По праву памяти читать краткое содержание брифли.

По праву памяти
Краткое содержание поэмы
В жанрово-тематическом плане – это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы – необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора – пассажира поезда “Москва-Владивосток”. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.
Поэма “По праву памяти” мыслилась первоначально автором как одна из “дополнительных” глав к поэме “За далью – даль”, приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя “По праву памяти” не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным “циклом”, вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора “Василия Теркина”. Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.
Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:
Перед лицом, ушедших былей
Не вправе ты кривить душой,
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…
Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.
И где, кому из нас придется,
В каком году, в каком краю
За петушиной той хрипотцей
Расслышать молодость свою.
Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:
Готовы были мы к походу
Что проще может быть:
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если
То и жизнь отдать…
Лишь от себя теперь добавим.
Что проще – да.
Но что сложней?
Вторая глава “Сын за отца не отвечает” самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму “По праву памяти”.
Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов.
Что он простил тебе отца.
Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.
Да, он умел без оговорок,
Внезапно – как уж припечет
Любой своих просчетов ворох
Перенести на чей-то счет:
На чье-то вражье искаженье
Того, что возвещал завет.
На чье-то головокруженье
От им предсказанных побед.
Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы.
В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, “живы” наши предки, их дела и подвиги. Память – это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
Эта поэма – своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.
А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите
Он Богом был
Он может встать.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Краткое содержание По праву памяти – Твардовский Александр Трифонович

В жанрово-тематическом плане - это лирико-философское раздумье, «дорожный дневник», с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы - необъятная Советская страна, её люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора - пассажира поезда «Москва-Владивосток». Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.

Поэма «По праву памяти» мыслилась первоначально автором как одна из «дополнительных» глав к поэме «За далью - даль», приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя «По праву памяти» не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным «циклом», вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора «Василия Теркина». Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.

Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:

Перед лицом, ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, -
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…

Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.

И где, кому из нас придется,
В каком году, в каком краю
За петушиной той хрипотцей
Расслышать молодость свою.

Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:

Готовы были мы к походу
Что проще может быть:
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если -
То и жизнь отдать…
Лишь от себя теперь добавим.
Что проще - да.
Но что сложней?

Вторая глава «Сын за отца не отвечает» самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти».

Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов.
Что он простил тебе отца.

Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.

Да, он умел без оговорок,
Внезапно - как уж припечет -
Любой своих просчетов ворох
Перенести на чей-то счет:
На чье-то вражье искаженье
Того, что возвещал завет.
На чье-то головокруженье
От им предсказанных побед.

Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы.

В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память - это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…

Эта поэма - своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.

А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите -
Он Богом был -
Он может встать.

«По праву памяти» – это поэма – исповедь Александра Трифоновича Твардовского, своеобразное подведение жизненного итога, реализация многолетних раздумий, прощание с сомнениями.

В главе «Перед отлетом» главный герой вспоминает, как в своей счастливой юности они с товарищем мечтали, строили большие планы на будущее. В то время они не ведали ни страха, ни грусти. На их пути не было преград, потому что они жили по правилам – не струсь, не солги, люби свою родину и народ, и будь верен им до конца.

Юноши мечтали, как потом они вернуться домой, родители будут ими гордиться, а они будут веселиться на танцах с девушками. Друзья даже не предполагали, что судьба приготовит им совсем другую жизнь. Главному герою кажется, что эти прекрасные мечты молодости были так давно, ведь за последующие годы ему пришлось пережить немало горя.

Глава «Сын за отца не отвечает» начинается именно с этих слов. Когда-то Иосиф Сталин произнес эту фразу в зале Кремля, и она произвела огромный резонанс среди людей. Близкие друзья и родственники отворачивались и боялись произносить слова защиты для «детей врага народа», которые ни в чем не были виноваты, но несли наказание за «грехи» отца или матери. Цитата «Быть под рукой всегда – на всякий случай нехватки классовых врагов» как нельзя лучше характеризует то тяжелое время.

