На среднем уровне управления. Типы организационных структур управления

Страница 26 из 28

Уровни управления.

Большинство фирм имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний.

Толчок к разделению управления на верхний, средний и нижний уровни дала промышленная революция в Европе в XVIII в. Сначала выделились верхнее и нижнее звенья управления. Слово «мастер» стало страшным и ненавистным. Мастера чаще подбирались по физическим данным, чем по умению обходиться с людьми. Среднее звено вычленилось по мере увеличения размеров и сложности фирм, более осмысленного подхода к управлению.

Управляющие каждого уровня выполняют одинаковые функции: планирование, организация, руководство, мотивация, контроль. Различие лишь в том, какое значение они придают той или иной функции. Руководитель верхнего уровня уделяет планированию и организации больше времени, чем управляющие более низких уровней. Управляющий среднего уровня уделяет руководству и контролю больше времени, чем управляющий верхнего уровня. Управляющий нижнего уровня расходует большую часть своего времени на мотивацию и контроль подчиненных. Тем не менее большинство управляющих выполняют все пять функций управления.

Итак, нельзя порознь изучать или осваивать функции управления верхнего, среднего или нижнего уровня. Когда говорят об одном из них, по существу, речь идет обо всех трех.

Следует подчеркнуть, что ясно и четко определить каждый из трех уровней управления невозможно. Поэтому мы даем только рабочие определения, т.к. каждая фирма определяет уровни управления в соответствии со своими особенностями. Здесь, вероятно, следует напомнить о влиянии следующих факторов: сложность организационной структуры, численность работающих, суть самого бизнеса и др.

Управляющие верхнего уровня средних и крупных фирм концентри­руют внимание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, правил и процедур их выполнения. Они отвечают за процветание фирмы и потому должны планировать, направлять и контролировать ее деятельность.

К верхнему уровню управления относят президента и вице-президентов. Понятно, что в фирме могут быть несколько вице-президентов, ответственных за отдельные сферы ее деятельности - производство, сбыт, снабжение, финансы, кадры или рекламу.

Управляющие среднего звена возглавляют отделения или отделы. Они должны организовать их работу так, чтобы цели фирмы были достигнуты, а ее политика проводилась в жизнь, подбирать и сохранять хороших работников. Они отвечают, в основном, за руководство повседневной деятельностью своих подразделений. К среднему уровню руководства относятся управляющие конторами, цехами и складами, старшие мастера, начальники отделов технического контроля и качества продукции. Во многих крупных банках их филиалами руководят вице-президенты. Они отвечают за работу отделений банка и относятся к руководителям верхнего уровня. Управляющий отделением непосредственно подчинен вице-президенту по операциям отделений и относится к управляющим среднего уровня.

Нижний уровень управления – это уровень должностных лиц, непосредственно руководящих работой своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников. Типичные наименования должностей, занимаемых управляющими этого уровня: мастер, бригадир, начальник группы, агент по закупкам, экспедитор. Часто говорят, что такой управляющий нижнего звена находится «в середине», поскольку он располагается между непосредственными исполнителями и руководителями верхнего и среднего уровней. Управляющие нижнего уровня играют в фирме очень важную роль. Но обычно вышестоящее руководство не уделяет должного внимания серьезным проблемам управляющих нижнего уровня. К числу таких проблем относится низкая заработная плата, перегруженность, отсутствие полномочий, слабая профессиональная подготовка рядовых работников, а также то, что они могут не соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

Новичок начинает свою деятельность с должности управляющего нижнего уровня. Если он удержится на этой должности от года до пяти лет, его могут продвинуть по служебной лестнице до управляющего среднего уровня. На этой должности он будет считаться начинающим управляющим (все управляющие в течение первых десяти лет своей деятельности считают себя начинающими). Как бы ни была полезна и важна подготовка руководителей в вузах и на курсах, она никогда не заменит конкретной практической работы. Это справедливо даже для получивших ученую степень магистра в Гарвардской школе бизнеса. Чтобы стать хорошим управляющим, необходимо правильно сочетать теоретическую подготовку, полученную во время учебы, с практическим опытом.

Управляющие среднего уровня отвечают прежде всего за производитель­ность и эффективность контролируемых ими операций. Эффективность означает способность выполнять работу с минимальными потерями материалов и времени. Результативность – это способность сделать работу и сделать ее хорошо. Именно управляющие среднего уровня должны следить за тем, чтобы работа выполнялась и экономично, и эффективно. Как говорится, важен результат. Управляющих увольняют чаще всего за их неспособность достичь намеченных результатов.

