Экспериментальный метод достоинства и недостатки. Социальный эксперимент

Искажения в эксперименте

Влияние личности экспериментатора на результат эксперимента

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)

Пигмалион был греческим скульптором, который по преданию изваял статую такой кросоты, что влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал именем Пигмалиона явление, когда экспериментатор неосознанно действует так, что «подсказывает» испытуемым правильный ответ, согласующийся с его предположением. Экспериментатор заинтересован в подтверждении своей гипотезы, поэтому стремится повлиять на данные в сторону подтверждения своих предположений.

Влияние состояний, склонностей испытуемого на результат психологического исследования

Эффект Хоторна

Если испытуемому известна принятая гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора.

Также причиной искажения результатов может быть условие «воодушевления» испытуемых, вызванное самим фактом их участия в эксперименте. Желая доказать, что их выбрали не случайно, они демонстрируют повышенные результаты.

Эффект Зайонца (или эффект аудитории) 1965г.

В присутствии других людей испытуемый реализует дополнительную мотивацию – желание нравится другим людям. Эта неучтенная мотивация приводит к повышению результатов или к тревожности испытуемого, что влияет на динамику зависимых переменных.

Присутствие публики влияет на скорость обучения испытуемого. Вначале наличие зрителей смущает испытуемого, после освоения решения задачи или, если требуется физическое усилие, публика облегчает дело.

Эффект плацебо

Представляет собой результат внушения испытуемым действия какого-то фактора. Если испытуемым сказать, что какое-то воздействие может иметь последствия для деятельности, то в своей деятельности испытуемые и показывают такое отклонение.

Эффект Барнума

Т.Барнум утверждал, что люди склонны принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом.

Способы предотвращения искажений в эксперименте:

1. Применение «слепого метода» - исключение субъективных факторов, зависящих от экспериментатора. Н-р: при проведении эксперимента на исследование нарушения скорости реакции, точности восприятия и др. характеристик при использовании наркотиков, экспериментатор не должен знать, в какой группе сигареты с наркотиком, а в какой группе – обычные сигареты предлагаются испытуемым.

2. Применение «двойного слепого метода» поможет избежать искажений в эксперименте от влияния факторов, зависящих от экспериментатора и от испытуемого.

3. Инструкции необходимо давать как можно более безразличным тоном.

4. Разъяснение целей исследования способствует снижению вероятности того, что испытуемый сам придумает свою цель и в этом направлении станет искажать (занижать, увеличивать) показатели. Обычно сообщают неполную информацию, а не истинную цель эксперимента, чтобы изучить естественные реакции.

5. Для контроля можно использовать постэкспериментальное интервью с тем, чтобы узнать, что предполагал испытуемый в ходе исследования.

Квазиэксперимент – (лат. приставка quasi - напоминающий что-то) план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам. К этому типу относятся исследования с уровнем контроля, недостаточным для обоснования вывода о причинно-следственных отношениях между переменными. Н-р: корреляционное исследование, целью которого является установление статистически значимых связей между различными свойствами объекта или процесса. Несмотря на наличие статистически значимых значений, причина может быть вне связи.

Опрос

Опрос метод психологического исследования, содержащий ряд вопросов, ответы на которые могут быть даны в письменной или устной форме.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в диалоге.

Анкета – средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Н-р: испытуемый сообщает о себе: возраст, профессию, образование, место работы, должность, семейное положение и т.д.

«-« позволяет узнать мнение, а не действительность.

Опросник – метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов.

Виды вопросов

Закрытые : предполагают стандартный ответ: да, нет, не знаю, трудно сказать.

Гроза это страшно?

Открытые : предполагают ответ в свободной форме, ориентированный на качество.

Эксперимент - один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен.

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:

· Возможность выбрать момент начала события

· Повторяемость изучаемого события

· Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

· Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила

· Психика обладает свойством спонтанности

· Психика слишком непостоянна

· Психика слишком уникальна

· Психика - слишком сложный объект исследования

Здравый смысл и собственный опыт убедили докторов в том, что кровопускание - эффективный метод лечения тифа, и это мнение держалось до тех пор, пока кому-то в середине XIX в. не пришло в голову поэкспериментировать: разделить больных на две группы и сделать одним кровопускание, а другим прописать постельный режим.

