Как реагировать на болезнь близкого: советы психолога. “Не бойтесь говорить о смерти”: психолог о том, как быть близким онкопациента

Здравствуйте Лиля.
Проблемы психики надо лечить обязательно и осознанно, но не вы его вылечите своим присутствием.

А его собственные шаги к излечению от болезни.
Это может быть гораздо глубже чем ты думаешь.
Внезапные приступы из подсознания " накатываются " не просто так.

Надо " выудить " проблему, но это можно добиться лишь если он будет работать над этим.

Размышлять, Анализировать что именно его "выводит " из себя, в чем причина?

Это может быть связанно даже не с этой жизнью...
Поэтому пока он не вылечиться, с ним опасно.
Все в твоих руках.
Насильно никто тебя не заставит жить с ним
Ты сама отвечаешь за себя.
Береги свою жизнь.
Всего наилучшего.

Онлайн консультация Как вести себя с больным

Лилия, здравствуйте!

От любви к таким больным следует бежать на другой край света.

Размышления на этот счет неуместны и опасны для жизни.

Заболевания такого рода не подлежат излечению, к сожалению.

Ждать можно только обострений, непредсказуемости поведения и угрозы для вашей жизни.

Болезнью МЧ должны заниматься родные ему люди, а не Вы. И только от родных /по нашим правилам/ примут заявление в медучереждение. Если бы ваш брак был оформлен официально, то ваши заявления были бы юридически правомочны.

А родные МЧ не оставляют Вас в покое по нескольким причинам:

1. Агрессия такого больного сосредотачивается на сАмом близком ему человеке, в данном случае--на Вас. Остальные члены семьи т. о. остаются в /относительной, конечно/ безопасности.

2. Психологически наличие женщины у такого больного снижает его агрессивность и частоту обострений. Что, повидимому, хорошо известно членам семьи больного. Т. е., Вас используют.

3. Возможно, близкие МЧ надеятся уговорить Вас на брак. Тогда Вам придется заниматься и заявлениями, и скорыми из психбольниц, и лечением. Поскольку здоровым людям тяжко заниматься подобными процедурами, семье, возможно, хочется переложить эти заботы на чужие руки.

Я проговорила возможные версии. Действительных причин может быть одна или несколько, из данного перечня или из другого.

Наилучшим для Вас вариантом был бы отъезд "в неизвестном направлении".

И, пожалуйста, не нужно теперь ни думать, ни говорить про жертвенность, любовь и пр.

Потому что в отсутствии "девочки для бития" родные скорее начнут лечить своего сына. И такИм образом Вы на самом деле поможете человеку, страдающему таким тяжким недугом.

Всего Вам хорошего.

С уважением, Светлана

СПИД и ВИЧ-инфекция являются одними из самых страшных и неизлечимых болезней. Сегодня во всем мире тысячи людей страдают ими. Многие из них не знают об этом. Можно разделить больных СПИДом людей, узнавших о своей болезни на три категории по модели последующего поведения.

  • Оптимисты, которые будут стараться бороться за свою жизнь всеми способами.
  • Пессимисты, которые поставят сразу на себе крест и не будут ничего предпринимать, страдая и ожидая дня своей кончины.
  • Озлобленные на весь мир больные, которые впоследствии могут вести себя неадекватно и представлять угрозу остальным людям.

Оптимисты.

Эта категория больных обладает жизнелюбием, жаждой жизни, силой воли. Они, несмотря на смертельный диагноз, готовы использовать все методы: официальную медицину, народные средства, и даже походы к магам и целителям, лишь бы избавиться от своего недуга. Согласно статистическим данным, именно данная категория больных, которая активно старается принимать участие в различных тестированиях новых лекарств и технологий для лечения СПИДа, проживает дольше остальных. Возможно, это связано не только с приемом лекарств, но и с эмоциональным состоянием пациентов, которые настраивают себя только на выздоровление. Многие проживают лет 10-15, а иногда и 20 с лишним лет, после того, как был поставлен диагноз, т. к. принимают поддерживающие иммунитет лекарства.

Пессимисты.

Озлобленные больные.

Даже самый адекватный, добрый человек, узнав, что болеет СПИДом и скоро умрет, может превратиться в настоящего монстра. Они не хотят принимать реальность, не хотят осознавать, что они заразились, ненавидят весь мир. Но это только цветочки. Очень многие, чтобы отомстить за себя, стараются навредить совершенно неповинным людям, заражая их этой болезнью. Некоторые специально ходят в клубы, «снимают» на ночь объект представителя противоположного пола, чтобы заняться с ним страстным незащищенным сексом, с целью заразить его. Несмотря на то, что их действия уголовно наказуемы, их мало интересует этот факт, ведь они все равно скоро умрут.

На вопросы телезрителей отвечает священник Андрей Битюков, настоятель храма во имя мученицы святой Раисы Александрийской при институте детской гематологии и трансплантологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета академика И.П. Павлова. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир от 17 января 2014 года.

Добрый вечер, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя мученицы святой Раисы Александрийской при институте детской гематологии и трансплантологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета академика И.П. Павлова иерей Андрей Битюков.

Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

Благословение Господа нашего да пребудет с вами. Поздравляю всех с продолжающимися Святыми днями и грядущим праздником Богоявления.

Спаси Господи, батюшка. Наша сегодняшняя тема: «Быть рядом с больным». Звоните в нашу студию и задавайте вопросы на тему разнообразных болезней и того, как быть рядом с больными родственниками, как им помогать, молиться и спасаться.

Как вести себя рядом с больным человеком?

Согласно Евангелию больной человек - самый ценный человек нашей жизни, его глазами на нас смотрит сам Господь. Знания об этом мы черпаем из притчи о Страшном суде и для нас это колоссальная возможность то, к чему призывает нас Господь - послужить ближнему и действительно оказаться тем ближним, который видит чужое горе и пытается участвовать в нем. Через нашу помощь больной человек понимает, что он видим и любим Богом.

Многие из нас живут в такой ситуации, когда сами здоровы, и вдруг приходит весть о болезни ближнего человека. Как на нее реагировать?

Конечно, не надо отстраняться, потому что в болезни человек особенно нуждается в поддержке и участии других людей. Надо самого себя спросить, чем я могу быть полезен этому человеку: мое участие и время или мои средства, знакомства. Не надо никогда бояться того, что это отнимет время, Господь впоследствии дает такую радость от делания добра, которая окрыляет и помогает жить своей собственной жизнью. Больной человек сам себе задает много вопросов «зачем», «от чего», и на эти вопросы зачастую нет ответов. Важно понимать, что ответы придут со временем, когда человек сам сделает какие-то открытия, но очень важно, чтобы в этот момент мы оказались рядом.