Чем обычно занимаются управляющие среднего уровня большую часть своего рабочего дня? Во-первых, они планируют и распределяют работу на следующий день или на неделю. Во-вторых, они осуществляют связь между производственным персоналом и более высоким руководством. В-третьих, они принимают повседневные решения, обеспечивающие рентабельность производственных и иных операций. В-четвертых, что очень важно, они руководят другими людьми – либо управляющими нижнего уровня, либо (в небольших организациях) рядовыми работниками.

Управляющие среднего или нижнего уровня могут также участвовать в приобретении заказанных материалов и комплектующих изделий и проверке их качества, в работе с кадрами, в проведении совещаний по технике безопасности, качеству продукции, недостаткам в работе, распределению прибыли, в подготовке отчетов о финансовой и производственной деятельности, в решении больших и малых, но всегда многочисленных проблем. Некоторые проблемы, например, плохое планирование, обусловлены личными недостатками управляющего, другие – недостатками его подчиненных, например, халатным отношением к работе. Ряд проблем возникает по вине руководства или других подразделений. Многие проблемы вызваны государственным законодательством или требованиями потребителей, а руководство требует их разрешения от руководителей низшего уровня. В этих условиях они должны рассматривать любую проблему как возможность проявить свои способности справляться с трудностями.

Серьезную проработку вопросов уровней управления предлагает Н.И.Кабушкин.

Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления (рис. 3).

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство .

Рис. 3. Уровни управления

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководст­вом, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления (рис.4).

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение занимает около 10 % общего бюджета времени менеджеров, на среднем – 50%, на низшем – около 70% (рис. 5).



Рис. 4. Соотношение затрат времени по уровням и функциям управления



Рис. 5. Классификация затрат времени менеджеров по видам деятельности и уровням управления

Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области заданий: задания по менеджменту и задания по специальности (рис. 6). Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности.

Как видно на рис. 6, с повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту, соответственно, возрастает.


Рис. 6. Распределение рабочего времени по менеджменту и специальности

Приведенная классификация уровней управления имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, других факторов характеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться.

А.Хоскинг предлагает иную дифференциацию: генеральный менеджмент - это все менеджеры (независимо от того, являются они директорами или нет), которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением компанией в целом; менеджмент на уровне подразделения - это управленцы, выполняющие те же функции, но на уровне подразделения, в соответствии с общими задачами и целями корпорации.

Тест 1.

А) Первичный; Г) Средний;

Б) Высший; Д) Низший .

В) Вторичный;

Тест 2.

Тест 3.

А) внутриличностный;

Б) межличностный;

В) структурный;

Г) между личностью и группой;

Д) межгрупповой.

Тест 4.

Какие из перечисленных ниже принципов управления, Вы считаете отвечающими современному представлению о роли и возможностях человека в организации?

Тест 5.

Выберите критерии, по которым осуществляется разделение труда в управлении:

А) Технология управления; Г) Профессиональная подготовка управляющих;

Б) Функции управления; Д) Иерархия управления;

В) Техника управления; Е) Стиль управления.

Тест 6.

Какой из видов разделения труда в управлении является на Ваш взгляд, основой для выделения других?

А) Профессионально – В) Технологическое;

квалификационное; Г) Иерархическое (вертикальное).

Б) Функциональное;

Тест 7.

Целью, какой школы управления было создание универсальных принципов управления?

А) Школы научного управления; В) Школы человеческих отношений;

Б) Классической школы управления; Г) Школы науки управления.

Тест 8.

Определите, к какому уровню управления относятся нижеследующие категории управленческих работников:

А) Мастера: В) Начальники отделов и служб предприятия:

1. Высший; 1. Высший;

2. Средний; 2. Средний;

3. Низший. 3. Низший.

Б) Заместитель начальника цеха: Г) Заместители и помощники директора:

1. Высший; 1. Высший ;

2. Средний; 2. Средний;

3. Низший. 3. Низший.

Тест 9.

Определите, к какому уровню управления относятся:

заместитель директора по экономическим вопросам (ЗЭ), заместитель начальника цеха по техническим вопросам (ЗНЦТ), мастер (М), начальник финансового отдела предприятия (НФО), заместитель директора по коммерческим вопросам (ЗКом), помощник директора по кадрам (ПК), начальник отдела маркетинга (НОМ), бригадир бригады сварщиков (Б). Выберите правильный вариант.



Тест 10.

Руководители, какого уровня управления характеризуются нижеприведенными высказываниями? Поставьте рядом с высказыванием соответствующую букву.

А)(2,5,7) – руководитель высшего уровня; В) (1) – руководитель низшего уровня.

