О значении воскресения иисуса христа. Что значит Воскресение Христа в нашей жизни

Воскресение Христа - важнейшее в нашей жизни послание. Попытаемся же рассмотреть его не только с богословской и религиозной стороны, но и с точки зрения общества и обычного человека.

Куда бы в жизни я ни взглянул - везде подстерегает смерть. И все мы знаем, что за ней остается последнее слово, она - окончательный победитель. Смерть знает об этом, и мы помним, что всех нас ждет неминуемый конец.

На протяжении жизни я переживаю множество смертей до наступления самой последней из них. Это смерть моих ожиданий лучшей жизни. Крах моих планов. Жизнь наша полна мечтаний, прекрасных надежд, но большинство из них, не осуществившись, умирают и оставляют чувство горечи и оправдание нашего поражения тем, что “такова жизнь”.

Я вижу, как смерть забирает мои силы, молодость и, наконец, мои мыслительные способности. Пытается стереть память, делает волосы седыми, не позволяет видеть мир.

Многое я могу сказать, но, пожалуй, это и не нужно, ведь всем нам знакомо страшное лицо смерти (Хемингуэй). И если кто-то скажет, что его это не касается и он может взглянуть в глаза смерти с презрением и иронией, плюнуть ей в лицо в час, когда она будет разлучать с жизнью, я бы его понял. Я знаю, что значит умереть достойно, - Альберт Камю так прекрасно описал это. Однако смерть снова меня побеждает.

Смерть любимых - самая печальная. Как я смогу перенести смерть всего того, что люблю? Как прискорбно видеть, как умирают цветы и другие прекрасные вещи! Но самое ужасное - видеть смерть людей, которых я люблю. Любовь - это основа моей жизни. Без нее жизнь не имеет смысла. Моя жизнь - это отношения с другими людьми. В конечном итоге, моя жизнь - это другой человек. Об этом прекрасно говорит философия. Моя жизнь - это отношения, постоянный диалог с другим человеком. Даже мысль есть не что иное, как диалог. Когда умирает другой, постепенно начинаю умирать и я. Потому что мои отношения заканчиваются, и мной овладевает одиночество.

Дыхание смерти прячется всюду и начинает показываться в ночи, которая и сама является некой смертью.

Теперь я могу увидеть, почему Воскресение Христа имеет такое значение в моей жизни. Ведь если Он воскрес, значит, воскресну и я. Но о чем я говорю? Воскреснут и те люди, которых я любил. Они воскреснут, потому что воскрес Христос. Мои любимые воскреснут и станут совершенными, будут походить на Христа.

Поскольку Христос воскрес телесно, человеческая природа оказалась навсегда связана с Богом и уже никогда не расстанется с Ним. Даже мое грехопадение не сможет изменить этот факт. В этом заключается глубокий смысл догмата, утвержденного в Халкидоне на четвертом Вселенском Соборе. До грехопадения человеческая природа не была объединена с Богом, и после падения она встала на путь стремления к нулю - к смерти. Через Воскресение и Вознесение наша природа соединилась с Богом неизменно, неделимо и нераздельно. Христос не просто спасает нас от грехов: для этого было бы достаточного и извинения. Он пришел с тем, чтобы победить смерть. И это, в конечном итоге, является самым важным.

Некоторые из нас, словно верные последователи Платона, в случае чьей-либо смерти говорят: “Ты должен радоваться, ведь теперь его душа рядом с Богом”. Однако какой же тогда смысл в воскресении? Ведь смерть - это нечто, что мы должны оплакать. К этому нас призывает и заупокойная служба нашей Церкви.

Воскресение Христа является обещанием не только воскресения тех, кого я люблю, но и жизни иного качества. Ведь отныне человеческая природа навсегда соединена с Богом, нераздельно и неделимо. Таково последнее таинство, таинство Божественной любви. Это две разные вещи: любить кого-то, например, свою собаку и становиться собакой. Одно дело - чувствовать, другое - становиться с кем-то единым целым. Это и совершил для нас Христос, поскольку любит нас. Любит нас без всякой на то причины и обязательства, вне зависимости от того, достойны мы этого или нет.

Тело воскресшего Христа - это образ будущего моих любимых и меня самого. Совершенное, превосходящее любые потребности и законы природы. Таким станет и наше тело - совершенной красотой в свете Божьем.

Один мой друг из Китая говорил, что для него не имеет значения смерть, поскольку он верит в реинкарнацию. Но, в конце концов, не является ли реинкарнация худшей смертью? Ведь в этом случае я не могу полюбить навсегда. Как я могу сказать кому-то: я буду любить тебя вечно? Я не имею права говорить о вечности, ведь в этой жизни я люблю тебя, а в следующей полюблю кого-то другого. В другой раз я буду мужчиной, женщиной, животным… Следовательно, мое отношение к любимому человеку далеко от совершенства.

Кто-то скажет, что в этом нет трагедии: растет мой жизненный опыт, в своих перевоплощениях я становлюсь все более зрелым. И даже если мы закроем глаза на то, кто я есть в конечном итоге, и что делает меня мной в каждой следующей реинкарнации, остается очевидным недостаток совершенной любви: я использую другого для личного совершенствования, но не могу соединиться с ним окончательно. А если и соединюсь, то это будет временно. Как сильно ощущается в восточной философии эта тяжелая немая смерть. Отсюда и попытка разорвать печальный круг перевоплощений. Прекращение жизней-смертей. Ужасно знать, что жизнь - это, в конечном итоге, смерть. Как говорил Сартр, другой - это мое проклятие, ведь в нем я вижу свою ограниченность. Реинкарнация показывает, что сама жизнь есть смерть, и, в конце концов, я не могу полюбить навечно. Но что происходит, когда круг перевоплощений прерывается? Существует не личность, но некое общее состояние, называемое счастьем. Однако и это не любовь. Во-первых, потому что отсутствует плоть, а я знаю, что люблю человека во плоти. Во-вторых, потому что не существует Бога, а значит, отсутствует совершенное и вечное существование личности.

Бог есть любовь. И Он не просто испытывает любовь, но и Сам является ею. Я, быть может, и имею немного любви, но сам любовью не являюсь. Бог есть любовь, поскольку представляет собой общение трех лиц: Отца, Сына и Святого Духа. Если не существует одного из них - значит, не существует и двух других, не существует и Бога. Однако если не будет существовать моего друга, и если кто-то не будет любить меня, я продолжаю существовать. Бог призывает нас к такого рода жизни.

И поскольку я принимаю этот Божественный дар, я могу любить кого-то вечно.

Когда я буду украшать цветами плащаницу, гроб Христов, я буду понимать, что в этих цветах чувствуется не дыхание смерти, но райское благоухание. Ведь они, равно как и все творение, будут жить. Ведь тело Христово, несущее на себе все творение, живет в Божественном совершенстве. Отныне все творение может надеяться. Павел, слышавший плач и стенания всего творения, равно как и другие великие учителя Востока, идущие совершенства в гармонии с природой - гармонии, которой раньше не существовало, ведь за красотой скрывалась смерть, - лишь сейчас могут сказать мне о том, почему так прекрасна цветущая черешня.

На протяжении многих столетий христианская церковь празднует светлое Христово воскресение. Удивительно, что это величайшее событие в истории человечества не имеет раз и навсегда установленной даты для празднования. Даты Пасхи разнятся от года к году. Они рассчитываются так, чтобы Пасха праздновалась после полнолуния, не совпадала с еврейской пасхой и выпадала строго на воскресный день. Мы празднуем Событие, и потому числа не так важны,- важен смысл. За два тысячелетия произнесены миллионы проповедей, раскрывающих значение Пасхи, спето миллионы песен о ней, вознесено несметное число славословий. Несмотря на почтенный возраст, Пасха не стала «праздником с бородой», она всегда юная и празднуется словно впервые. К ней невозможно привыкнуть. Значение Пасхи трудно переоценить, ибо в ней дается ответ на самые волнующие вопросы:

  • Будет ли зло наказано, а добро вознаграждено?
  • Придет ли время прорасти в душах людей одной истинной вере, чтобы люди стали братьями по духу и перестали враждовать?
  • Наступят ли, если не для нас, то для наших потомков, дни мира и процветания?
  • Придет ли для увядающих стариков вечная весна молодости?
  • Познают ли инвалиды с детства счастье иметь здоровое и красивое тело?
  • Всегда ли смерть, царица ужасов, будет безраздельно хозяйничать на земле?

Мы рассмотрим самые важнейшие смыслы Христова Воскресения.

  1. Воскресение Христа открыло полноту Его Божественности.

