Икона царицы елены. Икона святой елены

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

Жизнеописание

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках.В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.
Фолл (медная монета) с портретом Елены. Трирская чеканка ок. 326 года

«Путешествие святой Елены в Иерусалим»
(Альтобелло Мелоне, первая половина XVI века)В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».

Раскопки Елены в Иерусалиме

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:
…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях.
-«Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного василевса Константина» Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи:

Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.

За время пребывания на Святой земле Еленой был основан ряд храмов на местах библейских событий:
на Голгофе - Храм Гроба Господня;
на Елеонской горе - церковь над местом евангельского Вознесения Христа;
в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
у Тивериадского озера - церковь двенадцати апостолов;
на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
Список приписываемых Елене построек имеет позднее происхождение и содержится в её житии, написанном в VII веке. Более ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают лишь о постройке Еленой трёх церквей: на Голгофе, в Вифлееме и на Елеонской горе.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.

Датировка деятельности Елены
Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, - 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году.

Святая Елена в британском фольклоре
Гальфрид Монмутский (XII век) в своей «Истории бриттов» называет Елену дочерью Коеля, легендарного короля бриттов. Согласно его рассказу, император Констанций во время похода на Британию принял предложение короля Коеля о мире при условии уплаты им обычной дани, а после его смерти:

…взял в жены его дочь, которую звали Еленой. Красотою своей она превосходила всех девушек этой страны… Кроме неё у Коеля, её отца, не было никого, кто мог бы занять после него королевский престол, вот почему он позаботился дать ей такое образование, чтобы по кончине его она могла справиться с управлением государством. Итак, Констанций сочетался с нею на брачном ложе, и она родила ему сына, которого назвала Константином.

Из дальнейшего рассказа следует, что Елена находилась при Константине в Британии до того момента, когда он начал поход на Рим на Максенция. В походе «при нём находились три дяди Елены, а именно Иоелин, Трагерн, а также Марий, которых он возвел в сенаторское достоинство». С этого момента Гальфрид Монмутский больше не упоминает Елену в своём сочинении.

Данная легенда, вероятно, возникла под влиянием сочинений Евсевия, которые Гальфрид использовал при написании своего труда. Евсевий сообщает о походе Констанция в Британию, о его смерти во дворце в Эбораке (Йорк), куда незадолго до этого прибыл его сын Константин.

Память о святой Елене
За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви. Память святой Елены совершается:

В православной церкви - 6 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста и гвоздей) и 21 мая (даты по юлианскому календарю);
в католической церкви - 18 августа;
в лютеранской церкви - 21 мая;
в коптской церкви - 9 пахона.

В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в Храме Гроба Господня в её честь назван особый придел, который сегодня принадлежит Армянской апостольской церкви. В алтаре этого придела имеется окно, отмечающее место, с которого Елена, согласно преданию, наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Из придела святой Елены ведет лестница вниз, в придел обретения Креста.

Выражение «новая Елена» стало в восточном христианстве нарицательным - его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого.

История мощей
После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил:

«тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от неё преемственную и дивную отрасль [то есть за Константина]…»

В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство в местечке Овийе (fr:Hautvillers) в Шампани в окрестностях Реймса (Франция). В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (fr:Saint-Leu-Saint-Gilles).

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130-1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153-1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику.

В 1356 году император Карл IV подарил реликварий с главой святой Елены кафедральному собору города Трир.В соборе также хранится один из гвоздей от Креста Господня, который, по преданию, Елена обнаружила при раскопках в Иерусалиме.

Православная традиция считает, что через два года после захоронения в Риме прах Елены был перенесён в Константинополь, где Константином в храме Апостолов была устроена императорская усыпальница.

Географические объекты

Имя Елены увековечено в названии ряда географических объектов:

Остров Святой Елены (Атлантический океан, владение Великобритании)
остров Святой Елены (Южная Каролина, США)
остров Святой Елены (Монреаль, Канада)
гора Сент-Хелина (вершина в горах Майакмас, США)
вулкан Сент-Хеленс (активный стратовулкан, штат Вашингтон, США)
озеро Святой Елены (штат Мичиган, США)
Также её имя стало названием ряда городов.

В культуре
Живопись и скульптура

Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музея Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены. Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938). Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века. Её изображают в императорских одеждах с короной на голове.

В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими являются отдельные изображения Елены.

Аньоло Гадди, «Обретение Креста Господня», ок. 1380 года;
Пьеро делла Франческа, фресковый цикл о истории Животворящего Креста в базилика Сан-Франческо (сцена пытки по приказанию Елены Иуды Квириака и обретение ею Креста Господня), 1458-1466 годы;
Чима да Конельяно, «Святая Елена», 1495 год;
Веронезе, две картины «Сон святой Елены», 1560-е и 1580 годы;
Рубенс, алтарная картина «Святая Елена» (написана для базилики Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, находится в кафедральном соборе Грасса);
Джованни Лоренцо Бернини, статуя святой Елены в соборе Святого Петра (Рим), 1630-е годы;
Джованни Биливерти, «Обретение Еленой Животворящего Креста», первая половина XVII века;
Сазонов В. К., «Святые Константин и Елена», 1870 год;
Сальвадор Дали, сюрреалистическая картина «Святая Елена в Порт-Лигате» и «Святая Елена», 1956 год.
Литература
Ивлин Во, «Елена», новелла, 1950 год;
Мэрион Зиммер Брэдли, «Жрица Авалона» (en:Priestess of Avalon), историческое фэнтези, 2000 год.

