Практические упражнения. Виды и техника слушания

Педагог в своей работе постоянно сталкивается с самыми разнообразными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры общения или ее низкий уровень нередко приводит к возникновению конф конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между педагогом и детьми, их родителями, коллегами.

Психологически грамотное восприятие педагогом партнеров в общении поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные ум мение, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестами, языком, действиями партнеров их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и с лухання ребенка или другого человека) и емпатийний (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другомуу).

Процесс социального восприятия предполагает, прежде всего, наличие умения слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования в недостаточной степени владеет умениями слушания

. Слушание - это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение

Для обоих типов общения - общение впервые и длительного общения - важны. МАСТЕРСТВО рефлексивной. И. Нерефлексивное слушание

психоэмоциональными механизмами, обеспечивающими осуществление рефлексивного и нерефлексивного слушания, является рефлексия, эмпатия, идентификация

. Рефлексия - самопознание внутренних состояний на рациональном уровне (анализ)

. Эмпатия - самопознание внутренних состояний на эмоциональном уровне (сочувствие, сопереживание)

. Идентификация - уподобление, попытки уподобиться партнеру взаимодействия

Для овладения искусством слушания будущему педагогу следует формировать соответствующие навыки и приемы слушания, а именно:

- поддержание внимания - направленность и устойчивость внимания, визуальный контакт;

- использование элементов невербального общения - взгляд, позы, жесты, язык межличностного пространства, изменение высоты голоса и интонации;

- реплики и вопросы;

- наличие развитых личностных образований - понимание, симпатии, одобрения

Рефлексивное слушание - вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем постановки и уточняющих вопроь.

Слушание может происходить как в рефлексивной, так и в нерефлексивное формах. Рефлексивное слушание нередко называют активным, так как в нем активнее используется словесная форма

. Производительные способы рефлексивного слушания

. Отражение чувств (эмпатия)

. Сущность приема: подчеркивание восприятии говорящего, его установок и эмоционального состояния

. Главная цель - отражая чувства собеседника, продемонстрировать ему понимание, обеспечить психологическую поддержку его личности, укрепить контакт

. Возможны словесные формы: . Мне кажется, что. Вы чувствуете. Я понимаю. Ваше состояние

Рефлексивное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень действенное средство успокоиться, если возникает желание развить конфликт, начавшийсяя.

Типичной ошибкой людей при использовании рефлексивного слушания являются формальное соблюдение правил. В таких случаях человек ставит"нужное"вопрос:"Правильно ли я. Вас понял, что", но, не услышав ответы, продолжает развивать аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собеседника. Затем такой человек удивляется, что техника активного слушания не работаетивного слухання не працює.

Рефлексивное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпела поражение, когда ей больно, стыдно, ужасно. В таких случаях важно дать ей понять, что. Вы почувствовал вает ее переживания"Озвучивание"ощущений ребенка помогает снять конфликт или напряжений або напругу.

Бывает, что приходится выслушать человека, который находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы рефлексивного слушания не срабатывают. В таком состоянии человек не контролирует свои эмоции, не способна уловить смысл разговора. Ей надо только одно - успокоиться, прийти в состояние самоконтроля, и только потом с ней можно общаться. В таких случаях эффективно работает прием нерефлексивного слух. Аннання.

. Перефразирование (эхо-техника)

. Сущность приема: вернуть собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. Начать можно так:"Как я. Вас понял","По. Вашему мнению,","Иначе говоря,. Вы считаете"

. Главная цель"эхо-техники"- уточнения информации. Для перефразирование избираются существенные - важнее моменты сообщение. Но при"возвращении"реплики не стоит ничего добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Луна-техник ка позволит дать собеседнику представление о том, как. Вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам важнейшихється вам найважливішим.

. Возможны словесные формы: . Как я вас понял, по-вашему,. Вы думаете

. Уточнение (выяснение)

. Сущность приема: попытка сделать логический вывод из высказываний партнера, предположения относительно причин услышанного

. Главная цель - уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, возможность получить информацию без прямых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричный формулировки и м мягкие тони.