Об этом пишет апостол Павел в начале послания к Римлянам:

«Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим.1:1-5)

Христос всегда был Богом. Евангелист Иоанн свидетельствует: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:1-3). В послании к Колоссянам утверждается: «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:17). Однако при воплощении божественная суть Христа была сокрыта завесой человеческой природы.

Люди видели в Нем прежде всего человека. Иисус рос и приобретал жизненные навыки в семье плотника Иосифа. Он нуждался в пище и питии и утомлялся от труда. Однажды во время сильной бури Он крепко уснул на корме лодки и шум ветра и волн не могли разбудить Его. Так может спать только смертельно уставший человек.

Христос общался с людьми, они без препятствий могли разговаривать с Ним и даже приглашать Его в гости. Они просили Его о помощи, и Он никогда не отказывал им.

Христос нравственно страдал от греховного поведения людей - плакал об их ожесточении, гневался на их упорство, скрывался от их вражды. Наконец, Он был отвержен Своим народом и претерпел самую жестокую казнь. Для многих Он был всего лишь человеком, хотя они и признавали в нем незаурядную Личность.

Правда, через эту плотскую завесу все же просвечивали лучи божественной сути Христа. Они сияли в Его свидетельстве о Себе Самом. Так, Он заявлял о Своем равенстве Богу: «Я и Отец - одно» (Иоан.10:30), говорил, что «сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6:38). Ожидал равного с Богом поклонения Себе: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:22,23).

Он прощал людям грехи, что было исключительной прерогативой Бога, и после этого жизнь людей видимым образом изменялась — они посвящали себя благочестию.

Божественная сущность Христа проявилась на горе Преображения, когда Его лицо и одежды просияли ярче ста солнц.

Однако более всего воскресение стало для верующих неоспоримым доказательством божественной природы Христа. Именно это ясно понял скептик Фома, рухнувший на колени пред Христом с исповеданием: «Господь и Бог мой»!

Для чего необходимо было Христу так ярко засвидетельствовать о своей Божественности? Это важно для формирования должного почтения к Нему. Чтить Христа меньше чем Бога – это не просто унижение Его достоинства, но еще и одна из форм идолопоклонства, запрещенного третьей заповедью Десятисловия. Оно вызывает гнев Божий и влечет серьезное наказание. Только вера в Иисуса Христа как Бога и Совершителя нашего спасения может считаться правильной и способной спасти душу.

Поскольку Иисус есть Бог, Он мог искупить наши грехи. В силу Его Божества зло будет наказано, а добро вознаграждено, люди объединятся в единой вере и любви, наступят времена всяческого изобилия, дряхлые тела вновь станут молодыми и красивыми, смерть не будет уже иметь власти над спасенными. «Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это» (Иоил.2:21).

2. Воскресение Христа принесло верующим оправдание

« Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:25).

Нам не уйти от прискорбного факта всеобщей порочности людей. О ней свидетельствует, прежде всего, их совесть. Известный сатирик Михаил Жванецкий вполне серьезно, без намека на шутку говорил слушателям: «…совесть - удивительная субстанция человека. Ведь никто не может сказать, что его радует собственная совесть. Совесть только мучает. Ты вспоминаешь двадцати, сорока, шестидесятилетней давности эпизоды: то ли кружку отобрал у кого-то, то ли обманул кого-то, то ли соврал кому-то. И, самое главное, ты краснеешь во сне! Ты забыл того, кто в ответ тебе врезал по роже, нообиженную беззащитность ты помнишь… И тут совесть тебя мучает, совесть не простит тебе обиду беззащитного. Совесть, как магнитный компас, находиться внутри вас и как бы вы не двигались, она неподвижна. У человека, который преодолевает совесть глаза становятся страшными, мертвыми». По опросу радиостанции «Эхо Москвы» 83 % слушателей признались, что имеют совесть и только 17 % ее отрицают. Это значит, что большинство людей имеют проблемы с совестью.

О греховности человека свидетельствуют полицейские сводки и ежедневные новости, бульварные издания и кинематограф. Доктор философских наук Павел Гуревич констатировал: «Человек деструктивен. Ему можно приписать множество палаческих черт: растерзал планету, погубил множество живых видов, устроил разрушительные войны. Человечество, если о нем судить в целом, будет плохо выглядеть».

Но только святая Библия говорит об испорченности человека абсолютно объективно и честно: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9). Сердцу нельзя доверять, оно может обмануть. Его невозможно исправить, в нем нет здорового места. А между тем, оно, по словам Библии, есть источник жизни. В испорченном сердце таятся испорченные замыслы и из него проистекают испорченные решения. «Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» (Ис.44:20)

Для обладателей такого сердца одна участь - адская бездна. И все бы оказались там, если бы не воскресение Христа. Оно принесло верующим в Него оправдание.

Оправдание — это объявление судьи о том, что подозреваемый в преступлении не виновен. Судья объявляет об этом на основе объективного рассмотрения всех доказательств дела. Но как можно оправдать человека, виновность которого Судье всех судей известна в мельчайших подробностях?

Оправдание грешника происходит не на пустом месте. Оно следует за искренним покаянием. Когда человек раскается в грехах и посвятит жизнь Спасителю, его грехи прощаются, омываются пречистой кровью Христа и не вспоминаются Богом. Благодаря искупительной жертве Христа «справедливость Бога была удовлетворена больше, чем если бы люди вечно страдали в аду» (Ватсон).

Однако вдобавок к прощению, человек возрождается свыше и становится новым творением: «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). У него новое направление жизни - быть ближе к Богу, быть полезнее и чище душой. Человек обретает новый статус Божьего дитяти, взамен старого - раба сатаны. Как не оправдать такого человека?

К тому же покаявшийся человек переведен из-под власти справедливого Божьего закона под власть благодати. Закон проклинал всех нарушителей его предписаний. Благодать не проклинает, но дисциплинирует и освящает. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:11-13).

Кто-нибудь спросит: «А разве верующие во Христа не согрешают? А если согрешают, то не должны ли быть справедливо и сурово осуждены Богом?». Увы, верующие согрешают по слабости и нередко осуждаются, но осуждаются не как люди мира сего, чуждые Богу, а как непокорные дети - немощью, болезнью и смертью (1Кор. 11:30). Однако оправдание при этом никак не отменяется, ибо оно даровано однажды и навсегда: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24).

3. Воскресение Христа положило началу Владычеству Христа над жизнью верующих

«Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим.14:9).

Какая восхитительная весть! Христос жив, чтобы владычествовать как над теми, кто на земле, так и над теми, кто уже в вечности. Как владыка, Христос любит каждого Своего подданного, знает обстоятельства, в которых он живет, определяет для него время и место обитания, уровень благосостояния, контролирует не только здоровье, но и количество волос на его голове, отмеривает длину нити жизни. Он посылает ему необходимые духовные дары и проводит через огни и воды испытаний. Владыка Христос введет искупленных в Свое вечное царство и одарит наградой за труд ради Его имени. Его подданные не чужие Ему люди, но Его собственность, оплаченная великими страданиями. Он своих не бросает!

Цивилизованность владык определяется их отношением к самым слабым.

Поучительный пример владычества Христа виден в Его отношении к ученикам. Напомним два самых ярких случая.

Во время тайной вечери в сионской горнице Владыка владык препоясался полотенцем и стал умывать ноги своим рабам. Этот поступок нарушал всякую субординацию: «Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною (Иоан.13:6-8). История не знает подобных случаев смиренного и любящего отношения к подданным. Таков наш Владыка!

Второй случай рассказан евангелистом Лукой в 24 главе. Два ученика в первый день недели покидают Иерусалим. С точки зрения требовательного Владыки им не должно быть пощады. Они были дезертирами — уходили из Иерусалима, оставляя друзей, с которыми провели три года в совместном служении. Их духовное состояние не оставляло ни малейшей надежды на изменение к лучшему. Стих 15 в подстрочном переводе Нового Завета с греческого передан очень выразительно: «и когда они беседовали и спорили». Эти два друга не имели взаимопонимания даже между собой! Стих 17 усиливает трагизм их состояния: «Он же сказал к ним: какие слова эти, которыми вы перебрасываетесь друг с другом идущие? И они остановились мрачные». Лишенные мира и радости и взаимопонимания ученики выглядели угрюмыми, как могильный склеп.

Они не верили свидетельству женщин: «Наши женщины изумили нас». Они не верили Писанию и не умели думать.

Однако, несмотря на тяжелое состояние, они все же оставались собственностью Владыки, который и вернул их на путь истинный. И с какой удивительной нежностью Он это сделал! Он предстал пред ними не в ослепительном свете божественного величия, но как простой путник. Он попросил их рассказать о своей беде и выявил основной корень проблемы — их полуверие, из-за которого в сердце и разуме не нашлось места для учения Писания о страданиях и смерти Мессии. Речь Владыки расплавила их сердце и зажгла в них решение вернуться к своим друзьям. Таково владычество Христа над душой - ненавязчивое, тихое и действенное, вызывающее в душе человека живой отклик. Какое огромное счастье принадлежать такому Владыке!

