Сообщение о афине. Богиня Афина - как она выглядит и чему покровительствует

Афина Паллада, известная в греческой мифологии как богиня стратегии войны и мудрости, появилась на свет очень необычным образом. В одном из мифов сказано, что Афина предстала перед олимпийскими богами после того, как Гефест своим молотом расколол по просьбе Зевса череп громовержцу, откуда и появилась в полном обмундировании мудрая богиня.

Древние греки почитали Афину как изобретательницу военной стратегии, «воительницу-девственницу», всегда появлявшуюся в сопровождении крылатой богини Ники.

Несмотря на чудовищную силу и невероятную ловкость, Афина предпочитала разрешать войны и спорные ситуации дипломатией и мирными переговорами. Крупнейший праздник в честь богини носил название Панафинеи и проходил у стен Акрополя в Афинах.

Считается, что кроме ратного дела и стратегического планирования, мудрая богиня регулировала погоду и орошала дождем поля, следила за благоденствием афинских семей, была мерилом гражданского общества, покровительствовала искусству, ремеслам и умственной деятельности.

В одном из мифов Афина упоминается как непревзойденный мастер ткачества. Посмевшая бросить вызов богине в этом искусстве дева Арахна была жестоко наказана за чрезмерную самоуверенность.

Греки склонны верить, что именно Афина изобрела такие средства повседневного пользования, как горшок для приготовления пищи, лошадиную узду, грабли, конский плуг, ярмо и несколько музыкальных инструментов. Кроме того она впервые ввела в жизнь афинян арифметический счет. Доброта Афины была известна даже в самых отдаленных полисах, ведь на Ареопаге она всегда старалась выступать в защиту ответчика.

«Афинская дева» стала ассоциироваться у греков со всем тем, чем они гордились и любили. Все научные открытия, урожаи и праздники, так или иначе, были посвящены Афине.

Афина была воплощением чистоты и непорочности. Многие боги пытались добиться ее руки и любви, но безуспешно. Дальше всех зашел Гефест, который насильно пытался завладеть богиней, но лишь успел пролить семя на колено Афины. Вытершись шелковым платком, она в гневе бросила его на мать-землю Гею, которую семя и оплодотворило.

Вскоре у Геи от Гефеста родился сын Эрихтоний, которого она сразу же отвергла, а Афина беспрекословно усыновила. Повзрослев, Эрихтоний стал мэром Афин, а девственность воспитавшей его богини символизировала неприступность великого города.

Несколько фото картин и статуй богини Афины:

Афина – одна из 12 главных богов греческого пантеона. Легендарная дочь Зевса, родившаяся из ег оголовы. Афина – богиня мудрости, военного искусства, покровительница города-государства, эпонимом которого она является (Афины), а также многих наук и ремесел. С именем Афины связано множество мифических событий и литературных сюжетов, ее образ многогранно отражен в философии и искусстве.

О деве, облаченной в латы, имеется множество интересных фактов.

Афина – единоличная дочь Зевса

По легенде, Афина появилась на свет в полном облачении и с боевым кличем прямо из рассеченной головы Зевса. Царь богов узнал, что его будущий сын от Метиды убьет отца, поэтому проглотил беременную жену и самостоятельно породил дочь.

Афина – богиня-дева

Наравне с Артемидой и Гестией Артемида является целомудренной богиней, не имеющей супруга и детей. Она покровительница целомудрия и незамужних девушек, но и женщины молятся ей о беременности.
Афина требует к себе священной почтительности, поэтому никто из смертных не может ее увидеть.Увидевшего ее омовения Тиресия она лишила зрения.

Атрибуты Афины

Обязательный атрибут светловолосой и сероглазой богини – эгида . Это щит из козьей шкуры со змееголовой медузой, устрашающей людей и богов. По одной из версий именно Афина убила чудовище.Также в руках дева-воительница держит копье.

На голове у Афины шлем с гребнем. В руке дочь Зевса держит Нику – богиню победы.

