Почему русский народ любит свое рабство. Откуда появилось утверждение о рабском менталитете русского народа

Когда писатель и один из самых авторитетных представителей московского землячества крымских татар Эрнст Кудусов обмолвился по поводу исторического образа русских, назвав их "потомственными рабами", мне захотелось встать и аплодировать ему стоя. Пусть даже так, но кто-то же должен назвать вещи своими именами! И не надо ругать дедушку, он - магнитофон. Запись сделали совсем другие люди. Байер, Миллер, Карамзин, Соловьев… Все «светочи» отечественной исторической науки до наших дней, которые под питательным покровительством царей, генсеков и президентов создавали величественный памятник «народу-мученику».

Конечно, рабы! Наделавший шуму эфир на российском «Общественном Телевидении» всего лишь подвел черту под мыслями, которые появляются в голове каждого, кто когда-либо учил российскую историю. Ведь мы все знаем, что наше прошлое - это последовательность сменяющих друг друга сцен насилия и унижения над русскими. Не случайно участники той передачи (между прочим, этнические русские) и глазом не моргнули, когда Кудусов расписывал, кто они. Никто не вскочил, не перевернул стол. Ведущий программы (тоже русский) продолжал согласно кивать вслед словам своего седовласого гостя. Правда, с окаменевшим лицом.

Одно слово - рабы. А та бесцеремонность, с какой в самой России власть обращается с населением? Мы же знаем, что и в Испании, и во Франции люди вышли бы на улицы, едва бы им объявили о повышении тарифов ЖКХ или цен на бензин, как это происходит у нас регулярно и абсолютно без каких-либо треволнений. Мне даже кажется, что и Майдану мы не верим, потому что в глубине души сами не представляем себе, как это народ может вот так - запросто - решать собственную судьбу, изменять собственную государственность? Конечно, там прилепилось много разного - бандиты, провокаторы, шпионы (судьбу Крыма предопределил как раз страх Москвы увидеть Севастополь в роли военно-морской базы НАТО), но несомненно, что вся эта нечисть вьется вокруг раскаленного до бела чувства собственного достоинства украинцев.

Почему за последние 20 лет они научились оскорбляться, а мы как были, так и остались «советскими» людьми?

Ответ прост - почитайте современные учебники истории Украины! На Майдане - поколение, выросшее на этих учебниках. Я не собираюсь давать оценку теориям украинских историков, но совершенно очевидно, что современные молодые украинцы ощущают себя потомками полубогов и полны решимости быть достойными памяти своих предков. Это незнакомый нам этнос. Русская же история как была, так и осталась историей «потомственных рабов». В ней даже очевидные взлеты национального духа оскоплены и сглажены.

Приведу пример судьбы такого исторического факта как «Молодинская битва». Речь идет о сражении времен Ивана Грозного, о котором не упоминали отечественные учебники, хотя оно по своему историческому масштабу не уступает ни Бородинскому, ни Сталинградскому. Всего лишь несколько лет назад «народные» историки в интернете обратили внимание на то, что в 1572 году воеводы Воротынский и Хворостинин не просто разгромили под Москвой некое «крымское войско» - они уничтожили военный потенциал Высокой Порты, частью которой был тогдашний Крым. Говорил бы уважаемый Эрнст Абдураимович о «потомственных рабах», если бы со школьных лет знал, что конец движению османов вглубь Европы положили русские, фактически «вырезав» неподалеку от деревеньки Молоди половину всего личного состава вооруженных сил Оттоманской империи?

Между прочим, в тот момент государство османов находилось в зените своего могущества, повелевая едва ли не всем миром.

История - это рассказ потерявшему память о том, кто он. Что расскажешь, таким и будет. Нам рассказали, что мы великий, но угнетаемый всеми народ, который заслуживает лучшей доли, потому что «духовный». Поэтому мы такие и есть - полудурки. А как еще назвать народ, который на протяжении достоверного периода истории оставлял за собой последнее слово во всех величайших катаклизмах планеты (Наполеон, Гитлер), но запросто верит россказням католических монахов 17 века, поведавших миру о трехсотлетнем рабстве русских? Ведь даже само словосочетание «татаро-монгольское иго» пришло к нам из немецкого языка.

Нам показывают наших предков как безликую массу людей с одинаковой стрижкой «под горшок», а мы не даем себе труда задуматься, почему эти примитивные общины, вечно «угнетаемых» какими-нибудь «франко-саксонскими феодалами» или «монгольскими мурзами», ассимилировали своих поработителей? Во всяком случае, так утверждает историческая наука. Представьте себе испанцев, которые в Америке стали говорить на языке ацтеков, носить их одежду, называть своих детей ацтекскими именами. Все это и называется словом «ассимиляция». Вот и крымский татарин, важно рассуждавший о величии своей нации и о «нации рабов», говорил отнюдь не на родном тюркском языке. И совсем не в многомиллионном Бахчи-Сарае. Он говорил как часть великой русской цивилизации и даже как ее голос, насколько можно судить.

В том-то и комизм ситуации, что действительность русских не убеждает - мы верим словам. Лично мне иногда кажется, что нас потому и прозвали «славянами», что мы легко внушаемы. Сейчас много разговоров о том, что в огне средневековых войн между католиками и язычниками отлилась целая библиотека подделок «древних» латинских текстов, где, кроме всего прочего, записано, что латинское слово «склав» («раб») произошло от племенного названия «склавины» (славяне), так как рабы в Древнем Риме были родом именно из этого племени. До сих пор этот миф является одним из ключевых моментов в национальной самоидентификации среднестатистического европейца, хотя уже доказано, что в римскую эпоху на диалектах русского языка говорило едва ли не все население будущей Европы (то есть мифические «склавы» - это просто древние европейцы). Отражено ли сие обстоятельство хотя бы в учебниках заинтересованной стороны - России? Конечно, нет! Ведь остепененные представители племени «потомственных рабов» привыкли заглядывать в рот своим западным коллегам, а те по указанным выше причинам не торопятся вводить имеющиеся данные в научный оборот.

