Фредерик перлз - практикум по гештальт-терапии. Гештальт-терапия Ф

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга начиналась как рукопись Фредерика С. Перлза. Материал был развит и разработан Паулем Гудменом и получил практическую разработку у Ральфа Хефферлина. В том виде, в каком эта книга существует сейчас, - это результат совместных усилий трех авторов.

Общей была у нас одна цель: развить теорию и создать методики, которые расширили бы границы и область применения психотерапии. У нас было много разногласии; обсуждая их, вместо того, чтобы вежливо скрывать, мы не раз приходили к решениям, которых ни один из нас не мог предвидеть. Многие идеи первоначальной рукописи сохранились, но столь же многое добавилось в результате совместных усилий трех авторов и, что еще важнее, многое получило новое значение в контексте книги в ее окончательном виде.

* * *

Первая половина этой книги приглашает вас погрузиться в себя и предлагает технику для того, чтобы это осуществить. Что может получиться из этой затеи - вот вопрос, который вы сразу зададите; но ответ на него нельзя поднести вам на словесном блюдечке с каемочкой. В действительности наиболее существенная часть ответа невербальна, и такой она и должна оставаться. Если вы получите этот ответ, то лишь проделав такую работу, как здесь описано. Но поскольку мы не можем ожидать от вас, что вы приметесь за работу, которая требует времени и усилий, поверив, что в конце концов овчинка стоит выделки, то попытаемся в этой книге описать общую человеческую ситуацию, а также показать, почему мы уверены в том, что можем дать что-то важное каждому, кто действительно хочет улучшить себя и свое положение.

То, что мы предлагаем вам сделать для самих себя, на первый взгляд может напоминать избитые истины, так как мы хотим помочь вам открыть себя, свою самость и мобилизовать её, сделать более эффективной в удовлетворении своих потребностей в качестве биологического организма и общественного человеческого существа.

Открытие себя может напомнить кому-нибудь старую историю о «вытаскивании самого себя за волосы». Но, как мы понимаем данный термин, - это трудный процесс. Далекий от внезапной вспышки озарения, этот процесс более или менее постоянен и кумулятивен - и не прекращается, пока человек жив. Он предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в действии. Для того чтобы рассматривать себя в действии - то есть рассматривать себя как действие, требуется техника, совершенно отличная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и признали недостаточной - техника интроспекции.

Если открытие себя кажется небесполезным, но пугающим, мы не будем спорить с такой реакцией. Предположение, что у вас есть некое тайное или скрытое «я», что оно значительно хуже вас и лучше оставить его в покое, - не всегда у вас было, и вряд ли стоит навсегда его сохранять. Оно происходит от того, что в прошлом, в момент стресса, вы отвергли некоторую часть себя, доставлявшую вам слишком много беспокойства. В тогдашних обстоятельствах эти части вас были худшими, и чтобы жить в той ситуации, вам надо было от них избавиться. Это похоже на то, как ведет себя дикий зверь, попавший лапой в капкан. В таких условиях лапа становится угрозой и иногда зверь отгрызает ее, чтобы спастись, хотя и остается калекой.

Ваша жизнь сейчас может быть совершенно иной, чем тогда, когда вы отвергли часть себя, но в отличие от лапы зверя, эта часть может быть возвращена. Все ли еще существуют первоначальные причины, по которым вы ее отвергли, или они давно исчезли? Это, по меньшей мере, заслуживает рассмотрения. Мы предлагаем вам метод систематического рассмотрения и реконструкции вашей нынешней ситуации. Вы можете двигаться в своем собственном темпе. Процедуры организованы так, что каждая предыдущая составляет необходимую основу для последующей. Какую работу вы можете проделать за определенный интервал времени, зависит от того, какую часть себя вы отбросили и какова ваша нынешняя жизненная ситуация. В любом случае вы не сделаете ни одного шага быстрее или больше того, что сами хотите.

Мы не предлагаем вам ни «легкого пути к мастерству», ни программы морального усовершенствования, ни правил, обеспечивающих разрушение дурных привычек, которые вы на самом деле хотите сохранить. Мы вообще не собираемся ничего за вас делать. Мы предлагаем вам инструкции, с помощью которых вы - если захотите - можете отправиться в личное приключение и в процессе этого вы, своими собственными активными усилиями, можете сделать что-то для себя, для своей самости - открыть ее, организовать и направить на конструктивное использование в проживании своей жизни.

Парадоксы в этих утверждениях мы разъясним позже. Пока достаточно сказать, что, говоря «Ваше я», вместо того, чтобы просто сказать «Вы», мы бы хотели подчеркнуть особый смысл обладания, кроющийся в притяжательном местоимении «вам»: это ваше «я». Заметьте также, что «Вы», о котором идет речь, - то самое «Вы», которому предстоит делать открытия в течение Вашего «путешествия», и, одновременно, это составная часть «Вашего я». Эта та часть, которая читает эти строки, скорее все-го, проговаривая их про себя.

