Тема природы в творчестве Ф. И

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Чьи эти строки? Кто из поэтов сумел подслу-шать игру молодого грома в майской лазури неба? Имя этого поэта природы — Федор Ива-нович Тютчев. Выдающийся русский лирик, он был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пуш-кину. Если Пушкин — «солнце русской по-эзии», то Тютчев — ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем «Современнике» в по-следний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии по-эта, вряд ли они ему понравились. Хотя там были такие шедевры, как «Видение», «Бессон-ница», «Как океан объемлет шар земной», «По-следний катаклизм», «Цицерон», «О чем ты во-ешь, ветр ночной?..». Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм (к нему Пушкин остался равнодушен) и поэтическая архаика XVIII — начала XIX века, прежде всего стихи Державина. С этой традицией Пушкин вел не-примиримую литературную борьбу.

С поэзией Тютчева мы знакомимся уже в на-чальной школе: это стихи о природе, пейзаж-ная лирика. Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения. Лучшие его творе-ния — стихи о природе. Его пейзажи в стихо-творениях «Как весел грохот летних бурь», «Что ты клонишь над водами...», «В небе тают облака...» и другие по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.

Но поэту чуждо бездумное любование при-родой, он ищет в ней то, что роднит ее с чело-веком. Природа полна жизни: она дышит, улы-бается, хмурится, иногда дремлет, грустит. У нее свой язык; ей свойственно то, что и чело-веческой душе, поэтому стихи Тютчева о при-роде — это стихи о человеке, о его настроени-ях, волнениях, тревогах («В душном воздухе молчанье...», «Поток сгустился и тускнеет», «Еще земли печален вид...» и др.).

Главное у Тютчева даже не изображение, а осмысление природы — философская лири-ка. Вторая тема его творчества — жизнь чело-веческой души, многогранность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоцио-нальный тон — постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощу-щение приближения всеобщего конца.

Наряду с нейтральными в эмоциональном пла-не пейзажными зарисовками природа у Тютчева катастрофична, и восприятие ее трагедийно. Та-ковы стихотворения «Бессонница», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «О чем ты воешь, ветр ночной?..». Ночью у бодрствующего поэта открывается вну-треннее пророческое зрение, и за покоем днев-ной природы ему видится стихия хаоса, чревато-го катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще, жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает при-ближение всеобщего последнего часа: И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак, на краю земли.

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый! — заклинает поэт «ветр ночной», но продолжает стихотворение так:

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Такая двойственность естественна: ведь в душе человека те же бури, «под ними (т. е. под человеческими чувствами) хаос шевелится», тот же «родимый», что и в мире окружающей среды.

Жизнь человеческой души повторяет и вос-производит состояние природы — мысль сти-хотворений философского цикла: «Цицерон», «Как над горячею золой», «Душа моя — элизи-ум теней», «Не то, что мните вы, природа...», «Слезы людские», «Волна и дума», «Два голо-са». В жизни человека и общества та же стихия, ночь, закат, всем правит рок (об этом стихотво-рение «Цицерон» со знаменитой формулой: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты ро-ковые»). Отсюда острое ощущение конечности бытия («Как над горячею золой»), признание безнадежности («Два голоса»). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышан-ным людьми почти невозможно. В этом Тютчев следует распространенной романтической идее о том, что прозрения поэта принципиаль-но непонятны толпе.

Но в то же время лирика Тютчева близка лирике Некрасова, творчеству Достоевского, подметившего «обширность поэзии Тютчева, которому доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, нравствен-ность и интересы общественной жизни». Тют-чев часто «уходил» к первоисточникам Вселен-ной, в этом его творчество «обширнее» творче-ства Некрасова. У Тютчева два начала: мир и человек, он пытался решить космические «последние» вопросы, поэтому всегда интере-сен. Поэт оказался современным для читателя начала XX века, как и для такового конца XIX ве-ка. Он за каждым явлением природы ощущает загадочность.

«Тютчев не шутил с музой, — говорил Л. Тол-стой, — и все у него строго: и содержание, и фор-ма. Его тревожная любовь к жизни, его собствен-ная лирика как раз была связана с землей». С глу-боким сочувствием читаем строки:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Мир тютчевской поэзии раскрывается (это еще заметил Пушкин) только в подборке сти-хотворений. У него даже там, где только лока-лизованный пейзаж, мы все же оказываемся всегда как бы перед целым миром.

В лирике Тютчева герой один. Но вот что ин-тересно: человек в ней есть, но нет героя в при-вычном смысле этого слова. Личность в его по-эзии представляет весь род человеческий, но не род в целом, а каждого в этом роде. Отсю-да и вторая особенность поэзии Тютчева — диалогичность. В стихах постоянно идет спор.