Не это ли причина, из-за которой украинцы не захотели иметь с нами общую историю?

Русским пора замахнуться на «устои». О необходимости создания новой хронологии (читай - новой мировой истории) вслед за академиком Фоменко уже заговорили и зарубежные исследователи (Uwe Topper, Die "Große Aktion"). Очевидно, новым должен стать и сам предмет истории. В этом смысле российскую историческую науку еще ждет свой Крым. И тогда не будет нужды, как советовал Чехов, «выдавливать по капле из себя раба». Все поколения россиян, которые вырастут на новом учебнике, получат то чувство национального достоинства, которого сегодня так не хватает нам - увы, «потомственным рабам».

Федор ГРИГОРЬЕВ

НОВОСИБИРСК

Наверное, многие из нас еще со школьных времен затвердили, что крепостное право в России было отменено еще в 1861 году. Но на самом деле традиции работорговли существовали во всем мире издавна. Не стала исключением и Древняя Русь.

«Челядь»

Попасть в рабы на Руси можно было несколькими способами. Один из них – это захват иностранных пленных. Таких рабов-«полонян» называли «челядью».

В одной из статей договора, заключенного в 911 году с Византией после удачного набега древних русов на Константинополь, византийцам предлагалось заплатить 20 золотых монет (солидов) за каждого взятого в плен «челядина». Это составляло около 90 граммов золота и вдвое превышало среднерыночную цену на невольников.

После второго похода на Византию (944 год), который завершился менее успешно, цены удалось скостить. За «юношу или девицу добру» давали на этот раз 10 золотых монет (45 граммов золота) или «две паволоки» - два куска шелковой ткани. За «середовича» - раба или рабыню средних лет – полагались восемь монет, а за старика или ребенка – всего пять.

«Челядь» чаще всего использовали для различных неквалифицированных работ, например, в качестве домашней прислуги. Женщины-полонянки, особенно молодые, ценились выше мужчин – их можно было использовать для любовных утех. Многие из них становились наложницами и даже женами рабовладельцев.

Как сообщает «Русская правда» - сборник законов XI века – средняя стоимость «челядина» составляла пять-шесть гривен. Многие историки считают, что речь идет не о серебряных гривнах, а о гривнах кун, которые были вчетверо дешевле. Таким образом за невольника в то время давали около 200 граммов серебра или 750 выделанных беличьих шкурок.

В 1223 году после неудачной битвы с монголами на Калке смоленским князем Мстиславом Давидовичем был заключен договор с рижскими и готландскими купцами, по которому стоимость одного челядина оценивалась в одну гривну серебром (это соответствовало 160-200 граммам серебра и примерно 15 граммам золота).

Цены на челядь зависели от региона. Так, в Смоленске раб стоил немного дешевле, чем в Киеве, и втрое дешевле, чем в том же Константинополе… Чем больше людей захватывали в рабство во время военных походов, тем сильнее падала цена.

Рабство по закону

На Руси активно развивался и внутренний невольничий рынок. Еще одной распространенной формой рабства, кроме «челяди», являлось холопство. В холопы можно было попасть за долги, в результате брака с холопкой или холопом, поступления в услужение, в качестве наказания за тяжкое преступление… Были случаи, когда родители сами продавали или отдавали своих детей в рабство, так как не могли их прокормить.

Крепостное право стало развиваться лишь в XI веке, с формированием централизованного государства. В основе его лежала зависимость бедных крестьян от землевладельцев. В Киевской Руси и Новгородском княжестве все несвободные крестьяне подразделялись на три категории – смердов, закупов и холопов. В отличие от первых двух категорий, холопы не могли иметь никакой собственности, не имели права переходить к другому хозяину.

В XV столетии, после того как Московское княжество освободилось от татаро-монгольского ига, цена на одного холопа колебалась от одного до трех рублей. К середине XVI столетия она повысилась до полутора-четырех рублей. Накануне Смутного времени доходила уже до четырех-пяти рублей. Однако неурожаи и войны неизменно опускали цены на живой товар.

Если контролировать внешнюю работорговлю было довольно сложно, то внутри страны государство пыталось регулировать рабовладение. Существовали специальные кабальные книги, где фиксировались соответствующие сделки. При этом с владельцев холопов брался особый налог.

Плюсы и минусы рабства

Если разобраться, рабовладение представляло собой вполне эффективный экономический институт. Люди могли служить предметом купли-продажи, могли быть обменены на другие, «неодушевленные» товары, или взяты в счет уплаты долгов и налогов. Хозяева получали практически дармовых работников «за кров и еду», те не могли по собственному желанию покинуть «рабочее место» или потребовать лучших условий… Иногда это было выгодно и самим рабам: они обретали хоть какую-то стабильность, могли не заботиться о жилье и куске хлеба.

Но, с другой стороны, принуждение не может являться достаточным мотивом для качественного труда. Как показывает практика, лучшей мотивацией для работника являются повышение качества жизни и возможность самореализации. Увы, рабство все это исключает.

Мне скажут: "смирно", мне скажут: "вольно",
Мне скажут: "марш", мне скажут: "стой!"
Всегда весёлый и всем довольный,
Я перестал быть самим собой...

