Анализ стихотворения фета учись у дуба у березы. Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы

Фет видел основной составляющей жизни страдание, его идеи были во многом созвучны шопенгауэровским, да и в целом поэт не питал каких-то радостных надежд касательно этого мира, а в добавок ко всему имел немало личных трагедий. Конечно, Афанасий Афанасьевич не писал повсюду о страдании, но стихотворение Учись у них - у дуба, у березы выражает именно такое его отношение к миру.

Оно не полностью пессимистично, в нем описывается жизненный цикл, естественный ход времени, когда тревоги и волнения сменяются радостями. Поэтому, в целом, его даже следует назвать позитивным, в заключительной части дается надежда. При этом, конечно, строка «переболит скорбящая душа» не дает чрезмерной надежды, поэт просто вторит соломоновой мудрости не более чем.

Наверное, одним из наиболее существенных посылов этого стихотворения является стоицизм. Фет призывает себя и читателя, хотя, вероятно, в большей степени именно себя, учиться у стойких деревьев, которые сносят любые жизненные невзгоды молча. Деревья просто не могут говорит по физиологическим причинам, но мы вполне можем видеть в них пример стойкости, пусть и вынужденной.

Человек в этом смысле действительно может многому учиться и будучи подвергаем различным негативным душевным порывам, он может наблюдать за этим отстраненно, не вовлекаться в этот процесс. Поэт говорит «Они стоят, молчат; молчи и ты!». По сути, представляет читательскому вниманию образец стойкости и смирения перед жизненными невзгодами.

На мой взгляд, довольно существенной является фраза «но верь весне». Конечно, если учитывать заключительную строчку, то возможно предположить будто Фет просто говорит мол нужно немного подождать и любые невзгоды и волнения пройдут со временем. Тем не менее, кажется, тут есть нечто еще, речь идет также и о метафизической вере в вечное преобразование мира к чему-то противоположному зиме.

Весна – символ возрождения и пробуждения, тогда как зима является символом гибели, застоя и в какой-то степени злого начала. Поэтому особенно ценно сохранять внутреннюю «веру в весну». Может быть деревья и молчат благодаря этому и могут так стойко сносить любые невзгоды, ведь они знают о приходе весны и эта внутренняя вера сохраняет их посреди зимы, они знают, настанет пора «ясных дней, для новых откровений».

Вариант 2

А.А. Фета принадлежал к представителям "чистой лирики". Его не зря называют поэтом природы, он как никто другой умел изображать красоту русских пейзажей. Он из современников наиболее ярко сумел показать внутреннюю взаимосвязь мира человека и природы.

Первая строфа несет в себе идею стихотворения - это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которая приносит жизнь.

В стихотворении изображаются два дерева, которые изувечил мороз («треснула… кора», «последние листы»), но они молча переносят страдания. К такой же стойкости перед лицом тяжелых жизненных обстоятельств поэт призывает и читателя.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но деревья ждут прихода весны, которая придет и ее гений все наполнит жизнью и теплом. Так и человек, по мнению поэта, должен знать, что все неприятности рано или поздно закончатся и пройдут: «для ясных дней..., переболит скорбящая душа».

Для изображения зимы и холода А. Фет использует олицетворение «за сердце хватает», эпитеты «злей метель», «жестокая пора». Эти художественные приемы использованы для того, чтобы ярче изобразить суровость зимы и сопоставить ее с жизненными неприятностями, которые влияют на душевное состояние человека.

В концовке стихотворения звучит призыв поэта к читателю верить, потому что, как в природе суровую зиму сменяет теплая весна, так и в жизни человека неприятности не вечны, вслед за ними обязательно будут «ясные дни». И душа будет вновь открыта новому.

Таким образом, в стихотворении поэта весна - это не только время года, но гармонизирующее начало.

Особую поэтику стихотворения и ритмического рисунка создают перекрестные женские и мужские рифмы.

Анализ стихотворения Учись у дуба у березы Фета

Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы. Фетом были созданы циклы поэзий про различные времена года, а также «Вечера и ночи» и «Море», главной темой которой стало объединение человеческой личности и окружающего мира. К этой теме можно отнести и произведение «Учись у них у дуба, у березы».

