Современная рпц и астрология. Вера в гороскоп и православие — вещи несовместимые

Церковь любят обвинять в консервативности и недалекости во взглядах на многие вещи. Кажется, что оппозицию науки и веры наш XXI век уже давно бы мог преодолеть, если бы не оставались недосказанными или необъясненными некоторые «спорные моменты». Почему нельзя веру в гороскоп совмещать с верой в истинного Бога? Почему одно мистическое учение не может соединяться с мистикой другого? Попробуем пролить маленький лучик света на одну из этих тем.

Астрономия или астрология?

Для начала стоит выяснить, чем является так называемая «вера в гороскопы», прежде чем обвинять православие в антинаучности. Наукой в полном смысле слова является астрономия (наука о Вселенной). Она изучает небесные тела с точки зрения их расположения, происхождения и других характеристик. К этой науке Церковь относится как раз хорошо, поскольку космос и все, что в нем, тоже является творением Божьим.

А вот гороскопы никакого отношения к астрономии не имеют. Это детище астрологии. Она вовсе не является наукой, а оккультным (тайным, мистическим) учением. Как разновидность идолопоклонства астрология возникла из языческого культа халдеев в древнейшие времена. Отношение Церкви к ней строго негативное. Почему?

В основе этого оккультного учения лежит ложное представление о том, что все происходящее с человеком зависит от расположения небесных тел. Такой языческий фатализм (предопределение, вера в судьбу) Церковь не может принять.

Человек был создан свободным, Сам Творец выше всего ценит нашу свободу. Более того, Он поставил человека господином над всем сотворенным миром, в том числе и над светилами. Возникает вопрос: как же звезды, будучи подвластными человеку, могут распоряжаться его судьбой? Православный взгляд на это отвечает: никак.

Интересно, что даже некоторые прославленные ученые нелестно отзывались об астрологии. Не брезгуя, впрочем, при этом зарабатывать на ней деньги. Так, например, Иоганн Кеплер, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы, сам составлявший гороскопы для знатных особ, называл эту псевдонауку «глупой дочкой» математики, которая для пользы своей старой разумной матери… должна болтать и лгать. Он даже окрестил ее «суеверным звездословием». Вот другие его слова:

Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своем невежестве думают, что ею должен заниматься математик

Показателен тот факт, что именно в эпоху Просвещения это суеверное учение стало постепенно угасать. И только в XX веке оно, к сожалению, не просто возродилось, но и достигло пика своей популярности, которая не уменьшается и сегодня. Более того, некоторые астрологические знания к тому же взяли себе на вооружение многие секты модного движения «Нью Эйдж».

Почему комфортнее верить в гороскоп?

По многим причинам вера в гороскоп более удобна для человека, чем жизнь по заповедям.

  • Астрология освобождает от ответственности. Поскольку все предопределено, моя жизнь зависит от случайного положения на небе бездушных светил, то изменить ничего нельзя. Не нужно молиться Богу, не нужно пытаться себя исправить. Зачем? Ведь есть судьба, от которой не убежишь, а что будет дальше — Юпитер знает.
  • Астрология оправдывает все пороки. Если поступки человека обусловлены космосом, то нет никакой разницы, какого они качества. Православный взгляд на это противоположен: имеет значение не то, что с тобой что-то произойдет, а то, к чему это приведет. Для верующих важны не сами события, а то, как мы себя в них проявляем.
  • Вера в гороскоп доступнее, чем честное богоискание. Гармония для православных заключается в исполнении и следовании воле Божией. Понять, в чем она состоит — дело весьма трудное, иногда на него уходит вся жизнь. Куда проще, конечно, сделав правильный запрос в Интернете, по дате рождения определить свою «карму». Гарантии, что все именно так и произойдет, наверняка никто не даст, но если в это свято верить, то глазом не успеете моргнуть, как все «сбудется».

О чем говорит Писание?

Православный взгляд на гороскопы часто приводит нам примеры из Священного Писания, когда законы природы, в том числе действие светил, нарушались по молитве праведников. Самый яркий пример — история Иисуса Навина. В битве при Гаваоне с ханаанскими племенами он остановил Солнце и Луну, чтобы продлить суточный круг, не дав этим самым врагу возможности убежать, воспользовавшись ночной мглой. Так Иисус Навин одержал победу.

