Испанская драматургия: Тирсо де Молина. «Севильский озорник, или Каменный гость

Перевод Ю. Корнеева

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Дон Дьего Тенорьо, старик.

Дон Хуан Тенорьо, его сын.

Каталинон, лакей.

Король Неаполитанский.

Герцог Октавьо.

Дон Педро Тенорьо, испанский посол в Неаполе.

Маркиз де да Мота.

Дон Гонсало де Ульоа.

Альфонс XI, король Кастильский.

Фабьо, слуга.

Изабелла, герцогиня.

Донья Анна де Ульоа.

Тисбея, рыбачка.

Фелиса, рыбачка.

Анфрисо |

Коридон |

} крестьяне.

Патрисьо |

Аминта, дочь Гасено.

Белиса, крестьянка.

Рипьо, слуга.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Зал во дворце короля Неаполитанского.

Ночь. Сцена погружена во мрак.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Дон Хуан, закрывающий лицо плащом, герцогиня Изабелла.

Изабелла

Герцог, вам пора идти.

Выход здесь.

О герцогиня,

Верность клятве, данной ныне,

Обещаю я блюсти.

Изабелла

Ах, Октавио, ужели

Все заветные мечтанья,

Чаянья и упованья

Сбудутся на самом деле?

Да, любовь моя.

Изабелла

Изабелла

На ниспосланный мне клад

Бросить я хоть раз хочу.

Нет, иначе свет задуть

Мне придется.

Изабелла

О, предвечный!

Кто со мною?

Первый встречный.

Изабелла

Вы не герцог?

Я? Отнюдь.

Изабелла

Помогите!..

Вы себя же

Этим губите. Ни звука!

Где тут двери? Дайте руку!

Изабелла

Прочь, мерзавец! Слуги! Стража!

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Те же. Король Неаполитанский с зажженным шандалом в руке.

Что за крик?

Изабелла (в сторону)

Король!.. О, боже!

Кто здесь?

Что уж тут хитрить!

Женщина с мужчиной.

Король (в сторону)

Любопытным мне негоже.

(Стараясь не смотреть на Изабеллу.)

Стража, взять его!

Изабелла (закрывая лицо)

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Те же. Дон Педро Тенорьо, испанский посол, и стража.

Дон Педро

Государь, кто в час такой

Смел нарушить ваш покой?

Кто бесчинно здесь шумит?

Вы, Тенорьо, и должны

Сами этого дознаться:

Поручаю вам заняться

Рассмотреньем их вины

Так, чтоб до ушей молвы

Весть о том не долетела.

Мне ж, мой друг, вникать не дело

В дело, что ведете вы.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же, кроме короля.

Дон Педро

Взять преступника!

Дон Хуан (обнажая шпагу)

Не вступайте в бой со мною.

Жизнь продам я лишь ценою

Жизни дюжины солдат.

Дон Педро

Вам дорогонько

Обойдется смерть моя:

При после испанском я

Состою. Попробуй, тронь-ка!

Лишь ему, коль близко он,

Я свой меч готов отдать.

Дон Педро

Стража, за дверями ждать!

Эту даму - тоже вон!

Стража уводит Изабеллу.

ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

Дон Хуан, дон Педро.

Дон Педро

Мы одни. Коль вы не трус,

Докажите это шпагой.

Хоть не скуден я отвагой,

С вами, дядя, не дерусь.

Дон Педро

Я сказал вам ясно:

Ваш племянник.

Дон Педро (в сторону)

Горюшка я с ним хлебну.

Что ты выкинул, несчастный?

Говори, гуляка шалый,

Для какой затеи мерзкой

Во дворец проник ты дерзко?

Да тебя повесить мало!

И вы, сеньор,

Были юны и любили.

Просто это вы забыли,

Ставя мне любовь в укор.

Потому, хоть вы сердиты,

Сознаюсь во всем я смело:

Герцогиней Изабеллой

Овладел я.

Дон Педро

Не кричи ты!

Как ее ты взял?

Неслышно

К ней я в темноте прокрался,

И Октавио назвался,

Дон Педро

Молчи. Слова излишни.

(В сторону.)

Если королю доложат,

Что случилось, - мне конец.

Как же быть, благой творец?

Только хитрость тут поможет.

Мало с нас того, что честь

У севильской дамы знатной

Ты похитил, хлыщ развратный!

То же ты творишь и здесь,

При дворе, куда решил

Твой отец тебя услать.

Ты насилие опять,

Беззаконник, совершил.

Не успел до итальянских

Ты добраться берегов

И найти приют и кров

В землях неаполитанских,

Как уже воздал, негодный,

За радушье поношеньем

Озорством и совращеньем

Герцогини благородной.

В ад пойдешь ты!.. Но не след

Время тратить зря сейчас.

Как нам быть на этот раз?

Вот на что мне дай ответ.

Коль пущусь я в оправданья,

Вы решите - лгу я вновь.

Кровь моя - то ваша кровь

Да искупит злодеянье.

К дядиным припав коленям,

Смерть приму я. Вот мой меч.

(Преклоняет колено и протягивает шпагу дону Педро.)

Дон Педро

Встань. Мой гнев успел отлечь.

Тронут я твоим смиреньем.

Вон балкон. Достанет сил

Спрыгнуть?

Спрыгну без опаски:

Окрылен я вашей лаской.

Дон Педро

Я помочь тебе решил.

