О том, что такое пафос литературного произведения. Пафос литературного произведения Пафос литературного произведения
Последним элементом, входящим в идейный мир произведения, является пафос, который можно определить как ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой. Синонимом термина «пафос» является выражение «эмоционально-ценностная ориентация».
Проанализировать пафос в художественном произведении — значит установить его типологическую разновидность, тип эмоционально-ценностной ориентации, отношения к миру и человеку в мире. Пафос эпико-драматический представляет собой глубокое и несомненное приятие мира в целом и себя в нем, что и составляет сущность эпического мировидения. Эпико-драматический пафос есть максимальное доверие к объективному миру во всей его реальной многосторонности и противоречивости. Заметим, что этот тип пафоса редко представлен в литературе, еще реже он выступает в чистом виде.
В качестве основанных в целом на эпико-драматическом пафосе произведений можно назвать «Илиаду» и «Одиссею» Гомера . Объективной основой пафоса героики служит борьба отдельных личностей или коллективов за осуществление и защиту идеалов, которые обязательно осознаются как возвышенные. Еще одно условие проявления героического в действительности — свободная воля и инициатива человека: вынужденные действия, как указывал еще Гегель, не могут быть героическими. С героикой как пафосом, основанном на возвышенном, соприкасаются другие виды пафоса, имеющие возвышенный характер, — прежде всего это трагизм и романтика. Романтику роднит с героикой стремление к возвышенному идеалу.
Но если героика — сфера активного действия, то романтика — область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Пафос трагизма — это осознание утраты, причем утраты непоправимой, каких-то важных жизненных ценностей — человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, ценностей культуры и т.п. Объективной основой, трагического литературоведы и эстетики довольно давно считают неразрешимый характер того или иного жизненного конфликта. В сентиментальности — еще одном типе пафоса — мы, как и в романтике, наблюдаем преобладание субъективного над объективным.
Часто главенствующую роль пафос сентиментальности играл в произведениях Ричардсона, Руссо , Карамзина . Переходя к рассмотрению следующих типологических разновидностей пафоса — юмора и сатиры — отметим, что они базируются на общей основе комического. Помимо субъективной, у иронии как пафоса есть и объективная специфика. В отличие от всех других видов пафоса, она направлена не на предметы и явления действительности как таковые, а на их идейное или эмоциональное осмысление в той или иной философской, этической, худ системе.
Пафос - эмоциональный, субъективный в отношении автора.
Идея - осмысление темы, которое приводит к идеалу автора. Проблема - как тема осмысливается в произведении.
Пафос - в сюжет и персонажи - в худ.речь
Пафос = мысли и чувства. В русс-ой традиции впервые употребил это понятие Белинский. Пафос-это мысль писателя, которую он переживает особенно страстно. Пафос зависит от а)объекта изображения (герой) б) субъекта творчества (автора)
Виды пафоса:
а) героический (богатыри в мифах) оцениваются положительные черты характера;
б) идилический (отношение людей к природе, доверительные отношения люде друг к другу) положительно изображает отношения людей;
г) романтический (взволнованное изображение характеров людей);
ж) комический - реальность высмеивается, критикуется;
з) юмор - вид комического пафоса, где противоречия освещаются так, что слабости героев не приносят вреда.
Значение слова «пафос» уходит корнями к греческим понятиям «эмоция», «чувство». Появился этот термин в риторике и связан с характеристикой излишне эмоционального и возбужденного стиля речи оратора.
Поскольку в греческом ораторском искусстве ценилось не только умение говорить красиво, но и способность быть убедительным и воодушевлять своей речью других людей, пафос в речи выступающего ценился очень высоко.
Основоположником понятия «пафос» был древнегреческий ученый и философ Аристотель. Он разработал всю систему греческой риторики и ввел множество новых понятий, дошедших до нашего времени и закрепившихся в науке.
После него значение этого слова менялось, постепенно отдаляясь от первоначального. Оно стало означать страдание, т.е. проявленные сверх нормы эмоции. Со временем семантика слова изменилась еще более значительно.
В современном обществе пафос воспринимается как качество, проявленное сверх меры, с напором, с выпячиванием себя, своих идей и их значимости. «Пафос» в современном русском языке является синонимом слов «лицемерный», «фальшивый».
Если вы слышите, как про кого-то люди говорят «пафосный человек», это может означать, что:
- Его стиль поведения и общения излишне эмоционален или вызывающе подчеркивает его индивидуальность.
- Он заставляет обращать на себя внимание, используя такой прием, как эпатаж.
Что означает такое поведение, не сложно догадаться. И впечатление оно создает скорее отталкивающее.
Есть еще одно значение слова «пафос». В литературе при описании художественного произведения словами: «Пафос его романа сводится к тому, что...» — мы характеризуем основную идею, ту самую мысль, которая представляет наибольший интерес для автора, на которой он ставит акценты.
