Что означают цвета радуги. Сакральный смысл радуги…

Все люди моего поколения помнят считалочку для запоминания цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан » Первая буква каждого слова означает цвет. Но, наверное, не все знают, что эти семь цветов радуги оказывают на нашу жизнь сильное влияние.

Теплые цвета тонизируют и активизируют организм, а холодные – успокаивают и расслабляют. То есть это не только элемент эстетики, но и средства лечения.

В западных странах стены больничных палат окрашивают по-разному: для сердечников исцеляющим считается зеленый цвет, а для тех, кто страдает от кожных болезней – желтый. Больная голова перестает мучить нас в синей палате. Интересные наблюдения есть по каждому из семи цветов радуги.

Красный – это цвет жизни ; повышается тонус и выработка гормона хорошего настроения – серотонина. Любите такой цвет? Значит, любите жизнь, но есть еще и указатели на некоторую агрессивность красного цвета, особенно у легковозбудимых людей. Поэтому, если у вас много красного цвета в одежде, в интерьере квартиры и даже цветы именно такие любите, проанализируйте свое состояние. Даже посуда красного цвета может тревожить и беспокоить, и, кстати, еда на таковой выглядит не аппетитно. В разумных количествах красный цвет полезен, особенно зимой.

Оранжевый – это цвет действия . Он – созидатель, избавляет от депрессии, тоски, стимулирует работу сердца и мозга. К тому же, говорят, помогает избавляться от страхов, неуверенности в себе. Может, поэтому так любимы в народе ярко-оранжевые бархатцы, ноготки? И на посуде оранжевого цвета человек, съев меньше, чем обычно, уже почувствует себя сытым. Возьмите это на заметку. А, может, в кухне веселые оранжевые занавесочки навесить: нагляделся и можно не есть?!

Желтый – это цвет солнца, это победитель стресса, он самый яркий цвет радуги ! Гонит прочь усталость, уныние и печаль, помогает снять комплексы при общении. Люди лучше находят общий язык, если в их комнате желтого цвета обои, стены; им приятно находиться в полутемной комнате, если там стоят цветы этого оптимистического цвета! А сколько у него оттенков! Лимонно – желтый точно поможет в борьбе против стресса, желто- оранжевый поднимет аппетит, а желто-зеленый способствует спокойному отдыху и созерцанию.

Зеленый улучшает самочувствие, душа успокаивается . Недаром, человек себя прекрасно чувствует в окружении свежей зелени. И даже бумага зеленоватого цвета заставляет меньше делать ошибок при письме. Думаете, так просто раньше на столе было зеленое сукно? Нет! Чтобы «соображалка» лучше работала! А зеленого цвета униформа хирургов? Для того, чтобы уменьшить кровоточивость ран и пациентов! И давление у людей нормализуется, и зрение улучшается, но и аппетит на зеленых тарелках просыпается! Будьте начеку. Но как мы все любим в квартире зеленое! И ковер, и обои, и стены – это теплый, мягкий цвет душевного комфорта.

Голубой – цвет медитации , он расслабляет, помогает при лечении больных психологического и нервного расстройства, снимает воспаление и даже без лекарств понижает температуру тела. Но когда в вашем окружении много голубого, то становится прохладно. Повара-мастера любят подавать салаты и закуски в посуде этого цвета. Говорят, он подчеркивает «вкус» блюда.

Синий – вообще, этот цвет (да и голубой тоже) считается цветом духовности . Он пробуждает в человеке именно эти чувства и развивает интуицию, повышает иммунитет! Правда, один синий цвет без разбавления белым, или зеленым будет сильно угнетать.

Ну и фиолетовый – цвет магов , он способствует чарам колдунов, улучшает сон, поэтому, если у вас есть такие проблемы, поставьте около кровати фиалку с фиолетовыми цветочками: бессонница должна отступить. А вот тарелки фиолетового цвета аппетит не вызовут, наоборот, ухудшают пищеварение, появляется депрессия, тревога.

Ну, уж коли о цветах радуги мы кое-что выяснили, то нельзя обойти другие цвета, особенно белый, который освежает нашу жизнь, оттеняет огромное богатство других цветов.

Белый цвет способен расширять пространство , показывать нам девственность и чистоту (а вспомните подвенечное платье!). Белая посуда всегда подчеркивает достоинства пищи, особенно аппетитны в белых тарелках супы. Белая скатерть – это всегда праздник и торжественность, правда?

А розовый цвет – это цвет любви и надежды , цвет безмятежности и счастья. Больше всего мы всегда как-то инстинктивно в розовый наряжаем наших деток. Конечно, ведь это противник слез, меланхолий, спутник детства и наших мечтаний. Разве не говорим мы «сними розовые очки», если хотим вернуть человека к реальной жизни?

Поэтому, подбирая для себя новый наряд, покупая обои для комнаты, высаживая цветы на даче или просто накладывая обыкновенную кашу в тарелку, задумайтесь: «А какой цвет для меня предпочтительнее?» Ведь каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Но сначала скажем несколько слов о психологической работе с рисунком, а, соответственно, и с цветами. Этот вид работы называется арт-терапией.

Дословно, арт-терапия – это художественная терапия, которая рассматривается в контексте так называемых пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна и других форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Если говорить по-простому, арт-терапия – это система психологической работы, основанная на феномене исцеляющих возможностей искусства.

Арт-терапия бывает индивидуальной (индивидуальные занятия с арт-терапевтом) и групповой.

Групповая арт-терапия

©Hofstra University

Для того чтобы заниматься арт-терапией, не нужен никакой опыт рисования, лепки и т. д. Не нужны и художественные способности. В детстве все мы рисовали, независимо от наших способностей. Арт-терапия – это способ вернуться в детство, вернее, снова начать говорить на «языке» детства, который бессознательно знаком нам всем. Рисунки участников арт-терапевтического процесса не могут быть «хорошими» или «плохими», «правильными» и «неправильными».

Арт-терапевт и другие участники процесса (если арт-терапия – групповая) – это не художественные критики – это люди, которые могут помочь понять самого себя.

Создавая рисунок, скульптуру или какую-либо художественную композицию во время арт-терапевтической сессии, каждый участник сначала пребывает в роли художника, затем становится «зрителем», наблюдая свою работу со стороны, а также работы других участников. Этот этап предполагает некий рефлексивный анализ работы непосредственно самим автором, а затем – обсуждение в группе. Обсуждаются, конечно, не художественные способности автора, а то, что, по мнению участников процесса, автор вложил в свое произведение – какие чувства, мысли, что хотел сказать и т. д. После того, как высказались все участники, иногда свое видение работы дает арт-терапевт – ведущий процесса. Арт-терапия предполагает и внесение изменений в работу после этого этапа. Например, кто-то может захотеть порвать свой рисунок или, наоборот, дополнить его чем-то.

Благодаря всему этому со временем может наступить осознание чего-то в себе, измениться отношение к своей проблеме, скорректироваться самооценка и т. д.

