Помощь ученику. Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Душа»

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Душа».

«Не возьмешь мою Душу живу!»

(М.Цветаева, "Жизни", 1, 1924)

ДУША.

Выше! Выше! Лови — лётчицу!
Не спросившись лозы — отческой
Нереидою по — лощется,
Нереидою в ла — зурь!

Лира! Лира! Хвалынь — синяя!
Полыхание крыл — в скинии!
Над мотыгами — и — спинами
Полыхание двух бурь!

Муза! Муза! Да как — смеешь ты?
Только узел фаты — веющей!
Или ветер страниц — шелестом
О страницы — и смыв, взмыл...

И покамест — счета — кипами,
И покамест — сердца — хрипами,
Закипание — до — кипени
Двух вспененных — крепись — крыл.

Так, над вашей игрой — крупною,
(Между трупами — и — куклами!)
Не́ общупана, не́ куплена,
Полыхая и пля — ша —

Шестикрылая, ра — душная,
Между мнимыми — ниц! — сущая,
Не задушена вашими тушами
Ду — ша!

Одним из главных героев творчества Марины Цветаевой всегда являлась душа. Зачастую «душа» у Цветаевой - это именно душа поэта, женщины поэта, мужественной женщины. «Душе» в цветаевском понимании всегда присуще своеволие, буйство, безудержный разгул.

В основе стихотворения «Душа» - вечная цветаевская антитеза бытия и быта, воспринимаемая почти физически, явно ощутимая - антитеза души, полета, крыл, серда, кипения и - трупов, кукол, счетов, всего ненавистного поэту.

Для того чтобы показать противостояние быта и души, Цветаева использует стилистическую антитезу: поэтическая лексика, связанная с миром души, противопоставляется нарочито разговорной, даже просторечной: лира, нереиды, Муза туши, игра, трупы.

«Душа» Цветаевой - летчица, материя воздушная, свободная. Она стремится «Выше! Выше!», улетает «без спросу », она бунтарка. Но полощется в лазури душа не птицей, а нереидою. Нереиды - дочери морского божества. То есть поэтическая душа вмещает в себя и небо, и морскую стихию, которое в стихотворение введено ассоциативно - через образ нереиды и лазурный цвет (в поэтической традиции - цвет моря и неба). Поэтическая душа - как Муза - неуловимая, легкая, воздушная - «и смыв, взмыл». Она остается выше «игр», ее нельзя купить, она полыхающая, горящая и пляшущая.

«Душу» стихотворений Цветаевой можно соотнести с «Мировой Душой», «Вечной женственностью», которая явно противостоит быту и повседневности, взмывается над миром. Однако цветаевская «душа» - гораздо реалистичней и действенней. Она сопротивляется, она живет, возвышается над мотыгами, трупами, куклами.

«Душа» возносится над бытом, над «куклами» и «трупами», над «мотыгами и спинами», над «счетами кипами» поднимается на небесную, почти святую высоту («Полыхание крыл — в скинии !»: «скиния» - храм). Ассоциативно перед нами появляется также образ Серафима («Шестикрылая» ) - ангела, особо приближённого к престолу Бога и Его прославляющего. Рождается ассоциация с пушкинским пророческим Серафимом.

«Я не верю стихам, которые льются, рвутся - да!». Цветаева рвет свои стихотворения - сразу бросается в глаза обилие тире, призванных лишать стих плавности, насыщенность текста восклицательными знаками, задающими стихотворению предельную напряженность звучания. Поставленные Цветаевой ударения акцентируют формально служебные, но мире поэзии обладающие значимостью слова «и», «не».

Эмоциональное напряжение достигается и графическими средствами - выделением слов с помощью знаков препинания. Цветаева расставляет акценты в стихотворении, разрывая слова с помощью тире, позволяя увидеть сквозь привычную форму слова дополнительные смыслы (ра — душная ).

Важную роль в стихотворении играет и звукопись - аллитерации (в-л-н-н-л) и ассонансы (у-а). Ш-р-щ в сочетании с у предают значение тяжеловесности, характерной для бытового мира «сытых».

Стихотворение «Душа» - это своего рода квинтэссенция чувств, лирических размышлений

«Встреча» Марина Цветаева

Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.

