Какие игры, забавы, конкурсы бывают на масленицу. Игры на масленицу на улице


Игры

Заря
Для данной игры нужна ленточка. Сначала надо выбрать «зарю» - одного человека, методика выбора по вашему усмотрению. Потом остальные участники образуют круг, причем руки необходимо держать за спиной. «Заря» с лентой в руке ходит сзади круга и произносит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последней фразой, «заря» аккуратно кладет ленточку на плечо игроку, который, заметив ленточку, быстро ее берет, и оба игрока по кругу разбегаются в разные стороны. Тот игрок, кто не успел занять свободное место в круге, становится новой «зарей». Действия игры повторяются. Некоторые правила игры: при беге круг не пересекать, игроки не должны оборачиваться, пока водит «заря» и кладет ленту на плечо.

Почта
Игра начинается с диалога водящего с игроками:
- Дзинь, дзинь, дзинь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города…
- А что в том городе делают?
Водящий отвечает, что делают в городе, это может быть: пляшут, песни поют, скачут, приседают. Остальные игроки исполняют то, что озвучил водящий. Водящий определяет игрока, который на его мнение хуже всех выполнил задание. Этот игрок отдает водящему фант. Как только у водящего будет 5 фантов, данный этап игры заканчивается. Бывшие владельцы фантов должны их выкупить у водящего. Стоимость фанта – интересное задание, придуманное водящим. Например, прочитать стих, спеть частушку, загадать загадку, проимитировать движение животных, спеть песню и т.д. После выбора нового водящего игру можно повторить.

Подари платочек симпатии
Игра требует небольшого приготовления, на площадке надо установить ворота, причем перекладина должна быть установлена под уклоном. На перекладину, на разной высоте прикрепить с помощью ниток разноцветные носовые платочки. Участникам игры надо разбежаться и подпрыгнув к перекладине, сорвать один платочек. Участники называют имя девочек и дарят им собственноручно сорванные платочки.

Петушки
На игровой площадке рисуется круг. В круг становятся два игрока. Каждый игрок становится на одну ногу, вторая согнута в колене, и ее за пятку надо придерживать одной рукой. Игроки плечами, стоя на одной ноге и не помогая свободной рукой, должны вытолкнуть соперника за пределы круга.

Малечена-калечина
Сначала выбирают водящего.
Остальные участники игры вооружаются небольшими палочками (не более 30 см в длину) и произносят следующее:
Малечена - калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
Когда последние слова: «До зимнего?» произнесены, игроки устанавливают палочку на любой палец руки или ладонь. После того, как палочки установили все игроки, ведущий начинает отсчет: «Раз, два, ...десять». Победитель тот, кто сумел дольше удержать палочку. Причем, игроки непросто стоят с палочками, а по указанию водящего, ходят, приседают, поворачиваются в разные стороны и т.п.

Забавы

Игра «Вишенка»
Забава предназначена для юных созданий - парней и девушек на выданье. Игроки образуют внушительных размеров коридор из сцепленных рук. Задача вкусителя «вишенки» взять хороший разбег, повыше подпрыгнуть и подальше самостоятельно пролететь, далее с помощью рук товарищей добраться до нужной девушки. Чувственность поцелуя усиливается благодаря многометровому полету по рукотворным волнам, главное успеть во время включить тормоза, а то можно пролететь мимо желанных губ.

Игра в «оплеухи»
Старинная мужская добрая забава. На узкую лавку лицом к лицу садятся два игрока, причем ноги скрещены под лавкой. Игроки обмениваются «оплеухами». Узкая лавка и ноги в виде креста под ней, не позволяют сильно размахнуться. Один умник, захотел въехать кулаком (что противоречит правилам), но законы инерции помешали – он встретился с землей.

Бой мешками
Забава предпочитает мужчин. Для данного боя необходимо огородить площадку. Правила ведения боя требуют держать одну руку плотно, прижав к пояснице, мешком орудовать можно только с помощью одной руки. Для удачного боя придется умело и ловко двигаться, прочувствовать противника, его движение, умело использовать его инерцию в свою пользу.

Снежный лабиринт
Данная забава для снежных территорий. Прежде надо продумать схему лабиринта, которую наносят на снеговую или ледяную площадку. Лабиринт может иметь округлую или квадратную форму и обязательно два выхода в противоположных сторонах. Потом начиная с центра и двигаясь к краям, выкладывают снегом внутренние секторы, потом стены. Стены лучше выкладывать не выше 1 м, чтобы долго не искать заблудившихся в снеговом лабиринте. Ширину ходов предпочтительнее делать тоже около 1 м. Если позволяет количество снега, можно просто выкопать лабиринт, складывая лишний снег за пределами лабиринта. Можно не заниматься стройкой, а просто на определенной территории протоптать запутанные ходы.

Снежный тир
Для наличия постоянных мишеней, можно в зимнем городке установить стационарные конструкции. Лучшим решением будут деревянные щиты. Вполне хватит размера 1*1 м., на щитах начертить концентрические окружности различного диаметра (30, 60, 90) см. Вариантов крепления щитов несколько: глухая стена, забор или врытые столбы. Целесообразно будет смастерить особую стенку тира, где можно расставлять мишени, которые с удовольствием будут сбивать снежками ребята.

Снежная горка
Для сооружения снежной горки требуется наличие большого пространства. Высоту сооружения можете сделать разной. Длина угла горки должна превышать ее высоту в 3-4 раза. Несколько рекомендуемых размеров по ширине: санная колея – 1,5 м., подготовительная к спуску площадка и дорожки на раскате – 1 м. Когда наступит оттепель, нужно скатать снежные комья, которые сложить в кучу. Далее с помощью ног или лопаты утрамбовать снег, лишний срезать, из него можно смастерить лесенку или барьер. Для предотвращения возникновения проталин, горку необходимо полить холодной водой. При сооружении горки можно сделать повороты, промежуточные подъемы и спуски, украсить декоративными арками. Разница в 3-5 м отличает уровень старта от уровня финиша.

