Сонорный согласный отличается от шумного. Основы фонетики

Согласные английского языка классифицируют по следующим принципам:

  • место и активный орган артикуляции
  • тип преграды
  • способ образования шума
  • количество шумообразующих преград
  • работа голосовых связок
  • сила произнесения.

Губные согласные

В зависимости от того, какие подвижные и неподвижные органы речи участвуют в артикуляции звука речи, согласные делятся на губные, язычные и гортанные.

Губные согласные могут быть

  • губно-губными , артикулируемыми обеими губами – [w], [m], [p], [b] и
  • губно-зубными , произносимыми нижней губой и верхними зубами – [f], [v].

Язычные согласные

Язычные согласные распадаются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

Переднеязычные согласные могут быть

  • межзубными (предорсально-зубными) – [θ], [ð] (поверхность передней части языка образует неполную преграду с верхними зубами);
  • апикально-альвеолярными – [t], [d], [n], [l], [s], [z], [∫], [ʒ], , (передний край языка поднят к альвеолярной дуге);
  • какуминально-заальвеолярными – [r] (передний край языка поднят вверх и слегка загнут к заднему скату альвеол).

В среднеязычных согласных преграда образуется поднятием средней части языка к твёрдому нёбу. Так артикулируется единственный в английском дорсально-палатальный звук [j].

Заднеязычные согласные артикулируются поднятием задней части языка к мягкому нёбу – [k], [g], [ŋ]. Это дорсально-велярные звуки.

Гортанный согласный

Единственный в английском языке гортанный звук [h] образуется в гортани: выдыхаемый поток воздуха с лёгким шумом трения проходит через суженную голосовую щель, голосовые связки не вибрируют, органы речи в надгортанных полостях занимают положение, необходимое для произнесения следующего за гортанным согласным гласного звука.

Смычные/щелевые согласные

По типу шумообразующей преграды согласные подразделяются на смычные, при произнесении которых в ротовой полости образуется полная преграда, и щелевые, при артикуляции которых в ротовой полости образуется неполная преграда.

Смычные согласные: [p], [b], [t], [d], [k], [g], [m], [n], [ŋ], , .

Щелевые согласные: [f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [∫], [ʒ], [h], [w], [l], [r], [j].

Шумные согласные

Как смычные, так и щелевые согласные могут быть шумными и сонантами.

Смычные шумные согласные подразделяются на взрывные и аффрикаты . При произнесении взрывных согласных полная преграда размыкается, воздух выходит из ротовой полости, производя шум взрыва: [p], [b], [t], [d], [k], [g]. Аффрикаты представляют собой звуки, в которых происходит тесное слияние смычного начала с фрикативным отступом. Размыкание органов речи, образующих полную преграду, происходит плавно, звуки артикулируются 1 усилием: , .

Фрикативные согласные

При артикуляции щелевых шумных согласных (фрикативных) воздух выходит через узкую щель, при этом создаёт шум трения. Форма щели может быть плоской, как в [f], [v], или круглой, как в [s], [z]. Фрикативные согласные: [f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [∫], [ʒ], [h].

Носовые сонанты

Смычные сонанты являются носовыми. В ротовой полости образуется полная преграда, мягкое нёбо опускается, и воздух выходит через носовую полость. Носовые сонанты: [m], [n], [ŋ].

Ртовые сонанты

Щелевые сонанты являются ртовыми. Они подразделяются на срединные сонанты, при образовании которых боковые края языка подняты и касаются боковых зубов, а воздух выходит вдоль центральной части языка – [w], [r], [j], и боковые , при произнесении которых передний край языка поднят к альвеолам и касается их, а боковые края опущены, воздух выходит через боковые проходы – [l].

1/2-фокусные согласные

Большинство английских согласных – 1-фокусные, так как имеют одно место образования, т.е. 1 шумообразующий фокус. Однако в ряде случаев в дополнения к главной, шумообразующей преграде наблюдается вторая преграда, придающая звуку дополнительный оттенок. Такие согласные – 2-фокусные. Второстепенная или дополнительная преграда может быть образована поднятием средней части языка к твёрдому нёбу. В таком случае звук приобретает мягкий оттенок. Это второй средний фокус в звуках [∫], [ʒ], , и в так называемом «светлом» варианте звука [l]. Если вторичная преграда образуется поднятием задней части языка к мягкому нёбу, то создаётся акустический эффект веляризации, звук приобретает твёрдый, несмягчённый оттенок. Это второй задний фокус, наблюдаемым в звуках [w], [r] и в так называемом «тёмном» варианте звука [ł].