. Возможны словесные формы: . Пожалуйста, согласуйте это ли не повторите еще раз. Не объясните свое мнение

. Вербализация

. Сущность приема: на основе услышанного от партнера по общению прогнозирование возможных факторов, обусловивших ситуацию, о которой он рассказал

. Главная цель вербализации: прогнозирование и анализ возможных факторов, обусловивших ситуацию, о которой рассказывал партнер по общению

. Возможны словесные формы: . Мне кажется, что у. Вас сложилась такая ситуация потому, что. У. Вас проблема том, что

. Резюмирование

. Сущность приема: воспроизведения слов партнера в сокращенном виде, краткая формулировка главного, подведение итога"Если теперь подытожить сказанное. Вами, то"

. Главная цель резюмирование - выделение главной мысли. Прием помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или потра апило в тупик. Резюмирование позволяет не тратить время на разговоры, не относящиеся к делу, и может быть действенным и безобидным способом закончить разговор с очень разговорчивым собеседникомком.

. Возможны словесные формы: . Если теперь подытожить сказанное. Вами, то. Вашей главной идеей было. Как я. Вас понял (а)

. Ситуации, в которых целесообразно слушать рефлексивно

Важные ситуации личностной жизни;

Важные профессионально ориентированные ситуации;

Ситуации, в которых нужно оценить другого человека (его знания, умения, поведение и т.д.)

. Нерефлексивное слушание - умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать не-рефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями, однако это молчание активное, так как требует большого сосредоточения на предмете раз заговора, проявления понимания, одобрения и поддержки по говорящего. Лучше всего при этом действуют так называемые"угу-реакции»: «да-да","угу-утверждения","ну, конечно", кивание головой. Также нишим ответами могут быть такиейуживанішими відповідями можуть бути такі:

Продолжайте

Это интересно

Приятно слышать

Можно подробнее

Над этим надо подумать

Неправильная построение реплики во время нерефлексивного слушания может привести к нарушению контакта с собеседником. Не рекомендуется употреблять такие фразы:"Ну, давай","Не может быть, чтобы так уж по. Оган","Да, это тебе не по силам"и т.д.. Эмоциональное состояние подобен маятника: достигнув к высшему пределу эмоционального напряжения, человек начинает успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, ся гнувшим к высшему пределу, затем спадает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать"маятник дополнительно, говоря, человек успокоится, и после этого с ней можно будет общаться спокойныеього з нею можна буде спілкуватися спокійно.

Главное в нерефлексивное слушании:

o не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а в возбужденного человека тем более;

o не ставить уточняющих вопросов, потому что это только вызовет ответный взрыв негодования;

o не говорить партнеру:"Успокойся, не волнуйся, все наладится"- он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают

Иногда в таких случаях полезно"приспосабливаться"под партнера, повторить его слова, эмоции, движения, то есть вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, иначе повторения я действий будет оценено как издевательство над его чувством відчуттями.

Нерефлексивное слушания , сопровождается приемами невербального общения, выражает понимание и сочувствие значительно лучше, чем вербальное. Нерефлексивное слушания можно использовать применительно соромьяз ливень и неуверенных в себе учеников, в ситуациях, когда ученик хочет высказать свое мнение, эмоциональное отношение или если он испытывает трудности в выражении своих наболевших проблем. В приведенных примерах в спользование нерефлексивного слушания позволяет максимально ограничить вмешательство в разговор, что облегчает самовыражения того, кто говоритть.

. Ситуации, в которых целесообразно слушать нерефлексивное

В несущественных личных ситуациях;

В неважных и несложных профессионально ориентированных ситуациях;

Когда собеседник находится в отрицательной эмоциональной доминанте с тем, чтобы не усиливать его эмоционального состояния

эмпатийны слушания позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его

При эмпатийны слушании не дают советов, не стремятся оценить собеседника, не критикуют, не поучают. Именно в этом и заключается секрет хорошего слушания - такого, которое дает другому человеку облегчение и откр. Рива ему новые пути для понимания самого себе.

. Правила эмпатического слушания

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и попытаться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае можно понять, что чувствует собеседник, «увидеть» его эмоции його емоції.

2. В своей реакции на слова партнера необходимо отражать в точности переживания, чувства, эмоции, стоящие за его высказываниями, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его ощу тия не только правильно поняли, но и принято.

