Консультация по литературе (9 класс) на тему: план анализа лирического произведения.

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения - пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора - это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний - главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

  • Восхищение солнечным и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» - это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну - с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле - метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение - это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб - один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтар ным бл еском»;
  • «по утр еннему сн егу»;
  • «прозр ачный л ес»;
  • «н етер пел иво»;
  • «весёл ым тр еском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

План анализа лирического произведения

(2 вариант)

І. Дата написания

II. Биографический комментарий с использованием фактического материала

ІІІ. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)

IV. Идейное содержание:

1. Ведущая тема

2. Основная мысль

3. Эмоциональная окраска чувств

4. Внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения

1. Основные образы стихотворения

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, ирония, сарказм, олицетворение.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др. Поэтический синтаксис (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия).

4. Стихотворный размер

5. Рифма

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс)

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

Попытаемся раскрыть пункты этой схемы, этого плана разбора лирического произведения.

1) Как уже отмечалось ранее, что смысловым центром стихотворения является описание той или иной ситуации, зачастую связанной с биографией поэта. От этого следует отталкиваться. Ситуация, воплощенная в этом материале, который представляет поэту язык, называется темой стихотворения. Нередко тема уже заявлена в названии: «Тоска по родине»; «Зимнее утро». Иногда название имеет символическое звучание: таков лермонтовский «Парус» или тютчевский «Фонтан». Если же стихотворение не имеет названия, нужно научиться выделять в нем «ключевые слова» - те, которые насыщены максимальной информацией. Например: темой пушкинского «Я вас любил» является переживание уходящей любви. Итак, тема – это то, о чем говорится в стихотворении.

2) Автор выбирает ту или иную тему потому, что увидел в ней что-то новое, интересное, то, о чем он хочет поведать читателю. Это «что-то» называется идеей. В ней отражено авторское восприятие описываемой ситуации: либо навеянные ею мысли, либо связанный с нею эмоциональный порыв, а чаще всего и то и другое вместе. Охарактеризовать идею сложнее, чем тему. Чтобы определить идею, после прочтения нужно задаться вопросом: а зачем поэту понадобилось обращаться к этой теме, что он хочет сообщить с её помощью? Или зайти с другой стороны: что нового я открыл для себя, прочитав стихотворение? Наверное, каждый ответит на эти вопросы по-своему. «Идея» - понятие субъективное и однозначного решения здесь не может быть в принципе.

3) Надо заметить, что во многих лирических стихотворениях часто присутствует конфликт. В этом случае отдельные образы противопоставляются друг другу. Например: лирический герой (своеобразны двойник автора, названный в тексте или скрытый в его образной ткани) противостоит окружающему; реальность данного момента – воспоминанию; покой – движению; небо – земле. Конфликт требует развития и реализуется в лирическом сюжете. Существует и бесконфликтная лирика (в пейзажных стихотворениях) .

4) Следующая часть анализа связана с определением жанровых особенностей стиха. Надо заметить, что поэт не свободен в выборе, он связан литературными обычаями и нормами, царящими в ту или иную эпоху. Есть определенные, установленные образцы. Жанр – это и есть сформулированная традицией норма отбора типовых жизненных ситуаций и средств их воплощения в поэтическом тексте. Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Но жизнь вносит в поэзию новые ситуации, и возникают их художественные воплощения. Например, А. Ахматова внесла жанр «отрывка»; В. Маяковский – жанр политической «агитки». Жанр, вообще, понятие живое и подвижное.

5) Формальные средства построения стихотворения .

1) Размер. Он создается чередованием сильных и слабых слогов.

Слайд 2

Цель урока

  • Познакомить с особенностями анализа лирического произведения
  • Познакомить с литературоведческими понятиями: тема, рифма, стопа, аллитерация, метонимия, гипербола.
  • Слайд 3

    План анализа лирического произведения

    1. Автор и дата.
    2. История создания.
    3. Тема.
    4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
    5. Средства поэтического языка
    6. Поэтическая Фонетика
    7. Стихотворный размер.
    8. Рифма, рифмовка.
    9. Мое отношение.
  • Слайд 4

    Виды рифмы

    • Мужская
    • Женская
    • Дактиллическая
  • Слайд 5

    Мужская рифма

    И море, и буря качали наш челн;
    Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
    Две беспредельности были во мне,
    И мной своевольно играли оне.

