм птицы не съедят. Помни, что птицам нужны се­мечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки бе­лого хлеба.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Кононова Анастасия (7 лет)