Исцеляющий эффект арт-терапии заключается в том, что «материализованные», «ожившие» на бумаге страхи, обиды или другие негативные чувства и переживания удивительным образом лишаются своей эмоциональной напряженности и драматизма. Взглянув на свою работу не просто как на предмет изобразительного искусства, а – рефлексивно – как на часть своего «Я», автор овладевает ситуацией, приобретает над ней некую власть и получает возможность взглянуть на нее по-новому.

Групповая арт-терапия

©Hofstra University

Вы никогда не думали, почему иногда – например, на скучном уроке, во время важного телефонного звонка или когда мы напряженно чего-то ждем, то начинаем выводить в тетради или на клочках бумаги странные (или не очень странные) каракули, значение которых непонятно нам самим? Дело в том, что подобные невербальные средства бывают зачастую единственно возможными для выражения и прояснения травмирующего эмоционального состояния. Находясь в трудной, стрессовой ситуации (хотя стрессовость ситуации зачастую и не осознается), человек, сам того не замечая, спонтанно рисует линии, каракули, лица, зачеркивает изображения, зачерняет пространство листа бумаги, чертит палкой по песку и т. д. Как правило, этот процесс не контролируется сознанием, это – так называемые свободные рисунки, «почеркушки». Они являются неосознанным способом вынести травмирующие переживания вовне, освободиться от переизбытка чувств и эмоций. Именно поэтому арт-терапия часто служит средством «скорой» психологической помощи. Она основана на безопасном и естественном для человека изобразительном творчестве, как своеобразном «транзитном пространстве», более надежном и защищенном, чем слова.

Предметом размышлений для специалиста могут стать такие характеристики рисунка, как гамма красок, общий колорит, насыщенность, трудоемкость процесса рисования, насколько этот процесс был энергичным или наоборот, не говоря уже о том, что впоследствии автор говорил о своем рисунке, какие чувства он испытывал и т. д. Сегодня мы рассмотрим лишь малую часть многогранного «языка» рисунка – цвета. Сразу оговоримся, мы не публикуем психологический тест, не надо относиться к интерпретации цветов, как к чему-то законченному и дающему ответ на все вопросы – мы говорим лишь о символизме цветов, который «знает» наше бессознательное. На основе знания об этом символизме, каждый имеет возможность ответить на свои вопросы сам. Подсказкой вам может служить то, какие цвета вы предпочитаете в одежде, интерьере и т. д., какие любите и не любите, в принципе.

©Flickr/ petite ?me perdue

Для начала разберемся с классификацией цветов. Они бывают:

Стимулирующие (« теплые »). К ним относится весь спектр по хроматическому тону от красного до желтого, и по яркости – в сторону белого (кармин, киноварь и т. д.). Основное свойство этих цветов – вызывать возбуждение. Они стимулируют интерес человека к окружающему миру, общению и деятельности.

Дезинтегрирующие (« холодные »). К ним относится весь спектр от фиолетового до сине-зеленого. Основное свойство – вызывать торможение. Это холодные, успокаивающие и снимающие возбуждение тона. Они вносят в поведение человека рассудочность и рациональность.

Статические (« уравновешивающие »). К ним относят – зеленый, желто-зеленый, оливковый и другие цвета средней части спектра как светлых, так и темных оттенков. Способствуют спокойствию, стабильности и погруженности человека в свой внутренний мир.

Пастельные (« мягкие »). Сюда относят: розовый, салатовый, серо-голубой, лиловый и другие цвета верхней части спектра (ближе к белому), имеющие малую насыщенность. Обладают свойством вызывать ощущение мягкости, нежности, слабости. Это чистые, приглушенные, мягкие тона, создающие ощущение сдержанности, скромности, нежности и ласки.

Подавляющие (« угнетающие »). Это черный и другие цвета спектра с повышенной насыщенностью. Основное свойство – вызывать ощущение угнетения и давления. Производят мрачное, угрюмое, гнетущее впечатление, вызывают тоску и страх.

Как видим, цветов и их оттенков – великое множество, поэтому мы рассмотрим психологическое «значение» лишь основных из них.

©Flickr/ Diana Susselman

Черный. Ассоциируется со всем невидимым, недоступным, неосознаваемым, а также с потерей рассудка и утратой привычного ощущения «Я». Отсюда – пугающий большинство людей, нуминозный характер черного. Черный цвет нередко символизирует и сексуальную энергию («маленькое черное платье, которое должно быть у каждой женщины»), бросающую вызов устоям Эго.

Символизирует вместе с тем в некоторых случаях застенчивость и пугливость.

Это символ полной тишины, отсутствия возможностей и обездвиженности.

Ассоциируется с силой, а также обозначает колдовство, бездуховность и ад.

Это цвет бессознательного.

Нередко символизирует суицидальные тенденции.

Может ассоциироваться, впрочем, не только со смертью, но и с жизнью, поскольку ассоциируется также и с «землей-матушкой», которая – черного цвета.

Символ протеста. Поэтому молодые девушки и парни часто одеваются в черное – в знак протеста против несправедливого отношения окружающих. Часто это происходит неосознанно. Пожилые люди чаще выбирают черный цвет одежды как символ душевного кризиса, тупика, разочарования, отказа от личной жизни и активной духовной деятельности. Черный цвет официальной одежды для светских приемов связан больше с такими понятиями символического уровня, как строгость и малая эмоциональность. Черный цвет в одежде жениха – это аллегорический знак траура по поводу окончания свободной жизни, предчувствие грядущих забот и ответственности за создаваемую семью.

Если любимый цвет – черный. По мнению различных авторов, это означает то, что человек хочет отвергнуть все, выражает протест против существующего положения, провозглашает, что все идет не так, как должно идти. Черный выявляет не только протест, но и агрессивность, крайний субъективизм, чувство обособленности и непокорность. Также может свидетельствовать о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Например, смерть или уход из семьи родителя. Чем предпочтительнее черный цвет, тем сильнее угроза, драматичнее состояние ребенка. Когда в юности наряду с черным предпочитаются желтый и фиолетовый цвета – это может означать проявление яркой натуры драматичного актера.

Если черный цвет – самый нелюбимый (или отвергается в данный период жизни). Это означает более или менее естественное желание не отказываться от чего бы то ни было и сохранять контроль над своими решениями и действиями.

Сочетание черного и белого. Это две крайности, альфа и омега, начало и конец. Если белый цвет символизирует границу между настоящим и прошлым, уже известным, то черный – между настоящим и будущим, которого мы не знаем.

©Flickr/ Chris Mclean

Белый. Как и черный, наделен нуминозными свойствами. С ним связывают представления о духовном, нематериальном, о мире ином, о бесконечном пространстве и экстатических, высших состояниях сознания. Это синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом, цветом «мечты». В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и сияние цвета, и холод льда. Но в психологическом отношении это малоинформативный цвет, поскольку его предпочитают люди с самыми разными – часто противоположными – чертами характера.