Икона царица Елена равноапостольная

Елена Равноапостольная

Святая Елена Равноапостольная в миру имела имя Флавия Юлия Елена Августа. Она была матерью Константина первого – императора Рима, которого Елена расположила к христианской вере. Это ее первая заслуга. В те времена знатная молодежь воспитывалась в языческом духе и полностью презирали христианство. Вторая заслуга царицы Елены это воздвижение Креста Господня.

Святая Елена старалась как можно больше распространить христианство. Знаменита она тем, что в Иерусалиме она осуществляла раскопки, благодаря которым под землей нашли могилу Господнюю, множество реликвий Страстей, а так же Животворящий Крест.

Елена Равноапостольная стоит в лике святых, приравнена к ученикам Иисуса Христа, огромным количеством церквей она почитается. Ее еще звали Еленой Константинопольской или царицей Еленой.

В 326 году Елена Константинопольская прибыла в Иерусалим, чтоб найти Крест Господень. Ей сказали, что язычники построили храм в честь Венеры на том месте, где Крест Господень зарыт в земле. Царица Елена приказала сломать здание. В земле нашли три креста и рядом табличку, на которой написано «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Чтоб узнать, на котором кресте распяли Спасителя, их по очереди возлагали на мертвого. Два креста не оказали никакого действа. А вот при возложении третьего креста свершилось чудо, умерший воскрес. Вот так и узнали, какой из крестов крест Спасителя. За то, что мир обрел Животворящий Крест, царицу Елену стали именовать Равноапостольной.

Все люди захотели увидеть святой Крест, который совершил чудо. Тогда царица Елена и патриарх Иерусалимский Макарий воздвигли на возвышенном месте крест. И весь люд, видя воздвигнутый Крест Господень, молился со словами «Господи помилуй».

В честь этого события Церковью установлен праздник Воздвижения Креста Господня, который празднуется 27 сентября. Это великий праздник. Сейчас в этот праздник на середину храма торжественно выносят крест для поклонения.

Равноапостольная царица Елена на Голгофе построила храм Воскресения (и гроба) Господня, в котором на пасхальную ночь каждый год сходит благодатный огонь, построила храм на Елеонской горе, в том месте где Господь вознесся на Небо, построила храм в Вифлееме, где Господь родился, а так же в Хевроне, глее Бог явился Аврааму у Мамврийского дуба.

В настоящее время к Елене Равноапостольной обращаются с молитвами за ее заслуги по просвещению и распространению христианства, за то, что она была матерью великого императора, и просят, чтоб святая Елена помогла усилить веру.

Память святой Елены, матери римского императора Константина Великого, отмечают 19 марта и 3 июня.

19 марта православные верующие отмечают особый праздник - обретение святой равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме Честного Креста и гвоздей, которыми был распят Спаситель. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям некоторые подробности открытия реликвий, относящихся к Страстям Христовым.

У каждого великого события есть своя предыстория и свои герои. Тем, что были найдены священные для всех христиан реликвии - Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос, и гвозди, которыми пречистое тело Спасителя было пригвождено к Кресту, - мы обязаны императору Константину Великому и его матери царице Елене.

Но началась эта история спустя два с половиной столетия после Рождества Христова, когда в маленьком древнегреческом поселении Дрепан в провинции Вифиния, что на берегу Мраморного моря, родилась, выросла и жила красивая девушка. Звали ее Флавия Юлия Елена. Кто мог тогда предположить, что в христианской истории она будет известна как царица Елена, мать императора Константина Великого, святая, за свои заслуги перед Церковью прославленная в числе равноапостольных (кстати, кроме самой царицы Елены, женщин - равноапостольных святых в истории христианства всего пять: мироносица Мария Магдалина, первомученица Фекла Иконийская, мученица Апфия Колосская, просветительница Грузии святая Нина и святая княгиня Ольга).

Как полагают историки, Елена не имела знатного происхождения: она была то ли служанкой в придорожном трактире, то ли помогала своему отцу на конной станции, подавая вино путникам, ожидавшим, когда перепрягут их лошадей. Но поскольку пути Господни неслучайны и неисповедимы, то именно в этом придорожном заведении на пути к городу Никомидия в начале 270 года Елена познакомилась с Констанцием Хлором, одним из четырех тогдашних правителей Римской империи. Он полюбил ее и сделал своей женой. А 27 февраля 272 года в городе Наисс Елена родила ему сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина I Великого.

В 306 году отец будущего императора - Констанций Хлор - умирает, и армия провозглашает Константина августом, тем самым делая его одним из четырех правителей Римской империи. Времена тогда были неспокойные: римским полководцам постоянно приходилось вести сражения, то защищая границы империи от внешнего врага, то сражаясь с врагами внутренними. Известно, что один из соправителей Константина - Максенций - очень быстро превратился в жесткого тирана. Обложив римский народ непомерными налогами, он сам проводил время в непрерывных празднествах и развлечениях. Будущему правителю Римской империи Константину пришлось начать внутреннюю войну сначала с Максенцием, а потом и с другим соправителем - Лицинием.

Лишь одержав над ними победу, Константин стал единовластным правителем Римской империи. И надо сказать, что на этом посту он проявил себя поистине великим императором. Издав Миланский эдикт, император Константин первым в римской истории сначала объявил на всей территории империи религиозную терпимость, а позже сделал христианство господствующей религией.

