Как у древних славян назывался дух воды с очень свирепым нравом? Бог воды у древних славян.

В славянской мифологии водяной - часто встречающийся персонаж. Кто он таков? Чем дедушка водяной отличается от других духов?

Водяной - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

Дедушка водяной в мифологии славян - настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

Облик водяного в славянской мифологии

Водяного дедушку в мифологии описывают по-разному. Обычно считали, что он всем подобен рыбе: выпученные глаза, хвост, покрыт тиной. Впрочем, облик водяного изменчив, это один из духов, способный к оборотничеству:

Он па всякаму бывает. Высунет голову на сушу и наложит. Цветам бывает синий или как налим, цвятной… У няго есть два уса толька. Он пахож на рыбу с хвастом. Снизу у няго два крыла.

Водяной способен становиться рыбой, человеком, лошадью, корягой:

Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь… Он всяко прикидывается.

Описывали еще славяне, что Водяной олицетворяет саму реку. Объясняли, что тина - это его волосы, а пена на поверхности воды - слюни, которые текут у него изо рта.

Водяной живет в глубоких местах, особенно около водяной мельницы. Могли жить водяные дедушки и в родниках, причем они считались особо сильными.

Водяные очень любят скотину, время от времени выпускают свое стадо погулять по берегу реки. Ходили поверья, что ловкий человек мог завладеть коровами и лошадями водяного дедушки с помощью особых ритуалов. Но вообще-то лучше к стаду не подходить, чтобы Водяного дедушку не прогневать.

Чем опасен Водяной для людей и как от него защититься?

Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

Отношения водяного и мельника в славянской мифологии

Мельники, которые постоянно работали близ воды, особо почитали водяных дедушек. Из-за этого их часто считали ведунами, знающимися с потусторонним миром. Когда водяную мельницу только строили, то приносили различные жертвы,например, лошадиные черепа, съестные припасы, и читали заговоры. Мифология славян говорит о том, что Водяные очень любят черных животных, поэтому таких всегда держали на мельницах. Любые прорывы плотины и поломки жерновов связывались с проказами Водяного.

Дни почитания водяного в мифологии славян

Чтобы Водяной не нападал на человека, раз в году, по весне, его чествовали: приносили ему съестное, делали жертвы для того, чтобы никто из села не утонул.

Третьего апреля носили подарки водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью».

Осенью, четвёртого октября , прощались с Водяным - несли требу и желали спокойной зимы.

Водяной - олицетворение могучей стихии, поэтому наши предки верили, что он есть.. Многое с тех пор позабылось, но мы стараемся возродить дух старины, показать все многообразие мифологии славян. Это настоящая сокровищница!

Подробнее о славянской мифологии.

За время своего существования славянское язычество прошло три ступени развития. На каждой ступени были свои божества и мифология видоизменялась. Каждая новая ступень развития оставляла старые традиции и присовокупляла к ним новые.

Противоречия по поводу пантеона богов

В российской истории одной из самых противоречивых тем является спор о славянских богах. О пантеоне божеств накоплено множество информации и нередко одни источники противоречат другим. Боги имеют множество имен. Так, бог воды в разных источниках именуется по-разному. Откуда столько расхождений? Дело в том, что у восточных и западных славян мифология несколько различалась. Плюс со временем идеология древнерусских народов менялась, а летописцы записывали легенды, обряды и предания каждый на свой манер. Далее, литераторы писали каждый свою историю. И вот научные мужи пытаются из всего этого народного эпоса и литературных источников вычленить правдивую информацию. Но и тут мнения их расходятся.

Проблема еще и в том, что древнерусских памятников литературы, в которых бы описывались божества, практически не сохранилось. В основном до нас дошли памятники культуры скандинавские и летописи викингов. Таким образом, все, что мы знаем о религии и божествах древних славян почерпнуто уже из поздних источников христианских времен.

Бог воды из былины

В былине о Садко говорится, что богом морей был Водяник или иначе Поддоный царь. Его еще называли Морским царем и Чудом Морским. Однако историки считают, что этот царь является не истинным, был бог воды у славян по имени Ящер, вот его и переосмыслили в былине о Садко.

Также в древних мифах встречается Переплут, который был покровителем мореходов и хозяином водяных. И упоминается еще одно имя бога воды - Дунай. Его считали повелителем рек и рыболовства, а также отцом всех русалок, и в его честь назвали самую большую реку. Дунай, по преданию, был сыном Переплута.

Кроме них упоминается еще и сын Перуна - одного из главных богов - Сытиврат или Ситиврат. У западных славян он считался богом дождя и посевов.