Библия говорит еще об одном чуде, нарушившем естественные законы, также связанном с упоминаемым ветхозаветным персонажем. Воды реки Иордан перестали течь и открыли израильтянам путь, когда те шли в Иерихон с ковчегом завета. Тем самым Иисус Навин в точности повторил чудо своего наставника Моисея, когда тот «аки по суху» переходил Чермное море. Отсюда следует, что не только Луна способна влиять на приливы и отливы, но и молитвы святых.

Отношение Церкви к астрологическим суевериям хорошо выражено в евангельской истории об исцелении так называемого «лунатика». После Преображения на Фаворе к Иисусу Христу привели юношу с признаками беснования. Характерно, что приступы случались с ним в периоды новолуния.

Толкователи Евангелия объясняют эту дьявольскую хитрость таким образом: бесы специально нападали на юношу в определенные фазы Луны, чтобы скрыть себя. Таким образом люди стали бы обвинять в болезни не их, а Луну, Божье творение, и через это косвенно бы хулили Самого Бога. Однако Господь исцелил молодого человека, запретив демонам, а не светилу, мучить его. Этим Он дал понять, кто был истинной причиной страданий юноши.

Какая звезда вела волхвов?

Сторонники астрологии любят приводить в пример евангельских волхвов, первыми пришедших поклониться Младенцу Христу. А кто такие волхвы? Разве они не маги, не гадатели по звездам? И разве не звезда привела их в Вифлеем? Что Церковь может на это возразить?

В первую очередь нужно выяснить, какая звезда вела волхвов. Астрономические и исторические исследования не нашли научного объяснения такому явлению. Теории о новоявленной звезде или комете неизбежно терпят крах. Как же объясняет это православная Церковь?

Святые отцы не склонны видеть в Вифлеемской звезде какого-то астрономического тела. Православный взгляд здесь таков: это было некое Божественное явление, ангельская сила. Ведь поведение самой звезды было нетипично. Появившись на востоке, она прошла некоторый путь с волхвами, указывая им дорогу, а затем остановилась в Вифлееме. Даже люди науки согласятся, что звезды так себя не ведут.

«Зачем же ангельская сила приняла вид именно звезды?» — спросят сторонники астрологии. Именно потому, что для волхвов это было понятно. Здесь удивительным образом проявляется действие промысла Божьего. Через их ошибочное знание и занятие Господь привел их к Себе, единственной Истине, о чем и говорится в тропаре праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Примечательно, что назад волхвам во сне было велено возвращаться другой дорогой. Некоторые толкователи Евангелия объясняют это не только страхом быть схваченными воинами Ирода. Они видят в этом и другой, скрытый смысл и символику. Своей «наукой» волхвы могли еще заниматься до явления Сына Божия, но после Его воплощения возврата к прежним знаниям быть уже не должно.

Почему гороскопы иногда «сбываются»?

И все же: почему предсказанное в гороскопах иногда исполняется? Православный взгляд очень прост: сбывается именно потому, что человек в это верит. Иногда он сам себя так настраивает, программирует, что иначе с ним произойти и не может. Бывает, что человек ловится «на удочку» темных сил.

Дьявол видит, что кто-то поверил в гороскоп однажды, в другой раз, и дальше он всецело завладевает душой человека, каждый раз «подтасовывая» события жизни, давая поверившему то, что он ждет. А в итоге все равно обманет его. Вот что говорил по этому поводу святитель Игнатий (Брянчанинов):

Астрология, по-видимому, является одним из лжеответов, появившихся на свет благодаря падшести нашего мира. Те, для кого она "сбывается", добровольно помещают себя в плен лжезаконов мира сего (не естественных, Богом установленных законов природы!), сами готовя свою погибель. Спастись из плена можно, только вернувшись ко Христу в Его Церковь, начав строить жизнь не по звездам, а по заповедям

Какими бы чудесами не прельщала нас псевдонаука, нужно помнить, что вера в гороскоп еще никого не спасла. Из Писания мы знаем, что в последние времена антихрист именно невиданными знамениями и чудесами прельстит даже некоторых избранных. Поэтому нужно быть внимательными. Даже несерьезное увлечение гороскопами может привести к неожиданным последствиям.

Двух мнений быть не может

Отношение Церкви к астрологии и гороскопам непримиримое и предельно ясное: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую (1 Кор. 10:21). Церковь верит в свободу человека и не верит в судьбу. Писатель-апологет II века Татиан говорил:

Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей
Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство

Неслучайно астрология как лженаука и лжеучение была осуждена на нескольких Церковных соборах. Причем епитимия (наказание) для всех ее приверженцев была довольно строгая — отлучение от причастия на шесть лет. Это позволяет приравнивать веру в гороскопы к смертным грехам.