Уезжай в Милан и там

Жди да не бесчинствуй снова.

Дон Педро

А не лжешь?

Ну, что вы!

Дон Педро

Знать тебе письмом я дам

О последствиях событий

Этой ночи.

Дон Хуан (в сторону)

Шалость вновь мне с рук сошла.

Вы меня уж не вините.

Дон Педро

Молодость твою виню я,

Не тебя. Беги, Хуан.

(В сторону.)

Но не в Милан,

А в Испанию родную.

ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ

Дон Педро, король Неаполитанский.

Дон Педро (входящему королю)

Правосудный государь,

Я исполнил вашу волю.

Тот мужчина...

Дон Педро

Наших шпаг молниеносных.

Дон Педро

Вот как случилось это.

Чуть приказ был вами отдан,

Обмотал плащом он руку,

Вытащил клинок из ножен

И на нас, в свою защиту

Даже слова не промолвив,

Первым ринулся отважно.

Но, пробить себе дорогу

Не сумев сквозь стену копий

И отчаянья исполнясь,

В сад вот с этого балкона

Спрыгнул. Мы - за ним в погоню

И его настигли вскоре:

Он валялся в луже крови,

Как змея, кольцом свернувшись.

Но, завидев стражу снова

И услышав крики: "Бей!"

Он с земли вскочил проворно

И во тьме исчез быстрее,

Чем смогли схватить его мы.

Что до женщины, чье имя

Слух ваш поразит бесспорно,

Так как это Изабелла,

То она вон в том покое

И твердит, что ночью с нею

Был Октавио, который

Ею овладел коварно.

Дон Педро

Нет, это правда.

Если честь - душа мужчины,

Для чего ее ты отдал

Женщине на сохраненье,

Хоть и знал ее нестойкость?

ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ

Те же, слуга, потом Изабелла и стража.

Слуга (входя)

Что государь велит?

Пусть доставят для допроса

К нам немедля эту даму.

Дон Педро

Стража вводит Изабеллу.

Изабелла (в сторону)

Мне стыдно в очи

Глянуть королю.

Выйдут все и дверь затворят.

Слуга и стража уходят.

Женщина, скажи, какой

Несчастливою звездою

Путь тебе был предначертан

В мой дворец, чью сень сегодня

Ты столь дерзко осквернила?

Изабелла

Государь, но я...

Позолотой слов не скроешь

Ты пятно обиды черной.

Кто с тобой был ночью? Герцог?

Изабелла

Так, значит, слуги, войско,

Стража, башни - не защита

От мальчишки Купидона?

Значит, он проходит даже

Через толщу стен дворцовых?

Эту женщину, дон Педро,

В тайную темницу бросьте.

Герцога схватите тоже

И в секрете от придворных

К нам доставьте. Пусть он сдержит

Данное им даме слово.

Изабелла

Государь, меня хоть взглядом

Подарите.

Недостойна

Лик наш видеть та, кто нас

Оскорбляет за спиною.

Дон Педро

Ну, идемте, герцогиня.

Изабелла (в сторону)

Я виновна, но позора

Избегу, коль скоро герцог

Грех прикрыть женитьбой склонен.

Зал во дворце герцога Октавьо.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Герцог Октавьо, Рипьо.

Отчего в столь ранний час

Встали вы, сеньор? Что с вами?

Тирсо де Молина

«Севильский озорник, или Каменный гость»

Дворец короля Неаполитанского. Ночь. Дон Хуан выходит от герцогини Изабеллы, которая принимает его за своего возлюбленного герцога Октавьо. Она хочет зажечь свечу, но дон Хуан останавливает её. Изабелла вдруг понимает, что с ней был не Октавьо, и зовёт на помощь. На шум приходит Король Неаполитанский и приказывает страже схватить дона Хуана и Изабеллу. Он поручает испанскому послу дону Педро Тенорьо разобраться в том, что произошло, и уходит. Дон Педро приказывает увести Изабеллу. Когда дон Педро и дон Хуан остаются с глазу на глаз, дон Хуан рассказывает, как хитростью пробрался к Изабелле и овладел ею. Дон Хуан — племянник дона Педро, и дяде волей-неволей приходится покрывать его проделки. Опасаясь монаршего гнева, он отсылает дона Хуана в Милан и обещает сообщить племяннику о последствиях его обмана. Дон Педро докладывает Королю Неаполитанскому, что мужчина, которого схватила стража, прыгнул с балкона и бежал, а дама, которая оказалась герцогиней Изабеллой, утверждает, что ночью к ней явился герцог Октавьо и коварно овладел ею. Король приказывает бросить Изабеллу в темницу, а Октавьо схватить и насильно женить на Изабелле. Дон Педро и стражники приходят в дом Октавьо. Дон Педро именем короля обвиняет его в том, что он обесчестил Изабеллу, поверившую его посулам. Октавьо, узнав о неверности возлюбленной, приходит в отчаяние и решает тайно бежать в Испанию. Дон Хуан, вместо того чтобы отправиться в Милан, тоже плывёт в Испанию.

