Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое

Осложненное предложение не является самостоятельной синтаксической единицей. По структуре оно представляет собой простое предложение, противопоставленное сложному как единица монопредикативная единице полипредикативной.

Самый характер осложнения может быть очень различен, так что понятие «осложненное предложение» объединяет неоднородные синтаксические построения.

Осложненное предложение по ряду признаков в той или иной степени сближается со сложным предложением. Многие типы осложненных предложений характеризуются дополнительной предикативностью, связанной с определенными способами ее синтаксического оформления. Тем не менее осложненное предложение любой структуры имеет одно предикативное ядро и этим отличается от сложного предложения.

Строгого определения осложненного предложения в синтаксической теории не выработано, существует лишь традиция употребления соответствующего термина: к осложненным обычно относят предложения с однородными членами и предложения с обособленными оборотами. В некоторых грамматиках осложненными называют также предложения с обращением и даже предложения с вводными словами. Вместе с тем многие авторы при описании соответствующих семантических явлений понятием «осложненное предложение» вообще не пользуются. Отказ от общего определения объясняется разнохарактерностью тех синтаксических явлений, которые практически подводятся под понятие «осложнение». Чтобы пользоваться этим понятием, нужно найти и теоретически определить то основание, опираясь на которое можно противопоставить всякое осложненное предложение неосложненному.

Есть мнение, что понятие «осложненное предложение» нужно сузить. С этой точки зрения предложение с однородными членами не является осложненным, поскольку однородность лишь количественно расширяет предложение, но не осложняет его. При таком узком понимании осложненным является только предложение с обособленными «членами. Однако само понятие обособления ««также нуждается в уточнении и более строгом теоретическом определении. Под это понятие подходят разнотипные в синтаксическом отношении факты и явления. Обособленные обороты очень различны в конструктивном отношении, так что фактор интонационного выделения играет в них определенную роль. Разные виды обособления имеют различное отношение к сфере конструктивного и коммуникативного синтаксиса.

Осложнение связывают прежде всего с полупредикативностью – особым синтаксическим значением, близким к предикативному. Это значение находят не во всех, но во многих обособленных оборотах, таких как деепричастный оборот, обособленный причастный оборот, обособленное приложение (аппозиция). Но и термин «полупредикативность» понимается в синтаксисе неодинаково. Полупредикативность обособленного прилагательного не идентична полупредикативности деепричастного оборота, постоянным свойством которого является связь с другим глаголом того же предложения. С другой стороны, скрытая, явно не выраженная предикативность какого-либо обособленного оборота или иной части предложения, не совпадающая с полупредикативностью, также служит осложнению предложения. Это создает необходимость в каком-то общем наименовании для всех проявлений того значения, которое не является настоящей предикативностью, но имеет некоторые ее признаки, данные в тех или иных синтаксических показателях. В дальнейшем в качестве такого общего наименования мы будем пользоваться термином «дополнительная предикативность».

Однако сводить понятие осложнения простого предложения к дополнительной предикативности, и тем более к одному ее виду – полупредикативности, нет оснований.

Однородные члены также осложняют предложение. Сторонники точки зрения, согласно которой однородность лишь количественно расширяет состав предложения, не учитывают того факта, что между однородными членами устанавливаются смысловые и синтаксические отношения. Сочинительная связь, оформляющая эти отношения, содержательно обогащает предложение, она вносит дополнительные семантико-синтаксические значения, осложняющие предложения.

Другое дело вводные слова, вставные обороты и обращение. Традиция, следуя которой эти категории относят к осложнению, связана с пунктуационной практикой и во многом объясняется учебными задачами. С точки зрения синтаксической теории вопрос об их причастности к осложнению не решается однозначно.

Считать водные слова одним из видов осложнения нет достаточных оснований. Они функционируют как в осложненном, так и в неосложненном простом предложении (видимо, завтра будет дождь), осознавая его особый синтаксический план. Конечно, водно-модальные слова вносят в предложение дополнительные смыслы, но они иного порядка, чем те значения, которые создаются осложняющими членами предложения. Такие слова нельзя включить в ряд осложняющих членов хотя бы потому, что они не являются членами предложения. Они выполняют организующую функцию, определяя позицию говорящего субъекта. В осложненном предложении они одновременно играют важную строевую роль, участвуя в выражении отношений между частями предложения, и тем объединяются с его служебными элементами (см. § 11.).