3. Необходимо держать паузу. После. Вашего ответа собеседнику обычно следует помолчать, подумать, чтобы разобраться в своем переживании

4. Необходимо помнить, что эмпатийны слушания - не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения этого чувства. Замечания вроде:"Так это у тебя так, что ты просто завидуешь своему другу"или"На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего в ответ, кроме агрессии и защитуокрім агресії і захисту.

эмпатийны слушания обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка, помогает нейтрализовать склонность учителя к оценке. Стремление многих учителей слушать ученика не столько с целью вслушиваться в то. Первое, что она ему сообщает, сколько с целью оценить его, часто становится причиной коммуникативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства гу мора, умение социального контакта). Одной из разновидностей диалога между учителем и учеником дискуссия. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить ее в спор, то есть на"состояние взаимной враждыорожнечі".

. Слушания по конфликтном взаимодействии

Слушание показывает нашу открытость тому, что говорит другой ли показать эту восприимчивость в диалоге?

Поддерживать постоянный контакт глазами;

Не прерывать;

Не давать советов;

Подводить итоги того, что. Вы услышали;

Делать рефлексивные замечания, показывая, что. Вы понимаете то, что чувствует другой

Только непримиримые враги не слушают. Если. Вы будете пользоваться этими правилами слушания, собеседник почувствует, что. Вы не его непримиримым врагом и готовы понять его потребности и заботы. Если в он почувствует, что к его потребностям относятся с уважением, он будет менее агрессивен, пытаясь довести до. Вашего сознания свои. Гаки.

Если человек испытывает раздражение или страх, ей следует избавиться от этих эмоций, поскольку они могут быть препятствием во взаимоотношениях. Только после того как человека выслушали и успокоили, может восстановить ися привычное бесконфликтное общение. Если человеку не дать высказаться, то с ее стороны может возникнуть враждебность и подозрительность, а общение сведется к хаосу и волненииня.

Важным элементом техники слушания является умение задавать вопросы. Они позволяют поддержать собеседника, помочь при изложении соображений. С помощью умелых и своевременных вопросов педагог может управлять диалогом с ученикоем.

Правильно выбранная учителем тактика формулировки вопросов способствует созданию благоприятной психологической атмосферы взаимодействия с учеником, раскрытию его творческих возможностей с достаточной полнотой, выявлению ур ния усвоения учебной информации.

5 Коммуникативная культура личности Тренинг коммуникативной культуры социального педагога

. Тренинг коммуникативной культуры

. Коммуникативная культура - это система качеств, свойств, черт и умений личности, обеспечивающих высокую результативность в общении. Она состоит из двух групп характеристик:

1. Общечеловеческие качества и характеристики (испытывать потребность в общении и удовольствие от общения; чувствовать потребность быть среди людей долгое время, доброжелательность, искренность, человечность; альтруистыечность; альтруисты ични тенденции - желание нести радость и положительный заряд другим людям).

2. Личностно-профессиональные качества и характеристики (рефлексия, эмпатия, умение слушать рефлексивно и нерефлексивное; саморегуляция психофизического самочувствия; культура и техника речи, умение убеждать ты и внушатьи.

Тренинг коммуникативности предполагает следующие этапы:

1) диагностика (аутодиагностика) коммуникабельности;

2) социально-психологический и профессиональный тренинг общения, назначением которого является развитие двух выделенных групп характеристик в специальных тренинговых группах (ТГ) или группах интенсивного общения ((ГИС.

. Задача социально-психологического и профессионального тренинга

а) снятие зажимов, напряжения, замкнутости в ситуациях общения;

б) организация специальных ситуаций, требующих соответствующих действий по самовыражения;

в) развитие умений и навыков рефлексивного и нерефлексивного слушания;

г) аутотренинг и саморегуляция психофизического самочувствия в ситуациях затрудненного общения;

г) развитие индивидуальной сенситивности (перцепции, эмпатии, рефлексии, невербальных средств выражения чувств);

д) обучение эффективных способов и приемов общения

. Методы социально-психологического и профессионального тренинга коммуникативности