Не предполагается, что это предприятие будет легким. Может показаться, что выполнить указания легко - так легко, что вполне возможно, к концу вы решите: в этом ничего нет; вы проскочите все это, не получите никаких результатов, которых бы не предвидели заранее, и на этом остановитесь. Если же, с другой стороны, вы более тесно соприкоснетесь с экспериментальными ситуациями, которые создадите, то можете обнаружить, что в некотором смысле это самая трудная и раздражающая работа из всех, с какими вы сталкивались, - но и наиболее удивительная.

На этих страницах мы стараемся разговаривать с вами, как будто мы находимся лицом к лицу. Разумеется, у вас нет возможности, как в обычном разговоре, взять слово - ответить, задать вопрос, добавить подробности относительно своей личной ситуации; и мы, к сожалению, не знаем вас лично. Если бы мы знали касающиеся вас подробности - возраст, пол, образование, работу, ваши успехи и неудачи, ваши планы и ваши страхи, мы кое-что сократили бы или, наоборот, развили подробнее, где-то, может быть, переставили бы акценты, поменяли порядок; но это не изменило бы фундаментальным образом то, что мы хотим передать. Мы полагаем, что практически все, с чем мы будем иметь дело, применимо в той или иной степени, в том или ином отношении, к каждому человеческому существу, живущему в наше время в условиях западной цивилизации. Применить то, что соответствует вашей ситуации, и так, как это вам подходит, - это ваша работа в нашем совместном предприятии.

Поскольку многие наши представления о функционировании самости отличаются от распространенных представлении о человеческой природе, важно отметить, что наши представления не выдуманы за одну ночь. Это соединение нескольких линий, нескольких подходов к человеческой личности.

Как бы то ни было, поскольку терапия психоаналитического типа дорога и требует много времени, мы задались вопросом, нельзя ли это миниатюрное общество из двух человек - врача и пациента - ради достижения многих целей свести к одному человеку - читателю напечатанных инструкций и соответствующей дискуссии. Мы подвергли это проверке год на-зад. Используя материал (представленный здесь в несколько более развернутой форме), мы получили бесспорно положительный ответ на этот вопрос!

Материал был предложен студентам последних курсов психологических факультетов трех университетов. В одном из них, где студенты (различных возрастов: от восемнадцати до приблизительно семидесяти лет) большую часть времени работали, инструкции были розданы просто как часть «домашней работы» по курсу, обычному во всем остальном. Письменные отчеты подавались в течение приблизительно четырех месяцев (длительность семестра). В следующий раз курс был дан в расширенном виде и большему числу студентов. От приблизительно сотни студентов было получено разрешение использовать их отчеты по нашему усмотрению, если это не раскрывает их имен и личности; таким образом, мы получили возможность цитировать подлинные отрывки, чтобы дать представление о том, какого рода и сколь различные реакции вызывает эта программа. Для многих четыре месяца оказались слишком коротким сроком, развитие, начавшееся во время курса, продолжалось в ускоренном темпе, когда работа уже перестала быть частью их «домашнего задания». Есть все основания полагать, что так может быть и в вашем случае.

Часть I ОРИЕНТИРОВАНИЕ СЕБЯ

I. КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМ

Эксперимент 1: Чувствование актуального

Наше первое движение направлено на то, чтобы помочь вам усилить чувствование того, что актуально наличествует. Большинство людей согласятся с тем, что временами они лишь наполовину «здесь», что они как бы спят наяву, теряют нить происходящего или каким-либо иным образом ускользают из ситуации в настоящем. Люди также говорят о других: «Он отсутствует, будучи здесь» или вообще: «У него нет правильного контакта».

Популярным на сегодняшний день направлением в психологическом консультировании является гештальт-терапия. Ее главным разработчиком является Фредерик и Лаура Перлз, а также Пол Гудман. В переводе гештальт-терапия обозначает «целостный образ» — это задача, которую перед собой ставят специалисты при работе с клиентами по основным положениям, техникам и теории г .

Для пояснения того, чем именно занимается гештальт-терапия, интернет-журнал сайт приведет притчу. Долгое время возле своей лачуги сидел бедный человек. Сидел он возле речки, вдоль которой проходил добрый человек. Однажды бедняк попросил доброго человека накормить его. На что добрый человек словил ему рыбы и накормил. В следующий раз ситуация повторилась. Доброму человеку надоело постоянно ловить рыбу, отчего он показал бедняку, как это нужно делать, чтобы в дальнейшем не просить о помощи.

Гештальт-терапия помогает человеку достичь целостного образа за счет и самоосознания. Здесь терапевт не является пассивным участником, он активно вовлекается в процесс, однако не с целью того, чтобы выполнить всю работу за клиента, а для того, чтобы помочь клиенту научиться достигать понимания.

Что такое гештальт-терапия?

Двумя основными проблемами, которые страдают многие современные люди, можно назвать: неспособность справиться с имеющимися проблемами, которые могут тянуться уже долгие годы, и неумение брать на себя ответственность. Гештальт-терапия решает обе данные проблемы. Что это такое? Это метод психологического консультирования, у которого имеются свои задачи и техники.

Главной задачей гештальт-терапии является устранение эмоциональных переживаний, зажимов и страхов, которые мешают в настоящем времени наслаждаться жизнью и достигать поставленных целей. Проводится это благодаря осознанию всех переживаний, которые блокируют человека на пути совершения нужных действий, разрешению проблем, которые могли беспокоить индивида годами, а также взятию ответственности на себя за собственные эмоции и чувства.