Сложнее вопрос об обращении и вставочных оборотах. Не будучи членами предложения, обращения, как и вставки, могут тем не менее выполнять аналогичную им роль, сближаясь в определенных условиях с членами предложения функционально. Поэтому вопрос об обращении и «вставке» рассматривается особо (гл. 14, 15).

Выделение осложненного предложения из общего ряда простых и применение данного термина к определенному кругу фактов имеет своим основанием практическую деятельность говорящих. В речевой практике устанавливаются определенные функциональные соответствия, связывающие разные виды осложнения между собой – с одной стороны, и со сложным предложением – с другой стороны. То, что в сложном предложении – полипредикативной структуре – дано в явном, развернутом виде, в осложненном предложении – монопредикативной структуре – как бы свернуто, сжато. Семантические соответствия, а часто и возможность взаимной трансформации связывают со сложным предложением как предложения с обособленными оборотами, так и предложения с однородными членами. Есть осложненные предложения, настолько близкие к сложному, что их положение в синтаксической системе определяется как промежуточное .

Вместе с тем одна только возможность преобразования простого предложения в сложное не является признаком осложненного предложения, да и не всякое осложненное предложение обнаруживает такую возможность.

Итак, границы понятия «осложненное предложение» очерчиваются недостаточно четко. И это закономерно, так как есть разные ступени и разная мера осложнения.

Понятие об осложнённом простом предложении.

1-ый урок по теме.

Тип урока: комбинированный .

Цель урока: формирование представлений об осложненных предложениях, обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов; формирование умений: 1) опознавать однородные члены предложения; 2) различать сложные и простые осложненные предложения; 3) соблюдать правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения; формирование относительной грамотности учащихся.

Технологии урока: создание проблемной ситуации, соревнование (фрагменты), межпредметные связи, групповая, парная и индивидуальная работа; проектирование схемы.

Оборудование урока: раздаточный материал; орфографические карточки; оформленная доска.

1. Организационный момент

Вступительное слово .

Ребята! Тема сегодняшнего урока не будет для нас совершенно новой. С простым предложением предложения мы знакомыдавно.. Но сегодня нам предстоит углубить и систематизировать наши знания по заявленной теме. Мы продолжим формировать свою практическую грамотность.

2.Орфографическая работа.

    Орфографическая разминка.

Прежде чем приступить к основной части урока, проведем небольшую орфографическую разминку.

Перед вами слова. Наша задача - выбрать правильное написание слова, объяснить написание слов. 1 человек составляет три словосочетания с этими словами (примыкание, управление, согласование), 2 человек – 3 предложения(1- простое, 2 – простое,но либо с обращением, либо с однородными членами предложения,3 - сложное)

Т..ЛАНТЛИВЫЙ

ПР..БРЕЖНЫЕ

ПР..ХОДИТЬ

ЗАР..СЛИ

НОЧ...

(ИЗ,С)ДАЛЕКА

РА..КРЫТЬ

НАСТЕЖ…

Д…ПЛОМАТ

ПР..К..САТЬСЯ

АК..УРАТНО

ПР..ОДОЛЕТЬ

(НЕ)ВЗГОДЫ

РА(С,СС)КАЗАТЬ

3. Синтаксическая работа

Выполним ещё одно упражнение на повторение. На примере простого предложения выполним синтаксический анализ. Вспомним его алгоритм.

    Доказать, что перед нами предложение.

    Определить цель высказывания.

    Указать интонацию.

    Определить, простое или сложное предложение перед нами.

    По составу грамматической основы определить, двусоставное или односоставное предложение перед нами.

    По наличию второстепенных членов указать, распространенное предложение или нет.

    Установить, полное предложение или неполное.

    Понаблюдать, осложнено или не осложнено предложение.