На веках тень. Подобием короны
Лежали кудри… Я сдержала крик:
Мне стало ясно в этот краткий миг,
Что пробуждают мертвых наши стоны.

С той девушкой у темного окна
- Виденьем рая в сутолке вокзальной -
Не раз встречалась я в долинах сна.

Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей - и в небе счастья нет?

Анализ стихотворения Цветаевой «Встреча»

Произведение, датированное 1907-10 гг., открывает первую поэтическую книгу Цветаевой. Особое положение текста обусловлено несколькими причинами, и первая из них - тема памяти талантливой художницы Башкирцевой, умершей в молодом возрасте. Ее автобиографической прозой, в которой сочетаются недетская зрелость, эмоциональность и нарастающее чувство обреченности незаурядной личности, восхищалась начинающая поэтесса. Это увлечение нашло отображение в цветаевском творчестве: принципы композиции сборника приближены к структуре дневниковых записей.

Мистической встрече лирической героини с девушкой-призраком посвящено содержание произведения. Автор обозначает внешние атрибуты случайного свидания, происходящего в «вечернем дыме» и вокзальной суете: субъект речи наблюдает за проходящим мимо поездом, и в одном из окон неожиданно замечает загадочный «полудетский лик».

Прозрачность - главная черта портрета женского персонажа. Сравнение с анемоной, нежные лепестки которой трепещут даже под слабым ветром, подчеркивает изящество облика, его незащищенность, уязвимость. Особенности внешности «путешественницы» определены романтическими деталями: тенями, залегшими вокруг глаз, и кудрями, напоминающими корону. Резюмируя свои впечатления, героиня-наблюдательница именует хрупкую девушку «виденьем рая», контрастирующим с обыденной сутолокой жизни. Антитеза, смоделированная начинающим автором, вызывает в читательской памяти классический образ блоковской « ».

Кульминационный момент лирического сюжета обозначен бурной реакцией субъекта речи, которая лаконично описана во втором катрене. Увиденное столь поражает героиню, что вызывает невольный крик, который удается сдержать. Вместе с ним приходит прозрение: устанавливается связь земного существования с миром ушедших, представители которого отзываются на «стоны» живущих.

Юная Цветаева избирает для своего творения форму сонета. Изображение шквала чувств, сопровождающих мистическое открытие, придает традиционной форме новое звучание.

Чудотворные слова: анализ м цветаева молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Стихотворение «Молитва» написано в сентябре 1909 года в городе Тарус, в возрасте 17 лет. Оно вошло в первое издание ее первого сборника. Здесь она выражает свои чувства и переживания в виде откровенного разговора с Богом, у которого просит свершения чуда, только оно заключается не в приобретении каких-то благ или иных материальных и душевных ценностей, а в том, чтобы ее постигла смерть в такой юношеском возрасте.

Девочка благодарит Бога за то, что он дал ей сказочное детство, в котором она была погружена в своих детских мечтах и поэтому считает, что если она окунется во всю суету оставшейся жизни, то хрупкий мир в ее душе разрушится под влиянием злых и жестоких людей.

Мысли семнадцатилетней девочки удивительны и,может быть, кому-то непонятны, тем и неповторимы стихи Марины Цветаевой.

«Молитва» М.Цветаева

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

и амазонкой мчаться в бой;

Моя душа мгновений след…

Анализ стихотворения Цветаевой Молитва

Анализ стихотворения «Молитва» Марины Цветаевой

Стихотворение «Молитва» написано в сентябре 1909 года в городе Тарус, в возрасте 17 лет. Оно вошло в первое издание ее первого сборника. Здесь она выражает свои чувства и переживания в виде откровенного разговора с Богом. у которого просит свершения чуда, только оно заключается не в приобретении каких-то благ или иных материальных и душевных ценностей, а в том, чтобы ее постигла смерть в такой юношеском возрасте.

Причиной такого сильного желания покинуть этот мир заключается в ощущении предопределенности дальнейших событий в ее далеком будущем, что отображается в отрывке «Вся жизнь как книга для меня». Она была еще молодой и стояла на пороге к взрослой жизни, которая, как считала она, полна страданий и слез, чего не хотелось испытывать ее тонкой душе.

