Кутузов биография война и мир. Единение с народом

Эпопея “Война и мир” - величайшее произведение русской и мировой литературы. Л. Н. Толстой нарисовал в ней широкую картину жизни русского общества в период с 1805 по 1820 год. В центре романа - разгром русским народом в 1812 году непобедимой до тех пор армии Наполеона. На фоне исторических событий дана хроника жизни трех дворянских семей - Ростовых, Болконских и Безуховых. Но наряду с вымышленными героями изображены подлинные исторические лица - Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский и другие. Воссоздавая исторические события, автор показывает истинно народный характер Отечественной войны.
В отличие от исторических деятелей типа Александра I, Наполеона, думающих лишь о славе, о власти, Кутузов способен понять простого, человека и сам по натуре простой человек. Толстой великолепно запечатлел некоторые черты, характера великого русского полководца: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, близость к солдату. Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом была его сила как полководца. В решающие моменты всей военной кампании 1812 года Кутузов ведет себя как полководец, близкий и понятный широким солдатским массам, он действует, как подлинный русский патриот. В романе Кутузов противопоставлен немецкому генералитету, всем этим пфулям, вольцогенам, преследующим корыстные цели, он во всем противостоит Наполеону. Весь облик Наполеона, предводителя захватнической, несправедливой войны был ненатурален и лжив. А образ Кутузова является воплощением простоты, добра и правды. Однако теория фатализма сказалась также и на трактовке образа Кутузова в романе. Наряду с исторически и психологически верными чертами его характера имеются и ложные черты. Кутузов был гениальным полководцем, он прошел прекрасную военную школу под руководством Суворова, все его операции отличались глубиной стратегического замысла. Отечественная война 1812 года явилась триумфом его полководческого искусства, которое оказалось выше полководческого искусства Наполеона. В своей многогранной военной и дипломатической деятельности Кутузов проявлял глубокий и проницательный ум, огромную опытность, незаурядные организаторские способности. Между тем Л. Н. Толстой всюду стремится отметить, что Кутузов был лишь мудрым наблюдателем событий, что он ничему не мешал, но в то же время ничего не организовывал. В соответствии со своими историческими взглядами, в основе которых лежало отрицание роли личности в истории и признание извечной предопределенности исторических событий, автор рисует Кутузова пассивным созерцателем, являвшимся якобы лишь послушным орудием в руках провидения. Поэтому у Толстого Кутузов “презирал ум и знание и знал что-то другое, что должно было решить дело”. Это другое “старость” и “опытность жизни”. Князь Андрей при встрече с ним заметил, что у Кутузова осталась лишь “одна способность спокойного созерцания событий”. Он “ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит”. По мнению Толстого, Кутузов руководил лишь моральным духом войска. “Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”. Все это высказано с намерением принизить организаторскую роль Кутузова в Отечественной войне. Кутузов, разумеется, прекрасно понимал, что все из перечисленных элементов играют свою, в зависимости от обстоятельств, большую или меньшую роль в войне. Иногда это “место”, иногда вовремя отданное “распоряжение главнокомандующего”, иногда превосходство в вооружении. Однако мощный реализм Толстого нередко преодолевает путы фаталистической философии, и на страницах романа появлялся Кутузов, полный кипучей энергии, решимости, активного вмешательства в ход военных действий. Таким мы видим Кутузова, когда потрясенный рассказом князя Андрея о бедствиях России, “с злобным выражением лица” он говорит по адресу французов: “Дай срок, дай срок”. Таков Кутузов и на Бородинском сражении, когда немец Вольцоген со своим холодным умом и сердцем, равнодушный к судьбе России, докладывает ему по поручению Барклая де Толли, что все пункты русских позиций в руках неприятеля и что войска бегут. А какую мы видим энергию решимости, силу гениальной проницательности Кутузова на военном совете в Филях, когда он отдает приказ об оставлении Москвы во имя спасения России и русской армии! В этих и некоторых других эпизодах романа перед нами подлинный полководец Кутузов.
Мне кажется, что образ Кутузова самый противоречивый, потому что в своих художественных главах Толстой противоречит своим философским главам. В одних мы видим Кутузова пассивным созерцателем, в других - истинным патриотом, подлинным полководцем. Но несмотря ни на что, “Война и мир” - замечательное произведение. Толстой много рассуждает о человеке вообще, как о некой абстракции, лишенной каких-либо сословие-классовых, национальных и временных признаков. И как бы Толстой ни доказывал, что все случилось по воле провидения, и что личность не играет никакой роли в истории, я считаю, что Кутузов действительно гениальный полководец, и его роль в исходе Отечественной войны велика.

