Как получить благословение на работу в храме. Как правильно просить и получить благословение у батюшки

В жизни каждого верующего человека есть дни, когда он посещает церковь и приходит к духовному очищению . Православные люди довольно часто ведут разговоры с Богом через свои мысли или через батюшку. Именно батюшка является проводником к Богу и к истине для каждого верующего. Но задумывались ли вы о том нужно ли вам просить у батюшки благословение на ту или иную требу.

Представьте на мгновение, если батюшка – это проводник к Богу, а вы хотите попросить одобрения на совершение особого дела у Бога, то соответственно вам необходимо обратиться к батюшке для того, чтобы он дал вам это одобрение – Божью благодать от лица батюшки. Тогда, конечно, вы задумаетесь над вопросом, как и при каких обстоятельствах это нужно делать. Эта статья как раз будет полезной для всех православных и верующих пришедших рано или поздно к этому вопросу.

Что такое благословение и как просить благословение у батюшки

– это действия батюшки направленные на пожелание добра человеку, который пришёл к нему с просьбой о благословении. Другими словами, это особая молитва, слова которой зависят от обращения человека. А также это считается одобрением Бога, какого-либо дела в лице батюшки.

Очень многие прихожане церкви, встречая на своём пути батюшку , хотят попросить у него благословения. Но зачастую они делают это неправильно. Конечно, нет обязательных канонов как просить благословение у батюшки, но всё же чтобы ответить на вопрос о том, как получить благословение у батюшки, нужно знать определённые правила. В первую очередь, все просящие должны знать, что просить нужно о действительно существующем. Просить Божью благодать на женитьбу, к примеру, нельзя в том случае, если у вас ещё нет жениха или невесты. Рассмотрим пример получения одобрения у священника на женитьбу:

  1. Перед тем как получить одобрение вам нужно обзавестись женихом (невестой), всё согласовать, а потом прийти к батюшке и попросить напутствие на то, чтобы все было хорошо в этом деле.
  2. У вас спросят не относиться ли ваш избранник к другой вере и совершается ли это по согласию обоих.
  3. После этого он одобрит и произнесёт: «Бог благословит».

Сам обряд тоже происходит определённым образом. Для того, чтобы получить благословение нужно подойти к батюшке, положить правую руку на левую, при этом ладони должны направляться к небу. После сказать: «Благословите, батюшка!» Затем последует крестовое знамение.

Священнослужитель проводит этот обряд рукой, складывая пальцы так, чтобы они изображали IC XC – Иисус Христос. Тем самым нас благословляет сам Господь, через священника. После обязательно нужно поцеловать руку священнику, это будет означать, что мы как бы целуем невидимую руку Бога.

Когда просить благословение у батюшки

Раньше, ни один верующий не уезжал далеко и не совершал никаких важных дел без благословения священнослужителя. Считалось, что именно молитва и Божья благодать защищают человека от бед и грехов. Сейчас же к этому перестали относиться так серьёзно. Так, когда же брать благословение у священника? В последнее время верующие обращаются за благословением:

  • На дорогу.
  • На хорошую сдачу экзаменов.
  • На выполнение работы.
  • На верное воспитание детей.
  • На совершение какой-то покупки и так далее.

Если вы отправляетесь или только планируете поехать в дальнюю дорогу, то лучше всего получить напутствие у батюшки. Всё это делается для того чтобы дорога была спокойной , без происшествий и приносила только радость.

При подготовке к сдаче экзаменов или выполнению работы, вы можете брать одобрение для того, чтобы все задуманное получилось и ничего не мешало вам на вашем пути.

Чтобы не сомневаться в правильности своих методов воспитания детей вам также поможет священник. Подскажет, покажет и благословит. После останется лишь маленькая вероятность того, что вы можете сделать что-то не так.

Божью благодать можно и нужно просить по поводу и без повода. Для тех, кто является постоянным посетителем храма, вместо слов «Здравствуйте» и «До свидания» священник благословляет вас. Кстати, здороваться с помощью рукопожатия с батюшкой тоже нельзя, на это имеют право только отдельные лица.

Для того, чтоб ваша покупка приносила вам пользу и никаких проблем с ней не возникало, вы тоже обращаетесь в церковь. Нет ограничений на то, по каким именно вопросам и делам просить Божьей благодати. Важно помнить, что креститься перед и после обряда не нужно.

Священник, вправе благословлять находясь не только в Храме и священной рясе, но и находясь за пределами церкви в гражданской одежде, но только в конкретных случаях. Просите и вы будете услышаны, а ваши слова и действия будут благословлены. Не забывайте и об ответственности. Как говорится: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Нужно ли получить благословение на пост

Пост в православии это время воздержания. При возможности разрешение или благословение на пост необходимо брать. Но если у вас нет возможности по каким-либо причинам пойти в церковь и сделать это, то вы, конечно же, можете держать пост самостоятельно. Благословением на Великий пост, к примеру, является день Прощёного воскресенья. В этот день все православные собираются в храме и просят прощение как друг у друга, так и у священства о вольных и невольных обидах. Пост является нашей жертвой Богу. А Великий несёт в себе значение сорокадневного поста Иисуса в пустыне.

Хотя церковные посты необязательно должны держать все верующие, но важно просить благословение на то, чтобы отказаться от поста по тем или иным причинам, например, по причине болезни.

Как правильно просить благословения у батюшки на роды или операцию

Для того чтобы вам было спокойнее при родах или при скорой операции обратитесь к батюшке. Закажите молебен перед родами, пусть священник вас и вашего ребёнка благословит на лёгкие роды. Нет установленного времени на то, чтобы взять благословение на будущие роды или операцию. Вы можете обратиться в церковь с эти в любое время как за неделю, так и за несколько дней.

Не стоит забывать о том, что надо бы ещё и причаститься. Конечно, священство спросит вас о том, когда состоится ваше событие, а также другие подробности. Не стоит бояться, что вас не благословят, батюшка найдёт на вас время, выслушает и поможет разобраться с планами. Вы не останетесь без Божьей благодати. Сам обряд благословения будет проходить по такой же схеме, как в вышеописанном примере с благословением на женитьбу. Впрочем, в основном, все благословения даются таким способом.

Закон Божий

Благословение священника

Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) - осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением .

Благословляющая рука священника

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс. , то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.


Так мы складываем руки, чтобы получить благословение

Когда мы в храме слышим слова общего благословения: "мир всем" и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

ВОПРОСЫ: Кто осеняет нас знамением креста? Как это осенение называется? Как священник слагает руку для благословения? Что это означает? Как нужно складывать руки, когда подходим под благословение? Что нужно делать, получивши благословение?

