Икона молитва божьей матери нечаянная радость в чем. Чудотворная икона божьей матери нечаянная радость

Когда-то давно я очень долго мечтала о ребенке, но так у меня ничего и не получалось. Время шло. Мой любимый человек меня постоянно толкал на лечение. Я ходила по больницам, отдавала огромные деньги на лечение и ничего у меня не получалось. Как-то встретила одну знакомую своего возраста и была огорошена новостью, что она родила дочку. Хотя у этой семейной пары тоже возникли проблемы с ребеночком и она мне сказала: «Найди чудотворную икону «Нечаянная радость. Она есть где-то в Москве и помолись ей. Нам эта икона, как видишь, помогла». Шло время, а я так и не решилась на поиски (наверное все в жизни предопределено и все происходит в нужное время. Однажды, гуляя по Царицыно, зашли рядом в церковь и тут я вспомнила про икону Нечаянная радость, спросила одну женщину о местонахождении иконы и как все оказалось просто. Оказывается недалеко от Храма Спасителя находится храм Илии Пророка и именно там можно помолиться этой чудотворной иконе. Увидев эту икону, я поразилась, сколько от нее идет тепла и веры в лучшее. Твоя душа очищается, ты начинаешь верить в то, о чем давно потерял надежду. Я просила и мне было дано. Через месяц я забеременела. Это было чудо, произошедшее со мной. Чудо, о котором я так мечтала. Моему чуду недавно исполнилось уже 2 года и 4 месяца и я не забываю благодарить Бога и Богородицу за то, что они мне дали почувствовать радость материнства. Если у Вас есть какое-то тайное желание или Вы потеряли веру, обязательно, если будете в Москве, посетите Храм Илии Пророка и поклонитесь этой иконе.

Так что же это за икона. Откуда в ней такая сила? Какова история создания этой иконы?

В 1683 году святитель Дмитрий Ростовский-чудотворец создал чудесное произведение – одну из самых изумительных книг в русской святоотеческой литературе «Руно орошенное». Он написал ее в честь Пресвятой Богоматери, Царицы Небесной, вдохновленный чудесными исцелениями, которые происходили при иконе Матери Божией в черниговском Свято-Ильинском монастыре в XVII веке. Там, перед каждым явлением чуда исцеления, на образе Богоматери появлялись слезы. Святитель Дмитрий сравнивал это событие с ветхозаветным рассказом о том, как Божественная роса по молитве Гедеона окропила руно1. Среди 24 чудес описано то, которое подвигло иконописцев XVIII века на написание иконы, посвященной богородичному чуду, коих Заступница немало являла миру, и каждое из них можно именовать нечаянной радостью. Но у иконы с названием «Нечаянная радость» своя чудотворная история.

Повествование об этом чуде Дмитрий Ростовский начинает словами: «Человек некий беззаконный..» Некий грешный человек, который вел весьма порочный образ жизни, тем не менее был сердечно привязан к Царице Небесной и испытывал перед Ней трепетную благоговейную любовь. И хотя в грехе отказать себе не мог – видно, слишком был безволен, ежедневно молился пред Ее иконой и произносил в молитве слова архангела Гавриила, которые тот сказал Деве Марии в его явлении перед Ней: «Радуйся, благодатная!», когда принес Ей весть о будущем Ее Богоматеринстве.

Случилось так, что, собираясь на греховное дело, он стал перед иконой, чтобы помолиться перед выходом. Тут он почувствовал странный сердечный и телесный трепет, изображение на иконе будто двинулось, задышало, и грешник с ужасом увидел, как на ручках и ножках и в правом боку Младенца, сидящего у Нее на коленях, открылись страшные раны, из которых ручьями потекла кровь.

Человек упал перед иконой с воплем ужаса, вопрошая Богородицу, кто это сделал. На что ему дан был скорбный ответ Богоматери, что грешники, такие же, как и он, день за днем распинают и распинают грехами своими Ее Сына, а лицемерно Ее называют милосердной, оскорбляя Ее материнскую любовь своими беззакониями.

Услышав это, грешник, в котором, видимо, сохранилась частица веры и чистоты, взмолился к Царице Небесной, называя Ее Владычицей, чтобы мера его грехов не превысила Ее благости и милосердия. Он стал молить Богородицу, чтобы Она заступилась за него перед Сыном.

В первый раз обратилась Владычица к Сыну Своему, но Он отказал Ей в искуплении грешных дел ходатая.

