Бунин темные аллеи в кратце. Иван Бунин, «Темные аллеи»: анализ

Бунин Иван Алексеевич является одним из лучших писателей нашей страны. Первый сборник его стихотворений появился в 1881 году. Затем им были написаны рассказы "На край света", "Танька", "Вести с родины" и некоторые другие. В 1901 году вышел новый сборник "Листопад", за который автор получил Пушкинскую премию.

К писателю приходят популярность и признание. Он знакомится с М. Горьким, А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым.

В начале 20-го века Иван Алексеевич создает рассказы "Захар Воробьев", "Сосны", "Антоновские яблоки" и другие, в которых запечатлена трагедия обездоленного, нищего народа, а также разорение усадеб дворян.

и эмиграция

Октябрьскую революцию Бунин воспринял отрицательно, как социальную драму. Он эмигрировал в 1920 году во Францию. Здесь им были написаны, кроме других произведений, цикл новелл под названием "Темные аллеи" (анализ рассказа с одноименным названием из этого сборника мы проведем чуть ниже). Главная тема цикла - любовь. Иван Алексеевич открывает нам не только светлые ее стороны, но и темные, о чем говорит и само название.

Судьба Бунина была и трагичной, и счастливой. В своем искусстве он достиг непревзойденных высот, первым из отечественных писателей получил престижную Нобелевскую премию. Но он вынужден был тридцать лет прожить на чужбине, с тоской по Родине и душевной близостью с ней.

Сборник "Темные аллеи"

Эти переживания послужили толчком к созданию цикла "Темные аллеи", анализ которого мы проведем. Сборник этот в урезанном виде впервые появился в Нью-Йорке в 1943 году. В 1946 году в Париже вышло уже следующее издание, включавшее 38 рассказов. Сборник резко отличался по своему содержанию от того, как тема любви привычно освещалась в советской литературе.

Взгляд Бунина на любовь

У Бунина был отличный от других, свой собственный взгляд на это чувство. Финал его был одним - смерть или расставание, независимо от того, как сильно герои любили друг друга. Иван Алексеевич считал, что похоже на вспышку, но именно этим и прекрасно. Любовь с течением времени сменяется привязанностью, которая постепенно превращается в быт. Герои Бунина лишены этого. Они переживают лишь вспышку и расстаются, насладившись ею.

Рассмотрим Анализ рассказа, открывающего одноименный цикл, начнем с краткого описания фабулы.

Сюжет рассказа "Темные аллеи"

Сюжет его незамысловат. Генерал Николай Алексеевич, уже старик, приезжает на почтовую станцию и встречает здесь свою возлюбленную, которую не видел около 35 лет. Надежду он узнает не сразу. Теперь она - хозяйка в котором однажды произошла их первая встреча. Герой выясняет, что все это время она любила лишь его.

Рассказ "Темные аллеи" продолжается. Николай Алексеевич пытается перед женщиной оправдаться за то, что не навещал ее столько лет. "Все проходит", - говорит он. Но очень уж неискренни, неуклюжи эти объяснения. Мудро отвечает Надежда генералу, сказав о том, что молодость проходит у всякого, а любовь - нет. Женщина укоряет возлюбленного, что тот бросил ее бессердечно, поэтому она много раз хотела наложить на себя руки, но сознает, что теперь уже поздно укорять.

Остановимся подробнее на рассказе "Темные аллеи". показывает, что Николай Алексеевич как будто не чувствует раскаяния, но Надежда права, говоря о том, что забывается все-таки не все. Генерал тоже не смог забыть эту женщину, свою первую любовь. Напрасно просит он ее: "Уходи, пожалуйста". И говорит, что лишь бы Бог простил его, а Надежда, видно, уже простила. Но выясняется, что нет. Женщина признается, что не смогла этого сделать. Поэтому генерал вынужден оправдываться, извиняться перед своей бывшей возлюбленной, говоря о том, что никогда не был счастлив, но жену свою любил без памяти, а она бросила Николая Алексеевича, изменила ему. Сына обожал, возлагал большие надежды, а получился из него наглец, мот, без чести, сердца, совести.

