Интересные факты о поездах и железных дорогах. Интересные факты о российских железных дорогах

Сегодня мы хотим рассказать вам несколько интересных фактов о железных дорогах. Возможно, кто-то из вас подумает: «Поезда - это так банально и предсказуемо, то ли дело самолеты с их Бермудским треугольником или овеянные ореолом романтики океанические суда». Но поверьте, история развития железнодорожного сообщения насыщена всевозможными интересными фактами: незначительными и имеющими огромное значение, курьезными и печальными. Вместе с нашими читателями мы уже выяснили, в какой стране курсирует , где и когда были созданы - эта информация, в принципе, общеизвестна. В этой же статье мы хотим предложить вашему вниманию несколько малоизвестных и при этом крайне интересных фактов о железных дорогах.

Откуда взялась морская болезнь у пассажиров поезда?

Всем известно, что одно из многочисленных достоинств железнодорожного транспорта - это то, что в нем практически никого не укачивает. Но оказывается, японские конструкторы своим изобретением сумели-таки вызвать у пассажиров морскую болезнь. В 1973 году в Японии был сконструирован и пущен в эксплуатацию поезд с наклоняющимися в стороны вагонами. Задумка была хорошей, ведь благодаря такой конструкции состав мог вписываться в повороты колеи, не снижая скорости. Разработчики не учли одного нюанса: большинство пассажиров нового поезда, доехав до конечной станции, вышли из вагонов, мягко говоря, позеленевшими от того, что их сильно укачало.

Поезда «с наклоном» были изобретением, опередившим свое время: развитие технологий в те годы не позволило доработать конструкцию и устранить такой существенный недостаток. Зато в наш век цифровых технологий машинисты поездов получили возможность контролировать наклон вагонов поезда буквально до одного градуса, и уже сегодня пассажирские составы, вписывающиеся в виражи не теряя скорости, курсируют более чем в 15 странах. При наклонах вагонов в поездах «нового поколения» пассажиры не только не испытывают дискомфорта, но часто даже ничего не замечают

В поезд с кислородной подушкой

Поезда настолько востребованы в транспортной инфраструктуре, что железнодорожные пути для них прокладывают везде, где только можно. Так в Китае существует известная Цинхай-Тибетская железная дорога - самая высокогорная магистраль в мире. Самая высокая точка дороги расположена более чем в 5000 метров над уровнем моря. Естественно, такие условия требуют и специальных поездов. Все вагоны для составов, курсирующих по Цинхай-Тибетской магистрали, полностью герметизированы, рядом с каждым пассажирским сиденьем имеются разъем, к которому при необходимости можно подключить кислородную трубку, и пульт управления подачей кислорода. На редких промежуточных станциях пассажирские вагоны даже не открываются, поскольку за их пределами, попросту говоря, нечем дышать.

Поезд без машиниста

Тринадцать лет назад в США ремонтная бригада занималась перетаскиванием состава из 47 вагонов с одной колеи на другую, и допустила техническую ошибку, в результате чего поезд тронулся с места и… укатился. Причем не просто укатился, а неконтролируемо понесся по рельсам со скоростью 76 км/час. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не вмешательство отважного машиниста: догнав «беглеца» на тепловозе, он сумел сцепиться с последним вагоном и затормозить весь состав. На момент остановки неуправляемого поезда, он успел проехать более чем 100 км.

Введение часовых поясов - инициатива английских железнодорожных компаний

Привычные для нас часовые пояса до начала XIX века просто не существовали - в них не было необходимости, поскольку время в каждом городе определяли по солнцу. Все изменилось с появлением железнодорожного транспорта: отсутствие «единого» во всех городах времени становилось не только серьезным препятствием для составления расписания движения поездов, но и возможной причиной аварий на ж/д дорогах.

1 декабря 1847 года на всех железнодорожных станциях в Великобритании состоялся переход на единое время, то есть в стране был установлен один часовой пояс по Гринвичу. Введением на своей территории стандартного времени и часовых поясов Америка и Канада также обязаны железнодорожным компаниям.

Не подумали о главном

В Швейцарии для местного бомонда: политиков, почетных гостей и т.д., было организовано железнодорожное турне. Работники железной дороги расстарались и для наибольшего комфорта пассажиров сформировали состав исключительно из вагонов-ресторанов… забыв о том, что в них конструктивно не предусмотрены туалеты. Результат очевиден: в пункте назначения, почетные гости, позабыв про важность и этикет, практически выпрыгивали из поезда, и, расталкивая встречающих их на перроне, устремлялись в известном направлении.

Такая привычная для нас вещь — железная дорога! Один из самых надежных и доступных и любимых многими видов транспорта. Купил билет на поезд, пришел на вокзал. Сейчас уже никто не вспоминает, что при открытии железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой проезд в первые трое суток сделали бесплатным именно потому, что все боялись этой «страшной штуки».