Историки считают, что отказаться от язычества в пользу христианства Константина Великого побудило видение. Вечером 27 октября 312 года, накануне главного сражения с армией Максенция, по словам самого Константина, к нему во сне явился Христос и повелел ему начертать на щитах и знаменах войска греческие буквы ХР - первые две буквы греческого написания имени Христа. Очнувшись от сна, Константин приказал своим воинам нанести эту надпись на щиты и знамена. А утром следующего дня, готовясь к главному сражению возле Мильвийского моста, Константин и находящиеся подле него воины увидели в небе светящееся изображение креста, а над ним надпись «In hoc signo vinces» - «Сим победиши».

Несмотря на то, что армия Максенция превосходила числом, воины Константина одержали блестящую победу в сражении возле Мильвийского моста. Сам Максенций в страхе бежал и утонул в водах Тибра. С тех пор аббревиатура ХР и изображение креста были всегда вышиты на знаменах императора Константина Великого.

Став полновластным правителем Римской империи, Константин Великий решил перенести столицу из Рима в древнегреческий город Византий. Он значительно перестроил город и назвал его Новым Римом. Впрочем, это название не прижилось - уже при жизни императора во всей империи его называли Константинополь. Считается, что этот город великий император принес в дар Пресвятой Богородице.

…Известно, что святая равноапостольная царица Елена 60 лет своей жизни была язычницей и стала христианкой лишь под влиянием сына императора Константина. Зато в последние 20 лет жизни царица невероятно много сделала для распространения учения Христа.

Стоит особо отметить, что Константин Великий уважал и почитал свою мать царицу Елену. Поселение, в котором она родилась, - Дрепан - он сделал городом и назвал его Еленополем. В 324 году Константин присвоил матери императорский титул, провозгласив ее августой. Как писал их современник церковный историк Евсевий Кесарийский, император так доверял царице Елене, что разрешил матери распоряжаться царской казной по ее усмотрению. Наконец в 326 году император Константин поручил царице Елене самую главную и ответственную миссию - найти Гроб Господень. Правда, по свидетельству других источников - в частности, об этом писали Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» и преподобный Феофан Исповедник в своем труде «Хронография» - святая равноапостольная царица Елена, как в свое время и ее сын Константин, имела божественное видение, которое подтолкнуло ее на поиски Животворящего Креста.

В этом сне, как пишет прп. Феофан Исповедник, «ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми ». В возрасте 80 лет царица Елена отправляется в паломническое путешествие в Иерусалим. Как пишет Евсевий Кесарийсий, «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток ».

Как отмечали в своих трудах все историки, изучавшие паломничество святой равноапостольной Елены, по дороге в Иерусалим она буквально осыпала благодеяниями жителей городов: щедро снабжала деньгами воинов, бедным и нуждающимся давала средства, одежду и пропитание, выкупала должников у заимодавцев, освобождала из тюрем…

Историю поиска царицей Еленой Гроба Господня и обретения Животворящего Креста и гвоздей подробно описывали многие историки того времени, в частности Сократ Схоластик, Феодорит Кирский, Амвросий Медиоланский, Руфин, Созомен и многие другие. Их рассказы порой разнятся друг с другом в деталях, но согласно наиболее упоминаемой версии помощь в поисках и раскопах пещеры, где был погребен Спаситель, святой царице Елене оказали Иерусалимский епископ Макарий I и некий местный житель Иуда.

По преданию Иуда был одним из еврейских мудрецов и место, где был зарыт Крест, он узнал от своего отца. Правда, известно, что Иуда не хотел раскрывать тайну царице и даже заявил на совете старейшин, что обнаружение Креста разрушит религию иудеев и лишит их превосходства над христианами.

Узнав об этом, царица Елена подвергла Иуду жестокой пытке. Она приказала бросить его в высохший колодец и продержала там семь дней. По преданию, Иуда все время молился, чтобы Бог послал ему какое-нибудь знамение, и на седьмой день земля раскрылась, и из ее недр вырвался дым невероятной сладости. Это знамение побудило Иуду воскликнуть: «Воистину, Иисус Христос, Ты - Спаситель мира». После чего он согласился указать царице место, где был скрыт Гроб Господень. А вслед за обретением Животворящего Креста Иуда крестился сам с именем Кириак (позже за приверженность христианской вере Иуда Кириак принял мученическую смерть во времена императора Юлиана Отступника).

Узнав точное место, святая равноапостольная царица Елена приказала начать раскопки на Голгофе. Кстати, на этом месте находился языческий храм поклонения Венере. Он был сооружен в 130 году по приказу императора Адриана, который всеми силами стремился уничтожить любую память о Христе. Царица Елена приказала разрушить храм языческой богини и начать раскопки. При этом сама царица непрестанно следила за тем, как идет работа. Временами, желая подбодрить и поощрить копающих, святая Елена бросала им деньги.

Наконец, раскопки Гроба Господня были завершены. Правда, подле пещеры были найдены не один крест, а три, так как римские солдаты после казни сложили в одном месте и Крест, на котором был распят Иисус Христос, и два других, на которых были казнены разбойники. Также были найдены четыре гвоздя и табличка с аббревиатурой INRI (в переводе с латинского «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»).