    Ф. И. Тютчев.

    Слайд 6

    Женская рифма

    Тихой ночью, поздним летом,
    Как на небе звезды рдеют,
    Как под сумрачным их светом
    Нивы дремлющие зреют.

    Ф. И. Тютчев.

    Слайд 7

    Дактилическая рифма

    Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.

    М. Ю. Лермонтов. Тучи

    Слайд 8

    Тема - то, о чем идет речь в произведении

    • Тема любви (любовная лирика)
    • Тема дружбы
    • Тема одиночества
    • Тема народа
  • Слайд 9

    Тема любви (любовная лирика)

    Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.

    А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."

    Слайд 10

    Тема природы (пейзажная лирика)

    Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

    С. А. Есенин "Береза"

    Слайд 11

    Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)

    Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

    М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"

    Слайд 12

    Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)

    Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

    Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."

    Слайд 13

    Тема свободы (вольнолюбивая лирика)

    Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

    А. Н. Радищев ода "Вольность"

    Слайд 14

    Тема дружбы

    Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

    А. С. Пушкин "К Чаадаеву"

    Слайд 15

    Тема одиночества

    Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми

    М. Ю. Лермонтов "Парус"

    Слайд 16

    Тема родины (патриотическая лирика)

    Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

    А. А. Блок "Россия"

    Слайд 17

    Тема народа

    Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

    Н. А. Некрасов "Железная дорога"

    Слайд 18

    Рифмовка и ее виды

    • Парная
    • Перекрестная
    • Кольцевая
  • Слайд 19

    Парная

    Парная - (иначе - смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

    Пружина чести - наш кумир,
    И вот на чем вертится мир

    Слайд 20

    Перекрестная

    Перекрестная - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

    Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье.
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье

    Слайд 21

    Кольцевая

    Кольцевая - (иначе - опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:

    Любовь и дружество до вас
    Дойдут сквозь мрачные затворы,
    Как в эти каторжные норы
    Доходит мой свободный глас.

    Слайд 22

    Поэтическая лексика

    • ЭПИТЕТ - художественное определение;
    • СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
    • ИРОНИЯ - скрытая насмешка;
    • ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
    • ЛИТОТА - художественное преуменьшение;
    • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
    • МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
  • Слайд 23

    Эпитет

    Но люблю я, весна золотая,
    Твой сплошной, чудно смешанный шум...

    (Н.А.Некрасов)

    Цветок засохший, безуханный,
    Забытый в книге вижу я;
    И вот уже мечтою странной
    Душа наполнилась моя:

    Где цвёл? Когда? Какой весною?
    И долго ль цвёл? И сорван кем,
    Чужой, знакомой ли рукою?
    И положен сюда зачем?

    (А.С.Пушкин)

    Слайд 24

    Сравнение

    Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.

    И шел, колыхаясь, как в море челнок,
    Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

    (Лермонтов)

    В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное.

    Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.

    И погнувшись изба,
    Как старушка, стоит.

    (Кольцов)

    Слайд 25

    Ирония

    Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

    А ты сам ступай, детинушка,
    На высокое место лобное,
    Сложи свою буйную головушку.
    Я топор велю наточить-навострить,
    Палача велю одеть-нарядить,
    В большой колокол прикажу звонить,
    Чтобы знали все люди московские,
    Что ты не оставлен моей милостью...

    Слайд 26

    Гипербола

    Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:

    Вихрь полуночный - летит богатырь!
    Тьма от чела его, с посвиста пыль!
    Молнии от взоров бегут впереди,
    Дубы грядою лежат позади.
    Ступит на горы - горы трещат;
    Ляжет на воды - бездны кипят;
    Граду коснется - град упадает,
    Башни рукою за облак кидает.