Специалист работает с человеком в состоянии «здесь и сейчас», что также является «фишкой» гештальт-терапии. Психотерапевта не волнуют проблемы, прошлое человека или пережитое. Он интересуется лишь тем, что в настоящий момент все еще беспокоит его клиента, оказывает на него влияние, воздействует. Эта проблема могла случиться в прошлом, однако эмоциональные переживания и мысли о ней до сих пор сказываются на поведении .

Прорабатываются лишь те чувства и переживания, которые человек испытывает до сих пор. При разборе случившейся в прошлом проблемы специалист не интересуется, что чувствовал индивид тогда, в прошлом, его волнует лишь то, что человек испытывает сейчас, когда возвращается мыслями к этому событию из прошлого.

Находясь «здесь и сейчас» человек может более спокойно рассказывать о проблеме, которая с ним случилась в прошлом, ведь она уже случилась, осталась в прошлом, сейчас человека она никак не задевает физически. Индивид в ходе работы со специалистом должен осознать, что говорит он о событиях, которые сейчас, в конкретный момент с ним не происходят. Сейчас рядом с человеком нет того врага, который в прошлом его унизил или оскорбил. Сейчас человек не находится в той ситуации, которая с ним случилась в прошлом. А значит, он находится в большей безопасности. Он может более спокойно говорить о том, что случилось. Более того, он осознает, что сейчас в его жизни все спокойно и хорошо, ничего угрожающего не существует.

На ситуацию из прошлого можно посмотреть с разных сторон. Чем больше человек осознает, что проблемы нет сейчас, она находится в прошлом, и он может из-за нее не волноваться так, как это было тогда, когда он непосредственно в ней находился, тем лучше он начинает видеть ее. Можно на нее посмотреть с разных сторон. При этом человеку ничто не угрожает.

В гештальт-терапии практикуется не только рассмотрение конкретной проблемы, которая волнует человека, но еще и гипотетические ситуации, которые еще не произошли или в принципе беспокоят человека. Здесь применяются различные техники, например, метод «пустого стула», когда человек представляет на пустом стуле оппонента, с которым желал бы поговорить, получить от него какой-то ответ, научиться с ним общаться.

Задач у гештальт-терапевта несколько:

  1. Помочь человеку сохранять осознанность и состояние «здесь и сейчас» при рассмотрении волнующей его ситуации, которая может пугать.
  2. Помочь человеку осознать, какие конкретно переживания он испытывает при рассмотрении ситуации.
  3. Разобраться в причинах, почему ситуация вызывает у человека те эмоции, которые он испытывает. На основе этого совместно с клиентом можно разработать план действий по тому, как больше не допускать этих переживаний, как справиться/устранить те чувства, которые уже имеются.
  4. Восстановить внутренний баланс, стать целостной личностью, которая должна жить «здесь и сейчас», а не в прошлом или в будущем.
  5. Помочь клиенту взять ответственность на себя за те переживания, которым он позволяет влиять на его решения и поступки в настоящем времени.

Теория гештальт-терапии

Разработчики гештальт-терапии не считали нужным создавать различные теории, поскольку создавали вполне практичную систему. Гештальт-терапия выступает как метод, когда главной задачей специалиста является сохранение сознания клиента в состоянии «здесь и сейчас» (чтобы он не улетал в прошлое или будущее). Также главный аспект ставится на способности индивида к творчеству.

Однако со временем разработанная методика стала рассматриваться многими психологами, которые подвели к ней множество теоретических баз:

  • Контакт-граница – та линия, на которой человек начинает контактировать с окружающей средой, при этом он может обособляться от мира.
  • Сопротивление – способ взаимодействия индивида с внешней средой. В настоящее время человек контактирует с миром так, как ему доступно, или так, как ему привычно. Если вследствие данного контакта возникают проблемы, значит, методы, которые человек использует, были уместны в прошлом, однако являются неэффективными в настоящем.
  • Осознание истинных своих потребностей. Нередко человек, не имея возможности удовлетворить основную свою потребность, прикрывает ее другой, пытается компенсировать ее чем-то другим. Однако это не позволяет человеку до конца оставаться счастливым, вот почему он продолжает компенсировать основную свою потребность, не будучи полностью удовлетворенным, поскольку даже не осознает ее.

Гештальт-терапия рассматривает индивида как целостную систему. Он не разделяет ее как специалисты в психоанализе, хотя и может рассматривать ее отдельные аспекты. Дело в том, что происходящее в одной сфере жизни человека непосредственно влияет на остальные его аспекты системы. Таким образом, если меняются чувства, то меняется и опыт, убеждения, мировоззрение, поведение и даже цели на будущую жизнь.

Гештальт-терапия не ставит своей целью устранять проблемы, с которыми люди пришли. Она ставит своей задачей устранение тех эмоциональных зажимов, которые мешают человеку в настоящем времени наслаждаться жизнью в полном объеме, а не лишь частично. Здесь акцентируется внимание на том, чтобы осознать настоящие переживания и проблемы, а не уходить в прошлое.