1) имаготерапия - индивидуальный тренинг уверенности в себе, преодоление комплексов, осуществляется путем самовнушения и группового, ролевого тренинга. Упражнения: словесные формулы для самовнушения и. АО ("Комиссионный й магазин","Самопрезентация","Ассоциативное восприятие другого")тивне сприйняття іншого");

2) функциональный тренинг поведения - тренинг поведения в повседневной жизни. Упражнения:"Комплименты","Нахабник","Пресс-конференция";

3) метод полезной игры - методика, основанная на трансактном анализе. Е. Берна. Игра - система трансакций, направленных на достижение выигрыша и имеют скрытую мотивацию. Похожий с игровым уровнем общения. Эффективный дл ля тренинга отношений в семье, с детьми. Упражнения-ситуации: ребенок симулирует болезнь, не хочет идти в школу, отказывается есть, не хочет ложиться спать в определенное время час;

4) метод психодрамы - тренинг поведения в экстремальной ситуации. Упражнения-ситуации: нападающий, вор, пожар, террористы, стихийное бедствие

Вопросы (ответить письменно):

1.Какие приемы активного слушания может применять педагог в своей работе ? Докажите свою точку зрения.

2.Какие ключевые принципы убеждения обязан применять педагог в своей работе (выберите три основных )? Объясните, почему.

3.Какую стратегию поведения в конфликтной ситуации вы считаете лучшей? Объясните свою точку зрения.

4.Какие причины педагогических конфликтов встречаются вам на практике чаще всего? (выберите три причины и приведите три примера )

5.Какие преимущества дает педагогу информация о карте конфликта? Зачем педагогу знать о карте конфликта?

6.*(по желанию) Приведите пример внутриличностного конфликта.
Эмпатия в общении, правила слушания.

Эмпа́тия (греч. ἐν - «в» + греч. πάθος - «страсть», «страдание») - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Акти́вное слу́шание (Эмпати́ческое слу́шание ) - техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Приемы активного слушания

Выделяют следующие приемы активного слушания:


  • Пауза - это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза так же даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств), и сосредоточиться на собеседнике. Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника - одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт.

  • Уточнение - это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного . В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации.

  • Пересказ (парафраз) - это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов , в том числе промежуточных.

  • Развитие мысли - попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.

  • Сообщение о восприятии - слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».

  • Сообщение о восприятии себя - слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания . Например, «Мне очень больно это слышать».

  • Замечания о ходе беседы - попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Сравним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».


  • Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние: «У меня такое ощущение, что вы чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что вы огорчены».

  • Следует учитывать и интенсивность чувств собеседника: «Вы немного расстроены!» (совершенно, очень и т. п.).
Понять чувства собеседника можно различными путями:

  • по выражению лица, жестам, интонации собеседника;

  • по его словам, отражающим чувства.

Правила эмпатического слушания №1.


  1. Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчеркивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклицаниями и т. п. Не пользуйтесь предвзятыми оценками, данными ребенку чужими людьми.

  2. Свое расположение к нему подчеркните улыбкой.

  3. Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое внимание на нем.

  4. Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время высказаться свободно.

  5. Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.

  6. Не давайте советов и оценок без его просьбы.

  7. Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении тональности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, наклонах головы и тела.

  8. Покажите ребенку, что тот услышан и смысл сказанного понят.

Правила эмпатического слушания №2:

1) важно освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на восприятие его чувств;


2) в своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить его переживание, чувство, продемонстрировать не только их правильное восприятие, но понимание и принятие;
3) отражение чувств партнера должно осуществляться без интерпретации его поступков и скрытых мотивов поведения, приведших к конкретным действиям, не стоит объяснять ему свое мнение о причинах возникновения у него этого чувства;
4) необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в переживаниях друг друга. Не следует торопиться с дополнительными соображениями, разъяснениями.

При эмпатическом слушании, как правило, не дают советов, не стремятся оценить собеседника, не морализуют, не критикуют, не поучают.

Ведение беседы. Правила убеждения.
Скаженик Е.Н. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

Правила убеждения


Нет ничего важнее, чем склонить слушателя на сторону оратора. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием душевного движения, чем сообразно с истиной.

Цицерон
1.Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные – средние – один самый сильный.