4. Воскресение Христа посрамило царство тьмы

«…отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15).

Здесь речь идет о демонах, у которых Господь «отнял силу». Это утверждение святого Павла нам может показаться странным. Ведь невооруженным взглядом видна злая деятельность сил тьмы на планете - гордость, разврат, насилия, убийства совершаются повсеместно. Если дьявола нет, то кто совершает его работу? Разве не сатана препятствовал Павлу навестить церковь в Риме? Разве не он удручал великого апостола жалом во плоти? Что-то не заметно, чтобы адовы врата утратили свою силу!

При рассмотрении этого вопроса следует иметь в виду четыре момента. Во-первых, по отношению к Христу силы тьмы опозорены. Он победил их Своим воскресением. Они бессильны отменить искупительную смерть Сына Божьего. Они трепетали пред Ним до его распятия и еще больше трепещут после воскресения.

Во-вторых, воскресение Христа отняло у демонов право запугивать верующих последствиями греха: «Ты согрешил – значит, будешь наказан. Возмездие за грех - смерть». Нет ничего горше сознания заслуженной погибели. Джон Буньян до своего обращения завидовал кошкам и собакам, которым не грозило вечное осуждение. Однако вследствие оправдывающего воскресения Христа даже самый слабый верующий знает, что его грехи прощены и искуплены. Он вместе с Давидом говорит: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (Пс.26:1-3).в

В-третьих, демоны потеряли власть управлять спасенными. Владыка Господь освободил их для служения Себе. Бесы не могут предъявить на них прав. Да, они могут им вредить, но не владеть ими!

Наконец, воскресение Христа показало, что у лжи и насилия короткий век. Будущее за правдой. Всего три дня длилось злое торжество врагов. И после наступило их вечное посрамление. Зная это, святые сражаются со злом не обреченно, но веруя в победу.

Пусть страх перед всемогущим Богом, а не перед сломленным, опозоренным сатаной наполняет нас. Благодаря вере в Воскресшего мы можем противостоять ему так, что он убежит от нас (Иак.4:7).

5. Воскресение Христа удостоверяет неизбежность Суда над нераскаянными людьми.

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17:30,31).

До Голгофы было время неведения об истинном Боге, Его святых требованиях и Его плане спасения. Но после нее человечество просвещено светом евангелия, и каждому доступно знание о том, что ради веры в Иисуса грешный человек может получить оправдание и даже стать чадом Божьим. Для этого он должен покаяться. Покаяние – это не подробное перечисление грехов, но сознательное посвящение себя на служение Иисусу Христу. Без этого посвящения оно превращается в простое сотрясение воздуха — и не более того.

Если человек отвергает повеление о покаянии, он будет привлечен к справедливому Божьему суду над падшими ангелами и грешными людьми. Главным судьей будет Иисус Христос. На том суде перед нашими глазами раскроется действительная, а не выдуманная писателями история человечества. Мы узнаем все не только о словах и общеизвестных свершениях политиков и дипломатов, религиозных деятелей и простых людей, но проникнем в их мысли и тайные дела. Все тайное там станет явным!

Грешники, отвергнувшие Христа на земле, пожелают принять Его в вечности - кому из них захочется отправиться на веки веков в озеро огненное? Однако к их неописуемому горю они услышат от Него страшные слова: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:23). Так исполнится предупреждение Спасителя: «…кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф.10:33). Тогда всем станет ясно: Христос на ветер слов не бросает. Он в точности исполняет, что обещал.

Много ли будет осужденных навеки? К сожалению, таких будет очень много. Христос сказал: «…широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Матф.7:13). Не окажитесь в их числе, дорогой слушатель! Христос есть Бог, могущий простить грехи и обновить жизнь, Он воскрес не судить, а оправдывать, Он желает быть владыкой вашей жизни, поразить сатану-искусителя под ногами вашими. Смиритесь пред ним и зовите Его на помощь. Он обещал спасти смиренных и сокрушенных духом!

Яков Кротов: Сегодня наша программа будет посвящена воскресению Христову и его значению в современном мире, для современного человека. У нас в гостях Ширинай Мурзаевна Досова, сотрудник христианской миссии "Свет на Востоке" и Евгений Владимирович Сарапулов, христианский психолог, кандидат философских наук.

Значение воскресения… Можно, конечно, поставить вопрос по-разному, я не буду ставить вопрос, я расскажу, поделюсь, покаюсь, а Вы, честные матери и честные отцы, мне скажете. Такая ситуация, магазин "Ашан", будний день. И вдруг мне становится страшно. Я действительно говорю, страшно. Потому что в том уголке, где я стою, как-то никого из покупателей нет, а как-то собрались продавцы, уборщицы, десятка два буквально, довольно много, и они все говорят на непонятном мне языке. Я этому своему страху был… Я не знаю, чего я больше испугался, того, что я напугался или я больше напугался того, что мне стыдно, что я напугался. Что же это такое? Я скажу так. Понятно, если человек едет в Тбилиси и слышит, что все вокруг говорят на непонятном языке, ему не страшно, а даже скорее приятно, будут поить красным вином, сулугуни и так далее. Тот же самый человек в родном городе Москва слышит речь тех же самых православных грузин вокруг себя и вот только их грузинскую речь и пугается. Потому что у него ощущение, что пришли какие-то завоеватели, и он потерял крышу над головой, исчезло слово, которое он понимает. А слово, как Евангелие от Иоанна, стих первый главы первой, в начале было слово. И слово, то, что делает нас людьми, способными услышать Бога. И вдруг иностранный язык. Если можно, я спрошу так: стыдно ли для христианина испытывать такие чувства по отношению к совершенно безобидным, слабым, забитым, я подозреваю, плохо оплачиваемым (да простит меня магазин "Ашан") людям, которые не от хорошей жизни, имея, может быть, высшее образование, моют полы и торгуют продуктами?

Ширинай Досова: Наверное, это не про меня. Потому что я родилась в Узбекистане, мама моя была выслана во время сталинских репрессий, и я помню свое детство. Потому что с одной стороны жили финны, с другой стороны немцы, напротив жили греки, жили эстонцы, даже болгары, китаец у нас был один, капитан корабля, забросило его туда. Я слышала разные языки, разную речь с самого маленького возраста. У меня к другим народам такое отношение, что речь раздражает, люди раздражают… Я выросла в другой культуре и мне, наверное, в этом смысле легче. Но я хочу понять тех людей, которые так ненавистнически сразу относятся к другому. Откуда это вообще?

Яков Кротов: Ширинай, я прошу прощения, не «тех людей», а меня конкретно. Я использую казенное время для выяснения личных проблем. Человек призывает к терпимости. Я понимаю, что это совершенно непристойно, и вдруг шевелится страх. Это расизм или нет?

Ширинай Досова: Думаю, что и расизм, и нет одновременно. С одной стороны, в нас все время вкладывают эту какую-то избранность, то мы в определенной стране, то мы чуть ли не третий Рим. С другой стороны, наверное, вернемся, если туда, к этому нашему первому человеку Адаму, откуда возникла эта вражда к другим, понимаете, это какая-то очень большая древняя проблема. Поэтому разобраться в себе, увидеть в себе, откуда это, Вы хорошо ставите вопрос, это очень важно, чтобы мы поняли себя.

Яков Кротов: Вражда!... Нормально ли человеку, не паранойя ли это: слышишь незнакомый язык и сразу предполагаешь, что это, может быть, тебя обсуждают, может быть, замышляют против тебя? То есть, если принцип современного европейского правосудия, сомнения толкуются в пользу подозреваемого, обвиняемого, то ведь душа человеческая, извините, моя, я тоже человек, часто строится по другому принципу: сомнения толкуются не в пользу того, кто меня пугает. Тогда как бычок стоишь и думаешь, может быть, опасность. Но если совсем попытаться быть князем Мышкиным, извините, Иисусиком и считать, что мир прекрасен, все замечательно, травка зеленеет, солнышко блестит, то, извините, не съедят ли тебя или тем паче твоих близких? Вот эта вражда, о которой упомянула Ширинай, это кажется или это факт и как с этим обходиться в обоих случаях?