Основоположником уже сформировавшейся гештальт-терапии является Перлз. Он ставит своей главной задачей поддержание гомеостаза – баланса, к которому человек стремится в любую минуту своей жизни. Здесь нужно удовлетворение всех его потребностей, которые позволяют достичь данного уравновешенного состояния, любыми способами.

Гештальт-терапия базируется на 5 основных стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Фигурой является гештальт – некое целостное существо или сам человек, или его потребность. Фон – это ситуация, которая на данный момент является значимой и интересной для формирования гештальта. Если потребность удовлетворяется, тогда фон исчезает и появляется новый для формирования нового гештальта. Если потребность не удовлетворяется, тогда гештальт остается незавершенным, где человек и застревает. Здесь важно человеку научиться удовлетворять свои потребности, чтобы со временем не уйти в «зону фантазии», откуда и формируются надежды, неврозы и пр.
  2. Осознание и концентрация на настоящем моменте. Если человек способен осознавать собственные потребности в настоящем, то он должен искать методы их удовлетворения в том, что имеется на сегодняшний день. Если он уходит в фантазии, тогда возникают различные аномальные состояния, когда человек начинает ждать, надеяться, агрессировать из-за нереализации желаний и пр.
  3. Противоположности. Это разделение мира и человека на противоположности. Однако человек или мир не могут быть разделены. В гештальт-терапии все воспринимается как единое целое, как черное и белое в совокупности.
  4. Ответственность и зрелость. Здесь Перлз видел человека, который не ждет помощи извне, а пытается найти выход из любой ситуации, исходя исключительно из того, что он сам может для этого сделать.
  5. Функции защиты.

Техники гештальт-терапии

Техники в гештальт-терапии базируются на принципах и играх:

  1. Принципы:
  • «Здесь и сейчас». Осознание своих переживаний, которые присутствуют в настоящем времени, а не в прошлом.
  • «Я – ты». Осознание себя отдельно от других людей, чтобы быть способным с ними контактировать.
  • Субъективизация высказываний. Трансформация субъективных суждений в объективные.
  • Континуум сознания. Устранение контроля с целью простого наблюдения за собственными переживаниями, мыслями, которые происходят в настоящий момент, не подвергая их трактовке и оценке.
  1. Игры.

Зачем нужна гештальт-терапия в итоге?

К гештальт-терапии люди прибегают в случае, когда они желают избавиться от влияния прошлых проблем и возможных будущих событий, из-за которых возникают различные эмоции и мысли, мешающие полноценной настоящей жизни. Гештальт-терапия возвращает человека в настоящий момент, чтобы он наконец-то осознал, что прошлое и будущее его сейчас никак не задевают, поэтому он может сохранять спокойствие и направлять силы на удовлетворение своих потребностей и желаний.

В процессе гештальт-терапии важными становятся эксперименты (игры), в ходе которых человек воспроизводит различным образом волнующие его ситуации, отслеживая собственные эмоции и мысли, чтобы потом понять, как они влияют на его дальнейшее поведение и построение будущего. Только при наличии понимания можно что-то изменить в том направлении, которое выгодно самому человеку.

Также гештальт-терапия способствует выработке умения постоянно сохранять состояние «здесь и сейчас», чтобы не погружаться в воспоминания, которые пугают, или не фантазировать о будущем, которого может не произойти, а жить и искать ресурсы в настоящем моменте.

Гештальт-терапия – это один из методов психотерапевтического консультирования, возникший в середине 20-го столетия. Его основополагающие принципы, идеи и приемы разработали Пол Гудман, Фредерик и Лаура Перлз. Центральные принципы гештальт-терапии заключаются в стремлении к формированию и расширению осознания, актуальности, принятии ответственности за все происходящее с собой. Основной целью и средством гештальт-терапии является «сознательное осознание». Данное определение подразумевает под собой проживание конкретной ситуации «здесь и теперь», а также осознанное присутствие в таком проживании. Работа в гештальте всегда ведется только лишь с теми проблемами, переживаниями, которые являются актуальными для пациентов именно «здесь и теперь».

Гештальт-терапия в современной психотерапии выстраивается, базируясь на основе опыта постигающего сознания и выделения сущностных черт в нём (философская феноменология) и гештальт психологии.

Теория гештальт-терапии

Основатели гештальт-терапии видели данный метод психотерапии глубоко практическим, не подлежащим теоретическому исследованию. Однако со временем объём информации и постижение опыта гештальт-терапии потребовали систематизации теории и анализа. Теоретическим систематизированием и анализом впервые занялся П. Гудмен. Именно он первый построил кривую цикла-контакта. Именно Гудмену современная психотерапия обязана за введение большинства терминов гештальт-терапии.

Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на способности психики к в процессе единства всех функций организма и психики, на умении организма творчески адаптироваться к среде.

Теория гештальт-терапии также базируется на ответственности личности за собственные поступки, цели и ожидания. Главная роль психотерапевта заключается в фокусировании внимания пациента на осознании свершающегося «здесь и сейчас».