Второе молитвенное обращение к Богородице у святителя Дмитрия Ростовского описано пространно и весьма поучительно. На иконе Богоматери, изображенной внутри иконы «Нечаянная радость», той, перед которой изображен коленопреклоненный перед Ее образом грешник, мы видим Одигитрию, у которой Младенец восседает на Ее коленях. Как пишет святитель, Заступница посадила Сына отдельно и хотела упасть перед Ним ниц, но Сын воскликнул, останавливая Ее: «Что Ты хочешь сделать?» Богородица ответила, что будет лежать у ног Сына Своего, пока Тот не простит кающегося грешника. На это Господь сказал Ей, что Закон велит Сыну чтить Мать, а правда требует, чтобы Тот, Кто издал Закон, Сам чтил его и исполнял Его. Он сказал, что Он – Сын Матери Своей, а потому должен почитать Ее, слушая ее мольбы к Нему. Поэтому пусть будет, как Мать хочет. Грешник будет прощен, но пусть сначала он облобызает раны Его.

Потрясенный увиденным грешник встал, с радостью облобызал раны Младенца, они тут же закрылись, и видение прекратилось. Тут он испытал и трепет перед величием увиденного, и великую радость, от которой зарыдал очистительными слезами. Вновь он припал к иконе, моля Пречистую и сына Ее сохранить дар видения своих прегрешений и умоляя о получении помилования. С этого часа душа человека этого отвратилась от греха, и он стал вести добродетельную и богоугодную жизнь. Надо отметить, что святитель не указывает, какой именно грех сопровождал жизнь этого человека, оставляя читателю самому увидеть в себе свои грехи и пороки и с верой и силой молиться об исцелении от них.

По типу икона «Нечаянная радость» относится к Одигитрии – путеводительнице ко Христу, все древние изображения исполнены в византийском стиле. Перед иконою на коленях стоит грешник, протягивая к ней руки. Иногда из его уст, в виде лент, иконописцы изображали текст обращенных к Ней молитв. Под изображением иконы Богородицы внутри иконы общей располагают начальные слова из описания этого чуда в «Руне орошенном» – «Человек некий беззаконный…»

Одигитрия «Нечаянная радость» еще раз свидетельствует, что все желающие быть прощенными искренне – будут прощены. Причем в повествовании святителя Дмитрия Ростовского сказано, что покаявшийся грешник молил о даровании видения грехов своих, и это не означает, что он собрался снова вести порочную жизнь. Святитель указывает нам, что любой человек грешен – такова наша двойственная природа, но если грех вдруг, к сожалению, по слабости людской и свершится, то, увидев его в лицо, мы получаем возможность раскаяния и, возможно, полного покаяния, что станет еще одной ступенью спасения в духе.

И другое! Грешник просветился духом, когда увидел, что Богородица готова пасть на колени перед Сыном за каждого грешника, возопившего к Ней о милости. Однако не только это вызывает потрясение в этой удивительной истории. Высота отношений Матери и Сына – вот ошеломляющий пример истинных – уже небесных! – отношений Матери и Сына, который дает нам понимание того, отчего Владычица – наша первая Заступница и Ходатаица ко Господу. Вот как надобно относиться к Матери, как чтить Ее. Сам Господь, Всемогущий Царь, не может не исполнить Ее моления, потому что ходатайство исходит от Матери, просьбе Которой Он не может противиться только потому, что Она – Его Мать.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Нечаянная радость» помогает обрести душевное равновесие и внутреннюю духовную силу. Как написала Марина Ивановна Цветаева в «Стихах о Москве»:

К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного cведу.

Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багровых облаков
Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил…
– Ты не раскаешься, что ты меня любил.

Молитва перед этой иконой помогает получить все, чего мы так долго желали, чего уже не чаяли получить, каждый по своему желанию: для священника это может быть раскаяние грешника в пастве и спасение его души, для молящего о прощении прегрешений – прощение. Родителям помогает в случаях, если необходимо образумить детей, отбившихся от рук, пошедших по порочному пути. По просьбам людей кто-то находит потерянных близких, кто-то примиряется с тем, с кем примирение кажется уже невозможным, и случается многое, многое другое, даже кажущаяся неудача может обернуться счастливым случаем.

Считается, что молитва перед иконой «Нечаянная радость» помогает в исцелении от болезней, особенно связанных с глухотой. Здесь физическая глухота, наверное, подсознательно ассоциируется у верующих с глухотой духовной, с утратой нравственных ориентиров, что очевидно проявляется на телесном уровне.

Также молитва перед иконой Богоматери «Нечаянная радость» помогает обрести именно такую радость, самую удивительную, потому что она – нежданная, внезапная. Известно, что в Великую Отечественную войну многие женщины в тылу молились перед этой иконой (об этом есть сведения) о мужчинах своей семьи, пропавших без вести, а иные – даже о павших, после похоронки. И случалась нечаянная радость – сведения о гибели оказывались ошибочными, боец возвращался домой. Многие верующие знают: проси у Ее иконы «Нечаянная радость» всего, о чем скорбит душа, а Она, Заступница, помогает всем, с верой и молитвой притекающим, даже в том, что кажется уже почти невозможным, возвращая потерянные надежды.

