Материал по ЗОЖ (класс) на тему: Доклад Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек. «Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни у школьников

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Белгородская коррекционная школа-интернат № 23»

Сообщение на методическом объединении воспитателей по теме:

«Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни у школьников»

Воспитатель первой квалификационной категории: Пойдунова Е.А.

2017-2018 учебный год

В целом в России рост распространения и употребления наркотических токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей.

Вредные привычка школьников – предмет огорчения педагогов и родителей. Для того чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости.

Вредные привычки – проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь.

Если раньше вредными привычками страдали подростки старшего возраста, то настоящий момент это характерно для учеников школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, как выглядят взрослые.

Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни – прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда.

Физическое и умственное здоровье – это взаимосвязанные понятия. К сожалению, не все современные подростки до конца сознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться таким же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации.

Раньше отношение школьников к вредным привычкам было в основном отрицательным. Этого удавалось достигнуть в том числе и благодаря тому, что советское министерство культуры строго следило за тем, о чём говорится в средствах массовой информации в те времена очень важно активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя.

Но пару десятков лет назад молодежь получила возможность смотреть совершенно другие фильмы, в которых главные герои представали перед зрителем с бутылкой пива и сигаретой в руке. В те времена американские кинокартины пользовались огромной популярностью. Школьники смотрели их и в подсознании откладывались информация о том, что – модно. Ведь именно это демонстрируют на экране главные герои. В формировании столь безответственного подхода к собственному здоровью виноваты не только фильмы, но и все общество в целом, и общественная идеология. Если раньше курить считалось чем - то очень стыдным, то в какое - то определенное время общество решило, что это модно.

В настоящий момент уже становится очевидным, что проблемой вредных привычек, которыми страдают школьники, нужно заниматься очень серьезно. При этом важен именно комплексный подход.

Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений, необходимо начать профилактическую работу в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть в решении этого вопроса. Педагог – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная занятность учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа.

Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятность учащихся во внеурочное время как наиболее эффективная часть в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.

Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.

Необходимость организации профилактической работе в школе.

В целях профилактики вредных привычек:

    проводить поучительные беседы и лекции для родителей о последствиях вредных привычек с самого раннего возраста;

    демонстрировать поучительные фильмы и презентации о пропаганде здорового образа;

    вовлечь как обязательно больше детей в спортивные секции и кружки;

    делиться опытом по борьбе с вредными привычками.

Работа по формированию у учащихся потребности в ЗОЖ, профилактике курения, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде в школе и классах ведётся хорошо.

Педагог больше внимания уделяет формированию учащихся потребности в ЗОЖ. Ознакомить учащихся с памятками из цикла «Как бороться с вредными привычками», проводить беседы по темам «Воспитай себя сам», «Как воспитать у себя хорошие привычки», «Курить – здоровью вредить», «Как избавиться от вредных привычек».

Формирование навыков здорового образа жизни проводится в течение учебного года с использованием разных форм занятий: (классные часы, подвижные игры, деловые игры, дискуссии, выставка, конкурс плакатов и рисунков, просмотр видеоролики, спортивные соревнования, веселые старты и походы в лес, в парках), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью.

Формирование правильных ценностей закладывается в семье. Если родители хотят вырастить своего ребёнка здоровым, надо заниматься его правильным воспитанием с самых ранних лет.

Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет мнения всех членов семьи о здоровом образе жизни и о том, насколько он важен.

Первое, о чём нужно помнить, это то, что мама и папа должны стать для ребёнка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своем примере показывать, насколько яркой и насыщенной момент быть жизнь без вредных привычек. Если мама подрастающей дочери позволяет себе курить, то слова родительницы о вреде курения будут звучать достаточно комично. С самых ранних лет необходимо приучить ребёнка к правильному питанию, правильному распорядку дня, заниматься домашним делом и спортом.

Очень хорошей профилактикой вредных привычек служат занятия в спортивных секциях школы. Там, как правило, собираются дети и родители, ведущие здоровый образ жизни. Любое занятие или хобби само по себе является хорошей профилактикой от вредных привычек. Школьник, увлеченный каким – либо занятием, будет тратить свободное время исключительно на него. У него уже не возникнет желания бесцельно болтаться по улицам с сигаретой и пивом в руках. В борьбе за правильный образ педагоги и родители школьников должны действовать согласованно и слаженно. Лучше объединить свои усилия.

Именно так удастся достигнуть желаемой цели быстрее. Кроме этого родители всегда должны поддерживать связь с педагогом, узнавать у них него обо всем, что связано с их ребёнком. Именно, это является одним из правил достойного воспитания.