(Надежда Орлова)

Давно навязший в зубах тезис о якобы присущей русскому народу «рабской психологии» на самом деле никакой критики не выдерживает, а исторические предпосылки возникновения этого тезиса как раз ровно обратные – русский народ за многие тысячи лет никто и никогда так и не смог обратить в рабство (русская душа не приемлет рабства всеми своими фибрами), поэтому любой власти в России приходится искусственно поддерживать этот тезис, активно развивая, сохраняя за собой и поддерживая на высоком уровне те или иные методы манипулирования сознанием людей.

Впрочем, и само общество помогает власти поддерживать этот тезис. Ведь парадокс такого беспрецедентного свободолюбия русского народа приводит к тому, что любое поползновение на ограничение его свобод вызывает совершенно неадекватную обратную реакцию - народ погружается в апатию и беспробудное пьянство, а поэты и писатели разражаются такими шедеврами как, например, Пушкин - «К чему стадам дары свободы?», Лермонтов - «Страна господ, страна рабов», Чернышевский - «Жалкая нация рабов. Сверху донизу все рабы».

Общественная мысль начинает осциллировать в унисон, а подавляющее большинство людей - это существа ментально управляемые. И вот уже соответствующим образом сформировано информационное пространство, в котором живут эти люди, и власть начинает управлять не только сознанием, но и поведением этих людей, принявших вышеописанный тезис за истину. Именно поэтому те, кто хочет управлять массами и заставить их следовать своим замыслам, первым делом стремятся захватить под свой контроль СМИ, где господствует ложь и двойная мораль.

Конечно, наиболее стойкая и интеллектуально сильная часть народа способна вырваться из лживого информационного пространства, но таких людей власти всегда стремились либо уничтожать, либо изолировать остальных от их влияния. Конечно в этом есть определенный риск и для власть придержащих, так как подобная политика приводит к деградации нации и снижению эффективности её использования, но как говаривал еще старина Маркс - «при 300% прибыли нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы», а потом хоть трава не расти!


Если и было рабство, то только ментальное

А давайте задумаемся, откуда бы взяться на Руси рабству, если на протяжении всей истории оно фактически отсутствовало. У нас, собственно, никогда рабов не было. Мы их в страну не завозили, пленных в рабов не обращали, другие страны и народы с этой целью не покоряли (и даже многих освобождали от рабства). У нас даже колоний фактически никогда не было и каждый «оккупированный» регион продолжал жить по своим «правилам».

Ну да, у нас часто сетуют на «безобразное крепостничество», которое якобы превратило русский народ навечно в рабов. При социализме, например, с детства дурили голову этим «крепостным правом» (хотя реальное положение вещей со свободами тогда было нисколько не лучше, чем «до революции») и до сих пор некоторые с позволения сказать демократы распространяют заведомо ложную информацию о крепостничестве, как главном источнике российского рабства. А, между тем, крепостное право в России существовало не так уж и долго - в своей самой безобразно-жупельной форме оно сложилось только с 1718-1724 гг. (и, собственно, главным апологетом «безобразного крепостничества» стал Пётр I, который завез его с Запада), а уже в 1861 году оно было ликвидировано и с тех пор после освобождения крестьянства прошло 150 лет!

Кстати, официальная дата хронологии закрепощения крестьян в России, - , - исчисляемая якобы со введения ограничения права перехода крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день, - неправомерна, так как Юрьев день был просто днем уплаты крестьянином налогов государству (а когда ему еще было платить, как не после сбора урожая?), после которого крестьянин мог подаваться на все четыре стороны - . Интересно, что узаконение крепостного права введением Юрьева дня историки стали считать с легкой руки Татищева, который за уши притянул такую трактовку только из-за того, что она действительно официально ограничила права крестьян на свободу перемещения (хотя это больше напоминало введение института прописки/регистрации, нежели рабство). То есть, относительно небольшое ограничение свобод российскими интеллектуалами тут же было названо «рабством».

Для сравнения, во многих европейских странах, прошедших через крепостничество, последнее существовало значительно дольше и было распространено гораздо шире. Так, например, в той же Германии крепостное право сложилось уже к XV веку, а отменено было в конце XVIII – начале XIX в., то есть существовало как минимум в два раза дольше, чем в России.

Ну а в самых демократических ныне США вообще было натуральное рабство, которое и просуществовало дольше, чем крепостное право в России и было отменено позже.

Причем особо отметим, что в частной собственности у российских помещиков никогда не было и половины от всех крестьян! Большинство крестьян на самом деле были лично свободными и принадлежали либо к категории государственных , либо к категории удельных крестьян. Государственные крестьяне - это большое сословие, образованное из всяких кулаков-однодворцев и прочих хозяйственных мужиков, которые жили на казенных землях и платили только налоги в пользу государства, но они всегда считались лично свободными. В 1886 г. они получили право полной собственности на землю за выкуп. А удельные крестьяне - это, в принципе, формально зависимое сословие, но оно принадлежало императорской семье, а значит тоже находилось в государственном управлении. Они проживали на так называемых удельных землях и платили налоги в основном в форме оброка. В 1863 г. (чуть позже крестьянской реформы 1861 г.) они тоже получили свою землю в собственность, а формальную личную свободу им давали за обязательный выкуп части удельных земель.

Более того, на бо льшей части территории России крепостного права вообще никогда не было: во всех сибирских, азиатских и дальневосточных губерниях и областях, в казачьих областях, на Северном Кавказе, на самом Кавказе, в Закавказье, в Финляндии и на Аляске. И, кстати, большая проблема у властей России была с так называемыми «беглыми» крестьянами, которые отказываясь подчиняться помещикам, валили с родных мест на свободные от крепостного права территории. И таких свободолюбивых граждан всегда было очень много, что заставляло власть в XVI-XVII вв. увеличивать сроки розыска беглых крестьян сначала до 5, а потом и до 15 лет, что тоже является косвенным свидетельством свободолюбия русских.