Молитва перед иконой и знание событий, которые связаны с рождением образа, вдохновляют человека на нравственное перерождение, а молитва за близких помогает обрести нечаянную радость отчаявшимся и дарует надежду на внезапное радостное избавление от бед и скорбей, если они присутствуют в их жизни.

Однажды митрополит Дмитрий Ростовский в своем сочинении поведал о человеке, который любил молиться у иконы Богородицы, а потом шел и грешил. Именно эта история стала сюжетом для иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Вероятно, потому, что многие узнают в поведении грешника собственные привычки, образ стал очень чтимым в России.


О чем молится святому образу

О чем верующие молятся у иконы «Нечаянная радость»? Исходя из названия - просят у Царицы Небесной осуществления самых сокровенных желаний. У каждого они свои - некий пастырь может помолиться о спасении закоренелого грешника, которого не чает уже спасти своими силами. Кого-то мучает совесть: человеку кажется, что его грехи настолько тяжелы, что ожидать прощения не приходится. И тогда, как к последнему средству он приходит к Богородице.

Помолиться также можно:

  • о тех, кто потерял нравственные ориентиры;
  • о помощи в болезнях слуха;
  • о примирении;
  • о возвращении пропавших;
  • о людях, впавших в отчаяние (когда одолевают скорби, лишения).

В военные годы женщины молились о пропавших мужьях. Случалось даже, что получившие похоронки возвращали при помощи Всевышнего своих близких. Родители тех детей, которые встали на греховный путь, ищут помощи - ведь они делают все, что возможно, но сыновья и дочери все равно оступаются. Тогда радость кажется чем-то недостижимым, что навсегда осталось в прошлом.


Чем поможет икона “Нечаянная радость”

Великая поэтесса Марина Цветаева упоминала икону «Нечаянная радость» в своих стихах. В чем же она помогает, что заслужила поистине всенародное почтение? Это можно понять из названия - через молитву может прийти радость. Радость о спасении близких. Разве не ее ищут все, кто познал настоящий смысл веры?

Для грешника самой желанной вестью может быть известие о полном своем прощении. Когда наступает осознание тяжести своих проступков, той боли, которую они причинили окружающим, этот груз становится почти невыносимым. Но нельзя разрешать ему придавить себя. Надо искать утешения в молитве, ибо уныние заводит в тупик. Молиться надо в любых ситуациях, когда человек не может сам помочь себе или близким:

  • Разлука с супругом.
  • Когда кто-то распускает клеветнические слухи.
  • Если родные находятся в морском путешествии.
  • Сын на службе в армии.

Грешнику никогда не поздно раскаяться, даже если он считает, что его проступки не заслуживают прощения. Не стоит поддаваться на уловки нечистого - необходимо продолжать молиться. И обязательно случится та радость, которой уже не ждали - нечаянная радость.


Зачем читать акафист иконе

Особый вид церковной поэзии - это составление акафистов. Они посвящены разным иконам, но строение одинаковое: короткие песни чередуются с более длинными. Акафист иконе «Нечаянная радость» по форме не отличается от остальных. Читать его необходимо стоя перед образом, желательно делать это вслух. Вообще все молитвы лучше произносить вслух, необязательно громко или «с выражением», но так, чтобы читающий слышал сам себя.

Слова молитвы благотворно влияют как на душу, так и на окружающую атмосферу. Недаром ведь в храмах молитвы возглашаются и поются, а не читаются «про себя». Молитва учит людей видеть радость в самых обыденных событиях. Выглянуло солнце, сын получил хорошую отметку. Надо научится все это подмечать, но и не только. Чтение акафистов учит за каждую такую радость благодарить Господа. Ведь большинство привыкли обращаться к Богу только лишь со слезами, просьбами, уговорами.

Значение иконы «Нечаянная радость»

В конце 17 в. святитель Дмитрий написал известное произведение, которое рассказывало о чудесах, происходивших в Ильинском монастыре (г. Чернигов). Героя рассказа автор называет просто беззаконным человеком, то есть таким, который не почитал Божие установления. Каким именно грехом он был одержим - не говорится, умолчание это сделано намеренно. Ведь иначе каждый мог бы сказать: «Я этим не грешен, поэтому история не обо мне».

Грешник был необычен тем, что каждый день молился перед иконой Богородицы. Но делал это по привычке, не вникая в смысл святых слов: «Радуйся, Благодатная!» Как же Божия Матерь может радоваться, если человек погряз в грехе и его это совершенно не беспокоит? Чтобы показать всю мерзость безбожной жизни, было явлено чудо. Не потому, что грешник был этого достоин, а для назидания и спасения многих.

