Познавательное развитие аквариум средняя группа. Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Аквариумные рыбки»

Тема: «Аквариум»

Образовательные области:

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности:

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Продуктивная

Цель :

1 Развивающая:

Развивать способность организации действия;

Формировать умение ставить цель и задавать параметры результата;

Выбирать материал, инструменты, способ для получения результата;

Формировать умения детей вступать в коммуникации во время работы;

Осуществлять рефлексию в понятийной паре цель – результат.

2 Образовательная:

Обогащать и систематизировать знания детей через познавательно исследовательскую деятельность;

Уточнить имеющиеся представления у детей о рыбах;

Научить детей видеть, оценивать сложившуюся ситуацию, придумывать пути её решения;

Активизировать и обогатить словарь детей.

3 Воспитательная:

Содействовать формированию самостоятельности, аккуратности при выполнении работы.

Формы и методы работы:

Сюрпризный момент

Художественное слово

Беседа

Мастерская

Словарная работа: чешуя, водоросли, аквариум, плавники,

Ход НОД:

Приветствие.

Организационный момент. Ребята возьмитесь за руки, встаньте в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Катина сестра Снежана. Послушаем внимательно, что она хочет нам сказать.

Мы с Катей на выходных ходили в зоомагазин. Там мы видели много разных аквариумов и с интересом рассматривали их. Придя домой, нам захотелось своими руками сделать аквариум. В итоге у нас получился вот что (показывает аквариум). Катя предложила отнести его в группу. Мы его дарим Вам и детям. Думаю, что он вам пригодится (дарит и уходит).

Спасибо, Снежана, какой интересный аквариум у вас получился.

(Дети садятся полукругом на стульчики)

Давайте его рассмотрим. Что вы видите? (Водоросли, камешки, песок, ракушки, морскую звезду и т.д.)

Кто же может жить в аквариуме? (выслушивает предположения детей)

Послушайте загадку и отгадайте её.

У родителей и деток, вся одежда из монеток. (Рыбка)

Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (рыбка)

Молодцы. Конечно же рыбка.

(Показываю видео или картинки с аквариумными рыбками.)

Ребята, посмотрите, какие красивые аквариумные рыбки. Вы узнали их? А как они называются? (Золотая рыбка, петушок, рыбка клоун, бабочка и т. д.)

Молодцы. Подойдите пожалуйста к столу. У меня есть «волшебные картинки», посмотрите на них внимательно и скажите, что с ними можно сделать? (составить картинку).

Попробуйте составить картинку. Что получилось? (получилась рыбка).

Словесная игра (индивидуальная работа по активизации словаря)

  • Что есть у рыбки? (называют части тела рыбы);
  • Чем покрыто тело рыбки? (Чешуёй)
  • Что рыбке помогает плавать? (Плавники, хвост)

- (Чешуя, а хвост вместо руля)

  • Что умеет делать рыбка? (плавать, нырять, шевелить плавниками, хватать корм, смотреть, поворачиваться и т.д.);
  • Все ли рыбки одинаковые? (Все рыбки разные)
  • Где живёт рыбка? (В воде)

Давайте с вами превратимся в рыбок.

Физминутка «Рыбки».

Рыбки плавали, плескались,

В чистой светленькой воде.

То завьются, разовьются,

То зароются в песке.

Отдохнули!? Ребята мы сейчас были кем? (Рыбками)

Нам было весело, мы играли, плавали, резвились. А в нашем аквариуме никто не живёт, не плавает.

Что же делать?(Один из детей предлагает заселить аквариум рыбками)

Давайте поселим рыбок в аквариум.

Что мы можем сделать, чтобы появились рыбки? (предположения детей)

А у вас есть рыбки? (предположения детей) Где мы их возьмём? (Мы можем сделать сами).

Конечно, мы можем сделать сами. А как? (своими руками) Хорошо ребята, я согласна с вами.

Как будет выглядеть наша рыбка? (предположения детей)

(На столе заготовки силуэты рыбок и другого материала)

Подойдите к столу и выберите все, что вам необходимо для работы. Обратите внимание на семена, пёрышки, пуговицы и т. д. (продуктивная деятельность детей по изготовлению рыбок.)