Белый цвет обозначает дитя внутри каждого человека – чистоту его помыслов и поступков. Ассоциируется с девственностью и духовностью. В то же время белый – цвет небытия. Но чаще ассоциируется как свет, в том числе – свет творения.

Цвет начала, забвения прошлого, новой жизни, указатель пути. Предпочитается только в условиях исключительной жизненной ситуации. У подростка – в период наступления половой зрелости (при полной неосведомленности в этой области), длительного пребывания в больнице (часто одновременно предпочитается черный цвет), перемены места жительства, полной смены образа жизни.

Белый цвет подвенечного платья символизирует переход девушки в новое качество – женщины. Он означает одновременно чистоту и целомудренность новобрачной, и конец ее зависимости от родителей, и начало новой семьи, и смерть девственности.

Другая ипостась белого – это ясность, бесстрастие и рациональность, мудрость, доброта и святость.

В том смысле, что белый воспринимается как отсутствие цвета, поэтому выбор белого (в рисунке, одежде и т. д.) может указывать на наличие подавленных эмоций. После того, как автор использовал все другие цвета, использование белого – знак завершающейся жизни.

Незакрашенные части (в рисунке) могут указывать на готовность к психологической трансформации.

©Flickr/ bound_4_freedom

Красный. Этот цвет (активный, сексуальный, властный и волевой) является символом мужского хроматизма. С точки зрения психологии может означать жизненно важный вопрос, «горящую» проблему, эмоциональное напряжение или опасность. Направляет внимание человека на внешний мир, вызывает возбуждение, волнение, беспокойство, повышает уровень тревоги. Символизирует лишь физическую силу, он лишен духовности.

Ассоциируется с жизнью, силой, радостью, возбуждением и любовью. В то же время символизирует чувственную страсть гнев и насилие. Оказывает стимулирующее воздействие на двигательные функции и процесс принятия решений, провоцирует импульсивное поведение.

Вместе с увеличением силы мышц увеличивает и скорость движения вплоть до суетливости. Стимуляция деятельности, которую он вызывает, носит принудительный, насильственный характер. В начале работы этот цвет резко повышает работоспособность, но затем довольно быстро вызывает утомление, и работоспособность падает.

Означает силу воли. Олицетворяет: интерес к окружающему миру, агрессивность, независимость, стремление к постоянному движению, стремление к соревнованию. Служит символом силы, властности, недаром цари и императоры носили именно одежду с красных оттенков – порфир и пурпур.

Красная одежда – это обычно и бессознательное стремление вызывать у окружающих возбуждение, и знак определенной готовности ее владельца пережить возбуждение (обычно сексуальное).

Если этот цвет присутствует в избытке (в одежде, в интерьере, в рисунке и т. д.), это может указывать на гнев и потребность кому-то отомстить.

Если любимый цвет – красный. Может обозначать желание обрести богатый опыт и полнокровное ощущение жизни за счет собственной активности, в чем бы она не выражалась – самореализации, лидерстве, сексуальном удовлетворении. Характерен для детей открытых и активных, живых, непоседливых, возбудимых, непослушных. Высокая работоспособность людей, предпочитающих красный цвет, определяется стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда – их напористость и эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего.

Если красный цвет – самый нелюбимый (или отвергается в данный период жизни). Может означать физическое и нервное истощение, перебои в работе сердца, импотенцию, фригидность, суровое подавление или упадок полового желания. Люди, которых раздражает красный цвет, как правило, имеют комплекс неполноценности, у них есть страх перед ссорами, склонность к уединению, стремление к стабильности в отношениях.

©Flickr/ Les Gamble

Синий. Считается не только духовным, глубоким, божественным, но и беспокойным, неясным и скрытным, в зависимости от оттенка. Ассоциируется с бесконечной далью или глубиной. Обозначает истину, надежность, гармонию, покой и надежду. Развивает рациональность. Высшими понятиями, символизирующими синий цвет, являются вечность и бесконечность, то есть не имеющее границ время и пространство. Недаром синий считается цветом Божьей мудрости и Вселенной.

Психофизиологические свойства синего – успокоение и удовлетворение. Этот цвет способен уменьшить частоту дыхания, ослабить пульс, удлинить вдох и расслабить тело. Уменьшает боль и снимает мышечное напряжение.

В западной культуре символизирует женские качества – сострадание, верность, преданность и любовь.

Цвет самоанализа, самоуглубления. Обладает гипнотическим, завораживающим действием. Означает глубину чувства, олицетворяет: сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность. Вовлеченность, чувственность, восприимчивость, стремление достичь цельности.

Ассоциируется со сладким вкусом. Его содержание – нежность, его органом чувств является кожа. Поэтому, по мнению швейцарского психолога и автора знаменитого цветового теста Макса Люшера, появление у человека экземы и прыщей связано с нарушением тех отношений, в которых должны присутствовать нежность, любовь, чувство близости, как, например, между влюбленными, мужем и женой, членами семьи.

Также связан с потребностью в покое из-за сильных эмоциональных перегрузок. У детей, рисующих много синего цвета, любящих синий, понижена способность к усвоению учебного материала. Обычно это сопровождается отвержением красного (утомление, общая физическая слабость), сине-зеленого (нервное истощение), желтого (разочарование, чреватое психическим истощением).

Если любимый цвет – синий. Это свидетельствует о потребности в эмоциональном спокойствии, безмятежном состоянии духа, гармонии и удовлетворенности или же о потребности в отдыхе, разрядке и лечении. Такой человек стремится к строгой упорядоченности, к отсутствию тревог и беспокойств. Отношения с людьми носят спокойный характер, свободный от конкуренции. Синий предполагает спокойствие духа, тихие манеры и желание, чтобы жизнь строилась на прочных морально-этических принципах. Такой человек хочет доверять сам и чтобы доверяли ему. Говорит также о скромности и меланхолии, ровном, спокойном настроении, стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию. Эти люди – хорошие и исполнительные подчиненные.

Если синий – самый нелюбимый (или отвергается в данный период жизни) . Потребность в безмятежном состоянии духа или взаимном доверии остается неудовлетворенной, и это является источником беспокойства, которое возрастает тем больше, чем меньше синего цвета используется, например, в рисунке. Существующие эмоциональные отношения с супругом (-гой), друзьями, родителями или коллегами по работе отвергаются, потому что они не соответствуют высоким требованиям человека и кажутся ему либо утомительными, либо обременительными. Они разочаровывают его, он хочет их разорвать. Это может привести к тому, что он оставит семью, уйдет из дома или поменяет работу. Если же он осознает свою ответственность перед семьей или работой в такой мере, что не может порвать с ними, он все равно будет стремиться уходить от неприятных обязательств.

В неприятии синего может также проявляться то, что человек хочет произвести впечатление всемогущего и всесильного. Но на самом деле он – образец неуверенности и замкнутости.