Не то, что мните вы, природа —

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Если в 30—40-е годы XIX века проблема на-рода, как такового, Тютчева не занимает, то к концу 50-х годов в мировоззрении поэта на-мечаются радикальные изменения. Он пишет о прогнивших властных структурах империи, уподобляет судьбу России кораблю, севшему на мель. И «волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход». («Что-то прогни-ло в королевстве датском», — писал Тютчев.) Отсюда и рождаются стихи:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Принцип веры был и навсегда остался жи-вым для Тютчева:

Над этой темною толпою

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

Поэт уверен, что прибежищем Бога на земле стал страдающий народ. Но как справедливо заметил Л. Гроссман, Тютчев «религиозным путем идет к признанию демократии».

В 50-е годы XIX века Тютчев в изображении природы сближается с Некрасовым. Изуми-тельно тютчевское стихотворение:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

В этой реальной осени есть нечто от земли обе-тованной, от светлого царства. Не случайны такие эпитеты, как «хрустальный», «лучезарный». В то же время образ льющейся лазури — наглядная реальность хрусталя. «Лишь паутины тонкий во-лос» — не только подмеченная деталь, реальная примета, она служит восприятию всего огромного мира, вплоть до тонкой паутины. И эта гармониче-ская картина мира впервые у Тютчева связана с крестьянским полем, с серпом и бороздой:

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Тютчев еще не стремится проникнуть в са-мую народную крестьянскую жизнь, как Некра-сов в «Несжатой полосе», но это уже и не по-этическая аллегория.

Поэт навсегда остается поэтом трагических духовных исканий. Но он верит в подлинные ценности жизни:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Для Тютчева дух идет дальше мысли, поэтому «мыслью» не понять Россию, но «дух» помогает укреплять веру в нее. Родина для поэта не абст-рактная отчизна. Вот именно в этом — в ощу-щении тайны народной жизни, в надежде на нее — и близки Тютчев и Некрасов. В 1915 году Мережковский написал книгу «Две тайны рус-ской поэзии, Некрасов и Тютчев», где утверж-дал этот постулат. «Две тайны русской поэзии» (Тютчев и Некрасов) сходились, но во многом снова разойдутся, но сама эта вера в Россию как Россию народную останется главной и для Некрасова, и для Тютчева навсегда.

Жизнь природы в лирике Ф.И. Тютчева

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг

бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной

Ф. И. Тютчев

Пожалуй, трудно найти русского человека, ко­торый бы ни разу не встречался с произведениями Федора Ивановича Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихо­творения его не могут оставить человека равно­душным. Ведь все творчество Тютчева - это обя­зательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно свое - русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к роди­не, к женщине, к жизни наконец. И каждый, кто хоть раз соприкоснулся с произведениями Тютче­ва, проносит это чувство через всю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчев­ских стихов. Их тематика многообразна, и тем не менее почти все так или иначе связаны с темой природы. А во многих стихотворениях это глав­ный предмет изображения.

Природа, воспетая Тютчевым, близка и понят­на каждому русскому человеку, она неразрывно связывается в его сознании с образом Родины. Так, великий наш писатель Л. Н. Толстой призна­вался, что каждой весной в его памяти неизменно встают строки тютчевской «Весны»:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены, -

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Природа никогда не предстает перед вами во время каких-нибудь могущественных катаклиз­мов, которые вызывают у человека страх и беспо­мощность. Она всегда близка нам и проста для восприятия. И в этом ее необыкновенная пре­лесть:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

При более глубоком проникновении, однако, можно увидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красо­ты, которая поражает читателя своим совершенст­вом. И главное - этот мир живой. Природа для Тютчева - храм. Но не мертвый, созданный из камня руками человека, а полный жизни, естест­венный и одухотворенный:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

У Тютчева нет «мертвой природы» - она всег­да полна движения, на первый взгляд незаметно­го, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, сущест­вует человек:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих - лишь грезою природы.

Тютчев дает понять, что, как бы ни пытался человек выделиться, он все равно останется «гре­зою природы», лишь ее творением, пусть даже и «венцом» его. И вместе с тем тютчевская природа чаще всего предстает перед нами как что-то сла­бое, хрупкое и беззащитное, зависимое от челове­ка.