Вопросы, направленные на выстраивание замысла. (индивидуально)

Что ты хочешь сделать?

Для чего ты это будешь делать?

Как выглядеть твоя рыбка?

Для чего ты это берешь?

Вопросы, направленные на анализ реализации.

Что ты сейчас делаешь?

Что ты уже сделал?

У тебя получается? В чём трудность? (тебе нужна моя помощь?)

Вопросы рефлексии в соответствии реализации замысла.

Что ты хотел сделать?

У тебя получилось?

А ты такую рыбку хотел сделать?

Общий вопрос.

Для чего мы делали рыбок? (чтобы заселить аквариум)

Возьмите свои рыбки и подойдите к нашим гостям они вам помогут.

(дети с воспитателем заселяют рыбок в аквариум) играет музыка

Итог.

Ребята, полюбуйтесь, что у нас получилось!

Мы с детьми другой подгруппы сделаем еще разных рыбок и пополним наш аквариум.


Олеся Круглова
Конспект занятия в средней группе «Кто живет в аквариуме?»

Конспект занятия в средней группе

по теме : «Кто живет в аквариуме .

Программное содержание :

Вызвать желание у детей заботиться об обитателях аквариума . Развиваем общие интересы. Уточнить представление детей о том, что в аквариуме живут рыбки , растения, все они живые. Рыбки живут в хороших условиях. Активация речи, развитие познавательной речи.

Воспитатель : Ребятки, где у нас живут рыбки? (в море,озере, речке)

Воспитатель : Правильно! Давайте подумаем, а в квартире могут рыбки жить (могут)

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

Дети : Аквариум

Воспитатель : А кто у нас живет в аквариуме ? (рыбки,растения)

Воспитатель : А давайте посмотрим наш аквариум .

И понаблюдаем за рыбками.

Все рыбки у нас плавают? (Да)

А они быстро плавают? (Да)

А вода у рыбок должна быть чистая или грязная? (чистая)

(Объясняет деткам, что в плохих условиях рыбки могут заболеть, тогда они будут плохо плавать. Показать какой не должна быть вода. Берем баночку с мутной водой)

А какие у нас рыбки?

(Перечисляем : что есть у рыбок)

Что у нее впереди, а что сзади? (голова, хвост)

Где спинка, а где брюшко? (наверху, внизу)

Что у рыбки на голове (глаза, рот)

Воспитатель : Какие молодцы ребятки, теперь знают, что есть у рыбок.

Воспитатель : А в какой водичке живут рыбки?

(предлагаем деткам потрогать воду)

Воспитатель : А что еще есть в нашем аквариуме ? (на дне камушки и песок, растения)

А рыбки кушают растения? (Да)

А что еще кушают рыбки (Корм)

Это специальный корм для рыбок. Понюхайте :запах- рыбий.

Воспитатель :И рыбок нужно кормить каждый день.

Давайте их покормим

(одному из детей коробочку с кормом, другому- крышечку, остальные детки кормят рыбок, обозначая им меру кормления).

Наблюдаем как рыбки кушают.

Воспитатель : А пока они кушают, расскажу вам

Считалачку

«Ини, мини, майни,май.

Рыбку за ногу поймай.

Если рыбка : «Ой-ой-ой» ,

Отпусти ее домой»

Рыбки покушали и поплыли отдыхать, скажем им «До свидания!» .

Методическая литература :

1.. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,. изд-во «Учитель» -2016г.

2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный Эколог» . – М.: Мозайка-Синтез,2016.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Кто живет в лесу?» Цель: расширять представления детей о диких животных нашего края. Задачи: - продолжить знакомство детей с животными леса, их особенностями.

Тема:"Насекомые. " Программные задачи: 1. Учить пересказывать впервые прочитанный текст на основе временно-пространственных моделей. 2. Закрепить.

Тема: «Фрукты» Цель: уточнить и расширить знания детей о фруктах. Задачи: 1. Закрепить знания о цвете, форме, размере, вкусе, запахе, характере.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования и элементами экспериментирования тему: «Рыбки плавают в аквариуме».