Образ Афины имеет архаические корни

В греческой мифологии Афина равна Зевсу и даже иногда превосходит его в мудрости и силе. Известно,что вместе с Герой и


Другими богами Афина участвовала в попытке свержения Кронида. Существовал храм Зевса и Афины в Афинах. Богиню почитали не меньше верховного божества. Значимость Афины коренится в матриархальном периоде.

На греческом столица Греции носит название не «Афины», а «Афина»

Афина – эпоним столицы Греции. Этот статус город официально получил в 1834 г. после освобождения от турецкого владычества. Но по легенде наименование древнегреческого полиса восходит к противоборству Посейдона и Афины за право покровительства городу. Посейдон открыл жителям источник морской воды, а Афина посадила оливковое дерево. Последний подарок посчитали более ценным, поэтому первенство передали дочери Громовержца. По другой версии за Афину проголосовала женская половина населения с преимуществом в один голос, после чего женщинам было отказано вправе голосовать.

Афина и суд Париса

По известной легенде Афина была одной из 3-х претенденток на победу в античном «конкурсе красоты». Но пастух Парис предпочел ей и Гере Афродиту, посулившую ему в награду прекраснейшую из женщин –Елену. Приз, яблоко раздора, достался богине любви, которая помогла юноше добыть Елену Прекрасную, из-за похищения которой началась Троянская война.

Как связаны Афина-ткачиха и арахнология?

Афина являлась покровительницей ремесел, в частности она была превосходной ткачихой. Но смертная женщина Арахна достигла не меньшего искусства и начала похваляться им. Тогда Афина вызвала ее на состязание и хотя полотно, сотканное Арахной, оказалось ничем не хуже изделия богини, последняя превратила дерзкую женщину в паука. От имени Арахны происходит название науки арахнологии.

Вокруг афинского Парфенона специально разбрасывают камни для туристов


Парфенон, храм дев, – афинский памятник архитектуры, который был посвящен покровительнице города и всей Аттики. В нем находилась 11-метровая статуя Афины из дерева, золота и слоновой кости.Чтобы туристы не разрушали достопримечательность, специальные рабочие каждую ночь разбрасывают вокруг храма камни, которые путешественники увозят с собой на память.

  • В римской мифологической традиции Афину называют Минервой.
  • Афина – покровительница государственной мудрости и принцип неделимости космического разума.
  • Священные животные и растения Афины: сова, змея, олива.
  • Афина, в отличие от Ареса, покровительствует только справедливым войнам. Она активная участница Троянской войны на стороне ахейцев, борьбы с титанами и гигантомахии.
  • Знаменитые эпитеты Афины: Тритонида (Тритогенея) – рожденная близ гидронима Тритон в Ливии; Паллада – победоносная воительница; совоокая – указание на зооморфическое прошлое образа;Промахос – передовой боец; Пеония – целительница; Фратрия – братская; Сотейра – спасительница;Пронойя – провидящая; Горгофона – Горгоноубийца и многие другие.
  • Афины – родина демократии и Олимпийских игр, а также трагедии, комедии, философии,историографии, политических наук и математических принципов.



Афина Паллада, Великая Богиня-Мать

Афина Паллада – представительница высшей мировой всепобеждающей силы, одна из самых почитаемых богинь Древней Греции, входящая в число двенадцати великих олимпийских богов. Она почиталась как богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.

Образ Афины Паллады вызывает неподдельный интерес многих исследователей, рассуждающих о сакральном значении мифов о её деяниях, имени и атрибутах.

Афина выделяется на фоне остального греческого пантеона. В отличие от других женских божеств она одета в доспехи, держит в руках копьё, и её сопровождают священные животные.

Обязательными атрибутами её изображения являются:

  • шлем (как правило, коринфский – с высоким гребнем),
  • эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Медузы Горгоны,
  • богиня Ника в качестве сопровождения,
  • олива – священное дерево древних греков,
  • сова,
  • змея.

Что же означают данные атрибуты?

Шлем и щит – это традиционные военные символы, ведь Афина – дева-воительница, что многие толковали как символ равенства между мужчинами и женщинами, а также символ мастерства в военном искусстве, поскольку Афина – богиня справедливой войны.

Ника – в древнегреческой мифологии крылатая богиня победы, она часто сопровождает Афину Палладу, так как является символом успешного результата, счастливого исхода чего-либо.

