Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка". «Незнакомка», анализ стихотворения



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

образовательная: закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.

развивающая: развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;

воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэзии Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств, постижением высшей духовности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока. (1 слайд).

Вступительное слово учителя. (2 слайд).

Блок – поэт – символист, а у символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть “тайнопись неизреченного”. Вторая по значимости категория поэтов символистов – Музыкальность. Поэзии А. Блока - поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” - переживания или мироощущения поэта. А чтобы понять тайны поэзии, вспомним увлечённость Блока философией Соловьёва об идеале Всеединства – Вечной женственности. Не забываем и время жизни и творчества поэта. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. “Страшный мир”... Так называется центральный цикл (вторая книга) стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” - предпосылка всего творчества Блока.

Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами – символами, “Незнакомка”. Анализируя стихотворение, вы должны увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию. Услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну. И по возможности постараемся создать модель произведения Блока “Незнакомка”.

II. Выразительное чтение стихотворения. (2–9 слайд).

III. Целеполагание. (10 слайд).

Перед нами стоит задача: опираясь на текст стихотворения, создать модель произведения. Для этого нужно определить:

  • время написания стих;
  • ключевые слова – образы – символы (ассоциации);
  • композицию;
  • тему, (микротемы);
  • как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);
  • лирический герой;
  • связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия;
  • собрать материал воедино: тема, символ, ключевые слова, ассоциации, выразительные средства, Добавить воображение, создать модель, которая бы раскрывала основную тему стихотворения.

Индивидуальное задание у доски: Цветовая символика стихотворения. (Учащийся работает с интерактивной доской)

Индивидуальное задание с места: один учащийся целенаправленно следит за звукописью стихотворения и вставляет свои замечания во время комментированного чтения.

IV. Пошаговое комментированное чтение стихотворения. Работа коллективная, с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышлениям учащихся.

По ходу работы учащиеся заполняют таблицу. (Приложение 1)

1. Дайте характеристику времени написания стихотворения. (11 слайд. Слайд раскрывается после ответов учащихся, затем заполняется таблица).

Ответы учащихся: 1906 год. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь - ЛД Менделеева, ушла к его близкому другу - поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Это стих. принадлежит к периоду написания “Страшного мира”.

Обобщения учителя: Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.

2. Ключевые слова – образы – символы 1 строфы. Ассоциации. (12, 13 слайды. Раскрывается по мере ответов учащихся. В слабом классе слайды можно открывать перед ответом, с целью направить на рассуждение).

Ответы учащихся: Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины “страшного мира”. Оксюморон – весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: “дик и глух” - город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе.

Обобщения и добавления учителя: Отсутствие музыки означало для Блока отсутствие жизни, омертвелость. Диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности “страшного мира”. Развернутая метафора:

это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Для ранней лирики Блока было бы безусловно невозможным сочетание вечеров с ресторанами, там это было бы уродливым смешением лексических рядов. В “Незнакомке” это, оказалось возможным, поскольку сама жизнь перемешивает прекрасное и безобразное.

3. Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации. (14 слайд.)

Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.

Ответ учащегося по цветовой символике (15 слайд Серый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. Хотя у Блока жёлтый цвет олицетворяет трагичность.

4. Ключевые слова – образы – символы 3 строфы. Ассоциации. (16 слайд)

Ответы учащихся: Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически.Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений.Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.

Ответ учащегося по звукописи (17 слайд): В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а-ы, и-ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.

Обобщения и добавления учителя: Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался Блоком как антиэстетический звук - режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.

5. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? (18, 19 слайды)

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск… Луна как вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки “испытанных остряков, кривится, пораженная их нестерпимой пошлостью. Автор луну называет диском.

Лакеи сонные торчат, пьяницы с глазами кроликов - продолжается та же тема пошлости, которую отвергает лирический герой.

Обобщения и добавления учителя: Мотив этих двух строф - отчаяние от одиночества лирического героя.Оно звучит в смиренном и горьком признании:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.

6. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? (20 слайд)

Ответы учащихся: 2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.

Обобщения и добавления учителя: В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

(21 слайд). Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку - оказывается, на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...” . Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый - тревожное.

7. Образы – символы второй части стихотворения. (22 слайд)

Ответы учащихся: каждый вечер (анафора), сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Лексика возвышенная. Переход к другой картине прямо противопоставлен окружающей пошлости.

Обобщения и добавления учителя: Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Мы ощущаем возвышенное поэтическое восприятие лирического героя обаяние и красоту таинственной героини. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.

8. Сравним звукопись второй части с первой. (23 слайд)

Ответы учащихся: Появление Незнакомки (Дамы из Космоса) сопровождается шуршащими звуками. Логически это можно объяснено тем, что она - или в черных шелках (“шелками черными шумна”), или со шлейфом, но можно сравнить с приходом чего-то таинственного, необъяснимого.

Ассонансы на А создаёт ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…”; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, // В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне…” и далее. Ассонансы на “У” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(У)т древними поверьями // Ее УпрУгие шелка, //И шляпа с траУрными перьями, //Ив кольцах Узкая рУка”.

9. Сравните лексику двух частей. (24 слайд)

Ответы учащихся: Лексика первой строфы (“И каждый вечер друг единственный...”) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы (“А рядом у соседних столиков...”) - низкая (“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.

10. Найдите противоположные образы.

“Горячий воздух дик и глух” - “Дыша духами и туманами”; “женский визг” - “девичий стан”; “бессмысленный... диск” луны - “солнце”; “скука загородных дач” - “очарованная даль”; “канавы” - “излучины” души; “бессмысленный... диск” - “истина”.

Обобщения и добавления учителя: Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя.

Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими “траурными перьями”. Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.

11. Что видит и чувствует лирический герой? (25 слайд)

Ответы учащихся: Очи синие бездонные, берег очарованный, И очарованную даль.

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный..

За этим реальным или воображаемым обликом лирическому герою видится “берег очарованный и очарованная даль”. Берег - символ у Блока, значение которого - новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Солнце - символ Женственности, символ счастья, любви.

Обобщения и добавления учителя: Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве.

12. Связь стихотворения с другими произведениями Блока.

V. Вывод по уроку.

По ходу беседы, анализа стихотворения заполнялась таблица, в которой отмечены все важные детали для полного понимания стихотворения.

Моделирование – это только один из приёмов анализа стихотворения. Порядок работы очень похож на порядок интерпретации стихотворения. Обращая внимание на детали, проникая в подтекст произведения, описывая свои чувства, мы создаём модель, опираясь на которую можно написать сочинение по стихотворении.

Выделим эти ключевые моменты:

Какова тема стихотворения?