Количество записей: 96

Благословите, батюшка! Можно ли заменять молитвенное правило молитвой Серафима Саровского? Нужно ли на это брать благословение духовника? Спаси Вас Господи!

Павел

Павел, а зачем вам заменять молитвенное правило? Правило преподобного Серафима Саровского благословляют пожилым, немощным и больным людям, которым трудно долго держать внимание. Если Вы не подходите под эту категорию, то не нужно лениться выполнять свое правило – чтение утренних и вечерних молитв. Это занимает 15-20 минут. А вообще-то такие вопросы лучше решать со своим духовным отцом. Я ведь не знаю вашего внутреннего духовного состояния.

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите, отец Викторин! На протяжении многих лет я приходил на службы в монастырь на Карповке, расположенный в одном конце города Санкт-Петербурга, где моим духовником стал протоиерей отец Георгий. Но поменялось место расположения моей работы, и ездить туда мне стало сложно (я не успевал на службы, а в выходные дни ленился, грешник). Я потерял связь с батюшкой. Я стал посещать службы в Новодевичьем монастыре, расположенном ближе к дому, и более доступному. Исповедовался и причащался в нем я у разных священников, и не открывал им, что у меня уже есть духовник. Как же мне поступить в таком случае? Рассказать святому отцу в новом храме об этом состоянии, спросить благословения у своего духовника из монастыря на Карповке? Спаси Вас Господи.

Борис

Борис, нет ничего страшного, что Вы переехали и находитесь далеко от своего духовника. Ездить к духовнику не обязательно каждую неделю, нужно к нему ездить по необходимости, раз в месяц, а можно раз в год. Исповедаться при этом можно у любого священника, и необязательно говорить на исповеди, что у вас есть духовник. Мы к духовнику обращаемся, когда у нас появляются серьезные вопросы по жизни, а более незначительное, или спросить благословение на что-то, можно у другого священника, там, где вы живете. На с серьезными вопросами нужно обращаться к духовнику. Вам по этому вопросу лучше обратиться к своему духовнику на Карповку, и делайте так, как он Вам благословит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я верующая, крещеная, хожу в церковь, стараюсь соблюдать пост, но не знала, что нужно брать благословение у священника на пост. Думала, что это само собой разумеется, раз время Великого поста. И что мне теперь делать?

Ольга

Ольга, брать благословение на пост не обязательно. Вы правы, пост – это разумеется само собой, и мы должны его исполнять. Брать благословение - это добрая традиция, для того, чтобы Господь дал сил легче перенести пост. То, что вы не брали благословение - ничего страшного. Как постились, так и поститесь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Совершила большой грех! Я до сегодняшнего дня не соблюдала Великий Пост! Не взяла благословение у батюшки! Я даже покаяться в церковь не могу сходить, т. к. начались критические дни! Что теперь мне делать?

Екатерина

Екатерина, начните соблюдать пост с сегодняшнего дня. Как сказано в Евангелии «Последние получат столько же, сколько и первые». Начните полноценный пост, и Господь Вам зачтет, как за весь пост. Когда сможете, сходите в церковь, покайтесь на исповеди, попросите благословения у священника, и Господь простит Вам. На будущее - нужно быть посерьезней по отношению к своей душе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите, батюшка!

Галина

Господь да благословит, Галина!

игумен Никон (Головко)

Уважаемый батюшка! Пишет вам раба Божья Софья. Помогите, пожалуйста, своим мудрым советом. Мне 19 лет, и я встречаюсь с парнем, который любит меня, а я его. Мы через многое прошли, знаем друг друга 5 лет, а встречаемся пока 3 месяца. И планируем свадьбу. Мои родители, узнав об этом, пришли в полное негодование. Слишком рано, никто так не женится и так далее. Каждый вечер теперь скандалы по этому поводу. А еще недавно выяснилось, что я беременна. Не знаю, как им сказать, потому что вижу, как они отнеслись к новости о свадьбе. А я уверена, что с их благословения мы бы жили вместе очень счастливо, не смотря на проблемы и преграды. Что мне делать в этой ситуации? Как переубедить родителей? Или стоит поддаться их родительской воле? Заранее спасибо за Ваш ответ!

Софья

Ну, собственно, Ваша беременность – самый серьезный аргумент в пользу брака. Если Вы боитесь самостоятельно поговорить с родителями на эту тему, постарайтесь найти "союзника". Может, у Вас есть тетя или крестная, с которой у Вас более доверительные отношения и которая относится к Вам с большим пониманием? Поговорите сначала с этим человеком и попросите его о посредничестве. Ну и, конечно же, молитесь, чтобы Господь все устроил мирно и полюбовно.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшки. У меня есть распечатка на пост, что и когда есть и пить, очень строгое соблюдение поста. Я соблюдаю пост не первый год, но не знала, что надо брать благословение, и только в этом году просила благословения. Не знаю, как правильно задать вопрос. У меня на работе две женщины попросили эту распечатку, я им ее отдала, рассказав в общем, что так строго начинать поститься не следует и нужно получить благословение (разрешение). Они сказали, что начинать когда-то надо и т. д. Но меня мучает совесть (я думаю, это значит, что мой поступок неверный), так как одна женщина храм посещает крайне редко, а другая мусульманка (она, правда, свои правила не все соблюдает, говорит, что Бог един для всех и она поддержит подругу). В чем моя вина и как это сказать на исповеди? Простите за сумбурность, может, это и глупость, но мне не дает покоя.

Наталия

Здравствуйте. Хочу понять, в чем суть благословения. Например, я подошел к батюшке и попросил благословения. Что это дает? Если помощь в каком-то деле, то люди не всегда говорят "благословите на то-то и то-то". Ведь священник должен знать, на что благословляет. Просто, как пример: допустим, человек хочет сделать пластическую операцию по удалению серьезного врожденного дефекта. И говорит батюшке: благословите, не называя, на что. А может и назвать. Врожденный дефект у человека - может, это воля Господа, крест человека от Него. Если батюшка благословил, что можно делать операцию, значит, Бог Сам разрешает? Меня это не касается. Но как узнать волю Бога на удаление, например, врожденного дефекта? Уже два вопроса. Думаю, Вы поняли мои недоразумения. Дайте, пожалуйста, ответ. Спасибо.

Александр

Когда мы берем у священника благословение "просто так", мы имеем в виду, что это благословение, с одной стороны, на наши повседневные дела, с другой – на главное дело нашей жизни – спасение души. Что же касается конкретно Вашего вопроса, то я думаю, Вам не стоит смущаться, надо взять у священника благословение на операцию (в этом случае читается специальная молитва).