(Данное упражнение помогает актуализировать знания о синтаксических функциях и способах их определениях)

4. Понятие об осложнённом предложении

Итак, обратимся к главной теме нашего сегодняшнего урока. Среди характеристик предложения есть два похожих термина, которые необходимо четко различать: сложное и осложненное предложение. Где в обыденной жизни мы встречали эти понятия?

Чем отличаются сложные и осложненные предложения? Как определить, сложное или осложненное предложение перед нами.

(предложения на карточках)

1.Прочитайте выразительно текст

2. Определите:

-1 ряд - тема

-2вариант – название

-3 вариант стиль текста

Выписать предложения:

-простые

- простые, осложнённые

- сложные

Солнце высоко, и под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно, свежо. Широкая, искусно наведённая за ночь паутина отчётливо выделяется на фоне густой листвы.

Через час я уже стою на берегу реки. На том берегу, где светло-зелёным морем колышется рожь. Солнце стоит высоко, печёт. Звон кузнечиков удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.

Я ступаю в прозрачную воду. Речка заросла кустами, зелёной лозою. Над лозою, над высокими цветами береговой медуницы в воздухе тёмно-синие, прозрачные стрекозы. Осторожно ступая по скользким подводным голышам, я бреду по речному, с перебегающими солнечными зайчиками дну, любуюсь на золотое, усыпанное разноцветными ракушками дно, на прозрачно-жёлтых, переливающихся пескарей, слушаю шум воды, дальние голоса на деревне.

5.Проектирование схемы

Чем может быть осложнено предложение

Обращениями

Вводными и вставными конструкциями

Обособленными членами предложения

Однородными членами

А теперь самостоятельно придумываем по одному предложению на каждый вид осложнённого предложения (кроме вставных и вводных конструкций).

6. Рефлексия

Я узнал на уроке…

Было интересно…

Мне понравилось…

Я хочу предложить…

8 . Подведение итогов. Домашнее задание.

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме «Понятие об осложнённом предложении»

Рычкова Наталья Станиславовна – учитель русского языка

Цели и задачи урока:

образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения»

развивающая: развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;

воспитательная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению ЗУН, к самостоятельной работе;

Тип урока : объяснение нового материала;

Методы: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический;

Оборудование урока : карточки, учебники литературы, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение целей урока

II . Минутки повторения. Самостоятельная работа

Орфоэпическая работа (слайд) нач а ть, хоз я ева, докум е нт, дос у г, инструм е нт, катал о г

(Расставьте ударения)

Синтаксическая: (карточки)

1.Сегодня полнолуние.

2.За окном очень тихо.

3.Газеты доставляют по утрам.

4.Смотрел на людей с ненасытным и добрым вниманием.

5.Цыплят по осени считают.

6.Ночи становятся долгими и тёмными и часто заставляют дрожать от холода.

7.Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

8. Там, на белых дорогах, не часто появлялись повозки.

9.На мой взгляд, решение верное.

10. О, милый мой, ты будешь царь земли родной!

Подчеркните грамматические основы, сделайте синтаксический разбор.

Какие виды предложений по наличию грамматических основ вам встретились? (односоставные и двусоставные)

Назовите виды односоставных предложений, которые вам встретились

Что отличает все эти двусоставные предложения? (их осложнённость)

III.Формулирование темы урока учащимися

Исходя из этого, определите тему урока («Понятие об осложнённом предложении»)

Чем могут быть осложнены предложения? (чтение правила стр.104 учебника)

Приведите свои примеры

Сформулируйте правило в виде схемы

IV.Закрепление изученного

Найдите в учебнике литературы примеры осложнённых предложений (работа в парах)

Проверка проделанной работы

V.Конструирование предложений по данным схемам

Составьте предложения по схемам

1. ____ _____

_____ ,

2. ________

ВВ.СЛОВО, …

… , ОБРАЩЕНИЕ, ….

VI. Дополни предложения

1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей.

2 …. , … туча растёт за рекою.

3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы.

4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу.

5.Здравствуй, …. , ранней осени краса!

(плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка)

Устно дайте характеристику предложениям.