Ледяная карусель
Такая карусель снискала славу у детей. Нужен столб (бревно) высотой 70 - 80 см., который либо вмораживают в лед, либо вкапывают в землю. Но, прежде в верхний конец столба вгоняют металлический стержень, вполне подойдет лом. На стержень насаживают подходящее по диаметру колесо, можно использовать специально сделанное или бывшее в употреблении. Длинную жердь прибивают гвоздями или прикручивают проволокой к колесу. А уже к жерди подвязывают санки. Для устойчивости санок, их лучше делать шириной 60 – 90 см., или двое саней скрепить вместе. Дорожка, по которой будут катиться сани, должна быть хорошо очищена от снега и залита водой. А территория возле столба должна быть посыпана песком или золой, чтобы не скользили ребята, раскачивающие карусель.

Ледяной столб
Старинная забава на Масленицу. Для организации забавы требуется высокий столб, который необходимо облить холодной водой, и уже на оледеневший столб навесить подарки. Причем между подарками должно быть разное расстояние и чем выше подарок, тем он дороже. Желающим сорвать подарки надо будет залезть на него. Не всем удается карабкаться по оледенелой поверхности, победитель тот, кому все-таки удастся преодолеть ледяное препятствие и сорвать последний верхний ценный приз.

Катание по шестам (жерди)
Когда-то эта забава была популярна у жителей лесистых губерний России. Таким образом забавлялись и другие народы. Для организации забавы требуется склон горы или самодельный бугор из плотно утрамбованного снега и как минимум 2 гладко обструганные жерди (шеста) длиной 15-20 м. Далее под уклон укладываются жерди параллельно друг другу, расстояние между ними должно равняться 1 метру. Древние умельцы могли к жерди прикрепить еще одну и еще одну, увеличивая длину конструкции до 50 метров, а то и более. Очень важно, чтобы место соединения жердей было очень прочное и гладкое, при проведении рукой по месту соединения не должно ощущаться ни малейшего уступа или зазора. В итоге должно получиться два гладких рельса, чтобы по ним можно было скатиться с горы. Жерди несколько раз поливают водой, пока они хорошо не вымерзнуть и не станут скользкими. Также площадка, которая будет встречать съехавших забавников по шестам, должна быть залита и хорошенько раскачена. Желающие (пара) прокатиться по жердям должны быть одинаковыми по росту и из одной весовой категории. И еще одно требование к обуви, она должна быть с каблуками, они помогут устойчиво держаться на жердях и не соскользнуть с них. Лицом друг другу становятся на жерди напарники и поддерживают один другого различными способами, проще всего поддерживать руками за талию или плечи, главное устоять при скоростном спуске вниз. Зрители могут наблюдать при удачном спуске самые причудливые и комические позы смелой пары, при условии, если они обладают изобретательностью, смелостью, умеют держать равновесие и применят согласованность в действиях. Такое катание увлечение для молодежи и подростков.

Перетягивание каната
На Масленицу можно отойти от традиционного перетягивания каната. Все, как и при обычном перетягивании каната, за исключением положения команд – они стоят спинами друг к другу, вот в таком положении меряются силой.

Три ноги
Необходимые атрибуты: линия старта, флажок и веревка. Команды разбиваются на пары. Из каждой пары делают «трехногого игрока». Для чего правую ногу одного напарника при помощи веревки соединяют с левой ногой второго напарника. «Трехногая» пара должна добежать до флажка, повернуться и вернуться на линию старта. После чего бежит следующая пара.

Тачка
Веселая командная эстафета, требующая разбивки команды на пары. В тачку придется превратиться одному игроку из пары. Ноги игрока выполняют функцию ручек тачки, а руки игрока вместо колеса. По свистку (команде) «тачка» ложится на пол, упираясь руками. Напарник, он же водитель, берет за ручки «тачку» (ноги напарника), при этом корпус «тачки» должен быть параллелен полу. «Тачка», поддерживаемая водителем за ноги, двигается на руках (едет) до поворотного флажка, разворачивается и возвращается к линии старта, где передает эстафету новой уже готовой ехать «тачке».

Ходули
Чтобы смастерить ходули, необходимы бруски со следующими характеристиками: длина 2-2,5 м и сечение 40 на 50 мм. От одного конца бруска на расстоянии 30-40 см., прибивают колодки для упора ног. Инвентарь для конкурсов готов.
Как можно соревноваться на ходулях?

Для конкурса задать определенное расстояние (старт и поворотный флажок) и по ходу движения начертить кружки, диметр которых должен быть 50-60 см. Задача конкурсантов: пройти на ходулях до поворотного кружка, наступая в кружки и вернуться назад, не забывая наступать в кружки.
- На заданном расстоянии (узкая дорожка) расставляют в разных местах кегли, можно использовать городки или деревянные чурки. Конкурсанты на ходулях должны преодолеть дорожку в оба конца, не задев и тем более не опрокинув ни одной кегли.
- Надо пройти заданное расстояние (15-20 м) с наименьшим количеством шагов. Чтобы на ходулях можно было сделать маленький шаг – надо широко расставить ноги, что на ходулях весьма затруднительно сделать.

Столбоходы
Эти довольно простые конструкции могут заменить ходули в конкурсах. Для производства столбоходов нужны круглые бревнышка диаметром 10- 15 см. и отрезки прочной веревки (длина отрезка от ног до рук, находящихся по швам). В верхней части бревнышка (столбохода) просверлить отверстие, в которое продеть веревку. Концы веревок надо держать в руках, они при ходьбе помогают переставлять ноги вместе с столбоходами. Конкурсы на ходулях можно смело проводить на столбоходах. Вместо кеглей, чурок и городков, можно воспользоваться большими консервными банками.