Природа Тютчева всегда многолика и разнооб­разна. Мы видим ее в постоянном движении, не­прерывной смене явлений, в переходных состояниях - от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

И каждое такое явление, будь то прилет птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрыва­ется поэтом во всей красе и величии - это харак­терная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. И если, допус­тим, нам встречается солнце, глядящее «исподло­бья на поля», или плачущая осень, или ликующие и поющие «весенние воды», то, значит, именно та­кими увидел их Тютчев и, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту и колоритность. Поэтому можно сказать, что у Тютчева природа живет, а он эту жизнь опи­сывает.

Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе - не что иное, как выражение дум о человеке. Так, кроткую улыбку увядания Тютчев сравнивает с «стыдливостью страданья» разумного существа. В стихотворении «Слезы людские, о слезы люд­ские...» дождевые капли - это слезы человека. Здесь проявляется еще одна сторона тютчевского творчества. Поэт затрагивает очень сложную про­блему взаимосвязи человека с окружающим его миром.

Для Тютчева природа - загадочный собесед­ник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветр ноч­ной?» - вопрошает поэт. И тут же отвечает:

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке -

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

Мастерство Тютчева всегда поражает. Он под­мечает в самых обыкновенных природных явлени­ях что-то такое, что при всей своей невзрачности служит точнейшим, просто зеркальным, отобра­жением неземной красоты. И выражено это «что-то» не в витиеватых фразах, а в простых и обыч­ных словах, но идущих от самого сердца поэта:

Лил теплый летний дождь - его струи

По листьям весело звучали...

Не загромождая описания обилием подробнос­тей, Тютчев выбирает самое необходимое, благода­ря чему достигает большой художественной выра­зительности.

Поэту удавалось улавливать, как сказал Не­красов, «именно те черты, по которым в воображе­нии читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Такое под силу толь­ко человеку, увидевшему в природе «душу», осоз­навшему, что «в ней есть свобода, в ней есть лю­бовь».


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Художественная судьба замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева необычна: это, как писал критик А. М. Гуревич, «судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства». И романтизм этот сказывается прежде всего в понимании и изображении природы.

Преобладание пейзажей - одна из примет лирического творчества Ф. И. Тютчева. Однако поэт - не простой созерцатель природы, он стремится проникнуть в глубину ее жизни, познать ее смысл. Вся его лирика отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы. И не удивительно, что природа, как и человеческая душа, как и сама жизнь, кажется ему противоречивой, вызывает совершенно противоположные чувства. В явлениях окружающего мира поэт старается найти отклик на свои переживания, стремится преодолеть терзающие его противоречия.

С одной стороны, в природе Тютчев видит полную гармонию, источник загадочной красоты, высшую силу, перед которой преклоняется человеческий разум:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Дыхание солнца, жизнь морских просторов, говор лесов - все это вызывает светлые романтические чувства в душе поэта. Он восхищается певучестью морских волн, «гармонией в стихийных спорах», «созвучьем полным», существующим в природе. Грозы, бури, волнения на море, весеннее оживление лесов и полей вызывают у него необыкновенный восторг. Это чувствуется из самих строчек, которыми Тютчев начинает некоторые свои произведения: «Как весел грохот летних бурь...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Люблю грозу в начале мая...» и др. Читая такие стихотворения, как «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...» и многие другие, всем сердцем ощущаешь радость, прелесть окружающего мира, и на душе становится весело и легко.

Но, с другой стороны, природа видится поэту в постоянной борьбе, волнении некой всепоглощающей стихии, которую он называет «хаосом» или «бездной». И перед этой стихией человек бессилен и одинок. Красота и сила мироздания недоступна человеку. Мысль о таинстве и стихийности природы вызывает тревогу и безысходность в душе Тютчева:

Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон,

То не угроза и не дума, Т

О вялый, безотрадный сон.

Сумрачные мысли о трагичности и быстротечности человеческой жизни перед лицом природы вызывает ветер, поющий «страшные песни... про древний хаос». Это чувство страха, ужаса особенно ярко открывается человеку по ночам, когда с мира срывается «ткань благодатная покрова» и обнажается бездна небытия.

Но какие бы настроения не владели душой поэта - радость, оптимизм, вера в торжество гармонии и красоты или же грусть, тревога и отчаяние - природа у него всегда живая, она, как и человек, имеет душу, живет собственной жизнью. Очень часто в его стихотворениях внешний мир тесно переплетается с переживаниями, мыслями, судьбами людей:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, -

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Сознавая обреченность своей короткой жизни, человек обращается к природе, потому что ее существование кажется ему более устойчивым, даже вечным. И соединение с ней дарит ему иллюзию продления, гармоничности собственной жизни. Иногда эмоциональное единство природы и человека выражается не открыто, а иносказательно, становясь своеобразным символом человеческой жизни. Или же картины природы являются лишь толчком для раздумий автора о человеческой судьбе. Но в каждом из этих случаев безошибочно угадывается связь души человека с бескрайними просторами окружающего мира:

В душном воздуха молчанье,

Как предчувствие грозы,

Жизни некий преизбыток

В знойном воздухе разлит,

Как божественный напиток

В жилах млеет и горит!