Однако в отдельных случаях условия лабораторного эксперимента имеют искусственный характер: они вносят в течение исследуемых психических процессов резкие изменения, благодаря чему эти процессы приобретают черты, далекие от тех, которыми они отличаются в естественных условиях. Это привело к необходимости применить в психологии так называемый естественный эксперимент, методика которого впервые была разработана и предложена известным русским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917).

Естественный эксперимент сохраняет все черты экспериментального метода: он основан на активном вмешательстве экспериментатора в течение психических процессов, которые вызываются у испытуемых в связи с поставленной задачей исследования; он допускает необходимые повторения и планомерные изменения, позволяющие лучше, чем при простом наблюдении, выявить исследуемые явления. Но все это проводится в естественных условиях той или иной деятельности, в результате чего испытуемые даже и не подозревают о том, что они подвергаются психологическому эксперименту.

Описанное выше экспериментальное исследование характерных особенностей памяти учащихся разного возраста может быть вынесено за пределы психологической лаборатории и проведено в естественных условиях урока. При этом учащиеся будут заняты обычным для них учебным процессом, их внимание будет направлено не на выполнение тех или других требований экспериментатора, а на усвоение знаний по данному учебному предмету, будь то математика, история, биология или литература.

Психолог-экспериментатор, который в данном случае выступает перед учащимися как учитель, заинтересованный в лучшем проведении урока, может варьировать предлагаемый учащимся учебный материал в соответствии с задачами своего исследования: в одном случае он может предложить заучивать требуемый материал в сугубо словесной форме, в другом случае он может уделить больше внимания наглядному, образному материалу и из анализа полученных на таком уроке результатов выявить характерные особенности памяти учащихся, которые даже не будут знать, что над ними провели экспериментально-психологическое исследование.

Преимущества метода естественного эксперимента огромны: он сближает экспериментальные психологические исследования с жизнью, позволяет изучать психические процессы так, как они протекают в естественных условиях трудовой, учебной или спортивной деятельности.

Например, в условиях лабораторного эксперимента довольно трудно выявить, какую роль при выполнении тех или иных физических упражнений играют дополнительные зрительные раздражения. Выполнение сложных движений, характерных для физических упражнений, трудно организовать в условиях лабораторного эксперимента. Но эта задача легко решается в условиях естественного эксперимента. Например, на уроке гимнастики при выполнении трудного упражнения на параллельных брусьях преподаватель может ввести дополнительный зрительный раздражитель: поместить на определенной высоте какой-либо предмет, например флажок, служащий для учащихся своеобразным «ориентиром», до которого надо дотянуться носками ног. Это позволяет учащимся выполнить требуемое движение технически правильно и быстро овладеть им, так как дополнительный «ориентир» помогает им уточнить соответствующие зрительные и мышечно-двигательные представления.

Эксперименты бывают нескольких видов. В зависимости от способа организации выделяют лабораторный, естественный и полевой эксперименты. Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние. Достоинством лабораторного эксперимента можно считать строгий контроль за всеми условиями, а также применение специальной аппаратуры для измерения. Недостатком лабораторного эксперимента является трудность переноса полученных данных на реальные условия. Испытуемый в лабораторном эксперименте всегда осведомлен о своем участии в нем, что может стать причиной мотивационных искажений.

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Его достоинство состоит в том, что изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность. Испытуемые не всегда проинформированы о своем участии в эксперименте, поэтому не дают мотивационных искажений. Недостатки – невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.

Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. Испытуемые проинформированы об участии в эксперименте, однако привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений.

В зависимости от цели исследования различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты. Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные (см. 4.4) и определить способы их контроля.

Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.

Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.

В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.

По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную выделяют спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются. Спровоцированный эксперимент – это опыт, в котором экспериментатор сам изменяет независимую переменную, при этом наблюдаемые экспериментатором результаты (виды реакций испытуемого) считаются спровоцированными. П. Фресс называет данный тип эксперимента «классическим». Эксперимент, на который ссылаются, – это опыт, в котором изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора. К этому виду психологического эксперимента прибегают тогда, когда независимые переменные оказывают воздействие на испытуемого, значительно растянутое во времени (например, система воспитания и т. п.). Если воздействие на испытуемого может вызвать серьезное негативное физиологическое или психологическое нарушение, то такой эксперимент проводить нельзя. Однако бывают случаи, когда негативное воздействие (например, травма головного мозга) происходит в реальности. Впоследствии такие случаи могут быть обобщены и изучены.