- Но бывают все же такие случаи, когда человека нужно оставить в покое?

Конечно. Если мы говорим о болезни наших близких людей, то мы достаточно хорошо изучили их, и, конечно, надо проявлять такт и внимание, но не оправдываться тем, что он сам должен решить. Бывает, человек скованно чувствует себя рядом с больным, не всегда зная о чем говорить, а иногда надо вместе помолчать, чтобы из этой тишины могли появиться очень глубокие мысли и слова, которые обычно человек не может сказать даже себе самому. Все-таки надо быть очень внимательным, понимать, что это за болезнь и как в ней помочь. Не в медицинской части, которой должны заниматься врачи, а социальной, психологической, просто человеческой. Чтобы мы могли прийти к больному человеку с чем-то, чем могли бы его воодушевить.

Вопрос телезрителя из г. Старый Оскол: «Мой серьезно болен мой отец, у меня самого есть душевное заболевание. Случается, к большому сожалению, что мы срываемся друг на друге, это самое страшное. Как нам правильно строить отношения?»

Так как Вы уже вполне понимаете, что эти срывы, выплески досады или усталости не делают мир в семье лучше, постарайтесь предотвращать их. В общении с близкими мы чувствуем, когда в нас начинает копиться это раздражение, и, наверное, стоит сказать себе, что я устал, но не имею никакого права нарушать этот зыбкий мир в семье. И если Вы являетесь христианином, а Ваш отец еще маловоцерковлен, то Ваше самообладание и сдержанность дадут больше, чем, скажем, предложение почитать Евангелие. Он увидит христианство в действии, увидит, что Вам трудно, но Вы более сильны и стойки, потому что переносите это не в одиночку. Потому постарайтесь, прежде всего, следить за собой и, даже если слышите упреки в свой адрес, дайте этим словам упасть в Ваше сердце и в нем растаять. Бывает, что человек не ответит, но будет копить это в своем сердце, и тогда рано или поздно накопленное прорвется и можно больно поранить человека. Мы знаем, что слово бьет очень сильно, а больной человек становится особенно восприимчив к любому необдуманному слову или шагу.

Как Вы относитесь к сбору средств в помощь тяжелобольным через социальные сети. Как Вы считаете, может быть, порой это дает человеку ложные надежды, отнимая время, отпущенное ему для покаяния?

По роду своей деятельности я занимаюсь с детьми, больными лейкозами. Многие благотворительные фонды собирают деньги на помощь им, и я считаю, очень правильно, что этих людей делают публичными: говорят о них по телевизору, в различных новостных службах, не пренебрегают информацией о них. Это призыв людей к милосердию, и он хорош априори. Даже если мы не поможем конкретному человеку, ребенку, наше сердце открылось для них. Если же не удалось помочь именно ему, то средства будут перенаправлены на лечение другого больного. Мы не можем гарантировать, что именно мои средства переломят ход болезни, но гораздо важнее мое личное участие в этом общем деле. Хорошо, что таких фондов много и что процесс благотворительности делают, своего рода, даже модным: когда человек сталкивается с подобной информацией, когда больных детей привозят на общественные мероприятия, когда можно увидеть, куда расходуются средства и как ребенок становится более радостным. Мы не можем порой побороть болезнь, но сделать так, чтобы у ребенка появился лучик счастья - это ведь очень хорошо.

- Скажите, если человек попал в больницу, в стационар, как ему себя вести?

Начну с предварительных моментов, которые проходит человек. Если госпитализация плановая, у человека есть время подготовиться. Надо взять все необходимое: и медицинские документы, и то, что поможет наладить больничный быт. Обычно спрашивают, брать ли в больницу иконы, книги? Часто камнем преткновения становится нательный крестик из драгоценных металлов. Готовясь в больницу, надо озаботиться тем, чтобы крестик был самый простой, на обычной веревочке, но можно и объяснить анестезиологу, реаниматологу, что крестик во время операции должен остаться при Вас. Безусловно, надо взять с собой молитвослов, Евангелие, те книги, которые хотели прочитать, но не было времени. В больнице надо узнать, есть ли там храм, часовня или молельная комната, приходит ли священник. Самое главное - мы попадаем в палату, ту среду, которая о нас ничего не знает, поэтому это замечательная возможность стать немного лучше, чем мы есть. Все, что мы хотели сделать дома, но не могли в силу сложившихся отношений, паритетов, у нас есть такая возможность осуществить в этой новой среде. Здесь пресловутый «стакан воды» значит очень много.

Атрибутом комфорта современной палаты часто является телевизор. Надо постараться договориться с соседями по палате, чтобы какое-то время он был выключен, потому что должно быть время, чтобы помолиться и почитать. Что касается молитвы, молиться можно в том положении, которые обусловлены ситуацией в палате. Даже когда мы молимся про себя, но перед иконами, это часто вызывает вопросы, поэтому надо помнить слова прп. Амвросия Оптинского о том, что никогда не надо спорить о вере. Чаще всего соседи по палате - люди малоцерковные, которые знают о Церкви лишь из новостных передач. Поэтому надо постараться, прежде всего, своим видом и своим отношением разрушать этот порой негативный стереотип. Чтобы люди могли видеть нашу христианскую веру такой, какова она есть: мир, радость, участие в жизни другого человека, внимание к нему. Надо стараться наиболее полно отвечать на вопросы, если нам их задают. Бывают настоящие чудеса: когда человек, встретив в палате настоящего христианина, начинает с очень негативного отношения, а заканчивает приязнью и тем, что они продолжают общаться и порой встречаются уже в храме. Надо надеяться на чудо.

Надо узнать фамилию врача или врачей и молиться за них. Служа в больнице, я знаю, насколько высоко врач ценит тот факт, что больной молится за него.

Вопрос телезрительницы из Воронежа: «У меня тяжело больна родственница, можно ли я взять на себя духовный или телесный подвиг ради ее исцеления?»

- Конечно, пусть это будет канон за болящего, канон Божией Матери, который содержит отдельные тропари о больном человеке. Но постарайтесь узнать, в чем нуждается Ваша родственница, может быть, не сделаны какие-то дела, может быть, ей надо убрать квартиру или требуется присутствие рядом человека. Здесь надо идти по пути разумного сочетания внешней и внутренней деятельности. В жизни святых людей мы видим как раз колоссальный подвиг ради людей, хотя об их внутренней молитвенной жизни точно знать не можем. Преподобные Амвросий Оптинский и Серафим Саровский, сами будучи немощными, несли огромный молитвенный подвиг, молитвой помогая людям. Поэтому постарайтесь достичь баланса между молитвой и деятельностью. Молитва будет помогать не только Вашей родственнице, но и давать силы Вам самой, чтобы приходить к ней для оказания помощи.