Евгений Сарапулов: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Я считаю, что враждебность, агрессивность, подозрительность – это естественное проявление нашей сущности, потому что, если мы познали добро, мы познали зло, то в нас есть и то и другое. Кто-то сказал, типа Гоббса или Беккена, начинающий сомнениями заканчивает уверенностью. То есть, если я сомневаюсь в этих людях в "Ашане", они такие нормальные все, ничего страшного. Ну и что, что сомневаешься? То есть, если ты все-таки пытаешься понять, что перед тобой, нормально или нет, ты обретешь уверенность в том, что они нормальные или не совсем, не вполне. Так что человек адаптируется к этой ситуации. Если у него проявляется какая-то агрессивность, а другие говорят, ты не в порядке, я, как психолог, как христианский психолог, могу сказать, это нормально, все нормально. Потому что рано или поздно, но у каждого человека будет проявляться подозрительность к обычным, нормальным людям, потому что я, когда испытываю какую-то агрессию или какое-то проникновение деструктивной информации в себя через телевидение, радио, газеты, журналы, общение с друзьями, потом я ловлю себя на мысли, что я становлюсь более подозрителен. Я говорю себе, значит, в меня проникло столько негатива, что теперь мне нужно с ним справиться. То есть невозможно себя полностью контролировать, но в Вашей ситуации, если это действительно было так, Вы же читаете много, наверное, начитались чего-то.

Яков Кротов: Я христианин, что же я буду врать. Ну шевельнулось и шевельнулось. Я был очень удивлен, потому что я думал, что уже я вроде херувима.

Ширинай Досова: А вот чего я боялся, то меня настигло. Если ты так относишься к людям, то, в общем-то, рано или поздно ты навлечешь на себя то самое. Замечательная у нас была императрица Екатерина Вторая, ей принадлежит такая фраза: если Вы хотите иметь друзей, найдите в человеке что-то хорошее, доброе и обязательно скажите ему об этом. Мне кажется, что надо вообще пересмотреть наше отношение к людям вообще. Вот это везде мерещатся враги, чужие, опасность, вообще-то, это так, кто же с этим спорит. Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Оно изначально в сердце живет и, наверное, в каждом, потому что все грешники. И Христос не случайно не вверял себя человеком, ибо знал, что в них. Но, с другой стороны, если это все время в людях видеть, так и будет. А если, наоборот, видеть в человеке хорошее? Мне удавалось, Вы знаете, были опаснейшие ситуации и люди становились на хорошую сторону, и я знала, почему. Потому что мне удавалось найти с ними диалог, мне удавалось договориться. Я совершенно точно убеждена, что человека, даже враждебно настроенного и опасного для тебя, не всегда, но все-таки можно (у меня есть эти примеры), можно повернуть к добру и к тому, что этот человек тебе не сделает зло. Но смотри на него, как на того, которого можно исправить.

Яков Кротов: Справка. Перечисление всего, что исходит из сердца, это Ширинай сейчас не от себя сказала, это цитата из Священного Писания, это слова Спасителя.

Евгений Сарапулов: Я периодически смотрю, как метут в нашем дворе, эти люди не коренные жители Москвы, приехали откуда-то из Средней Азии, по крайней мере, в моем дворе, и периодически я слышу информацию о том, что это такая огромная масса гастарбайтеров, их около двух миллионов…

Яков Кротов: Евгений Владимирович, я прошу прощения…

Евгений Сарапулов: Я хочу сказать о том, что я к ним подхожу периодически и говорю, спасибо Вам за то, что Вы подметаете в этом дворе, чисто, так приятно, как хорошо, что Вы это делаете. И вот этот ненужный страх, ненужная какая-то агрессия, которую мне хотят внедрить, я так от нее защищаюсь, можно так сказать.

Яков Кротов: Евгений Владимирович… «не коренной житель Москвы». А Вы «коренной»?

Евгений Сарапулов: Нет, я не коренной.

Яков Кротов: По-моему, у нас даже и мэр Москвы не коренной. В общем, каждый раз, когда я сталкиваюсь со всякой ксенофобией московской, я начинаю расспрашивать, коренной ли житель Москвы мой собеседник, у меня ощущение, что я единственный уроженец Москвы среди многих тысяч людей. Это правильное ощущение, потому что демографический наплыв пошел в 70-е, 80-е годы. И даже те люди, которые в Москве по полвека, по 60 лет, обычно не коренные. Так что здесь само выражение уже является источником ненависти.

Ширинай, как бы сказать, в начале было слово. Всегда можно договориться. Я Вам скажу, что мне здесь кажется несовместимым именно с Пасхой. В конце концов, что такое Пасха? Пасха – это праздник освобождения из египетского рабства, прежде всего. Вы бы встретили Моисея в Египте. Поехали бы на курорт в Хургаду и вдруг видите, Моисей, который собирается выводить евреев из Египта, навлекать казни египетские, чтобы было это «прохождение», что ангел смерти египетских детей убивает, а мимо еврейских проходит. Отсюда одна из версий происхождения слова "пейсах": ангел прошел и не тронул. И Вы ему говорите, Моисей, ну что ты убил египтянина, собираешься уводить народ из Египта. Мы же люди. Ты можешь договориться с фараоном, с начальниками на строительстве пирамид, а все эти мифы про обетованную землю, зачем тебе это надо, это у тебя какой-то глюк, что нужно куда-то уводить и созидать. А Моисей скажет, но ведь Господь обещал. Я думаю, что праздник Пасхи – это, прежде всего, праздник обретения родного дома, где над тобой нет никого, с кем надо договариваться, где спасение, покой и мир достигнуты благодаря такому огораживанию, вот шалашик, но он все-таки наш. Это может быть не твердый дом, на Пасху селились в шалашах, чтобы вспомнить, с чего начиналось, но это свой шалашик. Значит, с Богом рай и в шалаше, а с египетским начальством даже в пирамиде плохо.

Ширинай Досова: Но ведь они вышли из египетского рабства, но попали они совсем не в тот рай, как им казалось. Они ведь пришли и должны были там воевать, на той самой обетованной земле. Но одно дело быть в рабстве, где ты никто и ничто, и никак, и другое дело, когда у них появилась цель, у них появилась задача. Конечно, они плохо справились с этим заданием, все-таки они должны были там возвещать единобожие, нести такую огромную миссию всему миру. А случилось то, что случилось, они там попали, придя на обетованную землю, те семь народов, которые были перечислены, те, которые будут врагами, ведь они должны были там воевать. Поэтому, что это такое за рай в шалаше? Он не получается, рай в шалаше. Я думаю, что эта борьба духа и плоти, собственно говоря, в этом Пасха. Когда мы принимаем Христа, разве получается рай в шалаше? Совсем нет, мы опять встречаем войну, но уже другого рода. Мы встречаемся с самими собой, когда борьба плоти и духа происходит внутри нас. Собственно, в этом и свидетельство победы Пасхи, что Христос делает в нас. И вот это, можно ли с другими договориться? Для чего же нам даны мозги какие-то, если они там шевелятся, язык вообще-то есть. Мы люди и нужно договариваться. Но как договариваться, если мы на разных волнах, мы не слышим друг друга? Пасха – это когда враги вдруг начинают, чужие вчера, становятся родными, близкими. Это что-то такое, когда люди хотят идти навстречу друг другу, понять друг друга, услышать друг друга. Это, конечно, победа Христа и в этой победе Христа наша радость, слава тебе, Господи, что мы можем быть другими, что мы можем понять друг друга. И Христос есть наш мир. Хотя, Вы знаете, Он говорит: а Я принес меч. А где, в чем этот меч? Меч, когда мы воюем со всеми силами зла внутри себя. Если у нас здесь будет победа, с другими договоримся. Вот с самими собой бы, себя бы понять. И это первое, главное. А остальное, как говорится, Бог поможет.

Яков Кротов: Елизавета Гавриловна из Москвы. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Добрый вечер, Яков Гаврилович. Я слушаю передачу и хочу, чтобы как бы весь мир понял. Сейчас женщина говорила за Иисуса Христа, воистину, я присоединяюсь к ней, она очень хорошо говорит. Но здесь написано, опять же, у пророка Исайи, глава 33-я, стих 10-й: "Вы беременны сеном и разродитесь соломой. Дыхание Ваше огонь, который пожрет Вас". Ответьте мне, пожалуйста, кто это? Потому что это такой действительно вопрос, что для всего мира, чтобы сена не было и соломы.