Казалось бы обычная картина природы показана в работе, но автор преподносит её по своему. Таких поэтов можно сравнить с художниками, то те, рисуют красками, а эти описывают словами то, что видят.

Идею произведения можно определить с первых строчек, когда Фет показывает нам одних из главных деревьев. Дуб и береза, являются примером олицетворения соответственно мужской силы, и нежности женщины. Автор описывает жестокую зимнюю пору и состояние деревьев, словами "Они стоят, молчат; молчи и ты!" Фет наделяет деревья некой человеческой силой и выдержкой, призывая читателя учиться справляться с любыми невзгодами и проблемами. Эти побудительными строки задают настроение стихотворению и динамику.

Большая половина произведения наполнена пессимизмом и ужасом суровой погоды, строки «сердце рвет» «за сердце хватает», разогревают интерес читателя к дальнейшему развитию сюжета, но в конце мы видим уже некоторое просветление и надежду на весну, это заставляет ощутить прекрасный весенний образ.

На смену угнетения и грусти приходит гармония, вера в красоту природы. Этими строками автор сравнивает и ситуации в жизни человека, как обычно бывает, что после плохих случаев и ситуаций, обязательно наступит "белая полоса". Автор использует много олицетворений, которые описывают суровость зимы:

«все злей», «сердито рвет». Эпитеты также выполняют роль описания-«холод лютый», «жестокая пора», «напрасные слезы».

Стихотворение Афанасия Фета подчеркивает отношение автора к природе, стараясь тем самым прививать любовь и читателя.

Учись у дуба у березы - анализ стихотворения Фета

А.А.Фет нашел свое вдохновение в живой природе. Его талант уникален и неповторим. В своем стихотворении он поэтично описал красоту природы. Он словно художник расписывает все мелочи. Это у него получается живописно и красочно. Вместо кисти и красок у него слово. А. А. Фет любит то о чем пишет. Это его самая большая слабость и страсть.

Природу он воспринимает как источник позитивных эмоций, жизни, силы и философии. Особенно ярко эта любовь выражается в лирическом произведении «Учись у них – у дуба, у березы». В этом стихотворении А.А. Фет открывает для нас свою душу.

Стих очень особенный. Прочитав его один раз можно сказать, что в нем автор описал природу, растения. Но на самом деле все не совсем так. Если задуматься и внимательно изучить произведение можно заметить глубокую метафору, благодаря которой появляется новый смысл. В стихотворении А. А. Фета дуб олицетворяет собой силу и непоколебимую стойкость. Береза немного слабее дуба, но у нее имеется огромное стремление жить. Ее не могут напугать и сломить ветра и грозы.

Автор великолепного стихотворения хотел донести до своих читателей одну главную мысль, она состоит в том, что всегда необходимо бороться, не обращать внимания на преграды и никогда не сдаваться. Внимательно изучив произведение можно сказать, что оно наполнено оптимизмом. Оно учит нас не опускать руки и верить в хорошее и светлое будущее.

А.А. Фет считает, что людям необходимо многому научиться у природы. Он видит мир гармоничным и идеальным. Он предлагает нам воссоединиться с окружающим миром, уважать и почитать его.

В произведении «Учись у них – у дуба, у березы» в роли невзгод и неурядиц выступает «зима». Но не следует сильно расстраиваться, если произошло, что-то плохое потому, что за «зимой» всегда наступает «весна». Она считается символом счастья и радости.

Фет считает, что нет ни кого мудрее, чем природа. Она может выступать в качестве наставника и умного советника. Если человек настроится на одну волну с природой, тогда она обязательно подскажет ему, как следует поступать в той или иной ситуации. Автор призывает всех черпать вдохновение из этого натурального источника.

А. А. Фет в своем стихотворении сумел поэтично и в красках описать природу и наполнить его глубочайшим смыслом. Автора можно заслуженно считать поэтом-символистом ведь он умело отразил человеческие чувства и поступки в матушке природе.

Вариант 5

Лирику Фета принято считать многогранное и разнообразной, с ее помощью можно с легкостью прослеживать этапы становления автора как личности, его духовный рост, а также то, что с годами и зрелостью он не утрачивает свое отношение к жизни, романтичность натуры и желание понять все с философской точки зрения. Он воспринимает все с собственной позиции, которая становится понятна читателю, если перечитать большую часть произведений автора.