Наблюдение и эксперимент - это методы, которые довольно часто используют в маркетинговых исследованиях как самостоятельные либо в совокупности с другими для решения маркетинговых проблем и подтверждения выдвигаемых гипотез . Так, например, наблюдение составляет основу практически всех качественных исследований.

Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.

Наблюдение можно классифицировать по самым различным основаниям:

· в зависимости от элементов контроля (контролируемое или неконтролируемое);

· в зависимости от положения наблюдателя относительно объекта (включенное или невключенное);

· по степени формализованности наблюдения (структурированное или неструктурированное);

· по условиям организации наблюдения (полевое или лабораторное).

Технология проведения. Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, cего помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Разнообразие способов проведения наблюдений определяется подходами к их осуществлению.

Неконтролируемое наблюдение проводится в условиях реальных жизненных ситуаций, осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое явление или событие.

Контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины или проверки тех или иных гипотез. Контроль, как правило, осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдений - проведение серий наблюдений за одним и тем же объектом.

Вести наблюдение можно:

· за определенной группой людей;

· за определенным процессом в разных группах людей;

· за определенным процессом в определенной группе людей.

Случайное наблюдение - это наблюдение за ранее не запланированным явлением, деятельностью, ситуацией.

Полевое наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации. При лабораторном наблюдении условия окружающей среды определяются самим исследователем. Чаще всего оно проводится в исследованиях экспериментального плана и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов.

Невключенное наблюдение - вид наблюдения, при котором исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, а при включенном наблюдении он сам участвует в изучаемом процессе, находится в контакте с наблюдаемыми людьми.

Неструктурированное наблюдение - вид наблюдения, при котором исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Задачей этого вида наблюдения является изучение объекта в целом или основных его составляющих.

Структурированное наблюдение строится на основе заранее разработанных элементов изучаемого процесса .

В зависимости от вида наблюдения планируются его элементы:

· наблюдаемые (кто они, сколько их, каковы их взаимоотношения в данной ситуации, какова между ними связь и пр.);

· обстановка (где имеет место наблюдаемая ситуация, какого рода социальное поведение данная ситуация поощряет, чему препятствует);

· цель (имеется ли какая-либо формальная цель, ради которой собрались участники или они оказались здесь случайно, имеется ли неформальная цель, совместимы или антагонистичны цели участников ситуации);

· социальное поведение (что и как делают участники ситуации, каковы их мотивы, как действует наблюдаемый, каковы напряженность, постоянство, эмоциональность, продолжительность данной формы поведения, каков ее эффект);

· частота и продолжительность (когда возникла ситуация и как долго она продолжалась, уникальность данной ситуации, как часто она возникает, что ее вызывает, насколько она типична).

После определения цели наблюдения и основных его элементов проводится само наблюдение. Фиксация результатов наблюдений может выполняться в виде: а) кратковременной записи, проводимой «по горячему следу», насколько позволяют место и время; б) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов; в) протокола наблюдения, представляющего собой расширенный вариант карточки; г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности; д) фото-, видео-, звукозаписи .

При необходимости результаты наблюдения фиксируются в документах и дублируются с помощью технических средств (аудио-, видеоаппаратуры). Использование технических средств позволяет повысить качество анализа наблюдения, так как в ходе наблюдения исследователь может не заметить, упустить или неверно интерпретировать поведение наблюдаемых. Повторный просмотр позволяет избежать ошибок и упущений.

При составлении документа наблюдения необходимо предусмотреть следующие условия, существенно влияющие на достоверность и надежность полученной информации:

· логичность расчленения объекта наблюдения на составляющие элементы, соответствующие органической природе объекта и позволяющие воссоздать из частей целое;

· адекватность терминов, используемых при группировке и анализе полученной информации;

· однозначность интерпретации выделенных элементов объекта наблюдения.