    Слайд 27

    Литота

    Литота - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).

    Какие крохотные коровки!
    Есть, право, менее булавочной головки!

    Слайд 28

    Олицетворение

    Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.

    Идет седая чародейка,
    Косматым машет рукавом;
    И снег, и мразь, и иней сыплет,
    И воды претворяет в льды.
    От хладного ее дыханья
    Природы взор оцепенел...

    Слайд 29

    Метафора

    Метафора [греч. metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.

    Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.

    Пчела из кельи восковой
    Летит за данью полевой.

    Введение

    Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лири­ческое произведение - это прежде всего картина внутрен­ней жизни человека, его индивидуальных конкретных пережи­ваний.

    Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Читая лирические произведения, школь­ники учатся разбираться в человеческом характере, сокровен­ных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нрав­ственных критериев свои поступки.. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца людей. Особенно нуждаются в приобщении к ней и ее воздействии учащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические пред­ставления.

    Поэтические тексты - совершенные образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся школы познают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их многообразные семантические оттенки и многозначность в контексте. В этом смысле язык поэтических произведений по праву можно считать худо­жественной речью в ее высшем воплощении.

    Добиваясь эмоционального отношения учащихся к художе­ственным произведениям и в особенности к лирической поэзии, мы должны подумать над тем, как, при каких условиях воз­никают эмоции в процессе восприятия произведений искусства и что в искусстве постигается учащимися с затруднением.

    Очевидно, что восприятие художественных произведений происходит, прежде всего, путем осмысления их, и первым необходимым условием возникновения эмоции при знакомстве с художественным произведением является глубокое понимание конкретно-исторического содержания, выраженного в художест­венной форме.

    Актуальность работы состоит в том, именно в школе посредством лирики мы можем научить видеть прекрасное в обыденном, то, что не замечается. Но самое главное, именно лирика может научить ребят чувствам как нежность, любовь, сострадание, радость, сопереживание. Поэтому сейчас немаловажно уделять внимание поэзии, изучению лирических произведений в школе.

    Цель данной работы – изучить методику анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой.

    Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задач:

    Охарактеризовать основные положения методики изучения лирики -

    Рассмотреть принципы анализа лирического произведения в школе

    Описать методику школьного анализа стихотворений А.А. Ахматовой.

    Научная новизна заключается в том, в исследовании изучались основы работы над лирическим произведением в школе.

    Теоретическая значимость основана на системности подхода к изучению лирики.А.Ахматовой.

    Результаты работы могут быть использованы при работе в школе- это и является практической значимостью.

    В подготовке к работе исполь­зовались литературоведческие работы: В. И. Сорокина «Теория литературы», В. В. Виноградов «Сюжет и стиль», Г. А. Гуковский «Изучение литературного произведения в школе», сборник статей «Теория литературы» под ред. Абрамовича, Эльсберга и др., книгу Н. Я. Мещеряковой «Изучение стиля писателя в средней школе».и др методистов

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

    Глава 1. Методика изучения лирики

    1.1 Стиховедческие методические аспекты изучения лирики в школе

    Лирика как литературный род противостоит- эпосу, и драматургии, поэтому при ее анализе следует в высшей степени учитывать родовую специфику. Если эпос и драма воспроизводят человеческое бытие, объективную сторону жизни, то лирика - человеческое сознание и подсознание, субъективный момент. Эпос и драма изображают, лирика выражает. Можно даже сказать, что лирика принадлежит совсем к другой группе искусств, чем эпос и драматургия - не к изобразительным, а к экспрессивным. Поэтому к лирическому произведению, особенно что касается его формы, неприменимы многие приемы анализа эпи­ческих и драматических произведений, и для анализа лирики лите­ратуроведение выработало свои приемы и подходы.