Цель:

  • упражнять детей в технике работы с гуашью; в правильном держании кисти (не напрягая мышц, не сжимая пальцы);
  • продолжать учить набирать краску на кисть аккуратно, обмакивать всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса;
  • учить рисовать нестандартной техникой (ладошкой)
  • развивать эстетическое восприятие
  • вызывать желание помогать и заботиться о рыбах.

Материалы и оборудование:

Материалы:

- демонстрационно – наглядный материал: картинки с изображением аквариумов;

- дидактический материал: чудесный мешочек, игрушка рыбка, трафареты рыбок;

- раздаточный материал: нарисованные аквариумы; блюдо с краской, краски в баночках: зеленая, черная; влажные салфетки, кисточка, подставка, тарелочки с гуашью, краски, кисточки, спонжик, салфетки влажные и сухие на каждого ребенка, картинка- аквариум (10 шт.)

Оборудование: мольберт, орг-стекло с коллажем «Аквариум», указка, компрессор для аквариума, стаканчики с водой (10 шт.), трубочки (10 шт.), ноутбук.

Предварительная работа: провести занятие по ФЦКМ на тему: «Аквариумные рыбки», выучить «ритуал вхождения в подводный мир», выучить пальчиковую гимнастику «Рыбки плавают».

Индивидуальная работа: с Аленой Блиновой – выучить стихотворение «Аквариум».

Словарная работа: компрессор.

Ход занятия

Дети заходят в «Творческую лабораторию»

В: Дети, вы любите сюрпризы? (ответы детей) Я приготовила вам сегодня интересный сюрприз «Чудесный мешочек», в нем что-то находится. Вы должны на ощупь отгадать, что в нем (дети определяют предмет, находящийся в мешочке, высказывают свои мнения).

Воспитатель: А теперь послушайте загадку.

Дом стоит, до краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

Что это такое?

Восп-ль: Правильно, это аквариум. Ребята, посмотрите на эти картинки, аквариумы бывают разные: круглые, квадратные, прямоугольные, маленькие и большие. Я хочу пригласить вас в удивительный подводный мир аквариума. Хотите туда попасть. Тогда давайте произнесем волшебные слова. Дети становятся в круг (ритуал)

Вот мы и очутились подводном мире. Дети, посмотрите, какой волшебный аквариум. Давайте сядем за столы и рассмотрим его и расскажем о нем.

В :. Скажите, кто живёт в аквариуме? (Рыбки).

В : Правильно, в нем живут разные рыбки: гуппи, меченосцы, петушки, золотые рыбки и многие другие. Аквариум-это целый подводный мир.

- Ребята, посмотрите внимательно, все ли рыбки одинаковые ? (нет)

А чем они отличаются? (формой тела, размером, цветом, разная форма плавников и хвостиков).

А что у них общее? (хвост, плавники, чешуя).

Ребята, сколько всего рыбок в аквариуме? А сколько рыбок плывет вправо, а влево?

Еще рыбок можно назвать молчунами, потому что они не издают звуки.

Что вы видите еще в аквариуме? (песок, камешки большие и маленькие, водоросли). Как вы думаете для чего нужны водоросли в аквариуме ? (Некоторые рыбки ими питаются . Среди растений рыбки прячутся . Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат ).

А еще, ребята, в аквариум ставят специальное устройство - компрессор, показывает иллюстрацию аквариума с компрессором, а потом и сам компрессор. Для чего же он нужен в аквариуме? Компрессор очищает воду и обогащает ее кислородом.

Эксперементальная деятельность

Давайте станем с вами компрессорами и покажем, как работает устройство для подачи воздуха. Послушайте внимательно правила.

Один конец трубочки нужно полностью опустить в воду, а в другой конец трубочки осторожно подуть от себя. Посмотрите, как я это делаю. Набираю воздух через нос и дую от себя. А теперь вы подуйте в трубочку и понаблюдайте, что произойдет.

Что наблюдаете? (пузырьки)

Откуда взялись пузырьки? (от воздуха)

Вы выдохнули воздух, а он в воде виден в виде пузырьков. По этому принципу работает компрессор в аквариуме .