Б) (3,4,6) – руководитель среднего уровня;

1. Олег Иванов возглавляет бригаду сварщиков на предприятии.

2. В.В. Павлов контролирует все направления деятельности ОАО « Московская кондитерская фабрика « Красный Октябрь».

3. Надежда Васильева была назначена начальником планово – экономического отдела завода.

4. Мой знакомый после окончания института был назначен заместителем директора предприятия по экономике и финансам.

5. Виктор Сидоров контролирует работу 7 мастеров.

6. Михаил Савченко подписал приказ о введении нового штатного расписания в компании с 1 января 2012 года.

Тест 11.

Выделите этапы контроля:

А) Предварительный;

Б) Установление стандартов и критериев;

В) Сопоставление (сравнение) с ними реальных результатов;

Г) Текущий;

Д) Финансовый;

Ж) Принятие необходимых корректирующих действий.

Тест 12.

Определите, какой критерий лежит в основе выделения трех категорий управленческих работников: руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

А) Стиль работы; Г) Функции управления;

Б) Уровень управления; Д) Организационная структура

В) Технология процесса управления;

Тест 13.

Для каких подходов и школ менеджмента характерны приведенные ниже утверждении? Выберите правильный ответ.



Тест 14.

Выберите правильные ответы:

Линейный руководитель – это тот, кто:

А) Контролирует деятельность всей организации;

Б) Руководит деятельностью подчиненных ему производственных подразделений и работников;

В) Отвечает за определенную сферу деятельности в организации;

Г) Руководит подразделением или организацией в целом, оказывая прямое воздействие на подчиненных, решая все возникающие проблемы управления.

Тест 15.

Выберите правильный ответ:

Функциональный руководитель – это тот, кто:

А) Имеет право отдавать приказы в рамках всей организации;

Б) Управляет отдельной сферой деятельности в организации;

В) Осуществляет управление производством;

Г) Имеет отдельный кабинет и секретаря.

Тест 16.

Определите, о каких руководителях, линейных (ЛР) или функциональных (ФР) идет речь в следующих высказываниях. Укажите свой вариант ответа в нужных местах в каждом высказывании.

А) (ФР) Наши студенты после окончания университета по специальности «Маркетинг» работают в организациях в отделах маркетинга, а наиболее умные, способные и энергичные из них могут даже стать руководителями этих отделов (_______);

Б) (ФР) Коммерческий директор (_______) торговой фирмы «Русский сувенир» собирается пройти переподготовку в Межотраслевом институте повышения квалификации при МГТУ им. Н.Э. Баумана, по специальности «Менеджмент»;

В)(ФР) Мой брат занимает должность управляющего делами в крупной фирме (______);

Г)(ЛР,ЛР,ФР) «Отец» науки управления – Фредерик Тейлор работал станочником, старшим рабочим, мастером (______), старшим мастером (______) на заводе Мидвейлской стальной компании в Филадельфии. В 1889 году Ф. Тейлор стал главным инженером завода (______).

Тест 17.

Тест 18.

Тест 19.

Тест 20.

Тест 21.

Руководитель, принимая решения и организуя их выполнение, выступает как:

А) Предприниматель; В) Распределитель ресурсов;

Б) Представитель; Г) Устранитель нарушений.

Тест 22.

Тест 23.

К информационным ролям менеджера относятся:

А) Связующее звено; В) Распространитель информации ;

Б) Приемник информации; Г) Ведущий переговоры.

Тест 24.

Тест 25.

Тест 26.

Г) Руководителей всех трех уровней управления.

Тест 27.

К межличностным ролям относят таких, как:

А) Руководитель; В) Лидер;

Б) Предприниматель; Г) Представитель.

Тест 28.

Тест 29.

Наибольшая?

А) Высшего; Б) Среднего; В) Низшего.

Тест 30.

Тест 31.

Выберите основные отличительные признаки управленческой команды:

1. В команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом.

2. В команде один за всех и все за одного.

3. Все члены команды – единомышленники.

4. В команде важны вертикальные связи и формальные правила ее жизни.

5. Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу. Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям. Принятие индивидуальности друг к другу

6. Команда включает оптимальный состав по распределению ролей: генераторы – критики – организаторы.

7. В команде господствует культ буквы, а не мысли.

8. В команде полноценная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма.

10. Члены команды хорошо сотрудничают друг с другом. Умеют выслушивать мнения друг друга, готовы к компромиссу.

Тест 32.

В, 2-в, 3-н. 4-в, 5-н, 6-в, 7-н, 8-н, 9-н, 10-н

1. Контроль и инструктирование подчиненных имеет наибольшее значение в структуре затрат рабочего времени руководителей низового звена.