С. Гингер утверждал, что все происходящее с субъектом – это события, которые проистекают на границе-контакт. Другими словами, граница-контакт одновременно задействует обособление личности от среды и потенциальную возможность взаимодействия с такой средой. В гештальт-терапии подход к сопротивлению радикально отличается от подхода исследовательских направлений.

Гештальт-терапия представляет сопротивления в качестве приемов взаимодействия организма индивида со средой, ранее обладающие высокой эффективностью с целью взаимодействия, однако в актуальном настоящем или неуместные совсем, или единственно доступные пациенту способы взаимодействия. Так, например, для наркозависимого клиента характерным приемом взаимодействия будет слияние организма со средой, которое считается вполне органичным при взаимодействии малыша и матери. Отсюда следует, что сопротивления пациента, естественно показываемые им в процессе взаимодействия с психотерапевтом, употребляются в качестве основы результативного поиска потребностей, неосознаваемых пациентом.

Гештальт-терапия практика сфокусирована также на выведении клиента на осознание собственных подлинных потребностей. Гештальт теория, прежде всего, рассматривает рубежи контакта организма индивида и его окружения. Важнейшим значением в этой теории обладает практический опыт. По сути, любые ситуации гештальт видит через призму опыта при этом, стремясь к абстрагированию от каких-либо мнений, предшествующих переживаемому опыту.

В гештальт-терапии в отличие от психиатрической практики главное место принадлежит экспериментальному анализу и действию, которое должно привести к творческой адаптации, восприятию нового, пробуждению и росту.

С точки зрения антропологии гештальт-терапия рассматривает организм в целом, индивид для нее является целостностью. А разные методы взаимодействия со средой, такие как эмоции, мышление, являются функциями от целого. Данная теория исходит из концепции животной природы индивида, в соответствии с которой, он не может отделиться от среды и принужден постоянно адаптироваться к ней ради собственного выживания.

С позиции гештальт-терапии личность на каждом этапе своего развития живет в неком поле, которое объединяет в себе ее прошлый опыт, представления о себе, убеждения, ценности, установки, надежды, перед будущим, значимые отношения, карьеру, окружение, материальную собственность и культуру.

Гештальт-терапию считают концепцией поля, так как она утверждает, что с целью понимания поведения личности следует рассматривать полностью конфигурацию взаимоотношений в ее жизни. Такая конфигурация охватывает прошлый опыт личности, ее воззрения и ценности, желания и ожидания, актуальные потребности, современное устройство жизни, определяемое ее местом жительства, работой, родственными связями, те непосредственные обстоятельства, в которых она сейчас пребывает. Термин гештальт обозначает конфигурацию связанных воедино частей.

Состояние каждой части поля в некоторой степени обусловлено его взаимно направленным действием с другой частью. Поле включает в себя также биологическое состояние индивида в данный момент, его актуальные «на сейчас» желания и потребности, непосредственные обстоятельства. Поступки и переживания будут определяться в каждый конкретный момент взаимодействием всех этих частей. Так как в какой-то части этого поля всегда будут проистекать определенные трансформации, т.е. индивид никогда не сможет оставаться таким же, каким он был прежде.

Гештальт-терапия выдвигает на передний план осознание происходящего в настоящий момент на различных уровнях, неразрывно объединенных между собой – телесном уровне, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Все происходящее «здесь и сейчас» является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм в единстве, а также состоит из воспоминаний, предшествующих опыту, фантазий, незавершенных ситуаций, предвосхищений и намерений.

Цель гештальт-терапии не заключается в оказании помощи пациенту в разрешении конкретной проблемы, которая его тревожит и с которой он пришел к психотерапевту. В соответствии с гештальтом, имеющаяся жалоба служит определенным сигналом или является симптомом привычного стиля жизни, представляющего собой истинную проблему. Гештальт-терапия сфокусирована на повышении способности индивида поддерживать полноценный контакт и увеличении осознания того, что происходит, вследствие чего свершается обретение индивидом способности делать эффективный выбор. Однако следует понимать, что гештальт не подразумевает под «увеличением осознания» достижение инсайта. Суть гештальт-терапии заключается в повышении умения клиента оставаться центрированным на актуальном настоящем моменте и в обучении осознавать его.

Гештальт-терапия Перлза

Гештальт дословно в переводе с немецкого языка обозначает образ, форму. Теория гештальта утверждает, что индивид функционирует, базируясь на принципе саморегуляции. Личность поддерживает свой гомеостазис (динамический баланс) с помощью постоянного постижения таких потребностей, которые формируются в нем и порождаются средой, и удовлетворения этих потребностей постепенно по мере их появления, наряду с этим, все оставшиеся объекты или события, не имеющие связь с этим процессом, отходят на задний план.

Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на пяти стержневых теоретических определениях: отношение фона и фигуры, осознание и концентрация на актуальном настоящем, противоположности, ответственность и зрелость, функции защиты.

Одним из центральных определений в теории гештальт-терапии является отношение между фоном и фигурой. Саморегуляционные процессы организма приводят к образованию фигуры – гештальта. Понятия «гештальт» следует понимать как паттерн или форму – особую организацию деталей, составляющих определенное единое целое, которую невозможно трансформировать без того, чтобы не разрушить ее. Гештальт образования зарождаются только с конкретным задним планом или на определенном фоне. Для фона индивид выбирает то, что для него важно или имеет значимость, и это важное для него или интересное становится гештальтом.