Автор как никто другой знаком с этой бедой. Семью Твардовских незаконно раскулачили и сослали в далекую Сибирь. В России смог остаться только Александр. Его спасло только то, что в тот момент он жил отдельно от семьи в другом городе. Помочь своим родным он ничем не мог. Это мучило Твардовского до конца дней.

Впрочем, поэт выдвигает гипотезу, что такой «обеленный» сын мог ответить за отца, которого несправедливо осудили. Автору надоело слышать обвинения, что он на все смотрит с «кулацкой» колокольни и осуждает Советскую власть. Зато «голые» крестьяне, получившие долгожданную землю, искренне верили Советскому режиму.

Каждый незаконно репрессированный человек надеялся, что, если Сталин лично прочтет его прошение, приговор тут же отменят. Крестьяне бросали земли и свои дома и переходили в рабочие. Теперь страшный ярлык был снят, для молодежи открывались новые пути.

Но скоро все вернулось на свои места. Стране, как оказалось, не хватает «заклейменных» сыновей и дочерей. Лишь гибель на войне могла отмыть репутацию от позора. Страшно лишь было попасть в плен и, а еще страшнее выбраться оттуда живым. Тогда двойное клеймо «предателя Родины» не давало возможности спокойно жить дома. Предателей арестовывали и ссылали в лагеря. Особенно пострадали национальные окраины и перенаселенные народы.

Глава «О памяти» – это сложный монолог о том, что прошлое нельзя вычеркнуть из своей жизни, нельзя его забыть или перечеркнуть. Люди просто обязаны помнить и знать свое прошлое, иначе им не построить счастливое будущее. Ведь все поступки дедов и отцов отражаются на будущей судьбе своих внуков.

Советская власть хотела, чтобы люди забыли о репрессированных, ведь новое поколение ничего не знает об этом. Но герой не видит вокруг себя таких непосвященных людей, ведь вся страна была свидетелем громких репрессий. И если чьей-то семьи они чудом не коснулись, то наверняка «мимоходом» зацепило.

Твардовский говорит, что люди сами виноваты в происходящих событиях, и эту кашу «расхлебывать» тоже нам. А уж если попробовать «вернуть былую благодать», автор советует не трогать Ленина, а вернуть Сталина « Он богом был, он может встать». Ведь приемник Сталина продолжает властвовать в этом мире. Он имеет в виду Мао Цзе Дуна.

Твардовский искренне хотел переосмыслить трагическую историю своей страны и своего народа, связанную с репрессионным периодом времени. В его судьбе отражались судьбы миллионов людей, пострадавших от незаслуженного наказания.

Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

Поэма Твардовского разделена на три части: в первой главе идёт описание юношеских побуждений, мечты молодого человека, стремящегося к процветанию своей отчизны, ради которой он готов на всё. Юноша стремится к знаниям, которые дадут ему возможность принести пользу Родине и народу.

Чистые помыслы юного человека разбились о жестокую реальность происходящего. Соприкоснувшись с грубой действительностью, поэт ощущает глубокие разочарования в своих светлых мечтах, о чём читатель узнаёт из второй части произведения писателя. Твардовскому пришлось на собственном опыте испытать презрение и осуждение общества, порицающего его за то, в чём он не был виноват. Он не имел возможности оказать какую-либо помощь своей семье, несправедливо отбывающей пожизненное наказание в Сибири, за что и получил нелицеприятное прозвище предателя, отрёкшегося от самых близких и дорогих ему людей. В этот момент идёт переоценка ценностей поэта, он по другому смотрит на жизнь, выражая свою боль и горечь в поэтических строках, близких пониманию фактически большинства людей.

С иронией писатель относится к тому, что великий вождь даёт разрешение не отвечать за поступки отца. Здравомыслящий человек понимает сущность необъективных и противоестественных действий руководителя страны. В голове не укладывается, как сын раскулаченного крестьянина не может отстоять справедливость, заступиться за своего родителя, честного трудящегося, почему он должен от него отказаться.