Сохранилась ли старая любовь?

Проанализируем произведение "Темные аллеи". Анализ рассказа показывает, что чувства главных героев не угасли. Нам становится понятно, что сохранилась старая любовь, герои этого произведения любят друг друга по-прежнему. Уезжая, генерал признается себе в том, что женщина эта дала ему лучшие моменты жизни. За измену своей первой любви мстит герою судьба. Не обретает счастья в жизни семейной Николай Алексеевич ("Темные аллеи"). Анализ его переживаний доказывает это. Он осознает, что упустил дарованный когда-то судьбой шанс. Когда генералу рассказывает кучер о том, что хозяйка эта дает деньги под процент и очень "крута", хотя и справедлива: не вернул вовремя - значит, пеняй на себя, Николай Алексеевич эти слова проецирует на свою жизнь, размышляет о том, что было бы, если бы он не бросил эту женщину.

Что помешало счастью главных героев?

В свое время сословные предрассудки помешали соединить судьбу будущему генералу с простолюдинкой. Но любовь из сердца главного героя не ушла и мешала стать счастливым с другой женщиной, воспитать достойно сына, как показывает проведенный нами анализ. "Темные аллеи" (Бунин) - это произведение, которое имеет трагический оттенок.

Надежда также пронесла любовь через всю жизнь и в итоге тоже оказалась одна. За причиненные страдания простить героя она не смогла, поскольку он остался в ее жизни самым дорогим человеком. Николай Алексеевич оказался неспособен нарушить установленные в обществе правила, не рискнул действовать против них. Ведь, женись генерал на Надежде, он встретил бы презрение и непонимание окружающих. А бедной девушке не оставалось ничего, как покориться судьбе. В те времена невозможны были светлые аллеи любви между крестьянкой и барином. Проблема эта уже общественная, а не личная.

Драматичность судеб главных героев

Бунин в своем произведении хотел показать драматичность судеб главных героев, которые вынуждены были расстаться, будучи влюбленными друг в друга. В этом мире любовь оказалась обреченной и особенно хрупкой. Но она осветила всю их жизнь, навсегда осталась в памяти лучшими мгновениями. Романтично-прекрасна эта история, хотя и драматична.

У Бунина в произведении "Темные аллеи" (анализ рассказа этого мы сейчас проводим) тема любви является сквозным мотивом. Пронизывает она и все творчество, связывая тем самым эмигрантский и российский периоды. Именно она позволяет писателю соотнести с явлениями внешней жизни душевные переживания, а также приблизиться к тайне души человеческой, исходя из влияния на него объективной действительности.

На этом завершаем анализ "Темные аллеи". Любовь каждый понимает по-своему. Это удивительное чувство до сих пор не разгадано. Тема любви будет актуальна всегда, поскольку она является движущей силой многих человеческих поступков, смыслом нашей жизни. К этому выводу приводит, в частности, проведенный нами анализ. "Темные аллеи" Бунина - рассказ, который даже своим названием отражает мысль, что чувство это нельзя понять до конца, оно "темное", но в то же время прекрасное.

В осенний ненастный день по разбитой грязной дороге к длинной избе, в одной поло-вине которой была почтовая станция, а в другой чистая горница, где можно было отдох-нуть, поесть и даже пере-но-че-вать, подъ-ехал обки-данный грязью тарантас с полу-под-нятым верхом. На козлах таран-таса сидел крепкий серьезный мужик в туго подпо-я-санном армяке, а в таран-тасе — «стройный старик-военный в большом картузе и в нико-ла-ев-ской серой шинели с бобровым стоячим ворот-ником, еще черно-бровый, но с белыми усами, которые соеди-ня-лись с такими же бакен-бар-дами; подбо-родок у него был пробрит и вся наруж-ность имела то сход-ство с Алек-сан-дром II, которое столь распро-стра-нено было среди военных в пору его царство-вания; взгляд был тоже вопро-ша-ющий, строгий и вместе с тем усталый».