Юная рыбачка Тисбея сидит на берегу моря близ Таррагоны и удит рыбу. Все её подруги влюблены, ей же неведомы муки любви, и она радуется, что ни страсть, ни ревность не отравляют её жизнь. Вдруг раздаётся крик: «Спасите! Тону!», и вскоре на сушу выбираются двое мужчин: это дон Хуан и его слуга Каталинон. Дон Хуан спас тонувшего слугу, но, выйдя на сушу, рухнул без сознания. Тисбея посылает Каталинона за рыбаками, а сама кладёт голову дона Хуана к себе на колени. Дон Хуан приходит в чувство и, видя красоту девушки, объясняется ей в любви. Рыбаки отводят дона Хуана в дом Тисбеи. Дон Хуан приказывает Каталинону раздобыть лошадей, чтобы незаметно ускользнуть перед рассветом. Каталинон пытается усовестить хозяина: «Бросить девушку и скрыться — / Это ль за радушье плата?», но дон Хуан вспоминает Энея, который бросил Дидону. Дон Хуан клянётся Тисбее в любви и обещает взять её в жены, но, после того как доверчивая девушка отдаётся ему, он на одолженных ею же конях сбегает вместе с Каталиноном. Тисбея оплакивает свою погубленную честь.

Король Альфонс Кастильский беседует с доном Гонсало де Ульоа, вернувшимся из Лиссабона. Гонсало рассказывает о красоте Лиссабона, называя его восьмым чудом света. Король, чтобы вознаградить Гонсало за верную службу, обещает сам найти достойного жениха для его красавицы дочери. Он намерен выдать её за дона Хуана Тенорьо. Гонсало по душе будущий зять — ведь он происходит из знатного севильского рода.

Отец дона Хуана дон Дьего получает письмо от своего брата дона Педро, где тот рассказывает, как дон Хуан был застигнут ночью с герцогиней Изабеллой. Король Альфонс Кастильский, узнав об этом, спрашивает, где сейчас дон Хуан. Выясняется, что он этой ночью приехал в Севилью. Король собирается обо всем сообщить в Неаполь, женить дона Хуана на Изабелле и избавить от незаслуженной кары герцога Октавьо. А пока из уважения к заслугам отца он отправляет дона Хуана в изгнание в Лебриху. Король сожалеет о том, что слишком поспешно просватал дочь дона Гонсало за дона Хуана, и, чтобы не обидеть дона Гонсало, решает назначить его гофмаршалом. Слуга докладывает Королю, что приехал герцог Октавьо и просит принять его. Король и дон Дьего думают, что Октавьо все знает и будет просить позволения вызвать дона Хуана на поединок. Дон Дьего, тревожась за жизнь сына, просит Короля предотвратить дуэль. Король ласково принимает Октавьо. Он обещает написать Королю Неаполитанскому, чтобы тот снял с него опалу, и предлагает ему взять в жены дочь дона Гонсало де Ульоа. Дон Дьего приглашает Октавьо в свой дом. Встретившись случайно с доном Хуаном, Октавьо, не знающий, что дон Хуан — виновник всех его страданий, обменивается с ним заверениями в дружбе. Друг дона Хуана маркиз де ла Мота пеняет дону Хуану на то, что тот его совсем забыл. Они часто озорничали вместе, и дон Хуан расспрашивает Моту о знакомых красотках. Мота поверяет дону Хуану свою сердечную тайну: он влюблён в свою кузину донью Анну, и она тоже любит его, но, на беду король уже просватал её за другого. Мота написал донье Анне и сейчас ждёт от неё ответа. Он торопится по делам, и дон Хуан предлагает подождать письма вместо него. Когда Мота уходит, служанка доньи Анны передаёт дону Хуану записку для Моты. Дон Хуан радуется:


Мне служить сама удача
Почтальоном подрядилась.
Ясно, что письмо от дамы,
Чью красу маркиз нескромный
Превознёс. Вот повезло мне!
Славлюсь я не зря, как самый
Беспардонный озорник:
Я действительно мастак
Девушек бесчестить так,
Чтобы не было улик.

Дон Хуан распечатывает письмо. Донья Анна пишет, что для неё «трёх смертей страшней втройне» жить с нелюбимым супругом, и если Мота хочет связать с ней свою судьбу, пусть придёт к ней в одиннадцать часов, надев цветной плащ, чтобы его было легче узнать. Дон Хуан передаёт маркизу де ла Мота, что его избранница ждёт его в полночь в своей спальне и просит надеть цветной плащ, чтобы дуэньи его узнали. Мота вне себя от счастья. Дон Хуан радуется предстоящему приключению.

Дон Дьего бранит сына за то, что тот порочит их славный род, и передаёт ему приказ Короля немедленно покинуть Севилью и отправиться в Лебриху.

Дон Хуан ночью встречает Моту, который ждёт не дождётся свидания с доньей Анной. Поскольку до полуночи ещё целый час, а дон Хуан ищет развлечений. Мота показывает ему, где живёт Беатриса, и одалживает свой цветной плащ, чтобы красавица приняла дона Хуана за Моту и была с ним ласкова. Дон Хуан в плаще Моты отправляется не к Беатрисе, а к донье Анне, но ему не удаётся обмануть девушку, и она прогоняет наглеца. На крик дочери прибегает дон Гонсало с обнажённой шпагой. Он не даёт дону Хуану убежать, и, чтобы спастись, тот закалывает дона Гонсало.

Выскочив из дома дона Гонсало, дон Хуан сталкивается с Мотой, который торопливо забирает свой плащ, ибо вот-вот наступит полночь. Дон Хуан успевает сказать ему, что его шалость плохо кончилась, и Мота готовится расхлёбывать упрёки Беатрисы. Дон Хуан скрывается. Мота слышит крики и хочет выяснить, в чем дело, но тут его хватает стража. Дон Дьего приводит Моту к королю Альфонсу Кастильскому, который приказывает судить и завтра же казнить злодея. Мота не может понять, в чем дело, но никто ничего ему не объясняет. Король велит похоронить славного Командора — дона Гонсало — со всеми почестями.