/ / / Образ Кутузова в романе Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой вводит в свой роман не просто обычных людей – героев, за судьбами которых мы наблюдаем. Также, на страницах грандиозного произведения читатель может встретиться с реальными историческими личностями, от поступков и действий которых когда-то давно зависела судьба России и Европы.

Думаю, не сложно догадаться, что такими персонажами стали Кутузов и Наполеон. Лев Николаевич не стремился изобразить их персоны, опираясь лишь на документальные факты. Большее внимание автор уделяет нравственным поступкам, действиям этих двух полководцев, которые сталкивались лицом к лицу на одном поле боя, только на противоположных «берегах».

Кутузова Толстой относит к положительным персонажам. Ему же совершенно противоположен Наполеон. Интересен и тот факт, что Лев Николаевич слегка преувеличивал описание персон этих знаменитых людей. Ведь на самом деле, французский военачальник не был таим уж самолюбивым, а Кутузов не смахивал на дряблого и неэмоционального командира армии.

Кутузова Толстой величает «народным» человеком, с простой и доброй душей, с совестливыми поступками. Внешне Кутузов выглядит всегда спокойным, даже пассивным. Однако это не говорит о его равнодушии. Данный персонаж относился к тем людям, которые наблюдали за происходящим вокруг, а затем уже принимать обдуманные решения.

Отсутствие глупой импульсивности позволили Кутузову оценивать ситуацию, происходящую на полях сражения и выбирать правильную тактику ведения боя. Великий полководец обладал истинной человеческой мудростью. Это и позволило ему обрести победу над коварным Наполеоном.

Что еще особенного в этом человеке? Его любил народ, воины называли его своим отцом, доверяли ему свои жизни и смело шли в наступление после его напутственной речи. И такое положение среди людей, среди солдат не случайно. Ведь Кутузов действовал не по принципам уничтожения, разрушения. В тактике ведения боя он руководствовался такими понятиями, так спасение, сохранение жизни, сожаление.

После окончания войны, жизнь Кутузова, его человеческая миссия перестала существовать. И он умер, покидая русскую землю. Историки называли Кутузова бездейственным, безынициативным. Конечно, так оно и было, на первый взгляд, если сравнивать его с активным и настойчивым Наполеоном. Однако, его спокойствие – это не показатель. Кутузов неоднократно принимал обдуманные решения, которые помогли спасти жизни, которые помогли выиграть войну над французскими захватчиками. Поэтому, данный персонаж неоднократно заслуживает своего звания – герой, значимый исторический персонаж, который сыграл немаловажную роль в ходе войны с войсками Наполеона.

Историческая личность - суть ярлык, который история вешает на то или иное событие.
Л. Н. Толстой
«Война и мир» - исторический роман, в котором автором охвачены все стороны общественной жизни XIX века. В романе действуют вымышленные Толстым герои - дворяне, крестьяне, солдаты, а также реальные исторические лица - император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал Багратион, генерал Даву, Аракчеев, Сперанский и, конечно же, Михаил Илларионович Кутузов, светлейший князь Смоленский и гениальный русский полководец, один из образованнейших людей своего времени. Кутузов в романе - человек неоднозначный. На образ полководца повлияла философия Толстого, согласно которой человеком движет неизбежный фатум. Не человек управляет своей судьбой, а судьба подчиняет человека своему закону. Есть что-то высшее - История, оказывающая непосредственное влияние на судьбы всех без исключения народов. Эта мысль проходит красной нитью через все произведение. В конце романа автор как бы подводит итог: «...в настоящее время... необходимо отказаться от сознаваемой свободы и признать не ощущаемую нами зависимость». По мнению Толстого, личность не имеет никакой свободы. Все, что происходит в реальном мире, происходит вне желания человека, которое обусловлено историческими законами и подчинено им. Именно История, судьба определяют истинный ход событий, а человек - винтик, машина в их руках. Однако и без этого человека как личности не было бы истории.