Основной принцип построения? (Антитеза – противопоставление)

Каковы символы – образы в стих?

Как помогают выразительные средства раскрыть тему стих?

Каково место лирического героя в произведении?

Как связано данное стихотворение со всем творчеством поэта?

VI. Итог урока – модель стихотворения - видеоролик. (Видеоролик по стихотворению Блока “Незнакомка”).

VII. Домашнее задание.

1 Вариант. Сочинение-интерпретация стихотворения Блока “Незнакомка”.

2 Вариант. Модель стихотворения.

Литература.

1. Блок А.А. Избранные произведения. - Л., 1970.

2. В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 класс. М.: Дрофа, 2000.

3. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Лирика А.А. Блока. М.: Просвещение, 2005.

“Незнакомка” – самое известное и самое глубокое стихотворение Блока, которое стало переходным в его творчестве. Раний этап, когда он мог воспевать неземные идеалы, завершается, его поэзия становится ближе к реальности, но в то же время он продолжает ждать чуда. Краткий анализ “Незнакомка” по плану раскрывает этот период творческого развития Блока и может быть использован на уроке литературы в 11 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1906 году, причем был даже непосредственно зафиксирован момент его создания. Это сделал друг поэта Андрей Белый.

Тема стихотворения – столкновение мечты с реальностью.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первое поэт реалистично и с иронией описывает петербургский пригород, а во второй показывает свою мечту, прекрасную незнакомку.

Жанр – рассказ в стихах.

Стихотворный размер – ямб с элементами пиррихия.

Эпитеты “горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег” .

Метафоры “дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами” .

Сравнение “как я, смирен и оглушен” .

История создания

Это стихотворение написано в 1906 году, когда в жизни Александра Блока наступил сложный период. История создания этого произведения тесно связана с личными переживаниями поэта: его любимая жена увлеклась Андреем Белым, с которым Блок был дружен, и между ними завязался роман. Не в силах перенести душевны страданий, поэт отправлялся бродить по петербургскому пригороду. Так он открыл для себя Озерки и маленький ресторанчик, где пьянствовали местные. Он приходил туда каждый вечер, заказывал вино и пил до тех пор, пока не начинал немного забываться.

И вот после одной из таких прогулок он вернулся домой и принес мятый листок с выстраданными строчками, которые показывали его разочарование в действительности. Свидетелем возвращения пьяного Блока, который показывал жене стихи, стал второй виновник его страданий – Андрей Белый, который позже описал этот случай в своих воспоминаниях.

Оно включено в поэтический сборник под названием “Город”, а напечатано впервые в 1907 году, в сборнике “Нечаянная радость”.

Тема

Стихотворение посвящено конфликту реальности, которую поэт видит как захудалую забегаловку в пригороде Петербурга, и мечты, воплощенной в образе прекрасной незнакомки, которая зачем-то туда приходит. Главный герой даже не знает, действительно ли это живая женщина или плод винных грез.

Композиция

Композиционно это произведение делится на две части.

Первая полностью посвящена реальности, которую поэт видит как захудалый ресторанчик, куда приходят только выпить, так что там есть только пьяные. Да и сам лирический герой ничем не отличается от местных забулдыг – он сидит с бокалом вина, оглушенный алкоголем. Даже солнцу не хочется смотреть, что происходит в этом месте.

Вторая часть противопоставляется первой – в ней поэт описывает прекрасную незнакомку, которая кардинально отличается от местного сброда. Лирический герой может детально описать ее образ и все же не уверен, что она не является плодом его фантазии. Она – то сокровище, которое он хранит в своем сердце. И все же заканчивается стихотворение печально: даже такая прекрасная места не в силах вырвать героя из винного плена.

Для Блока невозможно совместить эти два мира, мечта и реальность навсегда останутся на разных берегах.

Жанр

Это классический рассказ в стихах, неважно, описывает ли он реальность или грезы лирического героя. Блок намеренно придал своему полумистическому произведению такую приземленную форму, чтобы подчеркнуть свою идею о то, что Вечная Женственность не существует в реальности, ее место – в духовных эмпиреях. Оно написано четырехстопным ямбом, который иногда прерывается пиррихиями. В выборе стихотворного размера также прослеживается стремление к намеренной простоте. Перекрестная рифма помогает подчеркнуть и выделить важные для понимания произведения мысли и также делает его простым для понимания.

Средства выразительности

Как и всегда, поэт использует в стихотворении яркие выразительные средства, их много и все они работают на художественную идею. Основные – это:

  • Эпитеты – “горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег” .
  • Метафоры – “дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами” .
  • Сравнение – “как я, смирен и оглушен” .

Особенно ярко в этом произведении работают эпитеты: намеренно грубые и некрасивые сравнения используются в первой его части, описывающей действительность, а поэтические и романтические – во второй.

«Незнакомка» является одним из самых любимых стихотворений Блока. Его знают и помнят даже люди, далекие от литературы модернизма и замысловатой элитарной поэзии. В этом смысле оно стало подлинно народным произведением. А все потому, что эта утонченная лирика стала символом романтичности, веры в красоту и любовь, без которых немыслима жизнь человека.

Незнакомка у Блока — это преобразованный образ Прекрасной Дамы, который обрел реальные черты. Изящная женщина, легкая и хрупкая, одетая в темную вуаль. Она настолько сильно выбивается из общей картины окружающей ее среды, как будто снизошла из совершенно другой реальности, лишенной грубости, пошлости и беспробудного пьянства. Она появляется словно сон, окутанная таинственностью и манящей красотой. «Очи синие бездонные» полны очарования и загадочности. Незнакомка — это «спасательный круг» лирического героя, это то, что так ему необходимо, чтобы выбраться из бездонной пучины. Кроме того, этот образ помогает создать эффект двоемирия и показать раздвоенность сознания рассказчика. Несмотря на то, что благодаря незнакомке он мимолетно отвлекается от грубой и тяжелой действительности, окружающий его мир никуда не исчезает, хотя и уходит временно на второй план. В этой женщине отразились все романтические мечты поэта и его вера в добро. Она является воплощением романтики и непорочности, которая очищает и поэта, помогая ему, в конечном итоге, отказаться от пьянства и сделать выбор в пользу жизни.

Композиция

Композиция делится на две части. Такая система позволяет лучше раскрыть главную мысль автора и изобразить контраст противоположностей. Первая часть (шесть катренов) живописует реалии пошлого низменного мира. Вторая (последующие семь катренов) — рассказывает нам о мире возвышенном, средоточии мечты Блока, которое кажется настолько тонким и недосягаемым, но в то же время, это единственное, что помогает герою спастись и не провалиться в глухую и мрачную пропасть окружающей его действительности. Эти два пространства настолько несовместимы, настолько параллельны, что кажется, одно из них — иллюзия или галлюцинации. Но в этом противопоставлении поэт хотел выразить свое стремление к чистой и беззаветной любви, которую не в силах запятнать даже самая безнравственная и пошлая реальность.