В поле близ деревни Дос Эрманас крестьяне празднуют свадьбу Патрисьо и Аминты. Пастухи поют песни. Неожиданно появляется Каталинон, который сообщает, что вскоре прибудет новый гость — дон Хуан Тенорьо. Гасено, отец невесты, радуется приезду знатного сеньора, Патрисьо же совсем не рад незваному гостю. Когда дон Хуан подходит к праздничному столу, Гасено просит гостей потесниться, но дон Хуан, которому приглянулась Аминта, садится прямо рядом с ней. После свадебного пира дон Хуан заявляет Патрисьо, что Аминта — его давняя любовница и сама пригласила его повидаться в последний раз перед тем, как с горя выйдет замуж за другого. Услышав такое о невесте, Патрисьо без сожалений уступает её дону Хуану. Дон Хуан, попросив у Гасено руку Аминты и приказав Каталинону оседлать коней и подать их к деннице, отправляется к Аминте в спальню. Аминта хочет прогнать его, но дон Хуан говорит, что Патрисьо забыл её и отныне он, дон Хуан, — её муж. Сладкие речи обманщика, который говорит, что готов на ней жениться даже вопреки отцовской воле, смягчают сердце девушки, и она отдаётся дону Хуану.

Изабелла по пути в Севилью, где её ждёт свадьба с доном Хуаном, встречает Тисбею, которая поверяет ей своё горе: дон Хуан соблазнил её и бросил. Тисбея хочет отомстить обманщику и пожаловаться на него Королю. Изабелла берет её себе в спутницы.

Дон Хуан в часовне разговаривает с Каталиноном. Слуга рассказывает, что Октавьо дознался, кто виновник всех его бед, и маркиз де ла Мота также доказал свою непричастность к убийству дона Гонсало, Заметив гробницу Командора, дон Хуан читает надпись на ней:


Кавальеро здесь зарыт.
Ждёт он, что десница Божья
Душегубу отомстит.

Дон Хуан дёргает статую Командора за бороду, потом приглашает каменное изваяние к себе на ужин. Вечером, когда дон Хуан с Каталиноном садятся за стол, раздаётся стук в дверь. Слуга, посланный открыть дверь, не может от страха вымолвить ни слова; трусливый Каталинон, которому дон Хуан велит впустить гостя, словно язык проглотил от ужаса. Дон Хуан берет свечу и подходит к двери сам. Входит дон Гонсало в том виде, в каком он изваян над своей гробницей. Он медленно приближается к дону Хуану, который в смятении отступает. Дон Хуан приглашает каменного гостя за стол. После ужина Командор делает знак дону Хуану отослать слуг. Оставшись с ним один на один. Командор берет с дона Хуана слово завтра в десять прийти к нему на ужин в часовню в сопровождении слуги. Статуя уходит. Дон Хуан храбрится, пытаясь побороть ужас.

Изабелла приезжает в Севилью. Мысль о позоре не даёт ей покоя, и она чахнет с горя. Дон Дьего просит Короля снять опалу с дона Хуана, коль скоро он собирается женить его на герцогине Изабелле. Король обещает не только снять опалу, но и пожаловать дону Хуану титул графа, чтобы не страдала гордость Изабеллы, ведь Октавьо, с которым она прежде была обручена, — герцог. Королева просила Короля простить маркиза де ла Мота, и Король приказывает освободить маркиза и женить его на донье Анне. Октавьо просит у Короля позволения вызвать дона Хуана на поединок, но Король отказывает ему.

Аминта с отцом разыскивают дона Хуана. Встретив Октавьо, они спрашивают, где им его найти. Октавьо, выяснив, зачем он им нужен, советует Гасено купить дочери наряд, похожий на придворный, и обещает сам отвести её к Королю.

Ночью должна состояться свадьба дона Хуана и Изабеллы, но перед этим дон Хуан собирается сдержать слово и навестить статую Командора. Когда они с Каталиноном приходят в часовню, где погребён дон Гонсало, Командор приглашает их разделить с ним трапезу. Он велит дону Хуану поднять надгробную плиту — под ней стоит чёрный стол, накрытый для ужина. Два призрака в чёрном приносят стулья. На столе — скорпионы, жабы, змеи, из питья — желчь и уксус. После ужина Командор протягивает руку дону Хуану. Дон Хуан подаёт ему свою. Сжав руку дона Хуана, статуя говорит:


Неисповедим Господь
В праведных своих решеньях.
Хочет он, чтоб был наказан
Ты за все свои злодейства
Этой мёртвою рукою.
Вышний приговор гласит:
«По поступкам и возмездье».

Дон Хуан говорит, что донья Анна чиста: он не успел обесчестить её. Он просит привести священника, чтобы тот отпустил ему грехи. Но дон Гонсало неумолим. Дон Хуан умирает. Раздаётся грохот, гробница вместе с доном Хуаном и доном Гонсало проваливается, а Каталинон падает на пол.