Кутузов в романе появляется уже тогда, когда русская армия отступает. Сдан Смоленск, повсюду видны картины разорения. Мы видим главнокомандующего глазами русских солдат, партизан, глазами Андрея Болконского и глазами самого Толстого. Для солдат Кутузов народный герой, который пришел остановить отступающую армию и привести ее к победе. «Говорят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда... Теперь, авось, и русским говорить можно будет. А то черт знает что делали. Все отступали, все отступали», - говорит о Кутузове Васька Денисов - один из партизан. Солдаты верили в Кутузова и преклонялись перед ним. Он ни на минуту не расстается со своей армией. Перед важными боями Кутузов находится среди войска, говорит с солдатами на их языке. Патриотизм Кутузова - это патриотизм человека, верящего в мощь родины и боевой дух солдата. Это постоянно ощущается его бойцами. Но Кутузов - это не только величайший полководец и стратег своего времени, это прежде всего человек, который глубоко переживает неудачи кампании 1812 года. Таким он предстает перед нами в начале своей деятельности на посту полководца!" «До чего... до чего довели! - проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, ясно представив положение, в котором находилась Россия». И князь Андрей, который находился рядом с Кутузовым, когда были сказаны эти слова, видит слезы на глазах старика. «Они у меня будут конину жрать!» - грозит он французам, и мы понимаем, что это сказано не просто так, ради красного словца.
Так же, как и солдаты, смотрит на Кутузова Андрей Болконский. С этим человеком его связывает еще и то, что он друг отца. Кутузов хорошо был знаком Андрею и раньше. Именно к Михаилу Илларионовичу послал служить князя Андрея его отец, в надежде, что Кутузов сумеет сберечь сына. Но, согласно философии Толстого, ни Кутузов, ни кто-либо другой не способны изменить того, что предназначено человеку свыше.

Совсем в другом ракурсе смотрит на полководца сам Толстой. Кутузов, по его представлениям, не может повлиять ни на отдельных людей, ни на ход истории в целом. В то же время этот человек олицетворяет то Добро, которое пришло с целью победить Зло. Зло воплощено в Наполеоне, которого Толстой считал «палачом народов». Позерство Наполеона, его самовлюбленность и самонадеянность - свидетельства ложного патриотизма. Именно Наполеона, по мысли Толстого, История избрала для поражения. Кутузов лишь не мешает Наполеону пасть, поскольку, как умудренный жизненным опытом человек, понимающий и признающий власть судьбы, знает, что Наполеон обречен. Поэтому он и ждет того момента, пока этот человек сам раскается в содеянном и уйдет. С этой целью он оставляет Москву, тем самым предоставляя Наполеону возможность спокойно все обдумать и осознать бесплодность дальнейшей борьбы.
Поскольку история, судьба непреодолимы, незачем стремиться к активным действиям - полагает автор и делает Кутузова выразителем своих идей. Этим и объясняется его бездействие в романе, которое особенно ярко проявляется перед боем в Аустерлице. Кутузов имеет прекрасную диспозицию и превосходящие противника силы. Тем не менее он с удивительным спокойствием говорит о неблагоприятном для союзников исходе боя, как о деле уже давно решенном и от него не зависящем. «Я думаю, что сражение будет проиграно, и просил передать это государю», - говорит Кутузов Андрею Болконскому. То же спокойствие и безмятежность мы видим на заседании военного совета перед сражением. Он даже позволяет себе заснуть, говоря тем самым, что ему уже все известно заранее. Бездействуя, Кутузов полагается не только на свою житейскую мудрость, но и на мудрость всего народа. Все его поступки согласованы именно с этой мудростью, поэтому многие его не понимают. Вспомним, как хотел дать генеральное сражение Александр I, как добивался он его от Кутузова. Но такое сражение вошло бы в противоречие с естественным ходом событий. Кутузов это понимает и поэтому отказывается от генерального сражения.