Подробнее об аргументах Церкви против астрологии смотрите видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Пятница, 27 Июл. 2012

Ныне Русская Православная Церковь пересматривает свое отношение к астрологической науке, перестав объединять ее с чародейством и идолопоклонством. Церковь признаёт астрологов учёными, а с наукой у церкви не должно быть противоречий.

В руководстве христианских Церквей нет единого мнения в вопросе признания астрологии в качестве науки, которой допустимо заниматься христианину. Наиболее прогрессивно мыслящие иерархи Церкви относятся к астрологии, как к любой другой науке.

Так 25 мая 2002 в передаче “Слово пастыря” (ОРТ, 8:55) председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл (ныне - Патриарх Московский и Всея Руси ), впервые в новейшей (с 1917 г.) истории РПЦ заявил о позитивном отношении православной церкви к астрологии, пояснив, что имеет в виду астрологию как науку, и исключая из нее предсказания человеческой судьбы и т.н. “газетные гороскопы”.

Отец Александр Мень отмечал: “Астрология допустима, если она не притязает быть эрзац-религией, как это часто у нас бывает... Астрология как псевдорелигия, конечно, является просто вредной... Астрология возможна как наука. Тогда она говорит о том, что на нас влияет космос, материально и, возможно, духовно. Но она может стать и суеверием... Когда человек считает, что астрология его связала по рукам и ногам, что он уже детерминирован, что никуда не денешься, что выбора нет, вот тут начинается суеверие - это начинается рабство. Не исключено, что кроме влияния наследственности, кроме влияний различных физических на человека влияет и Космос. Но это вовсе не значит, что человек раб... мы уже ни за что не отвечаем... оказываемся просто марионетками в руках различных сил, в том числе и созвездий”.

В начале 90-х годов прошлого века РПЦ вместе со всей страной оказалась в новых исторических условиях, которые требовали принципиально иных методов работы с паствой по сравнению с советским периодом. Главной проблемой тогда стали и остаются поныне различного рода тоталитарные сeкты, которые активно вовлекают людей в сферу своего влияния, отвергая традиционные формы духовной жизни. Основная опасность таких сeкт состоит в том, что они серьезно засоряют сознание людей идеологическими суррогатами, препятствуя духовному развитию тех, кто оказался в сфере их влияния.

В результате Архиерейский Собор РПЦ, собравшийся в 1994 году, проходил на фоне духовного хаоса и вакханалии всевозможных сeкт, в который погрузилась Россия в тот период. Поэтому Собор принял очень жесткое постановление, в котором были осуждены практически все неканонические направления духовной жизни, как несовместимые с учением христианской церкви. В постановлении собора по этому поводу было сказано буквально следующее:

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки, руководящие, в частности, так называемыми “Собором новой Святой Руси” (Богородичным центром), “Белым братством”, “Церковью последнего завета” (группой лжехриста Виссариона). Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей “древней мудростью”, сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется “Учение живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также “Агни-йогой”.

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные сeкты и “новые религиозные движения” с христианством не совместимы. Люди, разделяющие учения этих сeкт и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

Таким образом, в постановлении собора, отлучающем от церкви членов различных сeкт и “альтернативных религиозных движений”, не говориться о том, что астрологи отлучаются от церкви, хотя сама астрология ставится на одну планку с язычеством и теософией. Однако, большинство астрологов не являются членами никаких сeкт или религиозных движений. Кроме этого астрология как наука не осуждается собором, о чем, кстати, сказал митрополит Кирилл в своем выступлении. Как явствует из послания, сами себя отлучили только члены сeкт, а не астрологи.

Другое дело, что консервативно настроенная часть духовенства априори считает, что заниматься астрологией греховно, хотя это мнение не подтверждено ни догматами Веры, ни трудами святых отцов (за исключением Тертулиана. Ради справедливости необходимо отметить, что Тертуллиан в конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества. Поэтому, во-первых, он был бескомпромиссным не только по отношению к астрологии, но и к тогдашнему руководству церкви, а, во-вторых, его мнение не является мнением последовательного сторонника официальной церкви ), ни постановлениями архиерейских соборов.