Профилактика вредных привычек у школьников – задача, которая должна стоять как перед педагогами, так и перед родителями учеников. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы.

Список литературы:

    Макеева А.Г. Педагогическая профилактика вредных привычек школьников. Методическая пособия для учителей. М.-2008;

    Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек – М.: «Глобус»- 2007;

    Агапова И.А. Воспитательная работа «Профилактика вредных привычек», М.- «Глобус»-2009;

4.Г.Г.Кулинич. Вредные привычки: профилактике зависимостей. Спб.- 2010.

Зачастую вредные привычку в детстве имеют глубокие последствия в будущем. Как оградить ребенка от негативных привязанностей и воспитать в нем положительные качества, узнаете в нашем материале.

Согласно определению, привычка — это поведение или действие, ставшее для человека чем-то обыденным. Хорошие или плохие привычки есть у всех. Главная проблема, что вредная привязанность появляется легко, а вот выработать хорошую бывает сложно. Вредную привязанность можно сравнить с теплой постелью, расстаться с которой очень трудно. Большинство действий становятся для нас привычными еще с самого детства или юности.

Как избежать появления вредных привычек?

Первичная цель всех родителей — обеспечить детям хорошее будущее. И это возможно, если выработать хорошие привычки и избежать появления плохих.

Если родители приучили подростка раньше вставать, а также привили основы средств физической культуры, то в будущем он будет отличаться пунктуальностью, усердностью и силой воли. Еще с юности нужно принять правильные меры, чтобы привычки работали на нас, а не против нас.

Кто-то полагает, что для развития привычки или избавления от нее достаточно всего трех недель. Однако для избавления может понадобиться больше времени. Главное, запастись терпением и идти к своей цели. Будьте готовы, что в борьбе с привычкой вы будете срываться и ошибаться. Но важно не то, сколько раз вы упали, а то, сколько раз вы поднялись.

Желательно как можно раньше начать вести здоровый образ жизни. Тогда не придется вырабатывать эту привычку в будущем. Пока дети учатся в школе, у них есть хорошая возможность научиться не откладывать дела на потом и начать формирование культуры ЗОЖ, а также заниматься развитием нужных навыков.

Основные пути для достижения своих целей, связанных с привычками — это научиться поступать вопреки своим желаниям. Хорошо, если школьный психолог проводит разные формы работы, которые помогут определить направление и пути действий.

Профилактика вредных привычек у подростков

Проще всего формировать личность детей. Они послушны, податливы и легко учатся всему новому. С подростками же все немного сложнее. Для них авторитетом становятся друзья, но они нередко влияют негативно. Соответственно, они формируют массу плохих привычек у ребенка. Даже некоторые привычки, как, например, приходить поздно домой, могут восприниматься уже нормальными и оправданным. Однако в будущем они могут привести за собой негативный результат.



Примеры некоторых вредных привычек у подростков:

  • откладывать дела на потом;
  • не делать домашнее задание;
  • поздно приходить домой;
  • употреблять алкоголь;
  • курить;
  • сквернословить;
  • не соблюдать режим сна и отдыха.

Эти привычки развиваются легко и незаметно, а вот избавиться от них достаточно сложно.

Так как большую часть времени подростки проводят в школе, об их характере могут рассказать и учителя. Поэтому мамам и папам ни в коем случае нельзя пропускать родительские собрания или подобные мероприятия.

Чтобы приучить ребенка вовремя ложиться спать или начинать делать уроки, используйте смартфон, если на нем есть памятка с уведомлениями. Они напомнят, что пора спать или заниматься. Так молодые люди будут приучаться к графикам и временным рамкам. Если дети вечером пошли на прогулку без взрослых, то им точно не повредит напоминание в телефоне о времени возвращения домой. Уже спустя несколько раз подростки без напоминаний смогут делать все вовремя и по привычке.

Так как молодежь очень любит гаджеты, то им сможет помочь специальная программа. Интернет пестрит такими помощниками. В них можно вводить привычки, которые хочется выработать, составлять графики для достижения целей, отслеживать свои успехи и неудачи. Это очень помогает, так как лучший способ избавиться от вредной привычки — это заменить ее на положительную. Например, вместо игр за компьютером можно заниматься спортом или общаться с друзьями.

Еще одним переломным моментом в жизни молодых людей являются студенческие годы. У студентов много соблазнов попасть под плохое влияние. Поэтому если заложить прочный фундамент еще в детстве, то на этом этапе будет намного легче. Тогда даже вращаясь в молодежной среде, они смогут сохранить свои моральные устои и хорошие привычки.