VII. Обобщение по уроку и выставление оценок

Время нашего урока подходит к концу, нужно подвести итог.

Над чем мы сегодня работали? Чем могут быть осложнены предложения?

VIII. Запись и объяснение домашнего задания

1.
2.
3.
4.
5.
Понятие «осложненное предложение».
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Вводные и вставные конструкции.
Обращение.

Традиционно осложненное предложение рассматривается с точки
зрения его пунктуационного оформления.
Обычно к осложненным предложениям относят предложения с
однородными членами и обособленными оборотами.
В некоторых грамматиках осложненными называют предложения
с вводными конструкциями и обращениями.
Два типа осложнения:
Синтаксическое – введение в предложение дополнительного
синтаксического элемента
Смущенный, он стоял у дверей (2 пропозиции, 1 предикат).
Семантическое – появление новой пропозиции, синтаксически
не выделенной
Я слушаю пение птиц (2 пропозиции, 1 предикат).

1. Понятие «осложненное предложение»

Признаки осложненного предложения:
Больше синтаксических позиций, чем в элементарном
предложении (предикативное ядро + присловные
распространители в виде словосочетаний). В ОСП есть
распространители, включенные непосредственно в предложение.
Кроме предикативных и подчинительных отношений есть
сочинительные и полупредикативные отношения.
Формальные семантико-синтаксические показатели
(союзы, частицы, интонация).
ОСП является объектом конструктивного синтаксиса.
Конструкция – это такое синтаксическое единство, которое
характеризуется относительной самостоятельностью, целостностью
и оформляется по определенным грамматическим схемам, состоит из
компонентов, количество и характер которых определяется вне
конкретных слов.

Однородные члены предложения – это такие члены
предложения, которые:
связаны сочинительной связью,
занимают одинаковую синтаксическую позицию и выполняют
одну и ту же синтаксическую функцию (дополнение,
определение, обстоятельство);
между ними всегда можно поставить сочинительный союз;
произносятся с интонацией перечисления;
не всегда имеют одинаковое морфологическое выражение
Перед нами было здание, старое, деревянное, без крыши.
Смысловые отношения между ОЧП можно определить как:
соединительные (и, да, а);
противительные (а, но, да);
разделительные (или, либо, то… то);
присоединительные (да и, но и, да и то);
градационные (не только… но и, не столько…сколько).

2. Однородные члены предложения

Достаточно сложным является вопрос об
однородности главных членов предложения.
Предложения с несколькими подлежащими, объединенными одним
сказуемым, принято считать простыми с ОЧП
Жара и засуха стояли более трех недель.
По поводу сказуемых существует несколько точек зрения:
Каждое сказуемое трактуется как компонент, способный создать
отдельное предложение. Это полипредикативная, но
моносубъектная единица (в логике – сложные суждения)
Песня сбилась, задрожала, разорвалась, погасла.
Если несколько сказуемых имеют один общий компонент (связку
или второстепенный), то они однородные
Они меня одели, обули, накормили.
Он был большим и добрым.
Все сказуемые при одном подлежащим являются однородными.

2. Однородные члены предложения

Однородными являются согласованные определения, если
каждое из них непосредственно связано с определяемым
словом.
Друг с другом эти определения находятся в отношениях
перечисления: связаны сочинительными союзами или
интонацией.
Однородные определения обозначают:
отличительные признаки разных предметов
Внизу в синих, желтых, лиловых пятнах мерно качалось
отражение города.
различные признаки одного и того же предмета
Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку.
В условиях контекста однородные определения
синонимично сближаются Холодный, металлический свет
блеснул на тысячах мокрых листьев.

2. Однородные члены предложения

Неоднородные определения характеризуют:
один объект, но с разных сторон
Мальчишка клеил на стену свежую московскую газету.
предшествующее определение относится не непосредственно к
определяемому существительному, а к словосочетанию
Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвую дымку.
Неоднородными обычно являются определения, выраженные
местоимением и прилагательным твой синий костюм.
Контекст может способствовать сближению неоднородных
определений Письмо было написано крупным, нервным почерком.
Выбор той или иной группы определяется авторской задачей
(общность - однородные определения, различие – неоднородные).
На синтаксические отношения определений при одном
определяемом слове влияет и позиция. Определения,
расположенные после определяемого слова всегда однородны
Я буду обладать истиной вечной, несомненной.

