С чем связано появление религии. Как и почему возникла религия

РЕЛИГИЯ - ровесница человечества. Во всяком случае, так считают археологи и антропологи. Даже в самых примитивных, неразвитых цивилизациях наблюдаются признаки той или иной формы религиозности. В «Новой британской энциклопедии» справедливо отмечается, что, «насколько известно науке, еще никогда на земле не существовало народа, который бы хоть в каком-то смысле не был религиозным».

2 Религия отличается не только солидным возрастом, но и многоликостью. У охотников за головами в джунглях Борнео, у эскимосов во льдах Арктики, у кочевников африканской Сахары, у жителей огромных мегаполисов - у любого народа на земле есть свой бог или боги, а также свое понимание того, как нужно им поклоняться. Можно только развести руками, глядя на это многообразие.

3 Встает закономерный вопрос: где истоки всех этих религий? Они такие разные, но вместе с тем и такие похожие, что невольно задаешься вопросом: появились ли они независимо друг от друга или же они ведут свое происхождение от некоей единой прарелигии? Да и почему вообще возникла религия? И как? Если мы хотим знать истину о вере и религии, нам нельзя пренебречь этими вопросами.

Где искать ее корни

4 Говоря о возникновении религии, люди, в зависимости от своего вероисповедания, вспоминают Будду, Конфуция, Мухаммада или Христа. Почти во всех религиях можно найти определенную центральную фигуру, давшую начало «истинной вере». Кто-то был смелым реформатором, кто-то философом-моралистом, а кто-то самоотверженным народным героем. Многие из этих людей оставили после себя писания или предания, ставшие фундаментом новой религии. Со временем их слова и поступки переосмыслялись, приукрашались и окутывались ореолом таинственности. Иных вождей в прямом смысле слова обожествляли.

5 Хотя названные личности считаются основателями известных религий, нельзя сказать, что они основали религию, как таковую. Чаще всего учения религиозных вождей вышли из колыбели уже существовавших религиозных представлений, пусть даже большинство из них и претендовали на то, что они ведомы свыше. Либо они просто реформировали и видоизменили религиозные системы, которые в чем-то их не устраивали.

6 Например, согласно историческим данным, индийский принц, ставший впоследствии Буддой, однажды был потрясен созерцанием страданий, переполнявших индуистское общество. Он стал искать решения проблем, омрачающих жизнь, и это привело к возникновению буддизма. Также и Мухаммада возмущало идолопоклонство и безнравственность, которые он видел в религиозных обычаях своих современников. Позже он объявил, что получил от Бога откровения, которые легли в основу Корана, ставшего священной книгой нового религиозного течения - ислама. Что касается протестантизма, то он отпочковался от католицизма в ходе Реформации, начавшейся в первой четверти XVI века. В то время Мартин Лютер выступил против торговли индульгенциями, которую вела Католическая церковь.

7 Итак, сегодня имеется достаточно сведений о возникновении и развитии ныне существующих религий, об их основателях, священных текстах и тому подобном. Но что можно сказать о религиях, которые им предшествовали? А о тех, что были еще раньше? Все дальше углубляясь в историю, мы рано или поздно зададимся вопросом: как возникла религия? Чтобы на него ответить, нам придется выйти за рамки отдельно взятых религий.

Гипотезам несть числа

8 Происхождение и развитие религии - относительно новая область познания. Веками люди в большей или меньшей степени принимали знакомые с детства религиозные традиции. Обычно они довольствовались рассказами отцов и дедов, считавших свою религию непреложной истиной. Людям и в голову не приходило в чем-то усомниться или попытаться выяснить, как, когда и почему возник тот или иной обычай. Из-за ограниченной свободы передвижения и узкого круга общения не так-то много людей вообще знали, что на земле есть еще какие-то религии.

9 Однако в XIX веке ситуация стала меняться. Умами интеллигенции завладела теория эволюции. С приходом эры научных открытий люди стали подвергать сомнению все, в том числе и религию. Некоторые ученые пришли к заключению, что, изучая современные религии, до их истоков все равно не докопаться. Поэтому они переключились на изучение памятников древнейших цивилизаций или отправились в отдаленные уголки мира, где люди еще жили в примитивных общинах. Вооружившись методологиями разных научных дисциплин - психологии, социологии, антропологии,- они стали штурмовать вопросы, как возникла религия и почему.

10 К чему же это привело? Ученые выдали на-гора целую серию разноголосых теорий, соревнуясь друг с другом в смелости и экстравагантности выводов. Причем теорий, пожалуй, было не меньше, чем самих исследователей. Одни вывели ценные положения; усилия других ушли в забвение. Краткий обзор их исследований будет познавателен и поможет лучше понять религиозные воззрения наших современников.

11 Английский антрополог Эдуард Тайлор (1832- 1917) выдвинул так называемую теорию анимизма . Он предположил, что сны, видения, галлюцинации и безжизненность мертвых тел привели первобытных людей к заключению, что в их теле живет душа (лат. anima). Поскольку им часто снились умершие родственники, они, согласно этой теории, думали, что душа продолжает жить после смерти: покидает тело и вселяется в деревья, скалы, ручьи и тому подобное. В итоге люди стали обожествлять умерших и те предметы, в которые, по их мнению, переселялись души. Так, по словам Тайлора, и появилась религия.

12 Другой английский антрополог, Роберт Маретт (1866-1943), модифицировал теорию Тайлора и предложил свою версию, которая стала известна как теория аниматизма . Изучив поверья меланезийцев, живущих на островах Тихого океана, и коренного населения Африки и Америки, Маретт пришел к выводу, что у первобытных людей не было понятия о человеческой душе. Они скорее верили в некую безличную или сверхъестественную силу, которая все одушевляет. Такая вера вызывала в человеке чувство благоговения и страха, ставшее основой его примитивной религии. По Маретту, религия появилась прежде всего как эмоциональная реакция человека на неведомое. Маретт любил говорить, что религия «не столько выдумывается, сколько вытанцовывается».

13 В 1890 году шотландский этнограф-фольклорист Джеймс Фрейзер (1854-1941) опубликовал свою знаменитую книгу «Золотая ветвь», в которой заявил, что своим происхождением религия обязана магии. Согласно Фрейзеру, вначале человек пытался оказывать влияние на свою жизнь и окружающий мир, подражая тому, что видел в природе. Например, человек думал, что если покропить водой землю под грохот барабанов (имитация грозы), то можно вызвать дождь, а если исколоть шипами изображение своего врага, то можно навести на него порчу. Так получили распространение ритуалы, заклинания и магические предметы. Когда они не действовали, человек, вместо того чтобы подчинять себе высшие силы, пытался договориться с ними полюбовно и всячески их задабривал. Заклинания и ритуалы преобразились в молитвы и жертвоприношения - так возникла религия. Сам Фрейзер объяснил: «Под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека».

14 Даже знаменитый австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856-1939) в своей книге «Тотем и табу» пытался объяснить происхождение религии. Верный своему ремеслу, Фрейд утверждал, что религия появилась из так называемого отцовского комплекса. По его мнению, так же, как в табунах диких коней и быков, в человеческой «первобытной орде» вожаком был отец. Сыновья одновременно ненавидели его и восхищались им. Чтобы завладеть отцовской силой, говорил Фрейд, эти дикари «соединились, убили и съели отца». Однако позже угрызения совести заставили их придумать различные обряды и церемонии, чтобы искупить свою вину. Согласно фрейдовской теории, образ отца стал Богом, обряды и церемонии - первейшей религией, а поедание убитого отца - традицией причастия, которую практикуют многие религии.

15 Это, конечно, не все теории, которыми пытались объяснить происхождение религии. Многие из них были навсегда забыты. Но и те, что остались, нельзя назвать бесспорными и надежно обоснованными. Просто-напросто они не подтвердились никакими историческими фактами и свидетельствами. Они были всего лишь плодом воображения исследователей, гипотезами, которые быстро сменяли одна другую.

Ложная посылка - ошибочный вывод

16 После долгих лет отчаянных стараний разобраться в том, как возникла религия, многие решили для себя, что этот вопрос так и останется тайной за семью печатями. Во-первых, потому, что кости и другие ископаемые остатки не могут нам поведать, о чем думали древние люди, чего боялись и что их побуждало преклоняться перед высшими силами. Любые выводы, которые делаются на основании этих находок,- в лучшем случае гипотезы. Во-вторых, религиозные представления живущих сегодня так называемых примитивных людей (например, аборигенов Австралии) нельзя считать надежным показателем того, о чем думали и как вели себя наши предки. Никто в точности не знает, как в течение веков изменялась человеческая культура.

17 Поэтому в книге «Религии мира: от древности до современности» сделан такой вывод: «Современный историк религии знает, что выяснить происхождение религии невозможно». А в отношении попыток сделать это автор книги замечает: «В те годы теоретики по большей части были озабочены не столько описанием или объяснением религии, сколько ее десакрализацией. Они понимали: если доказать, что ранние формы религии основаны на иллюзиях, то можно подорвать основы более поздних и развитых религий» (Parrinder G. World Religions- From Ancient History to the Present).

18 Это меткое наблюдение показывает, почему различные «научные» исследования в области происхождения религии не дали удовлетворительных результатов. Логика подсказывает, что прийти к верным выводам можно, только строя на верном основании. Если исходить из ложной посылки, остается мало шансов прийти к верным выводам. Раз ученые мужи так и не дали вразумительного объяснения происхождению религии, то возникают серьезные сомнения в первооснове их рассуждений. Руководствуясь предвзятым мнением и всеми способами дискредитируя религию, они, по сути, вели к тому, что Бога нет.

19 Подобная ситуация существовала до XVI века в астрономии. Было много теорий движения планет, но ни одна не была удовлетворяющей. Почему? Потому что все они исходили из положения, что Земля - центр Вселенной и все звезды и планеты вращаются вокруг нее. Настоящего прогресса не было и быть не могло, пока ученые - и церковь - не признали бы факт, что Земля не центр Вселенной, что она вращается вокруг Солнца, центра Солнечной системы. Поскольку многочисленные теории не смогли объяснить очевидные факты, непредвзятые умы решили пересмотреть основу современного им представления о мире, а не изобретать очередную теорию. И это увенчалось успехом.

20 Этот же принцип подходит и к исследованиям в области происхождения религии. В мире стали популярными теория эволюции и атеизм, и многие люди как аксиому приняли то, что Бога нет. Исходя из этого, они стали искать объяснение существования религии в самом человеке - в его мыслях, потребностях, страхах, комплексах. Ухватившись за высказывание Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», они объявили, что Бог был придуман человеком. (Смотрите рамку на странице 28.)

21 Поскольку многие теории так и не привели к искомому результату, может, пришло время перепроверить фундамент, на котором они зиждутся? Может, вместо того, чтобы ходить по замкнутому кругу, стоит поискать ответы где-то еще? Если отбросить предубеждения, свежий подход может оказаться вполне здравым и научным. Давайте рассмотрим один пример.

Искания древних

22 В I веке н. э. греческий город Афины был известным научным центром. Там образовалось много философских школ, например эпикурейская и стоическая, каждая со своими представлениями о божествах. Поэтому в Афинах существовало множество культов различных богов. Естественно, город был полон рукотворных идолов и храмов (Деяния 17:16).

23 Приблизительно в 50 году н. э. в Афины прибыл христианский миссионер - апостол Павел. То, чему он стал учить афинян, для них было в диковину. Павел сказал: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, Господь неба и земли, не живет в рукотворных храмах, и руки человеческие не служат ему, как будто он в чем-нибудь нуждается, потому что он сам дает всем жизнь, и дыхание, и все» (Деяния 17:24, 25).

24 Иными словами, Павел дал понять афинянам, что истинный Бог, «сотворивший мир и все, что в нем»,- не плод воображения и ему нельзя угодить выдуманными ритуалами. Истинная религия не есть лишь попытка человека удовлетворить свою некую психологическую потребность или заглушить страх. Поскольку истинный Бог - это Создатель, который даровал людям разум, логично, что он должен был бы оставить им возможность для столь необходимого общения с собой. По словам Павла, Бог так и поступил. «От одного человека он сотворил всякий человеческий народ для обитания по всему лицу земли... чтобы они искали Бога, не ощутят ли его и не найдут ли, хотя он и не далеко от каждого из нас» (Деяния 17:26, 27).

25 Обратите внимание на ключевую мысль слов Павла: «От одного человека он [Бог] сотворил всякий человеческий народ». Хотя на земле живет много народов, ученые пришли к выводу, что все они - выходцы из одной семьи. Это очень важный момент, поскольку, если люди имеют общее начало, значит, они связаны не только биологически и генетически. У них есть еще много общего.

26 Интересно, что говорится в книге «Всемирная история религиозной практики» о человеческих языках: «Ученые, которые изучали и сопоставляли языки народов мира, сделали вывод, что все они подразделяются на группы и семьи и ведут свое происхождение из одного источника» (Story of the World’s Worship). Иными словами, языки не появились отдельно и независимо друг от друга, как хотелось бы верить эволюционистам, которые предполагают, что пещерные люди в разных частях земли - Африке, Европе и Азии - сначала объяснялись мычанием и рычанием, но в конце концов заговорили разными человеческими языками. Все говорит за то, что языки «ведут свое происхождение из одного источника».

27 Если это правда в отношении языка - неотъемлемой части культуры и жизни человека,- тогда не было бы разумно предположить, что человеческие представления о Боге и религии тоже должны иметь общий источник? Ведь религия связана с мышлением, а мышление - с речевыми способностями. Не то чтобы все религии произошли от одной религии, скорее должна прослеживаться их связь с неким источником, из которого почерпнуты религиозные идеи и верования. Есть ли тому доказательства? А если религии и правда имеют общее происхождение, то какое? И как об этом узнать?

Разные, но схожие

28 Найти ответы на свои вопросы мы можем подобно тому, как лингвисты находят ответ на вопрос о происхождении языков. Сравнивая языки друг с другом, этимологи могут установить их родство и определить их происхождение. Так и мы, сравнивая религии - их устроение, доктрины, легенды, обряды, устои,- сможем посмотреть, связаны ли они общей нитью, и если да, то куда эта нить ведет.

29 На первый взгляд, многие религии сегодня заметно отличаются друг от друга. Однако, если отбросить явные прикрасы и поздние добавления, а также различия, возникшие под влиянием климата, языка, географии и других факторов, можно отметить довольно любопытное сходство между ними.

30 Взять, к примеру, католицизм и буддизм - религии Запада и Востока. Такие, казалось бы, непохожие! Но что выявляется, если отбросить культурное и языковое наслоение? Если взглянуть без предубеждения, можно увидеть, что между ними много общего. Обе религии используют ритуалы и церемонии, в которых применяются свечи, благовония, святая вода, четки, образы святых, песнопения, молитвенники и даже символ креста. Обе религии традиционно содержат женские и мужские монастыри и хорошо известны особыми одеяниями священников, их обетом безбрачия, праздниками и ограничениями в пище. Это далеко не полный перечень, но его достаточно, чтобы задаться вопросом: почему две религии, настолько далекие друг от друга, имеют столько общего?

31 Не менее любопытно и сравнение других религий. Выясняется, что есть такие верования, которые свойственны практически всем религиям. Большинство из нас слышали о бессмертии человеческой души, о воздаянии на небе для добрых или вечных муках в преисподней для злых, о чистилище, о три- или многоипостасном боге, о богородице или царице небесной. Есть еще много других легенд и мифов, похожих друг на друга. Например, о том, как человек своей греховной попыткой достичь бессмертия навлек на себя немилость Бога, о необходимости приносить жертвы для искупления греха, о поисках дерева жизни или источника молодости. Также легенды о богах и полубогах, которые жили среди людей и производили на свет исполинов, и о Потопе, истребившем с земли почти все человечество.

32 Какой можно сделать из этого вывод? Нельзя не заметить, что народы, сохранившие эти сказания до наших дней, живут далеко друг от друга. Они сильно разнятся своей культурой, обычаями, бытом. И все же в их религиях много общего. Хотя не у всех народов есть все перечисленные выше легенды, но хотя бы некоторые из них есть у всех. Встает резонный вопрос: почему? Основные религиозные воззрения - в большей или меньшей степени - словно были почерпнуты из одного источника. Со временем эти базовые идеи видоизменялись и приукрашивались, так что из них рождались новые учения. Однако их общие черты очевидны.

33 Логично заключить, что сходство основных понятий во многих религиях мира - это доказательство того, что они не возникли изолированно и независимо друг от друга. Их вероучения скорее должны иметь общее основание в далеком прошлом. Что это могло быть?

Легендарный золотой век

34 Любопытно, что среди таких распространенных по всему миру легенд есть сказание о некоем золотом веке, или первобытной эпохе, когда человек был невинным, жил мирно и счастливо в общении с Богом, не зная болезней и смерти. Мотивы райского начала, различающиеся только в деталях, можно найти в писаниях и легендах многих религий.

35 В Авесте, священной книге зороастризма - религии древних персов, говорится о « Ийме прекрасном, богатом стадами». Он был тем, «кому из людей... впервые открылся» бог Ахурамазда. Йима должен был стать «для... созданий [Ахурамазды] покровителем, защитником, надзирателем». С этой целью он должен был сделать Вару, подземное убежище для всех живых существ. В этом убежище не было места «ни спорливости, ни наветливости, ни невежливости, ни неверия, ни бедности, ни обмана, ни низкого роста, ни уродливости, ни выломанных зубов, ни чрезмерного тела». На людях не было клейма, наложенного злым духом. Они жили среди «высочайших и благовоннейших» деревьев и золотых колонн; они были «на этой земле величайшими, лучшими и прекраснейшими» (перевод К. Залемана).

36 Древнегреческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» поведал о пяти веках, или эпохах, человеческой истории, первым из которых был золотой век, когда люди наслаждались бесконечным счастьем. Он писал:

Создали прежде всего поколенье людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских...

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

Перевод В. Вересаева

Согласно греческой мифологии, этот легендарный золотой век кончился тем, что Эпиметей взял в жены прекрасную Пандору - дар Зевса. Как-то раз Пандора подняла крышку своего ларца, и оттуда вдруг вылетели беды, пороки и страданья, от которых люди уже не могли избавиться.

37 Древние китайские легенды тоже повествуют о золотом веке, который приходился на царствование Хуан-ди («желтого императора»), правившего будто бы сто лет (XXVI век до н. э.). Ему приписывается изобретение чуть ли не всех благ цивилизации: одежды, жилища, транспорта, оружия, военной тактики, земледелия, ремесел, шелкопрядения, музыки, языка, математики, календаря и так далее. В годы его правления, как рассказывают, «воровства и драк Китай не ведал. Жили люди тихо, дружно. Небо даровало дождь и солнце людям. Плодоносной, щедрой к ним земля была. Кротки были звери, птицы. Начиналась с рая древняя история Китая». Китайцы по сей день считают себя потомками Желтого императора.

38 Похожие легенды о счастье и совершенстве на заре человеческой истории мы находим в религиях многих народов, например египтян, тибетцев, перуанцев, мексиканцев. Случайно ли это? Совершенно изолированные друг от друга народы, не похожие между собой ни культурой, ни языком, ни обычаями, имеют одинаковое представление о своем происхождении и одинаково его объясняют. Что это - простое совпадение? Логика и жизненный опыт подсказывают, что это невероятно. Наоборот, как раз в этом хитросплетении легенд где-то и скрывается зерно истины о происхождении человека и его религии.

39 Действительно, во всех легендах о ранней истории человечества много общих элементов. Если собрать их воедино, то вырисовывается более ясная картина: Бог сотворил первых мужчину и женщину и поселил их в раю. Сначала они были довольны и счастливы, но вскоре ослушались Создателя и потеряли свое прекрасное жилище; так в их жизнь вошли лишения и труд, изнурение и страдания. Со временем нравы пришли в полный упадок, и Бог наказал человеческий род, наслав великое наводнение, которое погубило всех, за исключением одной семьи. Когда люди снова размножились, некоторые из потомков той семьи стали наперекор Богу возводить огромную башню. Бог сорвал их план, внеся путаницу в их язык и рассеяв их по всей земле.

40 Является ли такое воссоздание исторических событий лишь плодом ученых фантазий? Нет. Раннюю человеческую историю представляет в таком виде Библия (в первых 11 главах книги Бытие). Хотя мы сейчас не обсуждаем достоверность Библии, хочется отметить, что библейская версия в общих чертах отражается в легендах многих народов. Согласно Библии, отправной точкой, с которой началось расселение, была Месопотамия. Люди несли с собой свои воспоминания, обычаи, взгляды. Со временем все это обрастало толкованиями, искажалось и становилось стержнем национальных религий. Иными словами, книга Бытие в чистом виде представляет целостную картину, показывающую, где коренятся мифы различных религий мира о происхождении человека и его верований. Люди, конечно, прибавили много своего, но родство их религий очевидно.

41 В следующих главах этой книги мы подробно обсудим, как возникли и развивались некоторые религии. Вам будет интересно узнать не только о различиях между религиями, но и об их сходствах. Вы увидите, какое место каждая из них заняла во всемирной истории религии. Также мы поговорим о том, какие существуют священные тексты и как они связаны между собой, какие религиозные взгляды повлияли на основателей и вождей тех или иных религий, как религия повлияла на поступки людей и на общий ход истории. Изучая в свете всего этого долгую историю духовных исканий человечества, вы сможете приоткрыть для себя истину о религии и религиозных учениях.

Большинство людей не могут в определенные моменты своей жизни обойтись без веры. В единое всемогущее существо, или в могущественные силы, управляющие всеми аспектами человеческой жизни, или просто во что-то мистическое – не суть важно. Все мировые религии это понимают. Они предлагают опытных наставников и литературу для того, чтобы человек лучше понял свою веру. В зависимости от региона и культурных традиций, образовались основные мировые религии.

Как зародилась религия

В течение полутора миллионов лет во времена палеолита (каменного века) проходил процесс социального становления человечества. Примерно сорок миллионов лет назад он завершился. К тому времени кроманьонцы и неандертальцы (предки современных людей) научились разводить огонь, у них появилось понятие семьи и рода, развился собственный язык.

Культура человечества в тот период тоже успела достаточно развиться. Люди умели рисовать, придумали свои обряды. Общество стало контролировать определенные стороны жизни каждого участника, связанные с инстинктами, в том числе и половыми. Были выработаны понятия запрета и табу. Люди начали изготавливать тотемы – статуэтки животных-покровителей, изображение которых было призвано их защищать. Появились также и обряды магического толка, с помощью которых можно было добиться желаемого результата.

Когда примерно 9-11 тысяч лет назад человечество придумало земледелие, в обществе все более заметным стало неравенство. Сгладить возникающие конфликты помогла общая система ценностей, признаваемая всеми, независимо от положения в обществе. Так религия с ее понятием о единой, управляющей всеми силой, объединила народ.

Религии древнего мира

Самые первые, возникшие еще во времена древних цивилизаций религии, – это родоначальники всех тех верований, которые мы знаем сейчас. Со временем они изменились до неузнаваемости, однако, следы культов тех времен археологи находят и сейчас.

Так, цивилизация древнего Египта построила свою религию на тотемной основе. Их боги были гибридами человека и различных зверей и птиц. Считалось, что после смерти человек продолжает жизнь, только в другом мире, а потому в могилу к умершим отправлялись дорогие им вещи.

Благодаря религиозным представлениям жителей древней Месопотамии (шумеров) появились предания о сотворении мира, дошедшие до нас в виде Ветхого Завета. Шумеры стали родоначальниками астрологии, наблюдая за планетами и звездами, и вообще были довольно свободомыслящими в религиозном плане.

Мифология древней Греции рассматривала богов как могущественных существ, с которыми можно бороться и спорить, вызывать их любовь или ненависть. Боги Древнего Рима представляли собой воплощения абстрактных понятий.

В Китае, проповедующем даосизм, духовенство выполняло роль чиновников и помогало добиться благополучия народа. Их религиозные догматы являются настоящими философскими учениями, как и в случае с дошедшим до наших дней индуизмом.

Национальные религии

Одно время было распространено деление на мировые и национальные религии. Однако современные ученые не считают его корректным. Дело в том, что когда зарождались эти религиозные верования, общества еще не делились на определенные нации, а состояли из нескольких групп, этнически связанных между собой обществ.

Понятие национальных религий появилось в девятнадцатом веке для обозначения таких верований, которые были приняты в пределах определенного народа, но не распространились за его пределы.

Обычно к этому виду культов относят те, что зародились на заре цивилизации. Религии древних римлян и греков, шумеров, египтян, инков, являются примерами национальных.

И все же некоторые этнические верования дошли до наших дней, причем почти не изменившись со временем. Иудаизм в Израиле, индуизм в Индии, конфуцианство и даосизм в Китае, синтоизм в Японии практикуются до сих пор.

В противовес национальным, мировые религии – это распространившиеся по всей Земле культы, этническую принадлежность которых нельзя определить.

Христианство

Существует всего три мировые религии, одной из которых является христианство. Его главной отличительной особенностью является описание мира в исторической целостности. Согласно его догмам, наш мир был создан единым могущественным Богом. И с тех пор постоянно им управляется до тех пор, пока не произойдут пришествие Мессии и Страшный суд.

Центральной фигурой в христианстве стал Иисус Христос - богочеловек, подаривший людям учение о том, как правильно жить в этом мире.

Помимо Ветхого Завета, практически полностью пришедшего из иудаизма, в Библию (священную для христиан книгу) входит также и Новый Завет. В нем рассказывается о периоде земной жизни Христа, излагаются его учение и деяния его учеников.

Согласно верованиям христиан, однажды земная жизнь человечества завершится концом Света, после которого всех людей ждет Страшный суд. Именно тогда, согласно поступкам каждого человека, будет определена его дальнейшая судьба.

Православие и его ветви

К мировым религиям относится не только само христианство, но и основные его течения. Название «православие» произошло от греческого слова ortodoxia, что означает «правильная слава». Самостоятельным это направление стало в XI веке. По поводу обрядов и канонов православия в разных странах нет единого суждения. Службы ведут на национальном языке страны, где они проходят.

Отдельно выделяют русскую, грузинскую, армянскую и греческую православные церкви, каждую из которых возглавляет свой патриарх.

В семнадцатом веке священнослужители, не согласные с реформами Никона, образовали собственное течение – старообрядчество, сохранившее прежние ритуалы и каноны. В начале двадцатого века выделилась еще и подпольная катакомбная церковь, не желающая сотрудничать с властями.

Католицизм

Перечисляя главные мировые религии, нельзя не упомянуть о такой ветви христианства, как католицизм. Вся католическая церковь управляется из Ватикана, а ее главой считается избираемый голосованием кардиналов Папа Римский. Его персона считается непогрешимой.

Католики почитают святых и в особенности Деву Марию. Среди их догматов есть понятие чистилища, куда души людей попадают после смерти. Службы часто ведутся на латыни, но также и на национальных языках.

Протестантизм

Основные мировые религии включают в себя и такую ветвь христианства, как протестантизм. Возникло это движение в Европе XVI века, во времена Реформации. В нем есть 3 основных догмата, включающих признание истинным Священным Писанием только Библии, признание спасения души только через принятие искупительной жертвы Христа и отрицание главенства Папы Римского. Для протестантов любой верующий может называться священником, и нет необходимости в заступничестве святых или Девы Марии.

В протестантизме развилось множество различных течений, которые можно включить в мировые религии мира. Это и адвентизм, основанный на вере в скорый Страшный суд, и анабаптизм, последователи которого считают правильным креститься уже взрослыми, и англиканская церковь, главой которой является король или королева Англии. Есть также баптизм, кальвинизм, квакерство, лютеранство, методизм и другие религиозные учения, делающие акцент на определенных аспектах в своей вере.

Ислам

К мировым религиям относится ислам – довольно молодое религиозное учение по сравнению с остальными (появилось в седьмом веке нашей эры). Основателем его является пророк Мухаммед, сделавший основой веру в единого Бога – Аллаха, которому человек должен покориться беспрекословно, и даже не пытаться понять его волю.

В исламе действуют законы шариата, которые, по сути, являются сводом государственных законов и устанавливают понятия права.

Как и все основные мировые религии, ислам является силой, объединяющей тех, кто его исповедует (в данном случае в основном арабские народы). Священной книгой для мусульман стал Коран, являющийся цитатником пророка Мухаммеда.

Основным направлением в исламе является суннизм, в котором наследниками Мухаммеда считаются первые три халифа. Приверженцы другого исламского течения – шииты – называют преемником пророка Али, его зятя.

Буддизм

В три мировые религии входит буддизм. Зародился он как противоположность индуизму, давая возможность получить просветление не только представителям высших каст, но и простому народу.

Основал буддизм княжеский сын по имени Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, который позже стал называться Буддой. Он был первым человеком, достигшим просветления – нирваны.

Главное, к чему по версии буддизма должен стремиться человек, – это к обретению абсолютного покоя и растворение в вечности, то есть к достижению нирваны. Отсюда следует важный принцип жизни: нельзя оказывать сопротивление злу.

Основополагающее понятие, которое различает мировые религии – это представление о том, куда попадает душа человека после смерти. В буддизме поддерживается идея реинкарнации, то есть перерождения в новом теле, которое зависит от деяний прошлой жизни (закон кармы).

Географическое распространение основных религий

Прежде всего, мировые религии – это верования, которые широко распространены во множестве стран по всей Земле.

В странах Европы, а также в Америке и даже Австралии, чаще всего можно встретить представителей христианства. Эта религия является самой распространенной в мире (ее исповедуют около двух с половиной миллиардов человек).

Если рассмотреть, какие мировые религии объявлены государственными в странах Африки и Ближнего Востока, то окажется, что в основном это мусульманство (ислам). По количеству верующих он занимает в мире второе место (примерно полтора миллиарда человек).

В современном мире мусульманство стало оказывать большое влияние на развитие человеческой цивилизации. Исламскими сейчас можно считать более 50 государств, а мусульманские диаспоры встречаются в более чем половине стран по всей планете.

Приверженцев буддизма чаще всего можно встретить в азиатских странах (около полумиллиарда человек).

Атеизм

Судя по распространению в современном обществе, атеизм – это новая мировая религия. Его концепция – отрицание существования Бога, основывается не просто на вере, но имеет под собой веские научные и философские основания.

Природа - все, что окружает человека, для атеиста является единственным существующим. Согласно этому мировоззрению человечество само за время своего существования придумало себе богов.

Атеизм признает лишь то, что можно доказать с помощью науки опытным путем, в противоположность концепции веры в других религиях.

Другие современные религиозные верования

Есть различные современные мировые религии, отдельные из которых имеют глубокие корни, а другие были созданы совсем недавно, порой даже в шутку.

Например, индуизм, синтоизм и иудаизм раньше были сугубо национальными. Их исповедовали в узком кругу людей, которые определили их культурные особенности. Теперь благодаря техническому прогрессу они стали распространены и за пределами своих регионов.

Всего 11 лет назад физик Бобби Хендерсон основал собственную шуточную религию – пастафарианство. Она провозглашает веру в летающего макаронного монстра и изначально была призвана показать всю абсурдность изучения в школах и университетах концепции сотворения мира. Однако, сейчас к пастафарианству в некоторых странах стали относиться как к серьезной религии. Так что кто знает, как изменится мировоззрение человечества через сто лет.

Мы знаем, что только истинная религия – христианство была создана Самим Богом. Кем были созданы другие религии – обычными людьми, жаждавшими славы и власти, или сатаной, желавшим любыми путями увести людей от истинной веры Христовой? Почему Господь позволил некоторым из них так распространиться, что они считаются «мировыми религиями» наряду с христианством?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Религия есть союз человека с Богом. Этот союз предполагает не только устремленность человека к своему Творцу, но и живое, реальное воздействие Бога на личность человека. Этого нет там, где нет истинного познания Бога, т.е. в религиях, которые принято называть естественными, потому что происхождение их связано с проявлением естественных человеческих сил (разума, воли и чувств). Все они являются выражением субъективного стремления человека к Богу, которое не привело к подлинному Богообщению (в смысле союза человека с Богом). Возникает подмена: сверхъестественные воздействия на человека демонических сил принимаются за Божественную благодать. Это хорошо наблюдается в различных видах восточного оккультизма и в харизматических сектах.

Первая неистинная массовая религия в истории человечества – язычество. Грехопадение повредило человеческую природу. Своим пренебрежением Божественной заповеди человек отдалился от Источника Жизни. Оставшись после падения при своих естественных, и притом испорченных, силах, люди неизбежно стали создавать искаженные образы сверхъестественного. Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила (Прем. Сол.13:1-2).

Происхождение буддизма связано с поверьями и легендами. Основателем его считается Сиддхартха Гаутама. Однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достигает «просветления». С этого момента он становится Буддой – Просветленным. Исторических сведений об основателе его нет. Жизнеописания Сиддхартхи Гаутамы (Будды) составлялись несколько столетий спустя после его смерти. Сведения древних источников являются весьма противоречивыми. Согласно южной (палийской) традиции он жил в 623-544 до н. э. Поэтому в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная (махаянская) традиция датирует нирвану от 420 до 290 до н.э. Однако большинство школ принимают 380 до н. э. Мнения западных исследователей разделяются. Существуют две датировки: долгая - 483 (+ 3) г. до н. э. и короткая - 380 (+ 30) г. до н. э. При такой противоречивости данных нельзя всерьез говорить о Божественном происхождении этой религии.

Из трех мировых религий ислам является самой поздней. В отличие от буддизма о происхождении его рассказывается достаточно определенно. Мухаммед спал в пещере на склоне горы Хира. В ночь 24-го числа месяца рамадана 610 года ему явился некто в человеческом облике. Это событие считается началом ислама. Рассказ о нем приводится по сунне: «К нему явился ангел и сказал: "Читай!" – на что он ответил: «Я не умею читать!». Пророк сказал: «Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: "Читай!" Я снова сказал: "Я не умею читать!" Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: "Читай!" – и я в третий раз сказал ему в ответ: "Я не умею читать!" И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: "Читай!" Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший..." (Аль-Джами ас-Сахих). Мухаммед ночами и днями пребывал в состоянии мучительной неуверенности и тревоги. Явившийся на горе Хира приходил по ночам к нему в дом. Мухаммеда не оставляла тревога. Не сказав ни единого слова, этот некто покидал спальню. Жена его Хадиджа уговорила Мухаммеда разбудить ее, когда загадочный посетитель придет вновь. Когда в следующий приход ночного гостя, Мухаммед разбудил Хадиджу, она предложила мужу сесть у её левого бедра и спросила: продолжает ли он видеть гостя (сама она не видела). Мухаммед подтвердил. – Тогда обойди вокруг постели и сядь у моего правого бедра, – попросила Хадиджа и вновь спросила, видит ли его. Мухаммед подтвердил, что видит. Тогда незаметно для Мухаммеда Хадиджа обнажила себя, и ночной гость исчез. Жена стала уверять, что приходил ангел, а не дьявол, который не удалился бы, видя её наготу. Удивляет, как легко и, мягко говоря, наивно, решился вопрос, который в духовном плане является вопросом жизни или смерти. Прежде всего, ангел существо бесплотное и для его взора нет вещественных преград: он может видеть и через одежды. Одежды прикрывают наготу только от человеческих глаз. Да и само тело человеческое не является чем-то порочным. Оно есть творение Божие. Греховна человеческая похоть и плотское вожделение, а не тело. В раю прародители были наги и не стыдились (Быт.2:25). Природа ангела неповрежденная. Им чужды человеческие страсти. А если это был демон, то он легко мог прибегнуть к хитрости. Зная каким способом его испытывают, специально мог удалиться, чтобы его приняли за ангела.

При определении подлинности откровения важны не только обстоятельства, при которых оно было дано, но и содержание учение и личность создателя новой религии.

Иисус Христос дал людям всесовершенный пример целомудрия. Святые же отцы, восприняв нравственный дух Евангелия, всегда смотрели на девство как на трудный, но высокий духовный подвиг. Мохаммед же имел много жен. «Общее число женщин, на которых женился Посланник Аллаха, было тринадцать… Пророк женился на Аише, дочери Абу Бакра ас-Сиддика в Мекке, когда ей было семь лет. А стал жить с ней в Медине, когда ей исполнилось девять или десять лет. Аиша была единственной девственницей, на которой женился Пророк …» (Ибн Хишам. Жизнеописания пророка Мухаммада). Мухаммед взял себе Зейнаб, жену своего приемного сына Зеида, заставив последнего развестись.

Иисус Христос даже распинавших Его на Кресте простил. Своим ученикам Он заповедал: Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф.5:44-45). По учению Мухаммеда: «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы» (Коран. 47:4).

Иисус Христос учит: Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк.12:29-31). О Мухаммеде читаем: «Услышав о том, что Абу Суфьян возвращается из Сирии, Пророк призвал мусульман напасть на них, говоря: «Вот караван курайшитов. В нем – их богатства. Нападайте на них, и, может, с помощью Аллаха они вам достанутся!» В другой раз: «Потом Посланник Аллаха разделил имущество Бану Курайза, их женщин и детей среди мусульман. В этот день были определены доли всадников и пеших воинов, а также была выделена пятая часть добычи. Всаднику полагалось три доли: лошади – две доли, а всаднику – одна; пешему воину – одна доля. Во время осады Бану Курайза было тридцать шесть всадников. Это была первая добыча, разделенная на доли и выделенная из нее пятая часть. На основании этого обычая продолжался раздел добычи и в дальнейшем во время походов. Потом Пророк послал Саада ибн Зайда аль-Ансари из Бану Абд аль-Ашхаль с пленниками из Бану Курайза в Неджд и обменял их там на коней и оружие. Пророк выбрал для себя из пленниц Райхану бинт Амр – одну из женщин Бану Амр ибн Курайза. Она находилась у Посланника Аллаха до его кончины, была его собственностью» (Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада).

Иисус Христос сам себя отдал в Жертву за спасение людей и добровольно пошел на мучительнейшую смерть на Кресте. О Мухаммеде читаем: «Ибн Исхак передал: "Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубил им головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами. Среди них был враг Аллаха Хавай ибн Ахтаб, Кааб ибн Асад, глава племени – всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек».

Можно продолжить сравнение двух религий, но приведенного уже достаточно, чтобы увидеть разницу между Божественным и человеческим.

Почему Господь позволил некоторым из религий так распространиться? Потому, что Бог дал человеку свободу воли и не отнимает её, если даже человек заблуждается. Ведь и атеизм и неверие тоже распространились в мире и составляют как бы мировую псевдорелигию, основанную на вере в абсолютность материи. Почему? Потому что человек свободен, и насильственно заставить его верить и спасаться невозможно.

15. Религия. Богбаз10, §10, 106 – 110; Богпроф11, §33.
15.1. Что такое религия?
15.2. Когда и почему возникла религия?
15.3. Состав (структура) религии.
15.4. Признаки религиозного сознания.
15.5. Уровни религиозного сознания.
15.6. Организационные формы религии: церковь и секта.
15.7. Функции религии.
15.8. Классификация религий.
15.9.
Родоплеменные примитивные верования .
15.10.
Национально – государственные религии.

15.11. Мировые религии.

15.1 . Что такое религия ?
Религия (от лат . religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Сакральное , священное , святое (лат . – sacer священный) – 1) религиозные ценности – вера, истины вероисповедания, таинства, церковь; 3) совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр., входящая в систему религиозного культа. Священное противопоставляется мирскому, не относимому к сфере религии.
!!! Священное сверхъестественное.
Священное (сакральное) включает в себя признание его безусловной ценности для человека. Сверхъестественное есть то, что выходит за рамки естественного, природного хода вещей.
15.2 . Когда и почему возникла религия ?
15.2.1. Натуралистическая гипотеза (от лат . natura - природа) гипотеза, высказанная римским поэтом и философом Лукрецием (I в. до н.э.), утверждает, что идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы, непонимания причин их возникновения, незнания законов природы.
15.2.2. Анимистическая гипотеза (от лат . animus – дух) была высказана в XIX столетии английским этнографом Эдуардом Тэйлор ом (1832 – 1917) в его труде – «Первобытная культура» (1871).
Истоки религии Тейлор видел в непонимании первобытным человеком таких биологических явлений, как сон, сновидения, болезни, обморок, смерть: пытаясь объяснить эти явления, «дикари – философы» додумались до идеи души как маленького двойника, сидящего в каждом человеке, а затем, по аналогии, приписали такие же души и животным, растениям, неживым предметам; так постепенно сложилась вера в одушевленность природы, сделавшая возможным появление мифологии, а впоследствии породившая и высшие формы религии, вплоть до политеизма, монотеизма и сложных богословских учений.
15.2.3. Гипотеза Фейербах а (1804 – 1872).
Людвиг Фейербах :

«Что такое дух, - как не духовная деятельность, получившая самостоятельное бытие благодаря человеческой фантазии и языку, как не духовная деятельность, олицетворенная в виде существа?».

Бог и боги – это олицетворенные проекции свойств человека и природы, превращенные человеческой мыслью в самостоятельные существа.
Фейербах делит религии на «духовные»: иудаизм, буддизм, христианство, ислам – и «естественные»: все первобытные и древние языческие верования. В «духовных» религиях, «Бог, отличный от природы, есть не что иное, как собственное существо человека», а в «естественных» религиях «отличный от человека бог есть не что иное, как природа или существо природы».
15.2.4. Социальная гипотеза .
Религия «могла возникнуть лишь на определенной ступени развития... общества и самого человека», т.е. она – явление не изначальное в человеческом обществе.
Возникновение религии обусловлено :
а) социальным фактором – в первобытном обществе – чувством бессилия человека в борьбе с природой, в классовых обществах – чувством бессилия перед социальным гнетом;
б) гносеологическим фактором – умением «формулировать весьма отвлеченные понятия», когда «у человека развивается способность к абстрактному мышлению». Абстрактное же мышление ведёт к возникновению в человеческом сознании «фантастических отражений реальной действительности», т. е. сверхъестественных, религиозных.
15.2.5. Богословский взгляд на происхождение религии .

С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Декарт, Лейбниц и др.
Всеобщность религии в человечестве – один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Такое явление не могло быть результатом случая, чьих-то фантазий или страхов.

Павел Флоренский : религия является исходной точкой в возникновении культуры, культура является продуктом распада религиозного культа;
15.3 . Состав (структура) религии :

1) учение (догматика);

2) культ – система ритуальных действий;

3) религиозное сознание, вера – особый комплекс религиозных переживаний;

4) организационное объединение верующих (церковь и секты).
15.4 . Признаки религиозного сознания :

1) вера в существование сверхъестественного начала;

2) признание его высшей ценностью, священным;

3) убеждённость в возможности общения с объектом религиозного поклонения через совершение культовых действий;

4) чувство зависимости (страх, смирение) от объектов религиозного поклонения;

5) осознание требований со стороны высшего начала и ответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований;

6) стремление умилостивить божество, компенсировать своё непослушание покаянием или жертвоприношением.
!!! Но : в ряде религиозных учений вера в Бога отсутствует и упор делается на абсолютные возможности, заложенные в самом человеке (например, в буддизме). Так, в Китае при обилии религиозных традиций нет слова «Бог».
15.5 . Уровни религиозного сознания :

1) массовое религиозное сознание, религиозная психология (религиозные представления и чувства верующих);

2) рационально оформленное сознание;

3) религиозная идеология (богословие, теология) – систематизированное изложение принципов религиозной веры.
15.6 . Организационные формы религии :

15.6.1. Церковь (от греч . kyriakon – дом Господний) – организация, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа; включает в себя профессиональных служителей и рядовых верующих, имеет различные организационные структуры – от строго иерархических (православие и католицизм) до демократических (протестантизм) .
15.6.2. Религиозная секта (латин . secta, букв. отрезанная, отделенная) – отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживаю-щаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п. Для секты характерна замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли и т.п.
15.7 . Функции религии :

1) регулятивная, воспитательная;

2) мировоззренческая;

3) коммуникативная;

4) компенсаторная;

5) фактор интеграции / дезинтеграции общества;

6) культурная.
15.8 . Классификация религий :
15.8.1. (по степени, масштабам влияния ):

1) родоплеменные примитивные верования;

2) национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм);

3) мировые религии (христианство, буддизм, ислам).
Численность : иудаизм (14 млн.), индуизм (550 млн.), конфуцианство (более 300 млн.), даосизм (более 50 млн.), синтоизм (60 млн.), христианство (более 1 млрд.), буддизм (около 300 млн.), ислам (более 500 млн.).
15.8.2. 1) политеизм и 2) монотеизм.

Политеизм (от греч . polys – много и theos – Бог) – многобожие, вера во многих богов.
Монотеизм (от греч . monos – один и theos – бог) (единобожие) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам.
Авраамические религии – общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для этих трех религий библейский патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз (завет), является образцом верующего.

15.9 . Родоплеменные примитивные верования (племенные религии).
15.9.1. Тотемизм (на языке оджибве ототем – его род) – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его
нельзя было убивать и употреблять в пищу .
15.9.2. Анимизм (от лат . anima, animus – душа, дух) – вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
Аниматизм (от лат . animatus – одушевлённый) – вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений, характерная черта первобытных религий. Аниматизм необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах или явлениях. Вопрос о времени возникновения аниматизм в истории общественного сознания наукой ещё не решен. Некоторые учёные рассматривают аниматизм как более раннюю стадию развития религии, чем анимизм, другие считают, что они сосуществовали.
15.9.3. Фетишизм (от франц . fetiche – идол, талисман) – культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты – вера в амулеты, обереги, талисманы.
15.9.4. Магия (от греч . mageia – колдовство, волшебство) – обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.
Фетишизм и магия не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас.
15.10 . Национально – государственные религии .
15.10.1. Индуизм – религия, одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (ок. 95% всех индуистов – в Индии).
Сформировалась в 1-м тыс. н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма. Основа индуизма – учение о перевоплощении душ (сансара ), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма ) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений, и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос).

Основные течения : вишнуизм и шиваизм .
15.10.2. Иудаизм – наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа.

Канон священных книг : Тора («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде.

В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала, хасидизм).
15.10.3. Конфуцианство – одно из основных философских и идейных течений Китая, основанное Конфуцием. Складывалось в период бурных социальных изменений (VI в. до н.э.), поэтому главную задачу Конфуций видел в сохранении лучших традиций древней культуры, которые, во-первых, способны оградить общество от всяких потрясений и изменений и, во-вторых, ориентируют людей на достижение определенного социального идеала. Таким идеалом в конфуцианстве является «цзюнь-цзы » – «совершенный муж ».

!!! Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Основное содержание культа Конфуция – сложившееся еще до Конфуция почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички «чжу», перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды.
15.10.4. Синтоизм – (от японского синто, буквально – путь, учение богов) – религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма и отчасти даосизма. Высшее божество – Аматэрасу; восшествие на престол ее потомка – императора Дзимму официально считается началом японского государства. В 1868 – 1945 государственная религия, пользовалась покровительством императора.
15.10.5. Сикхизм (от санскритского шишья – ученик) – одна из национальных религий в Индии; секта в индуизме в 16-17 вв., превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в Пенджабе. Основой является единобожие, отрицание идолопоклонства, аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед богом и священной войны с иноверцами.
15.11 . Мировые религии .
15.11.1 . Признаки мировых религий :

1) огромное число последователей во всём мире;

3) эгалитарность (обращённость к представителям всех социальных групп);

4) высокая пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).
Космополитизм (от греч . kosmopolites космополит – гражданин мира) – идеология мирового гражданства.
Прозелитизм (от прозелит, из лат . proselytus обращённый, от греч . προσήλυτος обращённый, нашедший своё место) – стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии.

15.11.2. БУДДИЗМ – самая древняя мировая религия, возникшая в середине I тыс. до н.э. Основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама , получивший прозвище Будда – «просветлённый».
Четыре благородные истины :
1) жизнь есть страдание;
2) причина страданий – страсти, желания человека;
3) от страданий можно избавиться путём достижения нирваны, состояния полного покоя, абсолютной непроницаемости для желаний и страстей;
4) путь ведущий к нирване – восьмеричный (срединный) путь спасения.
Главное понятие буддийского учения – дхарма (дхамма), мельчайшая частица, сочетание которых создаёт человеческое «Я». Реинкарнация буддизмом отвергается.
Реинкарнация - повторное воплощение человека, возрождение души в новом теле.
Течения в буддизме :
1) Хинаяна , буквально «узкая (малая) колесница», проповедует отказ от мирской жизни, уход в монашескую общину;
2) Махаяна («широкая колесница») учит о возможности каждому достичь спасения.
15.11.3. ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н.э. в Палестине. Во II в. сформировалась организация христианской церкви, а к IV в. сложилось Священное Писание = Ветхий Завет + Новый Завет. Христианская догматика вырабатывалась на протяжении IV-VIII вв. («эпоха Вселенских соборов»).
В IV в. между западным и восточным христианством наметился раскол, который окончательно оформился в 1054 г. (православие и католицизм).
Символ веры (381 г. – II Вселенский Собор в Константинополе):
1) единобожие; 2) креационизм; 3) равенство Иисуса Христа Богу-Отцу; 4) участие Бога-Сына в творении мира; 5) вочеловечение Иисуса Христа и его рождение от Духа Святого и Девы Марии; 6) спасительность для рода человеческого крестных мук Христа и его смерти; 7) реальность страданий и смерти Иисуса Христа; 8) отнесение земной жизни Христа к конкретной исторической эпохе; 9) воскресение Христа и его Вознесение к Богу-Отцу; 10) второе пришествие Христа во славе, его суд над живыми и мёртвыми и установление его царства, которому «не будет конца»; 11) божественность Духа Святого, его исхождение от Отца; 12) вдохновлённость библейских пророков Святым Духом; 13) единство, святость, целостность и апостольское происхождение Церкви; 14) необходимость крещения; 15) воскресение мёртвых в вечную жизнь.
Особенности католичества :
1) филиокве (признание исхождения Святого Духа и от Отца, и от Сына);
2) догмат о примате и непогрешимости Папы в делах веры и нравственности;
3) догмат о непорочном зачатии Божьей матери и Её телесном вознесении на небо;
4) признание чистилища;
5) целибат (обет безбрачия священников);
6) причастие верующих под одним видом (хлеб).
В Средневековье ранние христианские идеалы были полностью извращены католической церковью (продажа индульгенций, альтернативные римские папы, инквизиция). В XVI в. антикатолическое движение в Европе – Реформация – приводит к появлению третьей христианской конфессии – протестантизм а.
Принципы протестантизма :
1) спасение личной верой;
2) исключительный авторитет Библии;
3) священство всех верующих;
4) концепция предопределения (в кальвинизме): уже в земной жизни человеку известно, куда он попадёт – в рай или в ад, если он бедняк – в ад, если человеку сопутствует материальный успех – в рай.
Течения в протестантизме :
1) лютеранство ;
2) кальвинизм ;
3) англиканство .
15.11.4. ИСЛАМ – самая молодая мировая религия – возникшая в VII в. н.э. (622 г. – хиджра). Основатель – пророк Мухаммед (Магомет). Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог – Аллах – передал людям устами пророка священную книгу – Коран .
Хиджра (араб . – переселение) – переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634-644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления.
Символ веры :
1) вера в одного и единственного Бога;
2) вера в ангелов, исполнителей воли Бога;
3) вера в Писания (свитки Авраама, Тора, Псалмы Давида, Евангелие, Коран);
4) вера в Божьих пророков и посланников (получает откровение в письменной форме);
5) вера в Судный день;
6) вера в предопределение.
Пять столпов веры :
1) «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник его»;
2) пятикратная ежедневная молитва (намаз );
3) очистительная милостыня;
4) пост в месяц рамадан;
5) паломничество в Мекку (хадж ).
Течения в исламе :
1) сунниты считают Сунну (рассказы о жизни пророка) частью Священного Писания, а шииты признают Священным писанием только Коран;
2) шииты считают, что верховная власть (имамат) над мусульманами может принадлежать только потомкам Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда.

Страница 1

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.

2. Религия – продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик–Коба и Тешик–Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик–Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологические

детерминанты. Их обычно называют «корнями религий». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.