- Если у друзей больного человека есть возможность пригласить священника, как ей пользоваться?

Во-первых, надо выяснить желание видеть рядом с собой священника, так как не все больные дорастают до этого. Сначала надо окружить больного личным вниманием и заботой. Пусть он знает, что мы христиане, молимся о нем, в том числе, и в Церкви. Но прежде всего надо ждать его собственного желания. Нередко люди неверующие воспринимают появление у своей постели священника почти фатально. Надо проявлять колоссальный такт, внимание. Если мы приглашаем священника, то главным рефреном должно быть, что все таинства Господь совершает во исцеление души и тела, и человеку дается колоссальный импульс для жизни с избытком, как говорит сам Господь. Человек должен очень четко понимать, что это не приготовление к смерти.

Когда мы навещаем больного человека, можно ли участвовать вместе с ним в таинствах Причастия и Соборования?

Если долго болеет Ваш близкий родственник, и у Вас нет возможности посещать храм, то надо предупредить священника, что Вы тоже хотите исповедоваться, причаститься и собороваться. Человеку, который ухаживает за тяжело больным, самому нужна помощь. Нередко я причащаю маму вместе с малышом, потому что у нее нет никакой возможности отойти. Мы договариваемся заранее, чтобы уединиться и поисповедоваться. Но если все же у человека ухаживающего есть возможность самому побывать в храме, напитаться духовными соками, то лучше это делать на церковной службе.

Вопрос телезрительницы из г. Брянска: «В 2010 году у меня произошла тяжелая травма ноги, и это продолжалось целых три года, все это время люди, с которыми я общалась до болезни, никак не принимали участия, отвернулись от меня. Теперь я выздоровела, вернулась к ним, но не знаю, как заставить себя относиться к ним по-прежнему?»

Насколько я понял, эти люди не стремятся общаться с Вами. Надеюсь, что в болезни с Вами остались Ваши самые близкие, они не бросили Вас. В этом тоже чудо болезни, ей поверяются все наши ценности, все наше окружение, и ты начинаешь очень ценить людей, не человечество в целом, а каждого в отдельности. Начинаешь понимать, что каждый человек - это подарок Бога тебе.

Мне кажется, что лучше этих людей извинить, поскольку человек, не имеющий печального опыта болезни, зачастую остается глухим к чужому горю. Поэтому одна из радостей и чудес христианства в том, что мы нашим распятым Богом всегда остаемся понятыми, что каждый святой в житейском отношении глубоко несчастный человек, что Божия Матерь видит каждую нашу слезу. Я всегда стараюсь донести своим пациентам, что именно верующий человек всегда бывает окружен людьми колоссальной любви и веры, именно на этом основано наше почитание святых. Поэтому постарайтесь найти внутри себя слова оправдания для тех людей, Вы, зная, как необходимо человеку участие в таком положении, сможете помочь им, когда это потребуется, и тогда, наверное, примиритесь с ними и услышите слова прощения.

Вопрос телезрителя из Краснодара: «Прошу Ваших молитв о моей жене рабе Божией Инне. В один год умерли родители, и жена заболела, видимо, на нервной почве. Ей уже сделали несколько операций. Мы ходим в церковь, но она больна. Может быть, мы что-то делаем не так, скажите, пожалуйста, что нам конкретно делать и как правильно молиться?»

- Прежде всего, надо понять, что смерть родителей - серьезное потрясение, но мы же все знаем, что когда-то должны проводить их в этот скорбный путь. То, что болеет жена никак не связано с этими печальными событиями, потому Вам как мужу надо быть сильным, помогать жене, изыскивать возможности лечения, самое главное не быть парализованным этими обстоятельствами. Не надо делать из болезни фетиш или камень, которые тянет Вас в депрессию. Мы болеем, но вопрос в том, как мы к этому относимся. Должны быть реализованы все Ваши силы как мужа и мужчины, жена должна понимать, что нежный и внимательный муж делает все, что нужно. Как верующие люди, вы должны понимать, что Господь все равно дает утешения, посылает людей, небольшие радости, и за них надо цепляться, это тоже подарок от Бога, который надо принимать. Все мы помним слова Иова Многострадального о том, что неразумно принимать от Бога только плохое, а дурное отвергать. Жизнь каждой семьи имеет и радости, и горе, которые сплачивают семью. Именно в тяжелых обстоятельствах люди должны понять, что они близки и нужны друг другу, как никогда.

Вопрос телезрительницы из Перми: «Мне хотелось бы помогать людям в качестве сиделки с больными людьми, но порой я думаю, не много ли беру на себя, справлюсь ли. Что бы Вы посоветовали мне в этой работе, если я решусь стать сиделкой?»

Это замечательное желание. Думаю, что при медицинских училищах Вашего города есть курсы. Если есть возможность, то хорошо получить дополнительное образование, выучиться на медсестру. Что касается практической части, можно посмотреть среди Ваших престарелых соседок или в социальных сетях просьбы пусть о небольшой помощи, чтобы проверить себя, пока не начался набор на курсы. Посмотреть с какими категориями больных - пожилые, дети, подростки, лежачие больные - у Вас лучше всего получается. Больные люди очень разные, у каждого свой психотип, с которым нам легко общаться или нет. Самое главное иметь внутри себя набор контраргументов против «проклятых» вопросов. Очень помогает литература, могу назвать ряд книг, которые очень полезно прочитать, как ухаживающим за больными, так и самим больным. Это очень понятные книжки, например, книга Эвелин Поттер «Полианна», более серьезная - книга Пола Янга «Хижина». Всегда надо искать дополнительные мысли, слова, очень много таких поддерживающих слов содержится в Священном Писании. В книге Иисуса, сына Сирахова, несколько целых глав посвящены и болезни, и врачам, и они очень актуальны сейчас.

Если Вы вдруг почувствуете, что не сможете по каким-то причинам помогать больным, полученные медицинские знания много пригодятся Вам в жизни. Как человек, имеющий медицинское образование, скажу Вам, что Вы очень расширите сферу Вашей полезности.

Вопрос телезрителя из Волгоградской области: «Возможно ли православному врачу применять такие методы лечения, как китайское иглоукалывание?»