2. Когда цель поставлена, руководителям легче исполнять свои обязанности.

3. Главная задача руководителей и управленческих работников всех 3-х уровней управления - это определение миссии и общих целей функционирования и развития организации.

4. Умение работать с людьми важно для руководителей всех уровней управления.

5. Знание техники и технологии современного производства, умение хорошо разбираться в технических вопросах – это основное требование к руководителям высшего уровня в различных организациях.

6. Руководители всех трех уровней управления выполняют функции планирования, организации, координации, мотивации и контроля в организации.

7. В подавляющем большинстве российских фирм работает сильная управленческая команда на высшем уровне управления.

8. Постоянное непосредственное общение с исполнителями производственных заданий – это характерная черта деятельности руководителей высшего уровня управления.

9. Планирование вовсе необязательно в работе современных руководителей. Важно уметь действовать по ситуации.

10. Возможность различных ролей руководителя не меняются в зависимости от уровня управления.

Тест 33.

Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

Н, 2-в, 3-н, 4-в, 5-н, 6-н, 7-в, 8-в, 9-в, 10-в

1. Хороший, квалифицированный, опытный руководитель должен уметь успевать сам решать все возникающие в процессе управления проблемы, не привлекая к этому других управленческих работников.

2. Определение стратегических направлений развития организации – одна из главных задач руководителей высшего уровня управления.

3. Определение основ кадровой политики в организации занимает центральное место в работе руководителей всех трех уровней управления.

4. Работа руководителя состоит из комбинации нескольких ролей.

5. Работа руководителей высшего уровня связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем.

6. Знание основ психологии управления важно только для руководителей низового уровня управления, поскольку они находятся в постоянном общении с производственными исполнителями.

7. Руководители высшего уровня управления обязательны больше наблюдать за внешней деловой средой, чем руководители низового уровня управления.

8. Умение делегировать полномочия – одно из основных качеств эффективного руководителя.

9. Руководитель высшего уровня несет ответственность за деятельность всех подразделений в организации.

10. Роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его работы.

Тест 34.

Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

Н, 2-в, 3-в

1. Информирование – одна из общих функций управления, выполняемая руководителем.

2. В современных условиях руководители должны уметь использовать групповые формы работы, создавать инновационную обстановку, творческую атмосферу, привлекать к решению сотрудников организации.

3. Для хорошего высшего руководства требуется сочетание таких типов людей, как человек мысли, человек действия, человек, разбирающийся в людях понимающий их, и человек публики. Однако эти типы способностей практически никогда не совмещаются в одном человеке.

Тест 35.

Тест 36.

Тест 37.

Что такое социометрия?

А) это способы осуществления воздействия на персонал на основе использования экономических законов;

Б) это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на властных отношениях и дисциплине;

В) это метод научного изучения взаимоотношений в коллективе и места каждого в структуре этих отношений;

Г) это метод, стимулирующий персонал на полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда.

Тест 38.

Расставьте перечисленные ниже потребности по порядку от низших к высшим, согласно иерархии А. Маслоу:

А, В, Д, Г, Б,

А) Физиологические потребности;

Б) Потребность в самовыражении (самореализации);

В) Потребность в безопасности и защищенности;

Г) Потребность в уважении;

Д) Социальные потребности.

Тест 39.

Тест 40.

Согласно Д.Мак-Клелланду, три важнейших для деловых ситуаций стимула – это стремление добиться успеха, власти и признания. Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам связано, со стремлением к:

А) Власти;

Б) Успеху;

В) Признанию.

Тест 41.

Тест 42.

Тест 43.

Тест 44.

Первая стадия в создании продукта – это:

А) Управленческий анализ;

Б) Конструирование;

В) Предварительная оценка и выбор идей;

Г) Поиск идей.

Тест 45.

Предприятие решает организовать фирменный сервис во всех крупных городах области, для чего необходимо:

А) Связь с покупателем;

Б) Четкая система снабжения;

В) Поиск новых методов сервиса;

Г) Все вышеперечисленное.

Тест 46.

Новым товаром на рынке считается товар:

А) Имеющий новую упаковку и фасовку;

Б) Товар, с принципиально новыми техническими характеристиками;

В) Товар, известный на других рынках, но появившийся впервые на анализируемом;

Г) Все перечисленное.

Тест 47.

Что является товаром?

Б) Виды деятельности;

В) Телевизоры;

Г) Все вышеперечисленное.

Тест 48.