Интересна в этом смысле позиция некоторых крестьян, которые, возможно, и воспринимали власть сквозь призму ее официального «освещения в СМИ», то есть формировали свои убеждения и позиционирование в обществе в соответствии с официальной доктриной, но они были вполне довольны своим крепостным положением, поскольку не мыслили себе иной жизни и не представляли, как вообще можно существовать по-другому. И никакие интеллектуалы, писатели и поэты не могли их убедить в том, что они рабы (чувствовали бы себя ущемленными - сбежали бы). Ведь по большому счету родина для человека - это то место, где, где он может жить по своему пониманию справедливости и по законам, соответствующим его ценностям. Ну вот такие это были люди и такое у них было понимание «свободы», но выводить из этого факта обобщенный тезис «рабской психологии», присущей всему русскому народу,- по меньшей мере странно. Поэтому, скажем, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» обвинения поэта справедливы только для сельского старосты Глеба, который утаивал от своих крестьян известие о раскрепощении и таким образом оставлял восемь тысяч человек в кабале помимо их воли. Но ведь из одного этого факта поэт делает выводы обо всем русском менталитете, что в корне неверно. Таким образом, по сути единственное «обвинение», которое можно предъявить русским, - не фактическое, а ментальное рабство, - оказывается «сфабрикованным».

Да и в конце-то концов все государства - это ментально-рабовладельческие структуры, принуждающие людей проживающих на территории этих государств отдавать значительную часть продукта своего труда при помощи манипуляций сознанием и ментально-рабовладельческой экономической модели социума. Манипуляция сознанием подменяет естественные понятия и убеждения человека таким образом, что он, по сути находясь в полной зависимости от государства, считает себя свободным человеком, несмотря на свое подчиненно-ограниченное положение в действительности. А уж чем это достигается - дело десятое: введением ли каких-то социально-экономических идеологий, на основе национализма, патриотизма, религиозного единения или при помощи внешних угроз - военной, экономической и т.д.

Отсутствие сакральной власти и божественного подчинения

В России ни власть, ни религия, в отличие от абсолютного большинства других стран, фактически никогда не были сакрализованы. Свободная система отношений была и в Киевской Руси, и в Новгороде, и в других частях будущей России по крайней мере до имперских амбиций и построения имперской «вертикали». В военное время призывался на командование князь, а в мирное время «вертикаль» распускалась и правило народное вече. Эта свободная динамичная система называлась русской «соборностью» - умением собираться в минуту опасности и расходиться, когда опасность миновала, чтобы не уподоблять свою жизнь тюрьме и казарме, не искать искусственных «врагов» и не провоцировать новую войну для повышения ЧСВ (Чувства Собственной Важности).

Тема сакральности духовной и светской властей постоянно всплывает у нас, причем не только в религиозных дискуссиях (религиозных мракобесов и монархистов в последнее время хоть отбавляй), но при этом все почему-то забывают про исторические особенности нашего Православия. Ведь в отличие от Западной Европы, где Церковь сформировалась еще до того, как там появились современные государства и имела значительное влияние на светскую власть (то есть, дикие варвары получили церковь как готовый институт, причем не только идеологический, но и экономический) - у нас уже в принципе сформировавшееся государство само учредило Церковь и добровольно передало ей часть функций и собственности. Поэтому наша Православная Церковь всегда была теснее связана с государством, чем западная, но отношения светских и церковных властей были более прагматические. Возможно из-за этого прагматизма в верхах нашим властям так никогда и не удалось сакрализовать власть в глазах народа, хотя такие попытки, как и в любом государстве, на протяжении истории постоянно предпринимались. Однако формальное приятие «помазанников Божьих» так и не вылилось у нас в фактическое поклонение им, как «наместникам Бога на земле». С религией, кстати, та же петрушка - непогрешимых церковнослужителей в русском православии, в отличие от тогоже католичества, никогда не было, нет, и не будет...

«Ответили они Ему: мы семя Авраамово, и никому не были рабами никогда. Как же Ты говоришь: «вы сделаетесь свободными»? Ответил им Иисус: … всякий, делающий грех, есть раб греха». (Ин. 8:33-34)

Начнем с того, что в первоисточниках Христианства отношение к власти изначально было скептическим, о чем, собственно, повествуется в Библии при описании призвания первого царя Саула.

Там сказано, например, что пророк Самуил мудро правил еврейским народом от имени Бога в качестве верховного судьи до преклонных лет, но его сыновья уже погрязли в коррупции. Тогда еврейский народ, не доверившись церковной власти и отвергнув Бога, как своего прямого Правителя и Царя, попросил престарелого пророка поставить над ним светского царя (как у безбожных варварских народов), опасаясь чтобы после смерти пророка не водворилось прежнее бесправие и анархия.

Самуил обратился к Господу за советом и Господь велел поставить такого царя, заметив при этом, что тем самым евреи отвергли божественную власть. Причем Господь велел сразу предупредить глупых евреев, что светский царь будет их нещадно эксплуатировать, отберет у них ослов, рабов, лучшие поля и сады и прочее, да еще и обложит налогом в 10%. Сыновей призовет в армию, а дочерей поставит на кухню кормить себя и своих клерков. В общем, Господь строго предупредил евреев, чтобы ничего хорошего они от царя не ждали и потом не вздумали плакаться Господу, чтобы он их от этого царя освободил - Господь сразу обозначил свою негативную позицию по этому вопросу

То есть в этом смысле в Библии отношение к царской власти отнюдь не сакральное и хотя царя там «помазывают на царство», образом Божим он не является и произвольно меняется (Саула, скажем, вскоре заменили на Давида, которого тоже, в свою очередь «помазали», но не сакрализовали).

А сакрализация светской власти, собственно, исходит из Рима. Когда христианство стало приемлемым для элиты Римской империи - оно переняло часть греко-римской культуры и заговорило языком философов, точнее платоников. То есть, библейские тексты начали переиначивать и трактовать в соответствии с неоплатонической концепцией, и именно по ней, а не по Библии императора Константина, который провозгласил христианство государственным культом, начали считать отражением (земным образом) Бога, а священную римскую империю отражением Царства Божьего на Земле.

Интересно в этом смысле посмотреть, как менялась трактовка библейских текстов на Руси, так как у нас тоже были предприняты попытки сакрализации светской власти практически в полном соответствии с римской концепцией (ибо ничто не ново под Луною).

Возьмем, например, старославянское "Несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть » (Рим. 13,1).

Дословный перевод был бы таким: «Не есть власть, если не от Бога: истинные же власти от Бога установлены быть ». То есть, если власть не от Бога, то это не власть, а иллюзия оной.

Но в современном переводе Священного Писания с церковно-славянского языка (в том числе и синодальном) предлагается следующую редакцию: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены » (Рим. 13,1).

Хотя слово «несть» ближе по смыслу переводится как «не есть», а не как «нет» (в Церковно-Славянском словаре у него два значения, но последнее нарушает грамматический и логический строй апостольских поучений); слово «аще» переводится как «если», а не «которая» (можно сравнить с греческим оригиналом «ου γαρ εστιν εξουσια ει μη απο θεου» или староанглийским переводом Библии Короля Иакова, где также соответствующее словосочетание означает «если не», а вовсе не «которая»); а слово «сущие» переводится как «настоящие» или «истинные», а вовсе не как «существующие» (пример - «сущая правда»). То есть смысл послания совершенно изменен в сторону сакрализации власти.

Возвращаясь к принятию Русью христианства, следует заметить, что в Византийской империи с сакрализацией светской власти всё обстояло чуть сложнее, то есть там светская власть была не такой абсолютно сакрализованной, как в Риме и допускалось несколько интерпретаций: одна точка зрения состояла в том, что «священство выше царства»; другая - о «симфонии» (согласии; греч. – συμφωνiα) названных служений друг с другом в едином церковно-государственном теле (аналогично «союзу» души и тела в одном организме); третья - что оба этих института (в рамках их «симфонии») есть «равновеликие дары Божии»; четвёртая - что цари имеют все архиерейские, за исключением священнодействия, права, что василевсы (греч. βασιλεvς) – верховные арбитры церковных дел и главы христианского мира. И преобладание какого-либо из названных воззрений (как и позже на Руси) находилось в зависимости от личностей царей и патриархов, а также от исторической и политической обстановки. Например, во времена неколебимости Византийской империи от авторитетных церковных деятелей (святых отцов) звучали первая, вторая и четвёртая точки зрения, в период мусульманского завоевания Востока - скорее вторая и третья, а на закате империи и после её падения - едва ли не исключительно четвёртая».

А с Русью еще сложнее, так как принятое Православие у нас было в полном подчинении византийскому, то есть даже если бы византийский Патриарх был бы наместником Бога на Земле, а Василевс - его отражением в земной власти, то русские священники и князья такого статуса все равно бы не имели (а византийские духовные и светские власти были не ближе русскому народу, чем Господь на небе). То есть, традиции придания сакральности непосредственной светской власти у нас при принятии Христианства не было.

После распада Византийской империи ситуацию пытался изменить Никон, объявив Русь третьим Римом, но при этом он сильно перетянул «одеяло» на себя. То есть, в период так называемого «раскола» между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном разразилась борьба за то, кто же из них действительно является наместником Бога на земле.

И Никон предпринял попытку установить в России теократическую монархию. Он утверждал, например, что Патриарх - это солнце, а Царь - луна, то есть именно Патриарх является главным наместником Бога, а роль царя - не более чем управляющего при нём (этакого исполнительного директора-распорядителя).

Алексей Михайлович, конечно побежал, позвонил в милицию воспротивился и созвал собор, где разгорелась дискуссия о том, что есть царь. И вроде бы порешили, что царь есть «местник Божий», то есть именно царь является наместником Христа, однако официально это не зафиксировали и долгое время фактически только Патриарх был сакральным властителем на Руси (хотя сам-то Никон из-за этого кончил плохо).

А начало полной десакрализации не только светской, но и церковной властей положил император Петр I, который вообще упразднил патриаршество, потому что помнил о том, во что вылились притязания патриарха Никона и с каким трудом они были ликвидированы светской властью.

Причем своими модернизационными реформами император Петра I привнес в Россию многое из того, что было в то время на Западе, в том числе и секулярные протестантские элементы для обоснования власти. Но этим по существу была разрушена старая формальная третьеримская (никоновская) модель, в которой московское царство трактовалось как образ Царствия Небесного. А элементов теократии с сакрализацией светской власти (или в более узком смысле - цезаропапизма), как в таких протестантских странах как Великобритания, Норвегия, Швеция или Дания, где монарх является главой церкви, Петр I фактически так и не установил. И хотя в период 1721-1917 в России была ситуация, близкая к «слабой» теократии протестантского типа, где Святейший Синод - коллективный орган руководства РПЦ, сменивший патриарха - был подчинён императору, которого в нём представлял светский чиновник - обер-прокурор Святейшего Синода, а Синод издавал постановления «по указу его императорского величества» и с 1797 года в российском законодательстве император даже назывался «главою церкви» и до 1902 считался «крайним судией» духовной коллегии/Синода, а оба эти наименования в православной традиции обычно применяются лишь к Иисусу Христу - реально всё это сопровождалось многочисленными оговорками и фактически не работало.

Напротив, Петр ввел совершенно секулярную по своему происхождению инстанцию - бюрократическое государство, которая вклинилась в старую теократическую систему и по существу начала ломать её. То есть именно с этого периода начинается не только фактическая, но и формальная десакрализация царской власти, которая хотя и завершилась только в 1917 году, но по сути никогда не прерывалась (те же декабристы, например, ничтоже сумняшеся основывали свои притязания на вышеупомянутых библейских текстах «помазания Саула», но в их изначальной трактовке, отрицающей сакрализацию светской власти).

И, наконец, возвращаясь к русскому народу отметим, что в России везде и во все времена власть мягко говоря недолюбливали. В Древнем Риме с его сакральной властью - гордились ею, американцы со своей абсолютно десакрализованной демократией - историю своей власти чтут и обожают, немцы ценят свой «орднунг» (порядок), а вот русские своей власти традиционно чураются. Пожалуй не было в России ни одного царя, президента или генсека, о котором после смерти не начинали бы говорить гадости (даже если боялись сказать о нем плохое при его жизни). То есть, власть в России никогда не признавали, а просто терпели, как чирей на заднице.

Но возможно это оттого, что у русского народа, даже при наличии внешних атрибутов рабства, всегда было очень сильное противодействие рабству внутреннему, принудить к которому гораздо сложнее...

Таким образом, добровольного подчинения кому бы то ни было у русского народа никогда не было, а рабство всегда бывает только добровольным (или обманно-добровольным).

"Посвящается Леону Верту, когда он был маленьким Андрею Буровскому, когда он был еще в адеквате".

Что позволяет мне заявлять, что население России (а до этого СССР, Российской империи, Московского царства и так в глубину веков) не несет в себе, своем менталитете ака национальном характере лишнюю хромосому пресловутого "гена рабов"?

1. Северный тип хозяйствования
Весьма специфические условия формирования Русской Цивилизации выработали у нашего народа целый ряд черт характера/качеств личности, которые можно оценить как абсолютно не рабские. Русские веками вели настолько разнообразное хозяйство (это помимо земледелия, еще и скотоводство, рыбная ловля, охота, собирательство и даже такое своеобразное занятие как бортничество). Что, в свою очередь, требовало от людей умение проявлять инициативу, способности к постоянному думанию™, и проч. и проч.
Никогда лес не валили (хотя бы видели)? Способов завалить дерево десятки, и они редко повторяются. Тут голова нужна не для того, чтобы шапку носить и в нее есть!..
СТХ сближает нас с такими северными народами, как англичане, шведы, и даже немцы - самые передовые народы Европы прошлого (сегодня эти нации безнадежно сломаны толерастией, увы).

1-бис. Привычка к оружию, или "В глаз белку бью!.."

Одно из уникальных качеств ватников русских - это привычка к оружию, даже любовь (а у кого-то маниакальная страсть ЕВПОЧЯ ☺).
Я не сторонник теории, что оружие делает из человека гражданина, а его отсутствие - бесправного раба. Хотя пулемет в огороде прикопал пару стволов + холодняк иметь надо. Полно исторических примеров, когда власть вооружала рабов и/или представителей угнетенных народов (гладиаторы в Древнем Риме, янычары и мамлюки, наша рекрутчина из крепостных), но если считать в среднем по больнице - оружие можно считать одним из признаков свободных людей.
Почему русские с древности любили оружие? Этому способствовало как постоянная внешняя угроза, так и обстоятельства внутренней жизни страны; необходимость охоты, например. Отдаленность деревень от центральной/местной власти делали привычку к оружию просто необходимой; допустим, чтобы отбиться от разбойников. А во время войны это качество превращало наших мирных пейзан в самых лучших партизан в мире. Наполеон и Гитлер ЭТО ГАРАНТИРУЮТ!

2. Церковный Раскол

Я много где писал, что русские бунты не всегда были бессмысленны и заканчивались ничем. Отдельного разговора заслуживает Революции 1905-17 гг. Оказалось, что мнение Пушкина за сто лет устарело, и русский народ (как и другие народы нашей страны) вполне оказался способен на решительные действия.
Но если уж мы где гении - так это в пассивном сопротивлении.
Церковный Раскол 17 века может дать обильную пищу стороннику теории "Мы не рабы, рабы не мы!".
До трети населения (по разным оценкам) не приняли rефоrму Никона и ушли в Раскол. Не похоже это на поведение бесправного быдла, послушно глядящего в рот начальству, ведь так?
Хотя я и ортодокс, но перед старообрядцами готов снять шляпу кепку. Они отстаивали свою Правду, не прогибаясь под репрессиями, не останавливаясь перед гарями и не ломаясь от двойных налогов. А если говорить в историко-философских категориях - староверы отстаивали право Народа с большой буквы "Н" на независимую (от государства) Церковь. И по многим параметрам это сближает раскольников с... протестантами Европы.
Парадоксальным образом, но механизм социального сопротивления выработал у староверов целый комплекс качеств, которые позволили им выдвинуться в лидеры среди промышленников, торговцев, научных специалистов уже в более поздние, буржуазные времена (на это обратил внимание еще вебер, выделив в Российской империи староверов - наряду с евреями - как самую прогрессивную часть общества, готовую к модернизации). Поголовная грамотность, способность к самостоятельному мышлению, владение нужной профессией, дабы избегнуть притеснений, высокая корпоративная честность... помните знаменитое унд легендарное "купеческое слово" русских торговцев? Речь почти наверняка идет именно о купцах-староверах, поскольку в условиях полицейского произвола они не всегда могли доверить свои сделки бумаге. Нарушивший же слово мгновенно терял деловую репутацию, а следом и бизнес дело.