Звонкие/глухие согласные

По наличию/отсутствию вибраций голосовых связок согласные бывают звонкие, сопровождаемые колебаниями голосовых связок, и глухие, при произнесении которых голосовые связки пассивны и не вибрируют. К первым относятся звонкие шумные согласные и сонанты, ко вторым – глухие шумные согласные.

Сильные/слабые согласные

В английском языке глухие согласные произносятся энергично, они называются сильными. Звонкие английские согласные сопровождаются слабой мышечной напряжённостью, они называются слабыми. В русском эти различия несущественны.

English Joke

Mrs. Herman from London was visiting some friends in Florida when she saw a little old man rocking merrily away on his front porch. He had a lovely smile on his face. She just had to go over to him.
«I couldn’t help noticing how happy you look. I would love to know your secret for a long and happy life.»
«I smoke four packets of cigarettes a day, drink five bottles of scotch whiskey a week, eat lots and lots of fatty food and I never, I mean never exercise.»
«Why, that’s absolutely amazing. I’ve never heard anything like this before. How old are you?»
«I’m twenty six,» he replied.

Откуда берется звук?

Формирование любого звука, который может произнести человек, начинается в дыхательном аппарате: воздух попадает в легкие, а затем выходит из них по направлению к гортани - этот процесс называется инициация. Из легких воздух попадает в гортань, где находятся голосовые связки. В зависимости от того, будут или не будут связки колебаться, там происходит или не происходит процесс фонации. Связки колеблются - звук получается звонким (любой гласный или звонкий согласный), не колеблются - звук получается глухим (глухой согласный).

Из гортани воздух попадает в ротовую полость, в которой происходит процесс, определяющий все остальные характеристики звука, кроме глухости/звонкости, - артикуляция, т. е. принятие органами речи (язык, губы, нёба, зубы, маленький язычок - увула) того положения, которое нужно для производства конкретного звука. Так, например, чтобы произнести звук [п], мы должны плотно сомкнуть губы, а для звука [к] надо задней частью языка коснуться заднего нёба.

Гласные и согласные звуки

Как и во всех остальных языках мира, в русском языке есть гласные и согласные звуки. Их общее количество немногим превышает сорок и является средним (не большим и не маленьким) по сравнению с другими языками мира. Согласных у нас в шесть раз больше, чем гласных, - русский язык консонантный (языки, в которых набор гласных больше и разнообразнее, называются вокалическими).

Все мы с вами еще в начальной школе научились отличать гласные звуки от согласных: гласные - те, которые можно пропеть, согласные - те, которые пропеть нельзя. На самом же деле мы можем долго шипеть [ш], свистеть [c], а если очень постараться, то и мычать [м], тянуть [н] и т. д. Как это можно объяснить? Есть ли другие способы различения гласных и согласных звуков?

Главное отличие гласного звука от согласного заключается в их способе образования, а именно - в наличии или отсутствии преграды в речевом тракте. Гласный звук - это тот, который мы образуем за счет вывода воздуха из легких через гортань и ротовую полость, не строя в речевом аппарате никаких преград, а просто меняя объем ротовой полости. Согласный - звук, который, чтобы выйти наружу, должен преодолеть какую-то преграду (сомкнутые губы, касание языком зубов или нёба). Но качество этой преграды (или по-другому сужения) и способа ее преодоления может быть разным, поэтому некоторые согласные звуки действительно можно «растянуть», например, как [ш], [c], [м] или [н].

Классификация согласных звуков

Место образования

Так как для образования согласного звука необходима преграда, в области речевого тракта, где происходит это сужение, находится место образования согласного. Обычно оно называется по двум органам его образующим: активному и пассивному. К активным органам относят:

· язык, а точнее его переднюю часть, т. е. кончик (тогда согласный переднеязычный), среднюю часть (среднеязычный), и заднюю, т. е. корень (согласный заднеязычный);

· нижнюю губу (согласный губной).

К пассивным:

· нёбо, а именно: переднее нёбо - альвеолы (согласный передненёбный или альвеолярный), среднее - твердое нёбо (средненёбный) и заднее - мягкое нёбо (задненёбный);

· верхние зубы (согласный зубной), т. к. нижние просто не участвуют в артикуляции;

· верхнюю губу (согласный губной). Конечно, она тоже двигается во время артикуляции, но только вместе с нижней и значительно меньше. Нижняя губа может участвовать в образовании звуков без участия верхней, например, [в] или [ф].