В среднем, каждый из нас 9 раз в год становится пассажиром железной дороги. Среднее число пассажиров ОАО «РЖД» в год — 1 миллиард 300 миллионов.

Самой примечательной железной дорогой считается Транссибирская магистраль. Она самая длинная в мире. От Москвы до Находки — 9438 км и 97 крупных станций. Ходит по этому маршруту фирменный поезд «Россия», который находится в пути 8 дней 4 часа и 25 минут.

Самая середина Транссиба так и называется: станция Половина. От нее одинаковое расстояние и до Москвы и до Владивостока.

Самый холодный участок Транссиба находится между станциями Могоча и Сковородино. Температура здесь достигает -62 градусов. Хотя географически это не самая северная точка магистрали.

А самая высокая точка, где проложены рельсы Транссиба, лежит на высоте 1040 м, между станциями Тургутуй и Яблоновая. Это 6110 км, Яблоновый перевал.

Самый длинный грузовой поезд был длиной 6,5 км, состоял из 440 вагонов и регулярно перевозил 42 000 тонн угля из Экибастуза на Урал еще во времена СССР. На другом краю света, в ЮАР, в 1989 году зафиксировали другой рекорд: поезд длиной 7,3 км, состоящий из 660 вагонов. Правда, больше эксперимент не повторяли. Колея не выдержала.

Первая железная дорога в России была грузовой, длиной 2 км. Построили ее на Урале, на Колывановском заводе и работала она на конной тяге.Первой пассажирской дорогой была известная всем Царскосельская.

Скорость первых пассажирских поездов в XIX веке была 33 км/час. А железнодорожники в то время были своего рода элитой: к ним относились, как, например, в начале 20 века к авиаторам, или в 60-х годах — к космонавтам. Современные поезда могут развивать до 580 км/ч.

Требования при приеме на работу путевых обходчиков за это время не поменялись: они должны обладать хорошим музыкальным слухом, т. к. определяют неисправность колеса по изменению тона, когда его простукивают.

По статистике, железная дорога в 45 раз безопаснее автомобиля. Тем, кто все равно беспокоится, специалисты советуют выбирать вагоны в середине состава, а в сидячих вагонах — купить жд билет на места против движения.

Любителей же острых ощущений приглашают в Аргентину. Там курсирует специально восстановленный для туристов легендарный поезд «Патагония экспресс». Кроме ярких впечатлений от местных пейзажей, можно неожиданно оказаться участником действия под названием «Ограбление поезда»:)

В Южной Америке много неожиданностей. Например, немецкие инженеры, обследовавшие Панамский перешеек для постройки Трансамериканской жд магистрали, сказали, что рельсы делать из местного железа невыгодно. Золото здесь более доступный металл...

Первый поезд был бесплатным

Открытие железнодорожного сообщения Москва – Санкт-Петербург стало настоящим событием. Вот только люд простой не спешил нововведением пользоваться. Страшная грохочущая штука вызывала неподдельный страх. Чтобы продвинуть железнодорожные перевозки в массы, решено было сделать проезд бесплатным. И эта мера возымела действие. Поезда очень скоро перестали бояться.

Жаль только, что бесплатный проезд из Москвы в Питер остался в далеком прошлом. История акции была недолгой. Бесплатно можно было проехаться туда и обратно только в первые трое суток после открытия соответствующей ветки железной дороги.

Магия чисел

Первые поезда в России и Европе были доступны примерно 9% населения тех городов, между которыми налаживалось железнодорожное сообщение. Сегодня (в среднем, конечно) каждый россиянин проезжает по железной дороге примерно 9 раз в год. А общее количество пассажиров давно перевалило за 1,3 миллиарда человек в год.

Примечательный Транссиб

Среди отечественных железных дорог самой примечательной была и остается Транссибирская магистраль. Статусов у нее много. Например, эта железная дорога известна как самая длинная в мире. Транссиб – это 9438 километров, больше 8 дней в пути. На маршруте поезд останавливается на 97 крупных станциях и проезжает множество мелких.


А еще на Транссибе есть половина пути. Станция, расположенная точно посередине железной дороги между Москвой и Владивостоком, так и называется. Расстояние от «Половины» до обоих городов одинаковое. Транссиб также считается самой холодной железной дорогой. Часть ее проходит по климатической зоне, где -62˚С – обычная температура. Примечательный факт: самая холодная точка маршрута не совпадает с самой северной.

Эволюция скорости

Первый пассажирский поезд в мире пошел по рельсам со скоростью, едва доходившей до отметки в 33 км/ч. Немногим позже разгоняться удавалось уже до 38 и даже 42 километров в час. Современные скоростные поезда гоняют по железной дороге со скоростью 320–430 км/ч. А экспериментальные инновационные составы способны разгоняться до 603 км/ч. И это, как говорят ученые и инженеры, далеко не предел.