Хорошо ли быть пафосным
В современном понимании пафосный человек – тот, кто увлечен своим превосходством и навязывает его другим . Создание ложного представления о себе посредством пафосных, высоких слов и обещаний, связанных с ожиданиями слушателей, – излюбленный прием многих политиков. Они манипулируют аудиторией и поднимают свои рейтинги за счет высокопарных и лицемерных призывов.
Пафос мы можем наблюдать и в речах некоторых подчиненных в адрес начальства. Восторги и восхваления, уверения в преданности делают таких ораторов посмешищем, и пафосная речь обретает прямо противоположное значение.
Пафосный человек не будет задумываться о том, что слово «пафос» изначально имело значение оттенка, дополнения и использовался этот прием греческими и римскими ораторами как эмоциональный аргумент. При этом выступающий не обязательно должен был «кричать и топать ногами».
Истинное знание того, что такое пафос, помогало древним грекам превратить выступление оратора в искусство, возвышая не только самого оратора, но и созидающую роль слова в жизни человека и общества. Другое дело, если кто-то самоутверждается и демонстрирует свое превосходство за счет других.
А еще Пафос – это город, расположенный на острове Кипр. Древнегреческие мифы утверждают, что это место – родина богини Афродиты. Оно также связано с историей христианства, а во времена Римской империи в нем жил великий оратор Марк Тулий Цицерон. Автор: Руслана Капланова
1. (греч. страдание), страсть, которая вызывает деяние, влекущее за собой страдание, a также и само испытываемое страдание осн. элемент тратич. в античности. Если П. находится в середине трагич. действия, то это патетич. трагедия (в отличие от этич., в которой важнее характер и его развитие). Действие П. в трагедии усиливается, когда П. возникает неожиданно. П. принадлежит к эмоциональным элементам трагедии и создает в ней, как и в патетич. музыке (игра на флейте), существ, предпосылку катарсиса. Действие П. в поэзии и в музыке направлено не на образование слушателя, но связано с наслаждением. Платон поэтому спорит с трагедией, в то время как Аристотель ее оправдывает.
2. город на затт. побережье Кипра, колонизованный в микенское время аркадцами. Место почитания Афродиты.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ПАФОС
от греч. pathos – страдание, воодушевление, страсть), эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя. В современном литературоведении термин употребляется в сочетании «пафос какого-либо произведения» – напр., пафос «Мертвых душ» и «Ревизора» Н. В. Гоголя (по словам самого автора) – «видный миру смех сквозь незримые ему слезы». В истории литературы термин «пафос» имел различные значения: в античной теории пафос – страсть как свойство души, ее способность чувствовать что-либо. В немецкой классической эстетике пафос – совокупность страстей, определяющая содержание человеческого поведения. Для немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля пафос – сущностное содержание человеческого «я» (напр., пафос Ромео – его любовь к Джульетте). В. Г. Белинский впервые переносит акцент со свойств человека на свойства текста: пафос характерен не для писателя или его героя, но для произведения или творчества в целом. Современное литературоведение близко к трактовке Белинского. Иногда встречается употребление слова «пафосный» в значении «чересчур эмоциональный, слишком трагический».
У каждого сегодня есть хоть общее представление о том, что такое пафос и в каких ситуациях можно столкнуться с этим явлением. Но самому понятию уже несколько тысяч лет и все может оказаться чуть сложнее «бытового» объяснения.
Как «продать» при помощи эмоций?
Эмоции оказывают свое влияние на жизнь людей:
- Под давлением чувств были приняты самые важные решения;
- Только сильные эмоции способны заставить изменить решение;
- Собственное восприятие мира может идти вразрез с логикой и мнением большинства;
- Сильные чувства оставляют неизгладимый след в судьбе людей.
В большинстве случаев, никакие логические аргументы не помогут переубедить человека, действующего в порыве страсти. Именно поэтому в искусстве и политике уделяют особое внимание манипуляциям чужими чувствами:
- Это позволяет добиться большей благосклонности к своей политической партии или лидеру;
- Это заставляет людей всерьез воспринимать новые фильмы и книги;
- Это возвращает к созерцанию новой картины;
- Это вынуждает задуматься о вечном.
Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Потребитель получает эмоции, политик или творец - свою экономическую выгоду. Вот только все сводится к эксплуатации человеческих чувств, к использованию клише и лоббированию на этом фоне не самых здравых идей и не самых качественных проектов. Чему-то действительно стоящему не надо устраивать эмоциональную рекламу.
Что значит пафос?
Пафос - греческое понятие. Если воспользоваться переводом слова мы получим несколько близких по смыслу вариантов :
- Страсть;
- Страдание;
- Воодушевление;
- Возбуждение.