Патрисьо и Гасено приходят к Королю с жалобой на дона Хуана, обманом отнявшего у Патрисьо Аминту. К ним присоединяется Тисбея, которую дон Хуан обесчестил. За ней приходит маркиз де ла Мота. Он нашёл свидетелей, готовых подтвердить, что преступление, за которое его заключили в темницу, совершил не он, а дон Хуан. Король приказывает схватить и казнить злодея. Дон Дьего также просит осудить дона Хуана на смерть. Появляется Каталинон. Он рассказывает, что произошло в часовне. Услышав о справедливой каре, постигшей негодяя. Король предлагает поскорее справить три свадьбы: Октавьо с овдовевшей Изабеллой, Моты с доньей Анной и Патрисьо с Аминтой.

Дон Хуан под покровом ночи прокрался в покои Изабеллы, в замке Неаполитанского короля, под видом герцога Октавьо. Когда герцогиня узнала об обмане, вызвала стражу. На шум прибежал дядя Дона Хуана - Педро Тенорьо. Чтобы избежать позора племенника, Педро сообщает королю, что герцог Октавьо силой овладел Изабеллой, а племенника отправляет в Испанию. Герцога силой заставляют жениться на Изабелле. Дон Хуан успешно избегает наказания.

Тисбея сидя на берегу реки ловит рыбу. Вдруг девушка слышит крики и спешит на помощь. Помощь оказалась нужна Дону Хуану, который спас своего слугу Каталинона, но сам потерял сознание. Дон Хуан признаётся в любви Тисбеи и обещает жениться на ней. Рыбаки отводят его в дом девушки. Ночью девушка отдаётся Дону Хуану, а тот сбегает вместе со своим слугой на её же лошадях. Тисбея оплакивает погубленную жизнь.

Отец дона Хуана дон Дьего, получает письмо от брата. В письме сообщается, что его сын был пойман ночью в покоях Изабеллы, но избежал наказания. Об этом становится известно Королю Альфонсу Костильскому. Он собирается сообщить об этом в Неаполь, но пока отправляет Дона Хуана в Лебриху.

В дом Дона Дьего приезжает герцог Октавьо. Дон беспокоится, что ему стало известно о вине сына, и что герцог собирается вызвать Дона Хуана на дуэль. Дон Дьего просит Короля Альфонса не сообщать ничего Октавьо.

Дон Хаун встречает старого знакомого Моту. Мота признаётся, что влюблён в донью Анну. Хуан решает позабавиться, и перехватив письмо Анны, отправляет Моту вместо сада в её покои. Дон Дъего злится на сына и винит его в семейном позоре.

В одиннадцать часов, Дон Хуан одалживает плащ Моты, чтобы отправиться к Беатрисе, но вместо этого идёт в комнату доньи Анны. Однако девушка замечает подмену, и на шум прибегает её отец - дон Гонсало. Дон Хуан закалывает его шпагой. Выскочив на улицу, Дон Хуан отдаёт плащ Моту, и несчастного обвиняют в преступлении, которого он не делал.

По дороге в Севилью, Изабелла встречает Тисбею. Девушка рассказала герцогине о своей беде, и они вместе решили пожаловаться королю. К их жалобе присоединяются Октавьо, Моту, Патрисьо и Гасено. Король приговаривает Дон Хуана к смерти, но священник рассказывает, что дух Дона Гонсало, в образе каменного изваяния, убил злодея и забрал его в подземелье гробницы.

Дворец короля Неаполитанского. Ночь. Дон Хуан выходит от герцогини Изабеллы, которая принимает его за своего возлюбленного герцога Октавьо. Она хочет зажечь свечу, но дон Хуан останавливает её. Изабелла вдруг понимает, что с ней был не Октавьо, и зовет на помощь. На шум приходит Король Неаполитанский и приказывает страже схватить дона Хуана и Изабеллу. Он поручает испанскому послу дону Педро Тенорьо разобраться в том, что произошло, и уходит. Дон Педро приказывает увести Изабеллу. Когда дон Педро и дон Хуан остаются с глазу на глаз, дон Хуан рассказывает, как хитростью пробрался к Изабелле и овладел ею. Дон Хуан - племянник дона Педро, и дяде волей-неволей приходится покрывать его проделки. Опасаясь монаршего гнева, он отсылает дона Хуана в Милан и обещает сообщить племяннику о последствиях его обмана. Дон Педро докладывает Королю Неаполитанскому, что мужчина, которого схватила стража, прыгнул с балкона и бежал, а дама, которая оказалась герцогиней Изабеллой, утверждает, что ночью к ней явился герцог Октавьо и коварно овладел ею. Король приказывает бросить Изабеллу в темницу, а Октавьо схватить и насильно женить на Изабелле. Дон Педро и стражники приходят в дом Октавьо. Дон Педро именем короля обвиняет его в том, что он обесчестил Изабеллу, поверившую его посулам. Октавьо, узнав о неверности возлюбленной, приходит в отчаяние и решает тайно бежать в Испанию. Дон Хуан, вместо того чтобы отправиться в Милан, тоже плывет в Испанию.