2.Для получения положительного решения по очень важному для вас вопросу поставьте его на третье место , предпослав ему два коротких, простых для собеседника, по которым он без затруднения скажет вам «да».

3.Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо». Не принижайте статус и имидж собеседника.

4.Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.

5.Не загоняйте в угол себя, не понижайте свой статус.

6.К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – критически.

7.Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним.

8.Будьте внимательным слушателем.

9.Избегайте конфликтогенов. (Конфликтогены – это грубость , угрозы, насмешки, безапелляционность и т.п.)

10.Проверяйте, правильно ли вы понимаете друг друга?

Конфликты. Пути выхода из них. Коррекция поведения.

Конфли́кт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии .

Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.


Признаки конфликта

1.Биполярность

Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.

2.Активность


Активность - другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.

3.Субъекты конфликта


Наличие субъектов конфликта - ещё один признак, субъект - это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом сознания - конфликтным. Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного типа сознания.
Виды конфликтов

Количество участников конфликтного взаимодействия позволяет разделять их на внутриличностные, межличностные, межгрупповые .


  1. Внутриличностные конфликты - представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

  2. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон. Это один из наиболее распространенных видов конфликтов.

  3. Межгрупповые конфликты - конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей , объединенных в период конфликта в единые сплоченные сообщества.

Классификация конфликтов

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации :


  • Приспособление - одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

  • Избегание - уход от конфликтной ситуации.

  • Компромисс - совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.

  • Соперничество - активное противостояние другой стороне.

  • Сотрудничество - попытка прихода к совместному решению.

Стратегии управления конфликтами

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

Стратегии поведения участников конфликта


  1. Настойчивость (сопротивление) , когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.

  2. Уход (уклонение) , когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.

  3. Приспособление (уступчивость) , когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной . Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.

  4. Компромисс . Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.

  1. Сотрудничество , когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты , между учителем и классом. Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами «Я призван тебя воспитывать!», позиция ученика отражена в классической фразе : «Я не хочу, чтобы меня воспитывали».

С. Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

1. Объективные причины педагогических конфликтов:


  • Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка.

  • Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого - учить, задача второго - учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).

  • Существенное ограничение степеней свободы (требования жёсткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.).

  • Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).

  • Зависимость ученика от учителя.

  • Необходимость оценивания учащихся учителем.

  • Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

  • Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении , родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

  • Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

  • Социальная нестабильность и др.
2. К субъективным причинам относятся:

  • Психологическая несовместимость учителя и ученика.

  • Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жёсткость, придирчивость, скептицизм и т. д.).

  • Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.

  • Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.

  • Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.

  • Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей).

  • Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

  • Чрезмерная загруженность учителя или ученика.

  • Вынужденная бездеятельность ученика.

  • Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе .

  • Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.

А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых:


  1. взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;

  2. недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и тому подобное), его несоответствие уровню культуры народа;

  3. изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребёнка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» - привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.

Виды педагогических конфликтов

Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования:


  1. Системные конфликты (конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер);

  2. Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия , возникающие в образовательном процессе);

  3. Результативные конфликты (возникают на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта).

Карта конфликта

Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть её в следующем:


  • определить проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объёма выполняемых работ составить диаграмму распределения нагрузки;

  • выяснить, кто вовлечён в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);

  • определить подлинные потребности и опасения каждого из

В литературе описаны различные виды слушания: направленное, критическое, эмпатическое, перефлексивное, активное, рефлексивное.

Направленное, критическое слушание. При таком виде слушания участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую заранее, приходя с установкой на критическое восприятие информации), т.е. определяет, насколько правдивой, достоверной или вероятной может быть информация, и только после этого понимает, согласен ли он с ней и хочет ли воспринять и ответить. Критический анализ требует оценки качества и правильности умозаключений собеседника, т.е. утверждений, которые основаны на изучении фактов, но не обязательно являются истинными. Факт - это проверяемое утверждение, а умозаключение - это вывод, из них проистекающий. Слушая критически, собеседник обычно:
выясняет , есть ли значимые факты, подкрепляющие сформулированный вывод, релевантны ли они;
оценивает , кажется ли связь между доказательствами и выводом логичной;
определяет , нет ли другой известной информации, снижающей качество выводов.