©Flickr/ Molly Hunt

Желтый. Ассоциируется, прежде всего, с Солнцем, его светом, теплом и питающей жизнь энергией. Состояния, вызываемые желтым, – радость, ясность, оптимизм и веселье. Цвет открытости, энергии, целеустремленности и живости, цвет желания. Поэтому чувства, с которыми он ассоциируется – стремление к независимости, новым знакомствам, общению.

Означает: самопроизвольность, непосредственность. Олицетворяет: интерес к окружающему миру, активность, прожектерство, экспансивность, любознательность. Его психологические проявления: непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура.

Важный индикатор развития сознания, а также формирования самосознания и чувства собственной идентичности. Желтый представляет героические аспекты сознания и связан с индивидуальной миссией. Чаще связывают с активными, мужскими проявлениями психики.

Легкость и живость желтого имеют и оборотную сторону – этот цвет вызывает ощущения доступности, легкомысленности, поверхности и изменчивости. Поэтому во все времена он считался цветом измены.

Повышает аппетит и перистальтику желудка и кишечника, снимает спазмы (хотя действует несколько слабее, чем оранжевый).

Желтая одежда, как и красная, вызывает интерес к ее обладателю, но интерес не сексуальный, а чисто духовный. Поэтому женщина в красном платье вызывает сексуальное вожделение, а в желтом – интерес как личность.

Если любимый цвет – желтый. Демонстрирует стремление к освобождению и надежду на большое счастье, а также предполагает конфликт, ликвидация которого желанна. Надежда на счастье может проявляться в бесчисленных формах, начиная от полового приключения и кончая философиями, обещающими просветление и усовершенствование.

Означает общительность, смелость, любопытство, легкую приспособляемость, получение удовлетворения от возможности нравиться и привлекать к себе людей. У лиц, предпочитающих желтый цвет, выбор профессии больше ориентирован на сам процесс деятельности, приносящий удовлетворение, чем на достигаемые результаты. Встречается у людей, чья профессия так или иначе связана с широкими контактами, вовлеченностью в разные сферы общения. К тому же явное предпочтение оказывается тем видам работ, где меньше формальностей и больше простора для свободного выбора действий. Это люди с преобладанием художественного склада ума и образного восприятия. Это люди свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие, а потому – опасные для тех, кто ставит во главу угла незыблемый порядок, неограниченную власть и у кого основной моральный принцип – не выделяться и не умничать. «Желтые» предпочитают интересную разнообразную работу, всегда во что-то верят, на что-то надеются, живут будущим. С другой стороны, такие люди, будучи фантазерами, могут в своих фантазиях и оторваться от земли, зайти слишком далеко – вплоть до «желтого дома». «Желтый» ребенок – мечтатель-фантазер, сказочник, мистификатор, шутник, не от мира сего, неприспособленный, неразумный, непрактичный. Он любит играть в одиночку, любит абстрактные игрушки – кубики, камешки, веточки, тряпочки, гайки, оживляя их силой своего воображения.

Если желтый – самый нелюбимый (или отвергается в данный период жизни) . Предполагает смятение души, вызванное разочарованием и пониманием, что надежды не будут реализованы. Это смятение может принять форму раздражительности, разочарования, недоверия или подозрительности в отношении других людей и их намерений. Чем больше разочарования, тем меньше желтого цвета – чаще в рисунке.

Означает попытку защитить себя от одиночества и дальнейшего разочарования. Когда данный цвет неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.

©Flickr/ Cathy Scola

Зеленый. Это смесь желтого и синего. Зеленый освежает, успокаивает, заряжает энергией, хотя и надоедает. Ассоциируется с живой природой, флорой. Цвет надежды и открытого пути, но в психологическом портрете несет немного иное значение.

Означает как мужское, так и женское начало. Говорит о развитой системе удовлетворения первичных потребностей, воле и способности к самоутверждению. Это цвет «гуманизации» сознания.

Зеленый содержит некоторое количество синего и выражает состояние «эластичного напряжения», а психологически – волю к действию, упорство и настойчивость. Поэтому зеленый цвет – это воплощение твердости, постоянства и, прежде всего, сопротивление переменам. Это свидетельство постоянной точки зрения и постоянного внимания к своей персоне. «Я» обретает высокую ценность во всех проявлениях самоутверждения и обладания собственностью. Последнее рассматривается как способ обеспечить свою безопасность и самоуважение.

Означает гибкость ума, что позволяет человеку проявлять упорство вопреки сопротивлению и трудностям, потому что лишь упорством можно выполнить какое-либо задание и улучшить самооценку. Олицетворяет: сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, умение защищаться, цепкость, независимость, оригинальность суждений. Его психологические проявления: упорство, самоуверенность, упрямство, самоуважение. Характеризует консервативную, боящуюся перемен, которые ассоциируются с потерями, личность. Символически соответствует величественной секвойе с глубокими корнями, гордой и неизменной, возвышающейся над малыми деревьями, суровому и авторитарному характеру, напряженной тетиве лука. Символизирует напряжение – дамбу, сдерживающую соблазны внешних раздражителей, которым противостоит человек. Это усиливает чувство гордости, сознание превосходства над другими людьми, своей силы, способности контролировать события, управлять ими или направлять их. Создание такой «дамбы» выражается в том, что человек стремится установить контроль над своей жизнью во многих сферах и на различных уровнях. Это ведет к дотошной аккуратности в отношении к фактам и выражается в хорошей памяти, ясности самовыражения, способности к критическому анализу и логической последовательности. Порой это может привести к оторванному от жизни абстрактному формализму в мышлении. Предпочитающие зеленый цвет люди противятся изменениям и не склонны к фантазиям.

Действует во многом противоположно красному цвету – повышает содержание ионов кальция и снижает содержание ацетилхолина в крови, нормализует артериальное и внутриглазное давление, уменьшает частоту пульса и дыхания. В психологическом плане повышает остроту зрения и благоприятствует концентрации внимания. Повышает тонус и успокаивает, создает ощущение отдыха, оказывает слабое болеутоляющее и гипнотизирующее действие. Работоспособность повышает ненамного, зато надолго.

Если любимый цвет – зеленый. Желание произвести сильное впечатление. Это цвет людей спокойных, самодостаточных и довольных собой, но из-за этого часто ограниченных. Больше всего человек, выбирающий зеленый цвет, хочет, чтобы его мнение восторжествовало, чтобы его признали как представителя основополагающих и неоспоримых принципов. Поэтому он ставит себя на пьедестал и проявляет склонность к морализаторству и чтению лекций.

Любители зеленого очень разборчивы в знакомствах и не очень хорошо ладят с сослуживцами из-за собственной несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.

Если зеленый – самый нелюбимый (или отвергается в данный период жизни). Хочет того же, что и «зеленый» человек, но он ослаблен в борьбе против препятствий, с которыми столкнулся. Он чувствует, что его статус страдает от нехватки признания. А так как преодолеть свои желания он не может, они являются источником напряжения и расстройства. Последние могут выражаться в ощутимой физической форме (например, боли в груди и сердце), в материальных трудностях или в его подчиненном положении. Человек стремится преодолеть все эти трудности, упрямство и самоуверенность являются определяющими в его поступках.