Кресты подняли, и тогда встал вопрос, какой же из них истинный Крест, на котором был распят Спаситель. Решение предложил Иерусалимский епископ Макарий. В доме недалеко от места раскопок находилась женщина, которая уже давно страдала от неизлечимой болезни и была уже практически при смерти. Епископ предложил приложить по очереди все три креста к телу умирающей. Он уповал на то, что, коснувшись Креста Спасителя, женщина исцелится. Так и случилось. Два креста не произвели на больную никакого действия, но когда ей дали прикоснуться к третьему Кресту, больная, как описывали это событие современники, вдруг ожила, почувствовала себя значительно лучше и вскоре совсем выздоровела.

Обретенный Крест святая царица Елена разделила на две части. Одну половину Креста в серебряном ковчеге вместе с одним гвоздем и табличкой с аббревиатурой INRI царица вручила епископу Макарию на память будущим поколениям. Другую вместе с найденными гвоздями отправила сыну Константину. Кроме того, маленькие частицы Святого Древа Креста царица Елена на пути домой оставляла в основанных ею монастырях.

К слову сказать, будучи в Палестине, святая Елена основала много храмов. Среди самых известных и почитаемых: храм Гроба Господня на Голгофе, базилика Рождества Христова в Вифлееме, церковь над местом Вознесения Христа на Елеонской горе, церковь Святого Семейства в Гефсимании, церковь над гробницей Лазаря в Вифании, храм Двенадцати апостолов у Тивериадского озера, храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна на горе Фавор и храм Илии Пророка на месте его вознесения.

Получив часть Животворящего Креста, император Константин Великий, по одним данным, положил ее в ковчег и отдал на хранение епископу Константинополя; по другим источникам, император поместил частицу Креста внутрь своей статуи, установленной на колонне в центре Константиновой площади. А гвозди с Креста Спасителя великий император решил постоянно держать при себе: для этого он повелел один вковать в свой шлем, другой - в уздечку своего коня.

Известно, что иерусалимская часть Креста исчезла в 1187 году в битве при Хаттине. Как полагают исследователи, после разгрома войска крестоносцев святую реликвию захватили мусульмане. Константинопольская часть Креста была похищена в 1294 году: разграбив столицу Византии, крестоносцы вывезли эту часть Животворящего Креста в Европу, и сегодня ее частицы можно найти в храмах и церквах почти во всех европейских государствах. Получается, что частицы Святого Древа, на котором был распят Спаситель, разошлись по всему миру, как и само учение Христа.

Мраморная плита, отмечающая место обретения Креста

Петр Селинов

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Святой Елены в чём помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Икона Святой Елены – это величайшая реликвия в истории православия. Она – часть прошлого, которая пришла в будущее, дабы остаться в нём на века, превратившись в один из самых почитаемых образов. В ней – душа народа, его боль и страдания, тяжёлые периоды становления и вера, которая, пройдя длинный и сложный путь, стала символом всего христианства.

Икона Елена Равноапостольная

Мать римского императора Константина Елену, как и его самого, можно назвать самыми выдающимися личностями в истории православия всех столетий, которые были канонизированы как равноапостолы.

Они издавна изображались на иконах как люди, которые способствовали укреплению христианства. Елена помогала верным христианам вернуть их реликвии и святыни, помогала в строительстве храмов и церквей. Но более всего она прославилась своими праведными подвигами в имя Христа. И главный из них – Воздвижение Креста Господня.

Икона Святая Елена, значение, в чём помогает

Истинное значение этого лика в том, что каждый верующий, обратившийся к нему, не только находит помощь и спасение, но и укрепляет свою веру, так, как это делала Елена. Святой образ учит тому, что каждый, кто верует в Господа, должен свято нести его дело и почитать его.

На лике Елена изображена со своим сыном Константином, где каждый из них поддерживает одной рукой Крест. Это символ поддержки и помощи в возрождении христианства и знак того, что оно будет существовать всегда, пока есть люди, которые своею верою и праведными делами несут его в своих сердцах, как несут слово Божье, а оно – вечно на земле.

В чем помогает Икона Святой Елены

Наряду со многими православными иконами лик имеет огромную чудодейственную силу и отличается тем, что люди, изображённые на нём, обрели святость и стали почитаемыми среди людей, благодаря своим помыслам и делам, а значит – имели высокую духовную культуру, равной которой не было. Это великий христианский пример того, как праведное дело во имя Всевышнего, становится дорогой к вечной жизни, ибо вера для человека – это всё: его сила, любовь, верность и покаяние.

К иконе и сегодня приходят тысячи христиан, дабы возвести свои молитвы в прошение помощи и обрести силу для борьбы и становления. Лик помогает в таких делах и жизненных ситуациях:

  • улучшение материального благополучия;
  • начало нового важного дела;
  • продвижение по службе, в карьере;
  • успех на политической арене.

Кроме этого, образ является священным покровителем семье и всего, что связано с ней. Именно поэтому к нему часто обращаются с молитвами о сохранении семейного очага, воспитании детей (даже об их рождении – лечение бесплодия), урегулировании конфликтов, возрождении понимания, доверия, любви.

Также образ является очень почитаемым среди работников сельского хозяйства и простых христиан, работающих на земле. Считается, что она помогает повысить урожай и плодородие, что, в свою очередь, принесёт благополучие всем, кто работал во благо.

Велика её помощь в исцелении недугов и укреплении физического здоровья, которое неразрывно связано с духовным, ибо человек, желающий излечить тело, должен начать с души. И здесь главное – вера, вечная и непоколебимая. Только она – единственно верная дорога к Божьей благодати.