На практике такое слушание бывает полезно в конкретной ситуации, где принимаются решения, обсуждается новый опыт, проекты, высказываются точки зрения (совещание, собрание или дискуссия). В то же время критическое слушание неэффективно там, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания (урок, лекция, доклад). Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы пролетает мимо, падает интерес к информации, время теряется, остается неудовлетворенность.

Эмпатическое слушание . Эмпатия (от англ. - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) - это способность человека эмоционально откликаться на переживания и чувства других людей. При эмпатическом слушании участник общения уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов, пониманию того, какое у собеседника отношение к тому, что он говорит. Существует три варианта проявления эмпатии - это эмпатическое реагирование, принятие другой точки зрения и симпатическое реагирование.

Эмпатическое реагирование имеет место тогда, когда человек, используя включенное наблюдение, переживает эмоциональные реакции, сходные с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого.

Принятие другой точки зрения - представление себя на месте другого, в его роли - как бы «умение ходить в чужих ботинках».

Симпатическое реагирование - это чувство заботы, соучастия, сострадания, направленное на другого человека из-за сложившихся у него обстоятельств или ситуации. Метод симпатического реагирования отличается от двух предыдущих в основном тем, что партнер не пытается сопереживать другому человеку. Понимание того, что испытывает на самом деле другой, вызывает у человека огорчение, беспокойство за этого человека, жалость к нему или другие чувства.

Правила эмпатического слушания:
1) важно освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на восприятие его чувств;
2) в своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить его переживание, чувство, продемонстрировать не только их правильное восприятие, но понимание и принятие;
3) отражение чувств партнера должно осуществляться без интерпретации его поступков и скрытых мотивов поведения, приведших к конкретным действиям, не стоит объяснять ему свое мнение о причинах возникновения у него этого чувства;
4) необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в переживаниях друг друга. Не следует торопиться с дополнительными соображениями, разъяснениями.

При эмпатическом слушании, как правило, не дают советов, не стремятся оценить собеседника, не морализуют, не критикуют, не поучают.

Увидеть мир с точки зрения другого - это весьма сложное умение, и оно развито у людей по-разному, более того, у некоторых эта способность недоразвита. Эмпатические навыки позволяют повысить эффективность взаимодействия, но они, так же как и сосредоточение, требуют от участника взаимодействия дополнительных усилий. В основе таких умений лежит уважение к собеседнику, начинающееся со взгляда на человека не только как на объект, но и как на личность со своими ценностями. Уважение позволяет сосредоточить время и силы на других, а не на себе самом.

В коммуникации эмпатическое слушание может быть как эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции (радость, надежды на лучшее, уверенность в себе, в завтрашнем дне, удовольствие, удовлетворение), так и неэффективным, если говорящий своими словами вызывает у слушателя отрицательные эмоции (страх, тревогу, печаль, огорчение, разочарование, безысходность, чувство тупика). Сознательно наблюдая за собеседником и задавая себе вопросы, вы сможете сосредоточить на вербальных и невербальных аспектах информации, через которые в большей степени выражается эмоциональное состояние человека.

Нерефлексивное слушание . Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь говорящего своими репликами и замечаниями, облегчает слушателю процесс самовыражения и помогает ему лучше понять смысл передаваемой информации, уловить, что стоит за словами. Важным сигналом такого слушания является невербальная реакция, т.е. контакт глаз, кивок или покачивание головой и т.п.

В коммуникации иногда приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, сильного эмоционального возбуждения (например, в условиях конфликта). Именно в этом случае срабатывают приемы нерефлексивного слушания. В такой ситуации собеседник как бы и не является в прямом смысле собеседником, он сейчас всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, «зациклен» на чем-то, не способен улавливать содержание разговора. Ему необходимо прежде всего успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого общение с ним можно продолжить.