Профилактика вредных привычек у школьников

В детстве родители — авторитеты для ребенка. К их советам он прислушивается. Поэтому нужно уловить этот момент и помочь ребенку сформировать личность. Хорошо будет выработать у младших детей привычку уважать старших и прислушиваться к их мнению. Это поможет избежать вредных привычек в будущем.

Так как дети дошкольного возраста очень любопытны и постоянно хотят узнавать что-то новое, они зачастую неусидчивы. Поэтому родителям важно приучить деток к внимательности и аккуратности. Также в таком возрасте легко привить детям любовь к книгам. Это поможет в будущем ребенку во многих аспектах, а также предупредит такую вредную привычку, как увлечение гаджетами и электронными устройствами.

В характере многих детей присутствует привычка хвастаться или обижаться по малейшему поводу, но избавиться от нее с помощью родителей деткам будет несложно. Очень эффективным в этом вопросе может оказаться участие в коллективных играх с другими детками разных возрастов. Они учатся работать друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и не затаивать обид.

Родители могут обучать своих детей с помощью игр. Таким образом, они прививают детям ценный опыт, которого не дают ни в школе, ни в университете, ни на улице. Они учатся жить в обществе и сотрудничать с остальными его членами. Характеристика у обучающихся деток будет сильно отличаться от характеристики тех детей, воспитание которых было пущено на самотек.

Мероприятия по профилактике вредных привычек

Так как школа оказывает огромное влияние на формирование личности человека, желательно, чтобы это влияние было положительным. Дети учатся не только друг у друга — они также берут пример с учителей и замечают даже самые мелкие детали.

Очень хорошо, когда каждую неделю в школе проводится классный час. Им нельзя пренебрегать, так как он может принести детям больше знаний и опыта, нежели все остальные уроки. Во время классного часа можно предупредить появление вредных привычек и развитие отрицательных качеств, а также помочь раскрыться каждому ребенку.

Классный час — это беседа, которая проводится классным руководителем. Он говорит с детьми на социальную или психологическую тематику, выслушивает их мнение, высказывает свое, обращается к авторитетным источникам и дает советы.

Во время классного часа с детьми можно разыгрывать сценки и составлять сценарий — это поможет оживить обсуждаемую ситуацию. Работа руководителя в этом вопросе очень важна — к ней нельзя относиться халатно.

В начале года школа выдает протокол, в котором прописан план работы. Время от времени проходит специальный тренинг, который показывает, что дети смогли усвоить и применить в жизни, а также над чем еще стоит поработать.

Руководители вместе с детьми могут проводить разные акции, которые помогут лучше усвоить учебный материал. Можно всем классом выбрать вредную привычку, с которой все хотят бороться, и положительную, которую нужно выработать. Создается уголок успеха, где отмечаются достижения за неделю. Если занятие проводится регулярно, дети привыкнут и станут более открытыми и податливыми.

Работа над собой и своими привычками продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому нужно делать так, чтобы следовать плохой привычке было сложно, а хорошей — легко.

Важно помнить, что планы и их выполнение приводят к успеху. Если разработать план действий и точно следовать ему, то результата долго ждать не придется. Также важно уделить внимание окружению, влияние которого особенно сильно распространяется на подростков и маленьких детей.

Если следовать всем советам и не опускать руки, тогда любая цель обязательно будет достигнута!

Профилактика вредных привычек младших школьников.

В современный период образование столкнулось с проблемой ухудшения здоровья детей в результате распространения вредных привычек, загрязнения среды обитания и ухудшения качества жизни. Вредная привычка – автоматически повторяющееся (ситуативное) действие, наносящее вред общественному или личному здоровью. Она появляется при недостаточном внимании родителей к воспитанию. Непатологические привычки считаются менее опасными, хотя несоблюдение режима дня, физической активности, неправильное питание негативно сказываются на здоровье. Вредные привычки, к которым относят различные зависимости: алкогольную, наркотическую, игровую, компьютерную и т.д., вызывают нарушения личности. Отмечены изменчивость настроения и мотивации, возбудимость, агрессивность, эмотивность и тревожность; гиперактивность и дефицит внимания. Описано снижение работоспособности мозга школьников и лабильности нервных процессов при хроническом потреблении алкоголя и наркотиков, дисбаланс активности полушарий, нарушения регуляции психической деятельности, тонкой моторики. Зафиксировано влияние образа жизни родителей и условий обучения на понижение общего уровня психической активности, усиление психоэмоционального напряжения и ухудшение показателей здоровья школьников.

Поэтому в последнее время большое внимание уделяется профилактике вредных привычек в начальных классах. Профилактика основывается на устранении причин, изменении динамического стереотипа и доминирующей мотивации поведения школьника. Поэтому необходимы длительные волевые усилия и создание условий, которые позволили бы изменить доминирующую мотивацию, преодолеть тревожность и неуверенность ребенка, провоцирующих появление вредной привычки.

Эта цель реализуется в педагогической деятельности по следующим направлениям:

1. Проведение классных часов и внеурочных занятий, нацеленных на профилактику вредных привычек («Береги здоровье смолоду», «Что такое здоровье?» “Нет-спасет жизнь”, “Что такое хорошо и что такое плохо”и проч.), на расширение представлений о правильном питании и полезных продуктах, выработки привычек их потребления. Например, формированию культуры употребления чая (более полезного, чем алкоголь) и ознакомлению с его историей, посвящены классный час «В гости к чаю». Дети знакомятся с чайной традицией разных народов, травяными сборами, осваивают способы их заваривания и использования в народной медицине. Классный час «Вода-целебная сила» знакомлю школьников со свойсивами воды, культурой потребления. При организации этих мероприятий школьники собирают материал по традиции потребления напитков в семье, находят особые рецепты травяного чая, полезных заменителей кофе, исторические сведения.

2. Организация проектной и исследовательской деятельности. Например проект «О вредных привычках» посвященнный выявлению и изучению упомянутых привычек у детей и отношения к ним школьников. В ходе исследования дети проводят опрос товарищей и их родителей, выясняют, кто из родственников курит, какие напитки используются в семье, выявляют негативные последствия для здоровья курения, употребления алкоголя и наркотических веществ. Работа с литературными и интернет-источниками позволяет им установить простейшие связи между здоровьем человека, его вредными привычками (курением, алкоголизмом, неправильным питанием) и факторами социальной среды. Изучение «Кулинарии народов мира», в процессе которого школьники могут изучить многообразие рецептов полезных для здоровья блюд, правила их потребления. Частично этот материал может использоваться в соответствующих классных часах.

3. Организация занятия-игры, посвященной формированию представления о здоровье как главной ценности человека, воспитанию бережного отношения к нему, нетерпимости к вредным привычкам в виде употребления табака, алкоголя, наркотиков (например игры по станциям).

4. Применение моделирования с целью профилактики вредных привычек, формирования образцов здорового образа жизни, уточнения и систематизации понятий и т.п. Например, обсуждались компоненты здорового образа (нормальная продолжительность сна, правильное питание, отсутствие вредных привычек, соблюдение режима дня, ежедневные прогулки, ограничение длительности использования компьютера и проч.). Создать модель «Ромашка», указанные компоненты прописывали на ее лепестках.

5. Проведение этических бесед, литературных чтений, конкурсов рисунков, нацеленных на коррекцию отношений младших школьников к табаку, алкоголю, наркотикам.

6. Применение компьютерных презентаций, игр, другого информационного обеспечения образовательно-воспитательного процесса, позволяющих наглядно представить негативные последствия действия вредных привычек на организм, показать примеры правильного поведения, необходимый статистический материал и т.п.

7. Создание ценностной модели и микроклимата в классе, нацеленного на профилактику вредных привычек, систематическое и системное изучение и ежедневное воспроизведение правил экологически выверенного и сберегающего здоровье поведения.

8. Развитие системы семейных и общественных мероприятий по предотвращению вредных привычек и воспитанию образцов здорового образа жизни; обеспечение родителей возможностями уделять больше внимания своим детям (приемственность в работе школы и семьи) привлечение родителей к непосредственному участию в школьных мероприятиях (например “Мама, папа, я спортивная семья”).

Человек – создание удивительное. Эволюция создала организм поразительного совершенства физиологии и анатомии, обеспечив его прочным резервом надежности. Природа создала человеческую личность в расчете на долгие годы счастливой и здоровой жизни. Но нет добра без худа.

В мире существует ряд очень опасных привычек, вызывающих разрушительную зависимость. И они свойственные только человеку разумному. Правда «разумной» личность, привязанную к наркотикам, алкоголю и табаку, назвать сложно. Что делать с подобными зависимостями? Давайте, поговорим, какие существуют вредные привычки и их профилактика.

Профилактика вредных привычек должна начинаться с самого детства

Человек достигнет гармоничного существования и станет счастлив лишь тогда, когда будет способен реализовать полностью потенциал, заложенный в него природой. Это в первую очередь, зависит от образа жизни данной личности и приобретенных привычек.