Гиревой спорт
Конкурс довольно давний, даже в цирке выступали с такими номерами. Для честного судейства конкурсантов разделить по весовым категориям. Чтобы не было обидно разным группам конкурсантов, для каждой группы гири могут быть тоже разного веса. Победителя можно определить в разных номинациях:
- Жим левой рукой
- Жим правой рукой
- Суммарный жим обеими руками.

Русская метла
Русский шуточный конкурс на первенство по метанию метлы на дальность. Метать метлу удобнее без древка.

Самый быстрый на метле
На определенной территории выставляют в цепочку кегли. Задача конкурсантов седлать верхом метлу и в таком виде змейкой проскакать, не сбивая кегли. Кто меньше всех собьет кегли – тот победитель.

Метла на лбу
После метания и бега, самый раз ее поносить на лбу. Победитель тот, кто смог дольше всех ее удержать на своем лбу.

Русская красавица
Смотр русских красавиц. Первый этап: хоровод с демонстрацией костюмов. Второй этап: показ стати и походки, для лучшей наглядности с коромыслом и наполненными до краев ведрами воды.

Русская баня
Кто быстрее лишит банный сухой веник листьев, «паря» им противника.

Концертные конкурсы:
- Ложечники (баянист аккомпанирует, конкурсанты пытаются подыграть на ложках).
- Частушки (чтобы победить подружку, требуется спеть частушку).
- Перепляс («Яблочко», «Барыня», «Семеновна», «Цыганочка»).

Великдень – чествование ЯРИЛЫ (Яруна, Яровита) – Бога весеннего Солнца, мужской силы, воинственности, яри, и храбрости.

Ярила несёт в себе и воинские качества, которые одновременно переплетаются с образом Бога-защитника. Следовательно, Великдень Дажбожий является чествованием рождения Ярого весеннего Солнца-Ярилы. В традицию проведения праздника обязательно входили молодецкие забавы для того, чтобы мужчины могли пробудить и увеличить количество Ярой силы, т.е. мужской, воинской силы, увеличить храбрость.

Традиционной молодецкой забавой на Великдень - Масленица были кулачные бои.

Кулачный бой, как боевое искусство (а временами и народная потеха), представлял собой бой голыми кулаками. На Руси кулачный бой имел не только развлекательных характер, но был, также, направлен на развитие у масс народного населения военных навыков, которые применялись для защиты своих земель и других ратных действий.

Кулачный бой вовсе не был побоищем без правил, это был целый обряд, традиция, которая почиталась в народе, а самые сильные бойцы пользовались всеобщей славой и уважением. «Кулачки», «Бойовище», «Навкулачки», «Бойка» - слова которые сегодня вышли из общего обихода, ранее означали именно кулачный бой.

Правила и виды кулачного боя.

Кулачные бои проводись в разных вариантах: «стенка на стенку», «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». В летний период бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Самый древний вид боя считается «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Он представлял собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».



Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые мужчины. Строго запрещалось бить лежачего или присевшего, а так же хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или, хотя бы, заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию, на которой шёл бой), считалась побеждённой.

У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд, также, существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».

Молодецкая забава «Шапки».

Играют в эту традиционную игру двое парней. На голове у каждого из них по шапке. По обоюдной готовности игроки начинают, иногда, обозначая начало каким-либо действием, например «сгрудкой». Задача состоит в том, чтобы, используя свою ловкость и находчивость, применяя различные уловки и финты, сбить с головы противника шапку. Есть варианты игры, когда шапку можно не только сбивать ударом на подобии оплеухи, затрещины и т.п., но и срывать. Упавшая на землю шапка – признак победы.

В общих чертах, не учитывая различных вариантов этой игры, правила следующие:

  • бить по шапке.
  • бить открытой ладонью.
  • во время состязания свою шапку не держать и не поправлять руками.
  • победитель тот, кто остался в шапке.

Игра «Перетягивание ступнями».

Соперники стоят на одной ноге боком друг к другу, сцепившись стопами поднятых ног. Каждый старается заставить соперника стать на обе ноги. Проигрывает тот, кто не сможет устоять на одной ноге. При этом, нельзя толкать соперника руками, желательно заложить их за спину.

Игра «Кто останется в круге»?

Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не сумеет удержаться - выходит из игры.

Особенно интересен финал, когда в круге остаются два самых сильных и ловких участника.

На праздниках проводятся, также, другие народные игры и хороводы.

Хоровод «Во саду ли, в огороде».

Участники идут вправо по кругу, взявшись за руки, встав поочерёдно: молодец, барышня и поют слова песни:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

У ней русая коса,

Лента голубая.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой, при этом молодцы с небольшой силой затягиваю барышень в круг, а барышни слегка упираются).

». - (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Участники идут влево по кругу, взявшись за руки и поют дальше:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой).

Что вы, что вы, что вы, что вы ». – (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Молодцам при произношении слов: «Ух, ух, уха - ха» проявить в голосе и поведении мужскую ярую силу.

Барышням необходимо произнести слова: «Что вы, что вы, что вы, что вы – тонким, мягким голосом и проявить в поведении женскую застенчивость.

Игра «Ручеёк».

Эту игру знали и любили ещё наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.

Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и уводит за собой выбранную девицу. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить её под музыку.


Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Золотые Ворота.

Из 6-20 участников игры выбирают двух посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет Солнцем, а кто Луной (Месяцем). Выбравшие себе роли солнца и Луны становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, вереницей идут через «ворота». При этом поют любимые песни.