Олива – священное дерево, являющееся символом мудрости. Одно из толкований символики данного дерева дает неоплатоник Порфирий: «…маслина как символ Божественной Мудрости. Это – дерево Афины, Афина же есть мудрость… Будучи вечноцветущей, маслина обладает некоторыми свойствами, наиболее удобными для обозначения путей души в космосе… Летом белой стороной листья обращаются вверх, зимой же более светлые части поворачиваются в обратную сторону. Когда в молитвах и мольбах протягиваются цветущие масличные ветви, надеются, что мрак опасностей будет превращён в свет… Так и космос управляется вечной и вечноцветущей мудростью интеллектуальной природы, от которой даётся победная награда атлетам жизни и исцеление от многих тягостей» .

Сова – в древнегреческой мифологии это символ мудрости и познания в силу того, что природное поведение птицы напоминало эллинам образ жизни стремящихся к уединению философов, а способность совы видеть в темноте сделала её символом проницательности.

Змея – также традиционный символ мудрости.

Афина Паллада является героям в древнегреческих мифах и помогает им совершать подвиги. Она помогает Персею победить Медузу Горгону, а Кадму победить дракона и стать царем Фив. Именно дева-воительница стала покровительницей Геракла и не единожды помогала ему в его подвигах. Также Афина покровительствует героям Илиады и Одиссеи. И таких примеров в греческой мифологии множество. Богиня Афина всегда сопутствует героям.

Кто же такие герои? «Герой» дословно с древнегреческого означает «доблестный муж, предводитель». И мне кажется, что определяющим здесь является слово «предводитель», т.е. тот, кто ведёт других людей, и, согласитесь, что как бы ни был удачлив и смел правитель, но если он лишён мудрости, то очень многие его начинания будут обречены на провал. Мудрый же человек руководствуется мыслью, но не хаотичной, как это часто бывает в нашей повседневной жизни, а той, в основе которой лежит любовь, иначе говоря, обожествлённой. «Человек должен уметь управлять своими мыслями» .

Обратимся к легенде о рождении богини-воительницы.

Её появление на свет необычно. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода, где повествуется о том, что отцом Афины был Зевс – главный из богов-олимпийцев, владеющий всем миром, а матерью – Метидаили иначе Метис, в древнегреческой мифологии она олицетворяла мудрость и была первой супругой Зевса.

Уран (бог Неба) и Гея (богиня Земли) предсказали Зевсу, что его жена родит ему сына, который превзойдёт его. Чтобы не допустить этого, когда Метида забеременела, Зевс усыпил её ласковыми речами и проглотил, после чего из его головы на третий день родилась соединившая мудрость отца и матери Афина. Её рождению помогали бог Огня Гефест и один из титанов, защитник людей Прометей. Гефест ударил молотом по разболевшейся голове Зевса, а принял Афину Прометей (его имя буквально означает «мыслящий прежде», «предвидящий»).

Что же представляет собой легенда в иносказательном плане?

Вот что пишет Геродот в своём историческом трактате: «Что до обычаев персов, то… Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом . То есть Геродот ассоциировал персидского бога Ахура Мазду с древнегреческим отцом богов Зевсом.

В книге Марка и Элизабет Профет «Владыки и их Обители» написано: «Вознесённые Владыки учат, что верховный Бог зороастризма Ахура Мазда – это Санат Кумара. Имя «Ахура Мазда» означает «Мудрый Господь» или «Господь, который наделяет знанием».

Иными словами, Зевс (Ахура Мазда – Санат Кумара) – это бог Разума, который, соединившись с мудростью (Метидой), создал дочь Афину Палладу.

Сейчас нам кажется странным такое необычное рождение богини. Однако в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской, в частности, в приводимых фрагментах из книги Дзиан, написано: «…Волею-Рожденные Владыки, устремленные Духом Жизне-Дателем…»

Вот толкование, которое приведено в книге Т.Н. Микушиной по этому поводу:

В различных древних учениях… упоминается о Высших Духах… которые являются «перворожденными» Брамою, рожденными Разумом…»

Иначе говоря, мысль была первоосновой всего сущего, и Высшие Владыки, или Боги, изначально рождались именно с помощью её животворящей мощи.