Некоторые пристрастия, губительно влияющие на всю будущую жизнь человека, закладываются еще в подростковом возрасте . Именно тогда необходима профилактика вредных привычек, кратко в детсадовском возрасте и более объемно в школьном периоде.

Главные методы профилактики зависимостей и вредных привычек

Именно от таких пристрастий человек не может избавиться долгие годы, травмируя свою психику и ухудшая здоровье. Подобные зависимости стремительно расходуют потенциал, щедро отпущенный природой, и приводят к преждевременному (раннему) старению и многочисленным болезням. К ним относят:

  1. Пристрастие к алкоголю.
  2. Зависимость от курения.
  3. Употребление наркотических средств.

Влияние вредных привычек на здоровье

Если в повседневном, привычном существовании человека присутствует хотя бы одна из перечисленных зависимостей, о здоровье такой личности говорить проблематично. Никотин и спиртное разрушают все внутренние системы/органы, а наркотики губят не только физическое здоровье, но и человеческую психику.

Увлечение алкоголем

Спиртное (этиловый спирт) становится настоящим ядом, сродни наркотическому. Что самое важное, он губителен для клеточек головного мозга, разрушая и парализуя их. Алкоголесодержащие напитки вызывает сильнейшую зависимость на физическом/психическом уровнях.

Доказано, что поступление в организм спирта в количестве 7-8 г на каждый килограмм веса становится смертельной дозой для любого человека.

По статистическим данным ВОЗ (Всемирная организация Здравоохранения) такое заболевание, как алкоголизм уносит ежегодно порядка 6-7 миллионов жизней. Алкоголесодержащие жидкости славятся продолжительным и глубочайшим воздействием на весь организм. Всего 70-75 г спиртного могут негативно влиять на личность все ближайшие сутки.

Воздействие алкоголя на здоровье

Даже минимальная доза спиртосодержащих жидкостей значительно снижает работоспособность и приводит к появлению рассеянности и потере концентрации. Особенно опасен этиловый спирт для клеточек головного мозга. По утверждениям специалистов, всего 100 мл спирта убивают около 8 000 активных мозговых клеток.

Алкоголь – сильнейшее внутриклеточное ядовитое соединение, убивающее и разрушающее все системы жизнеобеспечения человеческого организма. Как вредит этиловый спирт?

Легкая степень опьянения . У человека нарушается способность ясно мыслить, блокируется восприятие и концентрация внимания. По статистическим данным, до 40% несчастных случаев и порядка 500 000 травм происходит по вине опьяненного организма.

Вред алкоголя на человеческий организм

Регулярное алкогольное возлияние . Если этиловый спирт поступает в организм с завидной регулярностью, не за горами развитие тяжелейших патологий, затрагивающих практически все внутренние органы. Длительное употребление алкоголя вызывает (независимо от возраста):

  • ишемию;
  • стойкую потерю памяти;
  • проблемы в работе ЦНС;
  • гипертоническую болезнь;
  • заболевания печени и почек;
  • развитие психических заболеваний;
  • ослабление иммунных сил организма;
  • анормальную концентрацию сахара в крови;
  • стойкое снижение работы репродуктивной системы;
  • значительное сокращение продолжительность жизни.

Увлечение курением

Табакозависимость (или никотинизм) – привычка, вызываемая регулярным курением и вдыханием табачного дыма. Медики относят такой вид зависимости к разновидности токсикомании. Активное начало табакозависимости дает никотин. Это вещество, которое находится в каждой сигарете.

Но не только от никотина страдает человеческий организм. По фармакологическим исследованиям в дыме от сгорания сигареты содержится более 400 канцерогенных веществ – продуктов дымления табачных листьев . Они также губительно влияют на физическое здоровье. Чем вы дышите, куря сигареты?

  • аммиак;
  • угарный газ;
  • углекислота;
  • сероводород;
  • табачный деготь;
  • синильная кислота;
  • пиридиновые соединения.

Это лишь малая часть канцерогенов, поступающих в организм вместе с дымовой табачной завесой. Приплюсуйте сюда и радиоактивные изотопы и большой ряд полициклических смертельно опасных канцерогенов из рода углеводородных.

Табачная угроза

Первыми, кто контактирует с сигаретным дымом – это ротовая полость и области носоглотка. Температура дыма при сжигании табака достигает режима в +55-60⁰ С. Температурные перепады провоцируют появление микротрещинок эмали зубов, поэтому у заядлых курильщиков так быстро портятся и желтеют зубы из-за скоплений табачного дегтя .

