«Дума» Лермонтова: анализ стихотворения. «Дума», анализ стихотворения Лермонтова

Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума»


В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколе]ния, рождённого после Отечественной войны 1812 года, станов]ление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.


Внутренняя политика Николая I была направлена на консер]вацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не со]вершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:


Богаты мы, едва из колыбели,


Ошибками отцов и поздним их умом…


Если у поколения Пушкина была высокая цель посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:


И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,


Как пир на празднике чужом.


Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историче]скую миссию в том, что оно должно служить для свержения са]модержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чув]ство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:


К добру и злу постыдно равнодушны,


В начале поприща мы вянем без борьбы;


Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию презренные рабы.


«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».



…И царствует в душе какой-то холод тайный,


Когда огонь кипит в крови.


Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».


Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.


Роль ораторского стиля в стихотворении


Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высо]кое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и обще]ственно-политического содержания и оценочные эпитеты «по]зорно», «постыдно», «презренные».




Значение слов и выражений


Грядущее будущее.


Бремя тяжесть.


Бездействие отсутствие действия.


Постыдно равнодушны безучастны настолько, что это без]участие вызывает чувство стыда.


Презренные рабы рабы, достойные того, чтобы их прези]рали.


Иссушили ум добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.


Пресыщение чрезмерное насыщение.


Насмешка горькая насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.

На этой странице искали:

  • какие свойства поколения обнажены в элегии Дума
  • анализ стихотворения ДУМА
  • анализ стихотворения лермонтова дума
  • в чем сложность лермонтовской позиции в думе
  • характеристика стихотворения дума

Свойства поколения, отражённые в элегии “Дума”

В “Думе” Лермонтов проанализировал особенности поколе­ния, рождённого после Отечественной войны 1812 года, станов­ление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.

Внутренняя политика Николая I была направлена на консер­вацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не со­вершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Если у поколения Пушкина была высокая цель - посвятить “души прекрасные порывы” Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историче­скую миссию в том, что оно должно служить для свержения са­модержавия, “самовластия” в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать

свою историческую миссию, что породило чув­ство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию - презренные рабы.

“Поздний ум”, которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных “тощему плоду, до времени созрелому”.

…И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое “иль пусто, иль темно”.

Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.

Роль ораторского стиля в стихотворении

Стихотворение Лермонтова “Дума” напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высо­кое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и обще­ственно-политического содержания и оценочные эпитеты “по­зорно”, “постыдно”, “презренные”.

Значение слов и выражений

Грядущее - будущее.

Бремя - тяжесть.

Бездействие - отсутствие действия.

Постыдно равнодушны - безучастны настолько, что это без­участие вызывает чувство стыда.

Презренные рабы - рабы, достойные того, чтобы их прези­рали.

Иссушили ум - добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.

Пресыщение - чрезмерное насыщение.

Насмешка горькая - насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.

Глоссарий:

– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума

– анализ стихотворения ДУМА

– в чем сложность лермонтовской позиции в думе

– анализ стихотворения лермонтова дума

– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума?


Другие работы по этой теме:

  1. Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. Главная тема – это судьба целого поколения. Основная мысль заключается в первой же сточке:” Печально я гляжу на наше...
  2. И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши...
  3. Если пушкинские стихотворения полны светлых надежд, то в стихах Лермонтова, по замечанию Белинского, “уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и...

В "Думе" Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.

Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:

Богаты мы, едва из колыбели,Ошибками отцов и поздним их умом...

Если у поколения Пушкина была высокая цель - посвятить "души прекрасные порывы" Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,Как пир на празднике чужом.

Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, "самовластия" в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:

К добру и злу постыдно равнодушны,В начале поприща мы вянем без борьбы;Перед опасностью позорно-малодушныИ перед властию - презренные рабы.

"Поздний ум", которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных "тощему плоду, до времени созрелому".

И царствует в душе какой-то холод тайный,Когда огонь кипит в крови.

Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое "иль пусто, иль темно".

Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума» М. Ю. Лермонтова уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Стихотворения Жалобы турка Монолог Одиночество Звезда Предсказание Небо и звезды Волны и люди Мой дом Мой демон Нет, я не Байрон, я другой... Я жить хочу! хочу печали... Парус Бородино Смерть поэта Узник Когда волнуется желтеющая нива... Молитва Кинжал Дума Молитва 1-е января И скучно и грустно Журналист, Читатель и Писатель Благодарность Тучи Прощай, немытая Россия... Родина Из-под таинственной, холодной полумаски... Нет, не тебя так пылко я люблю... На севере
    Составьте краткий план "Панорамы Москвы" Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. "Гимн колоколов" московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). Центр города (Петровский театр). Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, "мелкая, широкая, грязная Москва-река"). Вид Москвы к югу - долина, усыпанная домами и церквями до Поклонной горы. На западе - мосты через реку и "верхи" Донского монастыря.
    Исторические условия формирования. (Эпоха Пушкина и Лермонтова: время накануне восстания декабристов и наступившая после его разгрома реакция.) Сходство и различие взглядов и настроений поэтов. Тема поэта в творчестве Лермонтова в сопоставлении с лирикой Пушкина. (Лермонтов: поэт - не одинокий провидец, а народный трибун, обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается с непониманием и злобой. Пушкин: поэт - пророк, призванный служить людям. "Хочу воспеть свободу миру, на
    Исторические условия формирования. (Эпоха Пушкина и Лермонтова: время накануне восстания декабристов и наступившая после его разгрома реакция.) Сходство и различие взглядов и настроений поэтов. Тема поэта в творчестве Лермонтова в сопоставлении с лирикой Пушкина. (Лермонтов: поэт - не одинокий провидец, а народный трибун, обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается с непониманием и злобой. Пушкин: поэт - пророк, призванный служить людям. "Хочу воспеть свободу миру,
    Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Отношения между его родителями не сложились, и воспитанием маленького Миши занималась его бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Лермонтов окончил благородный пансион при Московском университете и сам Московский университет. Оттуда Лермонтов ушёл в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. После её окончания он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. В 1837 году на дуэли погиб А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов написал стихотворение "На
    Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод. В сочинениях на нелитературные и на свободные темы - это Тезис, доказательство, вывод. Вступление к сочинению (тезис) не должно быть стандартным Оно должно отвечать теме, а изложение материала вызывать не только мысли, но и чувства. Важная черта основной части - ее конкретность. Тему нужно раскрывать не общими фразами, а, освещая идейно-художественное содержание произведения, следует аргументировать свои мысли. Конкретность
    Белинский увидел в творчестве Лермонтова новое явление русской литературы. В статьях "Стихотворения М. Лермонтова" и "Герой нашего времени" критик отмечал, что лермонтовская поэзия полна страстной мысли, в ней решаются самые трагические проблемы современности. Лермонтов воспринимался Белинским как преемник Пушкина. Но, сопоставляя двух поэтов, критик писал о глубоком различии их поэзии. Описание событий в романах и других произведениях Пушкина сложилось на гребне движения декабристов и питалось надеждами свободы. Описание событий в романах

В современном мире поэт не видит напряженных страстей, энергии. Знаменитая элегия «Дума» прозвучала как бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство - следствием бездействия. Свойства поколения обнажены с беспощадной трезвостью. Лермонтов стремился сохранить сдержанную сосредоточенность и не дать волю эмоциям, которые переполняли его. Но за этой сдержанностью чувствуется, что поэт исполнен негодования, которое временами вырывается наружу в откровенно оценочных эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы».

Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт между сдержанностью тона и взволнованностью:

    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.

Такой характер поэтической мысли приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональной выделенностью отдельного слова. Каждая фраза, каждая часть завершены, причем эта завершенность подчеркнута поэтическими формулами, тяготеющими к афористичности 1 («Печально я гляжу на наше поколенье!», «К добру и злу постыдно равнодушны...», «И ненавидим мы, и любим мы случайно...» и др.). Но каждая законченная в смысловом и интонационном значении часть не вмещает всей авторской эмоции, которая как бы разрывает их рамки.

Поэтическая мысль стихотворения развивается от элегии к «высокой» сатире, близкой к оде, но только насыщенной горькой и скорбной иронией. Эта ирония подчеркивает трагизм ситуации и ее неразрешимость, безысходность.

Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освещенные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит», «вянем». Другой стилистический пласт - слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру и злу», «борьбы», «властию», «рабы». Они придают элегии характер философского размышления 2 . На этом фоне интонационно-выразительно звучат слова ораторского стиля: «постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту:

    Так тощий плод, до времени созрелый,
    Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
    Висит между цветов, пришлец осиротелый,
    И час их красоты - его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют. Выразительный эффект достигается игрой поэтических и прозаических оборотов: «мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным», «чаши наслажденья» и «остаток», «касались». Сюда же нужно отнести упо- требление контрастных понятий и слов («ненавидим» - «любим», «ни злобе» - «ни любви», «холод» - «огонь», «забавы» - «разврат», «спешим» - «назад», «к гробу» - «насмешливо», «царствует» (т. е. величаво-спокойно господствует) - «кипит»). Лермонтов последовательно снимает покров романтики с поколения.