Ящер

Бог воды и морей, владыка Подводного Царства у древних славян. О нем сохранилось мало сведений. Известно, что женой его стала утопленная девушка, а отцом его был Кощей. Ящеру поклонялись на озерах, болотах, приносили ему жертвы. В одной из летописей говорится, что он поедал тех, кто ему не приносил дары и не поклонялся.

Жертвовали морскому богу молодых девушек и черных кур. Из-за этого он ассоциировался еще и со смертью и подземным царством. Позднее появился новый обряд жертвоприношения. Три дня лошадь кормили только хлебом, затем обмазывали ей голову медом, надевали на нее два жернова и топили в реке.

Ящер был хранителем и защитником вод. Этим сведениям по некоторым данным около миллиона лет. У восточных же славян бог воды трансформировался в образ крокодила и одновременно считался покровителем земледелия и пожирателем крупного рогатого скота.

По летописным источникам, можно судить о том, что культ Ящера существовал даже после принятия христианства. Сведения о нем сохранились до XII века, а также было найдено множество украшений и домашней утвари древних славян с изображениями Ящера. В связи с этим можно судить, что данное божество играло в их жизни большую роль.

Славянская богиня воды

Ящер один из старейших в славянском пантеоне. Он бог морской воды. Но также существовала у древних славян и богиня пресных источников Дана. Она изображалась в виде молодой светлолицей девушки и являлась светлой богиней, дарующей жизнь всему на земле и исцеляющей своей водой путников. Ей также поклонялись и возносили молитвы. Считалось, что вода очищает не только тело, но и душу. Так, по преданию, людям завещали боги. До наших дней дошла славянская молитва богу воды и другим божествам, относящимся к живительной влаге. Она читалась, чтобы воду освятить. Упоминалась в этой молитве и светлоликая богиня: «Дана-Водица, живая криница». В честь богини были названы реки Двина и Днепр. Кроме того, она была воплощением телесной красоты и почиталась еще и как богиня света и повелительница весенних гроз.

Низшие водные божества

Всем с детства известны сказки и былины о водяных и русалках. Эти сказочные существа тоже вышли из древнеславянской мифологии. Они являлись низшими божествами, но, тем не менее и их люди уважали и поклонялись им.

Водяной был духом воды и обитал в реках и других водоемах, в большинстве своем в темных местах и лесах. Изображался старичком в тине и шапке из водорослей. Ездил верхом на соме и питался раками. Забирал с собой в воду тех, кто купался после захода солнца. Когда злился, разгонял рыб и крушил мельницы. Чтобы его задобрить, ему дарили гусей и поливали воду маслом. Зимой водяной спал подо льдом, весной пробуждался голодный и злой и ломал лед. Водяной был хозяином русалок и Исчетика - своего помощника, который выполнял за него черную работу, например, такую, как размывание берегов и поломка плотин.

Русалки или Берегини были водными девами. Позже ими стали считаться души утопленниц. Русалки чесали волшебным гребнем свои волосы, и с них текла вода, так они могли затопить даже доселе сухое место. Но далеко от водоемов речные девы не отходили, так как их волосы могли высохнуть и тогда они умирали. Русалки могли защекотать до смерти, спастись от них можно было только полынью, если кинуть траву им в лицо.

Еще одно водное божество, праздник которого у нас отмечается по сей день, Купало или Купала. Бог росы, влаги и лета. В ночь летнего солнцестояния праздновался День Купала в честь самого божества, солнца и огня. Отсюда и традиция купаться в водоемах и прыгать через костер в этот день.

Самым основным духом Воды у наших предков считался Водяной (Водяной дед, Водовик) - принимавший чаще всего облик крупного старика, всего обросшего волосами преимущественно зеленого цвета и длинною бородой.

Часто опутывала тело Водяного тина, а ноги заменял ему рыбий хвост - атрибут множества водных жителей. Состояние Владыки водного мира зависело напрямую от фаз Луны: силы у Водяного деда на молодой месяц прибавлялись, а заметно убывали после полнолуния.

Славяне верили, что Водяной обладает настоящим даром пророчества, так и в то, что сама по себе вода хранит информацию о будущем и прошлом.

Поэтому, незамужние девицы на Святки всегда спускались гадать к проруби, и надеялись, что Водяной даст увидеть им отражение их суженных. Рыбаки Водяному приносили обильные жертвы, чтобы он в сети загонял больше рыбы и не причинял всем в его власти оказавшимся вреда.