А теперь давайте немного поиграем. Выходите на ковер и возьмите со стола по одной карточке, на которой изображена рыбка. У каждой рыбки есть пара. Под музыку рыбки плавают, как только музыка закончится, каждый должен найти себе пару.

Игра «Найди пару»

Игра повторяется 2 раза, но с разными картинками.

Дети садятся за столы.

Восп-ль: раздает шаблоны аквариума . Положили все ручки на колени, спинки выровняли, никто ничего не берет, а только внимательно смотрит и слушает. Ребята, что я вам раздала, что это? (аквариум). Правильно. А кого в нем не хватает. (Рыбок). И я вам предлагаю заселить наши аквариумы рыбками. Давайте их нарисуем. Но рисовать мы будем необычным способом.

Рассматривание готового образца нарисованной рыбки . Проговорить как нарисовано туловище (оттиском левой ладошки), что еще нужно дорисовать кисточкой (глазки, ротик).

А сейчас я покажу вам, как мы будем рисовать рыбок. Смотрите внимательно и запоминайте. Спонжиком красим левую ладошку. Затем прикладываем ладошку в центр аквариума и хорошо прижимаем, не двигая ее.

Затем вытираем салфеткой руку. Потом макаем указательный пальчик в черную краску и рисуем глазик, вытираем салфеткой пальчик. Берем кисточку за железную рубашку, макаем в черную краску и рисуем рыбке ротик. И наконец опять макаем указательный пальчик в синюю краску и рисуем пузырьки.

Не забывайте о правилах пользования красками и кисточкой. Кисточку держим правильно, как карандаш. Излишки краски с кисточки вытираем о край баночки.

А теперь перед рисованием разомнем наши ладошки и пальчики, чтобы они были послушными и хорошо справились с заданием, т.к. рисовать вы будете именно ими.

Пальчиковая гимнастика

Рыбки плавают в водице

Рыбкам весело играть

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим тебя поймать

Рыбка спинку изогнула

Крошку хлебную взяла

Рыбка хвостиком махнула

Рыбка быстро уплыла.

Приступаем к работе. Рисуем аккуратно, не мешаем друг другу. Вспоминаем, как правильно пользоваться краской и кисточкой.

Выполнение детьми работ.

Итог занятия.

Восп-ль: Дети, посмотрите какие замечательные рыбки у вас получились. Проводится анализ работ.

А сейчас София Ш. расскажет стихотворение про аквариум.

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный,

Нету номера на нем.

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы-

Знаменитые пловцы.

Вам понравилось наше занятие?

О чем мы с вами сегодня говорили?

Что мы рисовали?

Вед. Давайте мы подарим наши работы гостям на память о нашем замечательном занятии.

Цель занятия:

1. Формирование лексико-грамматических средств языка.

1. Активизация словаря по теме (существительные, глаголы,

Прилагательные) .

2. Учить подбирать родственные слова к слову «рыба».

3. Познакомить детей с практическим употреблением многозначного

Слова - «хвост».

4. Формировать навык употребления в речи сложноподчиненных

Предложений с союзом «чтобы».

5. Развивать фонематический слух и восприятие.

6. Работать над интонационной выразительностью речи

7. Развивать логическое мышление, память: учить сравнивать,

Анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные

Связи, делать обобщения.

8. Воспитывать чувства коллективизма, умение работать вместе со

Сверстниками.

Оборудование:

Аквариум с рыбкой в уголке природы в группе;

Игра «Лимпопо;

Предметные картинки: рыбы (6 штук, аквариум;

Магнитная доска, фланелеграф;

Картинки на магнитах:

Родственные слова;

Многозначность слова «хвост»;

5 живых рыбок;

Картинки для игры «море волнуется раз, два, три. »

Лексика:

Существительные: рыба, море, речка, озеро, аквариум, рыбак, акула, водоросли, медуза, кораллы, рыболов, рыбачка, рыбина, жабры, плавники, хвост, голова, удочка, кит, краб, ракушка, корм, воздух.

Глагол: плавать, нырять, плескаться, дышать, резвиться, отплывать, рыбачить, ухаживать, наблюдать, любоваться, ловить, кормить, менять, смотреть.