Недостатки наблюдения:

· наблюдения ограничены временем совершения событий;

· невозможно охватить все социальные факты непосредственным наблюдением;

· эмоциональная окрашенность человеческих восприятий и неизбежность влияния на результаты наблюдения социального опыта самого наблюдателя;

· влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом наблюдения;

· влияние самого факта проведения наблюдения на наблюдаемую ситуацию.

Требования к наблюдателю. Помимо таких качеств, как внимание, терпение, способность фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации, одним из основных требований, предъявляемых к наблюдателю, является требование добросовестности.

Наблюдатель должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию и, следовательно, ее изменение были минимальными.

Необходимо, чтобы каждый наблюдатель прошел соответствующую подготовку. Обучение наблюдателя подразумевает одновременное развитие у него способности увидеть значимые действия, а также способности к запоминанию и умению вести точные записи.

Нельзя забывать, что в каждый определенный момент человек способен одновременно воспринимать от пяти до десяти дискретных единиц. Если речь идет о достаточно широкой сфере наблюдений, целесообразно поручить работу нескольким наблюдателям, строго распределив при этом функции .

Важным этапом при подготовке наблюдателя является разработка инструкции. Хорошо подготовленная инструкция облегчает работу наблюдателей и унифицирует собираемый ими материал.

В инструкции даются точные указания относительно того, по каким критериям те или иные действия, события, явления будут подводиться под ту или иную категорию. Здесь же подчеркивается необходимость вести запись строго в соответствии с имеющимися категориями. Инструкция должна содержать также требования к способу фиксации наблюдаемых событий; она может содержать пояснения, как надо пользоваться применяемыми шкалами измерений.

Если при записи требуется интерпретация намерений изучаемых лиц, то в инструкции следует либо указать принцип, либо перечислить показатели, на основании которых наблюдатель будет выносить свои суждения. Все это необходимо для того, чтобы все наблюдатели по возможности одинаково оценивали наблюдения.

Эксперимент - состоит в том, что исследователь изменяет значение одного элемента, зависимой или независимой переменной, чтобы пронаблюдать влияние этого изменения на другой элемент или зависимую переменную. Цель всякого эксперимента - проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Эксперимент в маркетинговых исследованиях проводится не часто. Это довольно сложный и дорогостоящий метод .

Эксперименты различаются:

· по характеру объекта и предмета исследования;

· специфике поставленной задачи;

· характеру экспериментальной ситуации;

· логической структуре доказательства гипотезы.

В свою очередь, по характеру объекта исследования различаются также реальные и мысленные эксперименты. В отличие от реальных экспериментов в мысленных проверке подвергаются не реальные явления, а информация о них.

По специфике поставленной задачи различают эксперименты научные, прикладные, проективные, ретроспективные. Реальный эксперимент всегда проективный; мысленный же - обычно ретроспективный, направленный в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывающих наличие следствия.

По характеру экспериментальной задачи различают эксперименты контролируемые и неконтролируемые. На результаты неконтролируемых экспериментов существенно влияют неэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны. Контролируемый эксперимент предполагает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, периодическое измерение значений как экспериментальных, так и внеэкспериментальных переменных. Контроль переменных означает повторяемость эксперимента.

По логической структуре доказательств гипотезы различают эксперименты параллельные и последовательные. В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов (групп людей) - экспериментального и контрольного в одно и то же время (экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - где этого воздействия не было). В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Доказательство гипотезы при этом типе эксперимента опирается на сравнение состояний исследуемого объекта до и после воздействия «фактора».

Применение эксперимента в маркетинговых исследованиях. Область применения эксперимента может касаться любого из элементов маркетинга. С помощью эксперимента можно изучать влияние на спрос таких факторов, как упаковка, включение сервисных услуг, различных рекламных образов, ценовой политики и пр. Например, если нужно выявить воздействие на потребителя рекламы, эксперимент проводят следующим образом. Создаются две похожие группы (по полу, возрасту, доходу и т.п.). Одной из групп показывается телевизионная реклама какого-то нового вида продукции, а вторая группа этой рекламы не видит. Затем проводится пробная продажа новой продукции и измеряется коэффициент покупки.