Обособление – это осложнение предложения, путем
введения в него дополнительной синтаксической позиции.
Это смысловое и интонационное выделение второстепенных
членов предложения для придания им большей
самостоятельности.
Обособленный ЧП несет определенную семантику, оформляется
при помощи соответствующих синтаксических связей
и внутренней формальной организации.
Обособленные ЧП нужны для того, чтобы передать сложное
семантическое содержание.
Для этого в обороты включаются различные форманты:
частицы даже, модальные слова конечно, служебные слова,
адвербиальные детерминанты с широким временным значением
иногда, порой.
Осложненные предложения с обособленными членами:
с полупредикативными обособленными членами;
с уточняющими обособленными членами.

3. Обособленные члены предложения

1. Осложненные предложения
с обособленными определениями:
с причастными оборотами
У ворот его стояла кибитка, запряженная тройкой
татарских лошадей.
с адъективными оборотами (прилагательное с
зависимыми словами).
Вот моя птица, когда-то веселая, поет на окне.
с несогласованными определениями
Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место
в дыму около котла.
с обособленными приложениями
Полковым адъютантом был немец, заика Мерк, человек
твердых жизненных правил.

10. 3. Обособленные члены предложения

Обособляются:
согласованные определения (с зависимыми словами) в постпозиции;
два и более нераспространенных постпозитивных определения;
одиночное постпозитивное определение, если оно имеет добавочное
обстоятельственное значение
Кремль, неразрушенный, белел со своими башнями и Иваном Великим.
определения, «оторванные» от определяемого слова
И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота.
определения в препозиции, если имеется обстоятельственное значение
Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина.
определения, относящиеся к личному местоимению;
несогласованные распространенные определения
Он, со своим умом и опытностью, мог бы уже заметить, что она отличает его.
Не обособляются:
если определяемое слово само по себе в предложении не выражает
нужного понятия, т.е. нуждается в определении:
Она приняла вид достойный и несколько обиженный;
если по смыслу определение связано не только с подлежащим, но и
сказуемым:
Море лежало у его ног безмолвное и белое от облачного неба.

11. 3. Обособленные члены предложения

2. Осложненные предложения
с обособленными обстоятельствами:
с деепричастными оборотами
Постояв недолго, он двинулся вперед.
с субстантивными и адвербиальными оборотами
Однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в
Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина.
На другой день к вечеру, рысцой, прибежал Алексей.
Обособляются деепричастные обороты,
независимо от места, занимаемого в предложении
(выражают обстоятельства времени, причины, условия,
уступки, образа действия).
Не обособляются если:
тесно связаны со сказуемым;
являются фразеологизмами;
имеют усилительную частицу И.

12. 3. Обособленные члены предложения

Обособляются:
два одиночных обстоятельства, если являются однородными членами
предложения
Вода бежит, сверкая и журча.
одиночное обстоятельство, если выполняет функцию дополнительного
сказуемого
Он, вздрогнув, стал прислушиваться.
Могут обособляться обстоятельства, выраженные существительными, если
они достаточно самостоятельны:
времени Я, уже глубокой ночью, вышел на улицу.
причины
Благодаря ежедневному общению с ним, Морозка начал думать…
условия
Я наклонился, чтобы, в случае легкой раны, не опрокинуться назад.
уступки
Несмотря на ранний час, улицы были полны народа.
Могут обособляться дополнения
с предлогами вместо, кроме, помимо, за исключением, сверх и др.
Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

13. 3. Обособленные члены предложения

Осложненное предложение
с уточняющими обособленными членами предложения
Информация, которая дополнительно конкретизирует другие члены
предложения; характеризуется наличием формальных средств
то есть, а именно, иначе, даже, в особенности, главным образом.
уточняющие - относятся к одному члену предложения, сужают понятие
или ограничивают его.
В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделал изумительное открытие.
Осенью, в дожди, река станет опасной.
пояснительные - второе наименование по отношению к первому понятию,
которое недостаточно определено; перед пояснением можно вставить слова
то есть, а именно, или
Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша.
присоединительные - информация, возникшая попутно, дополнительные
замечания и разъяснения. Для присоединения используются различные
слова и словосочетания даже, например, в частности, в том числе и др.
Все были в полном смущении, особенно незнакомый молодой человек.
Было очень тепло, даже жарко.