Обращаются за покровительством к Святой такими словами:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Равноапостольной царицы Елены – это настоящий шедевр христианства, значение которого преувеличить невозможно. Она не только помогает, спасает и даёт надежду, она учит каждого праведной жизни, ибо только в помыслах и делах человека кроется его будущее. Важно всегда помнить о том, что вера, которую дарует Господь, должна быть приумножена и разделена между другими; нужно понимать то, что только верное дело, направленное на благо и подкреплённое Божьей благодатью, будет иметь тот результат, к которому стремится каждый христианин.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о житие Святой Елены:

Икона Елены Сербской

Икона Елены Сербской - это образ великой мученицы, глубоко почитаемой в православии. Через молитвы святой Елене каждый истинно верующий может обрести счастье и изменить свою жизнь к лучшему.

Святыня преподобной Елены, королевы Сербской, имеет огромное значение для всего христианского народа. Несмотря на свой титул, великая правительница вела праведный образ жизни, совершала бескорыстное добро и проявляла чистое милосердие по отношению к людям любого сословия и происхождения. Чудотворная икона Елены Сербской содержит образ поистине непогрешимой и добродетельной последовательницы Божией. Святыня наделена безграничной властью и творит настоящие чудеса. Важно иметь хотя бы небольшое представление о земной жизни православной святой, чтобы удостовериться в чистой и подлинной чудодейственной силе иконы, написанной в честь угодницы Господа.

История жизни Елены Сербской

Жизненный путь православной мученицы приходится на XIII-XIV века. Уже при рождении она получила наследственный титул принцессы Франции и исповедовала католическую религию. Став женой наследника сербского престола, Уроша I, Елена была коронована, а после приняла православие.

Святая праведница быстро обрела славу и любовь людей, войдя в историю как одна из самых добросердечных и благосклонных правительниц. Православная мученица на протяжении всего жизненного пути оказывала помощь нищим и вдовицам, никогда не жалела пищи для недоедающих и бедствующих. Щедрость королевы была безмерна: она помогала деньгами людям, живущим в бедности и голоде. Святая Елена проявляла инициативу при строительстве новых храмов и монастырей, активно участвовала в процессе их сооружения. Христианка никогда не была сторонницей войн и борьбы за власть, всегда мирно решала конфликты, полюбовно предотвращая междоусобицы.

Незадолго до окончания своей земной жизни Святая Елена добровольно приняла монашество. Будучи инокиней, королева Сербии достойно встретила свою смерть, скончавшись в монастыре Градац, построенном под Ее руководством. Тело мученицы захоронили по всем законам христианства. Спустя три года Ее останки были обнаружены совершенно нетронутыми временем. Только после обретения святых неугасающих мощей решением Сербской Православной Церкви Святую Елену причислили к лику святых.

Где находятся мощи и чудотворный образ Святой Елены

Икона великомученицы Елены украшает многие сербские храмы и монастыри.

Самое важное и священное место, где христиане воздают почести святой - монастырь Градац. Именно там праведная королева умерла и была похоронена. Древние фрески XIV века с образом святой властительницы расположены в сербском монастыре Грачаница.

К сожалению, в России нет самостоятельных икон великой Елены Сербской. Но вознести молитвы и почести перед ликом праведницы можно в московском храме Святых Апостолов Петра и Павла, где хранится икона «Собор святых Елен». На святыне изображены четыре мученицы Елены, одна из них - сербская властительница.

Описание иконы Елены Сербской

На самостоятельных иконах обычно изображен образ женщины в дорогом царском одеянии, на голове Ее - венец, украшенный драгоценными камнями, указывающий на прижизненный титул святой. В правой руке Елена держит крест, который является символом жизни и возрождения Христа. Ладонь другой руки праведницы раскрыта и приподнята вверх. Этот жест говорит о правдивости и чистосердечии мученицы, о Ее бескорыстных намерениях и открытости перед людьми. Также можно встретить образ святой Елены, изображенной на иконе вместе со своими сыновьями.

В чем помогает чудотворный образ

При жизни Елена Сербская заботилась, защищала и помогала неимущим, а также людям, лишенным родных и близких. Поэтому в молитвах перед чудодейственным ликом христиане просят поддержки и помощи при финансовых трудностях. Также к святой обращаются за исцелением от различных заболеваний.

Святыня Елены Сербской является заступницей детей-сирот, помогающей им построить счастливую жизнь. А еще праведница покровительствует женщинам с именем Елена, уберегает их от зла и несчастий.

Дни празднования

Молитва Святой Елене перед иконой

Перед священным образом Елены Сербской не принято говорить много слов. Обычно молитва состоит из одного - двух предложений, заключающих в себе главный смысл вашего обращения к мученице. Слова молитвы могут звучать так:

«Великая праведница, Елена! Вознеси молитву за нас к Господу, об отпущении грехов наших и о прощении умоли Его. Я в молитве к образу Твоему обращаюсь, услышь меня, окажи мне поддержку Свою и помощь да не оставь меня в трудные минуты жизни. Аминь».

Все христиане вспоминают Святую Елену как праведную правительницу и чистосердечную женщину, которая помогала всем и каждому. Не забывайте читать молитвы, обращенные к Угоднице Божией, в день всех святых или в любое другое великое празднество. Почитая память святых, вы приближаете себя к Господу, Его любви и покровительству. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

День Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ибо то, о чем ее просят, .

Молитва святой Марте на исполнение желания

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам воплотить мечты в жизнь. .

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный смысл.

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ее за то, что она является.