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшки. Скажите, пожалуйста, насколько православному христианину во время Великого поста допускается просмотр телепередач, фильмов, чтение светских книг? Также уместно ли посещение кафе для встречи с близкими друзьями (с умеренным вкушением постной пищи)? Также хотелось бы узнать, требуется ли брать у батюшки благословение на пост? Спаси Господи.

Татьяна

Татьяна, очень хорошо взять благословение на пост. Встретиться в кафе с друзьями (тем более, Вы отмечаете, что не будете нарушать пост) вполне допустимо. Насколько телепередачи, фильмы и книги отвлекают Вас от поста, - определяйте сами, просто не забывайте, что кроме светского медиа постом хорошо иметь отдельное время на чтение духовной литературы и молитвы. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! У меня проблемы со здоровьем по-женски, при которых рекомендуется операция. Моя подруга, у которой была такая же проблема, сходила к какой-то супружеской паре, которые лечат руками, и у нее все прошло. Потом к этим людям сходили еще ее подруга и ее мама. И им помогли. Мама моей подруги, перед тем, как к ним сходить, получила благословение священника. Можно ли мне попробовать к ним тоже сходить?

Нина

Нина, я не думаю, что к ним надо ходить, даже если какой-то священник кого-то благословил. "Лечение руками" – это оккультная практика, в определенном смысле слова – сатанинский культ, с верой в Бога она совершенно не совместима. Оставим за скобками благословение священника: в этом эпизоде может быть много неоднозначного – или это ошибка, или батюшка недопонял, или просто сильно заблуждается, как человек. Все это возможно. Но нам надо твердо знать, что вслед за временным облегчением, обращение к таким "целителям" впоследствии часто приносит серьезное осложнение, и уж однозначно серьезнейший духовный вред. Я понимаю, что для Вас вопрос не прост – либо операция, либо такой вот легкий способ. Но это уже вопрос исповедничества! Не надо иллюзий: легкость целительства обманчива, а за контакт с бесами придется всю жизнь расплачиваться. Укрепи Вам Господь!

игумен Никон (Головко)

Доброго дня. Подскажите, пожалуйста. Я хочу начать поститься. Как получить благословение, в какой день это нужно сделать, как нужно подготовиться, я ничего не знаю об этом. Заранее благодарна.

Алевтина

Алевтина, мы уже все получили благословение на пост от Святых Апостолов. Нам необходимо соблюдать все посты, которые есть в церкви в течении всего года. Этот пост - строгий или Великий, во время этого поста нельзя есть мясные, молочные и рыбные продукты. Православные христиане причащаются в первую неделю поста, а перед этим нужно исповедаться и, конечно, поститься. 17 марта, в Прощеное воскресение, придите в церковь, и после службы батюшка будет всех благословлять на Великий пост. В церковной лавке найдите небольшую брошюру "В помощь кающимся", там написано, как готовиться к исповеди и Причастию и как поститься.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброго дня. Меня зовут Алексей. Женат, двое детей. С июня 2012 и до Нового года работал в России, перед этим брал благословение, исповедался и причастился. И брал благословение на новую работу перед поездкой в Россию, в Санкт-Петербург. Поработал неудачно, да еще и травмировался. Сейчас, причастился и исповедовался, и опять с работой невезение. Влез в кредиты и оброс долгами и нищетой. И уже на грани возможного терпения. Молился и читал акафисты святым, и нечего. Вопрос: как понимать Божье благословение, чтобы повезло с работой на благо семьи? Подскажите, что делать. Ни работы, ни денег, одни долги и разочарования. Дал объявление в газету, чтобы "шабашку" сделать, и здесь глухо.

Алексей

Надежда на везение и молитва о помощи Божией – это немного из разных областей. Попробуйте пока поработать хотя бы на той работе, которая есть (ну, какие-то вакансии, хоть и не самые привлекательные, просто на первое время, должны же быть!). А пока очень советую начать молиться святому мученику и чудотворцу Трифону, ему обычно молятся при поиске работы. И не отчаивайтесь, Господь все устроит в нужное время, хотя, конечно же, изнутри этой ситуации все кажется намного серьезнее. Бог в помощь.

диакон Илия Кокин

Священник благословил на прочтение Акафиста Святому Спиридону, я смог прочесть с иконой не 40, а только 15 дней, и это по причине, что начались сильные головные боли, как только решил более не читать - в течение дня прекратились боли. Через месяц, уже без благословения священнослужителя, решил читать Николаю Чудотворцу, - смог только снова 15 дней по аналогичным причинам, и прекратились аналогично... Подскажите, пожалуйста, бывало ли так когда-либо с кем-либо и по каким причинам, и в чем может быть дело? Я немного в шоке! Спасибо Вам.

Геннадий

Геннадий, я лично никогда подобного не слышал, хотя, конечно, искушений на молитве бывает много, и они разные. Молитесь по послушанию, как Вам благословили, преодолевайте потихоньку препоны, и да благословит Вас Бог!

игумен Никон (Головко)

Спаси Господи! Можно ли ставить фотографию усопшего на полку, над которой висят иконы и стоит лампадка? И еще вопрос: я читала утренние и вечерние правила по молитвослову, а сейчас скачала перевод на русский язык и начала читать по листочку. Не согрешаю ли я, и надо ли мне брать благословение на это?

Наталья

Наталия, мы молимся на иконы на Святых, которые прославлены Богом и церковью. Ставить фотографию рядом с иконами нехорошо. Фотографии наших близких должны находиться в соответствующих местах (коробочке, альбоме), или если уж так хочется - то можно повесить на стенку или в сервант поставить, но не рядом с иконами. Молитвы читайте, как раньше читали, по Молитвослову, ничего не меняйте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, уважаемые батюшки! Чем ближе к церкви, тем больше вопросов. Скажите, пожалуйста, как часто и по каким вопросам надо брать благословение у батюшки в храме? Я думала (и беру) - в крайних случаях, например, перед операцией, на чтение Псалтири и т. д. Наверное, на какие-то важные дела, поездки надо брать. На днях после службы услышала разговор двух женщин в храме, одна другой говорила, что надо брать благословение на принятие таблетки - в какое время ее принимать. Я тоже принимаю это лекарство, но как его пить - назначает врач. На сайте тоже очень часто читаю, что надо брать благословение, получается, буквально на все. Кстати, я по Вашему совету пошла к своему батюшке, чтобы благословил на чтение акафистов и канонов, он, конечно, благословил на ходу, но как-то странно на меня посмотрел. Вот я и рассуждаю - если мы со всяким делом, а их у каждого человека немерено, будем к батюшкам подходить, то где же они столько времени наберутся на нас? И, кстати,с этим вопросом связан и второй. Тоже часто очень на сайте читаю ваши рекомендации и советы больше спрашивать у своих батюшек в храмах. Увы. Спросить о важном, главном -всегда на ходу, на бегу, или вообще - никак. А уж поговорить, посоветоваться... Только мечтать. На исповеди тоже - на все про все несколько минуток. Думаю, во многих храмах так же. Получается, замечательный у вас сайт, очень помогает нам (зачастую негде больше спросить, узнать), но иногда - расходится с действительностью. Вам всего хорошего и доброго желаю.