    Сказанное касается в первую очередь изображенного мира, кото­рый в лирике строится совсем не так, как в эпосе и драме. Стилевая доминанта, к которой тяготеет лирика. - это психологизм, но пси­хологизм своеобразный. В эпосе и отчасти в драме мы имеем дело с изображением внутреннего мира героя как бы со стороны, в лирике же психологизм экспрессивен, субъект высказывания и объект пси­хологического изображения совпадают. Вследствие этого лирика ос­ваивает внутренний мир человека в особом ракурсе: она берет по преимуществу сферу переживания, чувства, эмоции и раскрывает ее, как правило, в статике, но зато более глубоко и живо, чем это делается в эпосе. Подвластна лирике и сфера мышления; многие лирические произведения построены на развертывании не переживания а размышления (правда, оно всегда окрашено тем или иным чувством). Такая лирика («Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина, «Дума» Лермонтова, «Волна и-дума» Тютчева и т.п.) называется медитативпой. Но в любом случае изображенный мир лирического, произведения - это прежде всего психологический мир.

    То же самое можно сказать и о встречающихся в лирических произведениях деталях портрета и мира вещей - они выполняют в лирике исключительно психологическую функцию. Так, «красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице» в стихотворении А. Ахматовой «Смятение» становится ярким впечатлением лирической героини, косвенно обозначая напряженность лирического переживания; в ее же стихотворении «Песня последней встречи» предметная деталь («Я на правую руку надела Перчатку с левой руки») служит формой косвенного выражения эмоционального состояния.

    Наибольшую сложность для анализа представляют те лиричес­кие произведения, в которых мы встречаемся с некоторым подобием


    сюжета и системы персонажей. Здесь возникает соблазн перенести на лирику принципы и приемы анализа соответствующих явлений в эпосе и драме, что принципиально неверно, потому что и «пссвдосюжет», и «псевдоперсонажи» имеют в лирике совсем другую природу и другую функцию - прежде всего опять же психологическую. Так, в стихотворении Лермонтова «Нищий», казалось бы, возникает образ персонажа, у которого есть определенное социальное положе­ние, внешность, возраст, то есть приметы бытийной определенности, что характерно для эпоса и драмы. Однако на самом деле бытие этого «героя» несамостоятельно, призрачно: образ оказывается лишь частью развернутого сравнения и, стало быть, служит для того, чтобы более убедительно и экспрессивно передать эмоциональный накал произведения. Нищего как факта бытия здесь нет, есть лишь отвергнутое чувство, переданное с помощью иносказания.

    В стихотворении Пушкина «Арион» возникает нечто вроде сю­жета, намечена какая-то динамика действий и событий. Но бессмыс­ленно и даже нелепо было бы искать в этом «сюжете» завязки, кульминации и развязки, искать выраженный в нем конфликт и т.п. Событийная цепь - это осмысление лирическим героем Пушкина событий недавнего политического прошлого, данное в аллегоричес­кой форме; на первом плане здесь не поступки и события, а то, что этот «сюжет» имеет определенную эмоциональную окрашенность. Следовательно, и сюжет в лирике не существует как таковой, а вы­ступает лишь средством психологической выразительности.

    Итак, в лирическом произведении мы не анализируем ни сюже­та, ни персонажей, ни предметных деталей вне их психологической функции, - то есть не обращаем внимания на то, что принципиаль­но важно в эпосе. Зато в лирике принципиальную значимость при­обретает анализ лирического героя. Лирический герой - это образ человека в лирике, носитель переживания в лирическом произведе­нии. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности, но и определенное обоб­щение, поэтому недопустимо его отождествление с реальным авто­ром. Часто лирический герой бывает весьма близок к автору по складу личности, характеру переживаний, но тем не менее различие между ними является принципиальным и сохраняется во всех слу­чаях, так как в каждом конкретном произведении автор актуализи­рует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типизируя и обобщая лирические переживания. Благодаря этому читатель легко отождествляет себя с лирическим героем. Можно сказать, что лирический герой - это не только автор, но и всякий, читающий данное произведение и вчуже испытывающий те же переживания и эмоции, что и лирический герой. В ряде случаев лирический герой лишь в очень слабой мере соотносится с реальным автором, обнару­живая высокую степень условности этого образа. Так, в стихотворении Твардовского «Я убит подо Ржевом...» лирическое повествовние ведется от лица павшего солдата. В редких случаях лирически герой предстает даже антиподом автора («Нравственный человек Некрасова). В отличие от персонажа эпического или драматического произведения лирический герой не обладает, как правило, бытийное определенностью: у него нет имени, возраста, черт портрета, даже неясно, к мужскому или женскому полу он принадлежит. Лирический герой почти всегда существует вне обычного времени пространства: его переживания протекают «везде» и «всегда».