22 декабря: молитвы в день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон является образ.

Молитвы святым

Память: 6 марта / 19 марта, 21 мая / 1 июня

Равноапостольная царица Константинопольская Елена – мать царя Константина. Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере, и через это постепенно весь римский мир стал христианским. Вторая заслуга царицы Елены – воздвижение Креста Господня и строительство ныне именитых и знаковых храмов на Святой Земле. Ее стараниями построены на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит Благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму). Святая Елена покровительница церковного клира, храмоздателей, благотворителей и миссионеров. Ей молятся о даровании и укреплении веры в детях и сродниках, о даровании родительской ревности воспитания детей в вере, о вразумлении иноверцев и сектантов. Ее молитвенно поминают вместе с равноапостольным сыном Константином.

Равноапостольные царь Константин и царица Елена Константинопольские. Икона

Тропарь равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва первая равноапостольным царю Константину и царице Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая равноапостольным царю Константину и царице Елене

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена ), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. Аминь.

Акафист равноапостольным царю Константину и царице Елене Константинопольским:

Канон равноапостольным царю Константину и царице Елене Константинопольским:

Житийная и научно-историческая литература о равноапостольной царице Елене:

  • Равноапостольная царица Елена Константинопольская – Православие.Ru
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитвы Елене Равноапостольной

К Святой Елене обращаются с молитвой за помощью:

В финансовых делах

В делах на работе

В сохранении мира в семье

В сохранении здоровья и исцелении от недуга.

Текст молитвы

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено!

К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу.

Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение,

мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий.

Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Молитва к пресвятой елене

Где молиться Святой Елене?

По Православной традиции правильно молиться Святой Елене можно как дома, так и в церкви. В какой церкви лучше всего молиться Святой Елене? Лучше всего, с точки зрения христианина, обратиться с молитвой Святой Елене в храме, построенном и освященном в ее честь. Однако, найти именно такую церковь в вашем городе может оказаться затруднительно. Поэтому, православная традиция рекомендует молиться Святой Елене в тех храмах, где есть ее икона или частица мощей. Специальной молитвенной формулы или особенного ритуала для обращения Святой Елене, христианская церковь не предусматривает. Хотя, вы можете найти сборники молитв, в которых есть и молитва Святой Елене. В том случае, если вы не имеете такой возможности или времени на посещение церкви для молитвы Святой Елене, то помолиться можно и дома, самостоятельно.

  • Церковь это.
  • Как правильно ходить в церковь.

    Как правильно молиться Святой Елене дома самостоятельно?

    Для обращения с молитвой к Святой Елене лучше иметь дома ее икону. Икона является каноническим изображением утвержденным церковью. Молиться Святой Елене используя НЕ церковные изображения, самодельные иконы, не освященные в храме, для христианина – это неприемлемая практика. Но можно использовать для молитвы фотографии канонических икон и их изображения сделанные типографским способом. Христианская техника правильной молитвы Святой Елене подразумевает важнейший момент. Вы, смотря на икону и молясь перед иконой дома, ни в коем случае не должны молиться самой иконе, как предмету. Не должны обращаться к иконе в ходе молитвы, просить икону, говорить с ней, ждать от иконы ответа и так далее. Подразумевать присутствие Святой непосредственно в иконе. Такие молитвенные техники существуют в оккультизме и христианами не используются ни при каком условии. Молясь Святой Елене перед иконой, вы обращаете духовный взор и слова молитвы к самой Святой. Пребывающей сейчас в Царствии Божьем.

  • Как правильно молиться.
  • Правила поведения в Православной церкви.

    Молитва Святой Елене может быть предварена зажжением свечи. В Православном христианстве свеча имеет значение символической бескровной жертвы. Однако с тем пониманием, что свеча – это жертва Богу, а не Святой Елене. Во время молитвы Святой Елене, христианин не пытается наблюдать за горением свечки, поведением пламени, формой копоти, цветом огня или его яркостью. Как и не занимается толкованием формы наплывов на свече при молитве. Трактуя происходящее, как «ответ» на молитву. Это уже не Православная христианская молитва Святой Елене, а гадание на свече перед иконой. Эзотерическая разновидность волхования или ворожбы.

  • Если свеча погасла в церкви.
  • Сколько свечей ставить в церкви.
  • Где ставить свечи в церкви.
  • Где ставить в церкви свечи за упокой.
  • Как ставить свечу за здравие.
  • Можно ли ставить свечи при месячных.
  • Свечи за здравие врагов.
  • Свечи за здравие и упокой.
  • Потухла свеча за здравие.
  • Потухла свеча за упокой.

    Святая вода, может быть выпита перед молитвой Святой Елене. Желательно выпить святую воду перед утренней молитвой натощак, до приема пищи. Святая вода считается полезным средством дополняющим молитву. Как обязательный «ритуал» в любом случае предваряющей молитву, «прием» святой воды Православной церковью не рассматривается.

  • Православная Церковь это.
  • Приметы, связанные с церковью.

    Обращаясь с молитвой к Святой Елене, христианин не просит, чтобы она помогла ему «своей силой». Все чудеса Святые Угодники творят только силой Господа нашего. А молимся мы Святой Елене о том, чтобы она помолилась за нас Богу. Надеясь на то, что ее молитва будет услышана прежде нашей и более благосклонно принята Богом, как заступничество Святой за нас перед Господом нашим. Естественно для верующего, что молитва Святой Елене, должна быть христианской не только по форме, но и по сути. Что исключает, делает невозможным обращение к Святой за защитой от сглаза, охране от порчи, снятием проклятия и так далее.

  • Молитва от порчи на смерть.
  • Молитва от сглаза.
  • Порча на смерть.
  • На что наводят порчу.
  • Порча, последствия порчи.
  • Как распознать порчу. Как определить порчу.
  • Как снять порчу в церкви. Снятие порчи в церкви.

    Техника правильной молитвы в Православии.

    Правильная молитва к Святой Елене исключает для христианина использование медитаций, излишне глубокого сосредоточения, отключения от мира, фиксации сознания на пламени свечи, специальных дыхательных упражнений или других подобных техник. Медитативные молитвенные техники и молитвы-медитации, для мирян не имеющих большого молитвенного опыта не рекомендованы церковью и не практикуются христианами. В отличие от Католической церкви, православные не распаляют воображение, представляя себе как можно полнее и ярче образ того, к кому обращена молитва. В практической технике правильной молитвы не должны присутствовать элементы непосредственного общения, задавание вопросов и получение ответов на них, голоса, видения. Молитва Святой Елене не является исключением из общих правил правильной молитвенной техники христианина. Хотя, для представителей других религиозных систем, например для людей занимающихся йогой, техники «усиления» молитвы настоятельно рекомендуются как «полезные и эффективные» способы молиться. Прежде чем использовать такие техники молитвы Святой Елене, посоветуйтесь с духовником или другим священником.

  • Медитации и христианство.
  • Православие: йога это грех?
  • Женская йога.
  • Молитва от экстрасенсов и колдунов.
  • Как найти духовника.

    О чем молятся христиане, что просят при молитве к Святым.

    О детях, о здравии, о здоровье, о зачатии, об исцелении, о работе, о любви, о беременности (чтобы забеременеть), о помощи, о матери, о семье, о деньгах, о сыне, о болящих, о благополучии, о дочери, о выздоровлении, о прощении, о муже, о сохранении, о мире, о здоровье ребенка, о любимом, о зачатии ребенка, о жизни, о человеке, о прощении грехов, о возвращении, о рождении, о родителях, о здравии ребенка, о усопших, о здравии болящего, о продаже, о Украине, о рождении ребенка, о здоровом ребенке, о защите, о маме, о России, о даровании детей, о делах, о душе, о родах, о сохранении семьи, о больном, о больных, о спасении, о доме, о даче, о младенце, о счастье, о сохранении беременности, о беременных, о квартире, о личной жизни, о примирении, о рождении здорового ребенка, о отце, о здоровье матери, о соглашении, о жилье, о женщине, о мире в Украине, о путешествующих, о жене, о чадах, о помощи в работе, о торговле, о близких, о близком, о возвращении любимого, о замужестве дочери, о учебе, о исцелении, о умерших, о упокоении, о новопреставленном, о продаже квартиры, о ангеле хранителе, о выздоровлении ребенка, о супруге, о любимом человеке, о помощи в делах, о животных, о возвращении мужа, о браке, о благополучии в семье, о силе, о врагах, о сердце, о живых, о беременной женщине, о семейном благополучии, о продаже дома, о пути, о девушке, о вразумлении, о болящих детях, о сне, о прощении, о Мазепе, о выздоровлении больного, о разрешении, о замужестве дочери, о зачатии здорового ребенка, о женитьбе, о сдаче экзамена, о желании, о поиске работы, о ненавидящих, о парне, о гетмане Мазепе, о войне, о болезнях, о спокойствии, о терпении, о здравии матери, о здоровье родных, о хорошей работе, о родных и близких, о покаянии, о отношениях, о заключенном, о задержании, о внуках, о достатке, о обидящих нас, о обидящих и ненавидящих, о здоровье близких, о помощи в учебе, о долгах, о детях.

  • Ц арица Елена, мать Константина Великого, была дочерью содержателя гостиницы. За красивую наружность и высокие душевные качества император Констанций Хлор, будучи еще военачальником, избрал ее себе в супруги. Долго они жили счастливо, но потом политические обстоятельства стали причиной семейного несчастья Елены. Император Диоклетиан и соправитель его - Максимиан Геркул, оставив престол, разделили империю между четырьмя соправителями, которых они желали соединить друг с другом родственными узами. Вследствие этого Констанцию Хлору, одному из новых властителей, несмотря на то, что он уже был женат, предложена была новая супруга, из царского рода - падчерица оставившего царство императора Максимиана.

    Из опасения потерять власть Констанций не противился, и Елена была принесена в жертву расчетам политики и удалена от двора. С потерей любимого супруга она должна была разлучиться и с единственным сыном, одиннадцатилетним Константином, взятым ко двору Диоклетиана на Восток. После этого пятнадцать лет провела Елена в глубоком уединении. Несчастие быть лишенной радостей семейных и расположило ее душу к принятию Христова учения, столь отрадного для всех обремененных тяжким горем.

    С воцарением сына своего Елена снова является при дворе. Здесь она пользуется императорскими почестями и приобретает влияние на Константина. Не вмешиваясь в политику, Елена всецело посвящает себя добрым делам. Царица проявила себя как усердная покровительница церкви, горячая ревнительница христианской святыни и благодетельница неимущих и страждущих.