Бородино как для Толстого, так и для Кутузова является той битвой, где должно победить Добро, на стороне которого воюют русские войска. Проследим, как действуют два великих полководца в Бородинском сражении. Наполеон волнуется, если он и ждет победы, то только в силу личной, ничем не обоснованной самоуверенности. Он надеется, что,исход решат его действия, как стратега и полководца. Совсем по-другому ведет себя Кутузов. Внешне совершенно спокойный, он не производит на Бородинском поле никаких распоряжений. Его участие сводится только к тому, чтобы согласиться или не согласиться с предложениями других. Ку-тузов знает, что это событие будет решающим как для русских, так и для французов. Но если для русских это будет началом далекой победы, то для французов - поражения.

Лишь единственный раз Кутузов противопоставил себя воле всех остальных - на совете в Филях, когда он решил оставить Москву и тем самым выиграл войну.
Таким образом, Толстой нам показал Кутузова во всем его величии и как полководца, и как человека. Кутузов не только опытный полководец, патриот, умный и чуткий человек, он личность, способная ощутить и понять естественный ход событий. Соединяя в себе житейскую мудрость и действуя согласно неизбежному ходу истории, он выиграл войну.

    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества «Война и мир». Автор отмечал, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную», поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту «мысль народную» Л. Толстой...

    В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает...

Образы Кутузова и Наполеона в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Важной чертой стиля художественной прозы Л.Н. Толстого является прием контрастных сопоставлений. Ложь у писателя противопоставлена правде, прекрасное - безобразному. Прин­цип антитезы лежит и в основе композиции романа-эпопеи «Война и мир». Толстой здесь противопоставляет войну и мир, ложные и истинные жизненные ценности, Кутузова и Наполео­на, двух героев представляющих собой две полярные точки ро­мана.

Работая над романом, писатель изумлялся тому, что Наполе­он вызывал неизменный интерес и даже восхищение некоторых русских историков, в то время как Кутузов рассматривался ими как ординарная, ничем не выдающаяся личность. «А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность ко­торого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа», - замечает писатель. Толстой с присущей ему огромной проницательностью худож­ника правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые чер­ты характера великого полководца: его глубокие патриотичес­кие чувства, любовь к русскому народу и ненависть к врагу, чут­кое отношение к солдату. Вопреки мнению официальной исто­риографии писатель показывает Кутузова во главе справедливой народной войны.

Кутузов изображен Толстым как опытный полководец, муд­рый, прямодушный и смелый человек, искренне радеющий за судьбу Отечества. При этом внешний облик его обычен, в опре­деленном смысле «приземлен». Писатель подчеркивает в порт­рете характерные детали: «жирную шею», «пухлые старческие руки», «сутуловатую спину», «вытекший белый глаз». Однако ге­рой этот очень притягателен для читателей. Внешний облик его противопоставлен духовной силе и уму полководца. «Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать против воли царя в представите­ли народной войны», - замечает Л.Н. Толстой.

В романе Кутузов вначале предстает перед нами в качестве командующего одной из армий в военной кампании 1805- 1807 годов. И уже здесь писатель обрисовывает характер героя. Кутузов любит Россию, заботится о солдатах, прост в обраще­нии с ними. Он стремится беречь армию, выступает против бес­смысленных военных операций.

Это искренний, прямодушный, мужественный человек. Пе­ред Аустерлицким сражением, услышав от государя требование немедленного выступления, Кутузов не побоялся намекнуть на любовь царя к показным смотрам и парадам. «Ведь мы не на Царицыном лугу», - заметил Михаил Илларионович. Он пони­мал всю обреченность сражения под Аустерлицем. И сцена на военном совете при чтении диспозиции Вейротера (Кутузов дре­мал на этом военном совете) тоже имеет свое объяснение. Кутузов был не согласен с этим планом, однако понимал, что план уже одобрен государем и сражения не избежать.

В тяжелую пору нападения на Россию наполеоновской ар­мии народ выбирает полководца «против воли царя в представи­тели народной войны». И писатель так объясняет происходя­щее: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр; но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». И таким человеком становится Кутузов. В этой войне раскрываются лучшие качества выдающегося полководца: патриотизм, мудрость, терпение, проницательность и прозор­ливость, близость к народу.