В третьей части своего произведения, автор призывает всегда помнить о своих близких людях. Как бы не была тяжела и страшна история своего народа, молодежь должна принять ее, таковой, какова она есть. Прошлого не изменить. Некоторые граждане прячут неприглядное прошлое своей страны, не позволяя потомкам видеть точную картину становления государства. По словам автора это неправильно. Молодежь должна знать свою историю, чтобы помнить. Твардовский не жалеет, что все пошло не так, как он грезил. Он переосмыслил произошедшие события и принял их. По его словам, в какой – то степени виноваты сами люди, что допустили это, и теперь приходится платить по счетам.

В конце повествования Твардовский говорит о том, что память – это величайшая способность каждого человека, и мы ни вправе не признавать ее. Пока люди помнят о подвигах своих родителей, он живы, а если не будем вспоминать, то они умрут навсегда.

Это произведение стало, в каком - то смысле, криком души Твардовского. Благодаря его писательскому таланту, мы доподлинно узнали о жизни своих сограждан во время сталинских репрессий. Обо всех тяготах и лишениях, которые им пришлось пережить. Это непростое время, стало началом новой истории нашего государства, и мы, ныне живущее поколение, не имеем права забыть свое прошлое, это с человеческой точки зрения будет подло и неправильно.

Картинка или рисунок По праву памяти

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Женщина в белом Коллинз

    Уолтер Хартрайт – молодой художник, по протекции своего товарища, устаивается на работу педагогом по рисованию в одну, очень богатую усадьбу. Перед отъездом в имение, молодой человек зашел попрощаться со своими родными

  • Краткое содержание Шукшин Стёпка

    Герой данного рассказа – молодой парень, которого зовут Степка, и который вернулся из тюрьмы в родную семью. Действие рассказа происходит весной в деревне. Когда Степка встретил отца, тот спросил его, вышла ли из него дурь

  • Краткое содержание Замазка Носова

    Однажды, подготавливая рамы к наступлению зимы, стекольщик замазывал трещины на окне. Как только он ушел, два мальчика - Шура и Костя, отскоблили замазку и стали лепить из нее разных животных

  • Краткое содержание Пара гнедых Тендряков

    1929 год. Год надежды и начинающихся репрессий. В России идет коллективизация. В нашей деревне тоже. В теплый летний день навстречу друг другу едут телеги со скарбом. Бедняки переезжают в дом богачей

  • Краткое содержание Лунный камень Коллинз

    Многие века в индийском храме стояла священная статуя Бога Луны, во лбу которой сверкал желтым цветом красивейший алмаз. По древней легенде, если драгоценный камень покинет обитель, он принесет своему владельцу несчастья

В жанрово-тематическом плане — это лирико-философское раздумье, «дорожный дневник», с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы — необъятная Советская страна, её люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора — пассажира поезда «Москва—Владивосток». Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.

Поэма «По праву памяти» мыслилась первоначально автором как одна из «дополнительных» глав к поэме «За далью — даль», приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя «По праву памяти» не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным «циклом», вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора «Василия Теркина». Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.

Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:

Перед лицом, ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…

Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.

И где, кому из нас придется,
В каком году, в каком краю
За петушиной той хрипотцей
Расслышать молодость свою.

Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:

Готовы были мы к походу
Что проще может быть:
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если —
То и жизнь отдать…
Лишь от себя теперь д-

обавим.
Что проще — да.
Но что сложней?

Вторая глава «Сын за отца не отвечает» самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти».

Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов.
Что он простил тебе отца.

Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.

Да, он умел без оговорок,
Внезапно — как уж припечет —
Любой своих просчетов ворох
Перенести на чей-то счет:
На чье-то вражье искаженье
Того, что возвещал завет.
На чье-то головокруженье
От им предсказанных побед.

Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы.

В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память — это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…

Эта поэма — своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.

А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите —
Он Богом был —
Он может встать.