Недостатки экспериментального метода . Экспериментальные группы, участвующие в исследовании, весьма ограничены. Из этого следует, что эксперимент мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов.

В рамках эксперимента можно изучить влияние одного или ограниченного количества факторов на изменения, но невозможно учесть все факторы, которых в реальной жизни большое количество. Поэтому результаты эксперимента обладают невысокой надежностью и больше подвержены всяческим смещениям.

Одним из самых старых и популярных методов научного исследования в психологии, считается естественный эксперимент. Ученые прибегали к «его услугам» тысячи лет назад, а в современных условиях он приобрел особую эффективность.


В чем суть естественного эксперимента в психологии

Естественный эксперимент еще называют полевым за то, что проводится он в «полевых» условиях. Объект живет своей обычной жизнью (правда, пущенной в определенное, нужное экспериментатору, русло) и вмешательство субъекта минимально. Последний фактически является наблюдателем.

Если позволяют этические соображения, то исследуемому об эксперименте не сообщается, и ни он, ни другие люди ничего не подозревают. Со стороны кажется, что никакого эксперимента не проводится вовсе. Естественный эксперимент очень часто применяется в психологии, особенно в ее социальном разделе.

Естественный эксперимент в психологии: плюсы и минусы

Естественный эксперимент в психологии имеет огромное преимущество перед экспериментом лабораторным. Ведь привычные условия в которых находится испытуемый, позволяют ему чувствовать себя спокойно. Он не напрягается и действует так, как ему свойственно. А это дает возможность исследователю сделать более адекватные выводы.

Долгое время считалось, что естественный эксперимент уступает лабораторному в точности фиксации результатов. Ведь организовать в полевых условиях данный процесс, действительно, было сложно. Но здесь ключевое слово «было». Сегодня, при наличии высокотехнологичной аппаратуры, вполне можно восполнить этот пробел и получить результаты даже гораздо более точные, чем при лабораторном эксперименте.

Приемы естественного эксперимента

Естественный эксперимент хоть и очень близок к наблюдению, но все-таки им не является. Этот метод предполагает только видимость обычной жизни объекта. На самом деле экспериментатор создает определенные условия, в которых она будет протекать. А потом уже наблюдает за поведением в них испытуемого.
Приемов и форм создания определенных условий при естественном эксперименте существует несколько. Среди них:

    Вводные задачи - перед объектом ставится то или иное задание и экспериментатор интересуется, как будет вести себя испытуемый.

    Формирующий (или обучающий) эксперимент - перед объектом тоже ставится задача. Но ее цель - сформировать определенные навыки или умения. А экспериментатор наблюдает за процессом и делает выводы.

    Трансформация условий деятельности - кардинально меняется структура деятельности (например, профессиональной). Смещаются акценты, расстановка рычагов управления, вводятся новые раздражители, в непривычные оттенки «раскрашивается» эмоциональный фон, и фиксируются результаты деятельности исследуемой группы людей (или отдельного человека) в новых условиях.

    Создание модели - этот прием применяют в тех случаях, когда невозможно просто провести опрос, тест, эксперимент или наблюдения в реальных условиях деятельности. Тогда создается искусственная модель, которая повторяет параметры и свойства естественного «поля».

Уже не одно столетие великие исследователи стремятся составить полную научную картину о человеке и об особенностях его личности. Проводится подобная работа и психологами. Эта наука с момента своего возникновения и до наших дней смогла наработать большой материал. Внушительный объем достоверных данных накапливался благодаря применению самых различных методов и способов. Но наибольшей популярностью пользуются проводимые в психологии эксперименты. Примеры многих из них подтверждают высокую достоверность данных, полученных исследователями.

Немного о психологии

Детская, предметом исследования которой являются вопросы развития психических процессов и сознания личности растущего человека;

Социальная, изучающая поведение человека в обществе, а также влияние на него прессы, радио, моды, слухов и т.д.;

Педагогическая, отражающая картину закономерностей развития личности при проведении процесса воспитания и обучения.

Существует в психологии и целый ряд отраслей. Каждая из них рассматривает проблемы той или иной деятельности человека. В списке таких отраслей существует такая психология:

Трудовая;

Инженерная;

Авиационно-космическая;

Медицинская;

Юридическая;

Военная.