14. 3. Обособленные члены предложения

Функции присоединительных конструкций:
художественно-выразительная;
большая смысловая нагрузка;
повышение экспрессивности высказывания;
логическое выделение нужных фактов;
средство актуального членения предложения
изменение ритма, тенденция к сжатости.
Особая выразительность присуща так называемой парцелляции,
понимаемой как членение предложения, при котором содержание
высказывания реализуется не в одной, а в нескольких речевых единицах
С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. У них
стряслась беда. Большая.
В публицистике этот прием используется для усиления
смысловых и экспрессивных оттенков значений.
В экспрессивном синтаксисе используются и сегментируемые
конструкции (конструкции с двойным обозначением)
Часы – и те здесь будут палубные.

15. 4. Вводные и вставные конструкции

Вводные и вставные конструкции
имеют добавочный характер по отношению к
семантике основной части, характеризуются
обособленностью, особой интонацией,
грамматически не связаны с базовой
конструкцией.
Вводными являются слова и конструкции,
которые выражают отношение говорящего к
сказанному, дают общую оценку сообщаемому,
указывают на источник сообщения и связь с
контекстом (см. квалификативные модусные
категории).

16. 4. Вводные и вставные конструкции

Значение вводных слов:
достоверность, уверенность конечно, бесспорно;
предположение возможно, наверное;
эмоциональная оценка к удивлению, к радости;
указание на степень обычности как всегда;
отношение говорящего к способу оформления мысли
иными словами, попросту говоря;
источник сообщения по словам, по мнению;
связь мыслей и их последовательность
итак, наконец, к примеру;
призыв к собеседнику вообразите, скажи на милость;
указание на экспрессивный характер высказывания
кроме шуток, сказать правду, между нами.

17. 4. Вводные и вставные конструкции

Морфологическое выражение:
специальные слова впрочем, дескать, пожалуйста, следовательно;
имена существительные к счастью, на беду, по существу;
имена прилагательные в целом, самое главное;
местоимения с предлогами кроме того, напротив того;
наречия безусловно, вернее, точнее, кстати, наконец;
глаголы в различных формах кстати сказать, полагаю, разумеется.
Вводные предложения
выполняют те же функции, что и вводные слова;
отличаются лишь структурно, т.к. воспроизводят те или иные
структурные схемы простого предложения;
чаще всего включаются в основное при помощи союзов
Студенты, как мы уже сказали выше, часто опаздывают на
занятия.
не являются готовыми застывшими выражениями;
разнообразны по лексическому составу и не ограничены объемом.

18. 4. Вводные и вставные конструкции

Вставные конструкции
выходят за рамки осложнения, связаны со структурой предложения и текста;

Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое. Термин «осложненное предложение» можно считать традиционным.

В традиционном синтаксисе обычно описываются различные виды осложнения, но не определяется общее понятие осложненного предложения. И это совершенно закономерно: осложненное предложение и нельзя было определить обобщенно, поскольку под осложнением понимались очень разные синтаксические явления.

К осложненным предложениям относили такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, однородные члены, сравнительный оборот, вводные слова и другие вводные компоненты, вставки, обращения и некоторые другие. Не последнюю роль в том, что принималось во внимание при отнесении предложения к осложненному, играла пунктуация: если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное.

Важную роль в развитии теории осложненного предложения сыграли многочисленные работы проф. А.Ф. Прияткиной, на которые мы и будем опираться в объяснении данного явления. Полное описание осложненного предложения содержится в учебном пособии А.Ф. Прияткиной «Синтаксис осложненного предложения». – М 1990. Прежде всего, надо определить отношение осложненного предложения к синтаксическим единицам – к простому или сложному предложению. С одной стороны, осложненное предложение может представлять собой очень сложное образование, насыщенное конструктивно и семантически не менее сложное, чем полипредикативное образование.