Несмотря на всю противоречивость, в основе своей все стихотворения Ф. И. Тютчева о природе вызывают оптимистические настроения. Осмысливая жизнь природы в ее взаимодействии с человеческой жизнью, углубляясь в мир своих внутренних переживаний, поэт преодолевает трагическое восприятие действительности и приходит к светлому романтическому пониманию жизни. И, кроме того, его лирические пейзажи, отражающие самые потаенные и волнующие мысли, чувства, стремления человека, передающие искреннее восхищение красотой природы, тонкое восприятие всех красок, звуков, очертаний, в наилучшей степени способствуют развитию у нас, его читателей, эстетического чувства.

Как связаны в поэзии Тютчева мир природы и жизнь человеческой души?

Одна из важнейших тем Тютчева — природа во всем многообразии ее проявлений и влияний на состояние человеческой души. В лирических миниатюрах Тют­чева природа жива, одухотворена во всех своих про­явлениях. Весенние воды «гласят во все концы: “Вес­на идет, весна идет…”; «лениво дышит полдень мгли­стый»; «Зима еще хлопочет / И на Весну ворчит./ Та ей в глаза хохочет /И пуще лишь шумит». Оли­цетворение является излюбленным тропом в лирике поэта.

Поэт часто использует фольклорный принцип пси­хологического параллелизма, позволяющий зафик­сировать взаимозависимость жизни природы и чело­веческой души. На этом принципе основывается об­разная система стихотворений «Поток сгустился и тускнеет…», «Еще земли печален вид…». Оба назван­ных стихотворения разделены на две строфы. В первой говорится о приметах сезонного состояния природы, а вторая часть через уподобление повествует о пережи­ваниях души лирического героя.

Есть в лирике Тютчева и иные акценты. Природа у него загадочна, она живет потаенной, недоступной человеческому уму жизнью.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

В более поздний период творчества это ощущение са­моценности природного мира становится особенно силь­ным. В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» изображается море «в безлюдье ночном». Лирический герой — единственный свидетель «диалога» волн, ветра, луны и звезд, тайного движения, безразличного к тому, как воспринимает его человек и воспринимает ли вооб­ще. Оно настолько прекрасно, загадочно и величествен­но, что перед лицом играющих стихий человеческая жизнь порой кажется незначительной:

В этом волненье, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою…

Вечные сомнения души, стремящейся к природе, по­коренной ее красотой и сомневающейся в одухотворен­ности этой красоты, нашли воплощение в философском четверостишье Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней…».

Как видим, вовсе не простым и благостным, но ус­ложненным, драматическим и даже трагедийным было восприятие поэтом природного мира.

Мир природы в лирике Тютчева

Дужнова Е.А.


Дужнова Е.А.

  • Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева.
  • Картины природы воплощают глубокие, напряжённые, трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве, мироздании.
  • Природа в его поэзии изменчива, динамична. Динамику создают глаголы.
  • Природа многолика, насыщена звуками, красками, запахами.

Не то, что мните вы, природа :

Лучи к ним в душу не сходили,

Не слепок, не бездушный лик –

Весна в груди их не цвела,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

При них леса не говорили

И ночь в звезда́х нема была!

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Вы зрите лист и цвет на древе:

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

Иль их садовник приклеи́л?

Иль зреет плод в родимом чреве

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Игрою внешних, чуждых сил?

Они не видят и не слышат,

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Живут в сем мире, как впотьмах,

Души его, ах! не встревожит

Для них и солнцы, знать, не дышат,

Главная идея - взаимоотношения человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если природа для них безлика, то для Тютчева она - «голос матери самой».


Пан, божество лесов и полей, - олицетворение вечно живой, обновляющейся природы и вместе с тем её часть.

«Полдень»

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Почему природа может позволить себе быть «ленивой»? Потому, что она вечна, ей во времени нет предела, и силы её не­иссякаемы. Эта мысль отражает проблематику стих-я.


Тени сизые смесились ,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Жизнь

Сумрак

тени сизые

движенье

поблекнул

мотылька полет

дальний гул

полет незримый

тихий, темный, благовонный

Перед нами момент перехода мира природы из одного состояния в другое – момент погружения мира, живого, полного звуков, цвета, движения в «сумрак тихий», в «сумрак сонный», когда блекнут краски, замирают звуки, становятся незримыми, невидимыми предметы.


  • Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренно близка и понятна человеку, родственна ему.
  • Словно живое мыслящее существо, она чувствует, радуется и грустит. «Лазурь небесная смеётся», полураздетый лес грустит», «с небес глядят «чуткие звёзды».
  • У Тютчева не просто олицетворения и метафоры: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину…».

«Весна»

Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины, И сердце как ни полно ран, Каким бы строгим испытаньям Вы ни были подчинены - Что устоит перед дыханьем И первой встречею весны! Весна… она о вас не знает, О вас, о горе и о зле, Бессмертьем взор ее сияет, И ни морщины на челе. Своим законам лишь послушна, В условный час слетает к вам Светла, блаженно-равнодушна, Как подобает божествам…

Еще земли печален вид ,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась...

Душа, душа, спала и ты...

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь...

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Более всего поэта привлекала весна , как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней.


  • Поражает диапазон художественного видения поэта – от тонкого волоса паутины, что «блестит на праздной борозде», до океана вселенной, объемлющего «шар земной».
  • Неожиданны, непредсказуемы эпитеты и метафоры, передающие столкновение и свободную игру природных сил.
  • Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете (« Есть в осени первоначальной…»), или же осенний вечер – предвестие зимы («Осенний вечер», 1830 г.). Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне («Ещё зимы печален вид /А воздух уж весною дышит…», 1836 г.).

Летний вечер

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Как весел грохот летних бурь ,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, -

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…

Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.


  • Поэт убеждён, что «мировая душа» находит своё выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека.
  • Возвышенный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как антипод человеческой деятельности.
  • Человек для Тютчева - «грёза природы», «ничтожная пыль», «мыслящий тростник», «злак земной». С удивительной лёгкостью исчезает он с лица земли, точно льдина растворяясь в мировом океане.
  • Человек в поэзии Тютчева и слаб, и величествен одновременно.

«Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерёв Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и над всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья.

Осень символизирует увядание жизни. Длинные фразы стихотворений помогают передать спокойствие, несуетливость в природе.


Особенности лексики стихотворений Тютчева о природе:

  • составные эпитеты («пасмурно-багровый», «родственно-легко», «громокипящий», «молниевидный», «мглисто-лилейно»,
  • тяготение к ораторским, дидактическим, полемическим интонациям, в его пристрастии к витийственно-пророческому пафосу («Не то, что мните вы природа…»; «Смотри, как на родном просторе», 1851 г.)

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит…

Зима – глубочайшее обнажение души русской природы, то её “посмертное” состояние, которое наиболее всесторонне и проникновенно запечатлелось в нашей поэзии. В любви к зиме проявляется особый склад национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешённость, как бы пребывание за гранью становящейся природы, в её вечном, “потустороннем” покое.


Дужнова Е.А.

Анализ стихотворения

Эти бедные селенья ,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.


Дужнова Е.А.

Какова тема стихотворения?

Размышления о судьбе русского народа.

Каким вы представляете лирического героя?

Эти бедные селенья ,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Анафора:

«Эти бедные», «Эта скудная» («эти», «эта»); «Край».

Инверсия:

«В наготе твоей смиренной», «царь небесный», «Исходил, благословляя».

Найдите антитезу в стихотворении.

Какие явления, понятия противопоставлены?

Родное - инородное; гордость – смирение.


Дужнова Е.А.

Размер стихотворения.

Четырёхстопный хорей.

Край род//-нóй дол//-го-тер//-пéнья, Край ты//рýс-ско//-го на//-рó-да…

Эти бедные селенья ,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Рифмовка.

Перекрёстная.

«селенья – долготерпенья» (1-3 строки),

«природа – народа» (2-4 строки).

В каком значении употреблены в стихотворении слова "бедные", "смиренной"?

Поэт утверждает, что бедность России и её “смиренная нагота” таят в себе богатство и великодушие русского человека.


Дужнова Е.А.

Метафоры:

«гордый взор иноплеменный»,

«в наготе твоей смиренно»,

«удручённый ношей крестной»,

«в рабском виде».

Эти бедные селенья ,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Аллитерация:

звуки «дн», «л», «кр», «с», «рт». Эти звуки помогают созданию образов стихотворения и выражению настроения лирического героя, грустного и одновременно торжественного, помогают прочувствовать веру в лучшее завтра русского народа.

Для чего в финале стихотворения появляется образ Христа?

Поэт хочет показать, что Россия - страна, хранимая Богом, благословленная им. И в стихотворении появляется религиозная символика. Бог становится свидетелем долготерпения народа, его страдания.