Отсюда можно смело сделать вывод, что Афина Паллада – это воплощение божественной мысли, божественное волеизъявление, или пространственная мысль. А нам известно, что мысль – это энергия, и в Агни-Йоге написано, что «из всех созидательных энергий самой высокой остаётся мысль», отсюда и такое почитание древних греков к богине, которая стоит рядом с Зевсом. «Даже земная мысль может двигать плотными предметами – можно себе представить всю творящую мощь мысли Высшего Мира!»

Отсюда же и разнообразие деятельности Афины Паллады. Она не только богиня-воительница, но и покровительница ремёсел, искусства, городов, целительница, предсказательница, ткачиха, т.е. она везде и во всём, что требует присутствия мысли.

И если мы будем помнить, что легенды не зря даны людям, то можно представить себе, какой космической мощью была наделена богиня Афина, в ней сочетается мудрость Метиды, сила огня Гефеста и мощь предвидения Прометея. «Космическое Дыхание есть огонь Пространства. Все космические проявления насыщаются огнём, и мысль… есть огонь» .

Афине Палладе давалось множество имён и эпитетов, которые раскрывали функции богини, помогая понять людям её значение: Арея – искупительница, Булайя – советная, Аглаврасветовоздушная, Полиухосградозащитница, Эргана – труженица – всё это имена богини, так или иначе олицетворяющие Божественную Мудрость. Ей давались различные эпитеты, помогающие понять и объяснить её функции.

У Гомера, например, используется эпитет «главкопис» (греч:), т.е. совоокая или светлоокая. И действительно, в описаниях часто подчеркиваются большие сияющие глаза богини. Даже в этой мелочи проскальзывает великая мудрость, символически зашифрованная в древних легендах: «Огонь… замечается лишь в глазах. Слово не выражает его, и начертание не изображает его, ибо пламя его в той мысли, которая не выражается через телесную оболочку. Только зеркало глаз пропускает искры высшей мысли. Те глаза различат искры космических лучей, которые грубое зрение назовёт просто светом солнца» .

Неудивительно, что для древних греков значимость Афины была приравнена к Зевсу, а иногда даже превосходила его.

Не обойдём вниманием и самое известное второе имя богини – Паллада. По одной из легенд, Афина получила второе имя, когда одержала победу над козлоподобным летающим гигантом Паллантом, который хотел совершить насилие над Афиной, когда титаны восстали против богов, но богиня сокрушила гиганта, содрала с него кожу и сделала из неё свой щит.

Если расшифровать данное иносказание, то мы получим следующее толкование.

В человеке соединяются мир духовный и мир физический. Когда человек проявляет через себя божественный мир, то становится богоподобным, когда же он отказывается от Бога, то, всё больше и больше погружаясь в материю, он становится подобен зверю. Именно поэтому в древних легендах (и не только в греческих) полулюди-полузвери чаще всего изображаются существами дикими, злобными, не умеющими себя контролировать и приносящими разрушения, например, вспомним всем известные легенды о кентаврах или оборотнях. Именно поэтому победа над звериной, т.е. плотской, частью себя самих возвышает этих существ (например, мудрый кентавр Хирон – учитель героев). Поэтому аллегорически победа Афины над титаном с животными чертами – это победа над низшей материей и использование её в божественных целях.

В результате, как утверждает русский философ и филолог А.Ф. Лосев, Афина и все её свершения являются перед нами как бы непосредственным продолжением Зевса. Она исполнительница его замыслов и воли, его мысль, осуществленная в действии. Она как судьба и Великая Богиня-Мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого.

О сакральном значении Афины Паллады писала профессор З.С. Шеломенцева в эссе «Афина-София-Менфра»: «Богиня на Земле, несущая Божественность в наш мир как Божественную Благодать. Ей было дозволено Всевышним нести не только мудрость Отца, но и Его план для нашего земного мира. Она выступает как идеолог Божественной Мудрости, как теоретик, руководитель и организатор. Она – Богиня мудрости, ремёсел и справедливой войны и, когда есть необходимость, вступает в бой, выражая своими доспехами постоянную готовность защищать Истину» .