Юная рыбачка Тисбея сидит на берегу моря близ Таррагоны и удит рыбу. Все её подруги влюблены, ей же неведомы муки любви, и она радуется, что ни страсть, ни ревность не отравляют её жизнь. Вдруг раздается крик: «Спасите! Тону!», и вскоре на сушу выбираются двое мужчин: это дон Хуан и его слуга Каталинон. Дон Хуан спас тонувшего слугу, но, выйдя на сушу, рухнул без сознания. Тисбея посылает Каталинона за рыбаками, а сама кладет голову дона Хуана к себе на колени. Дон Хуан приходит в чувство и, видя красоту девушки, объясняется ей в любви. Рыбаки отводят дона Хуана в дом Тисбеи. Дон Хуан приказывает Каталинону раздобыть лошадей, чтобы незаметно ускользнуть перед рассветом. Каталинон пытается усовестить хозяина: «Бросить девушку и скрыться - / Это ль за радушье плата?», но дон Хуан вспоминает Энея, который бросил Дидону. Дон Хуан клянется Тисбее в любви и обещает взять её в жены, но, после того как доверчивая девушка отдается ему, он на одолженных ею же конях сбегает вместе с Каталиноном. Тисбея оплакивает свою погубленную честь.

Король Альфонс Кастильский беседует с доном Гонсало де Ульоа, вернувшимся из Лиссабона. Гонсало рассказывает о красоте Лиссабона, называя его восьмым чудом света. Король, чтобы вознаградить Гонсало за верную службу, обещает сам найти достойного жениха для его красавицы дочери. Он намерен выдать её за дона Хуана Тенорьо. Гонсало по душе будущий зять - ведь он происходит из знатного севильского рода.

Отец дона Хуана дон Дьего получает письмо от своего брата дона Педро, где тот рассказывает, как дон Хуан был застигнут ночью с герцогиней Изабеллой. Король Альфонс Кастильский, узнав об этом, спрашивает, где сейчас дон Хуан. Выясняется, что он этой ночью приехал в Севилью. Король собирается обо всем сообщить в Неаполь, женить дона Хуана на Изабелле и избавить от незаслуженной кары герцога Октавьо. А пока из уважения к заслугам отца он отправляет дона Хуана в изгнание в Аебриху. Король сожалеет о том, что слишком поспешно просватал дочь дона Гонсало за дона Хуана, и, чтобы не обидеть дона Гонсало, решает назначить его гофмаршалом. Слуга докладывает Королю, что приехал герцог Октавьо и просит принять его. Король и дон Дьего думают, что Октавьо все знает и будет просить позволения вызвать дона Хуана на поединок. Дон Дьего, тревожась за жизнь сына, просит Короля предотвратить дуэль. Король ласково принимает Октавьо. Он обещает написать Королю Неаполитанскому, чтобы тот снял с него опалу, и предлагает ему взять в жены дочь дона Гонсало де Ульоа. Дон Дьего приглашает Октавьо в свой дом. Встретившись случайно с доном Хуаном, Октавьо, не знающий, что дон Хуан - виновник всех его страданий, обменивается с ним заверениями в дружбе. Друг дона Хуана маркиз де ла Мота пеняет дону Хуану на то, что тот его совсем забыл. Они часто озорничали вместе, и дон Хуан расспрашивает Моту о знакомых красотках. Мота поверяет дону Хуану свою сердечную тайну: он влюблен в свою кузину донью Анну, и она тоже любит его, но, на беду. Король уже просватал её за другого. Мота написал донье Анне и сейчас ждет от нее ответа. Он торопится по делам, и дон Хуан предлагает подождать письма вместо него. Когда Мота уходит, служанка доньи Анны передает дону Хуану записку для Моты. Дон Хуан радуется: «Мне служить сама удача / Почтальоном подрядилась. / Ясно, что письмо от дамы, / Чью красу маркиз нескромный / Превознес. Вот повезло мне! / Славлюсь я не зря, как самый / Беспардонный озорник: / Я действительно мастак / Девушек бесчестить так, / Чтобы не было улик». Дон Хуан распечатывает письмо. Донья Анна пишет, что для нее «трех смертей страшней втройне» жить с нелюбимым супругом, и если Мота хочет связать с ней свою судьбу, пусть придет к ней в одиннадцать часов, надев цветной плащ, чтобы его было легче узнать. Дон Хуан передает маркизу де ла Мота, что его избранница ждет его в полночь в своей спальне и просит надеть цветной плащ, чтобы дуэньи его узнали. Мота вне себя от счастья. Дон Хуан радуется предстоящему приключению.

Дон Дьего бранит сына за то, что тот порочит их славный род, и передает ему приказ Короля немедленно покинуть Севилью и отправиться в Лебриху.

Дон Хуан ночью встречает Моту, который ждет не дождется свидания с доньей Анной. Поскольку до полуночи еще целый час, а дон Хуан ищет развлечений. Мота показывает ему, где живет Беатриса, и одалживает свой цветной плащ, чтобы красавица приняла дона Хуана за Моту и была с ним ласкова. Дон Хуан в плаще Моты отправляется не к Беатрисе, а к донье Анне, но ему не удается обмануть девушку, и она прогоняет наглеца. На крик дочери прибегает дон Гонсало с обнаженной шпагой. Он не дает дону Хуану убежать, и, чтобы спастись, тот закалывает дона Гонсало.

Выскочив из дома дона Гонсало, дон Хуан сталкивается с Мотой, который торопливо забирает свой плащ, ибо вот-вот наступит полночь. Дон Хуан успевает сказать ему, что его шалость плохо кончилась, и Мота готовится расхлебывать упреки Беатрисы. Дон Хуан скрывается. Мота слышит крики и хочет выяснить, в чем дело, но тут его хватает стража. Дон Дьего приводит Моту к королю Альфонсу Кастильскому, который приказывает судить и завтра же казнить злодея. Мота не может понять, в чем дело, но никто ничего ему не объясняет. Король велит похоронить славного Командора - дона Гонсало - со всеми почестями.