Главная идея

Даже в самом черством, низком и убогом мире можно найти красоту, стоит только поверить в нее. В такой хрупкой женственной натуре герой увидел невероятно сильную личность, которая, невзирая на свои душевные терзания, справляется с переживаниями своими собственным силами, не ища «забвения в вине». Именно это поразило лирического героя до глубины души и заставило задуматься. Благодаря незнакомке, герой предается размышлениям о своей собственной жизни, начинает анализировать свое поведение и признает свои ошибки. Словно прозрев, он понимает, что на долю каждого человека могут выпасть нелегкие испытания, но нужно найти в себе силы справиться с ними. Нельзя опускать руки, нет смысла в бездействии и пьянстве, все зависит только от нас самих. Красота настолько воодушевила рассказчика, что он воспарил духом и забыл про окружающую пошлость. Значит, душе необходимо видеть и ценить прекрасное вокруг себя – вот главная идея «Незнакомки». Не стоит прогибаться под тягостью проблем, только тогда человек сможет обрести гармонию с самим собой, духовную наполненность, силу духа и справиться со всеми испытаниями и горестями, которые уготовила жизнь. И в этом ему поможет прелесть окружающего мира. Именно ее нужно впустить в сердце. Здесь продолжает жизнь важная мысль Достоевского: «Красота спасет мир».

Тематика

Одухотворенные люди чаще страдают. Их мировоззрение сложнее, чем у закоренелых обывателей с их бытовым сознанием. Перед ними стоят не столько внешние, сколько внутренние препятствия: они живут в большей степени мыслью, а не телом. Поэтому основная тема в стихотворении «Незнакомка» — столкновение реальности и мечты. Блок тоже переживал этот конфликт и не мог игнорировать его в творчестве. Напротив, он стремился излить свое ощущение на бумагу и исцелиться.

Для воплощения драматичности внутренней борьбы автор использует приемы противопоставления или антитезы. Светлый романтический идеал противопоставляется суровой действительности. Этот конфликт типичен для романтического направления, в русло которого, как к истокам, возвращался поэт-символист.

Мир в «Незнакомке» Блока

Главный герой исполнен полного отвращения ко всему происходящему вокруг него. Тяготы, переживания и муки одинокого существования он пытается заглушить вином. Рассказчик словно находится в лабиринте пьянства, безысходности и бессмысленного существования, откуда нет выхода.

Здесь все лишено красоты и гармонии. И вдруг, среди этой гремящей бездны, появляется Незнакомка, окутанная таинственной дымкой и ароматом духов. Она остановится воплощением прекрасного и женственного, олицетворением всего того, чего так недостает миру — любви, гармонии и возвышенности.

Незнакомка – это и есть мечта. Она окрасила смрад будней запахом экзотических цветов и неведомых стран. Ее пришествие пробуждает фантазию и музу автора, заставляя его возвыситься над суетой и сутолокой, предаться любви, пусть придуманной, загаданной, эфемерной, но все же чарующей и волнующей его оскорбленные реальностью чувства.

Кабак для русского поэта традиционно выступает символом противоестественной и жестокой действительности. Вспомнить хотя бы Есенина, который вовсе не посвящал пьянству половину своей лирики. Нет, дело в восприятии этого места: грязный, зловонный и порочный мир людей, дурманящих и отравляющих себя, лишь бы не видеть будничного убожества, — вот, что подразумевают поэты под этим образом. Каждый из нас живет в забытье, иначе просто невозможно свыкнуться с мыслью о тщетности и греховной сущности бытия.

Размер и жанр

Произведение написано четырехстопным ямбом (размер, при котором на каждый четный слог ставится ударение) с пиррихиями (пропуск ударения при чтении вслух, для достижения легкости и мелодичности), катренами (законченными по смыслу отдельными строфами), рифма перекрестная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и так далее), с клаузулами (слогов, идущих за ударными). Жанр «Незнакомки» — рассказ в стихотворной форме.

История создания

Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке». Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.

Образ лирического героя

Главный герой — это одинокий скиталец. Человек, который отвергает окружающую его действительность. Он недоволен собственной жизнью, попросту утратил к ней интерес и потерял всякий стимул к существованию, он слаб и не видит смысла противостоять ударам судьбы, пуская себя по течению «алкогольных» рек. Вся окружающая его действительность напоминает шумный балаган, где нет ничего святого, духовного и прекрасного. Мир убивает его, сжимая в своих удушающих объятиях хмельного угара. У него нет друзей, которые могли бы его поддержать и направить в нужное русло. Все, кто его окружает, — это любители ругани и дешевой выпивки.

Незнакомка появляется неожиданно, наполняя светом потаенные уголки внутреннего мира героя. Она становится единственной отдушиной, помогая забыть об отравляющей его реальности и найти истинные идеалы, к которым следует стремиться.

Герой осознает, в его жизни не все потеряно, есть еще что-то, способное взволновать его каменное сердце. Но только он сам сможет помочь себе подняться со дна, только ему поручен ключ от сокровища его собственной души.

Средства художественной выразительности

В данном произведении Александр Блок сумел изобразить для нас картину, полную видимых образов, звучности и даже осязаемости. Ему помогло большое количество образных средств, таких как: эпитеты, («лакеи сонные», «очи бездонные», «горячий воздух», «траурные перья»), метафор («друг единственный в бокале отражен», «шелками схваченный»), сравнения (глаз пьяниц с «глазами кроликов»), олицетворений («кривится диск»).

Кроме ярких изобразительных картин, в стихотворении присутствуют и примечательные звуковые мотивы. Например, звук -р-, придает чувство тревоги, дрожи, вопля, страха («оклик», «тлетворный», «право», «ресторан», «поручен» и так далее). Далее мы замечаем обилие звуков -а-, -о-, оказывающих впечатление медленного, размеренного повествования. Для передачи резких звуков автор использует звук -и-, а для создания чувства плавности, таинственности — звуки -л, -м, -н.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анна БРЮХАНОВА

Готовимся к сочинению

От мечты - к реальности?

О стихотворении А.Блока «Незнакомка»

1. Историко-библиографическая справка.

Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город».