Когда лошади стали, он вылез из таран-таса, взбежал на крыльцо избы и повернул налево, как подсказал ему кучер. В горнице было тепло, сухо и опрятно, из-за печной заслонки сладко пахло щами. Приезжий сбросил на лавку шинель, снял перчатки и картуз и устало провел рукой по слегка курчавым волосам. В горнице никого не было, он приот-крыл дверь и позвал: «Эй, кто там!» Вошла «темно-во-лосая, тоже черно-бровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина... с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с боль-шими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Она вежливо поздо-ро-ва-лась.

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на легкие ноги и попросил самовар. Оказа-лось, что эта женщина — хозяйка посто-я-лого двора. Приезжий похвалил её за чистоту. Женщина, пытливо глядя на него, сказала: «Я чистоту люблю. Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алек-се-евич». «Надежда! Ты? — сказал он тороп-ливо. — Боже мой, боже мой!.. Кто бы мог поду-мать! Сколько лет мы не вида-лись? Лет трид-цать пять?» — «Трид-цать, Николай Алек-се-евич». Он взвол-нован, расспра-ши-вает её, как она жила все эти годы. Как жила? Господа дали вольную. Замужем не была. Почему? Да потому что уж очень его любила. «Все проходит, мой друг, — забор-мотал он. — Любовь, моло-дость — все, все. История пошлая, обык-но-венная. С годами все проходит».

У других — может быть, но не у нее. Она жила им всю жизнь. Знала, что давно нет его преж-него, что для него словно бы ничего и не было, а все равно любила. Поздно теперь укорять, но как бессер-дечно он её тогда бросил... Сколько раз она хотела руки на себя нало-жить! «И все стихи мне изво-лили читать про всякие „темные аллеи“, — приба-вила она с недоброй улыбкой». Николай Алек-се-евич вспо-ми-нает, как прекрасна была Надежда. Он тоже был хорош. «И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть». — «А! Все проходит. Все забы-ва-ется». — «Все проходит, да не все забы-ва-ется». «Уходи, — сказал он, отво-ра-чи-ваясь и подходя к окну. — Уходи, пожа-луйста». Прижав платок к глазам, он прибавил: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Нет, она его не простила и простить никогда не могла. Нельзя ей его простить.

Он приказал пода-вать лошадей, отходя от окна уже с сухими глазами. Он тоже не был счастлив никогда в жизни. Женился по большой любви, а она бросила его еще оскор-би-тельнее, чем он Надежду. Возлагал столько надежд на сына, а вырос негодяй, наглец, без чести, без совести. Она подошла и поце-ло-вала у него руку, он поце-ловал у нее. Уже в дороге он со стыдом вспомнил это, и ему стало стыдно этого стыда. Кучер говорит, что она смот-рела им вслед из окна. Она баба — ума палата. Дает деньги в рост, но спра-вед-лива.

«Да, конечно, лучшие минуты... Истинно волшебные! „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...“ Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содер-жа-тель-ница посто-ялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петер-бург-ского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, он качал головой.

«Темные аллеи» (читать краткое содержание далее) - цикл рассказов И.А. Бунина, над которым он работал в течение восьми лет. Здесь нет повторяющихся сюжетов. Каждая история - это судьба отдельного человека: уникальная, неповторимая, единственная в своем роде, как отпечаток пальца. Что заставило автора объединить их в одну книгу? Конечно же, любовь. может быть разным, но «темные аллеи» каждого из нас, в конечном счете, ведут лишь к одному - к любви…

И. А. Бунин, краткое содержание «Темная аллея»

Холодное осеннее ненастье. Одна из тульских дорог, залитая и изрезанная бесконечными дождями. К длинной избе, объединяющей с одной стороны почтовое отделение, а с другой - небольшую частную гостиницу, подъехал грязный тарантас. Из него вышел стройный старик-военный, с седыми усами, но еще чернобровый. Он лихо взбежал на крыльцо избы, затем прошел в горницу налево.