На самом деле это решение архиерейского собора было конъюнктурным. Если бы астрология в начале 90-х годов, благодаря усилиям прежде всего Павла Глобы (”спасибо” ему за это) не обрела такую широчайшую популярность в России, то она не вызвала бы такого резко негативного отношения РПЦ. Иначе под постановление попали бы только религиозные сeкты.

Например, в 1891 году за 100 лет до этого в официальной библейской энциклопедии в статье волхвы прямо признавалось, что волхвы являлись астрологами и что “наука и философия только тогда приобретают свое истинное значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым”.

Философ Владимир Соловьев в статье “О русском народном расколе” высказался еще более определенно: “В Церкви всемирной есть место для всего человеческого, только нужно, чтобы это человеческое прилагалось к делу Божию, а не к своевольным и случайным задачам. Дело же Божие требует только свободного согласия от воли человеческой, чтобы она не налагала на него своих произвольных границ и определений - личных, народных или каких-то иных: но все эти человеческие особенности, раскрываясь перед действием Божием, должны стать частными способами для полного откровения богочеловеческой жизни.”

Самое замечательное в рассматриваемом контексте состоит в том, что в 1990 году эта библейская энциклопедия с той же самой статьей “волхвы” была переиздана по благословению святейшего патриарха всея Руси Алексия 2-ого.

Таким образом, и в 1891 году, и в 1990 году РПЦ относила астрологию к науками и философии, а не как к религиозным сeктам.

И только после 1994 года Церковь стала относиться к астрологии более негативно в силу того, что ее (астрологию) широко использовали в своей деятельности организаторы тоталитарных сeкт и “альтернативных религиозных движений”.

Будем надееться, что постепенно руководство РПЦ признает астрологию не только как светскую, но и как духовную науку, призванную помогать верующим в понимании Божественного Закона.

Астрологи:

Борис Романов, Сергей Евтушенко

14.09.2003

Дополнено и исправлено

21.03.2005

Представленный текст является частью большой статьи “Астрология в свете христианского учения”. Полный текст статьи - .

Почему церковь отрицает астрологию?

Максим Каскун


Как Церковь относится к астрологии?

Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов (Москва).

По страницам передачи Русский час - вопросы и ответы - 2009-06-23

Дает ли астрология возможность заглянуть в будущее, объясняет Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

– Андрей, почему астрологические прогнозы очень часто сбываются?

– Как показывает практика, чаще всего не столько астрологические прогнозы сбываются, сколько человек, веря и полностью предаваясь им, выстраивает свою жизнь соответственно таким прогнозам. Астрология, как говорит об этом Священное Писание, – это один из видов язычества, то есть служения не Богу, а демонам. В Ветхом Завете читаем, что всякое прорицание – мерзость пред Господом (Втор. 18:14), и если мы обращаемся к советам астрологов, мы тем самым прямо прибегаем к «помощи» бесов. По словам преподобного Иоанна Лествичника, бесы не знают нашего будущего, но, будучи существами более древними, чем мы, а следовательно, имеющими определенный опыт, могут предугадывать его. Именно поэтому нам и может казаться, что астрология дает нам возможность заглянуть в будущее. Но на самом деле это не так. Это только бесовская уловка, целью которой является стремление как можно дальше увести человека от веры в Бога и преданности Ему.

– Не секрет, что почти каждый православный христианин знает, кто он по знаку зодиака, какие у него сильные и слабые стороны согласно гороскопу. И во многих случаях эти описания соответствуют характеру и типажу человека. Как Вы это объясните?

– В том то и дело, что все мы знаем, кем являемся по знаку Зодиака, в год какого животного родились, но в то же время забываем, что каждый из нас – образ Божий, призванный к богоподобию. Утверждение же о том, что принадлежность к тому или иному знаку зодиака определяет характер человека, весьма сомнительно и очень часто не соответствует действительности. Еще Блаженный Августин, касаясь темы астрологии, говорил, что звезды нисколько не влияют на жизнь человека, потому что душа человека по своей природе не подчинена небесным телам. А если характер человека в большей степени зависит от того, когда он родился, то как тогда мы объясним кардинальную противоположность характеров у близнецов? Таким образом, мы можем убедиться, что характер и типаж человека зависят вовсе не от расположения небесных светил, а совершенно от других реалий.

– Что-то можно почерпнуть из астрологии православному христианину?