Татьяна

Татьяна, благословение надо брать в тех случаях, когда требуется духовная помощь и содействие. Конечно, на принятие таблетки, и на всякий "чих" - это уже слишком. А что касается нашего расхождения с действительностью, так это скорее, дорогая Татьяна, Вам легкий упрек, а не сайту. Дело в том, что к своей душе всем нам надо относиться очень и очень внимательно, и если нет возможности переговорить со священником в своем храме, значит, надо искать такого священника, с которым переговорить можно. Не стоит привыкать к плохому, а вот это "на бегу" и есть плохое, но не надо с этим смиряться и делать нормой то, что неприемлемо. Разговор о душе – разговор серьезный, здесь нельзя ошибаться, так как разговор этот о вечной жизни и вечной смерти, и не бегу его не ведут. Не получается в своем храме – ищите, если можете, другой, ищите более доступного духовника, но на таком состоянии не останавливайтесь. Не смиряйтесь с тем, что есть, ищите лучшего!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, можно ли читать молитву задержания? В каких случаях ее можно читать, нужно ли благословение? Храни Вас Господь!

Инна

Здравствуйте Инна. Эта "молитва" - псевдоправославный новодел, по духу своему - язычество, и исходит из извращенного сознания падшего человека. А человек православный должен сознавать, что никаких бед и напастей, никаких "обдержаний вражиих" не может с ним случиться, если не будет на то воли Божией, благой, святой и всесовершенной. В напастях молиться надо так, как учит Евангелие: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя" (Мф.26.39,46). И как благоразумный разбойник, признавать себя достойным всяких наказаний и скорбей, какие угодно Богу дать нам, чтобы нам этой малой ценой в ограниченное время земной жизни купить себе вечность.

иерей Александр Белослюдов

Добрый вечер. Меня зовут Виктория. Мне нужна Ваша помощь. Накануне нас с мужем попросили обвенчать пару молодых. Невеста приходится мне двоюродной сестрой. Мои родители венчали родителей невесты. В каких случаях мы можем отказаться от венчания их? Я верю, что отказ от того, чтобы стать крестными родителями - это грех. Мы не в состоянии на данный момент венчать молодых. Мы с мужем поженились полгода назад и сами живем на съемной квартире, и еще остался долг отдать от свадьбы. Причем, за все это время я не видела особого почета и уважения от них к своим родителям, как к крестным их, а наоборот, насмешки и высокомерие. Поэтому не хотим их венчать, т. к. им это нужно лишь для галочки. Тем более, я понимаю всю ответственность взятых на себя обязательств, если согласимся венчать. А обратились к нам лишь потому, что в их кругу нет больше венчанных пар. А так мы не хотим венчать. И еще один вопрос - как получить благословение на зачатие ребеночка? Мы 3 месяца назад потеряли ребеночка на раннем сроке, 5 недель, и очень переживали. Теперь с Божьим благословением хотим снова попробовать. Жду ответа. Спасибо Вам.

Виктория

Виктория, искать каких-либо особых причин на то, чтобы отказаться быть свидетелем на венчании, не нужно, это дело добровольное. Если Вы не хотите участвовать в их венчании, так и не участвуйте – это не грех, это свободная воля человека. Вот молитва о рождении ребенка, читайте ее каждый день. "Услыши нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни Закон Твой об умножении рода человеческаго и буди милостивым Покровителем, да Твоею помощию сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества и предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов Твоих сих (имена), союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сына сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь".

Что значит - взять благословение у батюшки на какое-то дело? Теоретически, задумав нечто хорошее, человек просит священника, чтобы тот призвал Божию благодать на совершение задуманного. Фактически Сам Господь при благословении снисходит к человеку в самое сердце, исправляя его к лучшему.

На практике этот обычай порой претерпевает различные мутации. Кто-то склонен воспринимать благословение как волшебство: получил - всё сбылось, не получил - прахом пошло. Как по щучьему веленью. Только вот за щукой нужно погоняться, а попа всяко проще поймать.

Батюшка, благослови дачу продать!

А? Что? Бог благословит! - пронесся пастырь, шурша рясой.

А большего и не нужно было. «Сработает» благословение, купят дачу, значит, этот батюшка сильный, можно к нему с нужными делами еще подходить. Ну, а ежели не «сработает», знать, не имеет ни силы, ни должного дерзновения перед Богом. Впрочем, это еще не значит, что батюшка бесполезен. Его же можно использовать для тех случаев, когда положительный исход не планируется.

«Как это?» - спросите вы. А вот как:

Благословите, батюшка, со свекровью помириться!

А на самом деле свекровь та даром не сдалась ни злая, ни добрая. Мира не случилось за отсутствием человеческих усилий. Зато совесть не мучает. Не послушал Бог попа - вины моей нет. Молился бы тот лучше да бороду длиннее отпустил, тут и результат совсем другой был бы.

А священники все разные. Кто раздаёт благословения направо и налево, не дослушав, а кто может всю душу вынуть, пытая, что да почему. Да еще возьмет и не благословит. А что? Случается и не такое. Вот и приходится присматриваться да выяснять, к кому, как и когда лучше подходить.

Вот сестра попросила присмотреть за детьми сутки, пока ей нужно за мужем после операции поухаживать. Неохота, ох, как неохота. А откажешь - будешь плохая. Стало быть, подожди, сестра, я должна сначала взять благословение на это. А подойдет на этот случай вовсе не любой священник, а непременно монах. Лучше всего игумен или архимандрит. Со славой. Чтоб первые полдня не дозвониться до него, а другие полдня чтоб он молился и думал над ответом, ну а там уже сестра сама найдет своим отпрыскам другую сиделку.

А бывает так:

Дорогой ты наш церковный благотворитель и владелец пароходов! У нас диакон такие песни духовные сочиняет - заслушаешься! Ему бы их записать, а гитары приличной нет. Помоги, а? Тебе же не трудно.

А благотворитель и отвечает:

Надобно спросить духовного отца. Если благословит, так и быть, куплю твоему диакону гитару.