Девочка благодарит Бога за то, что он дал ей сказочное детство, в котором она была погружена в своих детских мечтах и поэтому считает, что если она окунется во всю суету оставшейся жизни. то хрупкий мир в ее душе разрушится под влиянием злых и жестоких людей.

Она высказывает о своих желаниях, которые проявляются в стремлении жить душой цыгана, быть всегда свободной и самостоятельной, «под звук песен идти на разбой и амазонкой мчатся в бой», гадать по звездам на небе, а также быть хорошей матерью для своих будущих детей, оберегая от различных невзгод.

Ей хочется, чтобы каждый прожитый день был запоминающимся, который прожит не зря, чтобы все люди гордились ее смелостью и отвагой, как говорится «Чтоб был легендой – день вчерашний! Чтоб был безумьем – каждый день». Но только все это может оказаться для нее неосуществимым, потому что вокруг все непредсказуемо и как повернется судьба – не знает никто, она не желает отказываться от своих желаний жить так, как ей хочется. Вот поэтому она заранее хочет предостеречь себя от невыносимых, как ей кажется, испытаний, уйдя из жизни, выраженное мольбой перед Богом.

На самом деле она сознательно мечтает в душе о взаимной любви и построению крепкой семьи на всю оставшуюся жизнь, но трудности жизни ее пугают и она не в силах с ними в дальнейшем справляться. Наверное, каждый подумает о странностях в ее мыслях у девочки в таком молодом возрасте и не каждый поймет всю сущность ее поведения.

У всех в юности был подростковый максимализм, но это прошло и мы живем дальше, принимая все радости и горести судьбы, но в жизни такой замечательной поэтессы, как Марины Цветаевой случилось то, о чем она метала, только в более позднем возрасте 48 лет и причем самолично себя погубив, так как поняла, что не смогла изменить этот мир.

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Анализ стихотворения «Молитва» Цветаева

«Молитва» (1909). Стихотворение вошло в первый сборник Цветаевой, в котором она утвердила свое творческое кредо - самобытность, непохожесть на других, исследование собствен­ной души. В данном стихотворении, написанном в сентябре 1909 года в Тарусе, лирическая героиня мечтает о чуде. Обраща­ясь к Богу, поэтесса одновременно и хочет познать жизнь во всем ее разнообразии, и в то же время говорит о смерти. В сти­хотворении переплетается наивность юношеского восприятия жизни с глубоким философским осмыслением бытия. Лириче­ская героиня верит в божественную предопределенность судьбы:

«Терпи, еще не кончен срок».

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!

На этой странице искали:
  • анализ стихотворения цветаевой молитва
  • цветаева молитва анализ
  • цветаева анализ стихотворения молитва
  • молитва цветаева анализ
  • анализ стихотворения молитва цветаевой

Анализ стихотворения Цветаева М. И. «Молитва»

В стихотворении “Молитва”, написанном в день семнадцатилетия Марины, 26 сентября 1909 года, из этого же альбома (“Вечерний альбом”) уже глухо звучит нота трагизма, в целом не характерная для данного сборника детски простодушных и наивно-светлых стихов.

Христос и бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

“Терпи, ещё не кончен срок”

Ты сам мне подал слишком много!

Я жажду сразу всех дорог!

Люблю и крест, и шёлк, и краски,

Моя душа мгновенный след…

Ты дал мне детство – лучше сказки

И дай мне смерть в семнадцать лет!

Стихи Марины Цветаевой были очень незрелы, но подкупали талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Брюсов писал, что “стихи Марины Цветаевой… всегда отправляют от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого”. Критик особенно похвалил Цветаеву за то, что она безбоязненно вводит в поэзию “повседневность”, “непосредственные черты жизни”, предостерегая её, впрочем, от опасности впасть в домаш-ность” и разменять свои темы на “малые пустяки”: “Несомненно, талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интим – ной жизни и может, при той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё дарование на ненужные, хотя бы и изящные, безделушки”.

    Нужно скачать сочинение по теме » Анализ стихотворения Цветаева М. И. «Молитва» . Жми и сохраняй

Рейтинг популярных сочинений

Напрасно про бесов болтают,

Что справедливости совсем они не знают,

А правду тож они нередко наблюдают.

  • Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине. План сочинения

    (Каждое утверждение критика следует сопровождать личной оценкой пишущего)

    I. “…Характер.

  • Изложение-рассуждения: “Какие бывают дупла?” Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки.
  • Статистика

    Посетители нашей школы

    Анализ стихотворения Цветаевой «Молитва»

    Цветаева Марина Ивановна, родилась 26 сентября в 1892 году. Мать Марины Ивановны, мечтала о том, что бы ее дочь стала известным музыкантом, но, увы, Марина выбрала для себя совершенно другой путь, она решила стать писательницей, потому как такое занятие, приходилось Марине по душе. В будущем стихотворения Марины Ивановны Цветаевой, стали известны всему миру, а далее обрели бессмертие.

    Цветаева Марина Ивановна, стала писать стихотворения, будучи в совершеннолетнем возрасте. Свое первое стихотворение она написала в шестнадцать лет. Свои стихотворения, Марина Ивановна, писала не только на русском языке, а так же на немецком и французском.

    Стихотворные произведения Марины Ивановны Цветаевой, содержали в себе лирический смысл, которые были написаны в основном о любви. Но иногда стихотворения Марины Ивановны Цветаевой содержали в себе и трагический смысл, которые были посвящены людям, ушедшим в мир иной. Так же Марина Ивановна Цветаева, писала стихотворения с рассуждениями о прожитых своих днях. Одним из таких бессмертных стихотворений, является стихотворение «Молитва».

    Христос и Бог! Я жажду чуда. Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда, вся жизнь как книга для меня. В этих строках Цветаева говорит о том, что ее жизнь стала скучна, и она подошла к концу.

    Ты мудрый, Ты не скажешь строго: - «Терпи, еще не кончен срок». Ты сам мне подал - слишком много! Я жажду сразу - всех дорог! В этих строках Марина Ивановна говорит о том, что при ее долгой жизни, Бог ее сильно баловали, давал ей в жизни очень многое, что получала она без всякого труда.

    Всего хочу: с душой цыгана идти под песни на разбой, за всех страдать под звук органа и амазонкой мчаться в бой;

    В этих строках Цветаева рассказывает о своей вольной и широкой душе.

    Люблю и крест, и шелк, и каски, моя душа мгновенный след… Ты дал мне детство - лучше сказки и дай мне смерть - в семнадцать лет! В этих строках Цветаева говорит, что ничто земное ей не чуждо, но все же, просит у Бога легкой смерти.

    «Молитва» М.Цветаева

    Христос и Бог! Я жажду чуда

    Теперь, сейчас, в начале дня!

    О, дай мне умереть, покуда

    Вся жизнь как книга для меня.

    Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

    Ты сам мне подал - слишком много!

    Я жажду сразу - всех дорог!

    Всего хочу: с душой цыгана

    Идти под песни на разбой,

    За всех страдать под звук органа

    и амазонкой мчаться в бой;

    Гадать по звездам в черной башне,

    Вести детей вперед, сквозь тень…

    Чтоб был легендой - день вчерашний,

    Чтоб был безумьем - каждый день!

    Люблю и крест, и шелк, и каски,

    Моя душа мгновений след…

    Ты дал мне детство - лучше сказки

    И дай мне смерть - в семнадцать лет!

    Анализ стихотворения Цветаевой «Молитва»

    Свои первые стихи Марина Цветаева написала в 6-летнем возрасте. По воспоминаниям сестры поэтессы, она хранила их в отдельной тетрадке, которая постоянно пополнялась новыми произведениями, наивными и очень романтичными. Тем не менее, в день своего 17-летия, 26 сентября 1909 года, юная поэтесса сделала в заветной тетради новую запись, которая потрясла ее близких глубиной и трагизмом. Позже стихотворение «Молитва» вошло в первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом», став одним из ключевых произведений. О чем же оно?