В поле близ деревни Дос Эрманас крестьяне празднуют свадьбу Патрисьо и Аминты. Пастухи поют песни. Неожиданно появляется Каталинон, который сообщает, что вскоре прибудет новый гость - дон Хуан Тенорьо. Гасено, отец невесты, радуется приезду знатного сеньора, Патрисьо же совсем не рад незваному гостю. Когда дон Хуан подходит к праздничному столу, Гасено просит гостей потесниться, но дон Хуан, которому приглянулась Аминта, садится прямо рядом с ней. После свадебного пира дон Хуан заявляет Патрисьо, что Аминта - его давняя любовница и сама пригласила его повидаться в последний раз перед тем, как с горя выйдет замуж за другого. Услышав такое о невесте, Патрисьо без сожалений уступает её дону Хуану. Дон Хуан, попросив у Гасено руку Аминты и приказав Каталинону оседлать коней и подать их к деннице, отправляется к Аминте в спальню. Аминта хочет прогнать его, но дон Хуан говорит, что Патрисьо забыл её и отныне он, дон Хуан, - её муж. Сладкие речи обманщика, который говорит, что готов на ней жениться даже вопреки отцовской воле, смягчают сердце девушки, и она отдается дону Хуану.

Изабелла по пути в Севилью, где её ждет свадьба с доном Хуаном, встречает Тисбею, которая поверяет ей свое горе: дон Хуан соблазнил её и бросил. Тисбея хочет отомстить обманщику и пожаловаться на него Королю. Изабелла берет её себе в спутницы.

Дон Хуан в часовне разговаривает с Каталиноном. Слуга рассказывает, что Октавьо дознался, кто виновник всех его бед, и маркиз де да Мота также доказал свою непричастность к убийству дона Гонсало, Заметив гробницу Командора, дон Хуан читает надпись на ней: «Кавальеро здесь зарыт. / Ждет он, что десница Божья / Душегубу отомстит». Дон Хуан дергает статую Командора за бороду, потом приглашает каменное изваяние к себе на ужин. Вечером, когда дон Хуан с Каталиноном садятся за стол, раздается стук в дверь. Слуга, посланный открыть дверь, не может от страха вымолвить ни слова; трусливый Каталинон, которому дон Хуан велит впустить гостя, словно язык проглотил от ужаса. Дон Хуан берет свечу и подходит к двери сам. Входит дон Гонсало в том виде, в каком он изваян над своей гробницей. Он медленно приближается к дону Хуану, который в смятении отступает. Дон Хуан приглашает каменного гостя за стол. После ужина Командор делает знак дону Хуану отослать слуг. Оставшись с ним один на один. Командор берет с дона Хуана слово завтра в десять прийти к нему на ужин в часовню в сопровождении слуги. Статуя уходит. Дон Хуан храбрится, пытаясь побороть ужас.

Изабелла приезжает в Севилью. Мысль о позоре не дает ей покоя, и она чахнет с горя. Дон Дьего просит Короля снять опалу с дона Хуана, коль скоро он собирается женить его на герцогине Изабелле. Король обещает не только снять опалу, но и пожаловать дону Хуану титул графа, чтобы не страдала гордость Изабеллы, ведь Октавьо, с которым она прежде была обручена, - герцог. Королева просила Короля простить маркиза де да Мота, и Король приказывает освободить маркиза и женить его на донье Анне. Октавьо просит у Короля позволения вызвать дона Хуана на поединок, но Король отказывает ему.

Аминта с отцом разыскивают дона Хуана. Встретив Октавьо, они спрашивают, где им его найти. Октавьо, выяснив, зачем он им нужен, советует Гасено купить дочери наряд, похожий на придворный, и обещает сам отвести её к Королю.

Дон Жуан… Наравне с Фаустом, Гамлетом, Дон Кихотом это один самых известных образов мировой литератур, чье имя стало нарицательным. Многие поэты, писатели и композиторы (а чуть позже – режиссеры и сценаристы) впоследствии стремились рассказать свою историю Дон Жуана в соответствии с идеями, новшествами, идеалами и заблуждениями своей эпохи. Идеальный возлюбленный, бунтарь, символ свободы, рыцарь – таким многоликим предстает сегодня Дон Жуан, если собрать воедино все его образы, созданные Мольером, Моцартом, Дж.Г.Байроном, А.С.Пушкиным, М.Цветаевой… Но каким же был Дон Жуан изначальный? Каким его впервые представил публике на его родине, в Испании, его создатель – испанский драматург Тирсо де Молина?

Пьеса «Севильский озорник, или Каменный гость» («El burlador de Sevilla y convidado de piedra») была написана между 1618 и 1621 гг. Дон Жуан в ней – еще не символ, не воплощении некой идеи, это просто живой человек, молодой представитель старинного дворянского рода Тенорио. Герой у Тирсо де Молина имеет фамилию, семью: благородных и заслуженных отца и дядю, обеспечивших любимому сыну и племяннику блестящее будущее. У юного Дон Жуана прекрасные манеры, он смел, всесторонне образован, находчив, обаятелен. К тому же, он очень красив, одна из героинь пьесы восклицает:

Лик столь дивный созерцать! (285)

[Здесь и далее, с указанием номера страницы, цит. по: Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость // Испанский театр. Библиотека всемирной литературы. Серия 1. Т.39.М.: Художественная литература, 1969. с. 263-278].