Глубокое значение иконы «Нечаянная радость» раскрывается только если весь рассказ осмыслить в совокупности. Встав, как обычно, на молитву, грешник вдруг увидел, как у Младенца открылись раны, откуда хлынула кровь. Уже само по себе подобное переживание способно убить человека. Но герой повествования вступает в диалог с Божией Матерью. Это, кстати, графически отражено на некоторых вариантах иконы.

На вопрос о том, кто же поранил Богомладенца, был получен ответ, что ежедневно грешники заново распинают Христа своими безбожными поступками. Каждый грех - как гвоздь впивается в плоть Спасителя, заставляет его сердце истекать кровью, а Божию Матерь - заново страдать.

Грешник обратился к святой Марии, чтобы она умолила Сына своего даровать ему прощение грехов. Но Божия Матерь получила отказ, и так случилось несколько раз. Тогда она упала ниц и сказала, что не встанет, пока грешник не получит прощение. Тут Христос уступил мольбам. Тогда раскаявшийся герой повести стал целовать раны на теле Спасителя, затем видение прекратилось.

Сугубый урок данной повести в том, что закоренелый грешник немедленно оставил прежние свои дела, и остаток жизни провел, как подобает христианину. Каждый человек знает и чувствует, когда поступает неправильно, для этого даже не надо знать заповеди, потому что Господь написал их в сердцах. Молитва перед иконой «Нечаянная радость» поможет увидеть свои грехи, если голос совести удалось заглушить.

Где пребывает святой образ в наши дни

Многие чудотворные иконы были вывезены за границу во время революции 1917 г., еще больше их уничтожено безбожной властью. Но, к счастью, сегодня верующие могут прийти туда, где находится образ «Нечаянная радость». Чтимый чудотворный список доступен для поклонения в храме Ильи Пророка (метро Кропоткинская). Здесь рука Божия уберегла его и другие известные иконы от исчезновения.

Храм в просторечии называют Обыденным. В старину так именовали церкви, который были построены… за день. Народ собирался еще до рассвета, а к вечеру был готов новый дом Божий! Так и возвели церковь Илии Пророка в конце 16 в. Память об этом сохранилась в названии переулка (Обыденский). Сегодня здесь бывают не только москвичи, но и паломники со всей России. Несут Божией Матери цветы и свои молитвенные нужды.

Храм во имя иконы Божией Матери «Нечаянная радость» работает в Марьиной Роще (метро ВДНХ или Рижская). Здесь хранится еще один чудотворный список, созданный в 19 в. Возведение храма окончено в начале 20 в., до революции, строительство велось на деньги, собранные жителями города. Земельный участок был пожертвован. Над главным входом - образ молящегося грешника. В церкви три престола, хранятся еще несколько святынь с мощами.

Церковь тоже не закрывалась, почти без потерь сумев пережить годы гонений на Церковь и веру Христову. Сохранились даже колокола, только звонить в них было нельзя. Сегодня сюда может прийти любой желающий, помолиться у чудотворного образа. Расписание служений есть на официальном сайте, как и режим работы.

Чтимый список иконы Божией Матери «Нечаянная радость» хранится в церкви Спаса на Песках (Спасопесковский переулок, г. Москва). Храм охраняется государством, как памятник культуры. Именно он изображен на известной картине «Московский дворик». История церкви начинается с 1642 г., это была церковь посреди стрелецкой слободы. Она неоднократно перестраивалась, пострадала от пожара при Наполеоне - однако очень быстро была восстановлена.

В конце 19 в. прихожан было около тысячи, работала школа, приют для нищих, велась борьба с пьянством. После революции настоятеля арестовали, храм закрыли. Здание подверглось разграблению, перестраивалось под разные нужды, постепенно уничтожались росписи. В 30-е годы церковь признана памятником архитектуры, но Патриархии здание было передано лишь в 1991 г. Начался период постепенного возрождения.

Неожиданная радость спасения

Один из самых важных уроков, который верующий получает, созерцая икону Божией Матери «Нечаянная радость» - бесконечная милость Господа. Его не отвращают беззакония грешников, только если они испытывают искреннее раскаяние. Обязательно выразить его в молитве, неважно, перед какой именно иконой это будет сделано. Именно так строятся отношения между Богом и человеком - сначала через слово, потом через действие. Признав свою греховность, необходимо оставить прежние привычки. Только тогда человек может надеяться на радость спасения.

Молитва иконе Нечаянная радость

«О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!

Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, – вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех – утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих – совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным – надежду и терпение; в радости и изобилии живущим – непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим – милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами – нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум – ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь – память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.