В следующий раз мы расскажем вам о значении других цветов, оттенков, а также их сочетаниях.

Радуга символизирует преображение, небесную славу, трон бога Неба, встречу Неба с Землей, мост или границу между мирами. Во многих культурах она являлась знаком бесконечного милосердия Бога и его любви к людям.

С радугой ассоциируется небесная змея, поскольку она тоже может быть мостом между двумя мирами. В традиционной символике радуга представлялась громадным змеем, который выпивает моря, реки, озера; его дугообразный хвост сияет чудесными красками. Полукруглая форма радуги наводила людей на мысль о кольце, которое охватывает землю. Кроме того, в европейских народных верованиях радуга часто связана с вестью о будущем богатстве или нахождении сокровища там, где радуга касается земли.

В Китае радуга — небесный дракон, союз Неба и Земли, знак объединения инь и ян.

В Древней Индии радуга — это лук Индры, бога-громовержца; кроме того, в индуизме и в буддизме «радужное тело» — это высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары.

В исламе радуга состоит из четырех цветов — красного, желтого, зеленого и синего, соответствующих четырем стихиям.

В некоторых африканских мифах с радугой отождествляют небесную змею, которая служит стражем сокровищ или же охватывает кольцом Землю.

Американские индейцы отождествляют радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир. У инков радуга связывалась со священным Солнцем, и правители инков носили ее изображение на своих гербах и эмблемах.

У индейцев чибча-муисков радуга считалась добрым божеством. В специфических горных условиях Кордильер наблюдается удивительное природное явление: на фоне туманной дымки иногда возникает радуга, как бы обрамляя многократно увеличенное отражение самого наблюдателя. Главное святилище, посвященное богине Радуги, чибча воздвигли рядом с горным водопадом Текендама, где ярчайшая дуга высвечивается всегда, как только на водные брызги попадают лучи солнца.

В скандинавской мифологии «Биврёст» («трясущаяся дорога», «дрожащий путь») — радуга-мост, соединяющая небо и землю. Его охраняет страж богов Хеймдалль. Перед концом мира и гибелью богов мост рушится.

В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов; она изображалась с крыльями и кадуцеем. Ее одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы.

В христианстве радуга символизировала прощение, пакт между Богом и человеком, знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. Всемирный судья в конце света часто изображается восседающим на радуге. В христианской символике Средневековья три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый), а семь цветов — как образы семи таинств и семи даров Святого Духа.

В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака и оттуда она падает живительным дождем. В некоторых местностях верят, что радуга — это сверкающее коромысло, которым небесная царица Громовница (древняя богиня весны и плодородия) черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Это коромысло хранится на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы.

Радуга — впечатляющее небесное явление, ее появление вместе с первыми весенними дождями является знамением возрождения природы, прихода лета, благодатного союза земли и неба, а роскошные цвета, которыми сияет радуга, в представлении предков были драгоценным убором, в который облекается небесное божество.

Младшая Эдда
Отрывок

Тогда спросил Ганглери: «Какой путь ведет с земли на небо?». Отвечал со смехом Высокий: «Неразумен твой вопрос! Разве тебе неизвестно, что боги построили мост от земли до неба, и зовется мост Биврест? Ты его, верно, видел. Может статься, что ты зовешь его радугой. Он трех цветов и очень прочен и сделан — нельзя искуснее и хитрее. Но как ни прочен этот мост, и он подломится, когда поедут по нему на своих конях сыны Муспелля, и переплывут их кони великие реки и помчатся дальше». Тогда молвил Ганглери: «Думается мне, не по совести сделали боги тот мост, если может он подломиться; ведь они могут сделать все, что ни пожелают». Отвечал Высокий: «Нельзя хулить богов за эту работу. Добрый мост Биврест, но ничто не устоит в этом мире, когда пойдут войною сыны Муспелля».

Тогда Ганглери сказал: «Что можно поведать о Гибели Богов? Мне не довелось прежде слышать об этом». Высокий отвечает: «Много важного можно о том поведать. И вот первое: наступает лютая зима, что зовется Фимбульветр. Снег валит со всех сторон, жестоки морозы, и свирепы ветры, и совсем нет солнца. Три таких зимы идут сряду, без лета. А еще раньше приходят три зимы другие, с великими войнами по всему свету. Братья из корысти убивают друг друга, и нет пощады ни отцу, ни сыну в побоищах и кровосмешении. Так говорится об этом в «Прорицании вельвы»:

Братья начнут
Биться друг с другом,
родичи близкие
в распрях погибнут;
тягостно в мире,
великий блуд,
век мечей и секир,
треснут щиты,
век бурь и волков
до гибели мира.

И тогда свершится великое событие: Волк поглотит солнце, и люди почтут это за великую пагубу. Другой же волк похитит месяц, сотворив тем не меньшее зло. Звезды скроются с неба. И вслед за тем свершится вот что: задрожит вся земля и горы так, что деревья повалятся на землю, горы рухнут, и все цепи и оковы будут разорваны и разбиты. И вот Фенрир Волк на свободе, и вот море хлынуло на сушу, ибо Мировой Змей поворотился в великанском гневе и лезет на берег. И вот поплыл корабль, что зовется Нагльфар. Он сделан из ногтей мертвецов. Потому-то не зря предостерегают, что всякий, кто умрет с неостриженными ногтями, прибавит материала для Нагльфара, а боги и люди желали бы, чтобы не был он скоро построен. Но плывет Нагльфар, подхвачен морем. Правит им великан по имени Хрюм. А Фенрир Волк наступает с разверстою пастью: верхняя челюсть до неба, нижняя-до земли. Было бы место, он и шире бы разинул пасть. Пламя пышет у него из глаз и ноздрей. Мировой Змей изрыгает столько яду, что напитаны ядом и воздух, и воды. Ужасен Змей, и не отстанет он от Волка. В этом грохоте раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Сурт скачет первым, а впереди и позади него полыхает пламя. Славный у него меч: ярче свет от того меча, чем от солнца. Когда они скачут по Бивресту, рушится этот мост, как уже говорилось. Сыны Муспелля достигают поля, что зовется Вигрид. Туда же прибывают и Фенрир Волк с Мировым Змеем. Локи тоже там, и Хрюм, а с ним все инеистые великаны. За Локи же следуют спутники Хель. Но сыны Муспелля стоят особым войском, и на диво светло то войско. Поле Вигрид простирается на сто переходов в каждую сторону.

Когда свершились все эти события, встает Хеймдалль и трубит громогласно в рог Гьяллархорн, будит всех богов, и они собираются на тинг. Вслед за тем Один скачет к источнику Мимира и испрашивает совета у Мимира для себя и своего воинства...