Грузовые поезда тоже ставят рекорды

Первая грузовая железная дорога в России имела длину всего 2 километра. Приводилось в действие это чудо науки и техники своего времени – чем бы вы думали? Конной тягой!


Самые длинные товарняки в истории железной дороги ездили в разных концах света. Один перевозил уголь (ни много ни мало – 42000 тонн за рейс) на Урализ Экибастуза еще в эпоху СССР. Поезд состоял из 440 вагонов. Их общая длина перевалила за 6,5 километров.


Побит рекорд был в Южной Африке. Здесь на маршрут вышел поезд из 660 вагонов. Общая их длина составила 7,3 км. Вот только эксперимент, в отличие от советского, практического смысла не имел. Полотно не выдержало нагрузки, и железную дорогу пришлось надолго закрыть на ремонт.

Безопасность превыше всего

Боитесь ездить на поезде? Возможно, следующий факт поможет вам изменить свое отношение к этому транспорту. Перемещение по железной дороге является в 45 раз более безопасным, чем по автодороге. Риск попасть в аварию в поезде существенно ниже, чем в машине.


Хотите максимальных гарантий безопасности? Выбирайте перевозчика ТКС. Их месторасположение в составе и современное техническое оснащение обеспечивают безопасность и комфорт во время поездки.


Интересный факт №1

Ежегодно в России железнодорожным транспортом пользуются 1 300 000 000 пассажиров. То есть, каждый житель России в году 9 раз пользуется поездом. Однако эта цифра далеко не предел. В СССР на каждого человека приходилось 15 поездок на поезде.

Интересный факт №2

Самой длинной железной дорогой считается транссибирская магистраль, которая имеет протяженность около 9300 километров.

Интересный факт №3

Срединная станция Транссиба называется “Половина”. От нее до Москвы и до Владивостока одинаковое расстояние.

Интересный факт №4

Первая железная дорога была открыта между Петербургом и Москвой, причем первые трое суток перевозки осуществлялись бесплатно. Попросту никто не хотел кататься на такой неизведанной штуке, как поезд.

Интересный факт №5

Хотите работать в РЖД поступайте в железнодорожный институт в красноярске.

Интересный факт №6

Во Франции запрещено целоваться на вокзалах, так как это часто становилось причиной задержки поездов. Закон действует уже 100 лет, и его до сих пор никто не отменяет.

Интересный факт №7

Железная дорогаИзвестно, что у путевых обходчиков, которые проверяют исправность колес поезда, чуткий музыкальный слух. Ведь им приходится выявлять дефекты колес по изменению тона стука.

Интересный факт №8

В одном из поездов, который ездит в западной части Перу, проводники предоставляют кислородные подушки своим пассажирам. Дело в том, что поезд ездит по самой высокой железной дороге в мире, которая находится на высоте около трех километров.

Интересный факт №9

Как-то раз, в США, в штате Огайо, поезд столкнулся с пароходом. Озеро Огайо в тот момент вышло из берегов, и железная дорога погрузилась в метровую толщу воды. Машинист, однако, все равно решил проехать через реку, ну его путь преградил пароход.

Интересный факт №10

В Баварии в 1910 году был издан приказ от лица местного начальства, который запрещал распитие пива машинистам и кочегарам во время остановок.

Интересный факт №11

В Аргентине есть возможность проехаться на знаменитом поезде “Патагония – Экспресс”, пережившем в свое время ограбление века. Туристы, решившие прокатиться на этом поезде, не только смогут насладиться пейзажами за окном, но и невольно принять участие в запланированном представлении, имитирующей настоящее ограбление поезда.

Интересный факт №12

В Аргентине сейчас можно совершить экскурсию на легендарном поезде «Патагония-Экспресс», который восстановили специально для туристов. Кроме впечатлений от окрестных пейзажей, пассажиры могут без своего согласия стать участниками тщательно спланированной акции «Ограбление поезда».

Интересный факт №13

На протяжении нескольких лет существовал железнодорожный маршрут “Париж-Венеция”, где курсировал особый “Поезд любви”. В купе такого поезда было организовано особое обслуживание. В распоряжении пассажиров был телевизор, душевая кабинка, и специальная спальная полка на двух персон.

Интересный факт №14

Однажды в Швейцарии организовали турне на поезде, где находился весь высший свет швейцарского общества: чиновники, почетные граждане, политики и.т.д. По этому случаю, весь поезд был составлен из ресторанных вагонов. Однако организаторы сего празднества не учли того, что в вагонах-ресторанах в Швейцарии нет туалета. В результате, когда поезд дошел до пункта назначения, пассажиры попрыгивали из вагонов, удивляя всех граждан, собравшихся встречать почетных гостей.