О Госпоже Пресвятая! Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; не имущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым – заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам – друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием.

Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради; безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи; прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи; вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй.

"Нечаянная радость"

14 мая и 22 декабря (по новому стилю)

Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая;
радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая.
Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая;
радуйся, нечаянную радость спасения им подающая.
Радуйся, предстательством Твоим весь мир спасающая;
радуйся, вся наша печали утоляющая.
Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных души утешающая;
радуйся, житие наше добре устрояющая.
Радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая;
радуйся, Радость всему миру родившая.

Возсия нам, яко пресветлая заря, икона Твоя, Богомати,
прогоняя тьму бед и скорбей от всех, с любовию вопиющих Ти сице:
Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных;
Радуйся, Благая Утешительнице в печалех наших душевных.
Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая;
Радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая.
Радуйся, алчущих Питательнице;
Радуйся, нагих одеяние.
Радуйся, вдов Утешительнице;
радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице.
Радуйся, неправедно гонимых и обидимых Заступнице;
Радуйся, гонящих и обидящих правосудная отмстительнице.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Нечаянная Радость... Вроде бы и ясно все, и вроде бы есть какая-то недоговоренность. А история этой иконы такова. Жил один грешник, непотребными делами умножал свои дни, но, несмотря на это, всегда молился перед иконой Божией Матери. В очередной раз собрался на грех и в очередной раз подошел к иконе. "Радуйся, Благодатная..." только и успел произнести слова Архангела Гавриила. И замолчал, потрясенный увиденным. Вдруг у Богомладенца, Которого держала Дева Мария, на руках, ногах и в боку, открылись язвы, самые настоящие, стали кровоточить. Не помнящий себя от ужаса грешник пал ниц, закричал:

Кто сделал это!
И услышал страшные слова Богородицы:
-Ты. Вы, грешники, распинаете сына Моего, вы оскорбляете Меня беззаконными делами, а потом еще смеете называть Меня Милосердной.
Горькими слезами стал обливаться грешник.
-Помилуй меня, - просил Богородицу, - прости, умоли обо мне Сына.
Богородица тут же произнесла молитву: "Прости вся дела его, елико содея". Только молчал Предвечный Сын, а грешник в ужасе метался пред иконой: -Помилуй меня, умоли!

Наконец, услышал он слова прощения. И услышал тогда, когда совсем было отчаялся, памятуя о тяжести своих грехов. Но милосердие Божие безпредельно. Бросился к иконе прощенный грешник, стал лобзать кровавые раны распинаемого нашими грехами Спасителя. И не чаял, и не надеялся уже... И вот она, нечаянная радость, посетила его почти дрогнувшее сердце. С тех пор, говорят, стал жить благочестиво.

Эта история и послужила поводом для написания иконы "Нечаянная Радость". На ней изображен стоящий на коленях человек. Он простирает руки к иконе, на которой Божия Матерь держит на коленях Своего Сына. Внизу, под ликом, обычно помещают первые слова рассказывающей об этом повести: "Человек некий беззаконный..."

Человек некий, беззаконный... Уж не про нас ли? Думается, все мы, напрягши память и не напрягши, можем вспомнить, как не раз и не два, а множество раз грешили в большом и малом, при этом постоянно оправдывая себя, находя самые убедительные доводы, что иначе никак... Конечно, в глубинах души, самых потаенных, мы всегда правильно понимаем, что есть что. Но то, что понимаем сами, разве обязательно объявлять другим? Мы не знаем, на какой такой грех отправлялся человек, подошедший к иконе за благословением. Для нас это не так и важно, собственные грехи более жгучи и непростительны. Но нас не всегда смущает это, кажется, мы знаем лучше, что нам полезно, что для нас необходимо, и просим не вразумить на доброе, а дать, дать... Помню, как говорил один московский пастырь в проповеди:

Мы не просим, мы требуем. Господи, да будет воля моя. Моя, а не Твоя, потому что я лучше знаю, что мне потребно.

Видимо, грех, особенно грех неосознанный, который для нас почти что добродетель, и способен уязвить до крови Христово Тело. Ведь и тот "человек некий беззаконный" тоже подошел к иконе благословиться на грех. Одна обиженная женщина сетовала мне недавно на... Бога:

Знала бы ты, как я молилась! Колени стерла в поклонах, все просила: не допусти, Господи, брака моего сына, не такая ему нужна жена, не будут они жить, нутром чувствую. А он и слушать не хочет. Как молилась! Накануне свадьбы уже, они водку к столу закупают, а я все молюсь. Ну и какой толк? Расписались...