Радуга как необыкновенное и невероятной красоты явление завладевавшее вниманием людей, всегда порождала домыслы, давая почву для появления сказочных историй и рождения многочисленных легенд...
В радуге различные народы видели и «трон Господа», и «мост между мирами» и «Дары Святого Духа» … Впервые в библии радуга упоминается в книге Бытие: «И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти (Книга Бытие 9:12-15)
О радуге говорили, что это «Быстро летящий змей, что выпивает моря, озёра и реки, а хвост его сверкает яркими, магической красоты цветами». В фольклоре европейских народов имелось немалое количество примет о радуге, согласно некоторым из которых «В том месте, где радуга касалась земли, обязательно, найдёшь клад или «сами прийдут» сокровища!», «Увидишь, как в радуге менялись цвета – узнаешь будущее!», «В молитве о грехах застанет тебя появление радуги – услышаны, значит, молитвы и ты прощён!»…
Согласно верованиям американских индейцев, радуга - это и «доброе божество», и «змей, летающий вокруг мира» и «лестница в небо», впрочем, лестница эта способна выдержать только шаманов, остальные ей воспользоваться не могли…
Китайцы верили, что радуга - это небесный дракон, появление его символизировало смену сезонов года - объединение мужского и женского начала – инь и янь. Зачать ребёнка под радугой, в Китае значило подарить жизнь счастливцу, которому всю его жизнь будут покровительствовать боги. Был даже специальный знак радуги, символ, наносившийся на амулеты приносившие удачу…
Жители исламских стран считали, что в радуге лишь четыре цвета: красный, желтый, зеленый и синий, каждый из которых соответствует своей стихии. Здесь радуга воспевалась в стихах и песнях и сравнивалась с особой красотой боевого ятагана, сверкающего в руках опытного и умелого война, со светом глаз любимой женщины, ожидающей своего мужа из военного похода. Радуга в исламе – символ благоденствия – мира достигнутого праведными деяниями.
В славянских мифах радугу считали дорогой или магическим мостом, по которому ангелы спускались на землю с небес, набирали здесь воду из рек и морей, а после наливали её в облака, что бы та могла проливаться дождём в тех местах, где вода нужнее. Более поздние, но все ещё языческие славянские верования определяли радугу как сверкающее коромысло небесной царицы Громовницы (Богини плодородия), с помощью которого царица набирает воду из озер и морей и орошает ею поля. Ночью радуга, то есть коромысло Громовницы, хранится на небе в созвездии Большой медведицы…
В раннем христианстве радуга символизировала прощение греха. На ранних христианских изображениях конца света, Господь, как всемирный судья, нередко изображался восседающим на радуге, что выступало символом прощения человечества, гарантировало, что больше никогда не будет наказаний для человечества «в целом», лишь каждому по мере его богоугодных и грешных дел, но никогда больше не будет такого как всемирный потоп…
На территории Украины, в 14-17 веках, радугу считали «цветным намистом» Богоматери, сияние цветов радуги сравнивали с драгоценным убором, знаком милосердия Девы Марии, её бесконечной любви к людям…
В Европейской трактовке, в средневековой христианской традиции три главных цвета радуги, символизируют этапы становления человечества через библейскую историю. Синий – цвет всемирного потопа, красный – цвет войн и мирового пожара и зеленый - цвет новой земли и рая ожидающего праведных. Семь цветов радуги несли в себе символику образа семи таинств и семи даров Святого Духа…
В христианской иконописи и церковной росписи, радуга - символ, используемый не столь часто, но несущий отдельный и довольно сложный символический смысл. Так, семь основных цветов радуги или цветов радужного спектра соответствуют и таинственному числу 7 (семь), положенному Богом в порядок земного и небесного бытия: шесть дней Творения и один день покоя Господа; семь Таинств Церкви и прочие семикратные деяния, упоминаемые в библии.

Радугу обычно рассматривают как семицветную дугу, однако, на самом деле в ней восемь цветов: белый цвет, базовый для любого другого, и семь основных цветов радужного спектра, видимая часть дуги. Белый цвет в церковной традиции – цвет чистоты, Божественности, небесного света и всего что имеет более высокую чем природа человеческая духовную природу, все то, что не подвержено дьяволу и злу. Белый цвет в христианской традиции – цвет Христа.
Остальной семицветный спектр радуги составляет цвет священнических одеяний, иконописи, росписей храмов и церквей. В иконописи и духовной традиции русского, украинского и прочих славянских народов, Радуга означает связь человека с Богом - мост между жизнью временной и Вечностью в Царстве Небесном. Эта связь осуществляется Христом и во Христе как в Божественном Ходатае за весь человеческий род. Таким образом, радуга на иконах или же в изображениях церковной росписи, есть образ сияния Славы Господа нашего Иисуса Христа .

Сохранено

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение 3

II. Основная часть 4

1. Результаты анкетирования обучающихся 2 -4 классов 4

2. Легенды и мифы о радуге 5

3. Взгляд ученых на это природное явление 6

4. Цветотерапия 8

III. Выводы 13

Введение

Часто после дождя на небе появляется радуга, разноцветная дуга. Она, словно огромные ворота в небе, соединяет стороны горизонта. Её появление никого не оставляет равнодушным. Каждый человек обязательно как-то прореагирует на это природное явление. Ни для кого она не останется незамеченной. И мы тоже не остались равнодушными и решили изучить радугу.

Итак, объектом моего исследования является радуга.

Предмет исследования - цвета радуги.

Гипотеза: оказывают ли цвета радуги влияние на людей? Как можно использовать цветовую гамму радуги в жизни?

Цель работы - изучение данного природного явления, его особенностей и использование данного явления в жизни.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Узнать, что знают о радуге обучающиеся начальной школы (2-4 классы)

    Изучить информационный материал о радуге.

    Изучить мнение ученых о радуге и о цветовой гамме.

    Проследить, как используют это природное явление в жизни

Методы исследования:

1. Анкетирование одноклассников.

2.Поиск информации в научно-популярной литературе, энциклопедических словарях, в интернет - источниках.

3. Наблюдение.

Основная часть

Результаты анкетирования

Сначала мы решили узнать, что известно о радуге ученикам нашей школы. Мы составили анкету и предложили ребятам ответить на следующие вопросы:

    Сколько цветов у радуги?

    Какой порядок цветов в радуге?

    Когда появляется радуга?

    Влияют ли цвета радуги на самочувствие и состояние человека?

В анкетировании участвовало 95 человек, обучающихся 2 - 4 классов. На первый вопрос 93 человека отметили, что у радуги семь цветов. Это соответствует 98%. Только два человека ответили по-другому: 6 и 12 (2%).

Однако отмечая, что у радуги семь цветов, не все ребята могут их правильно перечислить. Только 68 учеников (72%) верно определили порядок расположения цветов в радуге. 27 обучающихся (28%) допускают ошибки.