  • В 1804 году выходец из Англии Ричард Тревитик изобрел первый поезд с локомотивной тягой. Пассажирский вагон там тоже был. Но ничего кроме улыбок на лицах зрителей он не вызывал. В него просто не решались сесть.
  • Эпопея пассажирских магистральных поездов началась 15 сентября 1830 года, когда из Ливерпуля в Манчестер отправился поезд, вмещающий уже не только осмелевших пассажиров, но и первый в мире почтовый вагон.
  • Целых три дня бесплатно курсировал первый в России поезд, соединявший Москву и Санкт-Петербург. «Страшная штука» настолько пугала потенциальных пассажиров, что ее старались обходить стороной.
  • В 1830 году в Англии решили устроить сногсшибательное по задумке соревнование между пятью паровозами. К сожалению, один из участников не отличался честностью и спрятал под металлическую обшивку живых лошадей. Можно не переживать. От участия в соревнованиях он был отстранен. Ни одна лошадь при этом не пострадала.
  • Первым пассажирам третьего класса в русских поездах приходилось путешествовать под скамьями. Все дело в том, что вагоны передней части состава путешествовали без крыши, и пассажирам ничего не оставалось делать, как в непогоду прятаться «под» свои места.
  • Небывалый случай произошел как-то в штате Огайо на железной дороге. Поезд столкнулся с пароходом. Это произошло из-за того, что близлежайшее к железнодорожным путям озеро вышло из берегов и «утопило» пути на один метр под водой. Машинист поезда оказался смелым малым и решил не останавливаться. К сожалению, такая смелость привела к столкновению состава с пароходом.
  • Нравятся ровные дороги? Смелей отправляйтесь в Австралию. 500 километров по пустынной равнине и ни одного поворота. Конечно же, такая дорога поселилась на страницах книги рекордов Гиннеса.
  • А вот Россия отличилась самой длинной железнодорожной магистралью в мире. 9,3 тыс. километров - такова протяженность Транссибирской магистрали.
  • «Половина» - именно такое название носит станция Транссибирской магистрали. Оттуда равное расстояние, как до далекого Владивостока, так и до такой же далекой Москвы.
  • Отправляясь на экскурсию на известном поезде «Патагония-Экспресс» будьте готовы к ограблению. Такое предложение очень привлекает туристов. Ведь можно не только полюбоваться пейзажами, но и почувствовать себя жертвами тщательно спланированного преступления.
  • Будете в Японии - обязательно загляните на станцию Сибуя. Памятник собаке, 10 лет встречавшей своего хозяина, уехавшего на поезде, это местная достопримечательность и трогательная история.

  • 100 лет назад на вокзалах во Франции запретили целоваться, дабы не возникало задержек при отправке поездов. К слову, закон действует и сегодня.
  • 6,5 километров и 440 вагонов - такова протяженность самого длинного грузового состава, сделанного, кстати, в России, и следовавшего по маршруту Экибастуз - Урал.
  • Кислородная подушка - это необходимый атрибут каждого пассажира, садящегося в поезд на западе Перу. Еще бы! Вас ждет путешествие на высоте более 3 километров - по самой высокогорной железной дороге.
  • Новичкам всегда везет - именно эта примета заставляет самых азартных жителей Монте-Карло выходить к вновь прибывшим поездам и встречать приезжающих. Вас не только встретят, но еще и предложат деньги для игры (ведь вам же обязательно повезет, как новичку), выигрыш заберет владелец денег, но свой процент вы обязательно получите.
  • Самые романтичные города Европы - Париж и Венецию соединяет «поезд любви». Телевизор, душевая кабинка, двуспальная полка и VIP-обслуживание - что еще нужно для романтики?!

  • «Россия», «Байкал», «Красная стрела» - у поездов тоже есть имена и названия. Наиболее отличился маршрут «Ростов-Одесса». Пассажиры прозвали его «Папа-Мама».
  • Японцы всегда заботятся о комфортабельности своих поездов. Ими создан состав на магнитной подушке. Со скоростью 517 км/час вас доставят в любую точку вашего маршрута.
  • Платформа с ракетным двигателем в штате Нью-Мексико позволила составу развить максимальную на сегодняшний день скорость - 9851 км/час!
  • Российские железные дороги обещают в будущем ввести в эксплуатацию двухъярусные пассажирские вагоны, где все будет сделано для максимального комфорта людей - душ, туалет, кондиционер, да и стоить они будут намного дешевле.

Как видите, курьезных случаев и забавных и увлекательных фактов про поезда и железные дороги огромное множество. Путешествуйте! Наблюдайте! Узнавайте новое! Пусть железнодорожные переезды для вас всегда будут интересны и познавательны!