Анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова". О чем писал Николай Алексеевич? Анализ стихотворения "Памяти Добролюбова" Некрасова Н.А

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись -
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова

Некрасов познакомился с Добролюбовым, когда тот был еще совсем молодым человеком и только начинал свою карьеру литературного критика. Поэт смог разглядеть в юноше наличие большого таланта. Некрасов был соредактором журнала «Современник» и предложил Добролюбову возглавить отдел критики. Он не ошибся в своем выборе. За свою недолгую жизнь Добролюбов успел написать множество знаменитых критических статей, которые не утратили актуальности и в наше время. К сожалению, критик очень рано заболел чахоткой, которая тогда считалась неизлечимой болезнью. Несмотря на это Добролюбов продолжал напряженно работать и сам приближал свой конец. Он умер в 1861 г. Спустя несколько лет Некрасов посвятил ему стихотворение «Памяти Добролюбова» (1864 г.).

Автор отмечает, что поэт, несмотря на свою молодость, был строгим и неподкупным судьей в своих суждениях. Он беспристрастно относился к признанным авторитетам. Подчиняя «рассудку страсти» критик всегда выносил справедливый приговор. Добролюбов понимал, что жить ему остается недолго, поэтому в лихорадочной работе стремился максимально использовать отведенный ему срок. Особой благодарностью звучат слова Некрасова о том, что критик «более учил… умирать».

Личная жизнь Добролюбова не складывалась. Это и не могло быть иначе, так как он все свое время посвящал работе. Поэтому Некрасов отмечает: «ты чистоту хранил». Многие высказывания критика носили резкий антиправительственный характер и вырезались цензурой. Добролюбов всегда оставался горячим патриотом своей страны. Он не мог молчать при виде всех бед и несправедливостей, которые наполняли Россию. Его революционные взгляды были направлены только на благо Родины. Некрасов сравнивает любовь Добролюбова к России с поклонением женщине. Называя ее «любовницей суровой», он имеет в виду, что самоотверженный труд Добролюбова не был по достоинству отмечен современниками.

Смерть критика поэт сравнивает с угасанием «светильника разума». Наделяя Добролюбова «вещим пером», Некрасов намекает, что к нему еще придет признание.

Последние строки стихотворения очень торжественны и патетичны. Автор обращается ко всей «русской земле», призывая ее оплакивать одного из лучших своих сыновей. Некрасов уверен, что только благодаря таким людям России до сих пор существует. Добролюбов совмещал в себе глубокий ум, наблюдательность и врожденное чувство справедливости. Его недолгий жизненный путь может служить образцом для всех творческих людей.

Идеал общественного деятеля в стихотворении

«Памяти Добролюбова».

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) занимает особое место в русской литературе. Парод его называет своим поэтом, певцом человеческих страданий.
Его творчество стало новой ступенью в развитии русской лирики. Он отразил самые важные особенности своего времени и оказал значительное внимание на общественную атмосферу эпохи. Он создал собственную «некрасовскую школу» поэзии. Некрасов сконцентрировал свое внимание на одной теме – теме народа, и на протяжении многих лет поэт оказывается в центре литературной жизни
России: он был редактором и издателем лучших журналов своего времени – это журнал «Современник», выпускаемые с 1847 по 1866 года и журнал
«отечественные записки», который выпускался с 1868 года и до конца жизни
Некрасова.

Работая в журнале «Современник», судьба свела Некрасова с замечательным человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права, дворянско-буржуазного либерализма. В журнале он выступал, как публицист, литературный критик и просто как революционер – демократ. Он пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появления нового человека – деятеля и борца в русской жизни и в литературе.

Добролюбов написал несколько критических статей: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и «Когда же придет настоящий день?». Нам почти неизвестно, а ведь еще писал сатирические стихи и пародии.
Работая в одном журнале, сошлись и полюбили друг друга два великих человека: один – народный певец, другой – народный борец за счастье и свободу человека.

Жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность тяжело переживала утрату. Некрасов написал, спустя три года, стихотворение
«Памяти Добролюбова». В это стихотворении Некрасов показал яркий образ революционера, отметив в Добролюбове уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Первые строки звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг себя народ:

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Вера в высокие идеалы, духовная чистота Добролюбова раскрывается
Некрасовым в следующих строках:

Сознательно мирские наслаждения
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
Как женщину ты родину любил…

Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом, рвущийся в жизненный полет, человек с большим сердцем и талантом организатора, сколько бы пользы принес для родины, но увы:

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.

Некрасов видел в Добролюбове такие качества, которые могут быть только в человеке идеальном. Он видел в нем революционера, готового сгореть в пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу, сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля:

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Прошли годы, время сгладило в человеческой памяти горе потери, а певец народного горя не мог смириться с утратой своего идеала, и эта печаль звучит в его строках, обращение к земле – матушке:

Плачь, русская земля! Но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:

Поэт обращается к людям, говоря им, как хорош был этот человек:

Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…

Обращение поэта к матушке – природе и к народу российскому с заботой о будущем России. Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами?
Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив четверостишье:

Природа – мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Добролюбов прожил очень мало, всего 25 лет, но его звезда на небосводе зажглась и продолжает дарить нам свой свет с космических высот, а благодаря
Некрасову человечество помнит его и чтит.
Пользовался литературой:

2. Справочник школьника 5-11 классы. Издательство: АСТ

В ряде своих стихотворений Николай Алексеевич рисует человека особенного, необыкновенного, идущего путем Белинского и Герцена и возвышающегося до их подвига. Так, в стихотворении 1864 года «Памяти Добролюбова» (Некрасов), анализ которого мы проведем, поэт выражает тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял сам Добролюбов.

Не случайно при первой публикации этого стихотворения Некрасов в качестве эпиграфа поставил строки из восьмистишия самого Добролюбова, закончив их словами: «Шествуй тою же стезёю». В облике критика Николай Алексеевич прежде всего поэтизирует подчинение личной жизни делу свободы, отказ от мирских наслаждений, подчинение страстей рассудку, аскетическую самоотверженность и самопожертвование. Нужно заметить, что некрасоведы установили не абсолютное соответствие героя этого стихотворения прототипу. Поэт намеренно наделяет образ Добролюбова чертами суровости и аскетизма, видя в них свойства особенных людей новой эпохи. Говоря о том, что Добролюбов «учил умирать», Некрасов отнюдь не прославляет смерть и не считает её выражением некой ценности. Он поэтизирует ту же самоотверженность, показывает неизбежность трагического финала у тех, кто готов к подвигу и способен на него.

Некрасов смело и уместно воспользовался риторическим оборотом «Плачь, русская земля!», который применил сам критик в полемике с Н. Гречем. Только на этот раз поэт допустил «кощунственную» переадресовку. Процитированные слова теперь связаны не с царем: ими оплакивается критик-демократ. Вместо «отца» родной земли возвеличивается её великий сын. В то же время Некрасов зовёт не только плакать по поводу смерти этого человека, но и — существенное добавление — гордиться его жизнью. Рисуя образ подвижника гражданского служения родине, поэт передаёт его этическую и эстетическую привлекательность. Добролюбов окружен в этом реквиеме светом прекрасного, ибо он сын природы-матери, наделившей его своими дарами, ибо в нём самом совмещены «сокровища душевной красоты», он является «светильником разума». Это выражение напоминает восклицание Горацио над телом трагедийного Гамлета. В обоих случаях речь идёт об угасании великой личности. Будучи «сеятелем», он одновременно относится к лучшим, редким всходам «нивы жизни». Герою произведения «Памяти Добролюбова» (Некрасов), анализ которого нас интересует, приданы и черты возвышенного: он изображается на фоне стоящей «под небесами» русской земли; масштаб его деяний соразмерен с безграничностью родины, его возлюбленной; он «высоко вознёсся» над другими. Его великое сердце («какое сердце биться перестало!») пульсировало в ритм с «честными сердцами» людей, с «золотым сердцем» народа. Наконец, отметим, что «суровому» герою стихотворения даны приметы «пророка»: у него «вещее» перо; взывая к жизни новой, он готовил «перлы для венца». Завершается стихотворение необычным трехстишием без рифм, в котором последняя строка короче других, она словно обрывается на середине. Высокую ноту сменяет её неожиданный обрыв, словно подступила спазма, словно дыхание перехватило. На этом завершим анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» (Некрасов).