Прилагательные: маленькая, большая, крошечная, огромная, красивая, быстрая, медлительная, мелкая, крупная, молчаливая, одноцветная, разноцветная, рыболовный, рыбный, чистая, морской.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

1. - Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Посмотрите, сколько пришло

Гостей. Они хотят посмотреть, какие вы умные, сообразительные, как вы

Много знаете и умеете.

2. - Я загадала слово.

Какое - вы узнаете, когда откроете «Лимпопо».

(игра «Лимпопо» - полотно закрытое разноцветными квадратами, нужно открыть и угадать, что там за картинка спряталась)

Правильно!

О ком мы сегодня будем говорить? (о рыбах)

3. - Ребята, а где живут рыбы?

(в морях, речках, озерах, океанах, в аквариумах)

У нас в группе живет рыбка. Наша рыбка узнала, что сегодня мы будем говорить о ней и очень обрадовалась. Она попросила найти ей друзей, т. к. ей скучно быть одной.

Мы для нее должны найти друзей.

(выставляется большой аквариум на фланелеграфе - и за каждое задание

Прикрепляется рыбка)

2. Основная часть:

1. Развитие фонематического слуха:

Ребята, вот ваши аквариумы и рыбки. (на столах маленькие аквариумы и фигуры рыбок) Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком (Р)

Предлагаемые слова: песок, рыбак, акула, ракушка, краб, кит, рыбка, медуза, удочка, вода, корм, медуза.

Сколько рыбок у вас в аквариуме? (пять)

Почему только пять?

2. Игра «Раз, два, три. »

* название слов, обозначающих действие предмета:

«1.2.3. - действие рыбок назови! »

Что рыбы делают в воде?

(плавают, ныряют, плещутся, играют, прячутся, дышат, питаются,

Резвятся, отплывают, подплывают.)

«1.2.3 - признак рыбки назови! »

Игра «Кто поспорит со мной! »

Маленькая - большая

Старая - молодая

Страшная - красивая

Длинная - короткая

Одноцветная - разноцветная

Медленная - быстрая

Крошечная - огромная

Молчаливая - говорливая

Мелкая - крупная

Чистая - грязная

3. Физминутка

Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три:

Звездою морскою замри;

Коньком морским замри;

Рыбаком замри;

Морской волной замри;

Осьминогом морским замри.

«Рыбкам можно отдохнуть, Ну а мы продолжим путь! »

4. Образование родственных слов:

Рассказ «Интересное слово - рыба» (выставляются картинки родственных слов)

Жил - был человек, который любил ловить рыбу. (рыбак, рыболов)

И у него была жена, она тоже любила ловить рыбу. (рыбачка)

Рано утром проснулся рыбак и пошел, куда? (на рыбалку)

Взял удочку, а забыл, какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный)

Сидит, удочку закинул в речку. Что он делает? (рыбачит)

Поймал сначала маленькую рыбу. (рыбка, рыбешка)

Как он ее назвал?

А потом большую. (рыбина)

Обрадовался и назвал ее ласково. (рыбонька)

Пришел домой и сварил суп из рыбы. (рыбный)

Он был доволен.

Спасибо, без этого слова не было бы всех этих слов.

А без какого короткого слова не было бы всех этих слов? (рыба)

5. Работа над многозначностью слова «хвост».

Все рыбы разные, но у них есть одинаковые части тела.

Что есть у всех рыб? (голова, тело, жабры, плавники, хвост)

(выставляется рыба по частям: голова, туловище, плавники, хвост)

Какое интересное слово «ХВОСТ», НО хвост есть те только у рыб.

У слова «хвост» много значений.

Подумайте и скажите, где еще встречается это слово.

А сейчас посмотрите на картинки - это для вас подсказка

(раздаются картинки, дети прикрепляют на доске около хвоста рыбы)

Хвост лисы,

Хвост самолета,

Хвост у девочки, Хвост рыбы

Хвост у птицы,

Хвост у ракеты

Хвост у поезда,

Хвост у кошки,

Хвост у русалки, Хвост у змеи.

6. Работа над предложением.

Мы много сегодня узнали о рыбах (подходят к аквариуму)

Наша рыбка не может с нами поговорить?

Давайте представим, а что было бы, если она вдруг заговорила!