Но духовный отец не благословил. Прошло несколько лет, диакон накопил денег и сам купил себе шестиструнную лиру. Только вот голос подрастерял к тому времени, так и не записав своих сочинений.

А вот скажите, батюшка, как мне быть: внучка просится прописаться и пожить на время обучения в институте. Девица неверующая, конечно. С характером. Благословите или нет?

В смысле, вы хотите сказать, - изумляюсь я, - что если не благословлю, то вы с чистым сердцем откажете внучке?

Женщина мнется, уловив мое недовольство.

Почему же вы считаете, что у меня есть моральное право решать, как вам поступить с внучкой?

Право решать, как поступить, кое-кто передает священнику - чтобы снять с себя ответственность

А моральное право человек дал священнику, чтобы снять с себя ответственность. Пятьдесят на пятьдесят - вероятность получить предпочтительный ответ. И не придется утруждать себя беготней к паспортистам. И рот лишний не кормить. А можно и сманипулировать попом, подведя под нужный ответ.

Батюшка, а вот меня попросили за женщину одну молиться, а я сомневаюсь, молиться или нет. Как вы благословите?

«О, горе мне!» - думаю я, а вслух вопрошаю:

А что на это говорит апостол Павел?

Благо, прихожанка читает Священное Писание и понимает, что я имею в виду.

Он говорит: молитесь друг за друга, - отвечает она.

А были ли там какие-нибудь поправки: дескать, но вот за такую-то женщину не молитесь?

Нет, батюшка.

А что ж вы тогда решили на мое мнение положиться? Вдруг я с ума сойду и запрещу вам молиться, пойдя наперекор апостолу? Кого послушаете из нас двоих?

И женщина удаляется, пока еще не научившись жить по Евангелию без человеческих подсказок или указаний старцев.

Благословите, батюшка, я повез в детский дом ящик свежих яблок!

Бог благословит!

Благословите меня, я решил помириться с женой и сохранить семью!

Благословен Господь!

Благословите на предстоящий день!

Бог в помощь!

И входит Бог в чье-то сердце, из сердца другого Он и не уходил никуда, а в иное сердце и рад войти, но там уже бывает занято давно, хоть и висит красивая табличка: «Милости просим!»

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах. Передача из Санкт-Петербурга.

Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

Дорогие друзья, успехов всем, с Праздником, доброго здоровья. Помогай всем Господь.

- Наша сегодняшняя тема "Благословение священника".

Расскажите, пожалуйста, о том, что такое благословение священника по своей сути.

Это широкий вопрос, и ответ должен быть развернутым. Благословение священника, как мы веруем, как переживаем, это благословение самого Бога. В Церкви все наполнено таинственной, мистической силой.

Разумеется, мы не должны отбрасывать человеческий фактор. Даже имея такое благословение, как Священное Писание, мы понимаем, что в нем участвовали и люди: пророки, апостолы, библейские писатели, и даже избранный народ, который сохранял, в чем-то дополнял, в чем-то комментировал эти тексты. Поэтому и благословение священника имеет богочеловеческую природу. Господь - податель всех благ, но священник поставлен в Церкви как возглавитель. Неправильно говорить, что священник - проводник, потому что между небом и землей у нас только один Проводник - это Христос. Священник - руководитель общины, жизнь которой ему поручено направлять: не только нашу внешнюю жизнь, но и наши душевные и духовные переживания.

Благословение имеет корни в Библии. Господь Сам дает многие благословения. Это не только подавание человеку или обществу благодатной силы, но и некое наставление. Например, благословение, когда Господь сказал людям: идите и населяйте землю. Оно не столько связано с подаянием даров, но с наставлением, которое человеку нужно выполнить.

По сути, все мы несем в себе благословение - это образ и подобие Божие. С одной стороны, это данность, с другой стороны, это задача.

За богослужением мы слышим слова: "Благословение Господне на вас всегда, ныне и присно и во веки веков", то есть оно пребывает сейчас, все время и будет пребывать, это нечто, свойственное нам постоянно?

Потому что мы крещены и миропомазаны, это еще одна разновидность Божьего благословения. Миропомазание - это, по сути, рукоположение каждого из нас в первый чин - звание мирянина, звание члена Церкви, подавание нам даров Святого Духа. Святое миро освящается самим Патриархом, поэтому каждый из нас имеет на себе личное благословение Патриарха, а через него, разумеется, благословение Божие.

Мы имеем в себе образ и подобие Божие, потом крещение, миропомазание, святые Таинства. Здесь мы видим иллюстрацию к словам апостола Павла "благодать воз благодать". Все сделано, чтобы она умножалась в нас. Главное - быть достойными приятия этого дара благодати и тех даров, которые нам постоянно подаются. Здесь, кроме священника, очень важен факт нашего собственного участия: насколько мы готовы исполнять то или иное указание. Не надо бояться слова наказание, ведь наказание - это наказ. И потому нестроения и переживания в нашей внешней жизни - тоже некое Божие благословение, Божий дар, который надо уметь понимать и принимать. Чего нам очень часто не хватает.

- В первохристианские времена благословение было таким же, как мы его знаем сейчас?

Мы не можем глубоко погружаться в церковную археологию, да этого и не надо: дело не во внешней оболочке обряда. Природа подавания Божиих даров, благодати, разумеется, та же самая: наша церковь сохранила апостольскую преемственность и всю полноту православной веры, благочестия и традиции. Традиция заключается не только в сохранении обряда, но в том понимании духовности, которое имеет православие, и является отличным от иных проявлений религиозности в нашем мире. По своей форме оно могло и отличаться: возложение рук, осенение крестным знамением, прочитыванием каких-то долгих молитв. Мы понимаем, что обрядовая сторона могла поменяться.

Если обратиться к Таинству соборования, можно проследить, как оно менялось на протяжении столетий, эпох, дополнялось. Обряд - очень важная оболочка, без обряда ничего не происходит. Мы видим, что Сам Господь, исцеляя - а это тоже благодать - использовал то, что было под рукой: брал землю из-под ног, брение, растворял слюной и делал такую импровизированную мазь, которой помазывал глаза больному слепотой. Обряд позволяет нашей природе принять Божие прикосновение, Божий дар, Божию благодать.

- В псалме мы слышим "Благослови, душе моя, Господа". Разве Господь нуждается в благословении? Что это значит?

Наш язык не имеет возможности полностью передать все смысловые оттенки. Например, мы знаем слово любовь, которым мы обозначаем и любовь к Богу, и к человеку, и к неким вещам. В этом есть некая ущербность языка, не именного нашего языка, но и вообще всех языков мира. Поэтому часто одним словом может отражаться суть разных понятий или разных событий.