Здесь было чисто, тепло и сухо. Не успел он окликнуть хозяев, как в комнату легкой поступью вошла темная, тоже чернобровая, и не по возрасту красивая женщина. Округлые плечи, большая грудь под красной кофточкой, «легкие ноги», красные поношенные татарские туфли - ничто не ускользнуло от его взгляда. Приезжий завел тот разговор, который обычно протекает между людьми, чьи пути случайно пересеклись, но больше они, скорее всего, никогда друг друга не увидят. Поговорили, да

и забыли. Оказалось, что эта женщина является хозяйкой постоялого двора. Сей факт удивил его, но он похвалил её за чистоту и уют. Она, щурясь и пытливо глядя на него, ответила: «И чистоту люблю… при господах выросла, Николай Алексеевич.» То ли слова её, то ли голос, то ли произнесенное ею имя его, а может, и всё вместе, резко и неожиданно вызвали в памяти яркие картинки молодости… Мужчина быстро выпрямился и покраснел: «Надежда! Ты?» Конечно, это была она - та самая Надежда, которая тридцать, а возможно, и тридцать пять лет назад была его возлюбленной. Ах, как давно это было! Прошла молодость, любовь, да и история, в сущности, была «пошлая, обыкновенная».

Но это не конец. Краткое содержание «Темная аллея» продолжается. Ведь то, что для одного - сущая безделица, о которой можно иногда с приятной грустью вспомнить, для другого - любовь всей жизни, с которой не расстаешься ни на минуту. Она всё знала. Она понимала, что Николенька её уже не тот, да и она всю свою молодость, красоту и «горячку» отдала ему, и не стать ей ни его и ни кого-либо другого женой. Пыталась руки на себя наложить. Но судьба распорядилась иначе…

Николай Алексеевич краснеет, прячет скупую слезу и кается только перед Богом, потому что она, видно, давно зла на него не держит. Но Надежда его не простила, и прощать не собирается. Это невозможно. Чувства безумно смешались. Любовь, восторг, обиды, разочарование и ненависть - где что, поди разберись. Поэтому, как любовь её к нему останется неизменной, так и то, что поселилось рядом.

Раскаяние и слезы вмиг исчезли с его лица. Николай Алексеевич поведал, что и его жизнь не сложилась. Жена, которую он чрезвычайно любил, изменила и бросила его «еще оскорбительней», чем он Надежду. Сын - невиданный наглец и бездельник, человек без сердца и чести. Может, он действительно не оценил и предал то истинное, что было ему предложено изначально. После этой неожиданной исповеди она подошла и поцеловала его руку, а он - её, и они распрощались. Когда поехали дальше, ему стало нестерпимо стыдно. Последние слова, какое-то глупое, где-то даже детское раскаяние, целование рук… Бывший военный густо покраснел, но мгновенно устыдился и этих подлых чувств. Ведь то время, проведенное с ней, было самым лучшим и волшебным в его жизни: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...» Закрыв глаза, он покачал головой: интересно, что же было бы дальше, что, если бы он не бросил ее, и эта женщина, Надежда, хозяйка постоялой горницы, стала бы его спутницей жизни, распорядительницей его петербургского дома, матерью его детей? На этом краткое содержание «Темная аллея» заканчивается. Вопрос остался без ответа...

О чем повествует рассказ «Темные аллеи»?

Краткое содержание произведения, равно как и весь текст, заставляет читателя задуматься о том, что же это - история большой любви или «пошлая, обыкновенная» интрижка? В жизни приходится наблюдать сотни, а то и тысячи подобных драм. Но это с одной стороны. Или, вернее, это верхушка айсберга. Что же скрыто под темною водой? Краткое содержание «Темная аллея» поведало историю двух людей. Надежда пронесла любовь к одному мужчине через годы.