Евгений Сарапулов: Вы знаете, и сено, и солома - все это годится тем или иным существам на земле, поэтому я и за сено, и за солому. Спасибо Вам за Ваш вопрос. Вообще, то, что Вы прочитали, конечно, Библия в контекстах разных. Но суть заключается в чем? Во что бы человек ни превратился, даже будь он соломой, уже никакой ни пшеницей, уже там ничего доброго для человека нет, пусть в этом состоянии, но он способен… Вот Пасха означает, будь ты пьянчуга, наркоман, какой-то падший окончательно человек, брошенный всем обществом на закройки, но у тебя всегда есть шанс и вера всегда рядом с тобой, потому что как бы ты ни поступал, вера рядом с тобой. Пасха – это свидетельство того, что ты можешь поверить опять в то, что ты можешь стать человеком, ты можешь поверить в то, что ты можешь быть нормальным членом общества, нормальным членом семьи, отцом, сыном, братом, сестрой. Вот так, Елизавета Гавриловна.

Ширинай Досова: Я думаю, Елизавета Гавриловна, про сено и солому, беременная сеном родишь солому: если зло живет в сердце, обязательно оно как-то разразится и будет еще большее зло. Сегодня еду на 316-м автобусе из Ивантеевки в Москву, разговорилась с водителем, он меня даже попросил на первый ряд сесть. Он говорит: на каждый винтик найдется болтик. То есть, если человек сам по себе враждебный, злобный, то обязательно этот болтик найдется, который прикрутит тебя, ты встретишь большее зло. Поэтому никогда зло не побеждается злом. Господь наш Иисус Христос учил другому. Вот он и сказал, то, что совершенно невозможно: и любите врагов, благословляйте ненавидящих, молитесь за гонящих, за проклинающих. Думаешь, Господи, какая высота, про кого это? Про нас? Как любить врагов? Хороших и то трудно любить. А вот эту высоту Господь нам доверил. В этой Пасхе, которую совершил Христос, возможно невозможное. И ты будешь удивляться себе, твои будут маленькие победы, но они тебя будут поражать, что ты научишься. Для тебя может быть враг, для другого это совсем не враг, но ты, если справишься с этим, это возможно благодаря вере в Господа, в Спасителя.

Яков Кротов: Виктор из Москвы. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Добрый вечер. Я хотел бы услышать мнение Ваших гостей, отца Якова. Воскресение в Пасху, это, можно сказать, является одним из ключевых моментов христианской религии, именно факт воскрешения Христа. Почему это так? То есть, в чем глубокий смысл? Что бы было, например, если бы Христос не воскрес, как многие мученики, но погиб, например, за веру? Наверное, не во многих религиях этот факт воскресения есть пророка или кого-то. Как, по-вашему, в чем принципиальность этого явления? Спасибо.

Евгений Сарапулов: Я, насколько понимаю, христианство отличается от других религий тем, что Христос говорит о том, что он Бог, живое слово, пришедшее сюда, стало плотью, и Бог, которого убили, который умер и воскрес. То есть такой парадокс, противоречие. Здесь главный смысл Пасхи заключается в том, что как бы ты ни был далеко от Бога, как бы ты его ни отвергал, чтобы ты ни делал в отношении него, воскресение означает для тебя, в любом состоянии ты можешь воскреснуть к маленькому, среднему или очень масштабному вселенскому доброму делу. Вот так. Вообще смыслы очень разные. Наша жизнь, она ведь какова? Я не просто Евгений, я отец, я психолог, я кандидат наук, я мужчина и так далее. Точно так же и Пасха, она очень многогранна по своим смыслам. Так что, какой смысл Вы хотите услышать.

Яков Кротов: Евгений Владимирович и Ширинай, Вы хитрые. Потому что я задаю вопрос, что мне делать с людьми, которых я боюсь, а Вы все выворачиваете, извращаете и отвечаете на вопрос, почему меня не надо бояться. Я спрашиваю, почему другие люди бывают опасны, а Вы объясняете, почему человек, типа меня, опасен для окружающих и как с этим быть.

Тогда я скажу так к вопросу о воскресении. Пасха первая, Пасха, которую отмечают в воспоминании освобождения от Египта, она создает мир. Вот огромная враждебная тьма вокруг. Египет, Ассирия, Рим, македонцы завоевывают и посреди всего этого храм. Вот праздник, вот она, Пасха. Христианская Пасха совершенно по-другому видит мир. Вот нет храма, нет и вражды. Оказывается, что обетованная земля - это замечательно, но она была нужна не для того, чтобы выжить в мире мрака, а для того, чтобы как бы взорваться и родить какой-то совершенно новый мир, в котором нет храма, зато есть воскресение. В чем эта новизна, я даже боюсь сказать. Но я знаю одно, что если для дохристианского человека, человека до встречи с Христом первый вопрос, почему вокруг меня столько страданий, почему я мучаюсь и так далее, то в человеке после встречи с Христом основной вопрос, как же я, Господи, мог причинять окружающим столько страданий. И крещение - это, прежде всего, крещение покаяния. Вот, наверное, надо так, какой-то рубильник чтобы повернулся, чтобы подойти к тайне Пасхи.

Сообщение на пейджер от Сергея Митрофанова (Москва): "Кто больше изменил мир, Христос или Попов, который изобрел радио? Почему Попову не построено ни одного храма".

Уважаемый Сергей, отвечаю. Как же не построено? Каково изобретение, такова и храмина. «Радио Свобода» – вот лучший памятник изобретению Попову и этот памятник сегодня говорит о Пасхе и о спасении, так что Христос и Попов в нашей программе соединяются.

Олег из Москвы. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Добрый вечер. В этом году исполняется 20 лет, как в нашей стране появилось нечто вроде представительных органов власти. Я помню, что первое, с чего начали интеллигенты из республик, они стали говорить, что поведение такое, но тогда это, прежде всего, относилось к русским, когда люди приезжают в другую страну, начинают говорить на своем языке, это неуважение к местному населению, что коренные жители должны иметь преимущества. На моей родине в Казахстане даже в Конституции записано, что Казахстан – это государство самоопределившейся казахской нации. Я что-то не помню, чтобы тогда против этого выступали какие-то либералы. Что касается христиан, то там сказано, что нет ни эллина, ни иудея. Вас тогда еще на Радио Свобода, по-моему, не было, но все-таки христиане, как они должны относиться к этому? Вот они не должны остановить такую государственническую ксенофобию, которая происходит в этих республиках?

Яков Кротов: Дорогой Олег, либералы, безусловно, против государств, в которых права любого национального меньшинства, даже если это, скажем, говорящие на арамейском языке две сотни человек, как-либо утесняются в смысле языка. Так что в этом смысле именно либерализм защищает права меньшинств самых разнообразных. Что до христианства, да, нет ни эллина, ни иудея. А кто во Христе есть? Во Христе есть христиане. И вот здесь начинаются большие проблемы, потому что христианство – это особый язык, ни русский, ни церковно-славянский, это язык любви. И Вы знаете, с этим языком любви, если верить Христу, одинаково плохо жить в любом государстве, потому что язык любви…

Давайте тогда вернемся к нашим гостям. Ширинай Досова, все-таки воскресение Христово, это как связано с любовью? Вот, о чем спрашивал слушатель. Что мне, живущему сегодня, оттого, что воскрес Господь две тысячи лет назад? Вот Лазарь воскрес, его Господь воскресил, пророки были взяты живыми на небо по преданию. Чем воскресение Иисуса тогда отличается от любого другого?

Ширинай Досова: От любого другого, конечно, отличается. Я Вам расскажу то, что меня беспокоило с самого детства, я получила этот ответ, именно узнав о воскресении Христа. Когда я была маленькая, мне было пять лет, у нас в селе кто-то умер. Мы все дети побежали гуртом посмотреть, потому что все взрослые там. Я увидела мертвого человека. А что с ним? Мне говорят, вот он умер. Вот ребенок. Я почему-то после этого и сегодня убеждена, что эти мысли приходят к каждому человеку вообще на земле. Может быть, мы мало вспоминаем свое детство или не помним его. Но когда я спросила, что с ним будет, его положат в землю, а когда он опять придет. Никогда. И вот это меня как обухом по голове. Никогда. Отец у меня таджик. Спросила я у отца, что же будет после того, когда человек умрет, потом где он будет. Он мне ответил, Аллах знает. Мама – украинка. Знаете, читать, писать не умели мои бабушка с дедушкой, были православные, молились за нас, вымолили всех нас. Но и они мне ничего не ответили. Вот я помню, я с детства выучила до тысячи цифры, чтобы, когда я умру, сколько меня не будет. Я считала все на пальчиках, у меня было страшная внутри, что человек умрет, его положат в землю, и они никогда не придет, страшная несправедливость. Я пронесла это через всю жизнь. И когда я услышала о Христе, а услышала я от человека, который 12 лет прошел лагерей за веру, я обратилась, наверное, душа уже была подготовлена, но вот нужен был такой человек. Помню, он пришел ко мне домой утром рано, а ушел поздно вечером и десять часов говорил о Христе, мы даже не успели попить чаю. Я тогда поняла, что это такое, когда наелась твоя душа. Вот для меня Христос воскрес (3034). 15-й главы: "Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа?". Благодарение Богу, что он одержал эту победу над смертью, и он дает нам эту надежду на воскресение из мертвых. Кто Христос? Христос первенец из мертвых. Вот он тот Богочеловек, который был здесь, на земле, как человек, умер на кресте, воскрес, и он первый как человек пошел этим путем, в потерянный рай ведет он нас. И мы воскреснем. Это какая надежда, какая радость! Я не могу объяснить, что это такое, это в сердце, в душе, цветы, это счастье такое, что ты не напрасно здесь живешь, что не просто какая-то бессмысленность, изо дня в день чем-то занимаемся, куда-то бежим, что-то делаем, мышиная возня какая-то, а что всему этому есть смысл и цель и эта цель в смерти Христа. Он воскрес, и мы воскреснем, это его обещание нам.