Когда мы призываем свою душу благословить Бога, мы призываем именно славословить, благими словами восхвалять Бога. Смысл нашей жизни, по сути, благодарение.

Зачем Богу наше благодарение, благословение? Мы нуждаемся в том, чтобы Его славословить и благодарить, но не только своей речью, но и своей душой, разумом, сердцем, своим пониманием. Здесь мы приходим к размышлению о том, что такое благодарность и благодарение. И понимаем, что залог нашего счастья, нашей полноценной жизни именно в благодарности, когда мы умеем видеть, за что надо и можно благодать Бога. Когда мы не видим в своей жизни: каждом дне, часе, за что нам Бога благодарить, тогда мы глубоко несчастные люди.

Когда мы говорим о благословении человека Богом, то оно не только некое непонятное нам действие или факт. Мы уже говорили, что Господь, для того чтобы прикоснуться к нам, использует соматику этого мира - наши душевные и телесные свойства.

Если священник передает что-то благодатное от Бога человеку, то он тоже должен найти благие слова, чтобы эта благодать полноценно, не ущербно передалась человеку. Чтобы человеку воспринять что-то, ему надо ощутить это теми свойствами, которыми он обладает. Чтобы понять что-то духовное, человек использует свои душевные и телесные свойства: соматику и психосоматику в полном сочетании. Поэтому священник должен пребывать в постоянном размышлении о своем служении: о том, как он передает Божие благословение человеку, общине, верующим. Это тоже накладывает на нас важные обязательства, о которых мы не должны никогда забывать.

- Наша телезрительница из Самары спрашивает, почему мы не берем благословение у дьякона?

В Церкви мы видим, что совершитель таинств - священник, дьякон помогает священнику. Священнику делегированы от епископа права для совершения таинств. Если мы обратимся к церковной истории, литургике, мы увидим, что очень часто повторяются слова о том, чтобы ничего не делать без епископа.

Когда Церковь разрослась и стала Вселенской, по крайней мере, по масштабам того времени, когда вселенной была Римская империя, Церковь охватила эту территорию и потом вышла за ее пределы к варварским племенам, далеким от античного мира. Назрела потребность, чтобы у епископа были помощники, которые совершали бы таинства даже без присутствия самого архиерея, эти права были делегированы священнику, и он стал, по сути, звеном между епископом и мирянами - народом Божиим.

Священник ведет духовническую работу, что является одним из столпов благословения, дарования и подавания человеку даров Святого Духа. Мы приходим к тому, что необходима осмысленность всякого благословения.

Священнику надо понимать, что его благословение берется не с потолка, а именно от глубокого размышления. Люди глубокой духовной жизни, те, кто сейчас уже признан Церковью как святые, никогда не стыдились говорить людям, что они не могут сегодня ответить на вопрос или благословить, дать оценку переживаниям или запросу. Они могли сказать, что им надо помолиться, поразмышлять или даже посоветоваться с более старшим священником или даже епископом. Слова Игнатия Брянчанинова "ничего не делать без епископа" до сих пор остаются актуальными.

- Какова сила уже данного благословения? Имеет ли оно в себе некую самостоятельную силу?

Размышляя над этой темой, очень важно сразу удалиться от магизма. Это важная составляющая правильного понимания этой темы. Магизм, как некая наша зависимость нас от каких-то движений, благословений, сглазов и тому подобного, является греховной природой нашего человечества. В связи с этим мы имеем серьезную проблему.

На благословение надо смотреть с другой стороны, не через призму магизма, а через призму честности. Когда мы берем у священника благословение на что-то, мы должны это выполнять. Здесь вопрос не в том, что нас кто-то или что-то накажет за неисполнение чего-то, что у нас какая-то детерминированность, которая повлечет наказание за невыполненное благословение. Ни в коем случае.

Вопрос в другом: мы, не выполняя благословение не только священника, но и благословение Церкви, не навлекаем на себя темные силы, но сами открываем им себя. Отказываясь от послушания, мы выводим себя с некой, проложенной Богом колеи, и, как корабль без парусов, начинаем быть влачимыми по житейскому морю нашими страстями, желаниями, постоянно сменяющимися мыслями, которые заменяют нам благословение и Церкви, и священника, и епископа.

Может быть, самый болезненный вопрос о невыполнимости благословения. Когда нам дано благословение, но оно кажется нам или абсурдным, или невыполнимым. Что делать?

Если благословение кажется нам абсурдным, мы должны искать разъяснения у того, кто дал нам это благословение. Я думаю, здесь надо сразу отказываться от выполнения и от того, чтобы давать какую-то оценку священнику, которое дал нам благословение. Надо искать поддержки. Я уверен, что священник всегда помнит, что он пастырь, то есть тот, кто пасет, кто охраняет, наставляет, огораживает. Мы имеем много слов, которые описывают священника: пресвитер, старец, то есть некий отец, человек уважаемый. У монахов это игумен, архимандрит. Архимандрит - это тот, кто пасет стадо, управляет загоном, где пасутся овцы.

Если священник видит, что человеку трудно, он сомневается, он должен укрепить его, помочь исполнить. Где-то по-отечески, с любовью оградить его от искушений, где-то понизить градус той напряженности, что возникает с выполнением. Но если мы сами ищем благословения, испрашиваем его в исполнении какого-то правила или какого-то небольшого подвига, то, разумеется, мы должны это благословение выполнять.

Другое дело, что и сам человек, который просит благословения, должен рассчитывать свои силы. Очень часто благословения, которые мы необдуманно испрашиваем, связаны с нашей гордыней, самомнением и желанием славы, даже речь идет не о житейской славе.

Но и пастырь должен внимательно различать тех духов, которые руководят мирянином, которые испрашивает у него то или иное благословение.

Вопрос телезрительницы: Расскажите, пожалуйста, о благословении детей родителями на брак или на путешествие.

Благословение родителей - всегда проявление нашего дружелюбия, миролюбия и семейственности. Мы не куклы, нам необходимо живое общение друг с другом. Какой-то элемент обрядовости входит и в нашу жизнь. Но не надо этим увлекаться, поскольку отрыв от церковности начинает восполняться придуманными нами обрядами.

Родительское благословение очень важно для человека. Поступает ли он в какое-то учебное заведение, идет ли служить в армию, уезжает ли в дальнюю дорогу. Когда он вступает в брак, есть еще и другой компонент: оценка родителями нашего выбора и нашего поведения, что тоже очень важно.