После удовлетворения потребности, гештальт завершается. Другими словами, гештальт теряет свою актуальность и важность. Он отходит на задний план при этом, освобождая место для образования нового гештальта. Такой ритм вырабатывания и окончания гештальтов является нормальным ритмом жизнедеятельности человеческого организма.

В случае если потребность невозможно удовлетворить, то гештальт остается незавершенным.

С целью иметь возможность и способность вырабатывать и завершать гештальты, индивид должен всецело осознавать себя в данный момент времени. Осознание и концентрация на актуальном настоящем являются центральными понятиями гештальт-терапии. Для удовлетворения собственных потребностей людям необходимо быть постоянно в контакте с областями своего внутреннего «Я» и внешнего окружения. Внутренняя область осознания охватывает процессы и явления, происходящие в теле человека. Люди отвечают собственным внутренним потребностям в случаях, когда, например, надевают свитер при ощущении холода. Внешняя область объединяет в себе совокупность внешних явлений, поступающих человеческое сознание в качестве воспринимающих сигналов. Данные, поступающие от внутренних и внешних областей, практически не подвергаются оценке и не трактуются.

Помимо внутренних и внешних областей, имеется еще и средняя область. Данную область Перлз называл зоной фантазии, в которой содержатся мысли, фантазии, убеждения, связи и прочие интеллектуальные, мыслительные процессы. Он считал, что неврозы появляются вследствие склонности к концентрации на средней области по причине исключения из сознания явлений внутренних и внешних областей. Такая склонность конфликтует с природным ритмом процессов организма. В основном, значительная часть частного и культурного опыта людей возникает в ходе совершенствования процессов средней области. Люди учатся аргументировать собственные мысли, обосновывать убеждения, защищать отношения и совершать оценку других.

Перлз утверждал, что причины аномальных состояний заключаются в людских стремлениях фантазировать и осмысливать при трактовке того, что они осознают. Когда индивид находится в средней области, то он главным образом работает со своим прошлым или будущим: вспоминает, планирует, отчаивается и надеется. Люди не живут в актуальном настоящем и неизменно не уделяют внимания надобности осознания процессов, проистекающих во внешних и внутренних областях. Саморегуляция организма имеет зависимость от осознания актуального и от умения жить по принципу «здесь и сейчас» в полной мере.

Противоположностью Перлз называл единичное оценивание или же совокупность таких оценок. Так, например, оценки «плохо» или «хорошо» являют собой два противоположности такой совокупности. Согласно с гештальт-терапией люди формируют собственное восприятие мира посредством подобных противоположностей. Перлз полагал, что личность формируется по таким же принципам. В течение всей жизни субъекты ощущают противоположные эмоции. Каждый день в человеке господствуют попеременно, то ненависть, то любовь, то счастье, то расстройство. Так, например, на протяжении жизни индивид любит и ненавидит собственных родителей, жен или мужей, детей. Важным считается понимание того, что такие противоположности не представляют собой непримиримые противоречия, а являют собой различия, способные сформировывать и завершать гештальт.

К функционированию личности можно также применить понятие противоположностей. Личность трактуется в качестве некоего целостного образования, объединяющего в себе две составляющих: «Я» и «Оно». В случаях, когда индивид действует согласно побуждениям из сферы своего «Я», он способен отграничивать себя от других. Такая граница «Я», появляется с целью ощущения собственной неповторимости, несхожести с остальным миром. В случаях, когда индивиды действуют согласно побуждениям из сферы «Оно», тогда они оказываются тесно взаимосвязанными с собственным окружением, барьер «Я» трансформируется в расплывчатую и гибкую грань. Иногда даже появляется чувство тождества (идентичности) с внешним миром. Данные аспекты функционирования личности, взаимодополняющие друг друга, отвечают за выработку и завершение гештальтов. Устремления из сферы «Я» помогают выделить четкий образ из фона. Другими словами они образуют образ, а стремления из сферы «Оно» завершают гештальт с последующим возвращением образа в фоновое окружение.

Психика индивида на угрозу или стрессовые факторы отвечает уходом от проблем, вырабатыванием невосприимчивости к болевым ощущениям, а иногда галлюцинациями или бредом. Такие реакции называются функциями защиты. Они способны исказить или прерывать контакт индивида с угрожающей ситуацией. Однако когда опасность воздействует на субъекта в течение длительного промежутка времени или индивид подвергается одновременно множеству опасностей, вследствие чего мозг его будет ограждать даже от обычного чиханья без использования защиты. Результатом этого будет усвоение индивидом того, что контакт со средой небезопасен, вследствие чего он будет прибегать к предохраняющим реакциям в любых ситуациях даже, когда опасность не угрожает.