Когда через ворота идёт последний идущий, они «закрываются»: Солнце и Луна опускают поднятые руки и тот, кто шёл последним, оказывается между ними. Задержанного тихо спрашивают, где бы он хотел стать, позади Луны или Солнца. Потом, все играющие снова проходят через «ворота», и опять последнего останавливают. Это повторяется до тех пор, пока все не станут распределены по группам. Тогда группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью верёвки, палки и т.д.

Игра «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».

Игра «Поводырь».

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего – хлопку или свисту, девушки начинают разбирать парней – любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень всё это время идёт с закрытыми глазами. Желательно, чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал: «Можно открыть глаза». Начинается «поделёжка». Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трёх девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки, обычно, с радостью признаются и показываются. Далее, во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни встают во внешний круг и всё повторяется.

Игра «Платочек».

Все стоят в общем кругу. Ведущий выходит и бросает вверх один или несколько маленьких платочков, в зависимости от количества человек. Задача парней – поймать платочек. Если хотя бы один из платочков упал на землю – для не поймавших парней назначается символическое «наказание», например, отжаться 10 раз. Далее те, кто поймали платочек подходят к понравившейся девушке и приглашают её – кладут платочек ей на плечо.

Затем, под музыку в танце парень должен забрать платочек у девушки, не применяя силу, а девушка, также, в танце – должна увернуться и не дать забрать платочек. Примечание: это народная игра и проводится она под народную музыку. Продолжается музыка до тех пор, пока все парни во всех парах не заберут платочки. Если парень забрал платочек раньше других – он танцует вместе с девушкой, держась за платочек до окончания музыки.

Затем, кто-то один снова бросает вверх все платочки. Помните, что в танце вы демонстрируете грацию, стать, ловкость и непринуждённость. Парень, просто пытающийся загнать девушку в угол, или ведущий себя, как с противником на спортивном ринге, выглядит также смешно и нелепо, как и девушка, пытающаяся сберечь платочек, пряча его в кулаках или наматывая узлами на пальцы.

Игра «Горячие номера».

Парни садятся. К ним на коленки садятся девушки. Один парень без пары. Ведущий проходит и говорит на ушко каждой девушке её номер по числу девушек. Затем, начинает шлепать ремнём или нагайкой «пустые» коленки. Парень должен выкрикнуть номер, та девушка, чей номер назван, бежит и садится к нему на коленки, защищая от ремешка. Ведущий бросается к «пустым» коленкам, парень кричит номер и так далее.

Очень весёлая подвижная игра. Ещё, в процессе игры, чтобы сбить с толку того, кто с ремнём, рядом сидящие могут договариваться и меняться номерами! А то, через какое-то время, ведущий с ремнём успевает выучить все номера и очень быстро реагирует.

Игра «Заводила».

В этой игре участвуют дети от 7-ми лет и молодёжь. Наиболее удобное количество участников - от 10-ти до 20-ти человек (при числе больше 30-ти или меньше 5-ти, играть уже затруднительно). Для игры не требуется много места. Правила игры таковы:

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий (обычно вызвавшийся по желанию) отходит в сторону или закрывает глаза, так как не должен видеть, кого выберут заводилой (затейником). Задача заводилы - показывать различные движения, которые должны, тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того, как при нём сменилось три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него.

Если водящий ошибочно назовёт какого-либо участника заводилой, игра продолжается. Но после трёх ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу (или могут, по желанию, оставить прежнего). Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролью. Правило: водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

Хоровод «Целуй, девка, молодца».

Для игры потребуется 8 или более участников (чем больше, тем лучше). Девицы встают во внутренний круг, парни встают во внешний круг. Затем, все начинают двигаться: девицы вращаются коловрат (против часовой стрелки), а, парни – посолонь (по часовой стрелке). Все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, два кольца,

Целуй, девка, молодца .

С последними словами все останавливаются. Тех парней, которые оказались напротив, девицы – целуют! После этого, все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, пять колец,

Целуй, девку, молодец.

С последними словами все останавливаются. Тех девиц, которые оказались напротив, парни – целуют!

Игра «Репка».

Изображающий репку (его выбирают, например, с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенёк, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку», т. е. от дерева оттащить игрока, изображающего репку. Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

Указания к проведению игры Репка: минимальное число участников – 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких попыток «вытянуть репку», которые закончились неудачей, выбирается новая «репка» и все участники должны побывать в этой роли. Эта игра интересна детям дошкольного возраста.

Игра «Редька».

Играющие становятся друг за другом, сцепляясь руками в виде длинной гряды. Первый называется «бабушка», все остальные – редьки. Один из игроков, выбранный жребием, называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и беседует с ней: «Тук-тук». - «Кто тут?» - «Ивашка Попов». - «Зачем пришел?» - «За редькой». - «Не поспела, приходи завтра».

Ивашка Попов уходит, но скоро возвращается. Повторяется разговор с бабкой, но меняется финал – бабка отвечает: «Дергай какую хочешь». Ивашка дёргает всех по очереди. Кто выдернул больше редьки – тот победитель.

Указания к проведению игры Репка: в игре может быть 4 участника игры и более. Редьки стараются крепко держать друг друга. Ивашка может трясти игроков – кого за руки, кого за голову и т. п. Рассмеявшихся игроков легче «выдернуть».

Игра «Селезень и Утка».

Выбирается Селезень (парень) и Утка (девушка). Встают в круг. Изначально утка – в кругу, селезень – за кругом. Поётся песенка, можно просто говорить:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойдём, утица, домой,

Пойдём, серая, домой,

У тя семеро детей,

Восьмой – селезень,

А девятая – сама,

Поцелуй разок меня.

Селезень и уточка могут бегать как угодно, круг им может помогать либо мешать. Это разновидность игры «Кошки-мышки». Когда Селезень догонит Утку, они встают в круг и играющие поют: «Аще поцелуйся, больше не балуйся». Парень целует девку.