Как священнику важно пастырствовать, никого не закабаляя, никого не подчиняя себе, никого не унижая и не лишая своей воле, так же надо поступать и родителям. Об этом говорит родителям апостол Павел: не огорчайте своих детей. Каждый из нас, отец и мать, должны понимать, что они в ответе не только за пропитание ребенка, но они должны давать своему ребенку и любовь, и ласку, свое благословение, без которого ему тяжело. Не потому, что ему что-то не дали какие-то силы, но потому, что если нам не дали какого-то благословения, у нас отняли какие-то силы, которые потенциально были. Если у нас какая-то распря, то мы теряем часть той благодатной энергии, которая вложена в нас Богом.

Благословение родителей - всегда поддержка, дружеское участие в том или ином событии, которое происходит в нашей жизни, особенно в браке. В браке важно не навязывать детям своего выбора, своего мнения. Другое дело, если мы видим, что наша дочь или наш сын совершают ошибку, мы должны приложить все усилия: особенно усилить молитву к Богу за наше чадо, если нам кажется, что оно заблуждается. При этом надо помнить, что заблуждаться могу и я сам, и молиться не только о своем ребенке, но и о себе.

Совсем недавно я разговаривал с человеком о том, как ложное, неправильное представление родителей, касающееся брака, привело к трагедии, когда брак, совершенный не по любви, а лишь по родительскому благословению, не мог быть цельным и распался. А тот брак, который должен был совершиться, и препятствия к совершению которого были надуманными, совершился сегодня, но уже беззаконно. Произошло попирание венчания. Разумеется, ситуацию, в которую по неразумному благословению родителей попали эти люди, рассмотрит епископ. Все управит Господь, но здесь мы, к сожалению, видим, насколько может гордыня родительская или священническая нанести вред пасомому или чаду.

- Вопрос телезрителя: Одинаковую ли силу имеет благословение простого священника и митрополита?

Второй вопрос: если священник без облачения, в гражданской одежде, могу ли я брать у него благословение?

Неправильно отвечать вопросом на вопрос, но вопросом, который я задам аудитории и самому себе, постараюсь ответить на первый вопрос.

Одинакова ли Евхаристия, совершенная священником и епископом. Разумеется, мы понимаем, что одинаковы и Евхаристия, и причастие.

Что касается священника, которого Вы встретили в храме или на улице, будь он в облачении или без него, он всегда остается священником. И каждый священник должен помнить, что где бы он ни находился, он всегда притягивает взгляд своих пасомых.

Даже я в нашем большом городе, находясь не в том районе города, где служу, постоянно сталкиваюсь с людьми, которые подходят, здороваются, просят благословение. Здесь человек берет благословение на тот отрезок жизни, который у него сейчас будет: идет ли он на работу или с работы домой. В своей жизни мы постоянно берем благословение у Бога: выходим ли из дома, садимся ли за руль автомобиля. Поэтому и у священника, которого мы встретили, мы можем взять благословение.

Существует проблема среди мирян, когда люди стараются уподобиться монашеским принципам: брать благословение буквально на любую мелочь.

Наверное, это случается в нашей жизни, мы даже, бывает, слышим буквально анекдотические ситуации с благословениями. В своей практике (в священническом сане я довольно длительное время) с такими ситуациями я либо не сталкивался, либо сталкивался крайне редко, поскольку в моей памяти они не отразились.

Скорее всего, такие ситуации случаются как раз в таком месте, где святость преобладает, как это ни странно звучит. Люди, зная, что есть старец, идут к нему - прошу прощения у аудитории - как к некоему ясновидящему или прорицателю. Отсутствие церковности у такого человека и влечет к таким анекдотическим ситуациям, когда человек сам не понимает, зачем он это делает. Искал ли человек какого-то совета или наставления?

Когда человек церковного сознания, в этой ситуации может произойти то, что описано в патериках. Когда описано, как придя к святому старцу, молодой монах ничего не спрашивал у него, в то время как другие задавали ему вопросы. Когда же старец спросил его, почему он ничего не спрашивает, молодой монах ответил: мне достаточно видеть тебя. То есть пребывание рядом со святым уже благословение.

Когда мы едем к старцу или духовно опытному священнику, стяжавшему дух мирен, тогда хватает только видеть его, его поведение, которое само умиротворяет нас. Потому само пребывания в монастырях, даже независимо от разговора с монахами, пребывание в атмосфере молитвы, мира, смирения намного важнее, чем получение благословения, испрашивание советов и наставлений, когда, случается, мы спрашиваем лишь для проформы.

Вопрос телезрительницы: Когда я подхожу к батюшке под благословение, должна ли я объяснить ему, для какой цели я беру у него благословение?

Если мы берем благословение на простое, житейское дело, на какой-то отрезок сегодняшней жизни, здесь не надо ничего пояснять. Но когда мы приходим к священнику, чтобы, кроме его помощи, попросить и совета, то, разумеется, мы поясняем и свой вопрос, и то смятение или печаль, которые нас сегодня смущают или терзают. Если мы хотим, чтобы священник дал нам наказ, совет, как нам поступить в этой ситуации и благословил на выполнение этого вектора, то здесь необходимо пояснять.

Может быть, Вы, батюшка, не сталкивались с такой ситуацией, но она существует: когда миряне, держа в уме какую-то проблему, подходят к священнику, просят благословить, а потом говорят о том, что делают нечто по благословению батюшки. Хотя тот батюшка об этом не знает, поскольку было испрошено простое благословение. Как быть?

Может быть, такое и случается. Но как я верю в наше духовенство, так же я верю и в наших мирян. Не думаю, что у большого процента наших верующих есть такие извращенные представления о благословении.

Если кто-то так и считает, он, разумеется, глубоко заблуждается, когда считает, что подставляя под благословение голову, в которой роятся какие-то мысли, считает, что эти мысли были благословлены рукой священника. Это весьма сатирическая схема и, конечно же, глубоко ошибочная.

Такое явление как младостарчество, будучи негативным явлением, довольно часто основывается на благословении.

Думаю, что нам, священникам, нельзя терять контроль над собой ни на каком промежутке от рукоположения. Надо всегда помнить, что мы всего лишь люди, и все мы пасомые у Бога. Даже если я священник, я все равно пасомый, потому что наш самый главный пастырь - это Христос.

Бывают случаи, когда не только священники, но даже просто служители, к сожалению, начинают считать себя персонами, важными в Церкви, в данной общине. К сожалению, это часто бывает. Путешествуя по России, посещая храмы и видя, как монахи или монахини общаются с пришедшими в храм, мне порой хотелось сказать: отец (или мать, или брат, сестра) помни, что ни ты, ни я не Христос и не Богородица. Ты лишь служитель, чтобы подвести этого человека к святыне, к священнику, но никак не карающий меч Бога. К сожалению, эта самоуверенность свойственна не только молодым, но и пожилым. Эта самоуверенность начинает преобладать у людей, либо потерявших, либо так и не сумевших приобрести культуру поведения. Это уже не смешные поведенческие стереотипы, но они вызывают уже скорбь: когда человек начинает самоутверждаться за счет кого-либо, начиная заслонять собой Бога.