В таких случаях важно просто слушать человека, давая ему понять, что он не один, что вы понимаете и готовы поддержать. Специалисты считают, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться; затем сила его чувств опять увеличивается, но, дойдя до высшей точки, она снова падает и т.д. Если не вмешиваться в этот процесс, т.е. не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится и сможет нормально общаться. При этом вообще молчать тоже не следует, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено. Лучше всего действует реакция типа: «да-да», «ну конечно», «согласен», кивок головой и т.п. Иногда в таких случаях полезно осуществить «подстройку» к собеседнику, т.е. вести себя, как он: повторять его слова, эмоции, отражать его жесты, мимику. Но если сделать это естественно сложно, то лучше и не пытаться подстраиваться, так как собеседник, заметив неискренность, оценит действия партнера как издевательство над своими чувствами.

Нерефлексивное слушание во время общения позволяет собеседнику, имеющему проблемы (например: заикание, ограниченный словарь, застенчивость, неуверенность в себе и др.), сосредоточиться и высказаться. Оно эффективно также в общении с человеком, который озабочен проблемой, ему не терпится высказать свою точку зрения, отношение к чему-нибудь (например, он просит вас: «Выслушайте меня до конца, а потом скажите, что вы об этом думаете и посоветуйте, как мне быть в сложившейся ситуации»). Нерефлексивное слушание уместно также с теми собеседниками, кто испытывает отрицательные эмоции, чувствует накал страстей и словесно «разряжается».

Приемы слушания в такой момент обычно бывают следующие: позитивныереакции:
- поддакивание («так», «да-да», «ну», кивание головой); -«эхо-реакция» (повторение последнего слова собеседника);
- «зеркало» (повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов);
- «парафраз» (передача высказываний партнера другими словами);
- побуждение («Ну и...», «И что дальше?»);
- эмоции («ух», «ах», «здорово», «смех», «скорбная мина»); -уточняющие вопросы («Повтори, что ты сказал?»); негативные реакции:
- продолжение или перебивание говорящего (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);
- логические следствия из высказываний партнера, например предположение о причине события, оценки, советы;
- «хамоватая реакция» (высказывания типа: «глупости», «ерунда все это»);
- расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);
- пренебрежение к партнеру (слушатель не обращает на его слова внимания, игнорирует партнера и то, что тот хочет сказать).

Негативную реакцию при нерефлексивном слушании не следует использовать, не стоит также задавать уточняющих вопросов и говорить: «Успокойся, не волнуйся, все уладится», - это может вызвать взрыв негодования или расстройства у партнера, в этом состоянии собеседник не может понять адекватно эти слова, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Если эмоции партнера направлены непосредственно на вас, то главная задача - не заразиться ими, не впасть в то же состояние гнева, которое может привести к бурному конфликту или «выяснению отношений».

Активное рефлексивное слушание. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным рефлексивным слушанием. Рефлексивное слушание предполагает анализ получаемой информации в процессе слушания и мгновенный отклик на нее с помощью вопросов или реплик. Рефлексия (от лат ге/1ех!о - отражение) - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании; склонность к самоанализу. Этот вид слушания в общении считается самым конструктивным. Здесь осуществляется такая организация взаимодействия, при которой партнеры лучше понимают друг друга: все более осмысленно высказываются, проверяют и уточняют свое понимание информации, степень взаимопонимания.

Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, путем задавания вопросов типа «Правильно я вас понял, что?..», парафразов «Таким образом, ты хочешь сказать...» или «Другими словами, ты имел в виду...».

Применение таких простых приемов общения позволяет достичь сразу две цели:
1) обеспечивается адекватная обратная связь, которая позволяет устранить преграды, искажения информации, продемонстрировать сопереживание, сочувствие, желание помочь, появляется уверенность в том, что передаваемая собеседником информация правильно понята;
2) косвенным образом происходит информирование собеседника о том, что перед ним равный ему партнер. Занятие равноправной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово. Эта цель достигается, как правило, быстрее первой, особенно в тех случаях, когда вы имеете дело с авторитарным, жестким собеседником, привыкшим общаться с позиции «на пьедестале». Применение навыков активного слушания очень поможет тому, кому свойственна позиция «жертвы»: таким образом он не только сбивает авторитарного собеседника с привычной позиции, но и поднимает до уровня равного разговора с партнером, дает возможность сосредоточиться на существенных моментах беседы, а не на собственных переживаниях и опасениях.