В свите Водяника присутствовали водяницы, называемые иначе еще русалками, прекрасные девушки с очень длинными волосами, и весьма бледной, практически прозрачной кожей. Согласно поверьям, становились Водяницами те, кто случайно утонул или кого чья-то злая воля погубила. Эти духи Воды постоянно проказничали и нередко приносили людям вред: путали сети рыбаков, разрушали плотины и мосты. Тем не менее, у них поведение было мягко говоря, не очень-то и однозначным. Часто крестьяне призывали Водяницпрямо на поля, так как знали - там, где водяные девы пробегут, земля даст отличный урожай. Порой бывало, что, полюбив смертного человека, Водяница за него выходила замуж, но брак их был несчастливым.

Кикимора - еще один древний дух воды. Она обитала в топких болотах, поэтому не особенно удивительно, что ее наши предкисчитали коварным и опасным существом. Кикимора выглядела как женщина небольшого роста, порой даже принимала вид девочки, в наряде с болотными цветами в своих волосах и из пушистого мха. Она людям показывалась очень редко, в основном кричала из трясины своим страшным голосом. Могла к себе затащить неосторожного путника и до смерти замучить его.

К добрым духам Воды, несомненно славяне относили Бродниц - это разновидность Берегинь, настроенных благожелательно к людям. Столь прекрасные девы часто селились рядом с плотинами бобров и возводили свои переходы из веток деревьев через реки, чтобы было можно попасть с берега на берег. Более того, как из их имени явствует, Бродницы сторожили броды, им не давали разрушаться, и указывали данные броды обычно сбившимся путникам с дороги.

Люди с глубокой древности знали, что какими бы духи Воды не обладали свойствами, установить контакт с ними можно было лишь выразив свое глубочайшее почтение и проявив заботу о стихии. В противном случае, даже очень негативно настроенный дух или же божество становились пугающими и неприветливыми.

Водяной дед- хозяин вод. Водяные на дне рек и озер пасут стада своих коров - сомов, лещей, карпов и прочей рыбы. Командует ундинами, русалками, и другими водными жителями. Вообще он обычно добрый но порой водяной не прочь побаловаться и затащить на самое дно зазевавшегося человека, чтобы тот его развлекал. Утопленники тоже кстати ходят в услужении у этого странного дедушки.

Водяного наши предки представляли в виде обрюзглого голого старика, пучеглазого, да еще и с рыбьим хвостом. Он весь был опутан тиной, имеет окладистую большую бороду, а также зеленые усы. Водяной обернуться мог крупной рыбой, лошадью или ребенком. Обитает он чаще в омутах, селиться любит под водяной мельницей. Он способен разрушать запруды, потому как его нужно умилостивить, принося какое-нибудь животное в жертву.

Наделялись особой силой родниковые Водяные, по преданиям, родники возникли от удара молний самого Перуна - очень сильного божества. Данные ключи именовались "гремячими" и сохранилось это в названии множества источников.

Болотные кикиморы. На болотах слышны время от времени странные звуки — как будто голос некоего неведомого существа. Сколько угодно можно уверять, что это крики хлюпанье тины и крики болотных птиц, — все равно будет верить местное население в чудовищ, проживающих в трясине и утаскивающих к себе людей. Согласно известному русскому поверью, на болоте обитают опасные потусторонние сущности именуемые кикиморами. Кикиморами могут стать девочки, проклятые своими же матерями еще в утробе или до момента крещения, а также умершие некрещеными. Подобных детей еще в младенчестве похищают нечистые силы, а и они в семилетнем возрасте превращаются в ужасных и злых духов - кикимор. Одни кикиморы выходят впоследствии замуж за домовых, и затем начинают пакостить в домах, другие - за леших.

По многим русским народным поверьям, кикиморы обожают заманивать осторожных путников в болотную трясину. Обычно они людям не показываются, только кричат голосом из болота громким, призывая на помощь. Те, кто на этот зов спешит, неминуемо гибнут. Кикимора обернуться может прекрасной девушкой. Поманит путника к себе, тот к ней шагнет - и она его затянет в топь… Порой людей заводят из шалости в болото дети кикиморы и лесавки - лешего. В лучшем случае в своем безобразном обличье кикимора вскакивает на спину путнику и катается на нем, словно на лошади, при этом оставляя хотя бы его в живых.

В момент крещения Руси сонм славянских возглавлял Род - вселенский аболют, единый отличающийся от других богов, главенствующих в мифологиях различных народов. Он воплощал в себе белое и черное, огонь и воду, женское и мужское начало. Одновременно он мог явиться и как бог воды, и как бог войны.