На Бородинском поле герой изображен в концентрации всех моральных и физических сил, как человек, который заботится, прежде всего, о сохранении боевого духа войска. Узнав о захвате в плен французского маршала, Кутузов передает эту весть в вой­ска. И наоборот, он старается, чтобы неблагоприятные известия не просочились в солдатскую массу. Герой внимательно следит за всем происходящим, пребывая в твердой уверенности в побе­де над врагом. «Долгим военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борю­щихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме­сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он сле­дил за этою силой и руководил ею, насколько это было в его власти», - пишет Толстой. Кутузов придает огромное значение Бородинской битве, так как именно эта битва становится нрав­ственной победой русских войск. Оценивая полководца, Анд­рей Болконский думает о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслу­шает, все запомнит и ничего вредного не позволит. Он понима­ет, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неиз­бежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и в виду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».

Изображение Наполеона и Кутузова у Толстого контрастно. Наполеон всегда рассчитывает на зрителей, он эффектен в своих речах и поступках, стремится предстать перед окружающими в образе великого завоевателя. Кутузов же, напротив, далек от на­ших традиционных представлений о великом полководце. Он прост в общении, его поведение естественно. И писатель под­черкивает эту мысль, изображая его на военном совете в Филях, перед сдачей Москвы. Русские генералы вместе с главнокоман­дующим собираются в простой крестьянской избе, и их видит крестьянская девочка Малаша. Кутузов здесь принимает реше­ние оставить Москву без сражения. Он сдает Москву Наполеону для того, чтобы спасти Россию. Когда же он затем узнает, что Наполеон оставил Москву, то не может сдержать своих чувств и плачет от радости, понимая, что спасена Россия.

Стоит отметить, что в романе раскрываются взгляды Л.Н. Толстого на историю, на военное искусство. Писатель ут­верждает, что «ход мировых событий предопределен свыше, за­висит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное». Таким образом, Толстой отрица­ет роль личности полководца в этой войне, его военный гений. Кутузов в романе также недооценивает роль военной науки, при­давая значение лишь «духу войска».

Полководцу Кутузову противопоставлен в романе Наполеон Бонапарт. С самого начала писатель развенчивает Наполеона, выделяя в его внешности все мелкое и ничтожное: он «малень­кий человек», «с маленькими руками» и «неприятно-приторной улыбкой» на «опухшем и желтом лице». Автор упорно подчерки­вает «телесность» Наполеона: «жирные плечи», «толстую спи­ну», «обросшую жирную грудь». Эта «телесность» особенно подчеркнута в сцене утреннего туалета. Раздевая своего героя, писатель как бы снимает Наполеона с его пьедестала, приземля­ет его, подчеркивает его бездуховность.

Наполеон Толстого - это игрок, человек самовлюбленный, деспотичный, жаждущий славы, власти. «Если Кутузову свой­ственны простота и скромность, то Наполеон подобен актеру, играющему роль властелина мира. Театрально-фальшиво пове­дение его в Тильзите во время награждения русского солдата Ла­зарева французским орденом Почетного легиона. Не менее противоестественно держит себя Наполеон и перед Бородинс­ким сражением, когда… придворные преподносят ему портрет сына и он разыгрывает из себя любящего отца».

Накануне Бородинского сражения император произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». Однако «игра» здесь оборачивается поражением, кровью, страданиями людей. В день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения побе­дил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и вели­чие». «Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, крас­ным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз… Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он ви­дел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминали ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы». «И никогда, однако, - пишет Толстой, - до конца жизни своей не мог пони­мать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого…».