Однако все достоинства героя, что называется, «от лукавого». Дон Жуан Тирсо де Молины, определенно, не вызовет в современных читателей (и особенно читательниц) ни восхищения, ни понимания, ни сочувствия. Этот человек абсолютно лишен умения чувствовать чужую боль, не способен ни на любовь, ни на дружбу. У него своеобразное представление о дворянской чести: вроде бы есть у него принципы, но он ими пользуется по своему усмотрению. Например, при случае может нарушить данное обещание, а совести лишен вовсе. Хор, сопровождающий действие (вероятно, наследие древнегреческих трагедий) так обозначает его «жизненную программу»:

Я в любви не вижу прока,

Если мне добиться милой

Суждено лишь за могилой –

Слишком до нее далеко. (355)

Любовные похождения для этого, «изначального», Дон Жуана – развлечение, своеобразный спорт. Гениальный актер, он умело копирует слова, интонации и эмоции настоящего влюбленного, неслучайно его часто принимают за кого-то другого. Однако цель «озорника» – всего лишь победа над очередной «жертвой». Будущее соблазненных им женщин, утративших честь, порой – родных и любимый, а иногда и рассудок, его совершенно не занимает. Несчастья, причиной которых он становится, доставляют герою своеобразное садистское удовольствие, как и сам процесс «работы» над очередным любовным приключением. Впрочем, похождения Дон Жуана сложно назвать «любовными», сердца у него нет, не приходится говорить о и любви.

Убежденный в своей безнаказанности, герой в своих похождениях не делает различий между сословиями, «достается» от него всем от герцогини до простой рыбачки. На их беду, Дон Жуан отлично разбирается в людях (обоего, к сожалению, пола) и умело играет на самых разных свойствах человеческой натуры, как положительных, так и отрицательных. Так, крестьянку Аминту губит тщеславие (лестно стать женой дворянина, особенно если жених- «ровня» сбежал со свадьбы!), рыбачку Тисбею – доброе сердце (выходив Дон Жуана после кораблекрушения, девушка и представить себе не может, какой черной неблагодарностью отплатит ей спасенный), герцогиню Изабеллу и донью Анну – искренняя любовь к другому. Да и их возлюбленные оказываются, что называется, «не на высоте». Патрисьо, молодой муж Аминты, верит в наспех сочиненную сказку о том, что у его невесты когда-то был роман с Дон Жуаном, и в ревнивой досаде исчезает со сцены, даже не попытавшись объясниться с возлюбленной. Герцог Октавьо чрезмерно робок и почтителен:

…нельзя же мне

С герцогинею-гордячкой

Обращаться, словно с прачкой…(275).

(а вот Дон Жуан считает, что можно, и пользуется моментом).

Наконец, маркиз де ла Мота (судя по обилию общих с Дон Жуаном «знакомых», тоже, как видно, «озорник» не из последних) едва не лишается жизни от того, что, считая Дон Жана другом, доверяет ему и делится своей тайной – любовью к кузине Донье Анне.

В финале пьесы героя, что показательно, ждет суд не человеческий, а божий. Хотя все обиженные и оклеветанные Дон Жуаном герои собираются вместе и сообща просят наказания для «озорника», Дон Жуан получает заслуженную кару не от короля, а от Каменного гостя. Глумясь над убитым Доном Гонсало (отцом Доньи Анны), Дон Жуан приглашает каменную статую на ужин, и приглашение принимается, а затем герой получает ответное приглашение «отужинать» ночью в пустой церкви, которое становится для него роковым. Что интересно, Каменный гость в пьесе Тирсо де Молины мстит отнюдь не за себя и не за дочь. Перед смертью Дон Жуан вынужден признаться, что один раз он потерпел поражение: Донья Анна смогла отстоять свою честь. Но возмездие все равно настигает героя, будучи расплатой не за один недостойный поступок, а за все несдержанные обещания, обманы и искалеченные судьбы.

Вместе с тем, самая последняя сцена «Каменного гостя» — торжество любви, настоящей и искренней. После смерти Дон Жуана именно любовь становится спасением для героев: они находят в себе силы воссоединиться со своими любимыми, забыть все прошедшее, жить дальше и радоваться. «Дьявольские чары» Дон Жуана рассеиваются, и в мире снова воцаряется гармония.

Впрочем, не до конца… Обаяние, ум и находчивость героя, тем не менее, оказались сильнее его моральных принципов. Иначе вряд ли чем-то можно объяснить многочисленные попытки «возродить» Дон Жуана, сделать его более понятным зрителю и читателю, более симпатичным и человечным. Герой навсегда остался в памяти не только испанцев, свои «Дон Жуаны» появились во Франции, России и многих других странах. Иногда они принимают самые причудливые «формы». Например, Артуро Перес-Риверте заглавного героя своей серии романов о капитане Алатристе, не только наделяет фамилией Дон Жуана (полное имя «капитана»: Диего Алатристе и Тенорио), но и называет потомком героя Тирсо де Молины. Капитан Алатристе, на первый взгляд, на Дон Жуана совершенно не похож, но, если приглядеться, у них есть нечто общее: дух авантюризма, понятия о дворянской чести и, пожалуй, истинно испанская вера в победу смелых и отважных.