Это печаль и это болезнь, и болезнь, которой подвержены не только молодые священники, хотя все мы находимся под надзором и настоятеля, и епископа. Я верю в нашу иерархию, в целительную природу Церкви, верю, что благодать Божия, подаваемая в Церкви, немощное врачует, а оскудевающее восполняет. Постоянно ощущаю это и на себе, и на людях, вижу, как благодать Божия исправляет нас, но для этого необходимо иметь смирение. Если мы отвергаем смирение, не понимаем и не принимаем его, то благодать Божия, к сожалению, ничего не может сделать с нами. Смирение - это жизненная необходимость для каждого из нас.

Подвиг смирения не надо понимать, как некую тяжелую ношу, которую надо донести до смерти, чтобы скинуть ее и обрести от Бога некую награду. Нет, смирение - это то, что позволяет нам сейчас выживать и жить полноценной жизнью христианина.

Вопрос телезрителя из Ейска: Мы люди престарелые: не можем приходить в храм на причастие. Батюшка приходит к нам домой, и мы общаемся с ним по телефону. Как в таком случае просить у батюшки благословения? Возможно ли это по телефону?

Во-первых, очень рад, что Вы пребываете в общении с Богом, принимаете святое причастие. Разумеется, когда батюшка приносит Вам Святые Дары, Вы можете испрашивать у него благословение. Когда же Вы находитесь дома, а батюшка в церкви, и Вам необходимо принять какое-то решение, каждый священник получает в течение дня звонки, когда прихожане просят благословения на то или иное действие. Это вполне допустимо, и обрядовая сторона здесь не имеет никакого значения. Бывает, что люди звонят, когда уезжают куда-то, и просят помянуть их в молитве как путешествующих, либо как болящих.

Хочется вернуться к вопросу о разнице в священническом и архиерейском благословениях. Говорят, что есть определенные случаи, когда за благословение нужно идти только к архиерею.

В случае, когда мы говорим о каких-то дисциплинарных проявлениях, это так. В таком случае мы говорим не о таинственной природе благословения, здесь уже иной контекст: канонический, дисциплинарный.

Сегодня мы уже проводили слова Игнатия Богоносца: ничего не делай без епископа. Действительно, есть ряд вопросов, которые не могут решаться без архиерейского благословения. Но здесь речь идет о благословении не как о некоем духовном толчке, потенции, даваемой на совершение человеком какого-то дела, но о решении, которое может принять только архипастырь. Это могут быть вопросы, касающиеся отпевания человека, который скончался при особых обстоятельствах, либо вопрос браковенчания, - разные сложные моменты, которые касаются совершения таинств или обрядов.

Хотелось бы спросить о благословениях, которые часто испрашиваются у священников: это разные послабления в молитвенном правиле или постном делании. Как Вы считаете, насколько велика свобода мирянина в этих вопросах?

Не всегда возможно сразу же встретиться с батюшкой или дозвониться ему. Если врач предписывает нам в связи с болезнью изменение рациона, мы не должны отключать свою волю, можем принять решение, а затем обсудить его со священником. Тем более, когда речь идет о нашем самосохранении.

Что касается дисциплинарных вещей, таких как проведение поста, то уже до поста мы можем обсудить со священником, насколько наши духовные и телесные силы позволяют нам ту или иную меру поста. Это касается и молитвенного правила, мы можем обговорить этот момент со священником и решить, как это сделать, чтобы реализовать нашу церковную жизнь. Бывают разные ситуации в семье, разные отношения наших близких к нашей вере.

Если мы вдруг не успели чего-то решить, не взяли благословения, но должны принять решение, не надо доходить до карикатурности.

Бывает, что даже в рамках одного прихода разные священники придерживаются разной меры строгости, и миряне знают, что если один священник обязательно запретит, другой разрешит. Является ли такой выбор лукавством?

Возможно, у одного священника может быть более строгое мнение по практике поста, по приготовлению к причастию. Здесь может быть лукавство, когда мы, чтобы оправдать свою леность, идем к более мягкому священнику, давим на жалость, и он благословляет нам какие-то послабления. Думаю, что сам человек рано или поздно поймет, что его лукавство не привело его ни к чему хорошему, но лишь к духовному расслаблению, расхлябанности и даже обезбоженности, как обезвоженности, когда мы теряем духовную благодать.

- Насколько духовничество привязывает человека к благословению одного священника?

Если мы начали проводить духовную работу и, как врачу, доверили себя некоему священнику, то ни один врач не любит, когда пациент перебегает от одного врача к другому, не любит долечивать того, кого начал лечить другой врач. Дело здесь не в жестокосердии, но в том, что у каждого из нас разные приемы по отношению к нашему телу. Что касается нашей души, здесь надо постоянно находиться в постоянно духовном общении, ведь здесь пастырство, отцовство, когда между пастырем и мирянином выстраиваются некие родственные отношения, поэтому непрерывность этого общения очень важна.

Другое дело, что тот и другой должны понимать, что никаких рамок переступать не надо. Священник не должен порабощать человека, но и человек не должен давать себя в рабство кому-то. Нельзя стремиться снять с себя обязательства, отключить полностью свою волю, отдать себя кому-то в рабство и ни о чем не думать. Это тоже, к сожалению, ложная ситуация, которая заводит в тупик и мирянина, и священника.

Когда мы ищем человека, которому могли бы отдаться в рабство, здесь уже наша духовная природа повреждена, мы уже вступили в некую ошибку, изъян, который мы должны вовремя исправить, одуматься. Поэтому надо всем помнить, что мы только рабы Божии. Сам Господь не называет нас рабами, но детьми, Он называет нас друзьями. Рабами мы называем себя сами по смирению, как блудный сын, который, предав отца, возвращается домой и говорит ему: я недостоин быть твоим сыном, возьми меня хотя бы своим рабом. Писание говорит нам: не будьте рабами человекам. Эта ложная природа должна быть нами серьезно наблюдаема и вовремя исправляема или даже отсекаема.

- Спаси Господи, батюшка, за ответы, и прошу благословить нас на окончание передачи.

Помощи Божией всем. Благ Вам в Вашем труде. Всем Божие благословение на все добрые дела и начинания. Храни всех Господь.

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.