Бонус. Забавный факт. Самые крупные старообрядческие общины 18 века группировались вокруг... Санкт-Петербурга! Царь Петр канеш АнтиХристЪ, и власть царская от Диавола, и Питер построен на костях... но бабки один хрен рулят!☺ ☺ ☺
Староверы являлись лучшими специалистами во многих ремеслах (каменщики, суконщики етс), необходимых новой столицы, поэтому возник такой своеобразный компромисс.

3. Крестьянская колонизация Урала и Сибири

Мои предки по маме - поморы - не знали крепостного права. Не закрепилось крепостное право и за Уралом.
Потому что огромные пространства России давали русскому народу уникальный способ избежать притеснений. Собрал семью, шмотки, привязал корову к телеги - и айда! Ищи ветра в поле; закон - тайга, прокурор медведь. За пару веков русские крестьяне смогли "колонизировать" земли на Востоке до берегов Тихого океана, а потом и перемахнуть через океан в Америку, добравшись до широты Калифорнии.

4. В одно слово - "Казаки"!

Казачество - уникальное сословие (лучше - страта) в российской истории. Да и в мировой мало таких аналогов отыщется.
Существование казаков - "бунтующего элемента" - может отлично проиллюстрировать аж три предыдущих пункта моего псто:
п.1-бис (где про любовь к оружию); ну вы понЕли.
п.2. - так даже в 19 веке часть уральских казаков-староверов бунтовала против царских чиновников, боролись за право соблюдать свой КанонЪ;
и
п.3. - ака передовой отряд крестьянской колонизации на Восток. Ермак Тимофеевич и все, что было потом (к слову - и военной экспансии Империи на Йух - см. покорение Кавказа или поход Стеньки Разина на Персию).

Вместо заключения.
Когда я начинал писать эту статейку, у меня был план из 10 пунктов, там и про вече было и много другое (если нужны факты - их есть у меня, могу накидать в коммах), но пост тогда слишком разрастется, и мне лень писать, и вам будет некомильфо читать, поэтому позвольте на этом остановиться.

Закрепощенность является естественным состоянием для русского народа. Именно в таком состоянии русский народ является наиболее монолитным, дееспособным, продуктивным. Закрепощенность, т.е. отказ от индивидуальных свобод, дает русским максимальную ясность и смысл жизни. Русская натура запроектирована на закрепощенное, безрассудочное, ведомое поведение, она – как болотный тягач, которому нечего делать на асфальте.

Тут же повторяю правило «80 на 20»: суждения о членах сообщества никогда не бывают правыми на 100% случаев. Если суждение в общественной сфере справедливо не менее, чем на 80% случаев, то это истинное суждение. Да, среди русских бывают и интеллигентные, высококультурные натуры с тонкой душевной огранизацией и развитым интеллектом, но такие интеллигенты никогда не станут лидерами общественного мнения в русской среде, они всегда останутся здесь маргиналами и чудаками, в лучшем случае. Ой, ну какая у варваров может быть духовность? – Только примитивная.

Русские и демократия – понятия несовместимые. Стоило в 1861-м году, под давлением союзников-победителей Крымской войны отменить крепосное право – и Русская империя пошла юзом, внутри ее началось брожение и распад. Русские элиты не готовили свой народ к раскрепощению и самостоятельности, поэтому и случился 1917-й год.

В России работают только те общественные технологии, которые расчитаны на примитивную чернь-культуру, т.е. реально работает только «кувалдно-ломовая» цивилизация. Самые большие исторические достижения русских припадают на периоды репрессивно-принудительных максимумов: опричнина Ивана Грозного, вырубка «окна в Европу» во времена Петра Первого, индустриализация в эпоху Сталина… С чернью иначе и нельзя: нет принуждения, нет и работы!

Русским демократия противопоказана, русские просто презирают высокую культуру. Русская натура является заложником огромных пространств, заложником огромных территорий, населяемых десятками народов. Русские – это сторожевые псы 1/6 части суши, ничего, кроме патрулирования, они с этой территорией сделать не могут: держать и не пущать!» - вот их девиз.

У русских нет ни сил, ни умений строить нормальные отношения с десятками покоренных народов. Главная забота русских - сохранение и приумножение империи, ради этой сверхзадачи они отказались от развития собственной нации, чтобы ничто не отвлекало их от службы собакой на сене своему инородному правителю. Итого, русские отказались от собственной национальности, в пользу своей имперскости.

Слабой стороной русской имперско-крепостнической парадигмы является то, что такая крепость не порождает креатив, изобретательность, новации в русской среде, поэтому эта империя всегда привечала и привлекала чужие таланты. Как временная мера, это срабатывало, но одновременно росла социальная, культурная дистанция, между чужеродной креативной прослойкой и русской чернью.Итого, русские традиционно – это примитивный, варварский народ, который не способен к проявлению индивидуальной культуры. Русские – это азиаты, которые завлекают к себе варягов, чтобы за ними самим выглядеть, как европейцы.

Три символа русской государственности:
-самодержавие означает верховную власть, сохранение крепости. Самодержавие освобождает русских от необходимости принятия самостоятельных решений – «самодержцу всегда виднее»;
-православие обеспечивает русским духовное закрепощение. Русским достаточно знать, что у них "самая правильная в мире вера", - это автоматически обеспечивает им «особую духовность»;
-народность, как принцип, означает закрепощение национального вопроса.
Итого, три символа – и три закрепощения!