Сегодня мало тех, кто чтит Афину Палладу как богиню Истины и божественной Мудрости, которая до сих пор стоит на страже этого мира. Поэтому мне бы хотелось завершить данную статью стихотворением, посвящённым ей.

Посвящение

«…весь мир представляет собой подарок Бога для вас…
чтобы познавать себя и окружающий мир».

Афина Паллада. «Слово Мудрости»

В дожде золотом рожденная,
В тронном зале царящая мать,
Ясноокая, мудрая, строгая,
Божественной Истины Страж!

Ты в искусстве дарила гармонию,
Красоту и покой ремесла,
Справедливость и мужество воинам,
Когда приходила беда.

Прими благодарность великую
За то, что, забытая, в мир
Продолжала отстаивать Истину,
Ясно мыслить и мудро любить.

Журкова Е.Г.



Источники:

1. Агни Йога / Под ред. Каган Г.И., Кальжанова Г.И., Родичев Ю.Е. – Самара: Рериховский центр духовной культуры, 1992. – В 3-х томах.

2. Геродот. История в девяти книгах / Перевод Г.А. Стратановского, под ред. С.Л. Утченко. – Ленинград: Наука, 1972.

3. Карчевская Лека. Посвящение (Электрон. данн.) / Стихи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2015/07/15/5117 , свободный. – Заглавие с экрана.

4. Лосев А.Ф. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – Т. 1.

5. . – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2008. – 166 с.

6. Порфирий. О пещере нимф (Электрон. данн.) / Платонополис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Заглавие с экрана.

7. Шеломенцева З.С. Афина-София-Менфра. Философско-культурологическое эссе (Электрон. данн.) / Beesona.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beesona.ru/id531/literature/ , свободный.

2. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. / Библиотека ведической литературы. – Пенза: Золотое Сечение, 1999 г. – 384 с.

Миф о рождении Афины Паллады. - Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). - Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. - Тип и отличительные признаки Афины Паллады. - Статуя Афины Паллады работы Фидия. - Богиня Афина и бог Эрот. - Миф о флейте сатира Марсия. - Афина-работница: миф о лидийке Арахне. - Великие Панафинеи.

Миф о рождении Афины Паллады

Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада (в римской мифологии - богиня Минерва ) была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка - «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.

Зевс (Юпитер), напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил.

Спустя несколько времени Зевс (Юпитер) почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. Зевс попросил бога (Вулкана) раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада - «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.

Несколько памятников античного искусства (между прочими - Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Афины Паллады.

Афина Паллада есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса (Юпитера). Афина Паллада - сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как богиня Афина родилась не от матери, а прямо из головы Зевса (Юпитера), то Афине Палладе чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти. Афина Паллада - вечная девственница, любимица Зевса (Юпитера), его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.

Здраво и ясно смотрит Афина Паллада на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Афина Паллада всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и Пенелопы, руководительницей Телемаха.

В богине Афине как бы олицетворяется человеческая культура. Богиня Афина изобрела много полезных предметов, как-то: плуг и грабли. Афина научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Мифы древней Греции полагают, что Афина Паллада первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное.

Афина Паллада научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала все время, пока продолжался их знаменитый поход.

Афина Паллада - богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель. Этим Афина Паллада отличается от бога войны Ареса (Марса), которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение войны.

Богиня Афина является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней. Афина Паллада обладает зорким глазом. Поэты античности называли богиню Афину «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой».

Афиной Палладой был учрежден Ареопаг. Богиню Афину почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.

Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей)

Когда богиня Гея (Земля), родив от бога Гефеста сына Эрихтония (иначе - Эрехтея), бросила его на произвол судьбы, Афина Паллада подобрала Эрихтония и воспитала. По греческому мифу, Эрихтоний походил одною половиною своего туловища, а именно - его нижней частью, на змею.

Богиня Афина, занятая постоянно войнами, положила ребенка в корзину и поручила Эрихтония на время дочерям Кекропса, запретив им открывать корзину. Но две из дочерей Кекропса, вопреки советам старшей, Пандросы, мучимые любопытством, открыли корзину с Эрихтонием и увидали там спящего ребенка, обвитого змеей, которая тотчас же ужалила любопытных девушек.

Эрихтоний был поручен богиней Афиной Пандросе, дочери Кекропса, и вырос под ее наблюдением. Желая выказать Пандросе, а также и богине Афине свою благодарность, Эрихтоний выстроил в городе Афинах храм, одна половина которого была посвящена Афине Палладе, а другая Пандросе.

Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном

Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города - богиню Афину (Минерву) или бога (Нептуна). Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами - Афиной и Посейдоном.

Древнегреческий скульптор Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона (храма Афины) этот спор. Куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.

Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Бог Посейдон (Нептун) ударил землю своим трезубцем, и появился источник морской воды. Затем Посейдон сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он, Посейдон, будет избран, станет племенем мореплавателей и воинов. Но богиня Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара копья Афины по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что народ богини Афины будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности.

Царь Афин Кекропс обратился тогда к народу, прося его самого решить, которого из богов народ Афин желает избрать своим покровителем. Народ прибегнул к всеобщему голосованию, причем все мужчины подавали голос за бога Посейдона, а женщины - за богиню Афину. Одной женщиной оказалось больше, богиня Афина одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Посейдона (Нептуна), пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли храм и Посейдону. Вот каким образом афиняне в одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.

Тип и отличительные признаки Афины Паллады

Афина Паллада была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Античный культ богини Афины существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.

Сохранилось много античных монет с изображением головы Афины Паллады (у римлян - богини Минервы). На одной из древнереческих монет изображена также сова - птица богини Афины, ее символ (сова Минервы ).

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия - Афина Парфенонская. Черты лица статуи Афины Паллады работы Фидия стали прототипом всех статуй богини Афины у древних греков и богини Минервы у древних римлян. Знаменитый ваятель Фидий изобразил Афину Палладу со строгими, правильными чертами. У Афины Фидия высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы, просто откинутые по сторонам лица, и вьются слегка по плечам.

Афина Паллада (Минерва) часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что богиня примирилась с богом Посейдоном (Нептуном), которому была посвящена лошадь.

Богиня Афина всегда носит эгиду . На эгиде Афины Паллады помещена голова Медузы Горгоны. Афина всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный.

На одной из античных камей на Афине Палладе, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей.

Иногда на монетах шлем богини Афины украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Афина Паллада всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие богини Афины (Минервы) - копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Зевса (Юпитера). Афина Паллада также часто держит на руке статую Ники - богини победы.

Художники античности изображали охотнее всего Афину Палладу. На самых древних памятниках античного искусства богиня Афина изображается с поднятым щитом и копьем.

Эгида Афины Паллады , которую богиня всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую богиня прикрепила голову Медузы Горгоны. Иногда эгида заменяет богине Афине щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Афина должна носит эгиду как отличительный признак. На статуях древнегреческой архаики Афина Паллада употребляет эгиду вместо щита. В эпоху золотого века древнегреческого искусства Афина Паллада носит эгиду на груди.

Голова Медузы Горгоны - также один из отличительных признаков богини Афины и изображается или на эгиде, или на шлеме. Голова Медузы Горгоны должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами Афины Паллады, когда богиня появлялась перед ними. На одной древнеримской фреске, открытой в Геркулануме, богиня Минерва одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; Минерва закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Статуя Афины Паллады работы Фидия

Знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота.

Богиня Афина скульптора Фидия стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Афина держала в одной руке копье, а в другой - статую богини победы Ники.

На шлеме у нее был сфинкс - эмблема божественного разума. По бокам сфинкса были изображены два грифона. Над забралом статуи Афины работы Фидия - восемь коней, несущихся во весь опор, - символ быстроты мысли.

Голова и руки статуи Фидия были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город Афины в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем.

На наружной стороне щита, поставленного у ног богини Афины, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне - борьба богов с великанами. Миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале статуи Фидия.

Богиня Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию древнегреческого автора Павсания, дошедшему до нас.