    Лирика тяготеет к малому объему и, как следствие, к напряженной и сложной композиции. В лирике чаще, чем в эпосе и драм применяются композиционные приемы повтора, противопоставления, усиления, монтажа. Исключительную важность в композиции лирического произведения приобретает взаимодействие образа часто создающее двуплановость и многоплановость художественного смысла.

    Стилевые доминанты лирики в области художественной речи -это монологизм, риторичность и стихотворная форма. Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев построено на монологе лирического героя, поэтому нам нет необходимости искать в нем речь повествователя (она отсутствует) или давать речевую характеристику персонажей (их тоже нет). Однако некоторые лирические произведения построены в форме диалога «действую­щих лиц» («Разговор книгопродавца с поэтом», «Сцена из «Фауста» Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» Лермонтова). В этом случае вступающие в диалог «персонажи» воплощают в себе разные грани лирического сознания, поэтому не имеют своей собственной речевой манеры; принцип монологизма выдерживается и здесь. Как правило, речь лирического героя характеризуется литературной правильностью, поэтому анализировать ее с точки зрения особой ре­чевой манеры также нет необходимости.

    Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант темы сочинения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта". Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать сочинение. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).

    Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.

    Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.

    Схема анализа лирического произведения 1:

    1. Рассуждения "Я и поэзия; я и прочитанное стихотворение".
    2. Дата, сведения из истории создания стихотворения; при необходимости связь стихотворения с фактами биографии автора; кому посвящено стихотворение; прототипы и адресаты стихотворения.
    3. Жанр стихотворения.
    4. Идейно-тематическое содержание стихотворения:
      • ведущая тема;
      • основная мысль, ее развитие;
      • эмоциональная окраска и способы ее передачи; развитие чувств;
      • общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении.
    5. Особенности композиции стихотворения.
    6. Особенности стихотворной формы 2:
      • размер; особенности ритмики;
      • рифма и способы рифмовки;
      • специфика строфики;
      • стилистические фигуры; художественные приемы (тропы: метафорика; эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты; художественное значение тропов);
      • звуковые приемы (звукопись).
    7. Основные образы стихотворения, их специфика и художественное значение. Личностное истолкование образов стихотворения.
    8. Образ лирического героя; сопоставление автора и лирического героя.
    9. Место стихотворения в творчестве автора.
      1. Порядок разбора пунктов схемы произволен, вы сами выбираете логику рассуждений и последовательность раскрытия идейно-художественного содержания стихотворения.
      2. Этот пункт схемы обязателен только в том случае, когда анализ формальных особенностей стихотворения помогает раскрыть его образность и истолковать смысл. Просто демонстрировать техническое умение отличить четырехстопный хорей от трехстопного амфибрахия не следует.

    Перед началом знакомства с темой и выполнением заданий обязательно познакомьтесь с теорией к темам №7 (Лирический род литературы: Жанры лирики) и №8 (Лирический род литературы: Начала стиховедения), так как вся сложная стиховедческая терминология объяснена там. Повторяться мы не будем.

    При выполнении работы внимательно читайте план анализа стихотворения.

    • В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
    • А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадона", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
    • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
    • Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
    • Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
    • А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
    • И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
    • А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору; поэма "Двенадцать"
    • А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
    • С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
    • В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
    • По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
    • А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
    • И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"
    Рекомендованная литература к работе 8:
    • Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
    • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
    • Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
    • Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986.