Игра «Золотые Ворота» (круговые).

3-4 человека участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз -

Не пропустим вас!

После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Те, кто не пойман, восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.

  1. Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
  2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки. Надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только при последнем слове песни. Пойманных раньше времени надо отпустить.
  4. Во избежание травматизма (не забывайте, что у людей головы не чугунные), опускайте руки аккуратно.

Игра «Фанты».

Для начала надо собрать со всех присутствующих фанты. Это может быть предмет одежды или украшение, бумажка с именем или любой другой предмет. Главное требование к фанту – чтобы он был небольшим и чтобы можно было безошибочно определить, кто именно из присутствующих является его владельцем. Как правило, сбор фантов превращается в самостоятельную игру. Самый простой вариант – с каждого из присутствующих берётся один фант.

Ведущих – двое. Один достаёт фанты, показывает их всем, кроме второго ведущего и спрашивает: «Что сделать этому фанту»? Второй ведущий даёт задание – спеть, станцевать, покукарекать, выйти на улицу и пробежаться вокруг дома, сходить в соседнюю комнату и принести конфет, помыть посуду. Диапазон зависит от фантазии и от предварительно оговорённых рамок выполняемых заданий.

Игра «Заря».

Дети, играющие в игру, встают в круг. Руки при этом держат за спиной, а одному из играющих, которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:

«Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла»!

При произнесении последних слов, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берёт её, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарёй». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие ни в коем случае не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.

Игра «Почта».

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий в ходе игры может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие в игру должны непременно делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант (любая вещь играющего) водящему и игра заканчивается в тот момент, как только водящий наберёт 5 фантов. Участники, чьи фанты находятся у водящего, должны их выкупить для чего водящий придумывает для них интересные задания, которые они должны выполнить. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, а также вспоминают загадки, могут имитировать движения животных. Затем, снова выбирают нового водящего, и игра вновь повторяется.

Игра «Подари платочек симпатии».

На площадке для игры устанавливаются воротца с наклонной перекладиной. На ней на тонких нитках и на разной высоте подвешены цветные носовые платочки. Участникам соревнований нужно разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков. Завладев платочком, нужно назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.

Забава под названием «Петушиться».

И.А. Морозов, И.С. Слепцова – «Мужские забавы и развлечения на Русском Севере" – выдержка из книги.

Желающие испытать себя парни садятся на широкую лавку лицом друг к другу, поджав ноги по-турецки, чтобы они не касались пола. Один из участников складывает ладони вместе и прижимает их к уху, а второй с размаху бьёт его по рукам ладонью или кулаком. Если первый парень удерживался на лавке, то следующий удар наносил он, а если же падал, то на его место садился другой желающий испытать удачи, а бить продолжал второй игрок.

По свидетельству очевидцев, желающих подобных состязаний находилось очень много, потому, что каждому хотелось узнать «у ково рука рязцяе (т.е. резче)», но часто дело доходило до серьезной драки из-за какого-нибудь нарушения правил игры.

Эта забава оставалась популярной и в 20-30-е годы 20-го века. Так развлекались парни и взрослые мужчины на посиделках и пированиях. Отличия касались только деталей. Например, в д. Маслово могли несколько иначе складывать руки: одной – ладонью к уху, а другую – ладонью наружу; то есть удар наносился по ладони второй руки.

В д. Пендуз соревнующиеся стояли на скамейке, а в пос. Леваш и д. Гавриловская – на полу или на земле; в с. Липин Бор, соперники, сев верхом на лавку и поджав ноги, пытались сбить друг друга на пол подушками, а в д. Будринская игроки садились верхом на толстую (12-15 см.) жердь, скрестив и поджав ноги. Концы жерди располагались на двух параллельно установленных лавках.

Боевой пляс в Русской Традиции.

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности Русского боевого пляса существует две.

Первая – это пляска вприсядку , раздел обыкновенной, традиционной Русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лёжа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конём, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю.

Другая его разновидность – это «ломание» или «буза». Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приёмов без партнера. Так же это не связки атак и защит.

Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской – потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают, в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно никогда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.

Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма, в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны.

В этой пляске, также, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения, создаваемого музыкой и песнями, изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит ещё одна ценность ломания в бузе – достигается цельность.

Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания потому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами, подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием, так и без него.

Вкратце, в старину обряд ломания проходил примерно так: артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрёстке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью потому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов.

После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному, потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал.

Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на безсонную ночь, проведённую в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и, поспав пару часиков, шли на работу.

Буза - боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также, бой с оружием.

Привет друзья! Согласитесь, есть время, когда игры и забавы для детей и взрослых «узаконены» традициями нашего народа. И даже скажу больше, человек, который в этот период не веселится, очень удивит всех людей. Конечно, речь идет о празднике. А, если быть точнее, о самом веселом празднике, когда мы своим задорным настроением призываем весну! И хоть нашей основной темой разговора будут игры на масленицу для детей , прошу не забывать, что, забавляясь с малышами, мы и сами веселимся. А потому, будем превращать праздник в озорство и баловство для всей семьи!

Условно разделю все забавы на те, которые будут проходить на улице , и те, которыми мы будем играть в доме или в детском саду . Почему условно? Потому что многое будет зависеть и от других факторов. Например, если погода будет благоприятствовать, почему бы не перенести всю запланированную программу во двор, на дачу, да и просто в парк? Будет очень даже здорово! Я уже составила список игр , о некоторых из них расскажу более подробно. Если с какими-то забавами вы не знакомы, спрашивайте. А если у вас есть, чем дополнить список, делитесь в комментариях!