На третий вопрос правильно ответили только 26 человек (27%). Они отметили, что радуга появляется во время дождя и солнца. 66 человек (69%) ответили частично правильно, что радуга появляется во время дождя. 3 человека (4%) допустили неверные ответы.

67 человек (71%) ответили, что цвета радуги оказывают влияние на самочувствие и состояние человека. 23 человека (24%) думают, что не оказывают никакого влияния. 5 человек (5%) ответили, что не знают.

Таким образом, по результатам анкетирования мы можем сказать, что ученики знают количество цветов у радуги. В основном могут назвать по порядку цвета радуги. Затрудняются ответить на вопрос, когда появляется радуга. И в основном считают, что цвета радуги оказывают влияние на самочувствие и состояние человека.

Легенды и мифы о радуге

Радуга - впечатляющее небесное явление, ее появление вместе с первыми весенними дождями является знамением возрождения природы, прихода лета, благодатного союза земли и неба. И люди издавна наблюдали за этим природным явлением, но так как были еще малообразованны и невежественны, то истолковывали это явление по-разному. Радуга имела множество разнообразных и весьма противоречивых толкований и названий.

Еще в древнегреческой мифологии её называли дорогой между небом и землей, по которой ходила посланница между миром людей и богов. В Китае считали, что радуга - это небесный дракон, который соединяет Небо и Землю. Славяне также сохранили множество поверий про радугу. Наши предки считали, что на концах радуги подвешено по котелку с древними золотыми монетами. В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождём. Если дождь, то значит, будет хороший урожай, плодородие, изобилие, то есть благополучие, благодать, радость и счастье.

Первое название свое радуга получила из-за своего внешнего вида. Славяне называли радугу дугой, райской дугой, рай дугой, веселкой, веселухой, божьим луком, поясом или божьим поясом, бабьиным поясом, красой. Названия давали также и по времени ее появления. Люди верили, что радуга предвещает конец дождя и ясную погоду, поэтому дали ей такие названия: «ясна», «ясповка», «ясница».

Все легенды и предания разных народностей о радуге очень красивы и необычны, и у нас они вызывают чрезвычайный интерес. Но эти источники о происхождении радуги нельзя назвать строго научными, так как они основаны на вымысле и не дают научных знаний о природе этого явления.

Ученые об этом природном явлении

Ученые тоже давно думали о природе радуги. Считается, что первое научное объяснение феномену радуги пытался дать еще Аристотель, но важнейшие эксперименты, пролившие свет на природу этого удивительного явления, принадлежат Рене Декарту.

В XVII веке французский ученый сумел смоделировать и подробно изучить преломление световых лучей внутри водяной капли. В качестве модели он использовал наполненный водой стеклянный шар.

Исследования Декарта дополнил гениальный Исаак Ньютон, заменивший шар стеклянной призмой, позволившей разложить невидимый луч белого света в спектр. Именно эти ученые и доказали, что основными условиями появления радуги являются капли воды и луч света.

Солнечный луч не белый, а сочетает в себе разные цвета. Чтобы разложить его на эти цвета, необходим специальный предмет- «призма».

Образуемые цвета создают полоску из цветных сочетающихся линий, которая называется «спектр». Красная линия всегда находится на одном конце спектра, а фиолетовая — на другом. Это происходит потому, что волны лучей различного цвета имеют разную длину: она возрастает от фиолетового к красному.

Сколько же цветов у радуги? Одного мнения по этому вопросу не существует. Радугу всегда видели по-разному в разные периоды истории и у разных народов. В ней различали и три основных цвета, и четыре, и пять, и сколько угодно. Аристотель выделял только три цвета: красный, зеленый,

фиолетовый. Австралийские аборигены - шесть. Некоторые африканские племена видят в радуге только два цвета — темный и светлый. Так откуда же тогда взялись семь цветов в радуге?

Оказывается, Ньютона радугу называл семицветной. Великий ученый увлекался мистикой и определил количество цветов радуги ради магического числа 7. Сначала он насчитал пять цветов, но впоследствии, обнаружив ещё один цвет, оранжевый, посчитал это богословским наваждением: число 6 для него было дьявольским. И, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон прибавил к шести перечисленным цветам спектра ещё один - индиго. Цифра семь ему подходила: число древнее и мистическое — тут и семь дней недели, и семь смертельных грехов. Так Ньютон стал отцом семицветной радуги.

Разделение спектра на семь цветов прижилось, и в английском языке.

Появилась следующая запоминалка — Richard Of York Gave Battle In Vain (In

— для синего indigo). А со временем об индиго забыли, и цветов стало шесть.

Однако русские считают, что у радуги семь цветов. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге, люди придумали специальные простые фразы. В них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

1. Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь.

2. Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.

3. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Американских детей учат шести основным цветам радуги. Английских, немецких, французских, японских тоже. Есть английская считалка. Которая доказывает, что сейчас англичане признают 6 цветов:

Rainbow orange,Rainbow red,Rainbow shiningOver head.Come and countThe colors with me!How many colorsCan you see?1-2-3 on down to green4-5-6 colors can be seen!Rainbow purple,Rainbow blue,Rainbow green,And yellow too.Rainbow orange,Rainbow red,Rainbow shiningOver head.

Однако кроме разницы в количестве цветов существует другая проблема — все называют разные цвета. Японцы, как и англичане, уверены, что в радуге шесть цветов. Они, однако, не называют зеленый цвет, потому что его в японском языке просто нет. Японцы, переписывая китайские иероглифы, иероглиф зеленого цвета потеряли (в китайском языке он есть).

Англичане согласятся с японцами по количеству цветов, но никак не по составу. У англичан в языке нет голубого цвета. А раз слова нет, то и цвета нет.

Так что единого мнения о том, какие цвета в радуге, нет. Каждый народ выбрал свои цвета и считает это правильным.

Цветотерапия

Приносит ли цветовая гамма радуги какую-то пользу? По мнению большинства обучающихся, мною опрошенных, приносит. Человечество давно знало о целебных свойствах цвета. Уже в древнем Египте в храмах существовали специальные помещения, в которых солнечные лучи определенным образом преломлялись в тот или иной цвет спектра. Археологи утверждают, что эти комнаты были лечебными. В IX в. знаменитый Авиценна составил особый атлас, в котором запечатлел зависимость цвета, темперамента и здоровья. В средние века великий врач Парацельс готовил свои лекарства, руководствуясь не только свойствами компонентов, но и их цветом. Так появилось направление - цветотерапия. Научное обоснование использования цвета было псделано в середине XIX века, благодаря опытам французского астронома Фламмариона. Он исследовал влияние цвета на развитие растений. Помещая растения под цветное стекло, он отметил, что белые и красные цвета спектра благотворно влияют на растения, а зеленый и синий фактически убивают их.