При сочетании какого-то активного и какого-то пассивного артикулирующих органов, мы получаем классификацию согласных звуков по месту образования:

· губно-губные (билабиальные), например, [м], [п], [б];

· губно-зубные (лабиодентальные), например, [в], [ф];

· переднеязычные зубные (дентальные), например, [т], [д], [c], [н], [л];

· переднеязычные передненёбные (альвеолярные), например, [ш], [ж], [р];

· среднеязычные средненёбные (палатальные), например, [j];

· заднеязычные средненёбные, например, [к’], [г‘], [х‘];

· заднеязычные задненёбные (велярные), например, [к], [г], [х].

Способ образования

Мы уже немного поговорили о разнице между способами образования гласных и согласных звуков. Гласные образуются без преграды в речевом тракте, а потому при полном отсутствии шума. Для согласных, наоборот, преграда необходима. Типы этой преграды (или сужения) могут быть разными, как и способы ее преодоления.

Наиболее близкими к гласным по способу образования являются согласные-аппроксиманты : степень сужения у них незначительная, а потому шум образуется только при отсутствии голоса (т. е. когда голосовые связки не колеблются). К аппроксимантам в русском языке относятся такие согласные, как [л], [л‘] и [и̯] («и неслоговой»).

Существенное, но еще не полное сужение, т. е. щель, необходимо для образования щелевых , или фрикативных, согласных. По форме щели они делятся на плоскощелевые (например, [ш], [ж], [х], [j]) и круглощелевые (например, [c] и [з]). Переднеязычные плоскощелевые мы называем шипящими: [ш], [ш’], [ж], [ж‘], [ч], [ч‘], а переднеязычные круглощелевые - свистящими: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц], [ц‘].

Следующим уровнем сужения является полная смычка, т. е. плотное прикосновение активного артикулирующего органа к пассивному, которое приводит к запиранию воздушного потока. Согласные, образованные таким путем, называются смычными. В зависимости от того, как способом звук преодолевает получившуюся смычку, выделяются несколько типов смычных согласных:

· взрывные - воздух упирается в смычку, создается избыточное давление, которое приводит к резкому размыканию органов, т. е. к так называемому взрыву (например, [т], [б], [к] и др.);

Лайфхак! Взрывные звуки легко отличить от остальных согласных: это единственный тип согласных, которые нельзя протянуть, просвистеть, промычать и т. д. Попробуйте долго тянуть, например, звук [б]: у вас это не получится, даже несмотря на его звонкость. Вы можете только постепенно нагнетать давление на смычку, оттягивая момент взрыва.

· аффрикаты - воздух упирается в смычку, которая под давлением не размыкается резко, а просто переходит в щель. Таким образом, аффрикаты, грубо говоря, состоят из двух звуков: смычного взрывного и щелевого (например, [ц] = [т͡с] и [ч’] = [т͡ш‘]);

· носовые - смычка находится в ротовой полости, но воздух не замыкается, а проходит через носовую полость за счет поднятия маленького язычка - увулы (например, [м], [н]);

Лайфхак! Если очень сложно запомнить, какой звук является носовым, можно при его произнесении прикладывать руку к носу. Чувствуется вибрация - носовой, не чувствуется - не носовой.

· дрожащие - состоят из нескольких смычек с вокальными элементами между ними ([р]).

Сонорные и шумные согласные

Еще одна классификация, применимая к согласным звукам, - это деление их на сонорные и шумные согласные. К сонорным относятся следующие согласные русского языка: [м], [м‘], [н], [н‘], [р], [р‘], [л], [л‘], [j], [и̯]. Все остальные согласные звуки являются шумными. Можно заметить, в списке сонорных находятся те согласные звуки, которые, как мы привыкли считать, всегда звонкие, т. е. не имеют глухой пары. Попробуем выяснить, как так получилось.

Дело в том, что сонорные согласные являются средним звеном между гласными и шумными согласными: несмотря на то, что при их произнесении тоже образуется преграда, она не препятствует прохождению воздуха. Так, при носовых согласных [м], [м‘], [н] и [н‘] воздух выходит через носовую полость. При образовании аппроксимантов [л] и [л‘] боковые края языка опускаются и воздух проходит по бокам ротовой полости (поэтому эти звуки называется боковыми аппроксимантами, а противопоставленный им аппроксимант [й] - срединным ). При дрожащих [p], преграда образуется на слишком короткое время, так что шум не успевает возникнуть.