Блок был представителем символизма. Это литературное направление зародилось в конце 80-х годов XIX века. Основателем этого направления был Брюсов, а теория В.Соловьёва о вечной женственности явилась философским началом символизма. Символизм имеет много общего с романтизмом. В символизме, как и в романтизме, господствует стремление уйти от реальной действительности в мир вымысла и мечты, вечное искание "бесконечности в конечном", подчинение разума и воли чувству и настроениям. Кроме Блока, символистами были Вяч.Иванов, З.Гиппиус, А.Белый, М.Волошин и многие другие поэты.

Первым серьёзным сборником стихов Блока стали «Стихи о Прекрасной Даме», изданные в 1905 году. Эти стихи имели под собой реальную основу. С детства Блок был влюблён в соседку по даче, дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну. То чувство, которое он испытывал к Менделеевой, переосмыслялось в духе учения Платона о "Мировой душе", о "сродстве душ", обречённых на вечные поиски друг друга, о "вечной женственности" как нетленном и божественном начале, что во многом определило характер «Стихов о Прекрасной Даме». В этих стихах герой искал свой идеал, жаждал неземной любви и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание. Характерным стихотворением можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».

В 1903 году Блок женился на Л.Д. Менделеевой, и ему пришлось совмещать идеальные черты придуманного им образа возлюбленной с реальной женщиной. Произошёл конфликт между возвышенными мечтами и реальной действительностью. Поэт не знал, как сочетать мечту о возлюбленной, которая казалась дотоле мистической и недостижимой, с повседневной жизнью. Как следствие, произошло снижение образа возлюбленной: он изменился, приобрёл реальные черты. Об этом свидетельствует стихотворение «Незнакомка». В этом стихотворении герой встречает свою возлюбленную в ресторане (общественное место), она является ему только в пьяных мечтах (а раньше он был опьянён любовью), она приобрела реальные черты (кольца, вуаль). Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина). В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру и она станет реальной, продажной женщиной.

2. Тема и идея произведения.

Тема данного произведения – вечер в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку.

Идея – встреча со своей возлюбленной, которая предстаёт перед ним в новом обличье. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Словесные ряды:

Дачный сезон: тлетворный дух, заламывая котелки, крендель булочной, испытанные остряки, среди канав, женский визг, кривится диск.

Вечер в ресторане: друг единственный в стакане отражён, влага терпкая, лакеи сонные торчат, пьяницы.

Встреча с незнакомкой: девичий стан, без спутников, дыша духами и туманами, веют древними поверьями, очарованный берег, тайны мне поручены, в душе сокровище, истина в вине.

Ключевые слова:

бессмысленно кривится диск, вижу берег очарованный и очарованную даль, тайны мне поручены, истина в вине.

образованный человек (латынь), современник героя (знание особенностей жизни тех лет), богатый (знает жизнь ресторанов).

Стихотворение – повествование с элементами рассуждения ("иль это только снится мне?"), повествование ведётся от лица рассказчика, названного (1-е лицо, реальные черты) и выделенного стилистически (описание незнакомки).

3. Уровневый анализ.

1). Проведя лингвистический анализ текста, мы сделали следующие выводы: по отношению к литературной норме нарушений нет. Текст написан литературным языком.

В тексте есть тавтология: "вижу берег очарованный и очарованную даль"; анаколуф: "перья страуса склонённые".

2). В тексте используются высокая лексика: стан, очи; устаревшие выражения: заламывая котелки; разговорная лексика: кривится, торчат; книжная лексика: чудовище (жестокий человек), влага.

3). Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: женский визг – детский визг, очарованный берег – очарованная даль.

4). Мы нашли в тексте различные образные изобразительно-выразительные средства.

Метафора:

воздух глух, заламывая котелки, кривится диск (снижение образа), влага терпкая и таинственная, шелками схваченный, дыша духами и туманами, близостью закованный, глухие тайны, очи бездонные, пронзило вино, души излучины, чудовище (жестокий человек).

Олицетворение:

правит тлетворный дух, ко всему приученный, веют её шелка, очи цветут.

Сравнение:

пьяницы с глазами кроликов.

тлетворный дух, таинственная влага, очарованная даль, туманное окно, глухие тайны.

Сочетание несочетаемого:

дыша духами и туманами, веют древними поверьями, перья качаются в мозгу.

и каждый вечер.

Звукопись:

скрипят уключины, веют древними поверьями (ассонанс), раздаётся детский (женский) визг.

Живопись:

золотится крендель булочной.

дачи – ресторан – столик, где сидит незнакомка.

четырёхстопный ямб с пиррихиями.

4. Лирический герой.

Черты лирического героя:

образованный человек (латынь), завсегдатай ресторанов (каждый вечер), знаток загородной жизни (описание дач), одинок (друг единственный в моём стакане отражён), разочарован в своих мечтах, может примириться с действительностью и понять смысл жизни только через вино (мне чьё-то солнце вручено), влюблён. В трезвом виде он не может примирить свои мечты с действительностью, но под пьяными парами исчезают условности, меняется мир и появляется смысл.

Незнакомка:

имеет черты и реальной женщины, и сказочного существа: кольца, шляпа с перьями, шелка – реальность; древние поверья, очарованная даль, дыша духами и туманами – неземное создание.

Авилова Софья Андреевна

иследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

~ ~

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 1

«Кафедра русского и литературы»

Исследовательская работа

Тема: «Специфические особенности использования средств художественной выразительности в стихотворении А.А.Блока «Незнакомка».

Авилова Софья Андреевна 9 «А» класс

Руководитель:

Мирошкина Тамара Алексеевна,

Научный руководитель:

Жаркова Лидия Петровна,

учитель русского языка и литературы

Ст.Егорлыкская

2013г.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1

История создания « Незнакомки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Глава 2

Средства художественной выразительности в стихотворении «Незнакомка»

2. Средства выразительности в стихотворении «Незнакомка» . . . . . . 6

2.1. Гипотеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2. Композиционные особенности стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.3. Художественная выразительность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.4. Образ – символ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.5. Анафора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.6. Звукопись стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.7. Числовая символика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Глава 3

Демоническое и святое в стихотворении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Введение

Проблемы изучения языка художественной литературы привлекают к себе все большее внимание исследователей.

Язык является важнейшим средством изображения художественной жизни в литературе. Язык – материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественные произведения складываются из словесных образов. Словесный образ – это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение, как неповторимый организованный элемент поэтической речи. Такая речь, по выражению Шкловского В.Б., «отличается от обычного разговорного языка «ощутимостью своего построения». Она привлекает к себе внимание особой звуковой организацией (ритмом, рифмой, созвучием, повторами), образностью, необычным расположением слов, употреблением различных средств художественной выразительности.