Сила русского народа для власти в том, что он готов отказаться от ценностей своей индивидуальной, мелкогрупповой жизни, во имя торжества имперской идеи. Самоотверженность, самоотречение широко представлено в русской истории, но это итог не какой-то особой русской духовности, это следствие атрофии здесь ценностей индивидуальной жизни. Русские традиционно очень низко ценят свою личную жизнь, так их смоделировали . Русские - это огромный массив людей, которыми очень легко можно манипулировать. Достаточно крикнуть «За родину, за сталина!» - и толпы смертников побегут вперед, как собачки Павлова!

В цивилизованном обществе для личности базовыми ценностями являются ценности его индивидуальной и мелкогрупповой сфер деятельности, т.е. тех сфер, где он представлен конкретным, особенным деятелем, а участие в общественной деятельности является средством оптимизации реализации своей индивидуальности. В русских все наоборот: здесь личность, индивидуальность отодвигается на третий план, во имя имперской, государственнической доминанты. В России люди гордятся общественным строем, имперскими достижениями, полетами в космос, завоеваниями новых земель, а живут в развалюхах и одеваются в традиционный русский дресс-код: кирзачи, фуфайка, шапка-ушанка!

Вот это готовность русского человека к самоотречению, самопожертве, - она создает особый ресурс для русской власти. Русский человек рождается для того, чтобы служить своей империи, своему царю-батюшке, он спроектирован на рабско-крепостническое служение. Когда такого требования от власти нет, то русский человек теряет жизненные ориентиры и начинает пить или иначе прожигать свою жизнь,он не видит другого смысла для своей жизни.

Не зря К.Маркс говорил, что русский народ – идеальный клиент для испытания на нем идей коммунизма, таким клиентом он является и до сих пор. Русский без империи – как бесхозный хлам, он не знает и не понимает, куда себя деть, зачем он вообще нужен? Тогда начинается пьяное, разгульное самопрожигание жизни русскими: если некому служить, нет смысла жить вообще!

Другой стороной привязанности русских к имперским стандартам, является их беспримерная жестокость ко всем недовольным их империей, их порядками. Любое проявление личностью своей воли, своих желаний, своей позиции воспринимается русскими, как покушение на их имперскую идею, на дело государево! Почему русские такие жестоки к другим народам? – Для них любое проявление свободомыслия, свободолюбия – это абсолютная ересь, вздор, непорядок, подлежащий немедленной ликвидации! Это личное оскорбление для русских, ибо они жертвуют собой, своим личным ради дела государева, а здесь кто-то что-то для себя лично требует! Отсюда и нетерпимость русской черни к любым проявлениям индивидуальности, критического мышления. Эта чернь решительно задвигает шибко умных в маргинез, а то и репрессирует. Русские очень легко пускают в ход кулаки против своих оппонентов, формировать словесные контраргументы для них очень сложно, применение физического насилия для них как-то понятней...

Русский с удовольствием растворяется перед лицом власти, превращается в послушное орудие имперской воли, здесь его духовный катарсис. Русский жаждет стать винтиком, человеком системы, безликим элементом великой общности, чем больше империя, тем большим представителем ее он себя ощущает. Вспомните, как русскомирцы выбирали президента в Украине в 2004 и 2010-м году: как царя-батюшку! Одним словом, гены не пропьешь и на чужбине!

"Особая русская душа" состоит в том, что русские отказываются от своей личной души, от своего личного выбора и личной воли, в пользу "общей имперской души". Вот эта общая имперская душа и составляет особую русскую духовность. Русская империя имела то превосходство над другими государствами, что она всегда имела в своем распоряжении множество таких вот беспрекословных слуг, жизнями которых она могла запросто жертвовать, без малейших для себя неприятных последствий. Русским народом государи разбрасывались, как расходным материалом, поэтому и сколотили империю на 1/5 часть суши, состоянием на 1830г . А что церемониться: русские бабы еще нарожают! Русские правители, русская аристократия сами называли свой народ «чернью», так что не надо мне забрасывать упреки об очернении темы.

Русский народ – это народ-чернь, по своему типу. Категоричный отказ от индивидуальности, от своих личных прав и свобод, в пользу своей принадлежности к империи, к общине – все это не позволяет развивать русскую индивидуальность, в принципе. Уберите от русского народа интеллигенцию, верхнее сословие, из состава инородцев – и вы ужаснетесь убогости чистого русского этноса! Такова цена отказа этноса от обретения собственной индивидуальности. Теперь русский народ жаждет нового, правильного крепостного порядка для себя, «большой крепостнический цикл» рулит!

Резюме. В чем разница в менталитете русских и украинцев? - Русский – это первый парень в евразийском селе, а украинец – последний парень в европейском пригороде!
И русские, и украинцы – это особые этнические образования, со сломанным, сдеформированным онтогенезом, в результате чего из них никак не могут сформироваться полноценные нации. Русские сформированы, как этническая каста чернь-народа, украинцы –как низкосословное этническое образование. Ни русские, ни украинцы не способны «забеременеть» собственной национальной элитой, не способны выйти за пределы примитивной цивилизации. Русские – они как вышедшие из повиновения роботы, от них никогда не добъешься нормального человеческого поведения, но только запуск каких-то узких целевых программ.

Теперь в мире – эпоха индивидуализма, это универсальный признак цивилизованности: в современном мире каждый сам за себя. Мир стал слишком сложным и запутанным, чтобы безликая, ведомая личность смогла найти в нем достойное место. Русские – грубо инфантильная нация, но патернализм уже нигде не работает, традиционных обществ-монархий тоже днем с огнем не сыскать. Иными словами, подимперский, обезличенный тип личности уже нигде, на государственном уровне не затребован. Русские должны обрести внутреннюю свободу, внутреннее развитие, либо смириться со своим историческим поражением и уходом в небытие, под натиском более агрессивных и дееспособных народов.