Одним из самых ярких произведений становится стихотворение, получившее название «Учусь у них – у дуба, у березы», в котором автор уже предстает перед читателем умудренным опытом и жизнью человеком, способным бороться за собственное счастье и делать осознанные выводы. Он пишет данное стихотворение в декабре 1883 года. В этот момент автору уже давно пошел седьмой десяток, он старается сохранить свой ум достаточно здравым, так как ему приходится бороться.

На этот момент на территории России и в русской культуры сформировались различные литературные течения, но при этом Афанасий Фет не причислял себя ни к одному из них. Он уверен, что его творчество не должно регламентироваться никакими рамками и условностями. Он уверяет читателя, что его произведения полностью отражают состояние его души и внутреннего мира. Последние годы жизни он глубоко задумывается над смыслом жизни и существования, он понимает, что променял нечто ценное на неважные мелочи. Автор уверен, что на смену упадка, рано или поздно придет духовное возрождение, именно эта тема поднимается в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы».

Человек старается уединиться с природой и найти ответы на поставленные ранее вопросы. Фет убежден, что у окружающего мира можно научиться многому, лирический герой наблюдает за заснеженными деревьями, которые радует его взгляд. Автор проводит параллель между деревьями и человеческим обществом. Отпечаток на происходящее накладывают также и личные воспоминания поэта, он борется с чувствами ненужности, в детстве он был отвергнут собственным отцом. При этом он не может найти поддержки в лице отчима, который занимается его воспитанием.

При этом автор сгущает драматизм начиная со второй строчки, что совершенно не свойственно оптимистично настроенному поэту. Он совершенно отчаян и обречен, не может найти смысла и выхода из сложившейся ситуации. Его отчаяние фактически доходит до грани, он старается отыскать ответы в общении с природой, старается отдохнуть и перевести дыхание. В конце автор так и не дает ответа, сможет ли он справится с возникшими проблемами и трудностями? Или же ему придется жить с внутренними трудностями и переживаниями?

Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина - Буря. Здесь тоже все в природе живое - все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее настроении. В первой строфе Есенин показывает

  • Анализ стихотворения Блока Фабрика

    Одно из очень интересных произведений Блока – это стихотворение под названием «Фабрика». Это стихотворение было написано в 1903 году.

  • Анализ стихотворения Есенина Береза (Белая береза)

    Сергей Есенин написал стихотворение «Береза» в 1913 году. К этому времени он уже покинул село Константиново, в котором он провел свое детство и переехал в Москву. Большой город с его вечным движением накладывает свой отпечаток на автора

  • «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет

    Учись у них — у дуба, у березы.
    Кругом зима. Жестокая пора!
    Напрасные на них застыли слезы,
    И треснула, сжимаяся, кора.

    Все злей метель и с каждою минутой
    Сердито рвет последние листы,
    И за сердце хватает холод лютый;
    Они стоят, молчат; молчи и ты!

    Но верь весне. Ее промчится гений,
    Опять теплом и жизнию дыша.
    Для ясных дней, для новых откровений
    Переболит скорбящая душа.

    Анализ стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у березы»

    Лирика поэта Афанасия Фета весьма многогранна и разнообразна. На ее основе можно проследить этапы духовного становления и взросления автора, который с годами не утратил пылкость и романтичность натуры, но при этом приобрел бесценный жизненный опыт, заставляющий его относиться к окружающему миру с философской точки зрения.

    Одним из наиболее ярких произведений Фета, в котором он предстает умудренным опытом человеком, является стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы», написанное в декабре 1883 года. К этому моменту поэт уже разменял седьмой десяток, давно вышел в отставку и полностью посвятил себя литературному творчеству, считая, что это занятие наиболее полно соответствует его романтической натуре. К этому времени в русской поэзии уже сформировались различные течения, однако Фет не причислял себя ни к одному из них, считая, что творчество не должно быть регламентировано какими-либо условностями. Его стихи – это состояние души, а в последние годы жизни и плод глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия, стержнем которого автор считал веру . Причем, не обязательно в религиозном контексте. По его мнению, человеку, для того, чтобы быть по-настоящему сильным духом, достаточно верить в то, что на смену жизненным невзгодам непременно придут радость и счастье. Этого, по мнению поэта, вполне достаточно для преодоления любых превратностей судьбы. И именно этой философской концепции автор посвятил свое стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы».