Если обратиться к общепринятому понятию - обращение к эмоциям аудитории. Пафос - все те чувства, которые человек вкладывает в свои творения, надеясь на сопереживание со стороны читателей, зрителей или слушателей. Если заменить одним словом - эмоциональность .
Понятное дело, чувственность придумать или изобрести никто не мог, но есть один человек, который систематизировал и ввел понятия. Им был Аристотель, а произошло это задолго до нашей эры. Так что определению не одна тысяча лет. Сам Аристотель, в большей степени, был оратором, так что и термин относился исключительно к ораторскому искусству. Это уже спустя какое-то время он попал в литературу, а потом «просочился» и в повседневную жизнь.
В пафосе, по большому счету, нет ничего плохого. Да, он играет на чувствах аудитории, но он хотя бы пытается что-то затронуть в душе читателя или зрителя. Основная проблема заключается в том, что за последние несколько тысяч лет человечество очень много раз обыграло все основные сюжеты, способные прикоснуться к «струнам души». И сегодня все кажется вторичным или хорошей реставрацией, для искушенного ценителя.
Пафосные люди - кто они?
Пафос имеет место быть и в повседневной жизни. Но здесь уже речь не идет о каких-то эмоциях, страсти или чувственности.
Как правило, пафосными называют людей, которые:
- Пытаются «возвысить» себя, не имея на то никаких оснований;
- Страдают от повышенного чувства собственной важности;
- Ко всем относятся со снисхождением;
- Пытаются делать вид, что разбираются в вещах, о которых ничего не понимают.
Если человека называют пафосным, в подавляющем большинстве случаев это будет негативной характеристикой. Никому не нравятся люди, с которыми невозможно нормально общаться. Ведь весь диалог сводится к тому, что собеседник пытается продемонстрировать, насколько он идеальный. Не всегда успешно, кстати говоря.
Такие знакомства лучше прекращать сразу же:
- «Перевоспитать» знакомого или знакомую практически невозможно - перед вами уже сформировавшаяся личность;
- Добиться хоть просто уважительного отношения к собственной персоне - невыполнимая задача;
- Вероятность получить эмоциональную отдачу - крайне мала.
А вот быть отвергнутыми такие личности не любят. Можно наблюдать за шоу, в которое будут входить эмоциональные «вспышки», попытки что-то доказать и дополнительное внимание. Но все зависит от конкретного случая.
Что такое пафос в литературе?
Единого понятия нет, но чаще всего подразумеваются все те эмоции, которые автор вложил в свое литературное произведения, надеясь получить отдачу и вызвать какие-то эмоции у своих читателей.
Под понятием «пафос произведения » подразумевают:
- Вложенные автором эмоции;
- Пережитые ощущения при прочтении творения;
- Общее настроение, задаваемое печатным словом.
Книга не обязательно должна быть от первой до последней страницы пропитана сильными эмоциями. Но в любом творении есть частица автора:
- То, что он вложил от себя;
- То, что пытался донести до своей аудитории;
- То, что окажет воздействие на читателя;
- То, что могло оказаться в произведении совершенно неосознанно.
Если в ораторском искусстве наиболее пафосной пытаются сделать заключительную часть речи, в литературе дело обстоит несколько иначе. Эмоциями может быть пропитана вся повесть или рассказ. Может быть дополнительно «выделена» какая-то часть стихотворения или поэмы.
Что подразумевают под пафосом?
Чтобы разложить все по полочкам:
- Понятие «пафос» впервые появилось в Древней Греции;
- Аристотель ввел и использовал термин относительно искусства риторики;
- В литературу это «просочилось» гораздо позже;
- Под пафосом подразумевается повышенная эмоциональность и страсть, все то, что вложил автор для возбуждения аудитории.
Если вы упражняетесь в риторике, наиболее эмоциональной должна быть завершительная часть вашей речи. Пропитайте ее пафосом, в допустимых пределах - получите хороший отклик от слушателей.
У литераторов все работает немного иначе. Наиболее эмоциональным можно делать любой отрывок своего произведения, а можно не снижать градус накала на протяжении всего повествования.
В повседневной жизни все еще проще, пафосные люди:
- Пытаются «набить себе цену»;
- Возвеличивают себя за счет несуществующих талантов;
- Относятся снисходительно к окружающим, надеясь, что это поставит их «на ступень выше»;
- Редко когда бывают интересными собеседниками.
Не стоит разрушать мирок пафосных людей, ведь нагнать вокруг себя всю эту атмосферу могли только совсем уж неуверенные в себе люди.
Даже если вы уверены в том, что сможете определить значение того или иного термина - возьмите словарь или справочник, это может спасти от позора или просто неприятной ситуации.
Видео: очень пафосная речь
В данном ролике Тимур Желвакин расскажет, какие пафосные фразы порой звучат от бодибилдеров: