Преподобный Авраамий Смоленский. О зависти

Авраамий Смоленский

Карпов А. Ю.

Авраамий, игумен смоленского Положения Ризы Пресв. Богородицы монастыря (последняя четверть XII — первая четверть XIII в.).

Биографические сведения о смоленском игумене содержатся исключительно в его Житии, написанном его учеником Ефремом. Авраамий родился в Смоленске. Известно имя его матери — Мария. (Позднейшие редакции Жития называют имя его отца — Симеон, а также имя, которое Авраамий получил при крещении, — Афанасий; однако достоверность этих сведений сомнительна.) Будущий игумен принял пострижение в монастыре Пресв. Богородицы в Селище, близ Смоленска, и здесь же был рукоположен в иеромонахи. Житие датирует это княжением "великого и христолюбивого князя Мстислава Смоленского и всея Руси", т. е., очевидно, Мстислава Романовича, князя Смоленского в 1197—1212 гг. (великий князь Киевский в 1212—1223). Вскоре Авраамий получил широкую известность благодаря своей аскетической жизни и особенно глубоким познаниям и учительному дару: "дасть бо ся ему благодать Божия не токмо почитати, но протолковати (истолковать. — А. К.), яже мноземъ несведущимъ и от него сказаная всемъ разумети". Автор Жития приводит слова противников Авраамия, обвинявших его в том, что "се уже весь градъ к собе обратилъ есть". Это вызвало недовольство игумена, который "отлучи" Авраамия и "много озлоблениа на нь возложи". Авраамий покинул Селище и перебрался в Смоленск, в Крестовоздвиженский монастырь, где его проповедь стала привлекать еще больше народа ("начаша боле приходити, и учение его множайшее быти"). Судя по рассказу Жития, проповеди Авраамия носили яркую эсхатологическую окраску: "не престааше Страшнаго поминая суда, испытаниа бояся… и къ всемъ приходящимъ оного страшнаго дне не престая о томъ глаголя". Авраамий получил известность также как иконописец. Житие упоминает две его иконы, сюжеты которых напрямую связаны с темами проповедей: Страшный суд и Испытание воздушных мытарств.

Деятельность Авраамия возбудила всеобщее недовольство духовенства в городе. Проповедник был обвинен в ереси, в том, что он читает "глубинныя книгы", т. е. отреченную литературу; "друзии же пророкомъ нарицающе и ина же многа на нь… глаголюще". Было устроено судилище, на котором присутствовали "от мала и до велика весь градъ", причем некоторые предлагали даже казнить вольнодумца: "инии глаголють заточити, а инии къ стене ту пригвоздити и зажещи, а друзии потопити". Особенно неистовствовали игумены и священники; светские же власти не нашли на осужденном никакой вины. Тем не менее по повелению епископа Игнатия (после 1197 — после 1205) Авраамий был препровожден в монастырь на Селище. Ему было запрещено служить литургию, а жителям города — посещать проповедника. Вскоре после этого, рассказывает Житие, в Смоленске случилась жестокая засуха (привлекая данные дендрохронологических исследований, ее предположительно можно датировать 1210—1212 гг.; другая предлагаемая дата: 1218—1220 гг.); лишь тогда епископ осознал несправедливость обвинений против Авраамия и разрешил тому совершать литургию. Тотчас по молитве святого пролился дождь, "и отселе боле просветися по благодати Христове".

С этого времени начинается дружба между епископом Игнатием и Авраамием. Вблизи Смоленска епископ основывает монастырь во имя Положения Ризы Пресв. Богородицы и ставит игуменом Авраамия. Очевидно, это случилось незадолго до кончины епископа Игнатия, о которой рассказывается в Житии (это произошло по крайней мере за несколько лет до 1225 г.).

Игумен Авраамий преставился в глубокой старости. По словам Ефрема, автора Жития, он пребывал в иночестве 50 лет. Год кончины преподобного неизвестен.

Ученик Авраамия Ефрем оставил описание внешности своего учителя: "Образъ же и подобье на Великого Василья (отец Церкви, епископ Кесарии Каппадокийской, IV в. — А. К.): черну браду таку имея, плешиву разве имея главу".

Местное почитание преп. Авраамия возникло уже вскоре после его кончины, о чем свидетельствует Житие. Общецерковная канонизация состоялась на Макарьевском соборе 1549 г. Церковная память преп. Авраамия, игумена Смоленского, празднуется 21 августа.

Следует отметить предположение Б. А. Рыбакова, согласно которому с "делом" Авраамия связана надпись-граффити, обнаруженная при раскопках неизвестной смоленской церкви XII в.: "Господи, помъзи дому великъму, нь даж[дь] врагомъ игумьнмъ истратит[и его до] къньца, ни Климяте" (предполагается, что ее оставили тайные сторонники осужденного проповедника). Однако предложенная гипотеза не кажется убедительной; более того, вызывает сомнение само прочтение надписи Б. А. Рыбаковым. Можно думать, что речь идет не о "врагах игуменах", а о "врагах игумена" (при раскрытии титла предположительно следует читать: "врагомъ игумьньмъ"; ср. прочтение этой надписи А. А. Зализняком).

О литературных трудах самого Авраамия сказать что-либо определенное трудно. Ему приписывают по крайней мере два произведения: 1) краткую молитву с упоминанием г. Смоленска и 2) "Слово о небесных силах и чего ради создан бысть человек и об исходе души", сюжет которого близок к темам проповедей Авраамия, как они обозначены в его Житии. Однако прочных оснований для атрибутирования обоих произведений смоленскому игумену пока что не видно.

Список литературы

Розанов С. П. Жития преп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. С. 30—65 (подг. текста и перев. Д. М. Буланина).

Редков Н. Преп. Авраамий Смоленский и его Житие, составленное учеником его Ефремом. Смоленск, 1909 (отд. оттиск из Смоленской старины. Вып. 1. Ч. 1); Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. Л., 1987. С. 126—128; Православная энциклопедия. Т. 1. С. 178—179.

Карпов А. Ю.

Авраамий, игумен смоленского Положения Ризы Пресв. Богородицы монастыря (последняя четверть XII - первая четверть XIII в.).

Биографические сведения о смоленском игумене содержатся исключительно в его Житии, написанном его учеником Ефремом. Авраамий родился в Смоленске. Известно имя его матери - Мария. (Позднейшие редакции Жития называют имя его отца - Симеон, а также имя, которое Авраамий получил при крещении, - Афанасий; однако достоверность этих сведений сомнительна.) Будущий игумен принял пострижение в монастыре Пресв. Богородицы в Селище, близ Смоленска, и здесь же был рукоположен в иеромонахи. Житие датирует это княжением "великого и христолюбивого князя Мстислава Смоленского и всея Руси", т. е., очевидно, Мстислава Романовича, князя Смоленского в 1197-1212 гг. (великий князь Киевский в 1212-1223). Вскоре Авраамий получил широкую известность благодаря своей аскетической жизни и особенно глубоким познаниям и учительному дару: "дасть бо ся ему благодать Божия не токмо почитати, но протолковати (истолковать. - А. К.), яже мноземъ несведущимъ и от него сказаная всемъ разумети". Автор Жития приводит слова противников Авраамия, обвинявших его в том, что "се уже весь градъ к собе обратилъ есть". Это вызвало недовольство игумена, который "отлучи" Авраамия и "много озлоблениа на нь возложи". Авраамий покинул Селище и перебрался в Смоленск, в Крестовоздвиженский монастырь, где его проповедь стала привлекать еще больше народа ("начаша боле приходити, и учение его множайшее быти"). Судя по рассказу Жития, проповеди Авраамия носили яркую эсхатологическую окраску: "не престааше Страшнаго поминая суда, испытаниа бояся… и къ всемъ приходящимъ оного страшнаго дне не престая о томъ глаголя". Авраамий получил известность также как иконописец. Житие упоминает две его иконы, сюжеты которых напрямую связаны с темами проповедей: Страшный суд и Испытание воздушных мытарств.

Деятельность Авраамия возбудила всеобщее недовольство духовенства в городе. Проповедник был обвинен в ереси, в том, что он читает "глубинныя книгы", т. е. отреченную литературу; "друзии же пророкомъ нарицающе и ина же многа на нь… глаголюще". Было устроено судилище, на котором присутствовали "от мала и до велика весь градъ", причем некоторые предлагали даже казнить вольнодумца: "инии глаголють заточити, а инии къ стене ту пригвоздити и зажещи, а друзии потопити". Особенно неистовствовали игумены и священники; светские же власти не нашли на осужденном никакой вины. Тем не менее по повелению епископа Игнатия (после 1197 - после 1205) Авраамий был препровожден в монастырь на Селище. Ему было запрещено служить литургию, а жителям города - посещать проповедника. Вскоре после этого, рассказывает Житие, в Смоленске случилась жестокая засуха (привлекая данные дендрохронологических исследований, ее предположительно можно датировать 1210-1212 гг.; другая предлагаемая дата: 1218-1220 гг.); лишь тогда епископ осознал несправедливость обвинений против Авраамия и разрешил тому совершать литургию. Тотчас по молитве святого пролился дождь, "и отселе боле просветися по благодати Христове".

С этого времени начинается дружба между епископом Игнатием и Авраамием. Вблизи Смоленска епископ основывает монастырь во имя Положения Ризы Пресв. Богородицы и ставит игуменом Авраамия. Очевидно, это случилось незадолго до кончины епископа Игнатия, о которой рассказывается в Житии (это произошло по крайней мере за несколько лет до 1225 г.).

Игумен Авраамий преставился в глубокой старости. По словам Ефрема, автора Жития, он пребывал в иночестве 50 лет. Год кончины преподобного неизвестен.

Ученик Авраамия Ефрем оставил описание внешности своего учителя: "Образъ же и подобье на Великого Василья (отец Церкви, епископ Кесарии Каппадокийской, IV в. - А. К.): черну браду таку имея, плешиву разве имея главу".

Местное почитание преп. Авраамия возникло уже вскоре после его кончины, о чем свидетельствует Житие. Общецерковная канонизация состоялась на Макарьевском соборе 1549 г. Церковная память преп. Авраамия, игумена Смоленского, празднуется 21 августа.

Следует отметить предположение Б. А. Рыбакова, согласно которому с "делом" Авраамия связана надпись-граффити, обнаруженная при раскопках неизвестной смоленской церкви XII в.: "Господи, помъзи дому великъму, нь даж[дь] врагомъ игумьнмъ истратит[и его до] къньца, ни Климяте" (предполагается, что ее оставили тайные сторонники осужденного проповедника). Однако предложенная гипотеза не кажется убедительной; более того, вызывает сомнение само прочтение надписи Б. А. Рыбаковым. Можно думать, что речь идет не о "врагах игуменах", а о "врагах игумена" (при раскрытии титла предположительно следует читать: "врагомъ игумьньмъ"; ср. прочтение этой надписи А. А. Зализняком).

О литературных трудах самого Авраамия сказать что-либо определенное трудно. Ему приписывают по крайней мере два произведения: 1) краткую молитву с упоминанием г. Смоленска и 2) "Слово о небесных силах и чего ради создан бысть человек и об исходе души", сюжет которого близок к темам проповедей Авраамия, как они обозначены в его Житии. Однако прочных оснований для атрибутирования обоих произведений смоленскому игумену пока что не видно.

Список литературы

Розанов С. П. Жития преп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. С. 30-65 (подг. текста и перев. Д. М. Буланина).

Редков Н. Преп. Авраамий Смоленский и его Житие, составленное учеником его Ефремом. Смоленск, 1909 (отд. оттиск из Смоленской старины. Вып. 1. Ч. 1); Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI - первая половина XIV в. Л., 1987. С. 126-128; Православная энциклопедия. Т. 1. С. 178-179.

Преподобный Авраамій смоленскій.

(О зависти).

[Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Составил свящ. Григорий Дьяченко. В 2-х томах: Том второй. (375 поучений). 2-ое издание. М., 1897] I. Преподобный Авраамій, смоленскій чудотворецъ, память коего совершается нынѣ, родился въ Смоленскѣ. Въ отрочествѣ онъ избѣгалъ дѣтскихъ игръ, любя больше посѣщеніе храма Божія. А когда достигъ совершеннолѣтія, то отъ брака отказался, потому что онъ имѣлъ расположеніе больше къ иноческой жизни. Родители его вскорѣ умерли. Авраамій роздалъ имущество послѣ нихъ церквамъ и бѣднымъ, а самъ сталъ носить самое бѣдное одѣяніе, и молилъ Бога указать ему путь спасенія. Сдѣлавшись затѣмъ инокомъ, онъ возлюбилъ духовное чтеніе и ревностно читалъ житія святыхъ, особенно творенія св. отцевъ: Златоустаго, Ефрема Сирина и другихъ. «Жизнь земная, - говорилъ онъ, - война, а для войны нужны оружія, нужны познанія опытныя: такъ для брани духовной нужно учиться многому у опытныхъ св. мужей; нужно отъ нихъ узнать, какое духовное оружіе полезно въ какомъ случаѣ; отъ нихъ же можемъ хорошо узнать и враговъ нашихъ». Будучи посвященъ въ священный санъ, онъ со дня своего посвященія до самой кончины добровольно не пропускалъ ни одного дня безъ совершенія божественной службы. Долгое время ничего не возмущало покоя душевнаго подвижника Христова. Наконецъ онъ подвергся зависти людской, отъ которой много и долго пришлось ему страдать. Настоятель монастыря поручилъ ему должность духовника, - къ нему стали приходить и духовные, и міряне, чтобы послушать его богомудрыхъ наставленій въ духовной жизни. Цѣлыя тошы народа собирались къ нему. Это-то и было причиною тѣхъ гоненій, которымъ подвергся онъ со стороны завистниковъ. Злые люди возносили на преподобнаго разныя клеветы и дѣлали ему разныя непріятности, вооружили противъ него самого настоятеля монастыря, и добились того, что онъ запретилъ ему бесѣдовать съ народомъ. Преподобный принужденъ былъ удалиться въ Смоленскъ - въ одинъ бѣдный монастырь Св. Креста. Народъ и здѣсь нашелъ любимца своего и цѣлыми толпами сталъ собираться къ нему послушать его добрыхъ наставленій. Монастырь сталъ обогащаться. Наставленія преподобнаго сильно дѣйствовали на сердца его слушателей особенно потому, что имъ соотвѣтствовала жизнь его. А жизнь онъ проводилъ необыкновенно строгую, постъ его былъ чрезвычайный, не только вина никогда не вкушалъ, даже и воду пилъ въ мѣру, - отъ того видъ лица его былъ блѣдный и тѣло необыкновенно сухое. Одежда его была, какъ и въ мірскомъ его званіи, самая скудная и ветхая. Врагъ рода человѣческаго не могъ выносить всего этого, и здѣсь возсталъ на него чрезъ завистливыхъ людей. Многіе изъ мірянъ и изъ духовныхъ позавидовали славѣ преподобнаго и стали распускать молву, будто Авраамій проповѣдуетъ еретическое ученіе и совращаетъ въ свое лжеученіе молодыхъ людей, живетъ нечисто, прикрывая темныя дѣла наружною святостію. Такіе толки дошли до епископа. Весь городъ пришелъ въ волненіе, всѣ стали совѣщаться, чѣмъ бы наказать Авраамія. Нѣкоторые совѣтовали сослать его въ заточеніе, другіе - сжечь на кострѣ, третьи говорили, что нужно Авраамія водить по городу съ побоями и затѣмъ утопить въ рѣкѣ. Наконецъ надъ Аврааміемъ былъ учрежденъ изъ духовныхъ лицъ на владычномъ дворѣ судъ. Послали за обвиняемымъ. Авраамій въ это время молился. Съ бранью и безчестіемъ повели его къ епископу. Авраамій молчалъ и всю дорогу молился. Спокойно онъ предсталъ на судъ. Въ это время одному иноку, по имени Лукѣ, совершавшему въ келліи девятый часъ молитвы, былъ слышанъ голосъ объ Аврааміи, что его невинно ведутъ на судъ. Лука поспѣшилъ на судъ, вздумалъ было защищать преподобнаго, но его не послушали. Хотя ни одна клевета, ни одинъ доносъ на него не оправдались, - все-таки для общаго успокоенія умовъ преподобный былъ осужденъ, - ему запрещено было совершать богослуженіе и бесѣдовать съ народомъ. Но Самъ Господь вступился за беззащитнаго и вразумлялъ его клеветниковъ: появилась засуха, бездождіе. Напрасно совершались молебствія, ничто не помогало. Однихъ изъ обвинителей преподобнаго Авраамія постигли болѣзни, другіе были поражены внезапною смертію. Самъ же преподобный все переносилъ безропотно и свое дѣло предавалъ суду Божію. «Богъ имъ судія», говорилъ онъ про своихъ враговъ. Созналъ свой грѣхъ и епископъ. Онъ теперь призвалъ всѣхъ игуменовъ и священниковъ города и строго запретилъ имъ еще чѣмъ-нибудь оскорблять Авраамія. Наконецъ призвалъ къ себѣ и самого Авраамія, раскаялся предъ нимъ въ неправильномъ осужденіи его, разрѣшилъ ему священнодѣйствовать и просилъ его молитвъ о городѣ, чтобъ прекратилась засуха и бездожіе. Преподобный смиренно просилъ молитвъ самого епископа. Наконецъ удалился въ свою келлію и предался всеусердной молитвѣ. Господь внялъ его моленію, - пошелъ вдругъ обильный дождь, и засуха кончилась. Послѣ этого всѣ убѣдились въ силѣ молитвъ праведника, въ искреннемъ благочестіи его, и стали высоко уважать Его. Епископъ Игнатій сдѣлалъ Авраамія настоятелемъ новоустроеннаго имъ монастыря въ честь Положенія ризы Богоматери. Преподобный Авраамій въ иночествѣ подвизался 50 лѣтъ и послѣ краткой болѣзни мирно предалъ душу свою Богу въ 1220 году. Мощи его во время польскаго нашествія были сокрыты, но гдѣ, - осталось неизвѣстно.

ІІ. Изъ жизни св. Авраамія мы видимъ, что онъ почти во всю свою жизнь терпѣлъ гоненія отъ завистливыхъ людей.

Братіе! Если вы замѣчаете въ себѣ хотя толъко одну склонность къ зависти, не давайте усиливаться и укореняться въ себѣ этой страсти. Подумайте: какой великій грѣхъ завидовать другимъ.

а) Кто завидуетъ другому, тотъ явно показываетъ, что онъ не желалъ бы видѣть въ счастіи и благополучіи этого человѣка. А не желать своему ближнему добра, не содѣйствовать ему въ достиженіи его благополучія - это верхъ нечестія. Такой человѣкъ какъ можетъ сказать о себѣ, что онъ любитъ ближняго своего? Нѣтъ, онъ не ближняго своего любитъ, а себя самого, онъ себѣ одному желаетъ счастія, за себя одного способенъ радоваться. Но не любяй въ смерти пребываетъ, говоритъ апостолъ.

б) Что еще обнаруживаетъ завистливый? Онъ обнаруживаетъ недовольство своимъ состояніемъ. Кто вполнѣ доволенъ тѣмъ, что имѣетъ, тотъ не станетъ, тому и нужды нѣтъ завидовать другому, - слѣдовательно, завистливый показываетъ, что онъ неблагодаренъ Богу за то, чѣмъ Онъ его наградилъ, что онъ достоинъ не того, что имѣетъ, а гораздо большаго, какъ будто Богъ несправедливъ и не по правдѣ воздаетъ каждому. Итакъ, зависть открываетъ въ человѣкѣ еще два великихъ порока: ужасную неблагодарность къ Богу и безумную гордость. Но стоитъ только припомнить участь гордаго и неблагодарнаго народа еврейскаго, чтобы понять, какіе великіе грѣхи - неблагодарность къ Богу и гордость.

в) А какъ вредитъ зависть намъ въ нашемъ собственномъ благополучіи!

Она лишаетъ мира душевнаго, спокойствія и радости сердца.

Она и здороваго человѣка дѣлаетъ больнымъ, и въ счастіи несчастливымъ. Она изсушаетъ тѣло, искажаетъ доброту лица, дѣлаетъ взоръ злобнымъ.

Она поселяетъ смуты, неудовольствія. Она совершенно разстраиваетъ добрыя отношенія даже между близкими родными, она часто совсѣмъ разлучаетъ людей бывшихъ въ самыхъ близкихъ отношеніяхъ. И вотъ тѣ, которые бы должны руководствоваться духомъ любви, живутъ во злѣ.

Мало того, отъ зависти можно дойти и до убійства. Вспомнимъ Каина, Саула, недоброжелателей Даніила. А нынѣ сколько отъ зависти разстроено семействъ, сколько дѣлается вреда ближнему!

г) Припомнимъ, братіе, совѣтъ св. Василія Великаго о томъ, какъ побѣждать зависть, - эту величайшую мерзость нашего сердца. «Если прозришь разсудкомъ выше человѣческаго, говоритъ великій учитель вѣры и благочестія, не будешь ничего земного почитать великимъ и чрезвычайнымъ: ни того, что люди называютъ богатствомъ, ни увядающей славы, ни тѣлеснаго здоровья; если не будешь поставлять блага для себя въ преходящихъ вещахъ, а устремишь взоръ свой къ истинно прекрасному и похвальному, къ достиженію благъ вѣчныхъ и истинныхъ, то будешь далекъ отъ того, чтобъ достойнымъ ублаженія и соревнованія признать что-нибудь земное и тлѣнное. А кто таковъ, и не поражается мірскими величіями, къ тому никогда не можетъ приблизиться зависть». (Тв. IѴ. 188. 190).