Негативное воздействие никотина на человека

Но это лишь ягодки. Ядовитый дым разрушает и все внутренние органы/системы организма. Что страдает:

  1. ЦНС. Никотин резко активизирует нервные клеточки, а потом активно угнетает их. Страдает память, уровень внимания и мышления зависимого от табака.
  2. ЖКТ. Курильщик в процессе курения сглатывает слюну, заполненную ядовитым никотином. Оказываясь в желудке, она негативно воздействует на слизистую органа, приводя к развитию язв и гастритов.
  3. Дыхательная система. Любого курильщика преследует кашель. Есть даже отдельное заболевание, известное медикам, как «бронхит курильщика». От постоянного воздействия табачного дыма, реснитчатый эпителий бронхов перестает активно функционировать, провоцируя застой слизи и мучительный кашель.
  4. Сердечно-сосудистая система. В результате курения в легких вместо кислорода поступает угарный газ, который соединяется с гемоглобином. В результате состав крови теряет необходимый уровень гемоглобина и начинает плохо снабжать внутренние системы кислородом. В первую очередь, от этого страдает сердце и сосуды.

Никотин считается одним из самых опасных ядов, известных человеку. Согласно медицинским данным, смертельная доза никотиновой добавки считается смертельной для:

  1. Взрослого человека 1 мг на каждый килограмм веса.
  2. Для подростка 0,5-0,6 мг на килограмм веса.

Юный человек может погибнуть, выкурив всего половину сигаретной пачки одновременно. По данным ВОЗ, каждый год патологии, связанные с табакокурением, уносят на тот свет порядка 2,5-3 млн человек.

Наркомания – современная бедствие

Пристрастие к наркопотреблению – тяжелейшая зависимость, которая развивается на фоне приема различного вида наркотиков. Подобное патологическое пристрастие является древнейшим злом, известным человечеству.

Но, если изначально употребление наркосодержащих веществ было завязано на проведении обрядов и культов, то сейчас это бедствие приобрело мировые масштабы. Беда касается даже самых юных.

Активный толчок к повсеместному употреблению наркотических веществ дало мощное развитие химического производства лекарственных средств.

Наркотики, оказывая специфическое воздействие на человека, приводят к блокированию болевых импульсов и снятию физиологического перенапряжения. В России получило широкое распространение четыре типа наркомании:

  1. Опийная. Увлечение опиумом и включенными в состав данного соединения алкалоидами.
  2. Гашишизм. Злоупотребление проивзодным конопляного растения, содержащими тетрагидроканнабинол.
  3. Эфедриновая стимуляция, характеризующаяся на приеме эфедринов.
  4. Наркомания, базируемая на приеме некоторых снотворных наркотических препаратов.

Скорость развития наркотической зависимости зависит от многих факторов. Влияет изначальное состояние здоровья, генетическая предрасположенность, пол и возраст человека. Наркомания стремительно перерастает от получения легкого и приятного возбуждения до тяжелейших и неприятных состояний .

В чем опасность наркомании

По мере развития зависимости у больного повышается и переносимость к препарату, развивается стойкость к наркотикам. Их приходится принимать все чаще и больше, чтобы получить необходимую эйфорию. Вскоре единственной целью наркомана становится поиск очередной дозы.

Вред наркотиков

Наркотический вред, оказываемый на здоровье человека, медики условно разделили на две категории:

  1. Физический. Губительные последствия, оказываемые на состояние и функциональность внутренних органов и систем организма.
  2. Психосоциальный. Вред, наносимый психике человека и вредящий его нормальной жизни в обществе.

Физический вред наркотиков. При употреблении наркотических веществ у человека постепенно разрушается весь организм. Страдают все функции и системы: зубы, ЖКТ, кости, суставы. Гибнут клеточки головного мозга и ЦНС, падает иммунитет. Постоянные уколы провоцируют развитие незаживающих язв и приводят к появлению ВИЧ и гепатитов.

По статистическим данным, наркоманы очень редко доживают до 30-35 лет. В основном они умирают по причине отказа внутренних органов из-за употребления наркотиков.

Последствия психосоциального характера. У зависимых от наркотиков людей не только разрушается организм. Страдает личность человека. Все, что когда-то волновало и заботило человека, после его пристрастия к наркотикам уходит на второй план. Главное, что волнует наркомана – добыть очередную дозу.

Ради нее человек идет на самые тяжкие преступления. Наркоман лишается все – друзей, семьи. Родственники отворачиваются от него. Вскоре зависимый от наркотиков опускается на самое дно социальной жизни, теперь его спутниками становятся депрессии и мысли о суициде.