- К сожалению, я не иглорефлексотерапевт. Думаю, что это должен определять лечащий специалист. Если невролог, практикующий классические методы лечения, говорит о том, что это необходимо как одна из форм лечения. Однако есть поговорка о том, что такая медицина помогает, если соблюдены три условия, и эти условия должны быть желтого цвета: это желтый врач, желтые иголки и желтый пациент. Некоторые вещи не работают в силу нашего отношения к ним. Если все же внутреннее чувство христианина как-то против этого метода протестует, надо прислушаться к себе. Надо помнить слова апостола Павла «все мне дозволено, но не все полезно», именно мне. Если нет этого чувства полезности именно мне, надо прислушаться к этому.

Вопрос телезрителя: «Я знаю одну прихожанку, которая построила церковь в Санкт-Петербурге, ей уже 86 лет, и она в больнице, но к ней даже священник не приходит. Вопрос в том, стоит ли иметь духовника?»

Конечно, думаю, что за время строительства церкви Ваша знакомая познакомилась не с одним священником. Надо узнать, кто из них ей более близок, позвонить ему и пригласить. Если, например, такой возможности нет, то надо договориться в ближайшем к больнице храме. Но, как я уже говорил, сначала надо узнать о ее собственном желании, хочет ли она сама видеть священника.

- Расскажите, пожалуйста, о специфике общения с больными детьми и пожилыми людьми.

Это совершенно разные категории. Дети счастливы все время, если это не особо тяжелая болезнь. В обычном отделении, где дети не лежат, они очень подвижны, жизнерадостны. Скорее, ребенка даже тяжело остановить, чтобы его исповедовать, причастить. Конечно, когда он тяжело болеет, не встает - ситуация иная, надо быть предельно ласковым, внимательным. Дети с лейкозом иные, они уже не столь жизнерадостны. Надо увидеть, что окружает его, его кроватку, обычно это является отображением внутреннего мира ребенка. Постараться выслушать детские вопросы, которые бывают предельно глубокими и открытыми, бьющими в самую суть проблемы. Надо постараться в доступных категориях, учитывая уровень развития и воцерковленности, ответить на них так, чтобы это было понятно и маме, и даже тем, кто находится вместе в палате.

В общении с пожилыми людьми также необходимо понимать степень воцерковленности, безусловно, надо иметь огромное уважение, нужно узнать, чем человек жил все это время, постараться помочь ему разобраться в прошлом. Приходилось выслушивать упреки человека, что он оказался в больнице, и объяснять, что нога ампутирована от того, что стаж курения у него больше, чем трудовой. Но говоря это, мы не судим, а стараемся показать реальность и дать возможность выхода. Важно, чтобы общение было не судом и вытягиванием негативных явлений прошлого, а чтобы человек понял, что священник - это друг, помощник, с которым можно обсуждать сложные вопросы прошлого, настоящего и будущего. Мужчина воспринимает священника отчасти как соперника, поэтому надо быть готовым к непростым вопросам из разных областей.

Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Есть такое мнение, что в семье, где есть тяжело больной ребенок, надо лечить и самих родителей, потому что у них своего рода зависимость от больного ребенка. Если это так, то объясните, пожалуйста, в чем заключается эта зависимость и как от нее избавиться?»

- Какой-то зависимости нет, просто долгая болезнь откладывает отпечаток на всю семью, происходит так называемая деформация личности, когда человек воспринимает себя не просто как человека, но как «родителя больного ребенка». Это надо учитывать, но особенных причин как наказания, кары, конечно, нет. Хорошо, что в крупных городах сейчас есть психологи, которые вместе со священником помогают решить эти проблемы. Смотря кто в ком нуждается. Если семья воцерковленная, то хорошо, чтобы священник был вхож в этот дом, если нет, надо посоветовать хорошего психолога, который поможет людям не закрываться от жизни. Быть с больным человеком - это очень ограничивает человека, но есть масса занятий, которые можно делать и дома. Надо решить, какие есть возможности, чтобы качество жизни соответствовало чаяниям этих людей. Нужно создать условия, в которых родители будут чувствовать себя хоть немного более комфортно.

Ситуация обратного характера: часто складывается такая ситуация, что дети привязаны к больным родителям, и их личная жизнь откладывается на потом. Как Вы оцениваете такое явление?

Это один из способов отдать долги нашим родителям, они отдали нам свою жизнь, здоровье. Но жизнь молодой семьи продолжается, и если есть возможность найти платную сиделку или социальный стационар, но хорошего качества, чтобы условия были подходящими или человек был принят. Важно, чтобы не было ощущения, что дети хотят отстраниться. Быть с ближним, положить душу свою за него - это не значит жертвовать собой в смысле потери собственной своей жизни, могут быть и другие способы. Если боль ближнего воодушевляет нас своей возможностью помочь ему, Господь дает возможность личного отдыха, паузы. Появляются знакомые, у родителей есть близкие люди. Вокруг больного человека должна складываться «команда» из близких, родственников, друзей, священника, врачей. Должна создаться общность, которая помогает и больному, и друг другу, сменяет и молится друг за друга, рядом с больным не должно быть опустошенности. Если один на один, это очень тяжело, поэтому надо стараться эту команду создавать.

Вопрос телезрительницы из Саратова: «По просьбе знакомой больной я пригласила к ней священника для исповеди и причастия, но дочь его не допустила. Теперь они отвергают мою помощь, и я не знаю, как мне быть, навещать ли ее, мне даже трудно почему-то идти к ней в дом».

Во-первых, надо понять причину. Если невозможность отношений возникла из-за приглашения Вами священнослужителя, то надо извиниться за то, что Вы, возможно, поторопили события. Если же это не зависит от Вас, то надо постараться не потерять эту семью. Именно больной человек и его ближайшее окружение должны выбирать сами, и надо смиряться с тем, что какую-то нашу помощь не примут, это нормально. Давайте стараться жить для другого человека, тогда в нас не будет обиды и досады. Наверное, для прихода священнослужителя, надо дождаться желания не только больного, но и ближайших родных. Очень важно донести мотивы его прихода, чтобы в этом визите родные не увидели ничего фатального.

Вопрос телезрительницы, переданный по интернету: «Я страдаю рассеянным склерозом, у меня отказывали руки и ноги, но я восстанавливала их функции. Мой вопрос - не нарушила ли я воли Божией? надо ли бороться с болезнью или принять ее, как есть?»