Кстати, было бы правильнее относить к сонорным еще и звуки [в] и [в‘], потому что при контакте с другими согласными они ведут себя именно как сонорные, а не как шумные. Например, когда за глухим шумным согласным в слове следует звонкий шумный, второй влияет на первый и глухой озвончается (например, отбор [адбо́р]). Если последующий согласный сонорный, то это не происходит (например, отрыв [атры́ф]). Заметим, что перед звонкими [в] и [в‘] глухие шумные тоже не озвончаются: обхват [апхва́т], ответ [атв’е́т].Получается, [в] и [в‘] тоже сонорные.

Звук — это минимальная нерасчленимая единица озвученного речевого потока, которая не имеет значения. Изучению звукового строя языка, всех его проявлений и функций посвящен раздел лингвистики, называемый фонетикой.

Фонетическая система русского языка содержит в себе 42 звука, 6 из которых являются гласными, а остальные 36 — согласными. Особого внимания заслуживают сонорные звуки в русском языке. Как правило, произношение некоторых из них вызывает наибольшие трудности у детей, которые только учатся говорить. Чтобы понимать, что такое сонорные звуки, необходимо рассмотреть систему звуков русского языка в целом.

Каждому звуку присущи следующие характеристики:

  • акустическая;
  • артикуляционная;
  • функциональная (смысловая).

Акустическая характеристика

Охарактеризовать звук с точки зрения акустики — значит охарактеризовать то, как он звучит. Это можно сделать по его звучности, силе и высоте.

Звучность позволяет разделить вокальные и невокальные звуки. Невокальными являются все шумные согласные. К вокальным относятся все гласные и сонорные согласные звуки.

С точки зрения силы звуки могут быть консонантными и неконсонантными. Консонантными, т. е. слабыми, являются все согласные, а неконсонантными, т.е. сильными — все гласные.

С позиции высоты звук может быть, соответственно, высоким или низким. Высокими являются гласные переднего ряда, переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. Все остальные гласные и согласные являются низкими звуками.

Понятие артикуляции

Артикуляцией называется процесс образования звуков. Речевой аппарат человека, с помощью которого образуются звуки, представлен достаточно большим набором органов. Сюда входят легкие, гортань, голосовые связки, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, губы и язык. Поток выдыхаемого воздуха выходит из легких и проходит через образованную голосовыми связками щель в гортани. При напряженных и колеблющихся голосовых связках образуется голос (тон). Он служит основой для гласных, звонких и сонорных согласных звуков. Если голосовые связки расслаблены, голос не образуется, возникает шум, который лежит в основе шумных согласных.

Дальнейшее разграничение звуков происходит в ротовой полости в зависимости от того, какую преграду встречает на своем пути воздушная струя.

Характеристика гласных

Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.

Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).

Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.

Характеристика согласных

При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своем пути разного рода преграды. Во время преодоления преграды возникает шум. Поэтому главное отличие согласного звука от гласного — это наличие помимо тона (голоса) еще и шума. Возникновение конкретного согласного звука зависит от места образования преграды и способа ее преодоления. Таким образом, все они разделяются в зависимости от соотношения тона и шума, места и способа образования.

По соотношению тона и шума согласные делятся на сонорные звуки, звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные являются шумными, т.к. в их образовании шум участвует или наравне с голосом (звонкие), или преобладает над голосом (глухие).

При произношении согласного звука преграда может быть образована языком или губами, поэтому все согласные делятся по месту образования на губные и язычные.

По способу образования, или по способу преодоления преграды, они бывают смычными, щелевыми, смычно-щелевыми (аффрикатами), смычно-проходными и дрожащими.

Еще одной характеристикой согласных является палатализованность (твердость/мягкость). Пары по твердости/мягкости не имеют только несколько согласных звуков: ж, ц (всегда твердые) и ч, j (всегда мягкие).

Характеристика сонорных звуков

Что такое сонорный звук, становится понятно уже из перевода данного определения. Слово "сонорный" происходит от латинского sonorus. Это означает "звучный". Действительно, при образовании такого звука преобладает голос, а шум настолько минимален, что сонорные звуки становятся близки к гласным. Сонорными звуками в русском языке являются м, м", н, н", л, л", р, р", j.