«Памяти Добролюбова» Некрасов

«Памяти Добролюбова» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Памяти Добролюбова » было написано в 1864 году и посвящено литературному критику Николаю Добролюбову, товарищу Некрасова и сотруднику «Современника». Николай Добролюбов умер в 1861 г. молодым, в возрасте 25 лет, от туберкулёза.

Первоначально у стихотворения не было названия, но был эпиграф из стихотворения Добролюбова.

Стихотворение напечатано в «Современнике» № 11-12 за 1864 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру эпитафии, но лишено романтической условности, свойственной произведениям этого жанра в середине 19 в. Наоборот, в стихотворении читатель получает реалистический психологический портрет друга и соратника автора.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения - значение личности и творчества Добролюбова для воспитания русской революционной молодёжи.

Основная мысль: Николай Добролюбов - пример жизни, полностью посвящённой борьбе за счастье родины. Некрасов писал позже, что «старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов».

Стихотворение состоит из 6 строф, разных по длине: четыре четверостишия, одно пятистишие и одно семистишие, оборванное на высокой ноте. Это пример того, как форма подчинена содержанию.

Обращаясь к покойному другу на ты , как если бы он был жив, лирический герой начинает своё рассуждение с парадоксальной мысли: «Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать». Далее поэт развивает эту мысль о том, что подвиг Добролюбова есть жизнь, отданная родине, любовь к которой сначала противопоставляется любви к земной женщине, а затем превозносится в гордом и торжественном плаче: «Плачь, русская земля, но и гордись...» Завершает стихотворение обращение к матери-природе, рождающей таких людей и не дающей заглохнуть ниве жизни.

Тропы и образы

В стихотворении мало эпитетов: светлый рай, вещее перо, душевная красота. Качества Добролюбова не статичны, проявляются в подвиге его жизни.

Добролюбов описывается как христианский святой, последний подвиг которого - праведная смерть. Если не знать возраст смерти Добролюбова, можно подумать, что описан старец, который смолоду был праведником. Добродетели Добролюбова - суровость, подчинение страстей рассудку, отказ от мирских наслаждений, душевная чистота. Но если христианский подвижник соблюдает целомудрие ради Бога, то Добролюбов отказывается от женской любви ради родины. Для неё он готовит светлый рай и перлы для венца (метафоры лучшей жизни).

Любовь к родине сравнивается с любовью к женщине, а потом превращается в метафору (любовница суровая).

Добролюбов несёт в мир разумное отношение к жизни и литературе (это работа литературного критика), становится светильником разума (символ просвещения).

При описании нравственного подвига Добролюбова Некрасов использует старославянизмы: мирские наслажденья, жажда, перлы, вещий, небеса, недра .

Смерть Добролюбова, как и смерть христианского святого, преждевременна, но не напрасна. Спустя время Добролюбов «высоко вознёсся» над людьми. Так атеист Некрасов создаёт своих «святых», которые оцениваются уже не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения совести и чести человека, своеобразных природных нравственных людей. Поэтому в конце возникает образ природы-матери, олицетворение самой жизни, изредка рождающей на своих нивах (метафора) таких людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная. Последние три строчки не рифмуются, поэтому вывод похож на заклинание, на котором акцентирует внимание поэт. К тому же последняя строчка вдвое короче остальных, так что возникает ощущение недосказанности.