    Лейтмотивом этого произведения является единение человека с природой . Более того, Афанасий Фет убежден, что людям стоит учиться у окружающего их мира, который изначально обладает мудростью и разумом. Поэтому, наблюдая за заснеженными деревьями, на которых из-за лютого мороза «застыли слезы и треснула, сжимаяся, кора», автор проводит параллель с миром людей. Не последнюю роль в этом сыграли и личные переживания поэта, которому довелось быть отвергнутым собственным отцом, но при этом найти надежного друга в лице отчима, обрести любовь всей своей жизни, однако лишиться возможности испытать чувство отцовства.

    Во второй строфе стихотворения Фет умышленно сгущает краски, пытаясь через метаморфозы природы показать, что ощущения, испытываемые деревьями во время студеной зимы, свойственны и людям, когда «за сердце хватает холод лютый». Строчки, наполненные отчаяньем, совершенно не свойственны этому оптимистичному поэту. Однако он осознанно прибегает к подобным сравнениям для того, чтобы создать максимально полный контраст между светлыми и темными сторонами человеческой жизни . Автор подчеркивает, что каждому из нас приходится испытывать не только радость и счастье, но и горе. Однако это совсем не повод для того, чтобы впадать в уныние и считать, что любая неудача ставит крест на будущем и является поводом для того, чтобы перестать надеяться на лучшее. Более того, Фет убежден, что душевные страдания очищают человека, обнажая его истинную суть. Но только в том случае, если он не утрачивает веру в самого себя. «Для ясных дней, для новых откровений переболит скорбящая душа», — на такой оптимистичной ноте поэт завершает свое стихотворение, подчеркивая после зимы всегда наступает весна. Главное, запастись терпением и осознать, что жизнь циклична, и любому человеку дается шанс прожить ее светлый отрезок так, чтобы впоследствии ни о чем не сожалеть и не испытывать угрызений совести за то, что время потрачено впустую. Ведь весна в понимании Фета – это возможность духовного совершенствования и укрепления веры, которая непременно понадобиться каждому из нас в сложных и лишенных радости жизненных ситуациях.

    Стихотворение ” Учись у них – у дуба, у березы” было написано Афанасием Фетом уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным. Краткий анализ “Учись у них – у дуба, у березы” по плану поможет ученикам 6 класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы объяснить материал.

    Краткий анализ

    История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.

    Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.

    Композиция – линейная одночастная.

    Жанр – пейзажно-философская лирика.

    Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

    Олицетворения “метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.

    Эпитеты “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.

    Метафоры “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью” .

    История создания

    В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. Это был период, когда он много писал – и одним из стихов стал “Учись у них – у дуба, у березы”, написанный в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.

    Тема

    Афанасий Афанасьевич львиную долю своего творчества посвятил человеку и природе, и “Учись у них – у дуба, у березы” также рассматривает именно ее. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.

    Фет не зря выбрал в качестве примера березу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придется и тем, и другим.

    Композиция

    Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нем деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но все же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.

    Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.

    И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна с ее оживляющим теплом. Фет старается показать, что в какой-то момент боль от всех потерь излечится и в жизнь снова придет радость.

    Жанр

    Это произведение относится к жанру пейзажно-философской лирики. С одной стороны, автор показывает зимний пейзаж, с другой – призывает человек посмотреть на него как на пример для подражания. Использованный поэтом прием олицетворения позволяет глубже раскрыть философскую мысль. Его также можно считать и стихотворением-советом от умудренного жизнью старого человека.

    Написано стихотворение пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифмовку с мужской и женской рифмой.

    Средства выразительности

    Несмотря на достаточно скромный объем произведения, в нем использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:

    • Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
    • Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
    • Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью” .

    Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.

    Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы… », о котором пойдёт речь, написано 31 декабря 1883 года русским поэтом Афанасием Фетом … День, когда оно родилось, совершенно особенный. И не только для Фета, но и для каждого человека. Почему?

    Это последний день уходящего года, канун Нового года. Каким настроением обычно пронизан этот день? Чем наполнен?

    В этот день всегда много радостной, предпраздничной суеты: люди готовятся к празднику, наряжают ёлки, покупают подарки, накрывают столы — все живут ожиданием чудесной новогодней ночи, настроение у всех приподнятое, радостное. Так ли у Фета?

    Прочитаем его стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы … ».

    Можно ли по настроению, которым пронизано стихотворение, отнести его к предновогодним? Почему?

    Шестиклассники дружно отвечают «нет!» и наперебой приводят свои аргументы: оно совсем не радостное, а скорее печальное, в нём нет ожидания праздника, его автор будто
    и не чувствует, что приближается Новый год. Заставим их задуматься.

    Но ведь человек проживает каждый год своей жизни по-разному: у кого-то всё складывается благополучно, у кого-то случаются тяжёлые болезни, утраты и другие скорби, кто-то переезжает или меняет род деятельности, у кого-то рождаются дети, а у кого-то уходят из жизни родные или близкие, да мало ли ещё что может происходить в жизни человека … Поэтому и приближающийся Новый год можно встречать с разным настроением.

    Давайте ещё раз перечитаем стихотворение и посмотрим: может быть, в нём всё-таки есть какое- то ощущение жизненного рубежа, когда человек останавливается, оглядываясь назад, на то, что было в его жизни, и в то же время пытается заглянуть вперёд, в будущее. (Ведь и мы, прежде чем встретить Новый год, всегда провожаем старый.) Найдите в стихотворении такое выражение, которое говорит о том, что в уходящем году для лирического героя стихотворения было что-то тяжёлое, больное. («Скорбящая душа»).

    Объясните значение слова скорбь и образованного от него слова скорбящая.

    Как выясняется, дети не знают точного лексического значения этого слова. В лучшем случае они говорят о печали. Дополним и уточним их толкование. Скорбь — состояние крайней душевной печали, вызванное бедой, несчастьем, неудачей, ударами судьбы, утратами (обычно в связи с чьей-либо смертью); скорбящая — значит «находящаяся в состоянии скорби».

    Но есть ли в стихотворении и такие слова, которые подсказывают, что «скорбящая душа» надеется на перемены, на лучшее? Если есть, найдите их. Это строки, в которых высказывается надежда на животворящую силу весны, способную возродить «скорбящую душу» к жизни:

    Её промчится гений,
    Опять теплом и жизнию дыша.
    Для ясных дней, для новых откровений
    Переболит скорбящая душа.

    Поинтересуемся у детей, в каком смысле употреблено слово гений.

    Как и следовало ожидать, шестиклассники воспринимают это слово только в одном значении: человек с выдающимися способностями. Поэтому слова Фета они толкуют как способность весны совершать что-то невозможное, удивительное. В каком-то смысле дети и правы, но нужно познакомить их и с другими толкованиями этого слова, что обогатит их восприятие.

    Гений — в римской мифологии дух — покровитель человека, рода, местности; а в книжной речи гений — олицетворение, высшее проявление чего-либо, например: гений фантазии, гений красоты и т. п.

    Если мы учтём все эти значения слова гений, то какой предстанет перед нами весна?

    Весна наделена способностями и силой гения — покровителя человека, в ней сосредоточены чудодейственное тепло и жизнь, которые она передаёт ему, она становится
    олицетворением силы жизни … Какие части речи помогают почувствовать её стремительность, энергию, силу, что, собственно, и является воплощением жизни?

    Это прежде всего глагол промчится. А дополняют его существительные тепло и жизнь.

    На что надеется лирический герой стихотворения?

    «Переболит скорбящая душа», то есть успокоится, утешится, всё плохое уйдёт в прошлое. Что помогает ему верить в это, надеяться на лучшее? (Природа.) Каким видит поэт последний день уходящего года? Опишите его, отталкиваясь от стихотворения.