Прекрасная бронзовая статуя богини Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых античных статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

Богиня Афина и бог Эрот

Целомудренная богиня Афина никогда не изображалась античными художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют Афину в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса», то это по незнанию древних традиций.

Богини Афины никогда не касались стрелы бога Эрота, который ее всегда избегал и оставлял в покое.

Богиня любви Афродита (Венера), недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала Эрота за это упреками.

Эрот оправдывается, говоря: «Я боюсь Афину, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к Афине, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у Афины на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и дрожа бегу от нее» (Лукиан).

Флейта Марсия

Богиня Афина нашла однажды оленью кость, сделала флейту и стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие.

Заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, богиня Афина, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть.

Флейту Афины нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого бога на состязание с ним. Марсий не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

Афина-работница: миф о лидийке Арахне

Когда богиня Афина является покровительницей ремесел и всяких женских работ, она носит название Афины-работницы, или Эрганы (по-древнегречески).

Тканье разных тканей было одним из главных промыслов афинян, но азиатские ткани всегда ценились выше по тонкости и изяществу работы. Это соперничество между двумя странами породило поэтический миф о соперничестве между Арахной и богиней Афиной.

Арахна была незнатного происхождения. Отец Арахны был простой красильщик родом из Лидии (область в Малой Азии), но Арахна славилась своим искусством ткать красивые и тонкие ткани. Арахна умела ровно и быстро прясть, а также украшать свои ткани всевозможными вышивками.

Всеобщие похвалы так вскружили Арахне голову и она начала так гордиться своим искусством, что вздумала состязаться с богиней Афиной, хвастаясь, что она может ее победить. Богиня Афина, приняв вид старухи, пришла к гордой ткачихе и стала доказывать Арахне, как опасно для простой смертной оспаривать первенство у богини. Арахна ей дерзко ответила, что, явись перед нею сама богиня Афина, она сумеет и ей доказать свое превосходство.

Богиня Афина приняла этот вызов, и они принялись за работу. Афина-Эргана выткала на своем станке историю своей распри с богом Посейдоном, а дерзкая Арахна изобразила на своих тканях разные любовные похождения и превращения богов. При этом работа Арахны была исполнена с таким совершенством, что богиня Афина не могла отыскать в ней ни малейшего недостатка.

Рассердившись и забыв, что она должна быть справедлива, Афина-Эргана в пылу гнева ударила ткачиху Арахну челноком по голове. Арахна не могла перенести подобного оскорбления и повесилась.

Богиня Афина превратила Арахну в паука, который вечно ткет свои тончайшие паутины.

Этот миф древней Греции указывает на превосходство восточных тканей: Арахна, лидийка по происхождению, все же одержала победу над афинской Эрганой. Если лидийка Арахна и была наказана, то не как работница, а только за свое высокомерное желание тягаться с богиней.

Великие Панафинеи

Праздник, известный под названием Великие Панафинеи, был учрежден в Афинах в честь Афины Паллады, защитницы и покровительницы этого города.

Великие Панафинеи были, несомненно, самым большим и древним народным праздником. Великие Панафинеи праздновались каждые четыре года, и в них принимали участие все афиняне.

Праздник Великие Панафинеи продолжался с 24-го по 29-е число древнеаттического месяца Гекатомбеона (половина июля и августа).

Первый день Великих Панафиней был посвящен музыкальным состязаниям, которые происходили в Одеоне, построенном по повелению Перикла. В Одеон собирались всевозможные певцы, музыканты с их разнообразными инструментами и поэты.

Другие дни Великих Панафиней были посвящены гимнастическим и конским состязаниям, причем победителя награждали венком из оливковых ветвей и красиво расписанными сосудами, наполненными драгоценным оливковым маслом.

Самая торжественная часть праздника Великие Панафинеи происходила в день рождения богини Афины - 28-го числа месяца Гекатомбеона. В этот день устраивалось шествие, в котором принимали участие не только все взрослые, но и дети.

Во главе процессии шли юные афинянки, они несли новое платье для статуи богини Афины - шафранного цвета пеплос. В продолжение девяти месяцев все знатные афинянки работали над ним, украшая его всевозможными вышитыми и вытканными узорами. За ними шли другие афинские девушки (канефоры ), неся на головах священные сосуды. Вслед за канефорами появлялись жены и дочери афинских вольноотпущенников и чужестранки - они не имели права нести священные сосуды и могли только держать вазы и сосуды с вином, а также складные стулья для знатных жен.

Почтенные старцы, роскошно одетые за счет города, следовали за ними с оливковыми ветками в руках; затем - устроители и распорядители праздника; мужчины с ветками и сосудами с оливковым маслом; быки, предназначенные в жертву богине Афине; дети, ведущие украшенного барана; музыканты и певцы.

Шествие заключали великолепные колесницы, запряженные четверками; ими управляли знатные юноши и всадники на прекрасных конях, в память того, что Афина Паллада первая научила запрягать и управлять лошадьми.

Отдельные группы этого шествия были изваяны на фронтоне и фресках Парфенона Фидием, и часть этих барельефов сохранилась до наших дней.

Афине Палладе были посвящены:

  • оливковое дерево,
  • петух, раннее пение которого будит людей труда,
  • змея, символ ума и обдуманности,
  • сова, от проницательных глаз которой ничего не остается скрытым во мраке ночи.

Эпитет «совоокая» придавали древнегреческие поэты и самой богине Афине.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Древнегреческая Афина - богиня войны, мудрости, ремёсел, знаний и искусств. Такой спектр обусловлен характером и деятельностью, которую приписывали божеству эллины.

Афина - пятое дитя Зевса, согласно преданью, была рождена необычным способом. Главный втайне от Геры женился на Метиде. Но вскоре Зевс узнал, что сын свергнет его с престола. Об этом ему сообщили мойры (или Уран и Гея - по другим источникам). Разгневанный бог, дабы предотвратить утрату власти, проглотил беременную супругу. После этого у него сильно разболелась голова, и он попросил Гефеста разрубить её. Из головы Зевса появилось новое божество - Афина.

Богиня войны по характеру отличается от Ареса, который также покровительствует сражениям. Последний воплощает собой необдуманную агрессию и необоснованную храбрость, тогда как Афину связывают со стратегическим планированием. Её также называют богиней справедливой войны. В противоположность Афродите -олицетворению женственности и любви - покровительница сражений обладает чертами мужественности. Афина выручала своих почитателей в трудную минуту - благодаря правильной стратегии, им удавалось преодолеть самые серьёзные сложности, победить врагов. Поэтому частой спутницей богини стала Ника (Победа).

По легенде, с детства отличалась любознательностью и проявляла интерес к наукам, поэтому отец решил сделать её покровительницей знаний. Афина - богиня войны, мудрости и ремёсел - не раз подсказывала древним грекам нестандартные, но эффективные решения. Она обучила Эрихтония искусству а Беллерофонта - укрощению крылатого коня, Пегаса. Афина, богиня войны и мудрости, помогла Данаю сконструировать огромное судно, на котором он добрался до Греции. Некоторые мифы приписывают божеству покровительство миру и благосостоянию, браку, семье и продолжению рода, развитию городов, а также целительские способности.

Согласно преданию, за право дать своё имя столице Эллады сражались два претендента: Посейдон (покровитель морей и океанов) и богиня Афина. Фото археологических находок и другие данные свидетельствуют о том, что в древние времена город представлял собой архитектурный шедевр: белокаменные дворцы, гигантские стадионы и украшенные резьбой храмы. Бог Посейдон пообещал, что греки никогда не будут нуждаться в воде, если назовут столицу его именем. А покровительница мудрости предложила эллинам вечный достаток пищи и денег и преподнесла в дар горожанам саженец оливы. Греки сделали свой выбор, и сегодня столица Греции носит имя богини, а считается её священным символом.

Храм богини Афины - Парфенон - расположен в Акрополе на высоте, равной приблизительно 150 м над уровнем моря, он являет собой гигантское белокаменное сооружение, шедевр архитектуры. Внутри него находится статуя богини, выполненная из золотых пластин и слоновой кости. Со всех сторон храм окружают 46 огромных стройных колонн.