Яков Кротов: Ефим из Москвы. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Добрый вечер. То, что я сейчас скажу, Вам, конечно, известно. Дело в том, что в Советском Союзе было более сорока войн, я имею в виду этнических, в том числе и социальных внутри страны. Воевали славяне против русских только в гражданскую и Великую Отечественную, а в основном же мы воевали, я не буду перечислять, поэтому образ врага создался. Где взять других людей? Грузия, понимаете… Вот пример простой. У меня приятель азербайджанец, похож на итальянца. К нему подходит парень молодой лет 14, карта у него в руках географическая и атласа школьного. "Ты кто?", - спрашивает моего приятеля. Он говорит, я итальянец, на всякий случай. У него там на карте очерчены регионы, где не наши, как он объяснил. "Меня вчера поймали, в милиции нож отобрали. Но мы зато таджика били-били так, что…". Понимаете, это невежество плюс вот эта пропаганда, а выход из положения, если церковь, синагога, мечеть будут приглашать на свои проповеди, желательно на понятном языке иноверцев и объяснять им, что ни эллина, ни иудея, нет ни мусульманина в этом плане, все люди – братья.

А господину Кротову совет такой. Когда ходишь… Я часто хожу в эти компании, как говорят, инородцев, улыбаться просто. А если в магазине, что-нибудь попросить, улыбнуться, как к Вам отнесутся. Спасибо.

Яков Кротов: Спасибо, Ефим. Грешным делом я довольно скептически отношусь к призывам проповедовать, объяснять, пропаганде шовинизма противопоставлять пропаганду миролюбия. Почему? Потому что и мой опыт… У меня есть высшее образование, ну и что, если человек похотливый и получит высшее образование, это будет похотливец с высшим образованием, похотливец с дипломом. Если человек фашист и получит высшее образование, это будет фашист с дипломом. Вот и все. Не надо недооценивать образованность покойного Адольфа Шикельгрубера или Иосифа Джугашвили, выпускника, недоучившегося немного, но все-таки, тбилисской духовной семинарии.

Если бы помогало образование, тогда я бы предложил храмы закрыть и всюду только энциклопедию Дидро, Даламбера и Вольтера – образование, образование и образование. Но мы знаем, что трагедия коммунизма, трагедия ГУЛАГа, трагедия "Освенцима" – это трагедия как раз образованного общества, очень хорошо образованного, а вовсе не невежд. И в современной России поток ксенофобии исходит отнюдь не от необразованных людей только и на вершине это люди очень хорошо образованные, тем не менее, им это образование, это жернова, которые мелют реальность в муку ненависти.

В связи с чем тогда я позволю себе Евгения Владимировича спросить. Вы психолог и Вы христианин. Если к Вам подойдет человек с такой проблемой, который вдруг озадачился тем, что он побаивается других. Вы предложите ему, все-таки на чем Вы сделаете акцент, образование, отрефлектировать проблему, понять ее истоки или обратиться ко Христу и посмотреть на все человечество глазами Христа? Как?

Евгений Сарапулов: Комплексно, системно надо подходить, энергетически. Все это, конечно, умные слова, но на самом деле, конечно, необходимо человеку в первую очередь обратиться к Богу, а после этого Бог дает человеку способность использовать свой интеллект, разум таким образом, чтобы… Вот я сейчас даже докторскую пишу, два высших у меня есть, я постоянно занимаюсь наукой, самообразованием и могу сказать однозначно, человек святой, поистине святой, никогда станет таким приятным, интересным для окружающих, если он не будет заниматься воплощением в жизнь того потенциала, каким он наделен. Поэтому этому человеку я бы сказал, давайте я Вас приведу, если Вы впервые здесь, допустим, в городе, в храм, в церковь, то есть в ближайшее место, познакомлю Вас со священником, если Вам сложно зайти туда, и поговорите с ним, помолитесь Богу. А после этого, если Вы хотите, я Вам дам еще профессиональную консультацию. Вообще человеку всегда нужно предлагать несколько возможностей. Нельзя говорить только, молись Богу и все. Потому что, если Бог создал мир разнообразным и, кстати, образованный человек означает общность разного. Почему образованные люди творят такие невероятные дела, как фашизм? Потому что они объединяют не то, что нужно. По-настоящему образованный человек умеет объединять правильные вещи, разное, но, объединяя это все, это становится силой созидающей. Гитлер, Сталин объединили такие вещи, которые стали разрушительными вообще для мира всего в целом.

Яков Кротов: Не в коня корм! Василий из Вологодской области. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Добрый вечер. Проблема взаимоотношений христианина с нехристианами и с нехристианским миром заключается в выборе для христианина методов взаимоотношения. Можно милосердно относиться, можно воинственно, но главное, чтобы без нарушения заповедей. Поскольку, какой мерой мерите, такой и Вам отмерится. На мой взгляд, главное, есть ли силы для милосердного отношения к тем, кого Вы боитесь. Если есть силы, тогда надо быть милосердными, если сил нет, тогда надо быть твердыми и просто отойти от них, чтобы самому не согрешить.

Яков Кротов: Спасибо, Василий. Магазин "Ашан" большой, там есть, куда отойти, но что-то не хочется. Ширинай, Вы бы как посоветовали человеку, который говорит как апостол Павел? Вы все очень хорошо объяснили, про закон любви понятно, закон ясен, но сил нет. Что делать?

Ширинай Досова: У кого чего нет, - да просят у Бога, дающего всем просто и без упреков. Мне кажется, что нужно каждому из нас, вот мы надеемся, давайте в церкви позовем, давайте с ними поговорим, вот начальствующие, вот правительство, вот должны быть программы. Все правильно. Я думаю, что еще нужно и каждому лично что-то делать, чтобы не было этой вражды. Начать просто с собственной семьи, где мы выливаем эту всю злобу на наших близких, каждый дом, тут маленькая война, а потом это переносится на соседей, на улицу, на город и страну. Во вражде с Богом находимся все и вот эта война не прекращается. Вот Каин убил Авеля. Вот первые люди на земле, братья, один убивает другого. Что говорит Господь Каину? Грех лежит у ворот, ты господствуй над ним. Надо как-то вот это зло побеждать внутри себя.

Второй момент. Вот эта ненависть, мы говорили как раз, ненавидеть, ведь она от слова не видеть. Мы не видим друг друга, мы не хотим видеть друг друга. Я думаю, что именно в этом проблема. А Христос… Хочу прочитать из послания римлянам, 5-я глава, 10-й стих: "Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью сына его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью его". Значит, Писание говорит, что мы были врагами Богу, но мы примирились через Иисуса Христа и стали друзьями. И когда мы становимся друзьями Богу, у нас получится быть и друзьями друг другу. Еду в метро. Молодежь, пасут черного, совсем черного. Вы знаете, я одна…

Яков Кротов: В смысле афрорусского?

Ширинай Досова: Да. Какие-то есть все инстинктивные вещи. Вот мне становится его жаль, я же понимаю, чем это кончится. Время десять вечера. Я была со своей племянницей. Их человек десять, молодчиков, они его уже начали на станции, потом он прыгнул в вагон, они за ним, я в этот же вагон. И я думаю, что же делать. Я подхожу к ним, говорю: «Ребята, а мы ведь православные, разве учит Господь наш Иисус Христос так относиться к другому цвету кожи». – «Да нет, он наркоту продает». Им надо же сослаться, что они не за это, а совсем по другой причине. Я начинаю им говорить, «Ребятки, Господь так не учит, мы должны…». Понятно, что хоть что-то в этой ситуации делать. Так немножко кое-кто, я смотрю, пыл спал, один еще тверд стоит. Я к этому черненькому подхожу, говорю, тебе куда ехать? На "Домодедовскую". "Давай мы тебя проводим". Вы знаете, мне радостно оттого, что… Я понимаю, ты не спасешь всех так, но сделай что-то, что можешь ты на том месте, где тебя Бог поставил и где ты встречаешь такую ситуацию. Специально на амбразуру не надо, но если ты можешь защитить, если ты можешь где-то выступить и от этого зависит жизнь другая, сделай это. Я думаю, с этого и начинается изменение. Но Христос нам в этом поможет, без Христа никак.