"Да будет воля моя..." Классический случай, когда жизнь без сомнений воспринимается нами как нормальная, правильная, здоровая. Нет сомнения, что я знаю лучше, какая женщина нужна моему сыну, какая профессия дочке, какая марка машины зятю. И мы просим: подкрепи, Господи, мои неопровержимые доводы, скажи всем им, что я права. А Господь не торопится. Ждет. Ждет, когда, наконец, усомнимся мы в своей надуманной, пагубной правоте, когда вдруг прозреет наше сердце. Тогда и одарит человека нечаянной радостью. Не ждали, не ведали, а вот одарены!

"Нечаянная радость" - икона, призывающая нас к труду. Труду духовному, молитвенному. Результаты того труда явятся, ох, не сразу. Их нам намывать и намывать. Не зря ведь молитвенный труд называют подвигом. "Трудись и молись", - учили древние подвижники. Всегда трудись и всегда молись. А мы хоть раз, а если нет, то "какой толк?"


Но ведь икона-то называется "нечаянная Радость".
А раз нечаянная, значит, нежданная, негаданная, как снег на голову,
как золотой целковый на дороге, как подарок.
Да, радости нечаянные, нежданные, очень украшают нашу жизнь.
Иногда бывает, из состояния затяжной, измотавшей депрессии нас способен
вызволить даже нежданный звонок хорошего человека.

Как я хочу тебя видеть, - скажет хороший человек, - мне так надо с тобой встретиться.

И - чудеса! Занудство наше (все не так, все не эдак) моментально окажется попранным здоровым желанием отодвинуть шторы, подойти к зеркалу... Нечаянная радость легким шагом прошлась по тяжелой душе, такая маленькая, такая нечаянная радость...

Как важно воспитать в себе обязательность по отношению к такой радости. Она в благодарении . Не забыть сказать "спасибо". Ведь, получая подарок, даже самый невоспитанный из нас хоть тихонько да буркнет "спасибо". А радость нечаянная - подарок духовный. Благодарение за него - в молитве .
"Я не знаю ни одной молитвы, совсем не умею молиться, подойду к иконе и думаю: что дальше-то делать? Ну перекрестилась, а дальше что? " Редакция часто получает подобные письма, и нет в том ничего удивительного. Мы знаем английский, потому что закончили курсы иностранных языков, мы умеем водить машину, потому что сдали экзамены на водительские права, мы умеем вязать, потому что наша мама нас научила, и пироги печем по бабушкиному рецепту. А молиться нас никто не учил. Мы в лучшем случае самоучки, в худшем - неучи. Но, во-первых, учиться никогда не поздно. Во-вторых, разве Господу нужны наши пространные речи? "Слава Тебе, Господи!" - самая коротенькая на свете молитва. Вот уже и выучили. Произнесенная с покаянным сердцем, она быстрее дойдет "по назначению", чем протараторенное без чувства полное молитвенное правило из молитвослова. Но есть и особое моление иконе "Нечаянная Радость" - акафист.

Акафист - слово греческое и переводится оно как гимн, который поется стоя. Стоя перед иконой. Каждому празднику, каждому святому Русской Православной Церкви, каждой иконе сложен свой акафист. Это особое поэтическое творчество. Давайте раскроем акафист Пресвятой Богородице "ради чудотворного Ея образа Нечаянныя Радости". Вот только несколько акафистных строк: "радуйся, Радость всему миру Родившая. Радуйся, яко пламень страстей наших угасаеши. Радуйся, благ временных Ходатаице. Радуйся, нечаянную радость верным Дарующая". Акафист можно читать и дома. Бывают моменты, когда дарованная нам нечаянная радость таким светом зальет душу, что от избытка сердца начинают глаголать наши уста. Вот тут-то самое время встать перед образом и почитать акафист.

Если всмотреться в нашу жизнь пристальнее, мы без труда обнаружим в ней много поводов для нечаянной радости. Неделю лил дождь, а сегодня солнце во весь небосклон - нечаянная радость. Жизнь соткана из маленьких радостей, половина из которых нечаянна, столько поводов к благодарению. Другое дело нет у нас навыка. Просить, умолять, плакать перед иконой мы умеем, приспичит, враз обучимся, а вот благодарить... Давайте учиться благодарить. И детей учить . Ведь детям эта наука так необходима по жизни. Неблагодарный человек, забывающий поблагодарить ближнего за милость к нему, тем более забудет и о высшем благодарении. Рецидивом его плохой памяти будет его неспособность к радости сердечной. А неспособность к радости сердечной станет причиной безрадостной, обуженной до рамок земного бытия жизни. Вот ведь какая цепная реакция, вот ведь какая прочная связь.