При этом задачи психологии, вне зависимости от направления, заключаются в том, чтобы:

Изучить сущность имеющих место явлений, рассматриваемых данной сферой, и понять их закономерности;

Научиться управлению ими;

Служить теоретической основой соответствующих служб на практике.

Решая свои задачи, психология вскрывает сущность процесса, направленного на отражение в мозге человека объективного мира. При этом исследователи выясняют, каким образом происходит регулирование действий человека и развитие его психической деятельности, а также формирование свойств личности.

Все получаемые данные основываются на понимании того, что деятельность людей обуславливается не только объективными условиями. Несомненно, на данный процесс оказывают непосредственное влияние субъективные факторы. Среди них личностные установки и отношения, собственный опыт, находящий выражение в умениях, навыках и знаниях, и т. д. В связи с этим задача психологии несколько расширяется и охватывает круг вопросов, позволяющих выяснить особенности деятельности человека в зависимости от имеющихся субъективных и объективных моментов.

Экспериментальная психология

Рассматриваемая дисциплина имеет одно весьма значимое направление. Оно называется экспериментальной психологией и ставит перед собой цель исследований по изучению поведения человека.

Впервые опыт в этой сфере провели еще в 18 в. Однако экспериментальное научное направление сложилось лишь во второй половине 19 в. Произошло это благодаря работам В. Вунда, Э. Вебера, В.М. Бехтерева и других.

Принято считать, что именно после введения в нее эксперимента психология выделилась в качестве отдельной науки. Ведь получение данных опытным путем открыло перспективу обоснований рассматриваемых процессов с математической точностью. Достоверность имеющихся фактов стала выявляться на основе показателей их объективности, проверяемости и повторяемости. С течением времени необходимость в выделении экспериментальной психологии в отдельное направление отпала сама собой. Ведь метод исследователей стал применяться во всех сферах данной дисциплины.

Понятие эксперимента

Что он представляет собой в психологии? Это некий опыт, проводимый в специальных условиях. Цель, которую ставит перед собой исследователь, заключена в получении психологических данных при вмешательстве специалиста в процессы деятельности испытуемого. Проводить подобные опыты могут не только ученые. Психологические эксперименты ставят порой и простые обыватели. При этом исследователь действует всегда упорядоченно. Он изменяет определенный фактор того или иного процесса, поддерживая остальные без всяких изменений. Во время этих действий человек, ставящий подобный опыт, наблюдает за результатами систематических отклонений показателей и фиксирует их.

Понятие эксперимента может иметь и более широкий смысл. В таком случае к проведению самого опыта подключают наблюдение, тестирование, опрос и другие методы исследования.

Необходимость проведения

Эксперименты в области психологии позволяют разложить на отдельные компоненты то или иное явление, чтобы затем заняться изучением каждого из них. Также в ходе проводимых практических исследований удается с определенной точностью зафиксировать полученные результаты и следить за процессом развития предмета изучения. При этом экспериментатор чаще всего не ждет возникновения рассматриваемого им психического явления. Он активно воссоздает его в самых благоприятных для этого условиях, варьирует, планово вмешивается в процесс, многократно повторяя особенности проведения опыта.

Нередко психические явления изучаются в естественных условиях с помощью методики непосредственного наблюдения. А вот использование эксперимента позволяет искусственно отделить изучаемое явление от прочих и целенаправленно варьировать условия воздействия на испытуемых. В ходе проведения таких работ прослеживаются получаемые результаты, что и является основанием для определенных выводов.

Классификация

Существуют различные виды эксперимента в психологии. Причем выделяют их исходя из условий проведения, целей, характера влияния и многих иных факторов.

Сам по себе методы эксперимента в психологии подразделяются на лабораторные и естественные, а также на формирующие исследования. Помимо этой классификации существует подразделение на пилотажный (первичный) опыт и последующий. Также эксперименты бывают явными и имеющими скрытую цель и т.д. Рассмотрим самые часто применяющиеся из них подробнее.

Лабораторный эксперимент

Подобные исследования классифицируются согласно условиям их проведения. Причем лабораторный является одним из наиболее часто используемых методов эксперимента в психологии. В чем же он заключен?