Толстой окончательно развенчивает Наполеона в сцене на Поклонной горе, перед вступлением в Москву. «Ожидая депута­цию из Москвы, Наполеон думает о том, в каком виде ему пред­стать перед русскими в столь величественную для него минуту. Как опытный актер, он мысленно разыграл всю сцену встречи с «боярами» и сочинил свою великодушию речь к ним. Используя художественный прием «внутреннего» монолога героя, Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие иг­рока, его ничтожность, его позерство». «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… И странная и вели­чественная эта минута!». «…Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица… Вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца». Вторая часть этого монолога резко контрастирует с первой. «Ког­да Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча… «Москва пуста. Какое невероятное событие!» - говорил он сам с собой. Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского пред­местья». И здесь Толстой замечает, что развязка театрального представления не удалась - «сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях». Таким образом, Толстой обличает бо­напартизм как великое общественное зло, «противное челове­ческому разуму и всей человеческой природе».

Произведение «Война и мир» представляет собой одно из лучших работ Л.Н.Толстого. Автор особенно четко показал разгром русских войск в 1812 году французской армии. Наряду с вымышленными именами героев семейств Ростовых, Болконских и Безуховых стоят исторические личности - Сперанский, Наполеон, Кутузов.

Писатель превосходно запечатлел такие черты русского военачальника, как радушие к народу, близость к военнослужащим и неприязнь к врагу. В основные моменты сражений Кутузов ведет себя как полководец, близкий и понятный солдатским массам, действуя, как человек, любящий от всего сердца свою родину. Он здесь противопоставляется немецким генералам и Наполеону, так как те больше всего во всем преследовали корыстные цели. Если французский правитель показан во всей своей лжи и лицемерии, то образ Кутузова представляет собой воплощение добра, простоты и правды.

Он был замечательным стратегом, прошедшим суровую военную школу у Суворова. Война с французами явилась прекрасным результатом его искусства командующего, намного эффективнее маневренных действий Наполеона. Писатель пытается отметить также, что Кутузов был повсюду внимательным наблюдателем. Он старался не мешать происходящим действиям, и сам тоже не организовывал. Толстой считал, что Кутузов был лишь руководителем с моральной точки зрения, таким образом, он как бы принижал его. Но одновременно описатель показывал полководца, полным кипучей энергии, и решительности в ходе военных действий.

Особо видна его проницательность в момент, когда он приказывает оставить Москву во имя Родины. Создается впечатление, что Кутузов показан как противоречивый образ, так как в одних эпизодах он представлен как пассивный созерцатель, а в других -настоящий патриот своей отчизны. Внешность Кутузова тоже очень выразительная. Простая фигура, обыкновенные жесты говорят о простоте и искренности полководца.

Автор полагает, что если история, судьба непреодолимы, то незачем стремиться к активным действиям, что очень заметно у Кутузова. Имея прекрасную диспозицию и обученную армию, превосходящую противника он спокойно говорит о неблагоприятном исходе сражения в пользу французов. То же спокойствие мы замечаем на заседании военного совета. Кутузов даже заснул на нем. Он полагается на народную мудрость. Все его поступки именно с ней и согласованы, а многие этого и не замечают. Бородинская битва, как для автора, так и для полководца является тем сражением, где должна одержать победу добрая сторона. Итак, Толстой показывает нам Кутузова во всем его превосходстве, как командующего армией, и как человека, настоящего патриота своей родины.

Вариант 2

В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Одним из наиболее ярких таких героев является Кутузов, главнокомандующий русской армии.

Кутузов был человеком зрелым, дряхлым, физически немощным, но умным, с ласковым взглядом, старческой улыбкой и выразительными жестами и фигурой. Главнокомандующий русской армии вел себя естественно, так, он спит на совете в Филях, ест курицу во время сражения, и, несмотря на свой опыт, не всегда доводил дела до конца. Он всегда был рядом со своей армией, находился в войсках во все важнейшие моменты, разговаривает просто и ясно. Также полководец был ласков в обращении с окружающими его людьми, он часто употреблял в своей речи уменьшительно ласкательные слова, например, голубчик.

Когда умер отец Андрея Болконского, Кутузов искренне и по-настоящему скорбел о смерти своего старого друга, а самому Андрею сказал, что он может служить для него заменой отца, и он всегда может положиться на него. Эта ситуация еще раз подчеркивает неравнодушие главнокомандующего.

Стоит отметить отношение Кутузова к солдатам. Он проявляет по отношению к ним искреннюю заботу, что показал смотр в Браунау, когда каждому из солдат он старался сказать хотя бы пару приятных слов, которые воодушевят его на бой. Он ласков в обращении с ними, умеет просто разговаривать с ними, не обращая внимание на различие в их положении.