Поэтический язык в какой-то мере как бы отодвигает читателя от действительности с ее конкретностью и неповторимостью. В.Б. Шкловский пишет: «Искусство не рождается из слова, оно преодолевает слово. Словесными словосочетаниями он прорывается с миру…, стремясь увидеть то, что еще не увидено, описать существующее, но еще не описанное». Писатель ведет «борьбу» со словом, подчиняя его себе в соответствии со своей творческой идеей. Только точно найденное выражение, образное соединение слов способны отобразить в литературном произведении действительность в ее конкретности и индивидуальности. Вот почему так важно, чтобы писатель умел мастерски использовать средства художественной выразительности, богатства родного языка, знал тончайшие оттенки и нюансы данной речи.

Одним из величайших и неповторимых в своем творчестве мастеров поэтического слова, по моему мнению, является Александр Александрович Блок, тонкий лирик, уникальный художник с собственной драматичной судьбой. Данная работа посвящается звучному, яркому и всегда свежему его слову. Цель работы – изучить и проанализировать специфические особенности использования средств художественной выразительности в стихотворении «Незнакомка».

Постановка данной проблемы обусловила следующие задачи:

1. Изучить историю создания «Незнакомки».

2. Проанализировать использованные поэтом средства художественной выразительности.

3. Выявить и отметить особенности употребления стилистических приемов.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. В I главе рассматриваются история создания стихотворения «Незнакомка». Во II главе исследуются особенности поэтического языка Александра Блока, в частности, анализируются специальные изобразительные средства, такие как эпитет и олицетворение; также рассматриваются приём двойной антитезы, образ – символ, числовая символика, звукопись, анафора, использованные поэтом, своеобразие языка лирики поэта. III глава освещает вопрос о демоническом и святом в стихотворении, в чём тайна блоковского таланта.

В работе использованы методы исследования, систематизации, эксперимента, частично – поисковый, сопоставительный, наглядный.

Дискуссионный характер большинства теоретических работ, посвящённых творчеству Блока, недостаточная изученность художественно-смыслового своеобразия его поэтического слова, способов его художественного преобразования свидетельствуют об актуальности указанной проблематики. Несмотря на то, что простой и живой язык Блока понятен всем, тем не менее за его внешней простотой и ясностью почти всегда скрывается совсем иной, глубинный, не всем с первого взгляда понятный смысл. Я попыталась проанализировать традиционные и специфические средства художественной выразительности в стихотворении «Незнакомка», с объяснением которых становятся понятнее и ближе мысли поэта, его идеи, чувства, настроения. Хотя творчество А.А. Блока изучено достаточно хорошо (изучение поэтического творчества Александра Блока связано с именами таких авторитетных исследователей, как В.М.Жирмунский, Ю.Н.Тынянов, Л.И.Тимофеев, Д.Е.Максимов, В.А.Орлов, З.Г.Минц, Л.Я.Гинзбург, П. Громов, Л.Долгополов, А.Горелов), но до сих пор среди исследователей ведутся споры по тем или иным вопросам.

А «Незнакомка» восхищала и продолжает восхищать и читателей, и исследователей своим ярким, оригинальным и самобытным поэтическим языком, где каждая фраза, каждое слово выражает целый сложный и противоречивый мир поэта.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы на внеклассных мероприятиях, при изучении творчества Александра Блока на уроках литературы, для написания рефератов и в качестве иллюстративного материала в курсе лексики и стилистики.

1. История создания «Незнакомки».

Я впервые услышала «Незнакомку» А. А. Блока в исполнении совсем молоденькой девушки. Она читала таинственно, нараспев:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Казалось, я не слышала слов, а погружённая в сон, видела вечернее окно и в нём – неясный, плывущий в туманных сумерках силуэт женщины. В этом видении была тайна. Как в сказках, рассказываемых мне мамой на ночь. И теперь, когда читаю или слышу «Незнакомку», вижу то самое окно и тот самый силуэт. Кажется, с самих небес льётся чудная мелодия блоковского стиха. Как возможно было написать такие изумительные строки, используя самые обыкновенные слова?

Воистину, поэтический талант – божественный дар! А Блок – поэт, безусловно, особенный: по красоте стихов ему нет равных. Не зря К.И.Чуковский назвал его «разжалованным серафимом», тосковавшим по своей зазвездной родине. Именно эта тоска поэта по «очарованным берегам» и стала главным пафосом его стихотворения «Незнакомка». Откуда же происходила эта тоска?

Ещё в тысяча девятисотом году юноша – поэт написал первые строки о Той, которую назвал Прекрасной Дамой. Современники утверждали, что на протяжении нескольких лет Она была его «единственным светом», «единственным солнцем его мироздания». Поэты – символисты видели в Ней Вечную Женственность, а молодого поэта называли Её вестником и Её пророком. Однако нельзя было не заметить, что сквозь образ Таинственной Девы Блока как бы просвечивал образ реальной, земной женщины. Неудивительно, ведь поэт в ту пору был влюблён в свою будущую жену Л.Д.Менделееву. И не просто влюблён, а, как ему казалось, испытывал к ней чувство, которое было «выше всякой любви». Образ прелестной золотоволосой девушки, романтичной Офелии, какой виделась Любовь Дмитриевна поэту, угадывается в Прекрасной Даме. Но семейные проблемы после свадьбы, тяжёлые переживания вскоре разрушили этот образ. А вместе с ним уходил в небытиё и идиллический мир поэта, мир его сновидений и юношеских грёз. Именно в этот период появляется его вторая книга стихов, которая вызвала в поклонниках ранней лирики Блока бурное неприятие: его обвинили в измене Прекрасной Даме. А разве могло быть иначе?

Жизнь со всеми её гримасами врывалась в обитель поэта. Как это отразилось на творчестве А. А. Блока, К. И. Чуковский рассказывал в своей книге «Блок как человек и как поэт». Он писал: «Серафим из своего беспредметного мира прямо упал в петербургскую ночь. И с ним случилось чудо: он увидел людей. Первое, что узнал он о людях: им больно».

Боль эту Блок ощутил в себе. Чувства неблагополучия, назревающей катастрофы овладевают думой поэта: «Страшный мир» не пощадил никого, он перемалывал людей, растлевая души, а бежать от него было невозможно.

Весной тысяча девятьсот шестого года у Блока появилось излюбленное место под Петербургом – Приморский вокзал в Озерках, куда он ездил «пить красное вино». Здесь, в привокзальном кафе, он часто проводил целые ночи, спасаясь от вселенской тоски и семейных неурядиц. В одну из таких ночей и пригрезился поэтому образ Той, которой он бесповоротно изменил, но о которой бесконечно тосковал. Так появилось стихотворение «Незнакомка».

2. Средства художественной выразительности в стихотворении

«Незнакомка».