Яков Кротов: Даю для радиослушателей справку. Ширинай Мурзаевна высотой примерно метр пятьдесят два, пятьдесят три.

Ширинай Досова: Метр пятьдесят восемь.

Яков Кротов: Метр пятьдесят восемь, я прошу прощения. То есть, конечно, эта компания из десяти молодцов и Ширинай – это нечто, это зрелище. Мне очень стыдно, я бы побоялся даже, я бы, наверное, сам вышел из вагона на первой же остановке от страха.

Татьяна Михайловна из Москвы. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: С наступающим праздником. Понятно, что существуют некие разногласия между православием и Католической Церковью. Я не сомневаюсь в том, что для Господа и католиков, и любой христианин одинаково дорог. Я хожу в церковь, я верующий человек. Тем не менее, я задаю, наверное, кощунственный вопрос, почему именно на православную Пасху спускается этот благодатный огонь? Вы поняли мой вопрос, почему католиков обходит.

Яков Кротов: Вопрос абсолютно понятен. Ответ простой: потому что все другие конфессии не вымаливают этого благодатного огня, он им не нужен, их вера живет без таких внешних материальных знаков. У православных вера в благодатный огонь и восхождение появилась после огромной государственно-национальной трагедии в Византии – падения Константинополя, это XIII век. Наш выдающийся литургист покойный Успенский еще в 1948 году делал в Московской духовной академии обзор источников обо всей этой истории. Этот огонь – это очень позднее предание, очень позднее верование. Осмеивать его не следует, но видеть в нем какое-то преимущество для православных, да, кстати, и для армян-монофизитов, которые тоже ходят в этот день в Церковь Святой Кувуклии, мне кажется, означает возвращаться в язычество и ставить тварное выше Творца. Все-таки мы празднуем воскресение Христово, а не возжигание благодатного огня. Я очень боюсь, чтобы не перевернулась вот эта нормальная иерархия ценностей, а то вместо "Христос воскресе" будем говорить "огонь зажегся". Тогда мы оказываемся какими-то уже зороастрийцами. Ы скобках замечу, почему-то мне кажется, что нельзя поздравлять с наступающей Пасхой. Она свершится в первую минуту следующего дня, воскресенья, - и всё! Но Пасха, воскресение, оно не наступает, это какой-то миг, без подготовки, неожиданный. Вот Рождество, это вынашивала Матерь Божья, а воскресение нельзя подготовить и вынести, это абсолютное чудо, как творение вселенной.

И на воскресение, на Пасху, среди прочих церковных древних византийских гимнов поется, ну, по-православному, по-русски поется чуть-чуть неверно, поется так обычно: "Рцем, братия (делается такая пауза) и ненавидящих нас простимся воскресением". В греческом оригинале смысл такое: "Рцем «братия» и ненавидящим нас". То есть назовем братьями и тех, кто нас ненавидит, и всех простим через воскресение.

Евгений Владимирович, для окончания передачи совсем простой вопрос. У меня есть враг, я говорю ему,: «брат», я его «прощаю воскресением». Извините, что, кроме болтовни, за этим может стоять? Я его простил, что дальше? В чем это проявляется?

Евгений Сарапулов: Нужно простить своего врага, чтобы, если потребуется, поставить его на место и жестко наказать для того, чтобы вот это прощение, которое у меня есть к нему, чтобы оно не переросло в жестокость, в жесткость и в убийство, в насилие. Когда я прощаю, тогда у меня правильное состояние. Потому что с врагами, как надо поступать? Неужели позволять врагам захватывать наши семьи, нашу родину? Конечно, нужно противостоять им. Но, прощая их заранее за то, что они сделают, мы становимся способны правильно применить силу.

Яков Кротов: Евгений Владимирович, я историю войн еще не читал, я застрял на Евангелии на пятой главе. Там написано, что враги человеку домашние его. Вот пойдем в храм на Пасху, тепло и в то же время морозно, свечки, воском пахнет, Христос воскресе, простимся воскресением, ух, я приду домой, я своему тестю, я своей теще, я им, врагам, дам отпор с христианской набожностью и мягкостью. Вы этого хотите?

Евгений Сарапулов: Нет. Когда я их прощаю, если у нас есть с ними конфликты и проблемы, я эти конфликты буду решать более конструктивно, если бы я их не простил. Не простил, решения конфликтов не было. Но если конфликт есть, его нужно решать с правильным состоянием, Пасхи, скажем так.

Яков Кротов: Алла Михайловна из Москвы. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Здравствуйте. Я хочу сказать, что мы все, россияне, хорошо относимся ко всем народам. Но у них же есть у всех страны, у всех народов – и у армян, и у азербайджанцев, и у таджиков. Такой массовый приток, как сейчас, это уже похоже на оккупацию.

Яков Кротов: Спасибо, Алла Михайловна. Это, наверное, рациональный взгляд, но он противоречит Священному Писанию, которое говорит, что у каждой страны свой ангел и куда отправится народ, это воля Божья, евреи могут быть заброшены в Египет и так далее. В России смешно об этом говорить, мы страна молодая, еще тысячу лет назад на этом месте были только угоро-финны и все-таки Господь создал русских, дал страну, так что же, мы будем жаловаться или освобождать место? Это с точки зрения веры. С точки зрения науки, демографический кризис и Западной, и Восточной Европы ведет к обезлюживанию и просто скоро пенсионеров будет больше, чем работающих. Извините, в этой ситуации надо радоваться, когда в страну кто-то приезжает, приезжают люди работать и они работают реально. И мы должны быть благодарны Богу за то, что в сегодняшнем мире не прекращаются те процессы переселения народов, которые были всегда.

Из Москвы Вадим. Добрый вечер, прошу Вас.

Слушатель: Яков Гаврилович, почему Вы не напомнили радиослушательнице, что во время войны многие русские бежали в результате отступления Красной армии и нашли убежище в Узбекистане, в Казахстане, в той же, наверное, Армении?

Яков Кротов: Вадим, понятно. Не напомнил, потому что, что… Давайте напомним о Христе. Тогда я еще раз возвращаюсь к этому вопросу, простим всех воскресением. Вот сообщение на пейджер (Татьяна): "Отчего евреи, предавшие своего Иисуса, пригвоздившие его ко кресту, не просят у него прощения?".

Когда Евгений Владимирович говорит, он говорит с позиции человека, у которого есть дом, родные, враги, друзья. А когда Господь на кресте говорил, "Отче, прости им, ибо не ведают, что творят". Кстати, пригваждывали ко кресту не евреи, а сирийские солдаты и предали Иисуса не евреи, а римляне приговорили на казнь, но на самом деле люди приговорили, так они просят прощения.

И Иисус не собирается, Он не может ничего конструктивно решить, Он умер и перед смертью всех простил.

Ширинай Досова: И нас учит тому.

Яков Кротов: А как тогда простить? Что означает, простим всех воскресением?

Ширинай Досова: Враг голоден, говорит Он, накорми, жаждет – напои, делая это, соберешь ему горящий уголь на его голову. А есть другая страна победы над ненавистью – это любовь. И Христос в Пасхе, собственно, ее явил. Мы говорили о благодатном огне. Вот этот огонь в сердце, когда возлюби Бога всем сердцем, всей душой, тогда ты сможешь и любить ближнего, вот тогда враги делаются друзьями.

Хочу прочесть все-таки одну цитату из Писания: "Вас, бывших некогда отчужденными и врагами по расположению к злым делам, ныне примирил в теле, в плоти его, смертью его, чтобы представить Вас святыми, непорочными, неповинными пред собою". Вот, собственно, что такое Пасха, когда Господь нас врагами по расположению к злым делам делает нас другими, друзьями Богу и друг другу. Поэтому, что делать? С Божьей помощью сказать, Господи, хочу любить тебя и ближнего, как ты учишь. Бог поможет.

Яков Кротов: Я в заключение хочу сказать. Действительно много подвигов в истории человечества: подвиг Гастелло, Матросова. И вот подвиг Христа. Есть разница? Она есть. Разница вот в чем. Когда погибает просто человек уходит в смерть, в мире прибавляется мрака. Когда умер Спаситель и воскрес, в мире засиял свет. И тогда мы видим человек, который наш враг, в свете воскресения бессмертной жизни. Это все равно, что опытный фотограф, который так ставит освещение, что некрасивое, казалось бы, лицо оказывается достойным Леонардо да Винчи. Вот что такое воскресение – просить у Спасителя прозрения, чтобы увидеть, нет врагов, а есть только друзья Бога, которые с нами в этот мир помещены, чтобы мы возвращались к Богу вместе с ними.