В России тоже был ученый, который внес значительный вклад в теорию цветотерапии. Это психоневролог В. М. Бехтерев. Он доказал, что цветовая гамма может влиять на состояние человека так же, как и лекарства. Бехтерев установил, что розовые и красные цвета возбуждают и способны вывести из депрессии, синий и голубой успокаивают, вызывают реакцию торможения. Сегодня научно доказано, что у каждого цвета определенная длина волны. Поэтому электромагнитное излучение воспринимается не только глазами, но и кожей. Цвет оказывает влияние и на психику человека. Швейцарский психолог Макс Люшер, используя специальное оборудование доказал, что цветовые предпочтения людей связаны с эмоциями, которые испытывает человек. Можно использовать все оттенки солнечного спектра. Но в большинстве случаев выбирают основные цвета - красный, желтый и синий, а также смешанные тона: оранжевый, фиолетовый и зеленый. Он создал свой «Цветовой тест», который позволяет определить эмоциональное состояние человека. Также М. Люшер дал толкование каждого цвета.

По его мнению, красный цвет - это энергичная активность, стремление к успеху через борьбу, возбужденность, потребность действовать и расходовать силы, лидерство, инициативность.

Синий - состояние покоя, потребность в отдыхе, эмоциональная стабильность, душевная привязанность к партнеру, умиротворение. Гармония, удовлетворенность.

Зеленый - волевое усилие, напряжение, высокий уровень притязаний, стремление к самовыражению, успеху, власти, деловитость, настойчивость, уверенность в себе, энергичная защита своих позиций. Упорство в достижении целей.

Желтый - надежда на легкость, радость, расслабление, стремление к новому, освобождение, оптимизм, раскрепощение. Восприимчивость, эмоциональная выразительность, расширение возможностей.

Фиолетовый - впечатлительность, эмоциональная выразительность, чувствительность, интуитивное понимание, зачарованность, мечтательность, восхищение.

Коричневый - комфорт телесных ощущений, физическая легкость, сенсорная удовлетворенность.

Черный - отрицание, окончание, отказ, отречение, неприятие, протест. Небытие.

Серый - нейтральность, неучастие, социальная отгороженность, свобода от обязательств.

Об эмоциональном состоянии человека можно проследить по моим работам. Я попыталась это сделать и отобрала несколько своих рисунков. В основном в них отсутствует черный цвет, значит, мое состояние в пределах нормы. Преобладает зеленый цвет, это говорит о том, что я хочу много сделать и делаю - кроме школы я посещаю художественную школу, секцию по теннису и кружок английского языка, т.е. у меня высокие притязания. Я стремлюсь к самовыражению и делаю это в своих рисунках. Часто мне приходится делать над собой волевое усилие, иначе расслабишься и не получишь результат.

Когда рисуешь, обычно не задумываешься, какой выбрать цвет, получается как-то само собой. Но потом, когда рассматриваешь рисунок, оказывается, что выбор цвета был неслучаен. Вот мой любимый рисунок - «Моя мама». Больше всего в нем красного цвета. Мы знаем, что красный цвет - это цвет лидера, стремление к успеху через борьбу, потребность действовать и расходовать свои силы. А мама всегда была лидером. Она постоянно в деятельности. И для меня она ещё отзывчивая, дружелюбная обаятельная.

Рисунок «Бабушка и дедушка» наполнен зеленым цветом, что символизирует надежность, деловитость, уверенность. Это тоже соответствует действительности - от них я получаю мудрые советы и поддержку в моих начинаниях.

Рисунок «Простите меня за всё» я нарисовала потому, что мне было стыдно за мое поведение, а сказать я не осмелилась. Больше всего в нем синего цвета, который говорит о том, что в тот момент я очень переживала, простят ли меня за мое поведение. Я испытывала тревожность и нуждалась в покое и поддержке. Еще синий цвет связан с высокой моральной оценкой, я почувствовала. Что поступила плохо. И рисунок мне помог - меня поняли и простили.

С обучающихся 1б и 3б классов был проведен следующий эксперимент. В нем участвовало 19 первоклассников и 16 третьеклассников. На белом листе бумаги, в случайном порядке, мы разложили цветовые карточки Люшера и попросили выбрать тот цвет, который нравится сейчас, в данный момент. Получился такой выбор цветов

в 1б классе

зеленый - 10 чел. синий -3 чел.

красный - 2 чел. желтый -2чел.

фиолетовый - 2 чел.

в 3б классе

красный - 6 чел. зеленый 4 чел.

желтый - 3 чел. фиолетовый - 2 чел.

синий -1 чел.

Исходя из полученных результатов, мы видим, что преобладают основные тона: красный, синий, желтый, зеленый. По мнению Люшера, именно они показывают. Что эмоциональное состояние людей в пределах нормы. Только по два человека из того и другого класса, показали, что их что-то волнует.

Таким образом, мы можем узнать о состоянии каждого человека и оказать ему помощь - дать рекомендации

Чтобы улучшить свое самочувствие очень приятным и предельно простым средством, можно использовать цветовую добавку для ванны. Суть такой процедуры заключается в том, что кожа воспринимает через воду мельчайшие колебания каждого цвета.

Если после утреннего пробуждения вы ощущаете усталость, плохое настроение и депрессию, то выбрайте одежду радостных, светлых, теплых оттенков. Если же после утреннего пробуждения вы испытываете избыток энергии, лучше наденьте костюм успокаивающего зеленого или синего цвета. Место, где в течение дня вы проводите больше всего времени, можно стимулирующими тонами. Например, повесить картину или поставить небольшой предмет, цвет которого позволит зарядиться энергией.

Уже доказано, что с помощью живительных солнечных лучей можно повысить иммунитет. По мнению некоторых экспертов, цвет воздействует на организм сильнее, чемхимические препараты. И символы цветов, изображенные на картоне, бумаге, пластике, помогут нам, правильно «прочитать» свое эмоциональное состояние, и если надо, то улучшить его.

    Вывод

Проведя нашу исследовательскую работу, мы выяснили, что радугой интересовались с древности, слагая о ней легенды и мифы. Наши предки связывали радуги с богатым урожаем, с благодатью, с положительными эмоциями.

Ученые дали научное определение радуги, изучили ее свойства и особенности. Радуга- это солнечное свечение. Она появляется только во время ливня, когда идет дождь иодновременно светит солнце.

Единого мнения о количестве цветов в радуге и цветовой гамме нет. Каждый народ выбрал свои цвета и считает это правильным.

Интерес к этому явлению не исчез, что можно доказать результатами анкетирования. Ученики интересуются этим явлением и понимают, что радуга приносит пользу. Цветотерапия является доказательством этого.

Таким образом, мы доказали, что цвета радуги оказывают влияние на самочувствие и состояние людей. Живительные лучи радуги способны оказать большую пользу людям в лечении, в создании хорошего настроения и позитивного отношения к жизни.

Список источников информации:

литература:

Интернет - ресурсы:

1. http://allforchildren.ru/why/whatis32.php

2. http://moikompas.ru/compas/cvetoterapia

3. http://nnm.ru/blogs/horror1017/pro_radugu/