Что она могла бы пожелать вам и всем людям?

Ответы детей полным предложением.

Быть здоровыми и веселыми.

Научиться красиво танцевать и петь.

Заниматься физкультурой и спортом.

Быть умным, много стараться узнать.

Слушаться родителей, бабушку и дедушку и т. д.

1. Посмотрите, мы много собрали друзей для рыбки?

Сколько, посчитайте! (5 рыб)

Молодцы, мы выпустим 5 рыбок в аквариум!

«Будут рыбки там играть, плавать, хвостиком вилять,

Крошки хлеба подбирать.

Так плыви скорей вперед-Край родной тебя зовет! »

А это значит, что нужно будет за рыбками ухаживать, кормить и следить

За ними.

Вы согласны?

2. Итог работы детей, оценка ответов.

Рогачева Майя Петровна

воспитатель МБДОУ № 8

Цель. Подвести к понятию «рыбы». Учить устанавливать условия, необходимые для жизни рыб, учить сравнивать. Закреплять понятия «целое» и «часть», навыки счета, пространственные представления; развивать логическое и комбинаторное мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности, речь. Учить составлять рассказ по схемам.

Материал и оборудование. Аквариум с декоративными рыбками. Лист белой бумаги и полоски бумаги разного цвета и размера (голубые, желтые, зеленые, серые). Опорные картинки для формирования понятия «рыбы». Карточки с изображением разных видов корма.

Ход занятия в средней группе

Часть 1. Аквариум

Дети подходят к аквариуму; рассматривают его и выясняют, что в нем есть кроме рыбок; обращают внимание на красоту аквариума.

П. Скажите, пожалуйста, что есть в аквариуме?

Д. В аквариуме есть вода, растения, песок, моллюски.

П. Зачем на дне нужен песок? Камушки?

Д. В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.

П. Зачем в аквариуме нужны растения?

Д. Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат. Среди растений рыбки прячутся.

П. Посмотрите, где еще в аквариуме есть растения?

Д. Некоторые растут в грунте, а другие плавают сверху.

П. А теперь давайте обустроим каждый свой аквариум.

Дети садятся за столы.

Часть 2. Обустраиваем аквариум.

Перед каждым ребенком на столе лежат лист белой бумаги и набор полосок, которые они должны расположить на листе. Вспоминая «этажи» аквариума, дети располагают разноцветные (голубые, зеленые, желтые, серые) полоски на белом фоне.

У детей должен получиться вот такая модель аквариума:

П. Из скольких частей («этажей») состоит наш аквариум?

Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Семь.

П. Что это за этажи?

Д. Песок, камни, растения, вода, растения, вода, воздух.

Педагог показывает свою модель аквариума, в которой растения расположены на поверхности воды.

П. Сколько частей («этажей») в моем аквариуме?

Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть.

П. Куда исчезла одна часть? (Дети объясняют, что педагог поместил плавающие растения сверху воды.) А у кого-нибудь есть другие модели аквариума?

Д. Других моделей у нас нет.

П. Сколько различных частей в аквариуме?

Д. Одна, две, три, четыре, пять. Всего пять различных частей.

П. Почему вы так считаете?

Д. Это вода и это вода (показывают на две голубые полоски). Это растения и это растения (показывают на две зеленые полоски).

Педагог подытоживает: две зеленые полоски означают, что в аквариуме есть расте-ния на дне и в воде, две голубые полоски означают, что в аквариуме есть вода.

Примечание. Если дети затрудняются самостоятельно обустроить аквариум, педагог предварительно проводит беседу такого рода.

П. С какой полоски начнем обустраивать аквариум?

Д. С голубой. Она обозначает воду.

П. Какая она по величине?

Д. Небольшая. Меньше белой.

П. Как вы это определили?

Д. Над ней на белом листе осталось много свободного места.

П. А что есть на верхнем этаже аквариума? Почему рыбки иногда поднимаются вверх с открытым ртом?

Д. Вверху воздух. Они им дышат.

П. Итак, сколько в аквариуме мы определили основных частей? Какие?

Д. Внизу голубая полоска и вверху белая. Две части.