    Как истинная православная христианка, поэтесса с первых строк обращается к Богу, прося его совершить чудо «теперь, сейчас, в начале дня» . Однако автор жаждет не славы и признания, богатства или же любви – она мечтает о смерти. Согласитесь, что для юной девушки такое желание является достаточно странным и эпатажным. Но Цветаева дает ему объяснение, отмечая, что хочет покинуть этот мир, пока ее жизнь еще является «непрочитанной книгой». Говорят, что очень многие поты обладают даром предвидения и заранее знают, как сложится из судьба. По-видимому, Цветаева тоже ощущала нечто подобное, так как неоднократно предсказывала себе жизнь, полную страданий и невзгод. Поэтому ее желание умереть в столь юном возрасте объясняется тем, что она попросту боится всех тех испытаний, которые должны выпасть на ее долю. Поэтесса не хочет взрослеть и заведомо отказывается от права выбора собственного жизненного пути, хотя и подчеркивает, что Бог дал ей слишком много, и теперь она жаждет «сразу – всех дорог!».

    В своих девичьих мечтах она видит себя разбойницей с большой дороги и амазонкой, которая мчится в бой под звуки органа, звездочетом, который предсказывает судьбу в темной башне и примерной матерью для своих детей. Цветаева мечтает о том, «чтоб был легендой – день вчерашний, чтоб был безумьем – каждый день» . Но, вместе с тем, чужой взрослый мир, в котором предстоит жить по совсем другим законам, по-настоящему пугает 17-летнюю поэтессу. Она при всей своей безудержной фантазии и склонности к эксцентричным поступкам является тихой домашней барышней, которая мечтает о любви и счастливой семье. Но, вместе с тем, Цветаева понимает, что ей уготована совсем иная судьба, и она не хочет принимать этот дар небес, который обречет ее на одиночество, непонимание и страдания.

    Марина Цветаева была очень талантливым и непосредственным подростком. Она в совершенстве владела несколькими иностранными языками, любила рисовать и музицировать. Однако самой большой ее страстью являлась литература. Будущая поэтесса осознавала, что наделена способностью излагать свои мысли так, чтобы они не могли никого оставить равнодушными. Поэтому неудивительно, что уже 15 лет она видела себя знаменитой поэтессой, предрекая, что ее полудетские стихи в будущем станут классикой русской литературы. Что же произошло за два года, которые превратили наивного подростка в роковую барышню, мечтающую умереть в свой день рождения? Сегодня ответить на этот вопрос довольно сложно, однако исследователи творчества Цветаевой утверждают, что именно в этот период она осознала – поэзия не является безобидным увлечением юных гимназисток, она откладывает отпечаток на всю последующую жизнь и становится непосильной ношей для тех, кто решил выбрать литературную стезю. Именно понимание той ответственности, которую предстояло взять на себя юной поэтессе, так напугало Цветаеву, которая бы с радостью предпочла распрощаться с жизнью ради возможности избавить себя от предстоящих испытаний. Конечно, в стихотворении «Молитва» много пафоса и юношеского максимализма, поэтому не следует воспринимать серьезно его последние строки, в которых она обращается к Богу со словами: «Ты дал мне детство – лучше сказки и дай мне смерть – в семнадцать лет» . Но эти фразы оказались пророческими, и поэтический крест, который пришлось нести Цветаевой, оказался для нее непосильным. Именно поэтому впоследствии она добровольно ушла из жизни, считая, что ее стихи не в состоянии изменить мир к лучшему и стать путеводной звездой для будущих поколений.

    Стихотворения Марины Цветаевой, которые она посвящала Александру Блоку стали неотъемлемой частью русской литературы. Весь цикл наполнен восхищением и тоской, которые чувствуются в каждой строчке.

    Стихотворения: анализ «стихов к Блоку» Цветаевой

    Цикл стихотворений, посвященных Александру Блоку, стали одним из величайших творений Марины Цветаевой. Невозможно провести краткий анализ стихотворений Цветаевой «К Блоку» - стихи поэтесса писала о своей любви, не пошлой, а духовной, которая давала ей силы проживать тяжелые дни.

    В своих стихотворениях Цветаева не называет имени поэта, однако сразу понятно о ком пишет поэтесса. Александр Блок был по-настоящему великим поэтом, и его творчество стало очень важным элементом русской поэзии.

    Делая анализ стихотворений Цветаевой «Стихи к Блоку», нужно сказать, что Марина на протяжении долгих лет дружила с Александром. Смерть Блока поэтесса очень тяжело переживала потому, как Александр был любим ею.

    История Блока и Цветаевой

    Делая анализ стихов «К Блоку» Цветаевой, необходимо понять, почему Марина решила посвятить целый цикл Александру.