Самая острая конкурентная борьба возникает на следующем этапе ЖЦТ:

А Внедрение;

Б) Зрелость;

В) Рост;

Тест 49.

Предприятие начинает получать прибыль обычно на следующем этапе ЖЦТ:

А) Внедрение;

Б) Зрелость;

В) Рост;

Тест 50.

Г) Все перечисленное.

Тест 51.

Тест 52

В какой организационной структуре реализуется принцип единоначалия?

А) Линейной;

Б) Функциональной;

В) Проектной;

Г) Матричной.

Тест 53.

Какая из ниже перечисленных подфункций не относится к функцию планирование?

А) Прогнозирование;

Б) Координация;

В) Моделирование;

Г) Программирование.

Тест 54.

Тест 55.

Теория мотивации, согласно которой людям присущи власть, успех и причастность:

А) Теория Д. МакКлелланда;

Б) Теория справедливости;

В) Теория А. Маслоу.

Тест 56.

Какая подфункция, функций планирования включает: Разработку алгоритма функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбора методов управления?

А) Прогнозирование;

Б) Моделирование;

В) Программирование.

Тест 57.

Тест 58.

Какие факторы, связанные с выполняемой работой, составляют основу ситуационного подхода для определения оптимального масштаба управляемости?

А) Техника коммуникации;

Б) Схожесть работ;

В) Территориальная удаленность работ;

Г) Степень четкости в постановке целей;

Д) Сложность работ.

Тест 59.

Управления?

А) Производство;

Б) Маркетинг;

В) Финансы;

Г) Работа с кадрами;

Д) Эккаунтинг;

Ж) Внешняя среда .

Тест 60.

Метод SWOT позволяет выявить:

А) Сильные и слабые стороны организации (предприятия);

Б) Угроз и возможностей;

В) Конфликтных ситуаций.

Тест 61.

Правильно расставьте этапы процесса коммуникации: А, В, Г,Б

А) Отправитель;

Б) Получатель;

В) Кодирование;

Г) Раскодирование.

Тест 62.

Тест 63.

К теории мотивации?

Б) Психологические ;

В) Процессуальные.

Тест 64.

В процессе управления осуществляются информационно – технические операции, связанные со сбором, обработкой и передачей информации; аналитические операции, связанные с анализом информации, разработкой вариантов решений; операции, связанные с постановкой цели, выбором оптимального варианта решения, его принятием;организационно – административные операции, связанные с организацией выполнения решения, представительскими функциями и т. д.

Укажите, в работе каких управленческих работников преобладают указанные операции? Выберите правильный вариант ответа.

Операции Кто выполняет операции
Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г Вариант Д
Информационно – технические операции Технические исполнители Специалис- ты Технические исполнители Технические исполнители Руководители
Аналитические операции Технические исполнители Технические исполнители Специалис-ты Специалис-ты Технические исполнители
Операции целеполагания, операции по выбору варианта решения Специалисты Специалисты Руководители Специалисты Руководители
Организационно – административ- ные операции Руководители Руководители Руководители Руководители Специалисты

Тест 65.

Определите наиболее рациональную структуру затрат рабочего времени руководителей (Р), специалистов (С) и технических исполнителей (ТИ). Выберите правильный вариант.

Категории управлен-ческих работников Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г
операции операции операции операции
И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А
Р 10 40 50 - -
С 40 60 - -
ТИ - - 90 10 -

И – Т – информационно – технические операции;

А – К – аналитико-конструктивные операции, связанные с анализом информации, целепологанием, выбором оптимального решения;

О – А – организационно – административные операции.

Тест 1.

Какие уровни управления можно выделить в организации?

А) Первичный; Г) Средний;

Б) Высший; Д) Низший .

В) Вторичный;

Тест 2.

Основные функции менеджмента, это:

А) Планирование, организация, мотивация, прогнозирование;

Б) Планирование, организация, мотивация, контроль;

В) Планирование, организация, мотивация, координация.

Тест 3.

Какой из ниже перечисленных конфликтов не относится к типу (уровню) конфликтов в организации (предприятий)?

А) внутриличностный;

Б) межличностный;

В) структурный;

Г) между личностью и группой;

Д) межгрупповой.

Не у всех менеджеров работа одинакова; одни отвечают за выпуск продукции, другие - за исследование спроса, третьи - за сбыт, поставки и т.п. Различия между деятельностью бригадира грузчиков и генерального директора одной компании совершенно очевидны, причем их гораздо больше, чем между деятельностью бригадиров или директоров фирм разных профилей. Причинами различий является горизонтальная и вертикальная дифференциация управленческой деятельности внутри организации.