Да, эта любовь была мутной с привкусом обиды, резкой боли и глубокого разочарования. Но она была. Николай Алексеевич, предав и оскорбив одну, тоже познал это чувство, но благодаря другой. И он не сдался. И он продолжал оберегать то, что ожило в его душе, и впоследствии было растоптано и смешано с грязью. Почему же мы так бережно храним то, что болит и ноет? Почему же «все проходит, но не все забывается»?


Однажды осенью, в ненастный день к длинной избе по грязной разбитой дороге, с одной стороны которой располагалась почтовая станция, а с другой - чистая горница, хорошее место для отдыха, где можно перекусить и переночевать, подъехал тарантас с полуподнятым верхом, обкиданный грязью. На козлах тарантаса восседал крепкий серьезный мужик, одетый в армяк, туго подпоясанный кушаком. В тарантасе сидел «стройный старик-военный», наряженный в большой картуз и в николаевскую серую шинель, отороченную бобровым стоячим воротником, с белыми усами и бакенбардами, но с черными бровями. Его подбородок был тщательно выбрит, а вся наружность его имела сходство с Александром II, столь распространенное в среде военных в то время.

Взгляд военного был вопрошающим, строгим и одновременно усталым.

Когда лошади остановились, он выбрался из тарантаса, быстро взбежал на крыльцо избы и, как подсказал ему кучер, повернул налево. В горнице было сухо, тепло и прибрано, из-за печной заслонки доносился сладкий запах щей. Сбросил на лавку шинель и, сняв перчатки и картуз, уставший приезжий провел рукой по волосам. Горница была пуста, поэтому, приоткрыв дверь, он позвал: «Эй, кто там!» В горницу вошла темноволосая, чернобровая и не по возрасту красивая женщина. Темный пушок вдоль щек и на верхней губе женщины не портил ее вида, сама она была легкая, хотя и полная, пышногрудая, в красной кофточке, с треугольным животом, как у гусыни, под черной шерстяной юбкой.

Женщина вежливо поздоровалась.

Военный мельком взглянул на её легкие ноги, округлые плечи и попросил самовар. Эта женщина была хозяйкой постоялого двора. Гость похвалил её за чистоту, на что женщина ответила: «Я чистоту люблю». Она выросла при господах, поэтому умеет держать себя прилично. Когда женщина назвала приезжего по имени - Николай Алексеевич, он узнал ее: «Надежда! Ты?» Они не виделись тридцать лет. Он взволнованно расспрашивает её, какой была ее жизнь в течение этих лет. Она рассказывает, что господа дали ей вольную, замужем она не была, потому что очень любила его. «Все проходит, мой друг», - пробормотал он». Он сказал, что была любовь, была молодость - это пошлая, обыкновенная история, но все с годами проходит.

Николай Алексеевич приказал подавать лошадей, он отходил от окна с сухими глазами. В своей жизни он тоже никогда не был счастлив. Он женился по большой любви, но жена бросила его еще более оскорбительно, чем он Надежду. Он столько надежд возлагал на сына, но из него вырос наглец и негодяй, человек бесчестный и бессовестный. Надежда подошла к нему и поцеловала его руку, а он поцеловал ее. По дороге обратно Николай Алексеевич со стыдом вспомнил это и почувствовал стыд от этого стыда. Кучер сказал, что Надежда из окна смотрела им вслед. Она умная баба, дает в рост деньги, но справедлива.

Герой думал о том, что эта любовь была самым лучшим в ее жизни. „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…“ Чем бы все закончилось, если он не бросил ее тогда? Если бы эта Надежда была не содержательницей постоялой горницы, а его женой, хозяйкой его петербургского дома и матерью его детей? Он качал головой, закрыв глаза.