В гештальт теории оптимальное здоровье считается зрелостью. Для достижения зрелости субъект должен справиться со своим стремлением получать помощь извне. Вместо этого ему необходимо научиться находить новые источники помощи в себе. Если индивид не является зрелым, то он скорее будет склонен к манипулированию окружением с целью удовлетворения желаний, потребностей, чем брать ответственность на себя за собственные разочарования, неуспехи. Зрелость приходит только тогда, когда индивид мобилизует собственные ресурсы с целью преодоления состояния и страха, которые появляются вследствие отсутствия помощи извне и неадекватности самопомощи. Обстоятельства, при которых индивид не может воспользоваться помощью извне и опереться на себя являются тупиком. Зрелость представляет собой умение рисковать для того, чтобы выкарабкаться из тупика. В случаях, когда индивид не рискует, у него обновляются поведенческие ролевые стереотипы, которые позволяют ему манипулировать другими людьми.

Перлз полагал, что взрослая личность должна старательно, шаг за шагом, проработать все собственные невротические уровни с целью принятия ответственности за себя и достижения зрелости. Первый уровень носит название уровень «клише». На данном уровне люди действуют стереотипно. Следующий уровень – это «искусственный» уровень, в котором господствуют роли и игры различной направленности. Здесь они манипулируют другими при этом, пытаясь получить помощь, в которой нуждаются по их мнению. За «искусственным» уровнем идет уровень «тупика», характеризующийся отсутствием помощи извне и неадекватностью самопомощи. Индивиды сторонятся данного уровня точно так же, как сторонятся любой боли, так как в ситуациях «тупика» чувствуют себя фрустрированными, потерянными и обманутыми. Затем наступает уровень «внутреннего взрыва». Достигнув этого уровня, люди затрагивают свое настоящее «Я», собственную личность, которая ранее была как бы «похоронена» под защитами различного характера.

Чаще всего гештальт-терапия практика сфокусирована на переживаниях «тупикового» уровня. Терапевтическое воздействие создает неопасную критическую ситуацию, а группа обеспечивает безопасную атмосферу, которая способствует принятию рискованных решений.

Техники гештальт-терапии

Для адекватного взаимодействия личности с окружающей средой, остальными индивидами и собой должна всегда соблюдаться так называемая «контактная граница». Ее размытие, нарушение ведет к неврозам и другим проблемам психологического, личного и эмоционального характера. Это может проявляться после прекращения контакта без правильного его завершения. Не завершение контактов в последствие может закрепляться в поступках индивида и приводить к невротизации.

При помощи техник гештальт-терапии, индивид может реставрировать контактную границу, сплотить собственные чувства, мысли и реакции, тем самым освободив себя от психологических проблем.

Техники, применяемые в гештальт практиках, объединены вокруг двух ключевых направлений работы: принципов и игр. Принципы используются на начальном этапе терапии. Основными принципами в гештальт-терапии являются принципы: «здесь и сейчас», «я — ты», субъективизации высказываний и континуум сознания.

Принцип «здесь и сейчас» является функциональной концепцией происходящего в данный момент. Так, например, сиюминутные воспоминания из детства будут относиться к принципу «здесь и сейчас», а происходящее пару минут назад, не будет.

Принцип «я — ты» демонстрирует устремленность к открытому и естественному контакту между человеческими индивидуумами.

Принцип субъективизации высказываний заключается в трансформации субъективных утверждений в объективные. Например, фразу «что-то давит в грудной области» следует заменить на «я подавляю себя».

Неотъемлемой составляющей всех техник гештальт практик и одним из центральных понятий является континуум сознания. Он также может применять и в качестве отдельной методики. Континуум сознания – это фокусирование на самопроизвольном потоке сути переживаний, способ подведения индивидуума к естественному волнению и отречению от вербализаций и трактовок.

Технические приемы носят название гештальт игры, заключающиеся в разнообразных действиях, выполняемых клиентами по заданию психотерапевта. Они способствуют более естественной конфронтации с существенным содержанием и переживаниями. Игры дают возможность проведения экспериментов с самим собой или другими участниками группы.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.r u

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.

Frederick S. Perls, M.D., Ph.D.

Фредерик Перлз

ТЕОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Институт общегуманитарных исследований

УДК 615.8 ББК 53.57 П 2 7

Перлз Ф. Теория гештальттерапии - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 - 384 с.

Фриц Перлз - один из самых эксцентричных и эффективных психотерапевтов нашего столетия. Его работы - это сплав юмора, поэзии и прозрения. В этой книге вы найдете ясное изложение всех основ­ ных идей и методов гештальттерапии.

ISBN 5-88230-091-6

Перевод с английского Влада Кислюк, Александра Корнева, Вероника Петренко.