Лабораторный эксперимент представляет собой такой тип исследований, которые проводятся в искусственно созданных для этого условиях. Какими они бывают? Примером тому может служить получение данных непосредственно в научной лаборатории, где происходит взаимодействие исследуемого субъекта (лица или группы лиц) лишь с факторами, интересующими экспериментатора.

В чем заключаются достоинства проведения подобной работы? С помощью лабораторного эксперимента, в ходе которого исследователь применяет регистрирующие приборы, можно получить показания о времени протекания различных психических процессов, например, скорости формирования трудовых и учебных навыков, быстроте реакции человека и т.д.

Исходя из этого описания можно говорить об основных признаках опытов, проводимых в лабораторных условиях. Такие эксперименты привлекательны из-за следующего:

Высокой точности получаемых результатов;

Возможности проведения повторных опытов с созданием аналогичных условий;

Возможности осуществления максимального контроля экспериментатора над всей ситуацией.

Все это является достоинство подобных работ.

Однако в этом случае испытуемым известно о том, что они принимают участие в научной работе; субъекты исследования находятся в условиях, которые не соответствуют реальности.

В этом заключены недостатки рассматриваемого вида эксперимента. Искусственно созданная обстановка порой нарушает нормальный ход изучаемых процессов.

Естественный эксперимент

Для того чтобы устранить недостаток лабораторных исследований, на практике нередко анализируют явления в обычной для них ситуации. Для этого проводится естественный эксперимент.

В психологии во время таких работ испытуемый находится в привычных для него условиях жизнедеятельности. Специалист же вмешивается в этот процесс лишь незначительно.

Какими достоинствами обладает естественный эксперимент? Они состоят в том, что:

Условия, в которых находятся испытуемые, соответствуют реальности;

Субъекты исследования чаще всего не подозревают о том, что участвуют в научных разработках;

Получаемые результаты относительно точны.

Среди недостатков естественного эксперимента выделяют:

Невозможность его повторного проведения в аналогичных условиях;

Отсутствие полного контроля специалиста над ситуацией.

В этом и заключаются основные достоинства и недостатки эксперимента в психологии, проводимого в естественных условиях. С одной стороны, в этом случае имеются неоспоримые плюсы. Ведь, например, учащийся, осваивающий тот или иной предмет, способен запомнить данный ему материал в естественных условиях вовсе не так, как он сделал бы это в присутствии исследователя. Но и учесть неизбежное возникновение некоторых факторов, влияющих на процесс, в такой ситуации становится просто невозможным.

Полевые исследования

Выделенные согласно условиям проведения виды эксперимента в психологии не ограничиваются лабораторным и естественным их типом. Существуют еще и полевые опыты. Их проводят аналогично естественным, но при этом, как правило, применяют стационарную аппаратуру. Это позволяет получать более точные результаты работ. Все участники исследований предупреждаются о проведении такого эксперимента, но благодаря обычной обстановке уровень искажения мотивации является минимальным.

Классификация опытов исходя из их цели

В зависимости от поставленной задачи выделяют следующие виды эксперимента в психологии:

  1. Поисковый. Такой эксперимент проводится для определения наличия причинно-следственных связей между рассматриваемыми явлениями. Причем используют данную методику лишь на начальных этапах исследования. Полученные данные должны позволить сформулировать гипотезу, а также выделить независимые, зависимые и побочные переменные, определив способы их контроля.
  2. Пилотажный. Подобные эксперименты являются пробными. В ходе их проведения происходит уточнение основной гипотезы, подходов к исследованию и т.д. Требования к эксперименту в психологии пилотажного типа - его проведение перед трудоемкими и объемными работами с целью выбора конкретного направления, что позволило бы рационально использовать денежные средства. Получение данных при таком виде опытов осуществляется при привлечении меньшего количества испытуемых, с использованием сокращенных планов и без особого контроля над внешними факторами. Конечно, надежность результатов подобного эксперимента невелика, но они все же позволяют избежать грубых ошибок, связанных с выдвижением основной гипотезы, построением планов работ и т.д. Порой пилотаж конкретизирует основное предположение, сузив зону поиска, а также окончательно указывает на методику, подходящую для масштабного исследования.
  3. Подтверждающий. Данный эксперимент проводят для установления разновидности функциональной связи, а также для уточнения количественного соотношения между полученными данными. Подобный тип работ выполняется на заключительной стадии исследования.