    Начать стоит с того, что очень долгое время поэты общались. Александр Блок был одним из немногих, кто общался с Мариной Цветаевой уже после ее эмиграции в Америку.

    Немногие знают, что для поэтессы это было очень тяжелое время - постоянные переживания, одиночество, Александр поддерживал Марину как только мог. В последствии Цветаева стала называть поэта своими «двумя крылами», не скрывая того, что Блок действительно стал ее опорой.

    Любовь Марины к Блоку не была плотской, она любила его душу, которая была безгранична. Когда пришло известие о том, что Александр умер, Марина тяжело переживала эту утрату. А вернувшись на родину, она написала свой известный цикл «Стихи к Блоку». Анализ стихотворений Цветаевой об Александре вызывает множество споров сегодня.

    Особенные моменты

    Производя анализ стихотворений Марины Цветаевой «Стихи к Блоку», важно отметить, насколько музыкальным является весь цикл. Мелодичность чувствуется в каждом из семнадцати стихотворений.

    Марина Цветаева называет Блока ангелом, Божьим посланником. Делая анализ стихотворений Цветаевой «Стихи к Блоку», нужно сказать, что Марина считала поэта божьим даром для всех людей. Марина писала о том, что он - непонятый, недооцененный поэт, который глубоко любил свою Родину. Цветаева говорила о том, что после своей смерти, Блок навсегда останется в памяти людей как сын России, как сын целого народа.

    Кроме этого, поэтесса писала о смерти Александра не как о чем-то ужасном, а как о его освобождении. Подтверждают это строки, где поэтесса писала, что теперь, после смерти у Блока есть все - и свои огромные земли, и свой дом, и мать, и хлеб. Именно после смерти, считала Марина, Александр обрел все, о чем он мечтал и тосковал. В том мире, как писала сама поэтесса, Александр Блок - Бог всего.

    Нотки печали

    Делая анализ цикла стихотворений «Стихи к Блоку» Цветаевой Марины, нельзя не отметить грусть, которая присутствует в строках. Несмотря на то, что поэтесса считала смерть освобождением, в цикле все равно присутствует атмосфера тоски и траура. Об этом свидетельствуют строки, в которых писательница задает вопрос - где же та колыбель Александра Блока?

    Это явно говорит о том, что Цветаева очень скучала по поэту. Она пыталась найти ответы на свои вопросы - где он, как он? Однако ответов не было, и Цветаевой оставалось только одно - бережно хранить память о поэте.

    Так же поэтесса переживала из-за того, что Александр Блок умер в одиночестве. Даже строки цикла подтверждают это. Цветаева писала, что Блок - гений, однако без родного дома и без близких друзей. При прочтении строк очень явственно чувстуется уважение и любовь поэтессы к Блоку.

    Создание своего идеала

    Сделав анализ стихотворений Цветаевой «К Блоку», стихи которого, безусловно, являются неотъемлемой частью русской культуры, можно увидеть, что Цветаева не просто любила Блока. Даже в строках своего цикла она писала о том, что людям досталась обязанность беречь память о поэте, а ей - обязанность восхвалить его имя.

    На самом деле, писательница будто кричала в своих стихотворениях: «Великого поэта нет больше; он освободился, а людям осталось лишь отдать дань его творчеству! Весь русский народ потерял свое достояние!»

    Даже о его имени Цветаева писала с каким-то безумным обожанием, о чем свидетельствуют первые строки ее цикла.

    Смерть Александра Блока навсегда осталась незаживающей раной на сердце Марины Цветаевой. Она поразила всех: поэты-серебряники понимали, насколько велика утрата для поэзии, люди осознавали, что столь талантливый человек умер довольно рано, вся страна еще долго не могла поверить в смерть Блока. Несмотря на это, никто не смог написать более прекрасных строк об Александре, кроме Цветаевой. Поэтессе удалось практически обожествить образ Александра Блока.

    Во многом именно благодаря Марине Цветаевой память о поэте сохранилась и сегодня. Уже со школьного возраста дети знают имя великого поэта русской поэзии именно в том свете, в каком показала его Марина Цветаева - гордого, одинокого и непонятого, но при этом талантливого, умного и мыслящего.