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого труда», «судья», «гражданин», «потомок», «оскорбит», «презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее - бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына/ Над промотавшимся отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль. Последнее сравнение передает ироническую и горькую правду о поколении, жизнь которого протекает пошло, безрадостно. В этом заключается его общественная трагедия. Однако моральная опустошенность поколения по контрасту вызывает представление о высоте лермонтовских запросов к жизни и глубину его понимания современности.

Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций свидетельствуют о жанровом своеобразии стихотворения. В «Думе» совмещены признаки различных жанров - «унылой» и философской элегии, гражданской оды, высокой сатиры.

Память о том или ином жанре вызывается словом и стилем. Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не жанрами и их признаками, а стилями. Этот переход от мышления жанрами к мышлению стилями характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к его концу.

Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения. Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его чувства становятся холодными, что и он не испытывает надежд на счастье.

1 Т. е. краткой, меткой, изящной речи.
2 Философское размышление - богатое глубокими, обобщающими мыслями.

К числу самых значительных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова относится стихотворение «Дума», написанное им в 1838 году.

«Дума» — это итоговое творение, плод серьёзных и важных размышлений поэта. В центре внимания поэтической работы – жизнь людей, судьбы молодых современников Лермонтова, их думы, настроения.

Это было славное поколение, но суровые времена пришлись на их долю: политическая реакции, пора необсуждаемого повиновения, падение нравственных идеалов. Где приложить свои силы, в каком направлении двигаться – все это было непонятно.

Молодёжь замыкалась в себе, становилась безразличной ко многим вещам. «Печально я гляжу на наше поколенье…» Образованные и культурные, но «лишние» и не имеющие ясных целей люди, не знали, куда и как применить свои силы.




Ни гением начатого труда.

В стихотворении «Дума» Лермонтов осуждает инертный и апатичный настрой своего поколения. Неспособность прозорливо видеть цель, направление, в котором нужно двигаться, вызывает в поэте внутренний протест.

«Дума» – это лирическая исповедь, где собственное «я» играет не последнюю роль. В составе местоимения «мы» оно становится частью обличаемого общего целого.








Как пир на празднике чужом.

Пытаясь вырваться из толпы, подняться над уровнем сознания современников, «я» лирического героя понимает безуспешность таких попыток, с сожалением обнаруживая и в себе безверие в лучшее, слабость и нерешительность, присущие всему поколению. Налицо троекратный психологический конфликт: внутри собственного «я», «я» и моё поколение, поколение и потомки.




Над промотавшимся отцом.

Не возгордятся потомки этим поколением. Но времена не выбирают. Лермонтов негодует, высказывает беспощадную правду, иронизирует над тем, что дорого и что бесполезно. Но, как настоящий поэт, он не остается в стороне, не становится равнодушным к происходящим событиям, к судьбе своего поколения.

Непростую метрическую конструкцию представляет собой анализируемое стихотворение «Дума». В нём шестистопные ямбические стихи чередуются с отдельными пяти- и четырехстопными, которые или начинают, или заканчивают строфу. Таким образом, акцентируясь метрически на фоне шестистопных строк, пяти- и четырехстопники оказываются самыми «яркими», самыми «ударными» - в полном соответствии с содержанием. Вот, например, второе четверостишие «Думы», являющее собой стихи трех метров (по метрической схеме 5-6-6-4):

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Используемые сравнения и метафоры в стихотворении «Дума»: «тощий плод, до времени созрелый», жизнь - «как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом», «толпой угрюмою и скоро позабытой…»

Анализируя стихотворение «Дума», мы понимаем, что оно принадлежит к плеяде программных стихотворений Лермонтова. В нём нашли отражение настроения передовой молодёжи 1830 годов. Это стихотворение перекликается с другими поэтическими произведениями Лермонтова: «Он был рождён для счастья, для надежд», «Монолог», «Чаша жизни», «Гляжу вперёд сквозь сумрак лет…».

Литературными экспертами подмечено влияние на интонационно-стилистический строй «Думы» «Ямбов» французского поэта Огюста Барбье (1805-1882).

На В.Г.Белинского «Дума» произвела неизгладимое впечатление. Он писал, что Лермонтов поразил «всех алмазной крепостию стиха… Эти стихи писаны кровью: они вышли из глубины оскорбленного духа…»

Мне импонирует сила стиха Лермонтова. Тайные думы Лермонтова об активных действиях, направленных на благо людей, выраженные в столь мощном стихе, заслуживают безграничного уважения.

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.