На фоне таких бедствий особенно важным становится своевременная профилактика вредных привычек у подростков. Ведь в большинстве случаев первый опыт употребления спиртного и наркотических веществ приходится на этап взросления человека.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

О том, какие существуют факторы, разрушающие здоровье, профилактика вредных привычек и к чему приводит увлечение данными препаратами, следует говорить еще в школе. Не только учителям, но и родителям. План-программа по борьбе и профилактике смертельно опасных зависимостей включает в себя следующие мероприятия, направленные на:

  1. Наработка здорового климата в семьях.
  2. Создание активной жизненной позиции.
  3. Помощь детям, находящимся в группе риска.
  4. Развитие и корректировка нормы поведения.
  5. Организация и проведение социально активного досуга.

Какие профилактические меры предпринимаются в воспитательных целях для борьбы в пагубными пристрастиями

Основополагающими принципами данной программы является печатная и устная пропаганда. Подобные меры должны охватывать все части населения страны. К одному из самых результативных мер профилактики относятся наглядные примеры и фотодокументы.

По утверждениям социальных педагогов и психологов, следование подобному плану помогает в разы увеличить культурный уровень молодежи и снизить риск развития пагубных пристрастий.

Что касается взрослого населения, основными методами борьбы является их своевременное лечение. Для получения гарантированных результатов также важно участие психотерапевтов и психологов. Необходимо, чтобы человек признал у себя наличие проблемы и согласился избавиться от нее.

Борьба с пагубными пристрастиями очень сложная и длительная. Но она крайне важна и необходима. Чем раньше начать сражение за здоровую жизни без алкоголя, наркотиков и иных зависимостей, тем больше шансов на успех. Чем раньше человек осознает все смертельную опасность от подобного рода увлечений, тем больше шансов у него вернуться в здоровую жизнь, насыщенную интересными событиями и радостными моментами. Берегите себя!

социальный педагог

МБОУ коррекционная школа-интернат № 8

г. Саяногорск

Подпись_____________\ дата_________\_

Подпись______________\_дата_________\_

Абакан 2012

I -часть. Обоснование выбранной педагогической траектории.

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение. Происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Как показывают исследования, представления детей 7-8 лет об алко­голе и никотине весьма противоречивы. С одной стороны, дети знают, что они опасны, вредны, их нельзя употреблять. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как эти вещества используют окружающие их люди - родители, знакомые взрослые, подростки. Для многих детей алкоголь и никотин становится символом взрослости, самостоятельности. Это, в свою очередь, пробуждает интерес и желание самому познакомиться с одурманивающим веществом, которое является не только «пропуском» в определенную компанию, но и используются школьниками как способ снятия напряжения, скованности при общении. Наконец, младшим школьникам, в значительной степени присуще подчинение внешнему давлению, подражание человеку, который им интересен, для них привлекателен, авторитетен . Ребенок 6-7 лет должен освоить эффективные схемы поведения, позволяющие ему устанавливать контакт с малознакомым человеком, снимать напряжение в ситуации возможного конфликта с окружающими, а также уметь отказаться от предложения знакомого, не обижая его. Таким образом, ведение профилактической работы среди младших школьников с целью формирования и развития у детей устойчивых внутриличностных механизмов поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни не только необходима, но и сможет создать достаточно прочный барьер для возможного вовлечения в наркотизацию.

В сознании ребёнка возникает одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе или курении. Именно эти противоречия являются основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Чем раньше знакомится ребёнок с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению. В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю, курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка не сформировался комплекс неполноценности. Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является подражание. Чаще всего образцом для младшего школьника являются его родители. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.

Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.

Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. А вот запугивание последствиями курения не только перестает со временем восприниматься детьми, но и формирует у них неосознанный страх за здоровье курящих родителей.

Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

II -часть. Анализ опыта наставника.

Стажировку проходила в г. Саяногорске лицее №7 у Пустовой Натальи Даниловны. В целом изучение полученного опыта моего наставника направлено на воспитание негативного отношения к злоупотреблению алкоголя, табакокурения. Это проходило на классных часах и внеклассных мероприятиях. Такое направление профилактической деятельности предполагает индивидуальные и групповые формы коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы психофизического и социального характера. Наиболее эффективные направления деятельности ранней профилактики вредных привычек у младших школьников являются:

· профилактика причин и последствий табакокурения и наркомании (используя все средства беседы, лекции, видеофильмы, плакаты; проведение дискуссий, ролевых игр, экскурсий).

Никотин, содержащийся в табачном дыме, затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.

Курящий человек, чаще всего, бывает раздражительным, на­пряженным.

3. Работа в парах.

И это далеко не все пагубные последствия. Сейчас я предла­гаю вам поработать в парах.