Каждое поколение по – своему понимает это произведение великого Мастера, находит в нём что – то своё, завораживающее, чарующее. Многие литературоведы и исследователи творчества Блока пытались постичь тайну его мастерства. Споры о Незнакомке ведутся до сих пор. Вот и я, обладая скромными литературоведческими знаниями, но являясь поклонницей поэзии Блока, решила обратиться к теме «Специфические особенности использования средств художественной выразительности в стихотворении А. Блока «Незнакомка».

Художественные средства – приёмы, которые делают художественную речь ярче и выразительнее.

2.1. Гипотеза.

Гипотеза: есть традиционные средства выразительности, а есть специфические. Чего больше в «Незнакомке» - традиционного или специфического? Предположим, что традиционных средств больше, чем специфических, но специфические более значимы? Или наоборот?

Обратимся к названию стихотворения. «Незнакомка». Само название, на мой взгляд, это и есть одно из специфических средств выразительности, указывающее на редкое или единичное использование данного слова.

Что же стоит за образом Незнакомки у Блока? Толкования этого образа в литературоведении различны: Незнакомка – трансформированный образ Прекрасной Дамы. Это обычная посетительница загородного ресторана, «падшая звезда». Это «смутное видение» лирического героя. Образ этой героини символизирует раздвоенность сознания героя, создает мотив двоемирия. Он уходит от грубой, пошлой действительности, однако окружающий мир никуда не исчезает, он продолжает существовать, именно в него приходит Незнакомка. Все это лишает образ лирического героя цельности, необходимой для гармонической, счастливой жизни, придает этому образу трагедийные ноты.

Блоковскую Незнакомку исследователи сравнивали с героиней Гоголя из повести «Невский проспект». У Гоголя панельная красотка сводит с ума несчастного художника, представ перед ним в виде неземного видения. Блок же рассматривает этот сюжет в ином ракурсе: иллюзия торжествует у него над пошлостью и однообразием жизни. Впоследствии эту тему поэт развивает в лирической драме «Незнакомка». Однако в этой пьесе Блок утверждает уже горько - ироническое отношение к ситуации: поэт у него обречен на вечную тоску по прекрасному идеалу.

Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта? Мы видим эволюцию женского образа в творчестве Блока. Незнакомка оделась в траур, она "спустилась с небес на землю", утратила ореол святости, который характерен был для Прекрасной Дамы. При этом замечаем приближение образа к действительности, к реальному миру, стремление поэта найти что-то неземное в обстановке земного, вознести до небес обыкновенную женщину.

Один из исследователей творчества Блока Л. К. Долгополов писал: «Незнакомка - «лишь смутное видение, возникшее в пьяном мозгу поэта, призрак, созданный хмельным воображением. И именно поэтому, в отличие от Прекрасной Дамы, образ Незнакомки уже не несет в себе никаких очистительных и «освободительных» функций».

А. В. Терновский же точно подметил: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это - его «сокровище» - единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям».

Всё произведение пронизано стремлением к красоте как к высшей правде, мечтой о подлинном, высоком чувстве и в то же время сознанием невозможности его в прозаически – пошлом мире.

К специфическим особенностям также отношу приём двойной антитезы: антитезы внешней (красота Незнакомки противопоставлена угарному миру ресторанной жизни) и антитезы внутренней (мир пошлой жизни противопоставлен духовному миру поэта). Внутренняя антитеза есть та пружина, которая придаёт энергию всему стихотворению.

2.2. Композиционные особенности стихотворения.

Проанализируем композиционные особенности стихотворения.

Стихотворение делится на две части.

1 часть

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит
окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится
крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно
кривится диск.

И каждый вечер
друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

2 часть

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.


И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И
шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю
за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все
души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И
очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище ,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

(Ключевые слова – выделены жирным шрифтом)

В первых строфах А. Блок создаёт фантастический образ «страшного мира», который он по внутренней сути своей не может принять. Обилие эпитетов позволяет поэту живописать картину пошлой жизни: «горячий воздух», «тлетворный дух», «пьяные окрики», «переулочная пыль», «женский визг». Олицетворения придают поэтическому полотну фантастичность. Поэт как бы оживляет окружающую атмосферу, поэтому каждая деталь становится мистической, зловещей, и, в конечном счете, все вместе вырастает в образ кошмара: «горячий воздух дик и глух», «тлетворный дух» «правит окриками пьяными». А над всем этим живым кошмаром «бессмысленно кривится диск» ночного светила (в эзотерике - символ, связанный с демоническими силами) и «раздаётся детский плач».

В поэзии А.Блока детский плач нередко сопровождает описание «страшного мира». Что он означает в символике поэта? На основе исследования других стихотворений («Девушка пела в церковном хоре…», «Плачет ребёнок. Под лунным серпом…»и т.д.) осмелюсь утверждать, что плачущее дитя - бессознательный вестник вселенского горя, и плач его – это плач об обречённой, трагичной судьбе человека земной жизни.

Всё в первой части стихотворения подчинено одному: показать, что скука, праздность и пошлость бесцельной жизни есть та всепоглощающая пустота, которая является порождением духа зла и неизбежно ведёт к гибели. Наверно, неспроста в этой части количество строф - шесть. В числовой символике шесть - число самое зловещее, связанное со знаком Зверя. «Причастный тайнам ребёнок» прав: человек бесконечно одинок и беззащитен в этом отмеченном печатью гибели мире. Его единственный друг - горькая ирония! - собственное отражение в стакане с вином. В этом вся истина.

Ещё современники утверждали, что главное очарование блоковской лирики в его двойственном восприятии мира. Двойственность эта, и вправду, так органична, что мы, читатели, не замечаем, как это происходит: только что виденное нами в ресторане вдруг застилается туманом, исчезает куда-то, и вот, в мутно - голубом окне появляется Она, недосягаемая и прекрасная. А затем из ирреального мира Она нисходит к нам. «И медленно, пройдя меж пьяными», одинокая и задумчивая, «садится у окна».

Интонация, лексика, звучание стиха совершенно меняются:

И веют древними поверьями

Её упругие шелка

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

2.3. Художественная выразительность.

Художественной выразительности литературного изображения способст-вуют и такие широко распространенные средства языка, как эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии. При помощи этих средств поэты могут выделить те или иные признаки или стороны изображаемых предметов или явлений, которые являются важными при данных определенных обстоя-тельствах.

Александр Блок очень часто прибегает к такому изобразительному средству языка, как эпитет.

Эпитет – образная характеристика какого – либо предмета или явления, выраженная прилагательным (иногда наречием или существительным).