Конечно, лечиться необходимо. Наверное, только очень духовные люди воспринимают болезнь исключительно как духовный подвиг. В Священном Писании мы неоднократно видим повеления Господа приходить к больным людям с исцелением. В Ветхом и Новом заветах мы видим и восхваления врачебного искусства, и активного прихода Господа и апостолов к больным людям.

Рассеянный склероз - это тяжелое заболевание, и даже для того чтобы поберечь своих близких, надо постараться максимально заниматься восстановительными мероприятиями, чтобы сохранить функции конечностей.

Воля Божия заключается и в возможностях. Возможно человеку лечиться, значит, надо лечиться. Невозможность лечения для больного человека бывает настолько очевидной, что он явно понимает ее. Сам больной может убедить в этом окружающих, и для них будет очевидно, что это не капитуляция и не жест отчаяния, а взвешенная, разумная позиция этого человека. Когда же человек замыкается, опускает руки - это следствие уныния, а это очень тяжелое состояние.

- Каков же вообще смысл болезни?

Любая болезнь к славе Божией. В любой болезни человек вырастает до общения с Богом, чувствует Его присутствие в своей жизни, исполняет евангельскую заповедь «нищеты духовной», когда всю жизнь человека, все его немощи восполняет сам Господь. Именно поэтому множество святых имели болезни, как знак того, что в этом немощном теле действует только благодать Божия. Чтобы стать более чутким, внимательным, понять, насколько лично я любим Богом, и Он хочет подарить мне самого себя. В этом колоссальный смысл болезни. И дай Бог каждому человеку найти повод радоваться, удивляться, быть зрителем чудес в своей жизни, как никогда не было, когда он был здоров.

- Как больному человеку воспринимать те неудобства, которые он доставляет тем ближним, которых любит?

Две стороны этого процесса. Каждый из нас старается как можно меньше докучать близким, а болезнь ставит человека перед необходимостью просить. И люди предпочитают отойти, замкнуться, лишь бы не выступать в качестве просителей. Это опасный момент, поскольку это одно из проявлений гордыни. Нельзя отказываться от помощи людей, наша болезнь для близких - сигнал, что они могут что-то сделать для нас. Постарайтесь, чтобы болезнь соединила вокруг Вас людей. Мысль о том, что нам за нашу жизнь так и не удалось создать вокруг себя общность, может быть очень тяжелой. Надо просить помощи, а если болезнь тяжелая, выходить и за рамки ближайшего круга, чтобы получить, как можно больше людского внимания.

- Спасибо, батюшка, благословите на прощание наших телезрителей.

Помощи Божией вам в скорбях и болезнях, помните, что в любой житейской буре находится Господь, который ждет нашей протянутой руки. Дай Бог нам не пропустить этот удивительный, чудесный момент. Храни Господь вас.

Гость передачи: иерей Андрей Битюков.

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10,22).

Держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, - все же перетерпеть неизбежно; так лучше же перетерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. Осознай себя стоющим еще и не такой беды, - осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? Паче всего молись, - и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться: и терпеть-то нечего.
(Св. Феофан Затворник).

Если человек переносит встречающиеся ему испытания с благодарением Богу, то они ему будут способствовать достижению вечного спасения.
(Св. Феофан Затворник).

Благодарить в бедах - заслуга большая, чем давать милостыню.
(Св. Димитрий Ростовский).

Утешение болящему

Как вести себя в болезни и как относиться к болящим? «Здоровье есть дар Божий, - говорил преп. Серафим Саровский, - но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям».
Надо благодарить Господа за болезни и искушения, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина - шествовать ко Христу Спасителю нашему.
Болезнь - это крест, иго благое, которое ведет к вечному блаженству. Поэтому благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостью и благодарением переносите болезнь, ведая, что телесными болезнями исцеляется душа.
Утешение в болезнях и скорбях должно искать в Иисусе Христе: иначе напрасно будем искать утешения.
Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и равен проходящему пустынную жизнь. Благодари болящий Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению.
Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую.
Невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась бы с нами печаль, тело не изнемогло бы в болезнях и трудах, и пребывало неизменным, если только возлюбим жить в добродетели.

Как лекарство приносит пользу телу, так и болезнь - душе.
Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение;
больного преп. Серафима посетила Матерь Божия; и нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают высшие силы.
Болезнь избавляет от многих душевных страстей; ап. Павел говорит: «Внешний человек тлеет, а внутренний - обновляется» (2 Кор. 4, 16).
Болезнь, - вот школа смирения, вот, где видишь, что нищ, и наг, и слеп.

Когда же будут тебя безпокоить неудобства или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Св. Писания: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное».
(Преп. Амвросий Оптинский).

В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в таинстве покаяния и в совести своей примириться с Богом.
(Св. Феофан Затворник).

Болезни наши большею частью происходят от грехов, - почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.
Великий подвиг - терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу.
Нас сближает с Богом - скорбь, теснота, болезнь, труды. Не ропщи на них и не бойся их.
Болезнь, хотя плоть твою мучит, но дух спасает.

(Св. Тихон Задонский).

Все самые тяжкие скорби и несчастья переносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей - сатана - пред лицом Самого Бога засвидетельствовал, что телесные болезни невыносимее всех других несчастий, и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни.
Если оттерпелся здесь, не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким блаженством, перед которым теперешнее счастье - ничто.
Кто не имеет отрады здесь, и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную (Преп. Амвросий Оптинский).
Старец заболевшему своему другу внушал: «Молиться надо чаще: «Господи! Даждь ми зде терпение, а тамо отпущение».

Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.
Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.
Кто с благодарностью переносит телесные недуги и терпит из-за болезни разного рода прискорбности, тот не далек от безстрастия, почему с радостью ожидает смерти, как виновницы вступления в жизнь вечную.
(Блаж. Диадох).

Не может человек терпеливо переносить скорби, если не будет иметь в уме своем смертный исход свой, безконечные мучения и радость Царства Небесного.
Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.
Болезнь для человека является милостью Божией. И если христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в рай.

У одра болезни - молотьба: чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом - в виде хлеба - в печь и, наконец, - на трапезу Божию.
(Св. Феофан Затворник).

Но здоровье и болезнь в руках Божиих, промышления - суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры. Но они же в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно.
Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее, все это ради того, дабы душу очистить от грехов и вселить в жизнь вечную.
Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений; а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться.

Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу.
(Св. Григорий Богослов).

Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».
(Древний патерик).

На опасно больных нападает сильнее диавол, зная, что имеет мало времени.
В опасных болезнях заботься сперва об очищении своей совести и о спокойствии своей души.

Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша - великий дар Божий; денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите - и спасена будет душа Ваша.
(Старец Арсений Афонский).

Больной и бедный - не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию.
Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его.

(Св. Иоанн Кронштадтский).

Размышляйте о том, что здешнее все мимолетно, а будущее вечно.
Больному надобно утешать себя чтением Божественного Писания и страданием Спасителя.
Терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.

Будучи больной, не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом, да твори Иисусову молитву.
(Старец Анатолий Оптинский).

Разве не знаете, что и от больного Бог истязует молитвы духовные?
(Св. Иулиания).

Будучи немощной, и правило, как можешь так и исправляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади.
Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий, у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысел. Истинный христианин верует, что все, случающееся с нами в жизни, делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит, в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему; и потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с праведным Давидом: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим».

Лечение гипнозом чуждо должно быть веры христианской: ни в Св. Писании, ни в отеческих учениях сего не видим. Употребление гипноза есть отрасль волхования.

Кто лечится с надеждою на помощь Божию, а не на лекарство и лекаря, тот не погрешает.
Врачей и лекарства Господь создал. Нельзя отвергать лечение.

(Св. Феофан Затворник).

Во время болезни всякий должен думать и говорить: «Кто знает? Может быть, в моем недуге отворяются мне врата к вечности?»

В болезнях должно заботиться об излечении их.
В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвою и таинствами: исповедью, причащением, и соборованием.
Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей.
Богатство душевное - в терпении.

В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению.
(Св. Феофан Затворник).

Терпение означает то, дабы все, что ни случится, сносить великодушно: в болезнях не отчаиваться, излишне в несчастьях не унывать, в бедности не печалиться и на обиды не роптать.
В счастии человек должен почитать себя должником Божиим, а в несчастии - Бога имеет своим должником.

А если будет смущать помысл (почему дозволяешь себе льготу), то отвечайте ему: «Мне ли грешнице поститься? По грехам моим я недостойна сего. Смирение выше поста. И чаек кушайте и утром, и вечером, за все это вознаграждайте смирением и самоукорением».
(Старец Арсений Афонский).

А когда утомитесь не спавши, то уже о правиле не беапокойтесь, в таком случае оно откладывается. Телу необходим отдых и подкрепление.

Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей.
(Блаж. Иероним).

Кроме молитвы, должно вам иметь духовного собеседника, развлекающего Вас от скорби и уныния.
О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена, Многоболезненного: как он не выходил из келий и даже не желал выздоровления.

Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари аа это Бога, заботящегося о тебе.
(Игум. Никон).

Однако же в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.
(Св. Феофан Затворник).

Кушать по болезни не грешно и рано, когда хочется, ибо вы слабого здоровья, но скрывать это нет нужды, ибо это дело обычное, - иные даже нарочно при людях кушали, дабы не имели о них высокого понятия.
Под предлогом болезни и усталости не оставляй своего молитвенного домашнего правила, даже на один день, пока есть в тебе дыхание.

Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апост., 69 правило);
(Митр. Филарет Московский).

Человек, проникнутый надеждою на Бога, смотрит на дело с высшей точки зрения и говорит себе: «Теперь я могу дать людям добрый пример терпения и быть им полезным. Я готов все перенести, лишь бы заслужить небо. Бог все устрояет к моему благу. Он говорит с пророком: «Благ Господь терпящим Его в день скорбения и знаяй боящыяся Его».
(Наум 1,7).

Очень жалею, что вы так расслаблены. Терпите... Это первая добродетель, которую Вам теперь следует исполнять. Вторая - благодарение Бога, все во благо нам устрояющего. Третья - благодушествуйте, видя сию к Вам милость Отца Небесного. Для страдалиц это хорошо. Если перенесут благодушно, без ропота и осуждения, и серчания, то мученического чина причастны будут.

«Что больна, - пишет о. Анатолий Оптинскнй, - не беда: грешным людям это - очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу».

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство, и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Св, Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию... Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую Вашим желудком.

Говоришь ты, что немощна бываешь и нездорова? В таком случае давай себе ослабу и отдых, а когда чувствуешь себя здоровою, тогда и поститься можешь и постоять на молитве.
(Архим. Варсонофий, Александро-Свирского монастыря).

Если в болезни иногда по немощи и помалодушествуете, то не отчаивайтесь, а прибегайте к покаянию, ибо попускает Господь к смирению.

Бывает иногда при болезни искушение. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Душа не может освободиться от искушения иначе как призывая Иисуса Христа и прибегая к духовному отцу».

Не скорбите, если по болезни иногда не можете выполнить молитвенного правила, и благодарите Бога за болезнь, ибо она то же, что молитва, если без ропота, и с благодарением терпим.
(Старец Арсений Афонский).

Больной должен в посты поститься в среду и пятницу, а в остальные дни ему разрешается кушать скоромное, кроме мясного.

В болезнях должно вопрошать Отцев прежде врачей.
(Св. Варсануфий Великий).

Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение.
(Св. Варсануфий Великий).

Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-либо утешение от служащих тебе, то посмотри на тех, которые внутри терпят скорбь и печаль, снаружи ранами покрыты, и не имеют, кто бы им послужил, накормил, напоил, поднял, омыл раны, - и они терпят.
(Св. Тихон Задонский).

Берегись, чтобы ненавистник добра не увлек тебя в неблагодарность или ропот, тогда все ты потеряешь.
(Св. Иоанн Кронштадтский).

Особенно будь кроток и терпелив в болезни и в разных неблагоприятных обстоятельствах: ибо тогда мы особенно порываемся к раздражительности, изнежены довольством, здоровьем, счастьем и покоем.
Терпи с благодарностью воле Божией всякую болезнь и немощь, всякий труд, всякую обиду и неприятность, говоря: «Да будет воля Твоя» , - и зная, что благость Божия ведет все к лучшему для тебя, и что всякую неприятность Господь удобно может претворить в счастье и радость.
Если же человек будет роптать на болезни и скорби, будет искать виновника этим скорбям среди людей (сколдовали, сделали), бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и пр., а через это приведет душу такого человека в мрак, отчаяние, безнадежие, желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего - диавола, внушающего ему все это и желающего погубить его.
Господь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, - ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей... Не в гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди, и не всегда понимают это.
Болезни - напоминают о смерти, и надо готовиться к ней.
Следует упомянуть так же о том, что Св. отцы предлагают освящать принимаемое лекарство: так, преп. Варсонофий Великий рекомендовал одному ученику принимать лекарство - розовое масло со св. водой. Тот же старец при болезнях не советует усиленно просить об исцелении, ибо мы не знаем, что нам полезно.