– Из истории Церкви мы знаем, что святые отцы нередко использовали те или иные достижения языческих наук (например, философии), чтобы преобразить их и поставить на службу православной церковной жизни. Так, святитель Василий Великий говорил, что даже в яде можно найти хоть каплю полезных веществ. Однако такое сравнение вовсе не применимо к астрологии, потому что последняя – это откровенное язычество и служение темным силам и ни к чему хорошему, следовательно, нас привести не может. Человек может даже не заметить того, как он, все более и более уповая на гороскопы, в то же время все менее и менее принадлежит Христу.

Увлечение астрологией – это не что иное, как отвержение двух основных принципов взаимоотношения человека с Богом: Промысла Божия и свободы воли человека. Увлекаясь астрологией, мы тем самым отрицаем участие в нашей жизни Бога. Каждый из нас получил от Всевышнего бесценные дары – разум и свободу – для того, чтобы использовать их во благо своей собственной души и своих ближних, но в итоге мы добровольно отвергаем их и подчиняем себя слепому року. К сожалению, очень часто забываем, что главная цель человека – достижения Царства Божия – не зависит от того, когда, где и под какой планетой мы родились, но только от того, насколько наше сердце было открыто пред Господом.

– Чем объяснить повальное увлечение гороскопами?

– Известный английский писатель-апологет Г. К. Честертон однажды очень точно подметил: «Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное». Человеку проще жить, думая, что все вокруг происходит только по некоему чисто механическому стечению обстоятельств, лишь потому, что именно так «встали звезды». Тогда не нужно думать о Боге, о своей душе, не требуются никакие нравственные подвиги. Зачем молиться Творцу, если намного проще подстроиться под результаты гороскопов?!

Кроме того, человеку после грехопадения всегда хотелось заглянуть за грань неведомого, узнать свое, пусть даже и самое ближайшее, но будущее. И в этом мы тоже видим расхождение со святоотеческой традицией. Многие подвижники знали свое будущее, например, время своей кончины, однако они не искали подобных знаний: Сам Бог открывал Своим избранникам час перехода в Вечность для того, чтобы они могли максимально подготовиться. Но сегодня, к сожалению, люди хотят узнать свое будущее вовсе не для того, чтобы стать хоть чуточку нравственнее, духовнее: они делают это в основном для тех или иных мелочных, меркантильных целей, например, чтобы более выгодно вложить деньги, развивать свой бизнес или избежать каких-нибудь неприятностей, что является признаком того, что мы не верим Богу, не надеемся только на Него, но сами своими силами стремимся обустроить собственную жизнь. И в такой жизни, к сожалению, места для Бога попросту не остается.

Беседовала Наталья Горошкова

Всем доброго времени суток! Как-то мой друг поинтересовался - как астрология уживается во мне с христианством? Мне показалось, что я ответил не совсем убедительно. Захотелось на блоге немного раскрыть эту тему. Возможно этот пост будет дополнением к моему ответу другу:)

На самом деле, мне кажется, что между настоящей астрологией и вменяемой верой не может быть противоречия. Одно и другое во мне мирно уживаются. Ведь философское восприятие астрологии сегодня, весьма отличается
от того, что было 2 тысячи лет назад. Христианство даже помогает не превратить астрологию в религию, как это иногда случается, когда астролог - чуть ли не пророк, а натальная карта - фатальный приговор судьбы. Всему должно быть своё место.

Недавно встретил отрывок интервью отца Александра Меня. Человек очень думающий, так вот речь идёт об отношении Православия к астрологии. Надеюсь, дорогие читатели, вам это будет интересным.

Как относится Православная Церковь к астрологии? Есть ли расхождения по этому вопросу с католичеством? Отличается ли это отношение в настоящее время от существовавшего в Средневековье?

Вы знаете, я мог бы ограничится одним словом, хотя мне и не хотелось бы. Я мог бы сказать: никак. Потому что в Православной Церкви нет такой директивной энциклопедии, в которой на все вопросы можно было бы найти ответы, и если вы берете эту энциклопедию, открываете её на букве "а", находите "астрологию", и там сказано: "Не занимайся!". Этого нет, конечно. Астрология допустима, если она не притязает на роль эрзац-религии, как это часто у нас бывает. Если взять её в её научном ядре, то в чём она заключается? Что при рождении человека конфигурация планет нашей солнечной системы экранирует те или иные физические или какие-то ещё воздействия, действует на новорожденного и таким образом накладывает свою печать на его характер, хотя там есть уже и печать генетики, и различных патологий, и так далее. Значит, есть некое и космическое воздействие, и ничего особенного в этом нет. Если это будет доказано статистически, то мы будем считать, что у нас есть ещё одна предопределенность, вроде наследственности.