В крупных организациях объем управленческой работы столь велик, что она требует разделения. Руководители вынуждены координировать работу других менеджеров, те в свою очередь координируют деятельность других и т.д. до уровня, на котором руководители работают непосредственно с исполнителями.

Традиционно управленческую вертикаль делят на три части.

Такое разделение, согласно категорированию Т. Парсонса, предопределяется функциями управленцев. Менеджеры технического уровня заняты текущими операциями и действиями, необходимыми для обеспечения бесперебойной работы (выпуска продукции, оказания услуг). На управленческом уровне менеджеры в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают различные виды деятельности и усилия различных подразделений организации. Лица, представляющие институциональный уровень, обеспечивают разработку перспективных планов, формулирование целей организации, адаптацию последней к подвижкам среды, управляют отношениями между организацией и обществом, в котором она существует.

Более распространенным является структурирование иерархии менеджмента по уровням управления, с выделением высшего уровня (top-management ), среднего (middle ) и линейного (supervisors) или уровня непосредственных руководителей. Поскольку уровни управления имеют четко определенную подчиненность, они составляют иерархию, в которой руководители высшего уровня управляют работой менеджеров среднего уровня, которые в свою очередь обеспечивают координацию деятельности линейных руководителей. Этим управленческая иерархия исчерпывается; далее, за пределами иерархии, располагаются исполнители, получающие четкие задания, координируемые, направляемые и контролируемые (рис. 5.3) .

Менеджеры высшего уровня управления отвечают за принятие решений. Они устанавливают цели, которых должна достигать организация.

Рис. 5.3.

Пунктирная линия на рис. 5.3 разграничивает высшее руководство на руководителя - первое лицо организации (CEO - Chief executive officer) и директорат, состоящий из первых заместителей. Сила и власть на этом уровне ведут к тому, что отпечаток личности руководителей ложится на весь облик компании. Но и ответственность здесь чрезвычайно высока. По мнению Г. Минцберга, работу, связанную с руководством большинством организаций, можно назвать крайне изматывающей. Количество работы, которое приходится выполнять таким менеджерам в течение дня, огромно, а темп выполнения очень напряженный. И после долгих часов работы главный руководитель не в состоянии расслабиться ни физически, ни в своих мыслях. Одна из причин этого - незавершенность работы, которая для живущей и действующей организации не может считаться законченной; соответственно, и руководитель не может быть уверен, что он успешно завершил свою работу. Высокие оклады на этом уровне в то же время предполагают рабочую неделю в 60-80 ч, отпуска продолжительностью не более 10 дней, подчинение всего распорядка жизни проблемам существования организации.

На среднем уровне управления менеджеры играют роль буфера между выше- и нижестоящими руководителями. Главное их предназначение заключается в обеспечении выполнения различными подразделениями задач, порождаемых разделением единой, задаваемой топ-менеджментом цели. Разделение единого на части без утраты целостности - задача весьма непростая, требующая постоянной координации деятельности элементов организации, работающих над различными частями.

В крупных организациях складывается дифференциация внутри среднего уровня управления; на рис. 5.3 пунктиром показано возможное деление на среднее высшее и среднее звенья. Первое составляют главы дивизионов, региональных отделений, стратегических зон хозяйствования; второе представлено руководителями функциональных подразделений. Менеджеры среднего звена получают цели от высшего уровня, делят их на задачи в соответствии с профилем подразделений и трансформируют их в задания, имеющие конкретные технологические спецификации, для передачи следующему уровню управления. Менеджер среднего звена возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Его можно назвать буфером, потому что все недовольство и сверху (от неверно выполненных задач), и снизу (по поводу нереалистичных и неадекватных заданий) достается ему. Большую часть рабочего времени на этом уровне занимает общение (2/3), преимущественно в форме бесед с коллегами среднего звена и линейного уровня.

Уровень линейных руководителей , непосредственных менеджеров (иногда встречается некорректное название «низовой уровень») обеспечивает выполнение конкретных сформулированных заданий. Получая их от руководителей среднего звена, имея определенные ресурсы для выполнения заданий, менеджеры небольших отделов, служб, участков отвечают за правильность использования сырья, оборудования, трудовых ресурсов, распределяют и контролируют деятельность исполнителей, находящихся в их подчинении. Большинство руководителей начинают карьеру в этом качестве. Непосредственный менеджер большей частью находится в своем коллективе, взаимодействует со своими подчиненными, для которых является одновременно направляющей, контролирующей инстанцией и защитником интересов группы, подразделения. Основное время линейный руководитель тратит на контакты с подчиненными, немного на общение с равными по уровню управленческой иерархии и совсем мало на беседы с начальством. Деятельность супервайзера характеризуется напряженностью, большим разнообразием, частой сменой задач, которые в среднем занимают от 1 до 9 мин. Задания, поставленные перед линейным менеджером, имеют конкретный законченный вид и практически всегда реализуются в пределах двух недель.