В болезни, прошу, пользуйся лекарствами, ибо многие нуждаются в твоем здоровье.
(Св. Феодор Студит).

В болезни, по совету врача, мы можем разрешить себе на время употребление и постом скоромной пищи, но в этом случае мы должны помнить, что делаем это из необходимости, а не для удовольствия и наслаждения.
Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом; болезнями грехи очищаются, и от страстей избавляемся.

Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то худо.
(Св. Феофан Затворник).

Страдания, если они озлобляют болящего, не преображая его, не давая благотворной реакции (исправления и благодарения), - только сугубое зло.
Если не можешь ходить в церковь по болезни, то не ходи, только не ропщи.
Утешающих тебя в болезни и служащих тебе в ней благодари и моли за них Бога, хотя и лежа. Терпение в болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.
Выздоравливающий после болезни, в особенности серьезной и опасной, должен чувствовать и говорить: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовым».
Благо тому, кто имеет болезни и скорби. Ими очищаются грехи. Но если, очищаемые Богом болезнями и скорбями, мы продолжаем грешить, то надо опасаться, чтобы не истощилось на нас милосердие Господа, жаждущего нашего покаяния.

Самая лучшая благодарность Богу за выздоровление от болезни состоит в том, чтобы служить Ему остальное время жизни в исполнении заповедей Его.

В болезни не желай себе смерти - это грешно.

Больные пусть помнят, что им служат ради Бога, и пусть не опечаливают служащих им братий излишними своими требованиями. Впрочем, и таких надо терпеливо сносить, потому что через это стяживается богатейшая награда.

Ежели услышишь кого боляща, не ленись посетить его и послужить ему усердно, если нет для тебя душевного вреда.

Не забывай писать утешительные письма тем, кто страдает за веру Христову и страждет в болезни или находится в темнице и скорби.

Перенесение от больной неприятностей, много душе принесет пользы.
Помогайте ближним Вашим болящим, но не думайте, что добро делаете, а из любви и сострадания.
Что вы удостаиваетесь послужить болящей, то за сие благодарите Бога, но только не выше сил и не с потерею своего здоровья.

Не удерживайте у себя того, что имеете к утешению изнемогших, нуждающихся, скорбящих.
Делайте для больного, старого и пр., но не желайте воздаяния за свою деятельность.
Будь готов посетить всякого человека, когда он находится в страданиях, трудах и скорбях.
Ухаживай за больным со всяким терпением и усердием, с сердечным участием, утешая страдальца добрым, ласковым, увещательным словом или краткою молитвою. Лови благоприятные минуты, чтобы прочитать для больного что-либо божественное.
Кто пренебрегает больным, тот не узрит свет; кто отвращает лице свое от скорбящего, для того омрачится день его.
Не пренебрегай голосом страждущего.
Больного надобно утешать Божественным Писанием и страданием Спасителя.
Когда увидим болящего, то не будем худо объяснять себе причину его болезни, но постараемся утешил его.
Не должно отказывать в помощи больным из опасности заразиться их болезнью.
Посещение лежащих на ложах больных и одержимых скорбию плоти избавляет от беса гордыни и блуда.
Способ посещения и утешения больного: Вот этим письмом я иду посещать и утешать больную.
В посещении болящих должна быть рассудительность.
Есть тяжкие больные (после операции, сильно изнуренные болезнью, с переутомленной нервной системой и т.п.), которые тяготятся посещением и страдают, когда к ним обращаются с вопросами, расспросами, вообще разговорами. Поэтому, прежде чем посетить больного, нужно предварительно узнать от близких к нему - будет ли приятно их посещение болящему.

Посещай болящих, да посетит Бог тебя.

Равную награду получает больной и кто служит ему.
(Св. Пимен Многоболезненный).

Старайся утешать болящую не столько услугами, сколько веселым лицом.
Хотя и доброе дело - иметь заботу о больных и посещать их, но надобно иметь рассуждение; где повреждается душевное устроение ваше, то и без вас дело обойдется.
Что вы удостоиваетесь послужить болящей, то за сие благодарите Бога; но да не вознесется сердце ваше о сем; быть у больной - весьма доброе дело, и заповедь Божия, и долг любви сего требует, но только не выше сил и не с потерею своего здоровья.

Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.
(Св. Димитрий Ростовский).

Из всего, что случается в земной жизни, только один грех должен печалить христианина.
Кто, согрешая, не наказывается здесь, тот самый несчастный человек.

(Св. Иоанн Златоуст).

Болезни бывают у нас от греха, они ослабляют страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезни с терпением и благодарением, тому вменяются они вместо подвига и даже более... Вместе с тем, нужно веровать и надеяться, что, если Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему силу терпения.
(Преп. Серафим Саровский).

Благодатная исцелительнице.

Не напрасно наша земная жизнь называется юдолию плачевной : страждут и плачут здесь грешники, страждут и плачут и праведники. Для людей неверующих - в этом загадка неразгаданная, тайна непостижимая; а для нас, просвещенных верою Христовою, тут нет никакой тайны, никакой загадки. Когда Апостолы увидели слепорожденнаго и спросили Господа: кто согрешил: сей ли, или родители его, яко слеп родился? - Господь сердцеведец отвечал им: ни сей согрешил ни родители его, но да явятся дела Божии на нем (Иоанн 9, 2.3). И Он тут же совершил на нем Свое Божественное дело - исцелил его. Итак, не всегда скорбь и болезнь посылается человеку за грехи его: бывает скорбь и болезнь во славу Божию: да явятся дела Божии на скорбящем праведнике. И Господь Бог, дивный во святых Своих, являет дивныя дела Свои чрез святых Своих, наипаче же чрез Святейшую святых - Пресвятую Матерь Свою. Вот одно поучительное сказание об исцелении болящего праведника.

Был один благочестивый клирик, по имени Викентий. Он имел добрый обычай каждый раз, когда входил в церковь или выходил из нея, преклонять колена пред образом Богоматери и говорить: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Блаженно чрево Твое, носившее Христа, и сосцы, яже сосал Господь Бог, наш Спаситель!» - Однажды этот благоговейный клирик тяжко заболел: у него загнил язык и от сильной боли он сделался без памяти. Но лишь только пришел в себя, он произнес в уме свою обычную молитву, и в ту же минуту увидел в изголовье своей постели прекрасного юношу: это был его Ангел Хранитель. С состраданием взирал Ангел Божий на болящаго и молитвенно воззвал: «о Госпоже Премилосердая! Ты ведаешь благочестивый подвиг сего страдальца; ведаешь его усердие к Тебе: каждый день он приносит Тебе Архангельское приветствие... Вот его язык, привыкший ублажать плод чрева Твоего, весь покрыт язвами; в безпамятсгве от боли он произносит только безумные глаголы... О Премилосердая Госпоже! обрати Матерний взор на сего страдальца и пощади его!» - Так молился Ангел Божий за болящаго, и едва произнес он свою молитву, как предстала во свете небесном Матерь Господа и, исцелив болящаго каплею млека своего, стала невидима... И больной встал с своего убогаго ложа, пошел в церковь и стал петь на клиросе вместе с другими клириками. Все знали о его тяжкой болезни, все были изумлены его внезапным исцелением, и когда он разсказал свое видение, все прославили Матерь Милосердия, исцелившую своего песнопевца. Чудо это изображено на иконе Богоматери, именуемой исцелительница икона эта, прославленная лет полтораста назад чудесами, находится в Московском Алексеевском женском монастыре. И поныне болящие притекают к ней с верою и получают, по вере своей, исцеления; особенно же часто берут ее благоговейные жители столицы в домы свои к одру болящих, и премилосердая Целительница недугов человеческих ниспосылает болящим облегчение и скорбящим благодатное утешение...

Много ли среди нас, братие мои, таких счастливцев, которые могли бы сказать о себе, что они совершенно здравы и телом и душой? Много ли таких, которые не жаловались бы на болезни телесные, а душою - кто не болен из нас? Все - все мы больны; если не телом, то душою, сердцем, умом, волею больны! Разница только в том, что болезнь телесная не всегда бывает по нашей вине; иногда Господь попускает такую болезнь для того, чтобы явилась слава Божия на страждущем праведнике; а в болезнях духовных, то есть, во грехах наших, никто, кроме нас, не повинен... Весь мир есть великий лазарет, и каждый грешник есть тяжко болящий страдалец. Что до того, что иной несчастный вовсе не видит грехов своих, вовсе не думает о них? Эго только показьшает, что болезнь души его велика и опасна, что он находится, так сказать, в духовном безпамятстве. Только благодатная сила Божия может исцелить душу, грехом зараженную; но для сего нужно, чтобы грешник пришел в себя и опомнился, чтобы увидел свое безпомощное положение и возопил к Богу о помиловании, как возопил клирик Викентий к Богоматери. А опомниться - значит увидеть свои грехи, и когда узрит человек грехи свои яко песок морской - се начало здравия души, как говорят святые отцы. Но как мы можем узреть грехи свои, если никогда не заглядываем в светлое зарцало заповедей Божиих, если не молимся никогда молитвою Ефрема Сирина: даруй ми. Господи Царю, зрети моя пpегрешения? Как познаем свою немощь духовную, если даже и не пытаемся бороться с своими греховными привычками, если не хотим понудить себя даже к малой некоей добродетели? Клирик Викентий каждый день по несколько раз преклонял колена пред образом Владычицы Богородицы, каждый день ублажал Присноблаженную Матерь Божию, и сия его добродетель привлекла к нему милосердие Царицы Небесной в многоскорбный час его телесных страданий. А мы - чем привлечем к себе милосердие Божие, чем заслужим сострадание Ангела Хранителя, - на что укажет он, наш неусыпный предстатель - Матери всех скорбящих, Целительнице всех болящих, премилосердой Ходатаице всех кающихся грешников? Есть ли у нас хоть одно какое-нибудь дело доброе, хоть одна какая добродетель, Богу любезная, на которую призрели бы милостиво Царица Небесная и ея Божественный Сын, Господь наш Иисус Христос? Конечно, Ему-то не нужны наши добрыя дела, но нам - нужны, необходимы, как живительный пластырь на раны души. Не напрасно же заповеди Божии называются у святых отцев животворящими : начни только исполнять их как должно, не мудрствуя, не величаясь, из одной любви ко Господу, и ты сам увидишь, сердцем почувствуешь, что душа твоя смиряется, сердце очищается от страстей и возгревается любовию к Богу и ближнему, все существо твое обновляется благодатию Духа Божия животворящаго. Таков закон благодатной жизни. Итак, болишь ли ты телом, болишь ли душою, если хочешь исцелиться от недугов твоих, то сам иди навстречу зовущей тебя благодати Божией: не только проси в молитве, но и ищи, и толки в двери милосердия Божия делами добрыми, наипаче же делами милосердия к ближнему, и верь, что сии двери отверзутся тебе, и ты получишь желаемое исцеление... Святая Церковь предлагает тебе свои врачевства благодатныя, а ты постарайся воспользоваться ими как должно; она разрешит тебя в таинстве покаяния властию, от Христа ей данною, от грехов твоих, - а ты разреши врага твоего всепрощением и примирением с ним и омой душу свою слезами покаянными; она напитает тебя в таинстве Причащения пищею безсмертною - Телом и Кровию Христовою, а ты предочисти себя к сей трапезе небесной - постом и молитвою, сам во имя Христово напитай алчущаго, напой жаждущаго, одень нагого, утешь больного, посети в темнице заключенного; Святая Церковь предложит во исцеление телесных недугов твоих таинство елеосвящения, а ты сам найди случай уврачевать скорбящую душу сироты безпомощнаго, замени ему отца и мать, сделай для него - что можешь: ведь и лежа на одре болезни можно, - право же можно - делать дела милосердия к ближнему, если тебя Господь благословил земными благами! Только делай это смиренно, во имя заповеди Божией, делай, если можно - тайно; ты сам ищешь у Бога милости, - окажи же милость ближнему и Бог не откажет тебе в Своей милости. Вот что значит - идти навстречу всеисцеляющей благодати Божией. Итак, понуждай себя, брате мой, делать добро, какое можешь. Господь увидит труд твой, призрит на смиренное понуждение, коим ты понуждаешь себя к доброделанию во имя Его, призрит на нищету твою духовную и - болит ли твое тело, или страждет душа - Он исцелит тебя Своею благодатию. Помни, что если так будешь поступать, то и Ангел Хранитель твой, и все святые Божий, наипаче же премилосердая наша заступница, Пресвятая Богородица - не оставят тебя своими молитвами и предстательством у Господа Бога. Аминь.

Материал взят из книги: «Крупицы духовной мудрости «Об искушениях, скорбях, болезнях и утешение в них.»