Я уже наглядно показала, что, когда речь идет о развлечениях, возраст не играет большой роли, все мы любим интересно и весело проводить время. И все же, стоит учитывать, что ребятишки дошкольного возраста все же имеют некоторые ограничения, которые стоит учитывать. Например, они слабее физически, а значит, программа не должна быть сильно насыщенной и продолжительной. Лучше разбить ее на несколько этапов. А еще малыши не так быстро умеют считать и писать, они не настолько шустрые и сообразительные, они не много знают, да и в забавах с тысячью правил могут запутаться. Если все это учесть и соответственно составить программу, получится замечательно провести время всей семье.

Итак, какие развлечения может включать в себя сценарий с играми в квартире:

  • Конкурсы;
  • Музыкальная часть, стихи и песни;
  • Театрализованные игры с переодеванием.

И не забудьте про угощения. Хоть это не игра, но ни один праздник не обойдется без этой части программы, особенно такой, как Масленица! Тем более, что есть старинная русская забава — игры с блинами .

И не забывайте, что каждый день масленицы что-то означает, в одни дни катались на горках, в другие в игры играли, в третьи по гостям ходили.

А теперь подробнее про развлечения в помещении

Конкурсы

В них могут участвовать группки ребятишек и взрослых, а можно, чтобы каждый отдельно соревновался. «Проверяться» будет все, быстрота, сообразительность, умение рисовать.

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на » трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой — грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек — ноги. По команде игрок — «тачка» ложится на пол, делая упор на руках, а «водитель» берет своего партнера за ноги, чтобы корпус «тачки» был параллелен земле. «Тачка», двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая «тачка».

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены бутылки в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить бутылки. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Солнышко

Она подходит больше всего совсем крохам. Но интересно будет и более взрослым детишкам. Поставьте в помещении 2 стола на расстоянии друг от друга. На каждом положите по листу бумаги для рисования. Посередине комнаты разместите стол с пальчиковыми красками (разных цветов). Кстати, их вы сможете и сами изготовить заранее к празднику.

Задача состоит в том, чтобы карапузы подбегали к краскам, смазывали ими ладошки, а потом бежали к своему столу и рисовали солнышко. Кто быстрее нарисует, тот и победил! Но! Условия конкурса допускают, чтобы победителей было несколько, например, если солнышко у кого-то вышло креативное.

Музыкальные забавы

Ну какая Масленица без песен? Если вы заранее раздали малышам поручение, выучить стишок, танец или песню-частушку, тогда этот конкурс удастся на славу. Если кроха слишком мал, можно помочь ему в этом. И еще! Приветствуется импровизация.

Станцуем блина. При помощи музыкальных порталов, сделайте подборку песен, соответственно тематике Масленицы. Задача самого конкурсанта состоит в том, чтобы весело сплясать. Если малыши поймут условие соревнования, то тогда усложните задания. Например, зрители загадывают, как сплясать. Например: «Станцуй так, как станцевал бы круглый блин», или же, как солнце, как коза, как медведь, как папа… и другие участники событий. Поверьте, фантазия крох подскажет им, как танцует медведь.

Сценки

Веселые сценки с переодеваниями – это то, что так нравится крохам.

Музыкант с гармошкой и медведем. Переоденьте крох в музыканта и медведя. Их задача показать веселый номер, где «медведь» будет танцевать, а «музыкант» играть. Вот только, на чем будет играть, решите сами. Вариантов много: например, дайте ему вырезанную из картона гармошку, а сами включите музыку. Или же, задействуйте музыкальную шкатулку. Но можно, чтобы ребенок «играл», распевая простые песенки.

Забавы для малышей на улице

Концепция самой Масленицы в том, что идет борьба Весны с Зимой. А потому, русские народные игры на улице – это, в большей части, спортивные состязания, где команда или отдельные участники меряются силой: борьба, перетягивания каната, бросание снежков и т.д. Но в то же время, здесь найдет свое место и мирные забавы, например, хоровод или конструирование из соломы симпатичного чучела, что станет символом веселья.

Старинные обычаи включали в себя катания на санях. Устройте это своему карапузу, вот только, используйте санки. Или же, можно покататься на ледяных горках. Детки любят компании, им веселее, когда игры массовые. А потому пригласите друзей карапуза участвовать в гуляньях. И не забудьте, что это время угощений. Горячие блины будут кстати. Угощайте ими деток и сами подкрепляйте свои силы!

«Горелки».

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят: - Дин-дон, дин-дон, Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокамудается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий»,то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если»горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

«Звонарь».

Ход игры. Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идетпо кругу и приговаривает:

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово»звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется.

Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон, Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек.

После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные ими грающие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило — тот становится водящим.

Игра с Солнцем.

Ход игры. В центре круга — «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче - Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближек «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю — отходят,расширяя круг. На слово «Горю!» — «солнце» догоняет детей. «Слава Солнцу» Сла-ва на не-бе солн-цу вы-со-ко-му, сла-ва! Сла-а-ва!

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих — «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые - За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Подари платочек симпатии

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Снежный тир

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Перетягивание каната

Все знают это традиционную русскую забаву. Пусть на Масленицу она будет не совсем традиционной. Подготовка — как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Ну что, немного перефразировав героя Василия Шукшина в «Калине красной», подытожу: народ к веселью и встрече Масленицы готов! А потому, пользуйтесь советами из статьи, а после праздника можем собраться еще раз, чтобы обсудить, как прошли у нас эти деньки! А потому, подписывайтесь на новости, чтобы всегда оставаться в курсе событий на нашем сайте. Делитесь информацией и ссылкой на наш ресурс со своими друзьями. И не забудьте, что у нас впереди радостное событие – встреча весны. Так что, будем и дальше к этому готовиться!

Прощаюсь до новых встреч!