П. Обустройте аквариум с помощью полосок бумаги и сосчитайте, сколько теперь стало частей («этажей») в аквариуме.

Часть 3. Рыбы

П. А теперь давайте более внимательно рассмотрим наших рыбок. (Дети вновь подходят к аквариуму) Как они называются?

Д. Гуппи, меченосцы...,

П. Посмотрите внимательно на гуппи. Они одинаковые по размеру и по окраске?

Д. Одни гуппи больше, а другие меньше. Одни яркие, а другие серенькие и потому незаметные.

П. Какие рыбки ярче: те, что больше, или те, что меньше?

Д. Маленькие яркие, а большие неприметные.

П. У каких рыбок длиннее и красивее хвостовой плавник?

Д. У маленьких гуппи хвостовой плавник большой, длинный, ярко окрашенный. У больших гуппи хвостовой плавник меньше, почти не окрашен.

Педагог объясняет, что среди рыб есть папы и мамы, только их называют самочками и самцами. Мелкие гуппи с яркими хвостовыми плавниками - самцы, а большие, серень-кие, незаметные - самочки.

П. Чем покрыто тело рыбки?

Д. Тело рыбки покрыто чешуйками.

П. А чем покрыто тело кошки? Птицы?

Д. У кошки тело покрыто шерстью, а у птицы - перьями.

Педагог прикрепляет графические схемы строения рыбки (рис. а, б).


II. Как и с помощью чего передвигается рыбка?

Д. Рыбка плавает. У неё есть плавники, они и в воде.

П. Как передвигаются птицы? Кошки?

Д. Птицы летают, ходят. У них есть крылья и лапки. Кошка ходит, бегает, прыгает, лазает- у неё лапы.

Педагог выставляет ещё одну карточку (рис. в).

П. Где живут рыбы?

Д. Они живут в воде, У них нет ног или лап, они не могут передвигаться по земле.

Педагог выставляет карточку с изображением воды (рис. г) и объясняет, что рыбки не только плавают в воде, но и дышат с помощью жабр воздухом, растворенным в воде. Показывает жабры на рисунке. Если в аквариуме живут крупные рыбы, то дети рассматривают их жабры, наблюдают, как рыбы дышат, как у них поднимаются и опускаются жаберные крышки. Рассказывают об увиденном.


П. Чем рыбы питаются? Посмотрите на рисунок.


Корм для аквариумных рыбок:

а – лист салата; б – личинки мотыля; в – сухой корм; г – каша; д – хлеб; е – яичный желток; ж – мясной фарш; з – сухое молоко

Д. Они едят сухой корм, крутую кашу (манную, гречневую, пшенную), салат, белый хлеб, мотыль - личинки комара, яичный желток, порошок сухого молока.

П. Кто доедает корм за рыбками и таким образом помогает чистить аквариум?

Д. Моллюски (улитки). Они едят то же, что и рыбки, а кроме того, питаются водорослями.

П. А теперь давайте составим меню для рыбок на семь дней из пяти видов корма так, чтобы каждый день рыбки получали только два вида корма, но при этом питание их было разнообразным.

Часть 4. Покормим рыбок

Дети садятся за столы. У каждого набор карточек с изображением видов корма для аквариумных рыбок.

П. На сколько дней составляем меню?

Д. На неделю. Значит, на семь дней.

П. Назовите, какой корм изображен на карточках?

Д. Хлеб, каша, мотыль, сухой корм, желток яйца.

П. Сколько всего видов корма у каждого из вас?

Д. Один, два, три, четыре, пять. Всего пять видов,

П. Сколько видов корма можно давать каждый день?

Д. Два вида.

П. Составьте меню для рыбок на неделю.

Дети составляют наборы с помощью карточек, педагог проверяет правильность выполнения задания каждым ребенком. Затем выставляет меню на фланелеграф. Например, понедельник - хлеб, мотыль; вторник - каша, сухой корм; среда - хлеб, желток; четверг - желток, каша; пятница - хлеб, каша; суббота - сухой корм, хлеб; воскресенье - желток, мотыль.

П. Посмотрите на карточки и расскажите все, что вы узнали сегодня о рыбах.

Дети составляют рассказ по опорным карточкам (рис. а, б, в, г, д).