    В поэзии Серебряного века не так уж много женских имён: Зинаида Гиппиус, Софья Парнок, Ирина Одоевцева, Мирра Лохвицкая и некоторые другие. Но на слуху сегодня, пожалуй, только знаменитые Анна Ахматова и Марина Цветаева.

    О Серебряном веке

    На протяжении второй половины XIX века и в начале XX века существовало множество литературных объединений - символизм (старший и младший), акмеизм, футуризм (кубофутуризм, эгофутуризм), имажинизм. Марина Цветаева начала своё творчество в кругу московских символистов, это можно заметить, если провести анализ стихотворения Цветаевой на ранних этапах её поэтической деятельности. Анна Ахматова же вслед за первым мужем Львом Гумилёвым присоединилась к последователям акмеизма.

    Анна Ахматова и Марина Цветаева

    Разумеется, этих двух гениальных и талантливых женщин невозможно не сравнивать. Во-первых, потому что они добились одинакового успеха в русской и даже мировой литературе. Во-вторых, обе они жили и творили в одну эпоху - эпоху Серебряного века. И хотя их стихи принадлежат к абсолютно противоположным литературным течениям, в их поэзии прослеживаются общие мотивы. Символизм провозглашает идеалистическую философию и отказ от научного сознания, акмеизм же, напротив, ратует за материальное познание мира, предметность и точность выражения мысли. Но если провести анализ стихотворения Марины Цветаевой и стихов Анны Ахматовой, без труда можно заметить единые темы и линии: любовь («Я сошла с ума, о мальчик странный…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…»), отчаяние («Сжала руки под тёмной вуалью…», «Вчера ещё в глаза глядел…»), преданность («Сероглазый король», «Как правая и левая рука»), траур («Реквием», «Ваши белые могилки рядом..»). Обе женщины имели довольно трудные судьбы и не одну любовную связь. В 1915 году Марина Цветаева посвятила Анне Ахматовой произведение. Анализ стихотворения Цветаевой, написанного для другой поэтессы, демонстрирует восхищение её талантом и отождествление себя с ней.

    О поэте

    Марина Цветаева всегда так и говорила о себе - не поэтесса, а поэт, будто нарочито не признавала разделения поэзии на женскую и мужскую. Она родилась в Москве в день памяти Иоанна Богослова в 1892 году, о чём не преминула сообщить в одном из своих стихотворений. Её семья принадлежала к творческой интеллигенции: отец был филологом и искусствоведом, мать - талантливой пианисткой. Она и Марину старалась воспитать музыкантом, но девочка выбрала поэзию.

    О поэзии

    С 6 лет Марина Цветаева писала стихи, не только на русском языке, но и на французском и немецком. Свой первый сборник она опубликовала в возрасте 18 лет, он назывался «Вечерний альбом». Её творчество заинтересовало известных поэтов, среди которых Валерий Брюсов, впоследствии привлекший Цветаеву в круг символистов. В 1912 году поэтесса стала женой публициста Сергея Эфрона и родила дочь Ариадну.

    В период гражданской войны 1917 года у Цветаевой появилась ещё одна дочь - Ирина, которая погибла от голода, будучи трёхлетней малышкой. Какое горе испытала поэтесса, можно представить, если сделать анализ стихотворения Цветаевой «У гробика». Сын Георгий родился в 1925 году. Некоторое время Марина Цветаева имела романтическую связь с поэтессой Софьей Парнок и даже посвятила ей цикл стихов, но после двух лет отношений вернулась к мужу.

    Тёплые отношения поддерживала с писателем Борисом Пастернаком. Марина Цветаева прожила действительно нелёгкую жизнь, познав нищету и горе в годы войны, бессилие и боль после смерти второй дочери, отчаяние и страх во время арестов мужа и обоих детей.

    Свою жизнь поэтесса закончила самоубийством в возрасте 49 лет, повесившись в чужом доме в Елабуге. О том, что она представляла такую кончину и ранее, сообщает анализ стихотворения Цветаевой «Самоубийство». Долгое время могила поэтессы оставалась официально непризнанной, но затем её узаконили по настоянию младшей сестры - Анастасии Цветаевой. По просьбе её же и диакона Андрея Кураева Цветаеву отпели в церкви по всем правилам, несмотря на добровольный уход из жизни, противоречащий православным канонам.