Вам необходимо рассмотреть рисунки, лежащие у вас на пар­тах, и обсудить, какие еще последствия, кроме вреда для здоровья, имеет курение.

Итак, давайте выясним, что вы еще можете назвать в качестве пагубных последствий курения.

1. Одежда и волосы курильщика плохо пахнут.

2. Курение - является более частой причиной пожаров.

3. На сигареты тратится очень много денег.

4. Из-за курения у подростков чаще всего возникают ссоры со взрослыми: родителями, педагогами.

4. Экономический расчет.

Молодцы! Вы верно назвали последствия курения. И чтобы подтвердить вашу правоту я предлагаю вам провести небольшие ма­тематические расчеты.

Предположим, что пачка сигарет стоит 7 рублей. Курильщик курит по 1 пачке в день. Как вы думаете, сколько денег он истратит на сигареты за 1 год?

7 рублей на 365 дней, получаем 2555 рублей.

Ребята, как вы думаете, это большая сумма или маленькая?

А что можно купить, имея данную сумму денег?

Какой вывод можем сделать?

Верно, у курильщика, «в трубу улетают» огромные деньги, ко­торые можно было бы использовать для других целей.

А сейчас, попробуем решить еще одну задачу.

Мы с вами уже выяснили о том, что никотин - смертельный яд для организма человека.

Известно, что смертельная доза никотина для человека со­ставляет 1 мг на 1 кг массы тела. В одной сигарете содержится от 3 до 12 мг никотина (в зависимости от сорта сигарет). Для расчета возь­мем среднее количество мг никотина, ну предположим 6 мг.

Итак, приступаем к расчету. Мы знаем, что вес Коли состав­ляет 50 кг, значит, смертельной дозой никотина для мальчика будет 50 мг. Если в 1 сигарете содержится 5 мг никотина, то смертельным может быть выкуривание приблизительно 8 сигарет одновременно. Если же в сигарете будет большее количество никотина - 12 мг, то намного сокращается количество сигарет, выкуривание которых опас­но для жизни.

Итак, мы с вами провели расчеты. Какой вывод можем сделать после решения данной задачи?

Для пятиклассника смертельной дозой может стать от 4 до

8 сигарет.

Ребята, мы с вами сделали серьезные выводы о том, что куре­ние - не только пагубно влияет на организм человека, но и наносит серьезный ущерб бюджету.

А как вы думаете, почему же многие люди курят? (Выслуши­ваются ответы).

Итак, причины названные вами - :>то просто отговорки. По­этому разумнее всего не начинать курить вообще.

5. Выбор безопасных и интересных способов времяпрово­ждения .

Человек в своей жизни может найти массу безопасных и инте­ресных способов проводить время. Что, по вашему мнению, может являться интересным для человека занятием?

Ребята, а как вы думаете, люди, занимающиеся серьезно спор­том, курят?

Курение несовместимо со спортом, поэтому большинство спортсменов никогда даже не пробовали курить.

Давайте вместе попробуем выбрать безопасные для здоровья и интересные способы времяпровождения.

Это занятия спортом. Занятия любимым делом. Занятия в кружках. Чтение литературы.

V . Итог.

Подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.

О чем шла речь сегодня?

Какие факты были для вас наиболее интересными?

Какие выводы сделали в ходе занятия?

Вывод:

Курение табака вредно для здоровья. Курение может привести к излишним тратам денег. Курение может привести к конфликтам с некурящими людьми, к конфликтам со взрослыми. Курение является частой причиной пожаров, в результате которых гибнут ни в чем неповинные люди.

К какому главному выводу мы с вами пришли? Верно. Лучше всего не начинать курить вообще.

Таким образом «Ранняя профилактика вредных привычек у младших школьников» очень важна для здорового образа жизни ребёнка.

Список литературы:

1. , Кузнецова ребенка и его здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003

2. , Параничева дня младшего школьника.- М.: Вентана-Граф, 2002

3. Бабенкова ли ваш ребенок? - М.: Вентана-Граф, 2002

4. Бабенкова приучить ребенка заботиться о своем здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003

5. Зайцева учиться физкультуре.- М.: Вентана-Граф, 2002

6. Зайцева и худощавые дети. - М.: Вентана-Граф, 2003

7. , Полянская воспитание младшего школьника.- М.: Вентана-Граф, 2002

8. Копылов, Полянская воспитание ослабленных детей.- М.: Вентана-Граф, 2003

9. , Макарова и здоровье ребенка.- М.: Вентана-Граф, 2002

10. Макеева уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем.- М.: Вентана-Граф, 2002

11. , Колесов профилактики наркомании в школе.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2000