Обратите внимание. Главное, в чем особенность сонорных звуков - то, что при прохождении через преграду в ротовой полости воздух, образующий звук, находит пути обхода. Так, например, при образовании звука л и его мягкой пары воздух обходит смычку, образованную языком и верхними зубами, по бокам. Соответственно, по месту образования этот звук является язычно-зубным. А по способу образования — смычно-проходным. При образовании звука р и его мягкой пары поток воздуха заставляет вибрировать смычку, образованную языком и твердым небом. Таким образом, он является по месту образования язычно-альвеолярным, а по способу образования — дрожащим (вибрантом). Интересно, что такой сонорный звук, как j (й) очень похож по своему образованию на гласный и. Однако во время его произношения происходит значительное сужение при прохождении потока воздуха. Из-за этого возникает незначительный шум, который и позволяет отнести данный звук к согласным. По месту образования j является язычно-средне-небным, по способу образования — щелевым, и бывает только палатализованным (мягким).

Все сонорные звуки в русском языке не имеют пары по глухости/звонкости и бывают только звонкими. На конце слова не происходит оглушение сонорных звуков, как бывает с остальными звонкими согласными.

Ротовые и носовые сонорные звуки

В зависимости от положения небной занавески образуются разные согласные звуки. Если небная занавеска приподнимается и прижимается к задней стенке зева, проход в носовую полость для воздушной струи закрывается. Образующиеся таким способом звуки называются ротовыми. Или чистыми. Если же небная занавеска опускается, проход в носовую полость для воздушной струи открывается, и носовая полость служит дополнительным резонатором при образовании звука. Таким способом образуются звуки, называемые носовыми, или назальными.

В русском языке только четыре назальных звука: м, м", н, н". По месту образования м и его мягкая пара является губно-губным, а по способу образования — смычно-проходным. Звук н и его мягкая пара по месту образования является язычно-зубным, а по способу образования — смычно-проходным.

Итак, понимание, что такое сонорный звук, возможно лишь при полноценном осознании механизма образования звуков. То есть их артикуляции. Знание особенностей сонорных согласных звуков помогает определить их место в фонетической системе русского языка.

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог [к] порок [к] , молод [т] молот [т] , коз [с] , — кос [с] и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: грузд ь — груст ь [грус"т" ], подъезд — подъест [пΛдјэ ст ] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишо л по јэст] (пришел поезд );

2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [ј] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап ја], [рот ваш] (прав он, сад наш, слабя, род ваш ). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он .

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ ] (дужка — душка ), [в"и с"т"и — в"и с"т"и ] (везти — вести ), [фп"ьр"и м"эшку — фп"ьр"и м"эшку] (вперемежку — вперемешку ).

Перед сонорными, а также перед [ј] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут , [Λт јэст] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);

2) на стыке предлогов со словом: [гд"элу] (к делу), [зд"элъм] (с делом);

3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (го д-то), [до д"ж"бы] (до чь бы);

4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости.

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

1) перед гласным звуком [э] ; [б"эл], [в"эс], [м"эл], [с"эл] (бел, вес, мел, сел ) и т.п.;

2) перед [и] : [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили ).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце — кольце ).


Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] . Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х] , а также [л] : глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу и т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л"ёс]; ср. [лт"бр]) и перед частицей ([рбс — л"и]; ср. [рлсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ш, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"ёс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка"с"ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь)^ Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ьз"-н"иевб), [б"иес"-с"ил] (разделитъ, растянуть, без не-го, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возмож-но внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с-и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"ёр"], [д"в"ёр"], [т"в"ёр"], [с"п"ёт"], [с"-н"им], [ис"-п"ёч"], [рлз"д"ёт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"ён"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прлс"ит"] — [проз"бъ], [мъллт"ит"] — [мъллд"ба] (просить — просьба, молотить— молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] — [злпбл"ньц] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш"] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [жат"], [рлжат"] (сжать,разжать); [тыт"], [рлтыт"] (сшить,расшитъ); [т"от], [рлт"бт] (счет,расчет);[р\зн6т"ик], [извбт"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [жаръм], [таръм] (с жаром, с шаром); [б"иежаръ], [биппаръ] (без жара, бвз шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетанре жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [пож"ъ] (позже), Цёж"у] (езжу); [вбж"и], [дрбж"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч"], [ц]: [лч"бт] (отчет), [фкра"цъ] (вкратце),

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [у"сныд], [пбзнъ], [т"иесл"йвыд], [г"иганск"ид"], [ч"уствъ], [с"ёрдцъ], [сбнцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или при-ставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса со-гласные сокращаются до двух: [расор"ит"] (раз+ссорить), [сылкъд] (сссылкой), [кллбныд] (колонна+н+ый); [лд"ёскш] (Одесса+ск+ий).