© Институт общегуманитарных исследований, перевод, редак­ ция, оформление серии, 2004

НОВИЗНА, ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Введение

Глава 1 Структура развития

1. Граница контакта

Опыт возникает на границе между организмом и его окружением, главным образом - на поверхно­ сти кожи и других органов, отвечающих за сенсор­ ную и моторную реакции. Опыт представляет со­ бой функцию этой границы, и психологически реальны «целостные» конфигурации ее функцио­ нирования: достигаемые цели, выполняемые дей­ ствия. Целостность опыта не включает в себя «все», но является определенной единой структурой; и с психологической точки зрения все остальное (в том числе и само представление об организме и окру­ жающей среде) - это абстракция, предположение или возможность, возникшая в данном опыте, как намек на некий другой опыт. Мы говорим о том, что организм контактирует с окружающей средой, но самой простой и первой реальностью является именно контакт. Вы очень быстро почувствуете это, если, вместо того чтобы просто смотреть на объекты перед собой, осознаете, что эти объекты находятся в поле вашего зрения. А если вы почувствуете, как это поле, так сказать, совпадает с вашими глазами, тогда вы поймете, что в действительности видите свои глаза. Затем обратите внимание, как объекты в этом овальном поле зрения начинают обретать

эстетические качества, связанные с пространством и цветом. То же самое вы можете ощутить и в свя­ зи со звуками «снаружи»: корень их реальности - на границе контакта, и на этой границе они воспри­ нимаются как единые структуры. Это касается и движений: вы осознаёте полет брошенного мяча, расстояние между вами сокращается, и вашему мо­ торному импульсу приходится, так сказать, вырвать­ ся на поверхность, чтобы встретить его. Цель всех практических экспериментов и теоретических об­ суждений, содержащихся в этой книге, состоит в том, чтобы, проанализировать функцию контакти­ рования и повысить осознавание реальности.

Мы используем слово «контакт» - «соприкос­ новение» с объектами, - подразумевая и сенсорное осознавание, и моторное поведение. Предположи­ тельно, существуют примитивные организмы, у ко­ торых осознавание и моторная реакция - это одно

и то же действие; и в организме более высокого уровня при наличии хорошего контакта всегда мож­ но продемонстрировать сотрудничество ощущения

и движения (а также чувства).

2. Взаимодействие организма и среды

В любых биологических, психологических или социологических исследованиях мы должны начи­ нать со взаимодействия организма и среды. Нет смысла говорить, например, о животном, которое дышит, не принимая во внимание воздух и кисло­ род, или говорить о питании, не упоминая пищу, о зрении - не учитывая свет, о движении - без гра­ витации и поддерживающей почвы, о речи - не принимая во внимание говорящего. Ни одна фун­ кция животного не может быть осуществлена без

внешних объектов и окружающей среды; это отно­ сится как к вегетативным функциям, таким как пи­ тание и сексуальность, так и к функциям восприя­ тия, моторике, чувствам и мышлению. Понятие гнева подразумевает фрустрирующий объект; мышле­ ния - наличие затруднений в практике. Назовем это взаимодействие организма и внешней среды, ох­ ватывающее все функции, «полем организм/окру­ жающая среда» (организм/среда), и уясним себе, что-вне зависимости от того, какие теории мы раз­ виваем относительно импульсов, влечений и т.д., мы всегда говорим об этом поле взаимодействия, а не об изолированном организме. Когда орга­ низм способен передвигаться в обширном простран­ стве и имеет сложную внутреннюю структуру (как, например, животное), создается впечатление, что можно говорить о его свойствах или частях (на­ пример, о коже и ее составе), как о чем-то обособ­ ленном; но это всего лишь иллюзия, возникающая оттого, что перемещение в пространстве или какието части тела привлекают к себе внимание на от­ носительно стабильном и простом фоне.

Человеческое поле организм/среда, конечно же, не только физическое, но и социальное. Поэтому, когда мы изучаем человека (это касается челове­ ческой физиологии, психологии и психотерапии), мы должны говорить о поле, в котором взаимодей­ ствуют, по меньшей мере, социально-культурные, био­ логические и физические факторы. Представлен­ ный в этой книге подход является «целостным» в том смысле, что мы стараемся детально рассматри­ вать каждую проблему через призму социально- биологически-физического поля. С этой точки зре­ ния, исторические и культурные факторы, к примеру, не могут рассматриваться в качестве ус-

ловий, усложняющих или модифицирующих бо­ лее простую биофизическую ситуацию; они неотъемлемы от проблемы в том виде, в котором она предстает перед нами.

3. Что является предметом психологии?

Если вдуматься, в двух предыдущих разделах содержатся очевидные вещи, и нет ничего экстра­ ординарного. В них утверждается, (1) что опыт - это, в конечном счете, контакт, происходящий на границе организма и окружающей его среды, и (2) что любая человеческая функция - это социальнокультурное, биологическое и физическое взаимо­ действие в поле организм /среда. Теперь давайте объединим эти два утверждения.

Все биологические и социальные науки имеют дело со взаимодействиями в поле организм/среда, но психология изучает функционирование самой контактной границы в этом поле. Это необычный предмет, и нетрудно понять, почему психологам все­ гда было трудно обрисовать предмет своих иссле­ дований. Когда мы говорим «граница», мы думаем о «границе между одним и другим»; но контактная граница, на которой возникает опыт, не отделяет организм от окружающей среды; она, скорее огра­ ничивает организм, заключает его в себя и защища­ ет, и в то же самое время соприкасается с окружаю­ щей средой. То есть (хотя это может показаться странным) контактная граница, например, чувстви­ тельная кожа, - это не столько часть «организма», сколько орган особой связи организма и окружаю­ щей среды. Вскоре мы постараемся продемонстри­ ровать, что эта особая связь представляет собой глав­ ным образом рост. Человек ощущает не состояние