Видео: Славенский Искон. Боги и Духи Славян: Бог Вий

Славяне – один из древнейших этносов, населяющих землю до наших дней. И на протяжении столь долгого времени покровителями вод считались и светлая богиня Дана, и Водяной.

Однако известны и более древние водяные божества, культ которых насчитывает, по некоторым источникам, миллион лет.

Ящер – славянский бог воды. Имя его, видоизменяясь в Яшу, Ящура, само по себе говорит о седой древности, модифицируясь в Пращура. Сам же бог воды, приобретая все новые черты, в конце концов предстал в образе крокодила. Следы поклонения ему в больших количествах находят на всей территории проживания славянских племен. К примеру, село Спас-Крокодилино, что недалеко от Клина, деревни Большая и Малая Ящеры, расположенные в Ленинградской области. Чаще всего упоминается имя Ящера в названиях всевозможных рек, речушек и озер (река Ящера и озеро Ящино). Капища, посвященные ему, чаще всего встречаются в северных областях, и расположены они, как правило, на берегах водоемов. Один из обнаруженных алтарей находится на небольшом гранитном островке, имеющем форму крокодила, Основное же место поклонения как считается, было расположено на берегу

Видео: Фильмы и сериалы о древних Славянах и Викингах

Рыбаки и мореходы поклонялись ему истово, слагали песни ("… ведь в море глубоком властвует он, древний хранитель Ящер-Дракон…"), приносили жертвы, потому что бог воды у славян, наряду с другими, требовал их. Долгие времена жертвою была девушка, которую, бросая в воду, отдавали Ящеру в жены. Этот обычай позволил академику Рыбакову отождествить славянского водяного с греческим Аидом – властелином подземного царства. Археология свидетельствует о том, что мир подразделялся на 3 части, одной из которых был подводно-подземный мир. Его полноправным хозяином, отвечающим за водные пути и богатства, являлся Ящур, а основной его функцией было ежевечернее поглощение светила, и выпуск его в небеса каждым утром. Древним это говорило о величии морского чудища, преклонение перед которым отражается в абсолютно круглой форме капищ, что говорило о совершенстве, приписываемом Ящеру.

Однако со временем изменялись и подношения, становясь более гуманными. В воду стали бросать кукол, изображающих молодую девушку, где-то жертвой служили орехи, высыпаемые в пасть идолу (по некоторым данным ореховый Спас посвящен этому божеству), где-то жертвовали лошадью, украшенной, умащенной и смазанной медом. Ее под песнопения вывозили в центр озера, и бог воды Ящер принимал этот благовонный дар.

О популярности этого божества говорят многочисленные находки в виде различных металлических плащевых застежек, пришедших из тех времен (так называемых фибул), различных сосудов для питья и хранения воды, носящих символику Морского дракона, которая, в свою очередь, служила оберегом. Знаменитые гусли Садко были изготовлены в форме ящера.

В то же время, славянский бог воды, наряду с Кащеем, Корчуном и Чернобогом, относился к пекельным божествам. То есть, к темным силам, считался морским гадом. Словом, бог воды Ящур был многообразен, как сама жизнь, сочетающая в себе в равновеликих долях и свет, и тьму.

Внимание, только СЕГОДНЯ! - 1317

Сегодня, четвёртого октября, здесь пошёл густой белый снег. По-праздничному посыпал зеленые тополя, жёлтые березки, просыпался белой порошей на серую гладь хмурой реки Двины. Вот так природа даёт знать, что, по традициям древних славян пора сегодня устраивать Проводы Водяного ! Вот такие северные традиции и обряды! Встречали весной Водяного, радовались девам воды – русалкам, завивали берёзки, да миловались парочки в Зелёные Русалии. Полно! Повернулось Коло Сварога, пора готовиться к долгой зиме! Приглядимся к старым традициям и обрядам!

Уважение к Водяному – старая традиция древних славян

Расскажу, почему славяне так чествовали водяного Духа, главного среди русалок.Для народа, что селился подле моря, рек, озер, естественно общаться с Душой этих мест. Водяной – неотъемлемая часть жизни славянина.

Водяной и Мельник

Дедушко - водяной (водовик, водяник) обитает в глубине озёр, омутов, водоворотов, любит развлекаться под мельницей, подле самого колеса.Есть мельница – есть Водяной, если у мельницы несколько постав, то у каждого колеса свой хозяин – Водяной.Неугомонного Духа заметно, когда колесо крутится и брызжет водой – это Водяной сидит на самом верху и руки подставляет.