Кутузов проявляет отеческое отношение к русским солдатам. Люди считают его народным полководцем, спасителем земли русской, Отечества.

В отличии от Наполеона, целью которого были слава и власть, у Кутузова основной задачей было защитить Родину. Для достижения этой цели он выбирает тактику удержания армии от войны, ключевого сражения и поддержания духа войска. Перед Аустерлицким сражением, он понимал, что оно будет проиграно, и ему было искренне жаль рисковать людьми и подвергать их опасности.

В целом, Кутузов является талантливым полководцем, истинно русским человеком, мудрым деятелем, выражает патриотический дух и нравственную силу русской армии. В произведении “Война и мир” главнокомандующий русской армии противопоставляется императору Франции, Наполеону Бонапарту, и на его фоне выглядит как светлый и чистый полководец. Несмотря на недовольство власти и личную неприязнь, Кутузов смог привести Россию к победе!

Сочинение про Кутузова

В своем самом популярном романе Лев Николаевич Толстой поднимает множество обсуждаемых тем. Одной из которой является тема исторической личности, ее влияния на историю.

Кутузов - главная и неоднозначная личность в романе. С одной стороны Лев Николаевич Толстой дает положительную оценку Кутузову, говоря, что он слушает народ, уважает его мнение, пытается действовать на благо России. Но с другой отмечает, что его значение в истории мало, ведь именно народ стал той силой, которая помогла победить врага. Все это Толстой отлично показал, описывая образ Кутузова. Кутузов показан во время боевых действий, он самоуверен и решителен. На совете в Филях Кутузов принимает самое важное решение - оставить Москву французам. Он прекрасно осознает риск всей ситуации, но Кутузов отличный полководец, это доказывают последствия данного события - Россия выигрывает войну.

Роль Кутузова также раскрывается в конфликте с Александром Первым. Он не боится противостоять императору и настоять на своем верном решении.

Но Кутузов выступает главным персонажем не во всем романе. В самом конце Лев Толстой говорит, что Кутузов умирает в самый подходящий момент, никто даже не замечает этого и не переживает.

Его характер проявляется и в отношении к простым солдатам, он с ними дружелюбен, пытается сделать их жизнь на войне благоприятнее и удобнее, помогает достать одежду и еду. К высшим по званию Кутузов относится с уважением, но никогда не стремится завоевать доверие к себе, прежде всего он верен стране и своим взглядам. Кутузов всегда говорит прямо, очень грамотен и тактичен, знает несколько языков. А внешний вид Кутузова автор описывает так - один глаз, который показывает любовь и заботу, орлиный нос, на лице шрам, серьезная и статная походка, иногда усталый вид от постоянных военных действий.

Можно заметить, что Толстой отмечает - Кутузов является наблюдателем, он не оказал большого влияния на происходящие события, инициатором всего был народ, Кутузов лишь смог направить ситуацию в нужное русло, возглавить народ, подтолкнуть его к действиям.

Образ Кутузова олицетворяет всю Россию, всю ее противоречивость и неопределенность.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по повести Бедная Лиза Карамзина расуждение 9 класс

    Н.М.Карамзин стал одним из крупнейших русских литераторов в эпоху сентиментализма. Одним из первых его произведений этого направления стала «Бедная Лиза», в которой на первый план автор ставит человеческие чувства

  • Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

  • Образ и характеристика Азазелло в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» был издан уже после смерти автора, который работал над ним на протяжении всей своей творческой жизни. В романе пересекаются две сюжетные линии. Произведение наполнено мистическими событиями и образами.

  • В чем Мцыри видит счастье сочинение

    Сюжет поэмы «Мцыри» разворачивается вокруг главного героя произведения маленького мальчика, который воспитывался монархом. Сначала читателю может подумать, что Мцыри везучий человек

  • Анализ рассказа Муму Тургенева 5 класс

    Свой рассказ «Муму» Тургенев написал в 1852 году, но опубликован он был спустя 2 долгих года борьбы с цензурой в одном из номеров журнала «Современник».