    Уже в глубокой старости Елена, по просьбе сына своего Константина, отправилась из Рима в Иерусалим, с целью найти святой крест, на котором распят был Господь. С усердием поспешила она на восток и с царской заботливостью обозревала святую землю и другие восточные провинции, города и селения. Трудно было представить себе что-нибудь печальнее и безотраднее, чем страны, дарованные некогда Аврааму и его потомкам как земной рай. В таком жалком состоянии оставило их последнее римское завоевание. На развалинах города Давидова построен был новый город, повсюду украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. На том самом месте, где прежде находился храм Соломона, теперь возвышался языческий храм; места, освященные рождением и смертью Спасителя, были также осквернены языческими капищами. Блаженная Елена ревностно озаботилась очищением святых мест и приведением их в надлежащее устройство. Бывший в то время в Иерусалиме епископ Макарий принял царицу с подобающей честью и много помогал в ее благочестивой деятельности.

    Первым желанием Елены, по прибытии в Иерусалим, было посетить гробницу Спасителя. «Пойдем, - говорила она, - почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но к великому ее удивлению, никто не мог с точностью указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Христос. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать гробницу Спасителя, из опасения оказать какое-либо почтение предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Кроме того, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, а также пожаров и опустошений, даже само расположение города сильно изменилось.

    Но Елена не отступала перед такими препятствиями. Образованнейшие из христиан и иудеев по просьбе царицы и в ее личном присутствии произвели расследование и поиск места страданий Христа. Рассказывают, большие услуги оказал один иудей, наследовавший от предков тайну о святых местах христианских. Этот иудей и подсказал, где можно найти крест Господень.

    Когда место было определено, Елена, во главе работников и воинов, поспешила туда и приказала копать почву. Работа представляла большие затруднения, так как нужно было разрушить немалое количество построек, возвышавшихся на Голгофском холме и его окрестностях. Но Елена имела от Константина повеление не отступать перед препятствиями и не щадить никаких издержек. Наконец, в глубине холма найдены были три деревянных креста, сохранившиеся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что кресты эти были орудиями казни Господа и двух разбойников, с Ним распятых. Но на котором из трех крестов пострадал Христос Спаситель?

    В это время, случилось, несли мимо одного человека на погребение. Епископ Макарий, исполненный твердой веры, тотчас велел похоронной процессии остановиться и положить тело умершего около найденных крестов. Тогда все присутствовавшие, царица и сам епископ пали на колени. Макарий, возведя очи к небу, произнес: «Господи, совершивший спасение рода человеческого чрез страдания единородного Сына Своего на кресте и внушивший смиренной рабе Твоей искать священное древо, орудие нашего спасения, - ныне Сам Господи, укажи нам тот крест, который послужил к вечной славе единородного Твоего Сына: подай, милосердый Господи, жизнь сему рабу Твоему, когда его коснется священное и спасительное древо!» После этого начали поочередно возлагать на мертвеца кресты, и как только возложили на него истинный крест Христов, умерший тотчас встал.

    Когда Господь засвидетельствовал этим чудом Свой крест, Елена, преисполненная радости и одновременно страха, поспешно приблизилась к священному древу. С чувством глубочайшего благоговения преклонилась она пред святыней. То же сделал весь двор царский, бывший с нею. И всем присутствовавшим хотелось видеть крест Христов, но, вследствие большой тесноты, очень многие не могли подойти к нему; они начали просить, чтобы им дозволено было хоть издалека взглянуть на орудие казни Христа. Тогда епископ Макарий стал на самом высоком месте, воздвиг перед народом честный крест, поднимая и опуская, чтобы всякий мог поклониться ему. Весь народ благоговейно воскликнул: «Господи помилуй!» В память этого события установлено было впоследствии Церковью празднество Воздвижения честного Креста, совершаемое 14 (27) сентября.

    Между тем Константин, которого Елена немедленно известила об открытии креста Господня, с неописуемой радостью принял это известие. Император тотчас написал письмо Иерусалимскому епископу, прося его озаботиться устройством церкви на том месте, где найден был животворящий крест, и предоставляя для этого в его распоряжение все сокровища империи. Там вырос храм во имя Воскресения Христа. Кроме того, Елена начала возводить и другие церкви - над пещерой Вифлеемской, где родился Спаситель, на горе Елеонской, откуда Он вознесся на небо, в Гефсимании, где было успение Богородицы. Устроив в разных местах Палестины множество храмов, снабдив их священными принадлежностями и украсив, Елена возвратилась в Константинополь, взяв с собою часть животворящего креста и найденные вместе с крестом гвозди, которыми пригвождено было тело Господа.

    Узнав о возвращении матери, Константин немедленно выехал ей навстречу. Свидание их было самое трогательное. Любовь, которую Константин всегда чувствовал к матери своей, казалось, еще более усилилась после описанных событий. Войскам и всем гражданам империи повелено было называть Елену самыми почетными именами, какими принято было тогда именовать только царствующих особ. Ее изображение было выбито на монетах. Но недолго после этого прожила еще Елена.

    Почувствовав приближение смерти, она преподала Константину и сыну его, своему внуку Констанцию, советы и благословения: увещевала их управлять народом справедливо, делать добро, не превозноситься, а служить Господу со страхом и трепетом. Царица умерла в возрасте около восьмидесяти лет, на руках сына и внука, окруженная любовью и уважением всех христиан. Погребение ее совершено было с великой пышностью.


    Церковь причла царицу Елену к лику святых и наименовала равноапостольною. Празднование ее памяти установлено в один день с чествованием святого Константина 21 мая (3 июня).