III. Господи! молитвами преподобнаго Авраамія искорени въ насъ зависть, насади въ насъ любовь, дай намъ плачъ о грѣхахъ нашихъ, да спасемся этимъ плачемъ отъ плача безполезнаго, неутѣшнаго, который ждетъ завистниковъ и всякихъ нераскаянныхъ грѣшниковъ въ той жизни. (Сост. Г. Д-ко съ дополн. по поуч. свящ. П. Шумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). - Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. - М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. - С. 188-190.

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в 1172 году в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога, чтобы даровал Он наследника роду их и всему имению.

Уже в самом юном возрасте видно было духовное направление отрока, который чуждался детских игр, рос в страхе Божием и имел склонность к пос-ту и молитве. Авраамий с ранних лет был определен в училище, где обратил на себя внимание дарованием и необыкновенной любознательностью. В свобод-ное от занятий время он любил ходить в церковь, где прекрасно пел и читал. Еще юношей он стремился к уединенной и благочестивой жизни. Родители пред-лагали ему, как единственному наследнику, вступить в брак, но он отклонил их предложение, ибо искал другой жизни.

По смерти своих родителей, вскоре затем последовавшей, он, следуя примеру святых, жития которых любил читать, раздал свое имущество церквам, монас-тырям и бедным, оделся в рубище и стал ходить по городу, как нищий и юро-ди-вый, прося Бога указать ему путь ко спасению. Вскоре, во внушению Божию, он поступил иноком в обитель Богоматери, находив-шуюся в шести верс-тах от Смоленска, на месте, называвшемся «Селище». С терпением и кро-тостью молодой инок ревностно исполнял все подвиги послушания, проводил время в посте и молитве, украшал себя иноческими добродетелями и прилежно занимался изучением Св. Писания, житий и поучений св. подвижников и свято-отеческих творений. Изучая все это, преподобный Авраамий извлекал назида-тель-ные уроки не только для себя, но и для других, искавших у него назиданий. Окружив себя писцами, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Смоленский князь Роман Рос-тиславич (+1170) завел в городе училище, в котором учились не только по сла-вянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было боль-шое собрание книг, которыми пользовался преподобный Авраамий.

Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять
в 1198 году сан пресвитера. Посвященный в сан пресвитера и избранный духовни-ком, препо-добный, украсив себя «иерейскою лепотою», ни одного дня не опуская без совер-шения литургии и проповедания слова Божия. Он явился столь искус-ным проповедником, что его наставления привлекали к нему многих слушателей. Целыми толпами шли к нему духовные и миряне, чтобы насладиться его бого-мудрыми беседами и уврачевать свои язвы душевные. Вместе с тем прп. Авраамий не оставлял обычного своего подвига иноческой жизни, как любитель нищеты и смирения. Видя совершенства подвижника, поднял на него крамолу враг человеческий, возбудив зависть собратий. Много клевет и гонений пришлось перенести ему от людей, завидовавших его влиянию на народ. Они вооружили против Авраамия самого игумена и ему запрещено было вести беседы с народом. И через 5 лет преподобный вынужден был перейти в бедный Крестовоздвижен-ский монастырь в самом Смоленске. Но народ и сюда стал стекаться толпами к преподобному за наставлениями. Помимо бесед народ привлекала сюда и строгая подвижническая жизнь Авраамия. На пожертвования богомольцев был украшен соборный храм монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изоб-разил Страшный суд, а на другой — истязания на мытарствах. И опять сетовал враг человеческий, что Господь прославил раба Своего.

Сам преподобный Авраамий утруждал плоть свою чрезвычайным постом. Лицо его было бледно и необыкновенно сухо. Подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого, жизни которого подражал. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Строго наб-людал он во время Божественной службы, чтобы никто из братии и народа не позволяли себе беседовать в церкви, ибо почитал сие за святотатство и с осо-бенным благоговением совершал Божественную службу.

Много испытал преподобный Авраамий искушений демонских, видимых и неви-димых, во время своего подвига, ибо в страшных образах являлся ему враг челове-ческий, думая устрашить, но всегда был побеждаем молитвой преподобного. Тогда, будучи не в силах действовать лично на святого, диавол возбудил против него клевету в городе, что преподобный проповедует ересь, живет нечисто и наружной святостью прикрывает темные дела. Эти слухи дошли до епископа Игнатия, и весь город пришел в смущение. Городская знать и духовенство требовали у епископа предать преподобного суду. Они пред-лагали утопить или сжечь подвижника. В это время случилось быть у епис-копа князю и боярам. На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богоро-дицы. И вот
в городе открылись разные беды: засуха и болезни. Напрасно совер-шались молебствия — ничто не помогало. Тогда священник Лазарь явился к епископу Игнатию и просил разрешить служение преподобному Авраамию, иначе еще большие беды постигнут жителей. Епископ Игнатий разрешил св. Авраамия, просил у него прощения в неправильном осуждении его и молитв за город и жи-телей. Смиренный инок сам просил епископа помолиться. Возвратившись в келлию, преподобный Авраамий предался усердной молитве, и вдруг пошел обильный дождь и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в праведности преподобного и стали высоко уважать его.

Епископ Игнатий имел намерение построить каменную церковь в честь Ангела своего вне города, где полюбилось ему пустынное место, с тем, чтобы устроить около нее малый монастырь. Но впоследствии он изменил свою мысль и основал церковь на другом месте, уже не во имя своего Ангела, но на память Поло-жения ризы Богоматери во Влахерне, и собрал при ней несколько братий, кото-рые питались милостыней епископской. И никто не хотел быть игуменом в столь убогой обители. Между тем вспомнил еп. Игнатий, что блаженный Авра-амий скор-бел иногда об удалении от города той обители, в которой прибы-вал не ради себя, но ради приходивших к нему за советами духовными, и пору-чил ему настоятельство в сане архимандрита. И сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Так вознаградил Господь долгие страдания угодника Своего, и некогда уничижаемый всеми внезапно от всех прославился. Уже не боялись приходить к нему чада его духовные, но отовсюду толпами стекались, даже и сами бывшее клеветники смирен-но припадали к ногам его, прося себе про-щения. Благолепно украсил преподобный дом Пресвятой Богородицы, как невесту, богатыми завесами, иконами и лампада-ми. И много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, отмечая истин-ное усердие приходивших, так что в его монастыре собралось только 17 братий.

В глубокой старости преставился епископ Игнатий, немного времени оставалось и блаженному Авраамию пребывать на земле. Более прежнего внушал он братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осуж-денными на суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет.

В 1238 году скончался преподобный Ефрем — любимый ученик и усердный под-ражатель добродетели своего отца: кротости, смирения и любви к ближним. Уже в конце XIII века преподобному Авраамию была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, быв-шее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподоб-ного Авраамия Смоленского, но напомнила людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного суда.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ, СМОЛЕНСКОГО ЧУДОТВОРЦА,

И СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДОБНОМ ЕФРЕМЕ, УЧЕНИКЕ ЕГО

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в 1172 году в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога, чтобы даровал Он наследника роду их и всему имению.

Уже в самом юном возрасте видно было духовное направление отрока, который чуждался детских игр, рос в страхе Божием и имел склонность к посту и молитве. Авраамий с ранних лет был определен в училище, где обратил на себя внимание дарованием и необыкновенной любознательностью. В свободное от занятий время он любил ходить в церковь, где прекрасно пел и читал. Еще юношей он стремился к уединенной и благочестивой жизни. Родители предлагали ему, как единственному наследнику, вступить в брак, но он отклонил их предложение, ибо искал другой жизни.

По смерти своих родителей, вскоре затем последовавшей, он, следуя примеру святых, жития которых любил читать, раздал свое имущество церквам, монастырям и бедным, оделся в рубище и стал ходить по городу, как нищий и юродивый, прося Бога указать ему путь ко спасению. Вскоре, во внушению Божию, он поступил иноком в обитель Богоматери, находившуюся в шести верстах от Смоленска, на месте, называвшемся «Селище». С терпением и кротостью молодой инок ревностно исполнял все подвиги послушания, проводил время в посте и молитве, украшал себя иноческими добродетелями и прилежно занимался изучением Св. Писания, житий и поучений св. подвижников и святоотеческих творений. Изучая все это, преподобный Авраамий извлекал назидательные уроки не только для себя, но и для других, искавших у него назиданий. Окружив себя писцами, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Смоленский князь Роман Ростиславич (+1170) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которыми пользовался преподобный Авраамий.

Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Посвященный в сан пресвитера и избранный духовником, преподобный, украсив себя «иерейскою лепотою», ни одного дня не опуская без совершения литургии и проповедания слова Божия. Он явился столь искусным проповедником, что его наставления привлекали к нему многих слушателей. Целыми толпами шли к нему духовные и миряне, чтобы насладиться его богомудрыми беседами и уврачевать свои язвы душевные. Вместе с тем прп. Авраамий не оставлял обычного своего подвига иноческой жизни, как любитель нищеты и смирения. Видя совершенства подвижника, поднял на него крамолу враг человеческий, возбудив зависть собратий. Много клевет и гонений пришлось перенести ему от людей, завидовавших его влиянию на народ. Они вооружили против Авраамия самого игумена и ему запрещено было вести беседы с народом. И через 5 лет преподобный вынужден был перейти в бедный Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. Но народ и сюда стал стекаться толпами к преподобному за наставлениями. Помимо бесед народ привлекала сюда и строгая подвижническая жизнь Авраамия. На пожертвования богомольцев был украшен соборный храм монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный суд, а на другой - истязания на мытарствах. И опять сетовал враг человеческий, что Господь прославил раба Своего.

Сам преподобный Авраамий утруждал плоть свою чрезвычайным постом. Лицо его было бледно и необыкновенно сухо. Подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого, жизни которого подражал. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Строго наблюдал он во время Божественной службы, чтобы никто из братии и народа не позволяли себе беседовать в церкви, ибо почитал сие за святотатство и с особенным благоговением совершал Божественную службу.

Много испытал преподобный Авраамий искушений демонских, видимых и невидимых, во время своего подвига, ибо в страшных образах являлся ему враг человеческий, думая устрашить, но всегда был побеждаем молитвой преподобного. Тогда, будучи не в силах действовать лично на святого, диавол возбудил против него клевету в городе, что преподобный проповедует ересь, живет нечисто и наружной святостью прикрывает темные дела. Эти слухи дошли до епископа Игнатия, и весь город пришел в смущение. Городская знать и духовенство требовали у епископа предать преподобного суду. Они предлагали утопить или сжечь подвижника. В это время случилось быть у епископа князю и боярам.

На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы. И вот в городе открылись разные беды: засуха и болезни. Напрасно совершались молебствия - ничто не помогало. Тогда священник Лазарь явился к епископу Игнатию и просил разрешить служение преподобному Авраамию, иначе еще большие беды постигнут жителей. Епископ Игнатий разрешил св. Авраамия, просил у него прощения в неправильном осуждении его и молитв за город и жителей. Смиренный инок сам просил епископа помолиться. Возвратившись в келлию, преподобный Авраамий предался усердной молитве, и вдруг пошел обильный дождь и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в праведности преподобного и стали высоко уважать его.

Епископ Игнатий имел намерение построить каменную церковь в честь Ангела своего вне города, где полюбилось ему пустынное место, с тем, чтобы устроить около нее малый монастырь. Но впоследствии он изменил свою мысль и основал церковь на другом месте, уже не во имя своего Ангела, но на память Положения ризы Богоматери во Влахерне, и собрал при ней несколько братий, которые питались милостыней епископской. И никто не хотел быть игуменом в столь убогой обители. Между тем вспомнил еп. Игнатий, что блаженный Авраамий скорбел иногда об удалении от города той обители, в которой прибывал не ради себя, но ради приходивших к нему за советами духовными, и поручил ему настоятельство в сане архимандрита. И сам, оставив по старости епархию, поселился в нем.

Так вознаградил Господь долгие страдания угодника Своего, и некогда уничижаемый всеми внезапно от всех прославился. Уже не боялись приходить к нему чада его духовные, но отовсюду толпами стекались, даже и сами бывшее клеветники смиренно припадали к ногам его, прося себе прощения. Благолепно украсил преподобный дом Пресвятой Богородицы, как невесту, богатыми завесами, иконами и лампадами. И много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, отмечая истинное усердие приходивших, так что в его монастыре собралось только 17 братий.

В глубокой старости преставился епископ Игнатий, немного времени оставалось и блаженному Авраамию пребывать на земле. Более прежнего внушал он братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет.

В 1238 году скончался преподобный Ефрем - любимый ученик и усердный подражатель добродетели своего отца: кротости, смирения и любви к ближним. Уже в конце XIII века преподобному Авраамию была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподобного Авраамия Смоленского, но напомнила людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного суда.

Материалы сайта