В поэзии Блока эпитеты занимают особое место, в них ярко и самобытно отражаются своеобразие его лирики, особенности языка и стиля поэта. В этой связи можно привести исчерпывающее высказывание А.Н. Веселовского: "Если я скажу, что история эпитета есть история поэтического стиля в сокращенном издании, то это не будет преувеличением. И не только стиля, но и поэтического сознания".

Эпитеты Блока весьма разнообразны по своему лексическому составу, причем с годами они заметно изменялись, совершенствовались. В «Незнакомке» отбор эпитетов тщателен, преобладают возвышенные, с нале-том таинственности: « древние поверья», «бездонные очи», «траурные перья», «глухие тайны».

2.4. Образ – символ.

Образ - универсальная категория эстетики: предмет, явление, картина, творчески воссозданные в художественном произведении. Устойчивость словосочетания «образ-символ» указывает на соотнесённость художественного образа с явлениями внехудожественной действительности. Основополагающее свойство образа – его отделённость от эмпирического мира рамками художественной условности: образ отличается от реального объекта принадлежностью к «иллюзорному» миру литературного произведения. Образ обладает некоторыми свойствами: в нём не просто отражаются, но обобщаются черты тех или иных явлений реального мира, вычленяются их наиболее устойчивые, сущностные свойства. Образ создается при участии воображения, фантазии, вымысла – он не зеркальное отражение, а картина, пропущенная сквозь призму субъективного восприятия. Автор не воссоздаёт зримый образ предмета, а лишь направляет воображение читателя, активизирует ассоциативные связи. В сознании каждого читателя возникает свой, неповторимый, индивидуальный образ, сохраняющий, однако, заданное автором.

В стихотворении «Незнакомка» поэт - символист дважды использует весьма сильный образ тумана. Туман - то, что окутывает, делает неясными, размытыми очертания предметов и людей. Также Блок показывает, что за туманом - всегда тайна, которую хочется разгадывать.

Впечатление мистического оставляют и светозарные – искрящиеся и лучащиеся образы: здесь и «солнце», и «сокровище», и «души излучины».

2.5.Анафора.

Ярким средством выразительности в данном стихотворении является и анафора , т.е. единоначатие. Постоянно повторяющийся союз «и» является не только смысловым секретом. Он ещё придаёт звучанию стиха монотонность, которая достигается также с помощью однообразных конструкций и повторяющихся созвучий. Именно монотонность создаёт у читателя ощущение погружения в дрёму, через которую воспринимается всё описываемое в стихотворении.

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный,

И очарованную даль.

И перья страуса склонённые

В моём качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

2.6.Звукопись стихотворения.

К специфическим особенностям использования средств художественной выразительности отношу и звукопись – важное средство стиля поэтики.

Использование звукового состава слов с целью звукоподражания, подчеркивания выразительных возможностей, музыкальности поэтической речи. Звукопись находит выражение прежде всего в звуковых повторах – аллитерации и ассонансе.

Звукопись первой части

Аллитерация – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности, но обладающий и изобразительными возможностями.

В «Незнакомке», связывая между собой разные по значению, но сходно звучащие слова, аллитерация тем самым устанавливает между ними нетрадиционные смысловые связи.

По веЧерам над реСторанами
ГоряЧий возДух Дик и глуХ,
И правит оКриКами пьяными
Весенний и ТлеТворный дуХ.

Вдали над пылью переулоЧной,
Над сКуКой загородных даЧ,

Чуть золотится Крендель булоЧной,
И разДается ДетСКий плаЧ.

И каждый вечер, за Шлагбаумами,
Заламывая КотелКи,
Среди Канав гуляют С дамами
ИСпытанные оСтряКи.

Над озером СКрипят уКлюЧины
И раздается женСКий визГ,
А в небе, ко всему приученный
БеССмыСленно Кривится дисК.

Звукопись второй части

И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стАн, шелкАми схвАченный,
В тумАнном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьЯными,
ВсегдАбез спутников, однА
ДышА духАми и тумАнАми,
ОнА сАдится у окнА.


И веЮт древними поверьями
Ее УпрУгие шелка,
И шлЯпАс трАурными перьями,
И в кольцах узкАя рукА.

Мы видим появление ассонанса. (Ассонанс – повтор гласных звуков.) Ещё К. И. Чуковский писал: «И кто же из нас не помнит того волнующего, переменяющего всю кровь впечатления, когда после сплошного «а» в незабвенной строке: «Дыша духами и туманами» - вдруг это «а» переходит в «е»: «И веют древними поверьями…». Именно употребление звукописи, которую, на мой взгляд, в данном стихотворении можно отнести к специфическим средствам выразительности, заставляет задуматься каждого над вопросом: из каких миров, из каких «очарованных далей» прибыла Она, «дыша» духами и туманами»? Таинственная, как легенда… Но почему Она выбрала для себя место здесь, в ресторане, среди глумливых пошляков и услужливых лакеев, в удушливой атмосфере пьяного угара и папиросного дыма, в том страшном своей пустотой, гибельном мире, который отмечен числом Зверя? Как могла оказаться здесь эта Женщина - Звезда? И не скрывается ли под её обликом другая? Кого же воспел на самом деле поэт?

2.7. Числовая символика.

Символ – центральная эстетическая категория символизма, сосредоточение абсолютного в единичном: он в свернутом виде отражает постижение единства жизни. Представления о символе у русских писателей-символистов конца XIX – начала XX века не совпадают с традиционными. Символ у Блока – важнейший «инструмент», необходимый для постижения реальности. Это средство познания - проникновения в мир мистических «сущностей» через мир простых и ясных, чувственно воспринимаемых «вещей».

Если вновь обратиться к числовой символике, то мы увидим, что часть стихотворения, посвященная Незнакомке, состоит из семи строф. Число семь – символ чистоты и святости. Но не будем спешить с выводами. Стихотворение составляют тринадцать строф. Тринадцать – несчастливое число в быту. В мистике - число Дьявола, это число обречённости, предрешённости страшного конца. Седьмая строфа, полная тайны, сомнений и недосказанности, на мой взгляд, является связующим звеном между первой и второй частями стихотворения.

3. Демоническое и святое в стихотворении.

Сам поэт говорил о созданном им образе Незнакомки: « Это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно на синего и лилового». Исследователь С.Ю. Ясенский утверждал, что лиловый цвет и его оттенки в сознании Блока - символиста связывались с мировым хаосом, демоническим началом жизни и искусства. Но синее всегда означало звёздное и высокое, Божественное. Значит, в образе Незнакомки соединены два взаимоотрицающих начала: демоническое и святое. Как же могло так случиться?