В общении не только слова, но и жесты могут иметь несколько значений, и соответственно слушателями могут быть поняты по-разному. Бывают ситуации, когда говорящий, особенно взволнованный, путается в словах, дает слишком большую волю чувствам, которые выражаются в путаной жестикуляции, - все это может исказить смысл высказываний настолько, что сам говорящий перестает соображать, что он, собственно, хотел сообщить.

Некоторые люди, боясь высказаться прямо и открыто или быть неправильно понятыми, показаться смешными, глупыми или странными, столкнуться с осуждением, неодобрением, предпочитают маневрирование словами, нагромождают их для запутывания, скрывая истинные мотивы своей речи, и создают невероятные трудности слушателю. Многие предпочитают говорить о наиболее важной для них информации только тогда, когда уверены, что их услышат, попытаются понять и не осудят. Это особенно касается молодых людей, которые, когда-то открывшись кому-то, не встретили взаимопонимания и перестали верить взрослым, родителям и учителям.

Для того чтобы обеспечить понимание, слушающий с помощью средств должен дать знать передающему информацию (говорящему), что именно воспринято точно, а что искажено, чтобы тот мог скорректировать свое сообщение и сделать его еще более понятным. Именно такой обмен сигналами прямой и обратной связи и представляет собой процесс активного рефлексивного слушания.

Стиль слушания каждого человека зависит от многих факторов: от пола и возраста, статуса, индивидуальных особенностей (характера, темперамента, интересов и пр.), от конкретной ситуации.

Эмпатия (от англ. -- сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) -- это способность человека эмоционально откликаться на переживания и чувства других людей. При эмпатическом слушании участник общения уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов, пониманию того, какое у собеседника отношение к тому, что он говорит. Существует три варианта проявления эмпатии -- это эмпатическое реагирование, принятие другой точки зрения и симпатическое реагирование.

Эмпатическое реагирование имеет место тогда, когда человек, используя включенное наблюдение, переживает эмоциональные реакции, сходные с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого.

Принятие другой точки зрения -- представление себя на месте другого, в его роли -- как бы «умение ходить в чужих ботинках».

Симпатическое реагирование -- это чувство заботы, соучастия, сострадания, направленное на другого человека из-за сложившихся у него обстоятельств или ситуации. Метод симпатического реагирования отличается от двух предыдущих в основном тем, что партнер не пытается сопереживать другому человеку. Понимание того, что испытывает на самом деле другой, вызывает у человека огорчение, беспокойство за этого человека, жалость к нему или другие чувства.

Правила эмпатического слушания:

  • 1) важно освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на восприятие его чувств;
  • 2) в своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить его переживание, чувство, продемонстрировать не только их правильное восприятие, но понимание и принятие;
  • 3) отражение чувств партнера должно осуществляться без интерпретации его поступков и скрытых мотивов поведения, приведших к конкретным действиям, не стоит объяснять ему свое мнение о причинах возникновения у него этого чувства;
  • 4) необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в переживаниях друг друга. Не следует торопиться с дополнительными соображениями, разъяснениями.

При эмпатическом слушании, как правило, не дают советов, не стремятся оценить собеседника, не морализуют, не критикуют, не поучают.

Увидеть мир с точки зрения другого -- это весьма сложное умение, и оно развито у людей по-разному, более того, у некоторых эта способность недоразвита. Эмпатические навыки позволяют повысить эффективность взаимодействия, но они, так же как и сосредоточение, требуют от участника взаимодействия дополнительных усилий. В основе таких умений лежит уважение к собеседнику, начинающееся со взгляда на человека не только как на объект, но и как на личность со своими ценностями. Уважение позволяет сосредоточить время и силы на других, а не на себе самом.

В коммуникации эмпатическое слушание может быть как эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции (радость, надежды на лучшее, уверенность в себе, в завтрашнем дне, удовольствие, удовлетворение), так и неэффективным, если говорящий своими словами вызывает у слушателя отрицательные эмоции (страх, тревогу, печаль, огорчение, разочарование, безысходность, чувство тупика). Сознательно наблюдая за собеседником и задавая себе вопросы, вы сможете сосредоточить внимание на вербальных и невербальных аспектах информации, через которые в большей степени выражается эмоциональное состояние человека.