Икона "Нечаянная Радость" учит нас благодарной жизни. Перед ликом Пресвятой Богородицы каждый из нас жалок, грешен и неприкаян. И не надо стыдиться этого, как великого позора. Надо признать это и обрадоваться нечаянно, что принят, что теперь перед тобой широкий простор и неограниченные возможности. Помните, в акафисте? "Радуйся, нечаянную радость верным Дарующая". А не тем, кто на длинном марафоне от греха к греху вдруг делает зигзаг в сторону иконы и на всякий случай застывает перед ней в минутной паузе. Верные те, кто показал свою верность и делом, и словом, и ненавистью к греху, и молитвой. Помоги нам, "Нечаянная радость", приблизиться к верным. Дай нам силы и вразумление.
Часть 7 -
Часть 8 - 22.12. - праздник иконы "Нечаянная радость"
Часть 9 -
Часть 10 -
...
Часть 19 -
Часть 20 -
Часть 21 -

22 декабря Православная церковь отмечает праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Этот образ возник в XVIII веке и стал одним из самых почитаемых в России.

1. В 1683 году святитель Димитрий Ростовский написал сочинение «Руно орошенное», в котором описал 24 случая чудесного исцеления перед иконой Божией Матери, произошедших в Черниговском Свято-Ильинском монастыре в XVII веке.

2. Произведение имело огромный резонанс, именно оно подтолкнуло иконописцев XVIII века к написанию образа «Нечаянная Радость».

3. Легенда гласит, что один человек имел привычку каждый день молиться перед образом Богородицы, после чего идти и делать злое дело. После очередной молитвы раны на руках младенца Христа раскрылись и из них потекла кровь. Грешник стал упорно молиться Богородице, и на третий день прощение ему было даровано.

4. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» относится к типу Одигитрии (путеводительнице).

5. Никто не знает, когда точно появился первый список иконы и кем он был написан. Летописи свидетельствуют, что к концу XVIII века почти в каждом храме был свой список.

6. Икона «Нечаянная радость» - уникальное явление в иконописи. Здесь изображен динамичный сюжет. Грешник на коленях обращается к образу Богородицы в храме. Это один из исключительных случаев, когда иконописец изобразил икону в иконе.

7. Еще одно отличие от традиционного образа Одигитрии – Богоматерь не склоняется над младенцем. Ее лик и лик Христа повернуты к грешнику. Этот художественный прием отображает суть чуда – обращение Богородицы и Сына Божия к молящемуся человеку.

8. Скорее всего, на иконе «Нечаянная Радость» изображается Ильинская икона Божией Матери, утраченная в 1918 году, в период оккупации Чернигова немецкими войсками.

9. «Нечаянная Радость» следует понимать в значении радость, на которую не надеялись и которую не ждали, радость, дарованная Богородицей.

10. Радостью в названии именуется сама Богородица, поэтому оба слова пишутся с заглавной буквы.

11. Существует как минимум 8 особо чтимых списков иконы «Нечаянная Радость».

12. Наиболее чтимый образ «Нечаянной Радости» до 1917 года находился в церкви Неопалимой Купины в Хамовниках. Он был пожертвован храму в 1835 году по завещанию Александры Куницыной. В 1930 году храм был снесен большевиками, дальнейшая судьба иконы неизвестна.

13. Утраченному ныне образу приписывается чудо исцеления. В 1838 году икона Божией Матери «Нечаянная Радость» вернула слух вдове Анисье Степановной.

14. Один из чудотворных образов «Нечаянная радость» сохраняется в церкви во имя Илии Пророка. Он был спасен в 1928 году из Константино-Еленинской церкви в Тайнинском саду Кремля и тайно перевезен в небольшой храм в переулке Втором Обыденском.

15. Иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», хранящейся в храме Илии Пророка, в 1959 году была дарована богатая Риза. Это было сделано с благословения Святейшего Патриарха Алексия I.

16. Еще один чудотворный список находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

17. Существует акафист («неседальное пение»), посвященный иконе «Нечаянная Радость». Он был принят в 1901 году цензорами Синодальной комиссии.

18. Иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» молятся в тех случаях, когда надежды разрешить проблему обычными средствами уже нельзя и остается надеяться только на заступничество Богородицы.

19. Иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» также молятся о возвращении домой пропавших родственников.

20. В православной традиции 14 мая, 3 июня и 22 декабря совершается празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

Сегодня, 22 декабря - день иконы "Нечаянная радость". Удивительна история этого образа и удивительны уроки, которые можно из нее вынести. Читаем о семи гранях чуда нечаянной радости.