Классификация опытов исходя из характера их влияния

С учетом этого критерия существуют следующие виды эксперимента в психологии:

  1. Констатирующий. Во время проведения такого опыта специалист не изменяет какие-либо свойства участника, не стремится сформировать у него новых качеств и развить те, которые у него имеются. Очень часто применяют констатирующий эксперимент в возрастной психологии педагоги-исследователи. Он позволяет установить состояние существующей проблемы и зафиксировать факт наличия связи между имеющими место явлениями. Целью констатирующего эксперимента может являться, например, выявление степени влияния семьи на процесс становления личности ребенка, посещающего начальную школу.
  2. Формирующий. Это один из методов исследования, который широко применяется специалистами и педагогами. Формирующий эксперимент предполагает получение человеком тех или иных качеств, которые заданы специалистом. Для этого специально создаются необходимые условия. Полученные результаты при этом не вызывают никаких сомнений, так как очевидно, что они сформированы в ходе осуществления работ. Формирующий эксперимент применяют для глубокого изучения процесса становления личности, а также всех этапов его протекания. Помимо этого, подобный метод является наиболее эффективным при испытании новых способов воспитания и инновационных технологий. Формирующий эксперимент не всегда проводится по заранее намеченному плану. Прежде всего определяют проблему исследования, а только после этого формулирую гипотезу, создают программу работ и проводят испытания. Течение всего процесса находится под пристальным наблюдением, а его результаты фиксируют для дальнейшего осмысления, что позволит сформулировать выводы. Для участия в формирующем опыте, как правило, привлекают либо двух человек, либо 2 группы людей. Причем одну из них считают экспериментальной, а другую - контрольной. Перед участниками психологического опыта ставятся задачи, способствующие формированию определенного качества. Контрольной группе такого задания не выдают. После завершения формирующего эксперимента исследователи проводят сравнительный анализ полученных результатов и дают их оценку.
  3. Контрольный. Данный вид проводимых специалистами работ представляет собой повторное измерение определенных показателей состояния объекта (человека или группы людей) для их сравнения с теми, которые были зафиксированы до начала опыта. Полученные данные сопоставляются также с теми, которыми обладает группа людей, не получавшая заданий.

Классификация по уровню осознанности

Какие виды экспериментов в психологии существуют еще? Подобные исследования делятся и по уровню осознанности происходящего человеком.

При этом выделяют:

  1. Явный эксперимент. При его проведении испытуемый обладает исчерпывающими сведениями о целях и задачах проводимого исследования.
  2. Промежуточный. Данный вариант предполагает ознакомление испытуемого лишь с частью информации об опыте. Прочие же сведения либо искажаются, либо утаиваются.
  3. Скрытый. Об этом эксперименте его участник, как правило, не знает ничего. Ему не известно не только о тех целях, которые стоят перед психологами, но и о самом факте проведения работ.

Классификация по возможности влияния

По этой характеристике также существует определенная градация психологических опытов. В этом случае выделяют:

Спровоцированные исследования;

Эксперимент, на который после ссылаются.

Спровоцированное исследование является классическими. При проведении данного опыта специалистом самостоятельно меняются условия эксперимента. Именно поэтому те виды реакции, которые наблюдаются у испытуемого, считают спровоцированными.

Эксперименты, на которые ссылаются, представляют собой опыт, при осуществлении которого не происходит вмешательства исследователя. Такой метод применяют в тех случаях, когда воздействие на испытуемого способно вызвать у него серьезное психологическое или физиологическое нарушение.

Структура эксперимента

Что входит в перечень основных критериев, составляющих рассмотренные в статье исследования? Структура психологического эксперимента включает в себя:

  1. Исследуемый (испытуемый) объект или группу.
  2. Исследователя (экспериментатора).
  3. Стимуляцию, которая представляет собой выбранный специалистом способ влияния на испытуемого.
  4. Ответ участника эксперимента на стимуляцию, то есть его психологическую реакцию.

Условия проводимого исследования, которые представляют собой дополнительные воздействия, способны оказать влияние на реакцию испытуемого.