Скоморохи знакомят участников с каждым масленичным днем, проводят конкурсы, игры. В конце мероприятия проводится традиционное сжигание чучела, распевание обрядовых песен, закличек.

Цель:

Познакомить детей с традициями празднования масленицы.

Необходимые атрибуты для конкурсов:

  • Чучело Масленицы;
  • Валенки для конкурса «Бросание валенка»;
  • Кастрюля, посаженная на врытый в землю столбик, и палка для конкурса «Разбивание горшка»;
  • Мишени для конкурса «Тир»;
  • Флажки для конкурса «Ледяная горка»;
  • Кастрюля с картофелем, тарелки, ложки для конкурса «Горячая картошка»;
  • Санки для конкурса «Катание на санях»;
  • Метлы и разноцветные кегли для игры «Веселая метла» (вместо кеглей можно использовать прозрачные пластиковые бутылки, в которые заливается подкрашенная вода);
  • Платочки для игры «Подари платочек»;
  • Костюмы медведей;
  • Мячи для гадания.

Предварительная подготовка:

  • Организовать конкурс на лучшую снежную скульптуру;
  • Сделать «снежный» лабиринт;
  • Сделать скользкую горку;

Роли:

  • Скоморохи

Ход мероприятия

Скоморох 1: Добрый день, красны девицы и добры молодцы!

Скоморох 2: Собрались мы сегодня зиму проводить да весну встретить!

Скоморох 1: Порезвиться да в силе и ловкости посостязаться!

Скоморох 2: Масленица – праздник старинный, испокон веков в народе празднуемый.

Скоморох 1: А длится он не день, не два, а целую неделю!

Скоморох 2: И каждый день имеет свой тайный смысл. А какой именно – в этом мы сейчас разберемся.

Скоморох 1: В первый день происходила встреча праздника. Именно в понедельник создавалось чучело главной героини – Масленицы.

Скоморох 2: Чучело Масленицы внести!

Вносится чучело, устанавливается в центре площади.

Скоморох 1: В этот же день строили горки, снежные крепости, возводили снежные скульптуры.

Скоморох 2: Вот и мы решили провести конкурс на лучшую скульптуру! Целую неделю наши мастера (ученики) готовились к конкурсу: лепили, вырезали, украшали. И, наконец, работы закончены.

Скоморох 1: Предлагаем посмотреть, что у них получилось, и определить победителей этого сложного конкурса.

Скоморох 2: Что ж, первый день мы благополучно миновали. Отправляемся на второй день праздника, который по праву называют «заигрышем».

Скоморох 1: Во вторник пели частушки и угощали гостей разными вкусностями.

Проводится конкурс на лучшую частушку. Если дети их не помнят, то можно заранее распечатать частушки и выявлять лучшего исполнителя.

Затем проводится игра «Угощение». Участники делятся на 2-3 команды, которые должны по очереди называть угощение. Причем каждой команде достается «свой вкус»: кислые, горькие, острые блюда. Если команда в течение 10 секунд не называет блюдо нужного вкуса, она выбывает из игры.

Скоморох 2: Повеселились, поиграли. Теперь отправляемся в третий день празднества – «Лакомку». Зятья приходили на тещины блины и угощались. Также в этот день проводились состязания в силе, смелости, ловкости.

Проводятся масленичные конкурсы:

  • «Бросание валенка» – очищение земли русской от нечистой силы. Желающие получают по валенку, выстраиваются вдоль линии. По сигналу ведущего они бросают валенок вперед, стараясь закинуть его как можно дальше. Вторым, неожиданным этапом этого состязания будет повторный бросок вторым валенком. При этом необходимо, чтобы второй валенок упал как можно ближе к первому.
  • «Разбивание горшка» – защита будущего урожая от злых духов. На площадке в землю вбивается столбик. На него надевается кастрюля – «горшок». Участникам завязывают глаза и дают в руки палку. Они по очереди стараются дойти до столба и «разбить» горшок – попасть по кастрюле палкой.
  • Игра «Петушиные бои». На площадке чертят окружность. Двум желающим связывают руки за спиной и отправляют в круг. Задача каждого игрока – вытолкнуть противника из круга. Для усложнения задания можно предложить участникам находиться в круге только на одной ноге, подняв вверх другую.

Скоморох 1: Заканчивается среда – начинается четверг. Именно в этот день пели много песен, танцевали до упаду, много-много играли и колядовали.

Скоморох 2: Неизменной традицией были снежные бои и штурм снежной крепости. Ну а мы с вами проведем снежные конкурсы!

Проводятся снежные конкурсы:

  • «Лабиринт». На заснеженной площадке заранее подготавливается лабиринт в форме прямоугольника, в котором лопатой выкапываются неглубокие дорожки. Он имеет только два входа. Задача участников – найти выход из лабиринта.
  • «Тир». На небольшом расстоянии от ребят устанавливается узкий столик, на котором выставляются разнокалиберные мишени. Желающие пытаются попасть во все предметы, сделав при этом наименьшее число бросков.
  • «Ледяная горка». Горка должна быть достаточно скользкой со стороны ската. На горке в разных местах прикреплены флажки. Задача участников – постараться достать все флажки. При этом подниматься на гору можно только со скользкой стороны.

Скоморох 1: В пятничный вечер зятья приглашали тещ на блины. А испечь-то блины им было ой как непросто!

Скоморох 2: Ведь нужно было у тещи с тестем сначала выпросить все продукты и посуды для выпекания главного угощения!

Скоморох 1: Чтобы это сделать, зятья засылали своих друзей с этой целью. Однако просто так зятю ничего не дадут.

Скоморох 2: Друзьям приходилось исполнять порой даже самые трудные желания родителей невесты!