История праздника

Не всем известна история иконы "Нечаянная радость", и потому вкратце приведем ее. Некий многогрешный человек ежедневно молился перед образом Богородицы с младенцем, а после шел на скверное беззаконие. И вот однажды образы на иконе вдруг как бы зашевелились, а раны Спасителя открылись, и из них хлынула кровь, как на Кресте. При виде этого человек упал от страха и закричал: «О, Госпожа, кто это сотворил?» Отвечала Богородица: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего, как иудеи». Человек этот взмолился о помиловании, и Богородица заступилась за него, многократно умоляя Господа простить этого грешника. После четырех ее прошений Господь, наконец, согласился, а грешный человек навсегда изменил свою жизнь. Эта история-притча и стала основой и сюжетом иконы "Нечаянная радость".

Нечаянный

Слово "нечаянный" приобрело в современном языке значение "случайный, ненарочный", и потому икона "Нечаянная радость" у многих вызывает ассоциации с радостью, которая посетила человека нечаянно, как будто бы без его воли и участия. Но такое понимание противоположно смыслу этой иконы. Кажется, для лучшего понимания название иконы стоило бы написать в три слова: "Не чаянная радость". Радость, на которую уже не рассчитывали, не надеялись и которой не ждали. Радость, не заслуженная чем-то и не посланная за что-то, а дарованная по милости Божьей и усердном молении Богоматери.

Привычка

История о чуде Нечаянной радости - это еще и история о привычке. Ведь беззаконный человек, произнося изо дня в день молитву перед образом Божьей Матери, привык к своей молитве, привык говорить: "Радуйся, Благодатная Мария..." - и, кажется, не проникал слишком глубоко в смысл этих слов. Иначе они застряли бы у него в горле, не смогли бы быть произнесенными, ведь каждый день он совершал некое беззаконие. Только страшное чудо, которого сподобился этот молящийся, смогло раскрыть ему глаза на самого себя, на свою привычку и к молитве, и к беззаконию, и помочь ему устрашиться своих дел и раз и навсегда изменить их.

Страшный праздник

Недаром грех, на который ходил человек по имени Никита, не называется в истории о нем. Умолчание, особенно в духовной литературе, порой не менее важно чем сказанное. Почему грех не называется? Потому, наверное, что это может быть разный грех, любой грех - а значит, грех каждого из нас. И если задуматься, что наши грехи действительно распинают каждый раз Спасителя, и каждый раз, когда мы грешим, "мы делаемся участниками страстей Христовых, сами наносим эти страдания, становимся в ряды тех, кто Христа предал, кто Его засудил, кто Его распинал, или тех, кто по малодушию и страху не заступился даже словом за Него", то праздник "Нечаянной радости" действительно устрашает.

Осмысление смерти

Осмысливая эту притчу - притчу о нечаянной радости - важно помнить, что чудо произошло не только потому, что беззаконный человек молился. Да, молитва здесь сыграла очень важную роль: она и открыла человеку его греховность, и послужила поводом к прощению этого человека. Однако на прощении притча не заканчивается, она повествует нам о том, что человек этот полностью исправил свою жизнь и уже до конца своих дней жил благочестиво. То есть произошло настоящее покаяние - изменение сознания. Митрополит Антоний Сурожский приводит такой пример: "Если кто-нибудь из наших родных, близких, или просто чужой человек был бы убит за нас – разве мы могли бы это забыть? Если бы мы были виновны в чьей-нибудь смерти и встретились лицом к лицу с его матерью – разве мы могли бы просто сказать: "Прости!" Мы должны были бы так жить, чтобы оправдать это прощение, и оправдать и осмыслить эту смерть".

Любовь Божьей Матери

Конечно, один из важнейших уроков притчи о Нечаянной радости - урок о милосердии Божьем и о бесконечной любви к людям Божьей Матери. Ведь как могла Она, видя, что Сына ее вновь распинают, что кровь хлыщет из его ран, все-таки молить его помиловать этого грешника? И не один раз, а несколько. Вот как рассказывает об этом святитель Дмитрий Ростовский: "Тогда Она начала молить Сына: «Благоутробный Сын Мой, ради любви Моей помилуй этого грешника». Но Сын отвечал: «Не прогневайся, Матерь Моя, что не послушаю Тебя. И Я молил Отца, чтобы миновала Меня чаша страданий, - и не послушал Меня». Тогда сказала Мать: «Сын Мой! Помяни вскормившую Тебя и прости его». Отвечал Сын: «И во второй раз молил Отца о чаше, и не послушал Меня». Снова просила Мать: «Помяни болезни Мои, которые с Тобою претерпела, когда Ты на Кресте телом, Я же - под Крестом утробою уязвлялась, ибо проходило оружие сквозь душу Мою». Отвечал Сын: «И в третий раз молился Отцу, да мимо несет чашу, но не благоволил послушать". И даже несмотря на такой ответ, Божья Матерь продолжает молить Его.