Поэма праву памяти краткое содержание.

«По праву памяти» – это поэма – исповедь Александра Трифоновича Твардовского, своеобразное подведение жизненного итога, реализация многолетних раздумий, прощание с сомнениями.

В главе «Перед отлетом» главный герой вспоминает, как в своей счастливой юности они с товарищем мечтали, строили большие планы на будущее. В то время они не ведали ни страха, ни грусти. На их пути не было преград, потому что они жили по правилам – не струсь, не солги, люби свою родину и народ, и будь верен им до конца.

Юноши мечтали, как потом они вернуться домой, родители будут ими гордиться, а они будут веселиться на танцах с девушками. Друзья даже не предполагали, что судьба приготовит им совсем другую жизнь. Главному герою кажется, что эти прекрасные мечты молодости были так давно, ведь за последующие годы ему пришлось пережить немало горя.

Глава «Сын за отца не отвечает» начинается именно с этих слов. Когда-то Иосиф Сталин произнес эту фразу в зале Кремля, и она произвела огромный резонанс среди людей. Близкие друзья и родственники отворачивались и боялись произносить слова защиты для «детей врага народа», которые ни в чем не были виноваты, но несли наказание за «грехи» отца или матери. Цитата «Быть под рукой всегда – на всякий случай нехватки классовых врагов» как нельзя лучше характеризует то тяжелое время.

Автор как никто другой знаком с этой бедой. Семью Твардовских незаконно раскулачили и сослали в далекую Сибирь. В России смог остаться только Александр. Его спасло только то, что в тот момент он жил отдельно от семьи в другом городе. Помочь своим родным он ничем не мог. Это мучило Твардовского до конца дней.

Впрочем, поэт выдвигает гипотезу, что такой «обеленный» сын мог ответить за отца, которого несправедливо осудили. Автору надоело слышать обвинения, что он на все смотрит с «кулацкой» колокольни и осуждает Советскую власть. Зато «голые» крестьяне, получившие долгожданную землю, искренне верили Советскому режиму.

Каждый незаконно репрессированный человек надеялся, что, если Сталин лично прочтет его прошение, приговор тут же отменят. Крестьяне бросали земли и свои дома и переходили в рабочие. Теперь страшный ярлык был снят, для молодежи открывались новые пути.

Но скоро все вернулось на свои места. Стране, как оказалось, не хватает «заклейменных» сыновей и дочерей. Лишь гибель на войне могла отмыть репутацию от позора. Страшно лишь было попасть в плен и, а еще страшнее выбраться оттуда живым. Тогда двойное клеймо «предателя Родины» не давало возможности спокойно жить дома. Предателей арестовывали и ссылали в лагеря. Особенно пострадали национальные окраины и перенаселенные народы.

Глава «О памяти» – это сложный монолог о том, что прошлое нельзя вычеркнуть из своей жизни, нельзя его забыть или перечеркнуть. Люди просто обязаны помнить и знать свое прошлое, иначе им не построить счастливое будущее. Ведь все поступки дедов и отцов отражаются на будущей судьбе своих внуков.

Советская власть хотела, чтобы люди забыли о репрессированных, ведь новое поколение ничего не знает об этом. Но герой не видит вокруг себя таких непосвященных людей, ведь вся страна была свидетелем громких репрессий. И если чьей-то семьи они чудом не коснулись, то наверняка «мимоходом» зацепило.

Твардовский говорит, что люди сами виноваты в происходящих событиях, и эту кашу «расхлебывать» тоже нам. А уж если попробовать «вернуть былую благодать», автор советует не трогать Ленина, а вернуть Сталина « Он богом был, он может встать». Ведь приемник Сталина продолжает властвовать в этом мире. Он имеет в виду Мао Цзе Дуна.

Твардовский искренне хотел переосмыслить трагическую историю своей страны и своего народа, связанную с репрессионным периодом времени. В его судьбе отражались судьбы миллионов людей, пострадавших от незаслуженного наказания.

По праву памяти

В жанрово-тематическом плане - это лирико-философское раздумье, "дорожный дневник", с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы - необъятная Советская страна, её люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора - пассажира поезда "Москва-Владивосток". Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.

Поэма "По праву памяти" мыслилась первоначально автором как одна из "дополнительных" глав к поэме "За далью - даль", приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя "По праву памяти" не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным "циклом", вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора "Василия Теркина". Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.

Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:

Перед лицом, ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, -

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой...

Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.

И где, кому из нас придется,

В каком году, в каком краю

За петушиной той хрипотцей

Расслышать молодость свою.

Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться н....

Автор вспоминает, как в далекой юности с товарищем они жили заветным замыслом дорваться до всех наук. Друзьям казалось, что никакие преграды им нипо-чем, поскольку главное в жизни — не трусить, не лгать, любить свою землю, быть верным народу. Молодые люди представляли, как вернутся потом на родину великолепными московскими гостями, как будут гордить-ся родители и обмирать девушки на танцах. Никто не мог предположить, что готовила им судьба в будущем. Сейчас автору кажется, что те юношеские мечты посещали его «жизнь тому назад» — столько пришлось ему пережить за прошедшие годы.

2. Сын за отца не отвечает

Эти пять слов были сказаны в кремлевском зале "вершителем земным" судеб, И. Сталиным. Автор обращается к молодому поколению, которому уже трудно представить, какой резонанс имела в обществе эта короткая фраза. Для людей его, автора, поколения анкетная графа о происхождении имела «зловещий» смысл. В сталинское время те, кому с графой не повезло, подставляли «для несмываемой отметки» свое чело, чтобы всегда быть под рукой, «на случай нехватки классовых врагов». Самые близкие друзья отворачивались и боялись сказать слово в защиту «сына врага народа», который, в большинстве случаев лично ничем не провинился перед режимом, но должен был нести кару за «прегрешение» отца. После исторического заявления Сталина же можно было благодарить вождя за то, что он простил родного отца.

Сталину, впрочем, не пришло вовремя на ум, что такой «реабилитированный» сын вполне мог бы ответить за несправедливо осужденного отца — того, что работал всегда в поте лица, и приходя домой обедать, клал на стол усталые рабочие руки. На этих руках не было отдельных мозолей — она была сплошная.

Автор слышит в свой адрес обвинения в сердобольности, в попытке смотреть на вещи «с кулацкой колокольни» и «лить воду на мельницу врага». Автору уже надоело «слышать эхо древних лет», ведь ни колоколен, не мельниц тех нет на свете уже давно. Зато сам крестьянин, «голоштанный помощник» Советской власти, ни в чем не ее упрекал, а только славословил и благодарил за «земельку долгожданную» Любой репрессированный искренне верил, что несправедливый приговор будет немедленно отменен, едва Сталин лично «в Кремле письмо его прочтет». Крестьяне, выселенные с насиженных мест, не унывали, и переходили в рабочий класс. Теперь эта почетная дорога была для них открыта: ведь сын за отца не отвечал. Однако скоро все пошло по-прежнему. Стране, казалось, все не хватало клейменых сыновей. Только война предоставляла «право на смерть и даже долю славы». Страшно было только пропасть без вести или же оказаться в плену. Тогда приходилось проследовать под гром победы с двойным клеймом из плена в плен. Вряд ли Родина стала счастливей, собрав рать своих сынов под небом Магадана. У советских людей появился в лице Сталина новый бог, звавший «отринь отца и мать отринь»... В особенности это касалось национальных окраин, переселенных народов — крымских татар и пр. Автор свидетельствует о том, что отец как раз должен отвечать головой за сына, и жаль, что сам Сталин не стал ответчиком ни за своего сына, ни за дочь.

3. О памяти

Автор считает, что нельзя забывать «крестный путь» тех, кто стал «лагерной пылью». Впрочем, об этом постоянно «забыть велят и просят лаской» для того, чтобы не смущать непосвященных оглаской. Однако автор не видит вокруг себя непосвященных: вся страна знала о репрессиях, даже если человека лично они не коснулись, то наверняка «мимоездом, мимоходом». Именно с поэта впоследствии «взыщется», он обязан будет объяснить «пытливой дочке-комсомолке», «зачем и чья опека к статье забытой отнесла неназываемого века недоброй памяти дела». Новое поколение тоже должно знать правду о прошлом, поскольку «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Автор думает, что невероятная популярность Сталина в народе, несмотря на все его свершения, объяснялась в том числе и тем, что мы рукоплескали всегда не одному лишь ему. Казалось, что всегда был рядом Ленин - тот, кто не любил оваций. Не случайно в народе бытовала поговорка: «вот если б Ленин встал из гроба, на все, что стало, поглядел». Автор сравнивает подобные суждения с детским лепетом безответственных людей. Мы сами виноваты во всем, что происходило, нам самим расхлебывать заваренную нами кашу, «и Ленин нас судить не встанет». Если уж непременно хочется «вернуть былую благодать», автор советует вызывать дух Сталина: «Он богом был, он может встать». К тому же «вечная жизнь» Сталина продолжается в его китайском преемнике (Мао Цзе Дун).

Произведение в первую очередь примечательно тем, что было искренней попыткой человека старшего поколения осмыслить трагические страницы истории страны, связанные с репрессиями 30-х годов и "культом личности" Сталина. В своей собственной судьбе ("сын врагов народа") автор видит отражение судеб миллионов незаслуженно униженных людей, он призывает не забывать беззаконно уничтоженных в лагерях людей. Вместе с тем произведение является типичным примером творчества так называемых "шестидесятников" и в нем отразились не только темы и "социальные проблемы", характерные для деятелей и - шире - поколения шестидесятых, но и присущие им иллюзии, в частности, об извращении Сталиным ленинских идей, об изначальной верности "идеи", о "возвращении к Ленину" и проч.

09.10.2017

Запрещенная и долгое время считавшаяся антисоветской поэма А. Твардовского «По праву памяти» позволила в свое время советским гражданам по-иному взглянуть на личность И. Сталина и всю его реформаторскую деятельность. Написана она была в начале шестидесятых годов, но опубликоваться смогла лишь в конце восьмидесятых, в 1987 году.

В данной поэме Александр Твардовский в форме монолога высказал все свои личные переживания, связанные с темой памяти. Он погружался в воспоминания, опираясь на факты собственной биографии, заглядывал в будущее, пытался ответить на вопрос «А что будет, если…». Поэтому главного героя, от лица которого ведется повествование, читатели смело могут отождествлять с самим поэтом.

Глава «Перед отлетом»

Первая глава полностью посвящена ностальгии. Поэт окунается в свою молодость - прекрасное время надежд и мечтаний. Вместе со своим товарищем лирический герой строит планы на будущее, ставит вполне реалистичные цели: работать для людей, стать достойным гражданином своей страны. Особенно трогательным было когда-то его отношение к родной земле: за нее юноша готов был и в огонь, и в воду, а если нужно будет, то и с жизнью расстаться не страшно. А все проблемы можно решить, придерживаясь простых правил: жить без обмана, без трусости и быть преданным своему государству и своему народу.

Сейчас, спустя столько времени, поэт вспоминает об этом одновременно с теплотой и горечью - ведь на деле все оказалось совсем не так, как представляли себе молодые веселые парни. Кажется, что между беззаботной юностью и настоящим прошла целая жизнь, наполненная тяжкими испытаниями.

Глава «Сын за отца не отвечает»

Центральная глава в поэме. В ней в полной мере раскрывается трагедия жизни самого Твардовского. Он рос в семье «врага народа». Отец с матерью и младшим сыном из-за сталинских репрессий оказались сосланы в Сибирь, а родной хутор, где вырос поэт, сожгли. Твардовскому, незадолго до этого переехавшему в Смоленск, удалось избежать этой участи. Но совесть он успокоить не смог - не так-то просто отказаться от своей семьи.

Разлука с родными, потеря отчего дома - все это выливается на страницы второй главы поэмы под названием «Сын за отца не отвечает». Это знаменитая фраза Сталина, произнесенная им в 1935 году - пример неприкрытого политического обмана. Твардовский пытается понять, в чем виноват «сын кулака», за что он должен страдать? И почему его вождь, «отец народа», главный идеолог страны так ненавидит таких как он, делая их жизнь в советском обществе невыносимой?

Также поэт стремится разгадать, отчего Сталин был так любим своим народом. Многие репрессированные верили, что стоит ему только самому взяться за дело, лично прочесть письмо в Кремле, и вся несправедливость тут же исчезнет, а приговоры будут отменены. Крестьяне без земли становились рабочими и рукоплескали, хотя в реальности радоваться было нечему. Отныне они были обречены на тяжелейший труд, скитания и бедность.

Измученная душа Твардовского уже размышляет об ответе. Неужели сын кулака не вправе побороться за справедливость? Неужели он не в силах ответить за своего отца, честного, добросовестного работника? И почему он должен от него отказываться?

О памяти

События данной главы опираются на реальные исторические факты. Во второй половине шестидесятых годов в СССР развивалась активная кампания, направленная против сталинизма. Все, что так тщательно скрывалось, было выплеснуто в народ: информация о жесточайших репрессиях, указах, законах, направленных против людей.

Третья глава оправдывает свое название. Здесь поднимается тема исторической памяти. Твардовский настаивает на том, что современная молодежь должна обнаружить настоящую правду. История без прикрас страшна, но знать ее обязан каждый. Хотя люди ревниво прячут прошлое своей страны, власть старается скрыть его. Поэтому новое поколение, погрязшее в неведении и забывшее свои корни, не может надеяться на безоблачное будущее.

Завершая свой монолог, Твардовский пишет, что человеческая память - это великий дар. Как можно добровольно отказаться от нее? Пока мы помним заслуги наших отцов, они остаются живы. Умирают они только тогда, когда мы о них забываем.

Краткое содержание поэмы Твардовского «По праву памяти» предоставлено Анастасией Трофимовой.

      Смыкая возраста уроки,
      Сама собой приходит мысль -
      Ко всем, с кем было по дороге,
      Живым и павшим отнестись.<...>
      Перед лицом ушедших былей
      Не вправе ты кривить душой, -
      Ведь эти были оплатили
      Мы платой самою большой...<...>

1. Перед отлетом

Автор вспоминает события далекой юности: вместе с товарищем они «то вслух читая чьи-то строки, / То вдруг теряя связь речей», лелеяли мысль «дорваться вдруг / До всех наук». Им казалось, что все преграды преодолимы, а главное в жизни - «не лгать. / Не трусить, верным быть народу. / Любить родную землю-мать». Друзья представляли, как позже вернутся на родину московскими гостями, как будут гордиться ими родители, какой эффект они произведут на танцах у девушек. Но они и не могли предположить, как их судьба перевернется, насколько все изменится. Сейчас автору кажется, что «жизнь тому назад» посещали их юношеские мечтания, - слишком много страшного пришлось им пережить за эти годы.

2. Сын за отца не отвечает

«Сын за отца не отвечает» - эти пять слов «обронил в кремлевском зале / Тот, кто для всех нас был одним / Судеб вершителем земным», - Сталин. Горький сарказм звучит в словах автора:

      Конец твоим лихим невзгодам,
      Держись бодрей, не прячь лица.

Автор пытается объяснить молодому поколению, которое уже с трудом может представить, чем эти слова вождя были для людей, «виноватых без вины». Для людей поколения автора графа о происхождении в анкете имела «зловещий» смысл. Те, у кого анкета была «попорчена», кому «не повезло с графой», в сталинское время подставляли чело «для несмываемой отметки» - «сын врага народа». Это было нужно для того, чтобы «быть под рукой всегда - на случай / Нехватки классовых врагов». От таких людей отворачивались самые близкие друзья, они боялись встать на защиту ни в чем не виноватых перед режимом людей. Единственная вина «сынов врагов народа» заключалась в том, что они были детьми своих отцов. После знаменательного заявления Сталина можно было «благодарить / отца народов, / Что он простил тебе отца / Родного».

      Да, он умел без оговорок,
      Внезапно - как уж припечет -
      Любой своих просчетов ворох
      Перенести на чей-то счет;
      На чье-то вражье искаженье
      Того, кто возвещал завет,
      На чье-то головокруженье
      От им предсказанных побед.

Сталин не задумался вовремя о том, что любой из таких неожиданно «реабилитированных» сынов мог бы ответить за несправедливо осужденного отца, который всегда честно работал, приходя домой обедать, клал на стол свои рабочие руки. На его руках «отдельных не было мозолей - / Сплошная. / Подлинно - кулак!». Автора обвиняют в сердобольности, в попытке смотреть на вещи «с кулацкой колокольни» и лить воду «на мельницу врага». Но автор говорит, что ему надоело «слышать эхо древних лет: / Ни мельниц тех, ни колоколен / Давным-давно на свете нет». Сам же «голоштанный помощник» советской власти - крестьянин - не упрекал ни в чем новую власть, а только благодарил за долгожданную «земельку», считая, что «суть не в малом перегибе, / Когда - Великий Перелом». Каждый из репрессированных свято верил в то, что решение неправедного суда будет немедленно отменено тогда, когда Сталин лично «в Кремле письмо его прочтет». Выселенные со своих родных мест крестьяне переходили в класс рабочих - теперь этот путь был открыт для них, так как «сын за отца не отвечал». Но совсем скоро все пошло по-прежнему, так как кому-то казалось, что стране не хватает «клейменых сыновей». И только «война предоставляла право на смерть и даже долю славы / В рядах бойцов земли родной». На войне было страшно пропасть без вести или попасть в плен. В этом случае приходилось «из плена в плен - под гром победы / С клеймом проследовать двойным». Советские люди в лице Сталина обрели нового бога, который провозгласил собственные заповеди: «отринь отца и мать отринь», «в ущерб любви к отцу народов / Любая прочая любовь», «предай в пути родного брата / И друга лучшего тайком», «лжесвидетельствуй во имя / И зверствуй именем вождя», «рукоплещи всем приговорам, / Каких постигнуть не дано». Особенно это касалось переселенных народов - крымских татар и др. Автор говорит о том, что раз отец должен отвечать головой за сына, самому Сталину следовало бы ответить за своих сына и дочь.

      Там, у немой стены кремлевской,
      По счастью, знать не знает он,
      Какой лихой бедой отцовской
      Покрыт его загробный сон...
      Давно отцами стали дети,
      Но за всеобщего отца
      Мы оказались все в ответе,
      И длится суд десятилетий,
      И не видать ему конца.

3. О памяти

Автор говорит о том, что ни в коем случае нельзя забывать «крестный путь» тех, кто стал «лагерною пылью», несмотря на то что об этом постоянно «ласково» просят забыть, «чтоб ненароком той оглаской / Непосвященных не смущать». Но к числу «непосвященных» автор себя не причисляет, да и вообще он считает, что в стране нет «непосвященных». Каждый так или иначе столкнулся с репрессиями. Если это не коснулось кого-то лично, они слышали «мимоездом, мимоходом, / Не сам, / Так через тех, кто сам». Поэт считает, что именно с него впоследствии «взыщется», что он обязан рассказать «пытливой дочке-комсомолке», «зачем и чья опека / К статье закрытой отнесла / Неназываемого века / Недоброй памяти дела». Новое поколение обязано знать правду о прошлом, так как «кто прячет прошлое ревниво, / тот вряд ли с будущим в ладу».

Автор объясняет невероятную популярность Сталина в народе тем, что «мы всегда не одному / Тому отцу рукоплескали. / Всегда казалось, рядом был, свою земную сдавший смену, / Тот, кто оваций не любил», т. е. Ленин. Ведь неслучайно ходила в народе присказка: «Вот если б Ленин встал из гроба, / На все, что стало, поглядел». Подобные суждения сродни детскому лепету людей безответственных, считает автор.

Каждый из людей виноват в том, что творилось в стране. А если уж так хочется вернуть «былую благодать», автор советует вызвать дух Сталина: «Он богом был, - / Он может встать». А «вечная жизнь» Сталина продолжается в Мао Цзе Дуне - его китайском преемнике.

      Зато и впредь как были - будем, -
      Какая вдруг ни грянь гроза -
      Людьми из тех людей, что людям,
      Не пряча глаз, глядят в глаза.

Попытка осмысления трагических событий в поэме А. Твардовского «По праву памяти»

Поэма Твардовского «По праву памяти» - попытка осмысления трагических событий истории родины, связанных с культом личности Сталина и репрессиями 1930-х г. В декабре 1963 г. Твардовский писал: «...кажется, впервые за долгий срок, почувствовал приближение поэтической темы, того, что не высказано и что во мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни (и куда как не только моей!):

      Сын за отца не отвечает, -
      Сказал он, высший судия...»

Автор обнажает иной смысл сталинского изречения. Оно давало возможность просто презреть ближайшие родственные связи и вытекающие отсюда нравственные обязанности. В монологе автора поэмы точно схвачен процесс размывания связей между близкими людьми, между словом и делом, между провозглашенным с трибуны и реальным положением дел, в частности, когда после вышеуказанной декларации «званье сын врага народа... вошло в права». Твардовский зорко ухватил смешение понятий, моральную и умственную смуту, царившие с подачи вождя в обществе.

Поэма писалась в годину горькую, добиралась до читателя долго. Но, добравшись, оказалась как нельзя ко времени, добавила штрих к общей картине «правды сущей». Твардовского заботит вопрос исторической памяти, ведь, как он писал в поэме, «кто прячет прошлое ревниво, / Тот вряд ли с будущим в ладу». Именно тема памяти стала главной в поэме. Поэт не просто обнажил свою зрелую память, но и решительно выступил против беспамятства второй половины 1960-х гг.: в брежневские времена стало много делаться для того, чтобы забыли о сталинских преступлениях, чтобы были уничтожены знания о них.