Введение

Тема данной контрольно-курсовой работы "Воскресение Иисуса Христа". Эта тема была выбрана, потому что догмат Воскресения основополагающий в христианском учении. Невообразимая полнота Богодухновенного предания не может быть воспринята без веры Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. При том мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали о Бочто он воскресил Христа, Которого, Он не воскрешал, если, то есть мертвые не воскресают; ибо сли мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес" (1Кор. 15:17).

Объектом исследования является определение значения Воскресения в жизни православного христианина, предметом же - исторические свидетельства о Воскресении Господа Иисуса Христа. Цель: раскрыть значение догмата Воскресения для понимания смысла христианской веры.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1. Воскресение Христа в источниках;

2. Рассмотреть праздник Пасхи в Новозаветной традиции.

3. Рассмотреть пророчества о воскресении Христа;

4. Изучить догматическое и богословское значение воскресения Христа.

Теоритическая основа данной работы труды по истории, Богословии и философии.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

Значение Воскресения Христа

Воскресение Христово - это суть христианства. В первую очередь апостолы проповедовали о пасхальных событиях, как совершенном факте, свидетелями которых были. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша" (1 Кор. 15, 14). "Иисус предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего". (Рим. 4:25) Воскресенье показывает, что жертва Христа была принята Богом и люди признаны оправданными по вере в Него. Все люди до этого момента за исключением некоторых праведников попадали в ад, и дьявол царствовал над миром. Иисус взял грехи всего человечества на себя и тем самым разрушил дела дьявола, выкупил человечество у смерти.

Воскресение Христово - величайшее событие, произошедшее в мире. Оно заменило иудейскую субботу. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства. С точки зрения христиан отрицание этого события просто не возможно оно влечет за собой потерю смысла жизни. Но можно точно сказать, что уже и нельзя представить себе мир без Воскресения Христа.

Многие ученые люди подвергали сомнению и критике факт Воскресения Христа, а так же и Его учение. Приравнивали к мифу, обману, ошибке евангельские события, даже саму личность Иисуса Христа. Но доказать на все сто процентов что этого не было никто так и не смог. Подобные выпады в сторону Евангелия только открывают незыблемость истинности Воскресения и вообще всей Жизни Спасителя. Даже самим апостолам было трудно поверить в воскресение Христа из мертвых, хотя Он готовил их к этому. Поэтому и происходили явления ученикам, утверждающие их в вере. В Новом завете описывается десять таких явлений.

В наше время усиленно распространяется визионерная теория. Она как бы говорит нам о том, что Апостолы имели перед своими глазами нечто вроде массовой галлюцинации. Они долго и утомительно ждали встречи со Спасителем, поэтому были как бы в состоянии болезни, это состояние породило видение Иисуса Христа, о котором они позже и рассказали в Писании.

"Он воскрес в воображении Своих учеников. Вот подарила миру, Ренан скажет, мысль о воскресении Мария Магдалина. Она была экстравагантная, с такими эпилептическими проявлениями, да, вот в ее воображении, с ее подачи и пошел ходить по миру вот этот вымысел".

Для того чтобы опровергнуть данную теорию, не надо быть хорошо подкованным в догматических и психологических изысканиях современного человека, достаточно лишь знать, что галлюцинации, тем более массовые, могли посетить людей, находящихся в состоянии крайнего возбуждения, неземного блаженства. Они должны были чаять и ожидать своего Спасителя день и ночь. В то время, как Евангелие свидетельствует нам о том, что они находились в состоянии глубокой печали, безысходности. Жены-мироносицы на пути к гробу Господа переживают о том, кто отвалит им тяжелый камень. А ученики горько оплакивают отсутствие любимого учителя.

Даже явившись, Христос не сразу получает признание со стороны учеников. Это происходит от того, что у них нет веры в воскресение мертвых, для них умерший человек уже навсегда остается недоступным для видения его живыми. Мария Магдалина не сразу узнает Христа, путая Его с садовником, Фома же просит вложить персты свои в раны Явившегося, чтобы удостовериться в реальности произошедшего.

Апостолы смогли увидеть именно воскресшего Христа, как бы не старались опровергнуть данный факт рационалисты, Воскресение, действительно, произошло в рамках реального времени.

"Обсуждая достоверность чудес Воскресения и Вознесения, физик Бальфур Стюарт говорит: "сохранилось ли в неизменности действие известных сил природы в этих случаях или оно было иногда превозмогаемо высшей силой? Несомненно превозмогалось, как при Воскресении, так и при Вознесении. Мы обязаны исследовать очевидность этих великих событий, что и исполнено самым достоверным образом: История, повествующая об этих событиях, выдержала испытания настолько хорошо, что всякое предположение о нереальности их приведут нас к величайшей нравственной и духовной путанице"".

Интересным является тот момент, что Христос является только Апостолам. Евреи остаются ка бы в стороне, можно было бы оказаться при первосвященниках и указать им видимым образом на их неправоту. Христос не делает так, по мнению Святых Отцов, потому, что для иудеев явление Воскресшего Господа было бы бесполезно, они не имело бы никакого смысла, в то время, как для Апостолов это событие становится венценосным событием их жизненного пути, оно подтверждает их Веру. Сбываются пророчества, слова Христа подтверждаются.

К тому же, также по мнению Отцов Церкви, иудеи могли бы выдумать новый способ убийства.

Воскресение Христа производит переворот в сознании Апостолов, этот переворот является основой их пастырской деятельности и миссионерского служения. Вряд ли 13 человек, задавшиеся целью получить фантазийное представление об их рано ушедшем учителе, смогли бы обратить в истинную веру такой огромный поток людей.

Попытки опровергнуть факт Воскресения приходят к тому, что опровергают сам факт существования на земле Христа. Не только Воскресение, но и земная жизнь Спасителя - вымысел, а Евангелие имеет для нас ценность не большую, нежели книга сказок.

Эти опровержения разбиваются о тот факт, что не только Апостолы благовествовали о событиях жизни Христа. Есть также масса неканонических (апокрифических) и исторических источников, подтверждающих Его пребывание на земле.

" Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников: Упифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммион Александрийский, Сабелли Грек, Исаакий Иерусалимский, Константин Кирский и другие. Это только те, кто жил во время Христа, причем находился в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и стал очевидцем самого Воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его".

Весьма важными для нас являются свидетельства очевидцев-евреев. Поскольку для них любая возможность умолчать о воскресении - благо.

Вообще множественная критика факта воскресения должна упираться в стену "Богочеловека". Если вспомнить, кто имеет свойство умирать в языческих религиях, то ответ будет очевиден - боги. Здесь мы и сталкиваемся с противоречием: Иисус Христос - Богочеловек, он не укладывается в рамки обычного мифического повествования.

Для нас же в этом факте важно то, что воскресая в человеческой плоти, Христос дает нам возможность обновления, очищения от греха, искупления злого произволения. Хотя сама плоть во время воскресения уже не было человеческим в полной мере, а преобразилось, но свойства физические не потеряло.

Христос преображает нас для вечной жизни в соединении с Богом, в возвращении к исходному состоянию души.

О чуде воскресения Христа из мертвых свидетельствует в наше время благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит в иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и воскресения Спасителя. Возникновение этого огня -- необъяснимо. При своем появлении благодатный огонь не обжигает. Только после некоторого времени огонь приобретает свои нормальные свойства, характерные для обычного пламени. Православный иерусалимский патриарх, приняв благодатный огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех невероятное впечатление, при его виде становится тепло и радостно на душе.

Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа - это победа над грехом, исполнение данного Богом обетования еще Адаму. Грехопадение привело к извращению природы человека, нравственно исказило его. Такое повреждение перешло от праотца Адама всем людям. Но после восставшего из мертвых Христа произошло духовное возрождение человека. Благодать Святого Духа низошедшая на пятидесятый день позволяет людям жить новой жизнью. Как бы воскреснуть духовно с Христом. Двери в Царство Небесное открыты и человек, умерев физической смертью, может не умереть своей душой.

Смертная казнь черезраспятие на кресте, было в евангельское время самая страшная, смерть таким образом была и позором. Крест означает смерть. Но после чуда воскресения, это знак смерти плотской для греха, победа над грехом и над смертью. Символ надежды будущего воскресения мертвых. Знак любого христианина, его защита.