Можно ли считать, что эти факторы являются роком? Христианство знает, что есть нечто роковое в жизни. Скажем, ты получил глаза черные в наследство - ты не можешь их перекрасить. Но на самом деле, в нравственной жизни, в духовной жизни человек-христианин бросает вызов року. Он не имеет права сказать: вы знаете, отец у меня был вспыльчивый, поэтому я не могу себя удержать. Таким образом мы всякую ответственность за свое поведение с себя снимали бы. Или, например, вот я родился под созвездием Водолея или каким-нибудь другим, и уже никуда не денешься.

Я просмотрел несколько десятков томов различных исследований по астрологии, где приводились обширные таблицы, что, к примеру, все знаменитые полководцы или все проститутки знаменитые родились под одной звездой. Но я не верю, что это исчерпывающая информация, потому что надо произвести более чистые опыты, более тщательные подсчеты. И, может быть, вот на этих же таблицах я смогу привести ещё больше примеров, что под этими же звёздами рождались другие люди и из них не получались ни полководцы, ни женщины легкого поведения, а были они совершенно нормальными людьми. Так что вопрос этот научный, и его надо изучать научно и веру здесь не примешивать. Астрология как псевдорелигия является просто вредной. И католичество смотрит так же, в этом различий нет.

Что касается вопроса о Средних веках, то в Средние века астрология была не в почете. В эпоху Возрождения - вот тогда-то и началось! Тут и католики интересовались, и у нас интересовались довольно усиленно. Иван Грозный, в частности, без конца вопрошал астрологов. И всякие неоязычники. И Гитлер без конца прибегал к астрологам. Когда вера начинает колебаться, её сразу начинает заменять эрзац, поскольку человек религиозен по природе своей. Я очень удивляюсь, что астрологию не ввели у нас в своё время...

Как Вы лично относитесь к астрологии?

Астрология возможна как наука, когда она говорит о том, что на нас влияет космос, материально и, возможно, духовно. Но она может стать и суеверием. Каким образом? Вот в статьях Тамары Глоба очень правильно сказано: когда человек считает, что астрология его связала по рукам и ногам, что он уже детерминирован, что никуда не денешься, что выбора нет, вот тут начинается суеверие - это начинается рабство.

Космическое влияние вовсе не исключено, но это вовсе не значит, что человек - раб. Так, человек, имеющий тяжёлый характер, может стать святым, человек, обладающий ленивым темпераментом, в конце концов может побудить себя к творческой деятельности, любой из нас свободен выбирать свою жизнь с Богом и бороться. Иначе это будет капитуляция перед роком, перед судьбой, будь это звезды или наследственность. И мы будем кивать, что "во мне проснулся мой злой дядюшка", как в известной сказке Шварца, когда король говорил: "Вот сейчас во мне заговорила моя тетка, исключительно злая женщина". Значит, мы уже ни за что тогда не отвечаем и на самом деле оказываемся просто марионетками в руках различных сил, в том числе и созвездий...

Цит. по: "А.МЕНЬ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ".
Фонд имени Александра Меня.
Составление и литературная запись Анастасия Андреева.
Редактор Владимир Илюшенко. - М., 1999

Святые Отцы Церкви на протяжении всей ее истории уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией. Так например Преподобный Максим Грек сказал: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности - неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»

Тертулиан: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, - чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология - ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах).

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, - пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, - для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах).

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

Повторим цитату из пророка Исаии, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.27, 9-10).

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2).

«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31).

«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20)

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27).

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10-14).

Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Некоторые астрологии не соглашаются с таким постановлением Православной Церкви и обвиняют ее Священноначалие в некомпетентности и предвзятости. Но тот, кто прочел предыдущие разделы, вряд ли задастся вопросом, почему Церковь так относится к астрологии.

Вообще, можно сделать небольшой укор астрологам: прочитав массу книг по астрологии, и в целом будучи людьми любознательными, они имеют самое темное и сбивчивое понятие о христианстве, на уровне каких-то басен. При всей своей начитанности, они не считают для себя нужным ознакомиться с основными понятиями христианства, прочитать несколько святоотеческих книг о вере, Церкви и ее Таинствах.