Для того, кто хорошо знаком с творчеством А.А.Блока, ясно, что Вечная Дева, которую воспевал «зажигающий свечи отрок», «отошла» от него навсегда. Осталась лишь смертная тоска по Ней, и он готов был увидеть Её в любой, отнюдь не Божественной женщине. Поэт сам осознаёт это.

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Это значит: не важно, кто она, важно то, что вино помогает поэту видеть её неземной и Божественной. Но разве скрыл поэт от себя всю правду о ней?.. Во втором варианте «Незнакомки» образ её настолько заземлён, что сразу становится ясно, кто есть она. Зачем же тогда он воспел её, безнадёжно земную, привычную к терпкому вину и сладким утехам женщину? Ведь чем прекраснее звучал голос поэта, отнесённый трактирной девке, тем, кажется, глубже должно быть падение его, вестника и пророка Вечной Женственности. Воистину, это была измена!

Завесу над этим парадоксом, мне кажется, приоткрывает стихотворение, написанное месяцем раньше «Незнакомки». В нём есть такие строки:

Поверь, мы оба небо знали:

Звездой кровавой ты текла,

Я измерял твой путь в печали,

Когда ты падать начала.

Мы знали знаньем несказанным

Одну и ту же высоту.

И вместе были за туманом,

Чертя уклонную черту.

Стихотворение обращено к комете. Но разве не понятно, кто есть комета?..

Поэт знал глубину своего падения, но знал и высоту, с которой падал. В каждой женщине он прозревал утраченные ею Божественные черты. Для него она - бывшая звезда, упавшая с неба на землю. Он жалел её и горевал о её паденье, как и о своём тоже. Разве удивительно теперь, что за тёмной вуалью в синих «очах» обычной представительницы пошлого, пустого, гибельного мира поэт увидел и «берег очарованный», « и очарованную даль»?

«Незнакомка» - потрясающий шедевр, воспевший падшую звезду, обречённую и одинокую, как сам поэт. В стихотворении завораживает буквально всё: совершенство стиха, форма, ритмика. И особенно та изумительная блоковская музыкальность, которая здесь достигает своей вершины и которую разгадать, сколько бы мы ни пытались, так же невозможно, как невозможно понять запредельное.

К.И.Чуковский долго искал причину изысканной музыкальности блоковской лирики и, наконец, признался в своем бессилии, объяснив всё тем «серафимическим слухом», которым, по его мнению, был наделен поэт. «Наши дети никогда не поймут, чем она (поэзия А.А.Блока) волновала нас», – писал исследователь. И ошибся. Уже выросли правнуки, а лирика великого Блока продолжает околдовывать наши сердца. И в первом ряду самых завораживающих его произведений - стихотворение «Незнакомка», в котором сливаются земное и божественное, реальное и мистическое.

Так в чём тайна блоковского таланта? Почему его стихотворение, написанное в начале века минувшего, вызывает неподдельный интерес и у нынешнего поколения? Думаю, потому, что в «Незнакомке» Блок мастерски соединил традиционные и специфические особенности использования средств художественной выразительности. А может быть, потому, что после прочтения чарующих строк, ясных и глубоких по смысловому значению, остаётся ещё что – то большее, что пока ещё не открыто… А образ блоковской Незнакомки будет жить вечно, будоража души и сердца людей.

Заключение.


Предлагаемая работа не претендует на литературоведческий анализ поэтического текста. Из многообразия проблем, возникающих при анализе художественного произведения, я попыталась выделить сравнительно более узкую – эстетическую природу литературного поэтического произведения с учётом использования средств художественной выразительности.

Могучее оружие получил вместе с речью человек! Слово не только в состоянии передавать мысль во всех её оттенках и тонкостях, но и рисовать, изображать. Эта изобразительная способность слова – великое подспорье для поэта. Живой «показ» всегда убедительнее долгих и отвлечённых рассуждений. И очень многие приёмы работы над словом, накопленные долголетним опытом, сводятся именно к тому, чтобы шире и глубже использовать изобразительные средства языка.

В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем самым строительным материалом, без которого не может быть создано художественное произведение. Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л.Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Всё это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота – в произведениях художественной литературы, и всё это достигается использованием средств художественной выразительности.

Тропы и стилистические фигуры помогают добиваться в речи удивительной выразительности. Важно, чтобы каждый из нас умел использовать богатства родного языка. Яркому, звучному и свежему слову не устанешь удивляться. Эстетическая функция языка и состоит в том, что он может напоить наши души целительным бальзамом красоты. Способствуют же этому изобразительно-выразительные средства языка.

Так давайте учиться у мастеров слова говорить и писать выразительно, учиться языковому мастерству.

Слово даже с нулевой стилистической окраской в определённом контексте, под пером мастера, может «проявиться» и ярко зазвучать.

Чем больше средств для выражения понятий, тем богаче язык. Процесс изучения, постижения родного языка нескончаем, так как нескончаемы глубины и богатства родного языка, в их числе и его изобразительно-выразительные средства как традиционные, так и специфические.

Подводя итоги, следует отметить, что был изучен, проанализирован, систематизирован определенный объём литературных источников. Мне представляется, что материалы работы могут быть востребованы как дополнительная литература в исследовательских целях для написания ре-фератов, докладов по данной тематике.

Приложение

Предполагаемые образы блоковских Незнакомок

И. Крамской. «Неизвестная» 1883г.

Список использованной литературы:

1. А.Блок «Избранные произведения». Москва, "Худ. литература", 1988г.

2. А.Блок, «Незнакомка», М., ОЛМА-ПРЕСС, ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005г.

3. Аудиокнига «Стихи А.Блока» в исполнении В.Толубеева и Г.Колосовой.

4. Большой справочник литературы для школьников и поступающих в ВУЗы. «Дрофа», Москва, 2007г., (432страницы).

5. С.Р.Федякин. «Стихи о Прекрасной Даме». Москва. «Дрофа», 2007г.БК.

6. Т.Т. Крук. "Поэзия Александра Блока". Москва, "Просвещение", 1998г.

7. Учебник "Литература 20 века", 11 класс. Авторы: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Москва, "Родное слово", 2006г.

8. Учебно-методическая газета "Литература" №3 2004 г. (Номер посвящен творчеству А.Блока).

9. Фотографии и стихи А.Блока.

10. http.//az.lib.ru/b/blok. Символизм. Творчество А.Блока. 27.12.2007г.

11. www.airis.ru . А.Блок и его эпоха. Иллюстрации к произведениям. 25.12. 2007г.

12. www.osvita.ua . Материалы к анализу стихотворения А. Блока «Незнакомка». Электронная версия.

13. www.readr.ru . Блок А. О современном состоянии русского символизма. Электронная версия.