    Эстетика Марины Цветаевой

    В поэзии Марины Цветаевой очень часто фигурирует тема смерти. Словно поэтесса издавна готовилась к печальному финалу своей жизни и даже стремилась его приблизить. Своим знакомым и близким людям она часто сообщала, где и каким образом хотела бы быть похоронена (на тарусском кладбище или в Коктебеле). Но после самоубийства её тело так и осталось на татарстанской земле. Тема смерти проявляется в различных воплощениях, и если сделать анализ стихотворения М. Цветаевой, обнаруживаются следующие мотивы: смерть духа («В сиром воздухе загробном…»), смерть ребёнка («У гробика»), возможно, имеющая отношения к погибшей дочери Ирине. Но самое главное - смерть её самой. И наиболее полно и сильно это проиллюстрировано в произведении «Прохожий». Анализ стихотворения Цветаевой по плану будет представлен ниже.

    "Прохожий": содержание

    Данное стихотворение было написано 3 мая 1913 года в Коктебеле. Возможно, в этот период поэтесса гостила в доме поэта Максимилиана Волошина. Краткий анализ стихотворения Цветаевой позволяет заключить, что повествование ведётся от первого лица. Если попытаться передать сюжет, то очевидно, что это монолог, с которым героиня обращается к случайному прохожему, забредшему на кладбище, с целью привлечь внимание к своей могиле. При этом интрига не раскрывается почти до самого конца. С первых строк непонятно, что голос героини звучит «из-под земли». Она советует анониму ознакомиться с надписью на надгробии, узнать о том, кто здесь лежит, прочитать имя и дату рождения, а также возложить у могилы букет из маков и куриной слепоты. По всей вероятности, Цветаева сама ассоциирует себя с героиней, поскольку упоминает собственное имя и пытается обнаружить различные сходства между собой и первым встречным - опущенные глаза, вьющиеся кудри, но главное - факт существования в этом мире. Впрочем, не стоит забывать о том, что в любом художественном произведении вымысел всегда доминирует над реальностью, и настоящий талант кроется именно в том, чтобы заставить поверить в недействительное.

    Марина Цветаева: стихи. Анализ стихотворения «Прохожий»

    Несмотря на то что произведение имеет определённый мотив смерти, о смерти здесь не упоминается напрямую. Те слова и словосочетания, которые дают понять, что героини нет в живых, звучат абсолютно не скорбно и не трагично, напротив, Цветаева словно хотела дать понять, что после смерти жизнь не заканчивается, если о человеке есть кому вспомнить. Пусть даже это случайный прохожий. Прохожий нарочито показан безликим, не упоминается ни его внешность, ни возраст, ни даже пол, ведь им может полноправно оказаться и женщина.

    Проводя анализ стихотворения Марины Цветаевой, стоит упомянуть, что героиня её относится к смерти легко. Она упоминает о том, что при жизни была весёлой и не собирается терять это качество даже в загробном мире. Она и прохожего просит не горевать о ней, ведь будучи живой, она и сама не любила этого делать.

    Немного мистический оттенок стихотворению придают слова о том, что дух героини внезапно может появиться посреди кладбища, грозя неизвестному, а также упоминание о том, что обращение к прохожему звучит из могилы.

    Строки о крупной и сладкой кладбищенской землянике имеют отношение к жизни самой поэтессы. В рассказе «Хлыстовки» она собственноручно писала о том, что хотела бы быть похоронена на тарусском кладбище, где растёт самая красная и самая вкусная ягода.

    Другие стихи Марины Цветаевой

    Всего при жизни и после смерти Марины Цветаевой было опубликовано около 14 сборников её стихотворений («Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Лебединый стан» и др.). Ею было написано более 20 поэм («Чародей», «Поэма комнаты», «Сибирь» и проч.), некоторые из которых остались незавершёнными («Несбывшаяся поэма», «Певица»). В годы войны и последующие Марина Цветаева писала реже и занималась в основном переводами, чтобы содержать семью. Многие из её произведений в то время остались неопубликованными. Помимо стихов, Марина Цветаева создала несколько драматических («Метель», «Ариадна», «Федра») и прозаических («Пушкин и Пугачёв», «Поэт и время») произведений.