Различие задач, стоящих перед руководителями разных уровней, в обобщенном виде, безотносительно специфики организаций, отражено Р.А. Фатхутдиновым в учебнике «Система менеджмента». Менеджеры высшего уровня тратят 60% своего времени на стратегические задачи, 25% - на тактические и 15% - на операционные; для руководителей среднего звена эти показатели составляют соответственно 25, 50 и 25%; у линейных менеджеров - 10, 25 и 65% .

Доминанту стратегии в деятельности высшего звена управления, именуемого институциональным уровнем или стратегическим эшелоном, можно объяснить через рассмотрение навыков, требующихся менеджерам на различных уровнях управления.

Руководитель отдела сбыта (любой другой линейный руководитель) использует технические навыки, поскольку участвует в процессе продаж и сам в течение дня осуществляет некоторое количество сделок. От него требуются навыки человеческого общения для мотивации работников и обеспечения того типа лидерства, который необходим в данной организации. Технические навыки позволяют ему работать с предметами, тогда как навыки человеческого общения помогают иметь дело с людьми. В некотором объеме требуются и концептуальные навыки, позволяющие менеджеру соотнести сферу ответственности своего подразделения с другими сферами в организации. Хотя на последние времени уходит немного.

При перемещении руководителя отдела сбыта по служебной лестнице на уровень среднего звена управления технические навыки используются уже не так часто. То, что касается человеческого общения, не утрачивает актуальности и на новом уровне, так как большую часть времени теперь менеджер затрачивает на мотивацию, координацию, поддержание контактов. Для успешного функционирования менеджмента среднего уровня необходимо умение эффективно работать с руководителями других функциональных единиц, поэтому к социальному мастерству добавляются повышенные требования к концептуальным навыкам и их развитию.

Когда менеджер поднимается на вершину иерархической структуры, его технические навыки становятся полезными лишь в редких случаях. Остается прежняя потребность в навыках общения с людьми, и неизмеримо возрастают требования к владению навыками концептуального характера. Задача руководителя на этом уровне заключается в обеспечении единства усилий в сфере производства, исследований, сбыта, финансов, кадров для достижения общей организационной цели. Поэтому на первое место среди управленческих навыков выходит умение сознавать, создавать, поддерживать и развивать эффективную целостность, состоящую из множества разнородных, сложно связанных друг с другом элементов.

На рис. 5.4 показана связь между требуемыми от менеджера навыками и уровнями в управленческой иерархии 1 . Высший уровень руководства в равной мере активно задействует концептуальные и человеческие навыки, оставляя техническим совсем небольшую долю. С переходом на нижележащие уровни растет востребованность технических навыков, которые на уровне исполнителей становятся доминирующими. Навыки человеческого общения имеют особое значение для менеджеров всех уровней, утрачивая ведущую роль на исполнительском уровне. А концептуальные навыки оказываются необходимыми, хотя и в разной мере, всем без исключения работникам организации - от генерального директора до ведущего инженера-исследователя и простого грузчика.

Уровни

Навыки

Линейный

Исполнительский

Концепту

альные


Рис. 5.4.

управления

  • Лифта Дж. К. Менеджмент: учеб, пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Вебли, 2004.
  • Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учеб, пособие. М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1996. Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник. 6-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2007. 864 с.

Управление (Peter F. Drucker) - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

УПРАВЛЕНИЕ (Мескон, Альберт, Хедоури) - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции. Но это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена.

В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Высшие руководители координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т.е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.

Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура.

Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации:

  • руководители низового звена,
  • руководители среднего звена,
  • руководители высшего звена.

Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Например: в некоторых компаниях продавцов называют региональными или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом:

  • технический уровень – соответствует уровню низового звена,
  • уровень – соответствует уровню среднего звена,
  • институционный уровень – соответствует уровню высшего звена.

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА

Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). МЛАДШИЕ НАЧАЛЬНИКИ в основном осуществляют за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена. Большинство руководителей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на одного задания, равнялось 48 секундам. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий.

РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.

Характер работы руководителя среднего звена значительно варьируется от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Во многих организациях руководители среднего звена являются органичной частью процесса принятия решений. Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские творческие предложения.

Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они ловят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев.

РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей – с министрами, а в университете – с ректорами.

Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою . Поскольку организация продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 - 80 часов для него не редкость.

Уровни управления.

Менеджер - ϶ᴛᴏ человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделœенный полномочиями принимать решения по определœенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условия.

Термин ʼʼменеджерʼʼ может употребляться применительно:

К администратору любого уровня управления

К руководителю предприятия в целом или его подразделœению

К организатору конкретного вида работы

К руководителю по отношению к подчинœенному

К менеджеру предъявляются требования высокого профессионализма и компетентности. В нём должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста͵ обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции. В условиях рыночной экономики наибольший взгляд должен быть направлен на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. Сейчас на первое место выдвигаются в основном организаторские качества.

1. Адаптационная мобильность: склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; стремление учить других; желание качественных изменений в организации; готовность к обоснованному риску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание и предприимчивость.

2. Контактность: общительность; интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений; способность располагать к себе людей и видеть себя со стороны, выслушивать; способность понимать и убеждать людей; уметь взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.

3. Стрессоустойчивость: интеллектуальная и эмоциональная защищённость в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений.

4. Доминантность: властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерство в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение; завышенный уровень притязаний, смелость, волевой характер.

В управлении менеджер должен быть наиболее важным, чем ученый. Менеджер должен быть менее образованным, чем ученый, но зато он должен обладать таинствами управления как искусством в силу своих личных качеств, таланта͵ опыта͵ навыков и здравых суждений. Качества менеджера, умноженные на научные знания, дают возможность добиться эффективных результатов в управленческой практике.

Уровень управления - ϶ᴛᴏ вертикальное разделœение труда.

В любой организации вся управленческая работа строго разделœена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителœей во главе отдельных подразделœений, а по вертикали – вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителœей до такого уровня, пока не будет взаимодействия с рабочими. Количество уровней управления должна быть различным. Множество уровней ещё не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объёмами управленческой работы.

Независимо от количества уровней управления, всœех руководителœей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации.

3 уровень: руководители низового звена.

2 уровень: руководители среднего звена.

1 уровень: руководители высшего звена.

По Парсансу: низовой уровень – технический уровень; средний уровень – управленческий уровень; высший уровень – институциональный уровень.

Руководители низового звена - ϶ᴛᴏ управленческий уровень, находящийся непосредственно над рабочими. Данные руководители обеспечивают непрерывность производственного процесса и отвечают за использование оборудования, сырья и трудовых ресурсов. К ним относятся мастер смены, старший мастер, начальник бригады.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителœей низового звена. Перед этими руководителями лежит большая ответственность по переводу стратегических целœей и задач высшего руководства на уровень производственного процесса, они отрабатывают и анализируют информацию о поэтапном достижении миссии предприятия. Примеры: начальник смены, главный инженер, начальник цеха, отдела, директор филиала и так далее.

Руководители высшего звена принимают ответственное решение на предприятии, утверждают миссию и стратегии предприятия, являются обликом любой организационной структуры. От их управленческих навыков зависит эффективная связь внешней среды с предприятием. Примеры: директор предприятия, генеральный директор, президент, вице-президент, ректор, проректор.
Размещено на реф.рф
В течение рабочего времени 70% уходит на запланированные заседания, 12% на работу с бумагами и документами, 6% на телœефонные разговоры, 3% на поездки осмотра встречи, 9% на незапланированные встречи.

Уровни управления. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Уровни управления." 2017, 2018.

  • - Уровни управления.

  • - Уровни управления в организации

    Уровень управления – часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями. Фактическое количество уровней на предприятиях колеблется от 1 – 2 в малых фирмах до 8 – 9 в крупных объединениях и... .


  • - Уровни управления

    Как уже говорилось в разделе «Внутренние переменные организации», в менеджменте различают два вида разделения труда: по горизонтали и по вертикали. Однако, мы возвращаемся к рассмотрению принципов разделения труда из-за того, что оно связано с таким важным понятием как... .


  • - Уровни управления организацией.

    Туризм - это не только важная отрасль экономики, но и сложная организационная структура. Не всегда можно точно определить, что же относится к туризму: потребители не замечают тесного взаимодействия туристских структур, а представители туристских предприятий выделяют в... .

    Уровни управления - это проявление разделения труда в орга­низациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при кото­рой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предпи­санные ему... .


  • - Уровни управления и системы контроля

    Стратегический выбор на функциональном, СЗХ и корпоративном уровнях естественным образом определяет структуру управления и системы контроля. Первый - функциональный уровень. На этом уровне системы управления характеризуются вертикальной дифференциацией.... .


  • - Уровни управления

    Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в... .