Старая традиция древних славян считает, что Мельник – должен быть непременно колдун, должен дружить с водяными духами, возле мельницы благодаря этому всегда всякие чудеса происходят.Если мельник дружен с Водяными, то исправна всегда будет мельница, станет давать большие доходы.Если вдруг мельник рассорится с Водяным, то, конечно, мельница будет останавливаться.А пуще того рассердится Водяной – может обобрать пальцы у шестерного колеса, или, того пуще, прососёт дыру - тут вода и уйдёт из пруда.Ну а еще рассерженный Водяной может и вовсе вздуть воду весной с так сильно, что совсем снесёт постройку.Водяной, судя по традициям и обрядам, так же важен для мельницы, как Домовой для дома.

Какой он, Дедушко Водяной?

Надо сказать, что на мельницах Водяные развлекаются, а живут в глубине вод, в больших хоромах.У них, кстати, есть стада овец, коз, коров, их водяные пасут на лугах возле водоёмов по ночам.Водяные женятся на русалках, от этого брака рождаются дети. Сказывают, что однажды рыбаки сетью вытащили из Двины ребёнка.На суше он томился, грустил, в воде резвился, играл, подолгу плавал без воздуха. Это оказался ребёнок Водяного.Дите отпустили с просьбой пригонять как можно рыбы в сети, и это с тех пор свято соблюдалось.

Известно по сказам, что Водяного можно вполне встретить на суше. Вот, например, когда его супруга рожает, Водяной частенько ходит за повивальной бабкой, принимая вид обыкновенного человека.Внимательный наблюдатель легко его отличит – ведь с левой полы одежды капает вода, и где он посидит, оказывается мокро. На суше сила Водяного слабеет, в воде Дедушко силен неимоверно.

Хозяин вод, Водяной повелевает рыбами, сберегает пловцов в непогоду, даёт рыбакам прекрасный улов, направляет лодку к родным берегам.Но он склонен к злым проказам. Кто пугает скотину на водопое, заманивает пловцов в водовороты, размывает плотины и гребли, переворачивает лодки, разрывает рыболовные снасти? Всё он!

Вот, любимая злая шутка, что частенько проделывалась над нашими рыбаками.Поднимут невод, а в ней – водяной дед. Захохочет, разорвёт прочную снасть, выплывет обратно в воду, а за ним – весь ночной улов.

Традиции и обряды встречи и проводов Водяного

Сегодня праздник Водяного. Традиции и обряды этого праздника основаны на представлении, что Водяной летом бодрствует и шутит шутки, зимой же спит подо льдом.С началом весны Водяной, чувствуя пробуждение природы, пробуждается, злой и голодный.С досады он часто ломает лёд на льдины, срывает плохое настроение на рыбе, гоняя её в разные стороны, мелкую совсем может замучить.Поднимает воду в реке и она несётся, срывая мосты, мельничные снасти, гати, прибрежные склады.Славяне, понимая, принимая этого природного Духа таким, как он есть, договарились о мирном сосуществовании, принося Водяному жертву.

Афанасьев А.Н. в «Поэтических воззрениях славян на природу» пишет о традициях и обрядах жертвоприношений, связанных с Водяным:


Рыбаки как-то обходились без таких жестокостей.


Хорошо ли плохо пройдет лето, это другой сказ, но вот наступает октябрь. Время проводов на зимний сон. Время благодарностей за добрые дела в течение лета.

Мельники, чтобыВодяной не разорвал плотины, однажды в год, осенью, приносят ему в дар гуся; кто этого не делает, того он замучивает во время сна, а плотину наверно размоет.Как петух, служивший символом огня, был посвящен домовому и считался лучшею для него жертвенною яством, так гусь, представитель водной стихии, посвящался Водяному.

Вот что записали этнографы у нас на Севере уже в двадцатом веке.


Вот такие они, традиции древних славян!

Двадцать второго сентября (четвертого октября по новому стилю) носили подарки Водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью». И ещё гуся откормленного.

Вот что сказывали:

─ А водяной? Он, верно, зеленый весь. Ну, так всегда в воды, так как же! С бородой, да.Говорит, как человек, только зеленый весь. Он тоже плохой, но и хороший бывает.Вот сентябрь, так надо ему подарки нести, бросать в реку, чтоб не трогал никого этим годом. Может, тогда и не утащит. Но ведь есть люди, которые по судьбе должны туда идти.

Вот такие сказки про Духа воды Водяном рассказывают славяне. И это часть нашего знания о природе, в самом сердце которой мы живем, трудимся, растим детей.Так будем чувствовать биение этого огромного щедрого сердца, и откроем свои сердца навстречу ритмам Природы.