    Это очень суровый и холодный день. Недаром поэт говорит о нём: «Жестокая пора!» Мороз трещит, обламывает ветви обледенелых деревьев. А ветер завывает в вершинах, срывает с них старые сухие листья, осыпает с ветвей снег, закручивает снежные вихри.

    Снег то летит большими хлопьями, то превращается в колючую порошу, сквозь которую трудно что-то разглядеть. Всё живое притаилось где-то под крышей или забилось в норки. Небо серое, безрадостное. Почему у нас возникает ощущение холодной, морозной зимы?

    Какие художественные средства помогают её почувствовать?

    Картину холодной суровой зимы помогают создать эпитеты («жестокая пора», «лютый холод»), олицетворения («всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы», деревья плачут: «на них застыли слёзы»).

    Почему взгляд поэта привлекают дуб и берёза? Что обычно связывается с образами этих деревьев в народной поэзии? Берёза и дуб — самые распространённые и привлекательные деревья русского пейзажа. Берёза — кудрявая, белоствольная, с тонкими ветвями, трепещущими резными листиками, красавица в любую пору года.

    Дуб — раскидистый, мощный, с великолепной кроной, узнаваемый издалека и влекущий взор. Берёза обычно ассоциируется с молодой красивой девушкой, дуб же — с могучим богатырём: ведь именно он — самое долголетнее и крепкое дерево в русских лесах, именно в нём видится трепетной красавице (берёзе, рябине, калине) надёжный и желанный защитник (вспомните слова народной песни: «Как бы мне, рябине, к дубу перебраться…»)

    Дуб — символ мужественности и крепости, берёза — символ женственной хрупкости и красоты. Как переносят суровую зиму дуб и берёза? Что помогает им справиться с этим испытанием? От лютого холода на них треснула кора, сквозь неё проступила смола — -слёзы » , и всё же они не жалуются: «стоят, молчат ».

    Они умеют терпеть … И знают, что когда-нибудь стужа кончится и они вновь зазеленеют и расцветут.

    К кому обращены слова поэта: «Учись у них — у дуба, у берёзы»? И чему надо учиться у них? Эти слова поэта обращены прежде всего к самому себе, но, конечно, и к нам, читателям. Тяжело переносить скорби, они сковывают душу, как «холод лютый » , но нужно набраться терпения, как набрались его стойкие и молчаливые дуб и берёза, и верить, что «переболит скорбящая душа » , вернётся к жизни …

    Какое действие оказывают на лирического героя плачущие, но не сетующие на судьбу дуб и берёза?

    Они одновременно и утешают его, и подают надежду, и заставляют стыдиться своей слабости: «они стоят, молчат; молчи и ты!». По сути дела, воплощением чего стали в стихотворении дуб и берёза? Они стали воплощением стойкости, мужества, силы духа, терпения, надежды. А что же воплощают в себе зима и весна в стихотворении?

    Зима символизирует тяжёлые испытания и скорби, а весна воплощает в себе полноту, красоту, радость и гармонию жизни, возрождение и обновление. Как вы думаете, почему «портрет» зимы в стихотворении более развёрнутый, чем «портрет» весны?

    Зима тянется долго, люди многие дни не видят солнца, это вызывает печаль, хандру, зима кажется бесконечной. Её однообразие и продолжительность дают возможность раз-
    глядеть эту «жестокую пору » со всех сторон. Зато весна пролетает почти мгновенно, захлёстывая нас радостью и каждодневным обновлением …

    Её характеризуют два ёмких слова: тепло и жизнь. Как соотносятся эти образы-символы — зима и весна? Они противопоставлены друг другу. Это антитеза. Найдите слова и выражения, которые характеризуют зиму и весну.

    Зима — «жестокая», её «холод лютый» «хватает» за сердце, заставляет плакать деревья («напрасные на них застыли слёзы»), ломает кору берёзы и дуба; «всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы»…

    Весна же исполнена тепла и жизни, она стремительна и радостна: Но верь весне. Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Благодаря ей всё оживает «для ясных дней, для новых откровений».

    Что значит «для новых откровений»? Как вы понимаете слово откровение?

    «Наверно, это какие-то открытия » — предполагают дети. Уточняем значение слова.