Например: Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец мужеством в бою (К. Симонов). Предложение осложнено однородными членами с союзом «если не – так», бессоюзными рядами однородных членов и двумя пояснениями: «он, комиссар» и пояснительной конструкцией с обобщающим словосочетанием «всем другим». Другой пример: С другой стороны, несмотря на конструктивную и семантическую сложность, осложненное предложение – это предложение с одним предикативным центром (в нашем примере «он должен был стать вровень»), осложнение происходит в пределах простого, монопредикативного предложения.

Следовательно, вопрос об отношении данного явления к синтаксическим единицам решается однозначно: это предложение простое, а не сложное, грамматической полипредикативности, главного признака, отличающего сложное предложение от простого, в осложненном предложении нет. Чтобы определить осложненное предложение как особое синтаксическое явление, надо установить, к какому синтаксическому аспекту относится понятие «осложнение», какой синтаксический аспект имеется в виду. Существует осложнение семантическое, т.е. семантическая полипропозитивность: предложение является семантически осложненным, если содержит более одной пропозиции.

Сравним два примера: 1) Ее новое платье было всеми замечено. – 2) Ее смущение было всеми замечено.

В первом предложении одна пропозиция, заключенная в предикативной конструкции и неприсловном распространителе: «платье было всеми замечено» («замечено» - предикат, «всеми» - субъектный актант, «платье» - объектный актант). Во втором предложении две пропозиции: кроме той, которая является общей с первым предложением (заключенной в предикативной конструкции), есть вторая, выраженная предикатным словом «смущение» и распространяющей это слово словоформой «ее»: «ее смущение» - она смутилась. Таким образом, второе предложение семантически осложненное, но формально-синтаксического осложнения здесь нет, в формально-синтаксическом отношении оно ничем не отличается от первого предложения.

Сопоставим с приведенными предложениями еще одно: Смутившись, она замолчала. В этом предложении две пропозиции («она замолчала», «смутившись» - она смутилась), т.е. предложение семантически осложненное, полипропозитивное, а кроме того, здесь есть осложнение формально- синтаксическое, которое проявляется в синтаксическом отношении дополнительной предикативности: деепричастный оборот находится в двустороннем отношении – он относится не только к сказуемому («замолчала» - почему? – смутившись, потому что смутилась; связь деепричастия с глаголом-сказуемым – примыкание), но и к подлежащему, и это отношение оформляется интонационным выделением.

Другой пример: На столе лежали цветы и подарки.

В этом предложении нет семантического осложнения, предложение содержит одну пропозицию, заключенную в предикативном ядре: предикат «лежали», субъектный актант – «цветы» («подарки»), обстоятельственный актант – на столе». В формально-синтаксическом отношении это предложение следует считать осложненным: здесь есть особые синтаксические отношения – координативные, выраженные сочинительным союзом «и». Рассмотрим еще один пример: По-моему, вы ее не любите. В предложении есть вводное слово, интонационно выделенное.

Традиционно предложения с вводными словами считаются осложненными. Действительно ли это так? Для чего употребляется вводное слово? Оно выражает модусное значение, которое относится к семантическому аспекту высказывания, передавая отношение говорящего к содержанию высказывания (в данном случае авторизация, представление говорящим высказывания как «своего», совмещается с персуазивностью, выражением некатегоричности). В грамматическом, формально-синтаксическом аспекте вводное слово «по-моему» никакой роли не играет.

Таким образом, осложнение простого предложения – явление синтаксическое, грамматическое, и как таковое оно имеет свои отличительные признаки. § 1.1.2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Осложненное простое предложение

Понятие внутрирядных отношений 8 § 2. Виды рядов. Однородные члены предложения. Ряды с неоднородными членами 8 § 3. Пояснение и его разновидности: собственно.. Их отношение к осложнению 14 § 2. Обращение 15 Литература 16 Глава 1. Общие вопросы теории осложненного предложения §..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: