Обязательно ли делать прививки? Как прививаться от полиомиелита.

Из года в год не утихают споры: прививать ребенка или нет? Вряд ли есть родители, которые не задумываются над этим вопросом или принимают нейтральную позицию. Сформировались два «лагеря»: резко положительные сторонники прививок и резко отрицательные. И те, и другие на сто процентов уверены в своей правоте, но, очевидно, что однозначного решения вопроса не существует.

С одной стороны, прививки способны предотвратить тяжелые инфекционные заболевания, с другой – организм каждого ребенка индивидуален, поэтому иногда встречаются осложнения после вакцинации. Часто родители доверяют слухам, и, пытаясь защитить своего ребенка, наносят ему вред. Ведь негативные последствия при определенных условиях может иметь как проведенная вакцинация, так и отказ от нее.

Поэтому не помешает разобраться, что собой представляют прививки, приносят они пользу или вред, какое решение принять родителям, когда приходит время прививать малыша и как правильно делать прививки.

Что такое прививка и как она работает

В медицине существует понятие иммунизации – создания искусственного иммунитета при помощи введения в организм специальных препаратов. Иммунизация делится на два вида:

1. Активная . Ее распространенная форма – вакцинация .

Прививка (вакцинация) – способ предотвращения заражения различными болезнями или же ослабления их влияния при помощи введения в организм антигенного материала (вакцины). В качестве такого материала могут выступать ослабленные или убитые возбудители заболеваний; структурные единицы, выделенные из микробов и вирусов; биосинтетические соединения.

Вакцины наносятся на кожу, вводятся подкожно, внутрикожно, внутримышечно, внутривенно, через рот.

После введения вакцины в организм человека иммунная система начинает вырабатывать антитела для уничтожения введенного антигена. Благодаря тому, что для иммунизации используются ослабленные возбудители болезней, заболевание не развивается, но запускается механизм выработки антител. Антитела способны сохраняться длительное время в организме, во время очередного контакта с возбудителями инфекции антитела моментально уничтожают их, не давая развиться заболеванию. Таким образом, во время вспышки какой-либо инфекционной болезни прививка защищает человека от заражения.

Чтобы иммунитет сохранялся как можно дольше, проводят ревакцинацию – повторное введение вакцины.

2. Пассивная – осуществляется при помощи введения в организм иммунных сывороток. Если цель активной иммунизации – выработать иммунитет до контакта с возбудителем, то пассивную применяют при встрече с источником инфекции для предотвращения заболевания (например, профилактика столбняка при отсутствии данных о вакцинации человека). Это метод называется серопрофилактикой, он способствует выработке кратковременного иммунитета (до одного месяца).

Важность применения вакцин

Применение прививок – эффективное и надежное средство профилактики инфекционных заболеваний, которые приводят к инвалидности или смерти больного. Самый известный пример из истории вакцинации – победа при помощи профилактических прививок над натуральной оспой, уносившей сотни лет подряд миллионы жизней.

Очень часто мамы маленьких деток интересуются: нужно ли делать прививки в столь раннем возрасте? Аналогичный вопрос задают и взрослые. Он возник из-за того, что законодательно вакцинация не считается обязательной. Существует два мнения по этому поводу. Одни считают, что прививать и детей, и взрослых необходимо обязательно согласно календарю прививок, другие агрессивно отстаивают нежелание проводить вакцинацию. Кто прав?

Нужны ли прививки?

Прививки необходимы. Они позволяют не только защитить юный и взрослый организм от инфицирования, но и предотвратить вспышки эпидемии в детском коллективе. Вакцинация позволяет приобрести определенный иммунитет к некоторым инфекционным болезням. При заражении привитый человек переносит болезнь значительно легче с благоприятным исходом. Если прививки не делать, заболевание способно погубить до 2/3 населения. Если будет создан коллективный иммунитет с помощью вакцинации, заболеваемость не достигнет столь крупных масштабов и постепенно спадет.

Большинство заболеваний, от которых проводится вакцинация, достаточно опасно для организма не только ребенка, но и взрослого. Последствия перенесенных инфекций не всегда можно устранить. Человек после болезни может получить инвалидность. Не следует думать, что вакцина – это панацея от инфекционных заболеваний. Прививка позволяет при заражении перенести заболевание в легкой форме, исключив вероятность смертельного исхода.

Однозначно сказать, нужно делать ли человеку прививки именно в конкретном случае невозможно. Решение о необходимости или отмене вакцинации принимается с учетом нескольких факторов. Детский и взрослый организм индивидуален. Поэтому иногда необходимо вносить корректировки в план прививок в конкретном случае. Сроки проведения вакцинации изменяют, если в период вакцинации человек заболел. Если прививка будет сделана ему позже, не скажется на здоровье малыша и взрослого.

Решать, нужна ли ребенку прививка, должны родители самостоятельно. Все зависит от состояния здоровья крохи. Сложнее решить вопрос по поводу прививок детям и взрослым от гриппа. Она не является обязательной и не входит в календарь вакцинации. При выборе вакцины необходимо учитывать ряд факторов. Изначально следует изучить прогноз по поводу разновидности вирусов, которые будут преобладать в этом сезоне. Неправильный подбор препарата способствует снижению эффективности вакцинации в три раза. Поэтому такая вакцинация будет неэффективной.

После вакцинации от гриппа человек с ослабленным иммунитетом может заболеть респираторными инфекциями, при этом риск заражения гриппом будет значительно ниже. Вакцинацию от гриппа не проводят малышам до полугода. Она рекомендована пожилым людям, ведь в этом возрасте человеку сложно бороться с вирусами. На момент принятия решения о назначении прививки должны отсутствовать какие-либо обострения хронических болезней. Малышам до года используют сплит-вакцины и субъединичные препараты. Они воспринимаются организмом достаточно хорошо, не содержат примесей и не опасны. Поэтому принимать решение о ее необходимости родители должны самостоятельно.

Почему не следует отказываться от вакцинации?

Ответная реакция на введенную вакцину зависит от состояния здоровья, поэтому перед вакцинацией необходимо измерять температуру и проконсультироваться с врачом. Если человек болеет, врач составляет медотвод до момента выздоровления. В этом случае необходимо создать благоприятную среду для выздоровления, исключив контакт с заболевшими. Врач контролирует сроки вакцинации, проводит ее с учетом перенесенных заболеваний. Если планируется поездка в другие страны, календарь прививок корректируется. В этом случае, вероятно, понадобится обязательно выполнить вакцинацию согласно списку прививок той страны, в которую планируется поездка. Если малыш едет с родителями, ему тоже положена соответствующая прививка.

Вакцины, которые поступают к нам, полностью сертифицированы и имеют допуск Министерства Здравоохранения. Все они протестированы и имеют наивысшую профилактическую эффективность. Для их изготовления используют либо живые микроорганизмы, либо ослабленные. У разных компаний вакцины различаются незначительно. Покраснение в месте введения препарата, повышение температуры и слабость – стандартные реакции на вакцинацию у взрослых и детей. Степень реакции на препарат у каждого индивидуальна. При грамотном составлении календаря вакцинации риск развития побочных эффектов минимален.

Если человек болеет часто, необходимо не просто откладывать прививку до лучших времен, а посетить иммунолога. Необходимо сдать анализ на иммунограмму, который покажет состояние организма. На основе этого анализа иммунолог разработает схему восстановления ослабленного иммунитета. Далее с учетом состояния здоровья стоит провести вакцинацию.

При выборе вакцины от гриппа определяют, какая структура вируса наиболее вероятна в этом сезоне. Только такой подход полностью защитит человека от инфицирования опасными мутациями вируса. Ежегодно состав инфекций меняется, поэтому подобрать эффективную вакцину ребенку достаточно сложно. Ее делают не позже, чем за три недели до планируемой вспышки гриппа. Следует помнить, что у ослабленных людей вакцина провоцирует обострение существующих хронических болезней.

Какие прививки являются обязательными?

Для каждой страны утвержден собственный перечень вакцин, которые вводятся обязательно. Это связано со спецификой каждого региона и условиями жизни. Неправильным считается мнение, что малышу до года вакцинацию делать не следует. Аргументом является еще не окрепшая иммунная система. К моменту поступления малыша в коллектив необходимо сделать весь комплекс прививок. В сад и школу не спешат брать непривитых детей.

Если не соблюдать календарь вакцин, то к моменту поступления ребенка в коллектив весь комплекс прививок необходимо сделать за короткое время. Возрастает нагрузка на иммунную систему. В период адаптации в саду и школе ребенок начинает чаще болеть, так как ослабленный организм не в состоянии побороть вирусные инфекции. Следует помнить, что некоторые прививки вводятся трехкратно для правильного формирования иммунитета к болезни.

Первые несколько часов жизни малышу делают прививку гепатита В, которую повторяют в 6 месяцев и в 1 год. Эту вакцинацию ребенок переносит тяжелее всего. Поэтому по медицинским показаниям он нее можно отказаться до исполнения крохе 5 лет в случаях, если она не была сделана в роддоме. В этот же период крохе делают БЦЖ. В год вакцинируют ребенка от кори.

Далее необходимо сделать АКДС, которая защищает малыша от коклюша, столбняка и дифтерии. Как правило, ее проводят совместно с вакцинацией от полиомиелита. Ее повторяют через год. Если прививка от полиомиелита сделана не была, в период ревакцинации в детском саду малыша стоит исключить из детского коллектива на 40 дней, чтобы избежать вероятности вакциноассоциированного заражения данной болезнью. В полтора года необходимо привить кроху от паротита (свинки).

Взрослым вакцинацию проводят не так часто за счет того, что иммунитет к инфекциям уже сформирован в детском возрасте. В 24 года делают прививку от кори и столбняка. От краснухи вакцинация положена тем, кого не привили своевременно в детском возрасте, а также будущим мамочкам перед планируемой беременностью. Через 10 лет ее желательно повторить, чтобы выработать пожизненную устойчивость к инфекции.

Прививка от ветряной оспы рекомендована лицам, не болевшим ветрянкой в детстве и имеющим детей. Ребенок может принести инфекцию из детского коллектива. Ее делают двукратно с интервалом в 2 месяца. Взрослым прививка от гепатита В положена каждые 10 лет. А вакцинацию от пневмококка рекомендуют пожилым лицам. Стойкость к инфекции вырабатывается на 5 лет. К необязательным прививкам относят вакцинацию от вируса папилломы человека. Она рекомендована девушкам 13-14 лет и женщинам до 40 лет. К этой категории относят вакцинацию от клещевого энцефалита, менингококковой инфекции и желтой лихорадки. Эти прививки являются обязательными перед совершением путешествия в экзотические страны.

Когда нельзя делать прививки?

Вакцинацию не проводят заболевшему человеку. Ее стоит отложить до момента выздоровления. Рекомендуется прививать его примерно через 2 недели после излечения, когда силы организма восстановятся после заболевания. Прививки не делают, если:

  • на вакцину была аллергическая реакция;
  • ослаблен иммунитет;
  • развилась энцефалопатия при выполнении вакцинации АКДС, в этом случае стоит проводить вакцинацию без коклюшного компонента.

При вероятности возникновения эпидемии рекомендуется проводить вакцинацию. Вред от инфекционного заболевания наносится организму больший, чем от реакции на вакцину. Поэтому рекомендуется обязательно проводить вакцинацию согласно утвержденному Минздравом плану прививок.


Шишки после уколов или постиньекционный инфильтрат Соблюдение установленных интервалов между прививками Инъекция — способ избавления от морщинок, мешков и синяков под глазами.

ПРИВИТЬ, ПРИВИВАТЬ

К числу профессиональных терминов, получивших в русском литературном языке около середины XIX в. отвлеченно-переносные значения, относятся глаголы привить – прививать и привиться – прививаться (со страдательным причастием привитый – привитой ).

До 30–40-х годов XIX в. слово привить – прививать выражало лишь прямые, конкретные значения, которые были осложнены и дополнены распространившимся в XVIII в. медицинским значением: 1) Прикрепить посредством витья, свивая присоединить, срастить. Привить шелку в снурок. Привить одну веревку к другой ; 2) Всадить черенок или пересадить часть живого растения на ткань другого (под кожу или кору) так, чтобы пересаженное растение срослось с этой тканью и передало ей те или иные свойства. Привить яблоню , привить абрикосовое дерево .

Медицинское значение этого слова сначала было связано лишь с предохранительными прививками от оспы. Привить оспу значило – «вложить оспенный гной в проколотую ранку» (см. сл. АР 1822, ч. 5, с. 266–267; сл. 1867–1868, 3, с. 967). Но по мере разработки метода лечения вакцинами глагол привить расширил свое значение и применение в области медицины. Привить – это стало значить: «ввести в чей-нибудь организм ослабленное или обезвреженное заразное начало какой-нибудь болезни (вакцину) для предупреждения заболевания этой болезнью или для лечения уже начавшейся болезни». Например: привить скарлатину, привить противодифтерийную сыворотку . Это значение сложилось не раньше второй половины XIX в. [Ср. Никитин, Врачебн. сл. (1835) (здесь еще нет слова вакцина ). Ср. также А. Н. Чудинов. Словарь иностранных слов (СПб., 1894): Вакцинация – «оспопрививание», с. 174].

Показательно, что В. И. Даль, сам бывший врач по профессии, в «Толковом словаре» говорит лишь о прививке оспы: «Привить оспу, взять на иглу или острее гною из оспенного нарыва и перенести на другое тело, оцарапав то место, куда нарыв переносишь». Но тут же Даль приводит фразу: «Прививали и скотскую чуму , полагая этим предупредить ее » (сл. Даля 1881, 3, с. 402).

Сельскохозяйственное и медицинское значения слова привить находились в близкой связи. Эта семантическая связь укреплялась и тем, что оба значения ярко выступали в средневозвратной форме привиться – прививаться : 1) срастись с тканью другого растения, передавая ему свои свойства (о дичке какого-нибудь растения); 2) оказать свое действие на организм (о введенной в организм вакцине какой-нибудь заразной болезни). Внутренняя форма этих значений – представление пересадки, присоединения к одному растению, организму чего-то другого, стороннего с целью изменения или улучшения состояния и свойств этого организма – растения – кажется однородной (ср. значения производных слов прививка, прививочный ). Понятно, что первоначальное, основное конкретное бытовое значение глагола привить – «свивая, прикрепить» все дальше отходило от понимания этих профессиональных терминов. Показательно, что в словаре Ушакова (3, с. 773) глагол привить в значении «свивая, прикрепить» рассматривается как омоним глагола привить во всех других значениях.

От растений и организмов, особенно от растений, от образа пересадки так легок был перенос на внутреннюю природу человека. И этот перенос происходит в русском литературном языке 30–40-х годов XIX в. в период романтической ломки художественных стилей. Глагол привить – прививать начинает выражать общее, отвлеченное значение: «вкоренить какое-нибудь свойство, заставить усвоить какую-нибудь привычку»; привиться – прививаться – «укорениться, сообщиться кому-нибудь» (о свойстве, привычке и т. п.). Ср. во французском языке inoculer la vaccine à qn и inoculer как синоним implanter в переносном значении.

Например, у проф. Кудрявцева в работе «Римские женщины»: «Чувство силы... придало ему много этой высокомерной, заносчивой силы..., которая так легко прививается к тварям, ничтожным внутренне...» (см. Михельсон, Русск. мысль и речь, 2, с. 117). В «Былях» Алекс. Никитина (1837, 1, с. 20): «Но чахотка привилась к сердцу этого прелестного создания». Ср. у А. Н. Островского в рецензии на повесть Е. Тур «Ошибка» (1850): «История русской литературы имеет две ветви, которые, наконец, слились: одна ветвь прививная и есть отпрыск иностранного, но хорошо укоренившегося семени».

Статья ранее не публиковалась. Сохранилась рукопись (3 пронумерованных листка) и машинопись с авторской правкой. Печатается по машинописи, сверенной с рукописью, с внесением ряда поправок и уточнений. – Е . X .

Все мы знаем, что такое прививки, большинству из нас их даже делали. Когда же людей стали прививать? Какие существуют виды прививок и чем они могут быть опасны?

Первые эксперименты по вакцинированию людей от болезней были предприняты еще в первом тысячелетии н.э. Вариоляция – втирание жидкости из пузырьков больных оспой людей в кожу здоровым упоминается в индийских трактатах VIII века, в работах персидских ученых Авиценны и Абу́ ар-Рази́ в IX веке. С X века вариоляция была известна в Китае. В результате процедуры здоровый человек заболевал легкой формой оспы и приобретал иммунитет. В Европе об этом не знали вплоть до XVII века, и лица многих королевских особ носили следы этой ужасной болезни.

О смелой Екатерине

В XVIII веке в 1717 году в Стамбуле вспыхнула эпидемия оспы. Ее удалось остановить с помощью вариоляции, и вскоре метод уже испытывали в Англии - сначала на приговоренных к смерти и малоимущих. Неизвестно, получил бы метод широкое распространение, если бы не императрица Екатерина II, которая в 1768 году позволила привить себя, а после выздоровления привила сына Павла и весь двор.

В 1769 году английский врач Эдуард Дженнер изобрел первую в мире вакцину: он ввел подопытному мальчику (сыну бедного фермера) жидкость из оспенных пузырьков коровы. Мальчик заболел, но вскоре выздоровел.
Следом за дело взялся французский микробиолог Луи Пастер, который доказал, что человек после контакта с ослабленными возбудителями болезни приобретает иммунитет. Благодаря ему была создана вакцина от бешенства, которую используют до сих пор, а в XX веке были созданы вакцины от сибирской язвы, кори, туберкулеза, паротита, дифтерии и даже от бубонной чумы.

Как это работает

Главным компонентом вакцины был и остается антиген. Это может быть ослабленный или нежизнеспособный возбудитель заболевания или даже его фрагмент, запускающий иммунную реакцию человеческого организма. В ответ на антиген иммунитет вырабатывает белки-антитела, которые убивают инфекцию. Организм «запоминает» возбудителя болезни и готов с ней бороться.

Иногда для выработки иммунитета достаточно одной прививки, а иногда приходится прививать человека несколько раз, а в некоторых случаях – каждый год. Так, например, людей, находящихся в группе риска, ежегодно прививают от клещевого энцефалита, а работников противочумных станций - каждые полгода.

Чем прививают?

Вакцины бывают разными. Бывает живая вакцина – препарат с ослабленным инфекционным агентом. Например, вакцины от краснухи, кори, полиомиелита и гриппа.
Бывают инактивированные вакцины, они содержат убитый патогенный микроорганизм. Таковы вакцины от клещевого энцефалита, от чумы, от брюшного тифа, гепатита А и менингококковой инфекции.
Химическая вакцина создается из антигенных компонентов, извлеченных из микробной клетки. Это вакцины от дифтерии, гепатита B, краснухи, коклюша.

Рекомбинантную вакцину получают методом генной инженерии, когда гены болезнетворного организма, отвечающие за синтез антигенов, встраивают в геном безвредного организма, который развивается и накапливает нужный антиген. Вакцинами такого типа являются препараты против гепатита B, ротавируса и герпеса.
Вакцины бывают и поливалентными: они содержат компоненты сразу нескольких вакцин.

Результаты прививок

В результате массовой вакцинации были побеждены эпидемии, и почти все появившиеся на свет дети стали выживать. За сто лет население Земли увеличилось почти в пять раз: если в начале XX века на планете жило около полутора миллиардов человек, то к концу века население «перевалило» за 6 миллиардов. По сути, люди устранили ограничитель роста популяции.

Национальный календарь прививок

Вакцинация населения в России регламентируется Национальным календарем профилактических прививок. Согласно ему, иммунитет младенца до полугода должен «познакомиться» с туберкулезом – один раз, с гепатитом B– три раза, так же по три раза – с коклюшем, с дифтерией и со столбняком, а кроме этого – с полиомиелитом (минимум дважды) и с гемофильной инфекцией (для групп риска). Далее малыша ждут «приятные свидания» с корью, с краснухой, с паротитом и гриппом. Большинство прививок придется повторить. Некоторые – на втором году жизни, другие – в школе. Не избежать прививок и взрослым. Количество процедур будет зависеть от условий работы и поездок в дальние страны. Согласно календарю каждый взрослый человек должен раз в 10 лет прививаться от столбняка и дифтерии.

Движение против вакцинации

Движение против прививок родилось еще в XIX веке и сначала основывалось на религиозных убеждениях. В 1866 в Англии была основана Национальная лига Антивакцинации. В 1879 году такая же организация возникла в США. Современные активисты движения апеллируют к теории заговора фармацевтических компаний, отрицают действие вакцин и запугивают людей, указывая на побочные или отрицательные действия препаратов, мотивируют родителей тем, что дети от вакцин здоровее не становятся.
Медики считают, что подобные движения выгодны гомеопатам и целителям, и без вакцин эпидемии средних веков могут вернуться с удвоенной силой. Ученые указывают на то, что в прошлые века население Земли было более здоровым, так как дети со слабым иммунитетом просто не выживали.
В современной России родители имеют полное право без указания причин отказаться от вакцинации ребенка. В США такими причинами могут стать религиозные и философские убеждения родителей.

Борьба продолжается

В результате отказов от прививок в 2000 году в Нидерландах вспышка обычной кори унесла жизнь ребенка, 68 детей были госпитализированы. В Ирландии в больницу попали 100 детей, трое скончались. В 2001 году в Нигерии из-за отказа чиновников вакцинировать население произошло 20 000 случаев кори, 600 детей умерли. Там же, в июне 2007 года от кори скончались 50 детей. В 2010 году в Таджикистане зарегистрирована вспышка полиомиелита. 171 ребенок остался парализованным.
До сих пор нет прививок от онкологических болезней, нет вакцины от СПИДА. От малярии каждый год умирает 1 000 000 человек. Ежегодно 160 000 детей гибнут от
синцитиального вируса. 500 000 людей в год погибают от ротавирусной инфекции. 650 000 – от дизентерии. Ученым есть над чем работать.