    Откровение – это

    1. Изъявление, сообщение кому-либо Божественной воли.
    2. Что- либо неведомое до сих пор, открывающее новое, неизвестное, дающее новое толкование, объяснение чему-либо и т. п.
    3. Способность острого восприятия, глубокого проникновения в сущность вещей, явлений, свойственная кому-либо, чему-либо. Теперь, обогащённые знанием всех лексических значений этого слова, вы можете более точно объяснить выражение «для новых откровений».

    Попытаемся расширить ваше прежнее толкование. «Новые откровения » — это новое открытие жизни и её ценностей. Душа, переболевшая скорбями, воскресшая от уныния, острее воспринимает мир и ценит жизнь во всех её проявлениях, обретает способность проникать в суть вещей и явлений, новые истины становятся её достоянием, она снова живёт в согласии с небом и с собой…

    Можем ли мы утверждать, что это стихотворение представляет собою развёрнутую аллегорию человеческой жизни? Вспомним, что такое аллегория. Аллегория (от греч. аllёgогiа- иносказание) — литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлечённого понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями.

    В художественной литературе аллегория используется как средство усиления поэтической выразительности. Образное, предметное её воплощение создаёт дополнительные, а порой и новые художественные и смысловые оттенки. Кто подсказал поэту эту аллегорию? Природа, а конкретно дуб и берёза, стоически переживающие испытания «жестокой поры».

    Благодаря им поэт, а вместе с ним мы, получаем замечательный урок жизни: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» То есть будь стойким в любых испытаниях, научись терпеть, верь в добрые перемены.

    Известный литературовед Н. Н. Скатов так написал о поэзии А.Фета: «Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы сочетается у него с природностью
    человека».

    Попробуйте объяснить эти слова.

    Коряво, но правильно дети говорят о том, что человек — это тоже часть природы, он связан с нею и во многом зависит от неё, поэтому не удивительно, что с древних времён люди одухотворяют природу, наделяют её какими-то человеческими свойствами, берут у неё уроки жизни.

    И в фольклоре, и в художественной литературе мы часто встречаем образы, взятые из мира природы, и через природу учимся понимать и самих себя. Это можно увидеть и на примере стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы … ». Отсюда и параллель между жизнью человека и природы, вызвавшая к жизни выразительную аллегорию.

    Аллегория широко используется не только в литературе, но и в живописи. Мы можем найти множество картин, названия которых начинаются со слова «аллегория». Особенно
    их много на тему времён года.

    Предлагаем рассмотреть несколько репродукций картин различных художников, которые изображали аллегорию зимы и весны (например, В.Боровиковского «Зима в виде старика»; Д.Арчимбольдо «Зима», «Весна»; Давида Теннирса Младшего «Зима»; Элизабет Сонрель «Зима»; Ю.Бекховой «Зима»; Натаниэля Шмитта «Аллегория зимы»; С.Боттичелли «Весна»; А.Мухи «Весна»; Андерсон «Весна» и др.) и выбрать из них те, которые созвучны стихотворению Фета по настроению.

    Подчеркнём при этом, что аллегория в живописи может быть даже сложнее по восприятию, чем в художественной литературе, она требует искусствоведческих знаний, так как многие детали, изображённые на картине, нуждаются в объяснении, ибо имеют определённый смысл, который, возможно, известен не всем.

    Дети с интересом рассматривают картины, задают вопросы, но выбирают из предложенного ряда картину Боровиковского «Зима в виде старика», потому что, на их взгляд, старик, изображённый на картине, выглядит очень удручённым, замёрзшим, одиноким, что соответствует настроению лирического героя в начале стихотворения. А вот весну они предпочитают в исполнении Андерсон, потому что она дана в движении, в её портрете много ярких красок, она радостная: там, где она ступает, расцветают цветы и зеленеют травы — жизнь начинается сначала…

    Теперь, когда анализ стихотворения завершён, когда его художественные образы закрепились в детском сознании, перейдём к обобщению и попросим шестиклассников определить тему и идею произведения.

    Тема стихотворения – изображение неразрывной связи жизни человека и природы, их необходимости друг другу.

    Идея — призыв верить в лучшее, уметь с достоинством переносить любые испытания и никогда не падать духом.

    Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы»

    2.3 (46.67%) 3 votes