Скоморох 1: Какие только испытания им не приходилось переносить в этот день, «благодаря» своему дружку: и снег кидали, и в доме прибирали, и бегали с пустяковыми поручениями до соседей!

Скоморох 2: А вы бы справились с такими заданиями? Сейчас проверим!

Проводятся масленичные эстафеты:

  • «Горячая картошка». Участники с помощью ложек переносят картофель из кастрюльки в тарелку.
  • «Катание на санях». Участники ложатся животом на санки. На расстоянии от них устанавливаются кегли. Задача игроков – доехать до кегли, обогнуть ее и вернуться назад, передвигая санки руками.
  • «Веселая метла». На площадке расставляют кегли двух цветов, например, для первой команды – синие, а для второй – красные. От каждой команды выходит по 2 участника, они получают по метле. Сев «верхом» на метлу, игроки начинают подметать поляну, стараясь сбить все кегли своего цвета и при этом не задеть кегли противника. Победит команда, которая справится с заданием быстрее.
  • «Метание метлы». По очереди игроки бросают метлу на дальность. Игрок, метла которого улетела дальше, приносит команде очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Скоморох 1: В субботу золовкам – сестрам мужа – вручались подарки от невесток, сжигалось чучело, и проводился старинный ритуал очищения огнем: юноши прыгали через костер, а пепел развевался по всей округе.

Скоморох 2: Ну а мы продолжаем веселиться и играть! Перед сжиганием чучела нужно как следует разогреться, чтобы суметь противостоять злым духам!

Проводится игра «Подари платочек». На отдельном участке устанавливаются две палки разной высоты. Между ними натягивается прочная веревка, которая располагается по наклонной. На платочках пишут женские имена и с помощью прищепок цепляют их к веревке. Участники-мальчики подпрыгивают, чтобы сорвать платок. Затем дарят его девочке с именем, которое записано на платке.

Скоморох 1: Еще очень любили на Руси смотреть медвежьи представления.

Скоморох 2: Специально для вас, впервые в нашем краю выступают медведи! Встречайте!

Проводится конкурс-игра «Медведи». Несколько желающих надевают костюмы и танцуют. Медведя, который больше всего понравился зрителям, определяют по аплодисментам. Ему вручают подарок – ложку меда.

Затем сжигают чучело Масленицы, вокруг костра водят хоровод, поют песни.

Скоморох 1: Всю неделю катались с горки так люди прощались с последним снегом.

Скоморох 2: А еще гадали, кого ожидает большой успех в ближайшем будущем: для этого скатывали с горки горящее колесо.

Скоморох 1: Мы попытаемся определить это, воспользовавшись обычными мячами.

Елена Еремина

О роли подвижной игры в системе обучения и образования уже сказано не мало. И в нашем ДОУ № 9 подвижные организованные игры являются средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, используются повсеместно и повседневно. Но особое внимание хочу уделить народным подвижным играм . В воспитании детей дошкольного возраста они являются неотъемлемой частью. Участвуя в них, дети знакомятся с своеобразием быта, языка, с обычаями людей разных национальностей. В народных играх всегда присутствует речевое содержание. В основном они представлены в виде хороводных фольклорных забав и розыгрышей. Народные игры очень занимательны , содержат старинные мало употребляемые слова, очень нравятся детям. Всегда создают радостное приподнятое настроение, что является условием заинтересованности детей, эмоциональные переживания в игре мобилизуют все силы для достижения поставленной цели.

Неповторимый колорит играм придают считалочки, жеребьёвки, зачины, потешки.

Традиционным русским праздником, который ежегодно отмечается и детьми и взрослыми в нашем детском саду, является МАСЛЕНИЦА . Это по-особенному весело, ведь дети очень любят обрядовые праздники : катание с горок, различные конкурсы, переодевания, игры .

Масленица - один из самых продолжительных праздников. Целую неделю длится празднование, во время которой дети делают поделки, едят блины, соревнуются, участвуют в тематическом утреннике

В пятницу, последний рабочий день, Масленицу в детском саду мы отметили с широким размахом. Одели детишек в народные костюмы и начали празднование в музыкальном зале. А за играми ходить далеко не пришлось – их уже придумали однажды наши предки, славяне, и они по-прежнему радуют детишек.

Русская народная подвижная игра "Ручеек"

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.

Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» . И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Игра «Перетягивание каната»

Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда , которой удастся перетянуть канат через черту.

Эстафета : Блин с пылу, жару на горячей сковороде.

Детям нравятся блины.

До чего блины вкусны!

Все на свете влюблены

В аппетитные блины!


Хоровод на масленицу


Заклички на сжигание чучела масленицы

Чтобы не погасло!

Чтобы все метели

Разом улетели,

Чтобы птички пели,

Травки зеленели,

Небеса синели

И колосья зрели!

Чтобы все невзгоды,

Зимние морозы,

Неудачи, слезы –

Пусть горят, сгорают,

К солнцу улетают!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Гори, гори ярче,

Лето будет жарче!

Масленица загорела –

Всему миру надоела!

Весело гуляла,

Пела и играла.

Здорово, прощай,

На тот год приезжай!

Уж Весна у дверей,

Так гори-сгорай скорей!


Публикации по теме:

Картотека «Русские народные игры» Подготовила воспитатель: Пушкарёва Е. В. Каскара, 2016 год Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия;.

Конспект досуга «Русские народные игры» Цель: Познакомить детей с русскими народными играми. Программные задачи: -Закреплять умение детей играть в знакомые игры. -Учить детей.

Кубанские народные игры Игровому фольклору кубанцев свойственна ярко выраженная трудовая и военно-прикладная направленность. Казачьи игры отличаются историческим.

Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Народные игры для дошкольников Народные игры для дошкольников ИСТОРИЯ НАРОДНЫХ ИГР В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют.

Народные подвижные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается.