В какой день не хоронят людей. Правила поведения при умершем и во время похорон

Организовать похороны самостоятельно – достаточно хлопотная процедура. Необходимо посетить множество различных государственных и коммерческих учреждений, собрать все справки, договориться о времени проведения церемонии. Ко всему прочему добавьте психологическое напряжение от срочности данного мероприятия и дискомфорт из-за потери близкого человека.

Привлекать к столь щепетильному вопросу посторонних лиц не всегда позволяют финансовые возможности или моральные устои. Однако даже среди лиц старшего возраста не все знают, как правильно организовать похороны. Ниже будет рассказано, что для этого необходимо и последовательность шагов.

С чего начать организацию похорон

Первое, что следует сделать, столкнувшись со смертью родного человека, это – успокоиться и справиться с эмоциональным шоком. Мобилизуйте все свои силы на ближайшие три дня, пообещав себе предаться горю сполна уже после проведения захоронения. Запаситесь валерьянкой в каплях и нашатырным спиртом на случай обморока. Попросите кого-то из близких сопровождать вас в длительных поездках по различным организациям. Во-первых, сейчас вам необходима моральная поддержка со стороны, а во-вторых, безосновательно выпрашивать деньги на различные бесплатные услуги в присутствии третьего лица работники моргов и кладбищ обычно не решаются.

Как организовать похороны самостоятельно: пошаговая инструкция

Провести организация похорон самостоятельно не так сложно, как кажется поначалу. В силу жизненных факторов не каждому человеку под силу устроить элитное захоронение в тисовом гробу на одном из центральных кладбищ г. Москвы своему безвременно ушедшему родственнику. Потому чаще всего проводится скромная церемония с использованием бюджетных ритуальных принадлежностей. Тем не менее, даже при стеснённых финансовых обстоятельствах достойно проводить покойного в мир иной вполне возможно.

Инструкция организации и проведения похорон самостоятельно:

Смерть родного человека может произойти дома или в больнице. В первом случае вам следует вызвать скорую помощь и полицию. Заранее предупредите о случившемся, поскольку для транспортировки в морг необходим специальный транспорт. Если вы сомневаетесь в наступившем летальном исходе, лучше говорить, что человек находится в глубоком обмороке. Перевозка умершего в Москве бесплатна.

Умершего в больнице пациента, как правило, везут на вскрытие. Это необходимо для исключения вероятности смерти по неосторожности или из-за халатности врачей. В некоторых случаях, когда есть подозрения на насильственную смерть, данную процедуру применяют и к телам, привезённым медицинскими бригадами.

Следующий ваш шаг – определить, в каком танатологическом отделении (морге) размещено тело вашего близкого человека. Далеко не каждое медицинское учреждение имеет подразделение подобного типа. Как правило, одно ПАО или СМЭ прикреплено к нескольким госпиталям или больницам.

Оповестите родственников и знакомых безвременно ушедшего о его скоропостижной кончине как можно раньше. Дату захоронения лучше назначить традиционную – на 3-й день после смерти. В том случае, если дата приходится на один из Великих церковных праздников (Рождество, Пасха и т.п.) или выходной, стоит перенести её на следующий день. Дело в том, что священник может отказаться отпевать умершего, а работники морга не выдадут вам тело в праздник. Не переживайте о сроках: в танатологическом отделении первые 7 дней хранения бесплатны.

Возьмите врачебное свидетельство о смерти . Его можно получить в поликлинике, где состоял на учёте умерший, или морге, где размещено тело. Если вы собираетесь отпевать тело по христианскому обряду, не забудьте взять ещё одну справку для представителей церкви. Таким образом удостоверяется, что покойный не наложил на себя руки. Для получения обоих документов необходимо с собой иметь оба паспорта (усопшего и свой), а также медицинский полис и больничную карту безвременно ушедшего.

Уточните адрес и часы работы ЗАГСа, к которому приписан покойный. Сюда вам следует зайти за получением гербового свидетельства о смерти. Данный документ нельзя ламинировать или сгибать. На всякий случай, сделайте к нему несколько копий.

Чтобы оформить государственное пособие на погребение (для льготных категорий москвичей – от 16 701 рублей; (2018 г.) для остальных категорий – 5 701 р.) с документами обратитесь в соответствующие учреждения:

  • для работавших – по месту работы;
  • для пенсионеров – в Пенсионный Фонд (не забудьте взять с собой пенсионное удостоверение покойного!);
  • для зарегистрированных безработных – в Собес;
  • для военных, ветеранов – в военкомат.

Денежную сумму в наличной форме вас могут отправить получать в пенсионном фонде или, спустя пару часов, оформят распоряжение на оплату по безналичному расчёту.

Вы можете отказаться от пособия и выбрать социальные похороны по гарантированному перечню услуг и товаров на погребение (безвозмездные похороны). Вам предоставят:

  • деревянный гроб, обитый тканью;
  • покрывало;
  • белые тапочки;
  • копку могилы;
  • транспортирование ритуальных принадлежностей к указанному вами моргу;
  • катафальный транспорт в один конец до кладбища;
  • услугу захоронения или кремации.

Все остальные похоронные атрибуты и услуги – одежду, подушку, грузчиков, место в колумбарии, поминки, отпевание и пр. – придётся оплачивать дополнительно.

Теперь, когда у вас есть гарантия, что государство хоть частично, но компенсирует ваши затраты, следует ехать на кладбище. В том случае, когда покойный заранее побеспокоился о праве на участок или имеется родственная могила, в которую осуществлялось погребение свыше 15-ти лет назад, следует выехать на указанный в документах погост. Если место не определено, то выделить его на безвозмездной основе могут только на открытых кладбищах. Для г. Москва это:

  • Алабушевское (для жителей г. Зеленоград);
  • Перепечинское.

Остальные закрыты для общих захоронений. Прибыть на погост следует в рабочие часы. Для столичных учреждений это с 9-00 до 17-00, для подмосковных – с 14-00 до 16-00. Лучше приехать заранее и там обсудить услуги по копке могилы, грузчиков, катафального транспорта.

После определения с местом погребения зайдите в магазин ритуальных товаров , например, от сайт и закажите:

  • гроб (в длину он должен быть на 20-30 см больше роста усопшего);
  • подушку;
  • покрывало;
  • прочие атрибуты (венки, памятные ленты, крест, табличку и т.п.).

Также у нас вы можете купить одеяние для умершего и белые тапочки.

Согласуйте проведение религиозного обряда. Для бюджетных похорон обычно заказывается отпевание на кладбище с последующим присутствием служителя церкви на поминках.

Не позднее чем за 24 часа до церемонии в морг следует принести вещи и средства гигиены для безвременно ушедшего.

Туалетные принадлежности:

  • мыло;
  • полотенце;
  • туалетную воду или одеколон;
  • расчёску.

Для женщин:

  • исподнее бельё;
  • чулки или колготки;
  • платье с длинным рукавом или строгий костюм;
  • косынку для волос;
  • тапочки.

Для мужчин:

  • исподнее бельё;
  • носки;
  • костюм с галстуком;
  • тапочки.

Сотрудники морга предоставляют услуги по обмыванию, одеванию и выносу тела в зал для прощания на бесплатной основе. В случае необходимости бальзамирования или устранения косметических дефектов обязательно попросите прайс. Как правило, цены в нём будут в 2-3 раза ниже озвученных.

В день похорон главное придерживаться времени и лучше приехать к моргу несколько раньше. Не затягивайте процедуру прощания в церемониальном зале танатологического отделения. У вас ещё будет время проститься с покойным перед его опусканием в могилу. Из катафального транспорта до места погребения гроб принято нести на руках. Процессия формируется в следующей последовательности:

  • Первыми следуют люди, несущие фото покойного, крест и мемориальную табличку;
  • Затем венки с траурными надписями;
  • На отдельной подушечке демонстрируются медали, ордена и прочие регалии умершего (при наличии);
  • Крышка гроба;
  • Гроб с телом безвременно ушедшего;
  • Родные, близкие и прочие сопровождающие, согласно степени родства и знакомства.

Возле могилы происходит отпевание и последнее прощание с покойным. Крышка забивается, а сам гроб опускается в землю. Затем каждый из участвующих в церемонии кидает традиционную жменю земли и желает усопшему покоиться с миром. Далее копатели зарывают могилу и водружают на неё крест или временный памятник с табличкой.

Завершает церемонию поминальная трапеза. Поминальную трапезу лучше провести в кафе. Родственники и близкие обычно настолько переживают постигшее горе, что могут не справиться с подобными обязанностями. На неё собираются только самые близкие и родные для покойного люди. Во время поминок принято вспоминать умершего человека.

Помощь в организации похорон – сайт

В каждой религии существуют свои традиции, определяющие жизнь верующих. К ним относят поведение, мировоззрение, пищевые привычки, традиции проведения мероприятий.

Вера влияет на все аспекты жизни, упорядочивает её. Существуют традиции, согласно которым религия предполагает свой ритуал прощания с усопшим.

В разных религиях детали отличаются. Существуют правила, по которым людей хоронят, сидя или стоя. Не во всех религиях принято проводить обряд захоронения.

В Индии умерших сжигают, отправляя на реку. Где-то принято кремировать, храня дома пепел - форму останков усопшего.

Традиции отличаются. В православии человека предают земле на третий день после смерти. Объяснения этому содержатся в священных писаниях.

Процедура захоронения включает в себя несколько важных этапов:

Описание процедуры поэтапно Пояснения
1 Омовение Покойника мыли люди, не состоявшие в близком родстве. По христианским обычаям, смерть не является концом, это лишь переход в мир иной, в царство Божье.

Плакать было неправильным, ведь человек уходит в лучший мир. Считалось, что слёзы матери жгут умершего ребёнка.

При омовении люди не должны плакать, чтобы слёзы не попали на тело. Выбирали взрослых или пожилых людей такого же пола, как умерший.

Считалось правильным выбирать людей, которые не живут половой жизнью - не совершают греха

2 Одевание Покойника одевают в чёрные одежды. Если им является подросток, не успевший жениться, одежды выбирают белые.

Так, девушку, не успевшую выйти замуж, хоронят в свадебном платье. Символ, известный всем - белые тапочки с мягкой подошвой

3 Помещение в гроб Покойного переносили в гроб. Ритуал предполагает, чтобы гроб находился в доме, изголовьем к иконам.

Принято хоронить с нательным крестиком. В гроб кладут вещи, которыми человек дорожил при жизни. Для пожилого человека - это трость.

Кладут мобильный телефон. Нельзя класть фотографии - покойный заберёт людей с фото. Это не христианская, а языческая примета.

Как и запрет на вынос мусора из дома до того, как вынесут покойного. Язычество тесно переплетено с христианством в России.

Важно, чтобы все отражающие поверхности дома были закрыты: телевизор, зеркала. В доме должно быть тихо

4 Проводы Ночь перед похоронами родные и близкие сидят с усопшим. Разрешалось говорить с ним, прощаться.

Это необходимо людям, чтобы принять случившееся, приготовиться к жизни без этого человека. В это время соседи и близкие помогают по хозяйству - готовят традиционные поминальные блюда.

В России принято готовить щи, кутью, каши. Ставят на стол и другие яства. Во время прощания в доме зажигают свечу.

Свечу дают в руки покойного. В его правой руке должна находится записка с молитвой, отпускающей грехи.

Двери двора держат открытыми, чтобы любой желающий мог свободно войти и проститься с умершим. Вблизи от покойного должен стоить стакан воды, накрытый кусочком хлеба

5 Вынос тела В интервале от 12 до 14 часов производят вынос тела. Сначала выносят венки, фотографию умершего с чёрной лентой, крышку гроба.

Вынос тела производят ногами вперёд, не задевая дверные косяки. На место, где стоял гроб, нужно присесть кому-то из присутствующих, чтобы занять место.

После чего стулья переворачивались ножками вверх на сутки. Люди выстраивались позади гроба, под похоронную музыку траурная церемония двигалась к церкви. Родные шли рядом с гробом, остальные - поодаль

6 Отпевание Происходит в церкви. Запрещалось отпевать самоубийц, людей другой веры или отрёкшихся от веры.

Отпевание проводится на третий день. Если Человек умер около полуночи, первый день всё равно не переносится

7 Похороны Гроб везли на христианское кладбище, где не разрешалось хоронить людей другой веры и самоубийц. Таковы традиции и обычаи.

Сегодня они нередко нарушаются. Здесь близкие последний раз прощаются с усопшим, говорят прощальные речи, тёплые слова.

Гроб заколачивали и спускали в могилу, подготовленную заранее. Каждый бросал горсть земли на крышку гроба. Процедуру необходимо было завершить до захода солнца

Почему хоронят на 3 день

Символичное в православной вере число 3 обязывает проводить захоронение на 3 день. Люди верят, что душе покойного трудно принять отсутствие тела.

Она должны быть рядом с ним, чтобы процесс перехода прошёл менее болезненно. Так душе легче. Трёх дней достаточно, чтобы душа привыкла к новому состоянию.

Проводить захоронения позднее - разрешалось. Обстоятельства обязывают откладывать день похорон:

  • Ожидание приезда родственников для прощания с умершим.
  • Ожидание тела, если его перемещают от места гибели.
  • Ожидание проведения вскрытия для точного установления причины смерти.

Церковь не запрещает проводить процедуру позднее, но ранее трёх дней, согласно православным традициям, тело земле предавать нельзя. Это плохо для души умершего.

Иисус Христос воскрес на третий день. И с душами умерших людей происходит воскрешение, но происходит это в ином мире.

Поэтому третий день важен и символичен. Считали, что душа присутствует на похоронах, прощается в течение трёх дней с близкими людьми, вместе с ангелом посещает любимые места.

После похорон душу уже ничто не держит на земле, но она остаётся здесь до судного дня, которым является сороковой день.

На великом суде решается, куда попадёт душа - в рай или в ад. Для этого она проходит специальные испытания.

Важно! Православные верят, что отпеть душу великого грешника возможно. Шанс попасть в рай существует. Поэтому за умерших важно молиться. Им это помогает.

Факты о плаче над умершем человеке с точки зрения психологии и православия:

  • Слёзы человека - это всегда жалость к себе. Факт, доказанный психологией. Если вы плачете, то жалеете себя.
  • Даже если причина слёз не связана с вами лично, слёзы вызывает какая-то травма в подсознании, возможно - из детства.

    Вы плачете при виде пожара, если огонь причинял боль, в памяти всплывает момент.

  • Смерть сопровождает человека на протяжении всей жизни - это естественный процесс, также, как и рождение.
  • Христианство не признаёт смерти, считая её лишь переходом в другой мир. Как и практически любая религия.

    Смерти, как таковой нет. А слёзы - символ неверия в это, отрицания ухода в лучший мир.

  • Нередко убивающимся от горя снится покойный и просит не плакать. Он говорит: там мокро, слёзы жгут, больно от слёз. Задумайтесь.
  • Психология не порицает плача над умершим. Людям необходимо освободиться от эмоций. Поплакать нужно, но, если слёзы не прекращаются, человек себя погубит.

    После похорон необходимо максимально чётко представить, какой теперь будет жизнь, и начать ею жить, не погружаясь в воспоминания и рыдания.

Психология и православие единодушны - лишние слёзы не принесут пользы ни вашей душе, ни вашему здоровью, ни ушедшему человеку.

Полезное видео

Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.

Последние записи

Просчет поминальных дней

*первым днем считается день смерти

Как вести себя на похоронах близких

Февраль 20, 2018

Рано или поздно человек сталкивается со смертью — родных, близких друзей, сослуживцев. Похороны являются не просто процессом закапывания гроба с покойным в землю, а целым ритуалом, требующим строго соблюдения определенных правил.
Проводы покойного в последний путь у многих людей вызывают панический страх и даже ужас. И это вполне объяснимо, ведь траурная процедура окутана многочисленными таинственными и мистическими правилами и приметами.
Пожилые люди считают, что ошибки, совершенные во время похорон, могут обречь душу умершего на страдания, а также принести горе живым. Именно поэтому каждый человек должен знать, как правильно вести себя на похоронах и как избежать наиболее распространенных ошибок.

Поведение на похоронах

В большинстве случаев похоронная церемония проводится на второй или третий день после смерти человека. Перед этим тело покойного обязательно нужно подготовить. Основные этапы подготовительного процесса:

  • омовение;
  • переодевание;
  • заупокойная лития;
  • отпевание.

Усопшего обязательно нужно обмыть чистой водой, после чего вытереть насухо. Это делается для того, чтобы человек попал на небо идеально чистым. После этого следует переодевание — покойного одевают в новую, нарядную одежду.

Обязательной частью православных похорон является заупокойная лития и отпевание. Примерно за 1-2 часа до выноса тела покойного из помещения священник проводит заупокойную службу и окропляет умершего святой водой. Отпевание проводится непосредственно перед погребением и состоит из нескольких песнопений и молитв. Считается, что только после этого умерший готов предстать перед Богом.

Как вести себя на похоронах родственника

Как вести себя на похоронах родного человека? Этот вопрос часто возникает перед людьми, которые давно не посещали прощальных церемоний. Данный период является наиболее тяжелым для близких родственников, так как они сталкиваются не только с огромным горем, но и организацией погребения умершего. Им нужно обратиться в соответствующие органы, получить свидетельство о смерти.
К счастью, на сегодняшний день существует огромное количество ритуальных служб, которые возьмут на себя все этапы подготовки к похоронам, избавив от этой необходимости родственников. Ритуальная служба занимается организацией не только прощальной церемонии, но и поминального обеда.

Важные правила, которые следует соблюдать при похоронах родственника:

  1. Рядом с гробом с покойником обязательно должен оставаться кто-либо из родных или близких, усопший не должен оставаться один в помещении.
  2. После смерти человека необходимо закрыть все зеркала плотной тканью — считается, что душа покойного может попасть в зазеркалье.
  3. Стулья или другие предметы мебели, на которых стоял гроб, нужно перевернуть вверх ногами и оставить в таком положении на 24 часа после похорон.
  4. Воду, которой обмывали покойного, следует вылить в пустынном, безлюдном месте.
  5. Расческу, мыло и другие предметы, которые использовались для обмывания умершего, обязательно нужно положить в гроб.

Близкие родственники должны надевать на траурную церемонию одежду и обувь исключительно черного цвета. Женщинам необходимо покрыть волосы черными платками. Традиционно считается, что во время похорон близкие родственники должны находиться с левой стороны от гроба, а друзья и знакомые — с правой. После траурной церемонии родственники первыми преподносят венки и цветы , и только после них другие присутствующие.

Как вести себя на похоронах близкого человека



Собираясь на похороны, следует обратить особое внимание на свою одежду. Оптимальным вариантом станут вещи традиционного черного цвета, который издавна является символом траура и скорби. Черный можно заменить другими темными оттенками — коричневым, синим, зеленым.

Конечно же, похоронная церемония — это не самое лучшее место для ярких оттенков, глубоких декольте, высоких разрезов или коротких юбок. Такая одежда будет оскорбительной для родственников усопшего. Аналогичные ограничения касаются и макияжа, который должен быть максимально естественным и нейтральным.
На похороны принято приходить с букетом живых цветов, которых должно быть четное количество или венком с траурной лентой. Обязательно нужно подойти к близким и родственникам покойного и выразить соболезнования.

Во время похорон запрещается громко разговаривать, смеяться или обсуждать кого-либо из окружающих. В случае, если родственнику умершего или другому человеку стало плохо, обязательно нужно поддержать его и оказать помощь. Поэтому лучше всего иметь при себе несколько лишних носовых платочков и успокоительное лекарство.

Отвечая на вопрос, как вести себя во время похорон, следует помнить, что организация прощальной церемонии ложится на плечи близких родственников и друзей умершего. А поэтому будет правильно помочь с организацией похорон, в том числе оказать посильную материальную помощь.

Как вести себя на похоронах матери

Смерть матери — это тяжелая утрата для детей вне зависимости от их возраста. Но детям необходимо не только пережить горечь утраты, но и организовать прощание с матерью. Традиционно прощание делится на три основных этапа:

  • подготовка к траурной церемонии;
  • похороны;

Похороны матери дети могут организовать самостоятельно или обратиться за помощью в ритуальное агентство. О дате и времени погребения родственникам и близким сообщают по телефону.
Основные правила проведения похорон родителей ничем не отличаются от обычной траурной церемонии. Перед выносом гроба из дома лучше всего попросить кого-то из родственников взять с собой нашатырный спирт, валидол или другое успокоительное.

После похорон матери именно дети приглашают всех собравшихся на поминальный обед, предварительно позаботившись о наличии необходимого транспорта . После проведения обеда дети могут передать еду со стола близким и знакомым, которые не присутствовали на похоронах для того, чтобы они почтили память умершей.

Как вести себя на похоронах друга

Известие о смерти человека родственники рассылают по телефону или по почте. В случае смерти близкого друга считается, что можно приехать на похороны без оповещения, ведь скорбящие родственники могли просто забыть об одном из друзей.

После приезда в дом умершего друга обязательно нужно подойти к его родственникам и выразить соболезнование, при желании — обнять и предложить свою помощь. Несколько правил поведения на похоронах друга:

  1. Во время траурной церемонии нужно отключить мобильный телефон.
  2. Запрещается кричать или громко разговаривать.
  3. При желании перед погребением можно сказать несколько хороших прощальных слов о покойном.
  4. Не следует сдерживать слезы — если хочется плакать, на похоронах можно дать волю своим чувствам.
  5. Во время прощальной церемонии нельзя употреблять алкоголь или любые продукты питания.

Организаторы траурной церемонии могут попросить друга умершего нести крышку гроба — ни в коем случае не следует отказываться, так как это считается неуважением к усопшему и его родным.

Поведение на похоронах на кладбище

Существует несколько правил поведения на кладбище, которые обязательно нужно соблюдать во время прощальной процессии. Например, каждый человек знает о том, что строго запрещается переходить дорогу на улице траурной процессии. Это считается предвестником плохого события.

Крышку гроба следует забивать только на кладбище, но ни в коем случае не во дворе дома. Это грозит смертью еще одного члена семьи. По той же причине запрещается рыть могилу слишком больших размеров.

Не рекомендуется идти перед гробом, что также считается плохим признаком. Родственникам запрещается нести крышку гроба, это могут делать только друзья, знакомые и сослуживцы усопшего. Заходить на кладбище можно через калитку, а выходить разрешается и через ворота.

Ни в коем случае не стоит вкладывать в гроб с покойным монеты, фотографии или любые другие вещи. Считается, что таким образом мертвый человек может «притянуть» к себе кого-либо из живых. Перед погребением с рук и ног покойника обязательно следует снять веревки, которыми они были связаны, после чего положить в гроб. После похорон в обязательном порядке проводится поминальный обед.

Правильное поведение во время поминального обеда

Отвечая на вопрос, как вести себя на поминках после похорон, нужно помнить, что вне зависимости от статуса умершего человека обед должен быть максимально скромным и сдержанным, так как он является данью памяти усопшего, а не торжественным мероприятием. По этой же причине поминки не следует устраивать в дорогом ресторане.
На поминальный обед от имени всей семьи собравшихся приглашает один из самых близких родственников. Как правило, во главе стола располагается супруг или супруга умершего человека, по бокам — родственники, друзья и коллеги.

Отдельное внимание уделяется сервировке стола — лучше всего использовать однотонную скатерть и посуду, без ярких орнаментов. Традиционно во время поминального обеда вилки и ножи не используются, только ложки. По этой причине вместо хлеба на стол подают пирожки или мягкие булки, которые можно разламывать руками.

Перед тем, как приступить к трапезе, глава семьи говорит траурную речь о покойном. Среди блюд, которые обязательно должны присутствовать на поминальном обеде, можно выделить:


Вопрос относительно спиртных напитков решают родственники усопшего самостоятельно. Следует помнить, что поминальный обед — это не торжество, на нем должны присутствовать только простые, скромные блюда.

Приметы на похоронах

Существуют специальные приметы во время похорон, о которых должен знать каждый человек, пришедший на траурную церемонию. Старые люди утверждают, что приметы, связанные с похоронами обязательно нужно соблюдать, так как они могут навлечь беду при невыполнении.

  1. Одежда для погребения должна быть новой и чистой.
  2. Обувь усопшего должна быть мягкой и иметь задники, нельзя хоронить в босоножках или сандалиях.
  3. Покойный обязательно отпевается в церкви.
  4. В случае, если человек умер в больнице, его обязательно привозят перед захоронением в родной дом.
  5. После отъезда похоронного автомобиля от двора в доме необходимо подмести и вымыть полы, но только не родственникам.
  6. Веник и другие принадлежности, при помощи которых проводилась уборка, нужно выбросить в безлюдном месте.
  7. Дети должны присутствовать на траурной церемонии только в случае крайней необходимости.
  8. В комнату с покойником нельзя пускать котов, собак или любых других животных.
  9. Носовые платочки, которыми вытирали слезы, нужно бросить в могилу.
  10. Нужно внимательно следить за тем, чтобы не оставить на кладбище свои вещи.

Приметы на кладбище обязательно нужно соблюдать, ведь это поможет избежать многих неприятностей, особенно в том случае, если человек является суеверным.

Беременная на похоронах



На протяжении многих столетий существует поверье о том, что беременным женщинам запрещается присутствовать на похоронах . Мистическое объяснение данного правила связано с тем, что беременность — это период зарождения новой жизни, а смерть является временем покидания этого мира.

Кроме того, беременная женщина получает огромный заряд негативных эмоций во время траурной церемонии, что несет серьезную опасность для роста и развития ребенка.

Чего нельзя делать на похоронах?



Приметы в день похорон указывают на то, что категорически нельзя делать ни родственникам, ни друзьям покойного. Категорически запрещается:

  • при выносе гроба из дома смотреть в зеркало или окно;
  • до 40 дня раздавать вещи усопшего;
  • цветы с кладбища или дома покойного ни в коем случае не стоит забирать;
  • пока гроб с покойником находится в доме, нельзя подметать;
  • после захоронения на кладбище нельзя пить алкоголь.

Похороны — это целый ритуал, который требует строго соблюдения специальных правил поведения. Они позволяют со всеми почестями и уважением провести близкого человека в последний путь.

Русские народные обычаи , связанные со смертью, похоронами и поминками. Народные представления о смерти задолго до крещения Руси у наших предков - восточных славян сложились обычаи проводов умерших, захоронения и поминок. С течением времени они претерпевали изменения, огромное влияние на них оказало и христианство. Отдавая дань этим обычаям, мы часто не подозреваем, каково происхождение, каков изначальный смысл того или иного нашего действия в обряде прощания с близким человеком или его поминовения.
Подготовка к похоронам
В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.
Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тепа умершего к похоронам, омовение, одевание, положение во гроб, ночные бдения у гроба покойного.
Погребальные обряды: вынос типа, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.
Поминки: после похорон и доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, поминальными трапезами и домашними молениями по умершим.
Многие пред погребальные действия, помимо практической необходимости, имеют древнее, ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам - как бы сборами в дальнюю дорогу. Омовение имело не только гигиеническую цепь, но рассматривалось и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти «к Господу с чистой душой и чистым телом». Религиозно-магический характер омовения подчеркивался тем, что его совершала особая профессиональная категория людей - омывальщиков. Эта профессия чаще становилась уделом старых дев и старых вдовцов, уже не «имеющих греха», то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Если девушка долго не выходила замуж, то ее пугали тем, что она будет «обмывать покойников». Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтири, носили темную одежду. За труд они получали белье и носильные вещи умершего. Если не было специалистов - омывальщиков, издавна было принято, чтобы омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим. Согласно церковному поучению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребенка, так как она обязательно будет его оплакивать; а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души: по христианскому вероучению, ребенок обретает райскую жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе сложилось поверье, что материнская слеза «жжет ребенка».
В прошлом процедура омовения носила ритуальный характер, магическую, направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи. Обмывали два-три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка. На атрибуты омовения - горшок, воду, мыло, гребень - переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась «мертвой», ее выливали в угол двора, туда где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Такова была и участь глиняных горшков для омовении: их выносили в овраг, на «рубеж» поля, на перекресток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня, там их разбивали или просто оставляли. Цель этих действий - предотвратить возвращение покойника, чтобы он «не являлся» живым и «не стращал» их.
В настоящее время обмывание покойного совершается чаще всего в морге. Однако еще встречаются, особенно в деревнях, старушки-обмывалки. При одевании покойных провожающие их иногда испытывают затруднение в выборе цвета одежды, и чаще всего предпочитают темную дли мужчин и светлую - для женщин. Но интересно, что в средневековой России хоронили, как правило, в белом. Это можно объяснить не только влиянием христианства, которое связывало этот цвет с духовной, младенческой чистотой христианской души - душа уходит к Богу такою, какой пришла на землю при рождении. Белый цвет одежды умершего - это натуральный цвет домотканого холста, с древности основного материала одежды русского населения.
Вообще одежда умершей девушки и сами похороны были а России особенными. Это связано с народным пониманием сущности смерти. Смерть молодой девушки была редким событием. Она воспринималась не только как переход в новое состояние, новую форму бытия, уже загробного, но и как особый этап этого бытия, подобный земному. Смерть молодых незамужних и неженатых людей совпадала в земной жизни с брачным возрастом, с поворотным этапом в земной жизни - браком. Это служило основанием для сопоставления и совмещения погребального обряда со свадебным.
Не только у русских, у многих народов был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд, готовить ее к погребению, как невесту на свадьбу. На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.
Сейчас тоже встречается обычай хоронить молодых девушек в свадебном наряде, а на их поминках пить шампанское, имитируя несостоявшуюся свадьбу.
В настоящее время в обычае хоронить в новой, еще не носившейся одежде прослеживается отголосок верования, что новизна одежды умерших - синоним чистоты, безгрешности души, которая должна являться на тот свет чистой. Многие пожилые люди заранее готовят себе «смертный наряд».
Хотя сейчас, чаще всего в силу экономических причин, бывает, что хоронят и в старом - мужчин обычно в темном костюме, рубашке с галстуком, женщин - в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых тонов, но использование в качестве обуви специальных тапочек - явление повсеместное. Они входят в комплект похоронных принадлежностей (так же, как и покрывало, имитирующее саван) ритуальных бюро. Тапочки без твердой подошвы, как обувь, не предназначенная для носки, отражают вышесказанный обычай облачать покойного в «ненастоящую» обувь и одежду.
Пока готовили гроб, омытого покойника клали, на лавку, застеленную соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность. Гроб соответственно рассматривался как последний реальный дом умершего. Важным элементом собирания покойного на тот свет было изготовление гроба - «домовины», подобия настоящего дома. Иногда даже делали в гробу застекленные оконца.
В местностях богатых лесом старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева. Использовались разные виды деревьев, но только не осина. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким. Обычай делать из гроба имитацию постели сохранился повсеместно. Мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало. Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы, чтобы набить ими подушку.
Правила православного захоронения предусматривают класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и «рукописание» - написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника, а также свечи.
До сих пор сохраняется и легко объяснимый обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете.
Проводы усопших
Если первый этап традиционных русских похорон представлял собой сборы в дорогу в загробный мир, то второй этап являлся как бы началом этой дороги. Комплекс обрядов этого этапа (вынос тела, отпевание в храме, похоронная процессия на кладбище, захоронение возвращение родственников умершего в дом) многофункционален. Он включает как исполнение христианских требований, так и серию предохранительных магических действий, основанных на страхе перед умершим.
К первым относятся чтение и моления «на исход души». Хотя теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг, в православных семьях, а небольших городах и деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника. В тех случаях, когда не приглашается священник, Псалтирь или другие священные книги читаются верующими мирянами. Зачастую даже бывает, что ночные бдения старушек возле умерших ровесниц не сопровождаются чтением христианских текстов, а проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах - «я посидела у гроба, и у меня посидят».
Поныне устойчиво сохраняется такая деталь похоронного ритуала: сразу после смерти на полочку к иконам или на окно ставят стакан воды, накрытый куском хлеба.
На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, и иногда этот символический прибор ставится у символического места покойного за столом. Наиболее типичное объяснение этого - «душа находится до шести недель дома».
Истоки подобного обычая вероятно такие: это присущая всем древним верованиям пищевая жертва. В данном случае, правда, трудно определить, кому изначально - духу умершего, предкам, Богу или это откуп от злого духа. Сейчас этот распространенный, как и другие, элемент обряда является в большей степени средством облегчения утраты, снятия стрессового психологического состояния близких, поддержания убеждения, что, следуя традиции, они отдают умершему последний долг.
Один из элементов домашнего траурного ритуала - зажжение свечей в изголовье покойного, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на стопе, а перед иконами - лампады.
В настоящее время точные сроки выноса тепа, отпевания, похорон, согласные с церковными правилами, соблюдаются редко, и священнослужители, совершающие заупокойные требы, обычно не настаивают на точности. В народе же бытует мнение, что раньше двенадцати часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя.
В Опасность мертвеца для живых состояла в том, что он якобы может вернуться в дом и «увести» кого-либо из близких за собой. К мерам, оберегающим живых, следует отнести обычай выносить тело из дома нотами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу.
Известен и такой обычай, как «замещение места» покойного. На стол или стулья, на которых в доме стоял гроб, после выноса покойного садятся, а потом эта мебель на некоторое время переворачивается кверху ножками. Смысл этого обряда тот же, что и способ выноса гроба - препятствие возвращению покойника.
Обряд похорон имел определенный нравственно-этический аспект. При выносе тела умершего из дома в народе было принято громко плакать, открыто выряжая свое горе причитаниями. В них показывалась общественная оценка жизни покойного, проявлялась его репутация. Над гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственницы не плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к умершему. В плачах имело место воздействие на общественное мнение в отношении живых. «Вытье» считалось данью уважения и любви к покойнику. По числу воющих женщин (не родственниц) можно было определить, каковы были отношения умершего с соседями.
Порядок организации и следования похоронной процессии в различных регионах России в прошлом был в основном однотипен. Похоронное шествие возглавлял несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные.
При выносе покойника из дома в прошлом производился обряд «первой встречи», символизировавший тесную связь мертвых и живых. Он состоял в том, что человеку, который первым встретил на пути похоронную процессию, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы «первый встречный» помолился за умершего, а умерший в свою очередь первым встретил на том свете принявшего хлеб.
По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для кормления птиц, что служит еще одним подтверждением двойственного представления о посмертном бытии души в виде ее зооморфного образа или а виде бестелесной субстанции.
Похоронной процессии, по Церковному уставу, полагалось останавливаться только в церкви и возле кладбища, и, как правило, она останавливалась в наиболее памятных для покойного местах села, около дома умершего соседа, на перекрестках дорог, у крестов, которые в некоторых местностях так и назывались «покойничьими». Здесь часть провожающих останавливалась, далее следовали преимущественно родственники. Первоначальный смысл этого обряда, видимо, заключался в том, чтобы спутать следы, чтобы умерший не мог вернуться к живым, а впоследствии это истолковывалось как прощание умершего с теми местами, с которыми была связана его жизнь.
На современных похоронах иногда выполняется запрет - обычай не разрешает детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу. В прошлом запрет был обусловлен боязнью очередной жертвы в семье, страхом перед магической способностью умершего увести за собой в могилу кровного родственника. В настоящее время гроб чаще несут товарищи по работе, дальние родственники.
В целом обряд несения гроба сейчас значительно видоизменился по сравнению с прошлым. При общественно значимых похоронах, известных лиц, при большом стечении родственников, друзей, коллег покойного гроб стараются пронести на руках там, где позволяют условия, как можно дольше в знак уважения к памяти безвозвратно ушедшего человека.
Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом крышку гроба - узкой частью вперед, гроб с покойником. За гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.
Устоявшийся гражданский ритуал похорон определяет и состав похоронного шествия с элементами, невозможными в прошлом и в православном ритуале: траурная музыка духового оркестра, несение в шествии портрета покойного в черной рамке, несение подушечек с орденами и медалями, прощальные речи. Интересно отметить, что в наши дни часто встречается причудливое смешение гражданского ритуала с церковным. Например, установление на могиле одновременно и православного креста, и портрета умершего человека.
Похороны
Обряд погребения совершался до захода солнца, когда оно находится еще высоко, чтобы «заходящее солнце могло захватить с собой умершего»
Это, а также, например, опускание вместе с гробом в могилу церковных свечей, горевших во время отпеваний, не противоречит законоположениям православия. Также, как и существующее поныне последнее целование умершего близкими и родственниками, как и обычай со стороны провожающих бросить в могилу по горсти земли с пожеланиями: «Пусть земля тебе будет пухом». Впрочем, вместо этой фразы можно кратко помолиться: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное». Молитву эту можно совершать и перед тем, как приступить к очередному блюду во время поминок.
Был и кое-где остается такой архаический элемент обрядности, как обычай бросать в могилу мелкие деньги. Существовало несколько народных, истолкований этого обычая. Одно - как выкуп места на кладбище для умершего, что является дополнительным свидетельствам связи умершего с местом его захоронения - могилой, землей. Если не откупить места, покойник будет по ночам приходить к живым родственникам и жаловаться на то, что «хозяин» подземного мира гонит его из могилы. По другому варианту деньги клали, чтоб умерший мог купить себе место на том свете. По народно-христианскому истолкованию деньги, положенные в гроб или брошенные в могилу, предназначались для оплаты перевоза через огненную реку или для оплаты свободного прохода по мытарствам. Этот обряд сохраняет устойчивость и совершается независимо от того, к какой возрастной, социально-профессиональной группе принадлежал при жизни покойник.
Иногда на могилу бросают «слезовой» платочек. После того, как могила засыпана, на надмогильном холме устанавливают венки, в центре - цветы. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск, памятную доску с фамилией, именем, датой рождения и смерти.
Считается за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле ранее, чем через год после смерти.
Естественная для любивших и потерявших близкого человека трагедия прощания с ним на погребении сопровождается плачем, причитаниями женщин. Но мало кто представляет, что причитания типа «Ой, мамочка, на кого ж ты меня оставила...», «Что ты собрался так рано, муж мой любимый» содержат в себе элементы формул еще языческих намогильных причитаний, которым не менее двух тысяч лет.
Традиционное угощение кладбищенских рабочих-копателей, краткая поминальная трапеза на погосте с выпивкой «за помин души», с кутьей, блинами, с разбрасыванием остатков пищи на могиле для птиц (душ умерших) повсеместно существует и теперь.
В прошлом особым способом поминовения души была «тайная», или «потаенная», милостыня. Она обязывала соседей молиться за усопшего, при этом молящийся принимал на себя часть грехов умершего. «Тайная» милостыня состояла в том, что родственники умершего сорок дней раскладывали по окнам, крыльцам беднейших соседей (бобылок, стариков и т. п.) подаяние, хлебцы, блины, яйца, коробки спичек, иногда более крупные вещи - платки, куски ткани и др. Как и все поминки были жертвой, так и милостыня была жертвенной пищей. Помимо «тайной» милостыни, существовала явная, открытая милостыня - «в знак памяти» - раздача пирогов, печенья, сладостей нищим и детям у ворот кладбища. При отпевании также раздавали присутствующим по калачу и зажженной свече. Во многих местах каждому участнику поминок вручали по новой деревянной ложке, чтобы при еде этой ложкой вспоминали умершего. Для спасения грешной души делали пожертвование на новый колокол, чтобы он «вызвонил» погибшую душу из ада, или отдавали соседям петуха, чтобы он пел за грехи покойника.
Сейчас, помимо раздачи милостыни кладбищенским и церковным нищим, существует и особая форма милостыни-поминовения - раздача на похоронах некоторым близким платков. Платки эти полагается бережно хранить.
Траур и поминки
Траур, «тужение» по случаю потери кормильца, хозяйки держался всегда дольше, чем траур по старикам. И сейчас не утратило своего значения соблюдение траура по умершему: ношение темного платья, черного платка до 40 дней, частое посещение кладбища, запрет на развлечения и участие в светских праздниках и т. п. Нельзя не заметить, что и здесь происходит упрощение, размывание традиции. Более длительный срок ношения черного или темного платья (год и более) обусловлен тяжестью потери. Их носят чаще матери, потерявшие взрослых безвременно погибших детей.
До одного года иногда соблюдают траур также и вдовы. Дочери, похоронившие престарелых родителей, сокращают срок ношения траурной одежды до шести недель, а то и до одной недели. Мужчины надевают темный костюм только для участия в погребальном ритуале, а в последующем - не соблюдают внешних признаков траура.
В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом, умершего, выносят телевизор.
Традиционно в России похороны всегда завершались поминками, поминальным обедом. Совместная трапеза закрепляла похоронный обряд, была и остается его не самой печальной, а, напротив, иногда даже жизнеутверждающей частью.
Одновременно обряд нес идею исторической связи живых и мертвых, непрерывности жизни в чередовании поколений. Смысл поминок - пробуждение и поддержание памяти, воспоминания об умерших предках. В поминальном обряде всегда сохранялось воспоминание о том что умершие были когда-то живыми, и что воспоминание мыслилось как действие, в котором умерший воплощается и становится как бы его участником.
В народе прочно бытовало представление, что молитва облегчает участь грешной души за гробом, помогает ей избежать адских мучений. Поэтому родственники умершего заказывали в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении шести недель после смерти - сорокоуст. Кто победнее, тот заказывал сорокоуст читальщику, который в течение сороки дней на дому умершего читал канон. Имена умерших записывали в годовое поминовение - синодик.
В акте совместной поминальной трапезы сохранялась определенная знаковость обрядовых блюд: они имели скорее символический, нежели ритуальный характер. Этнический колорит прослеживается в наборе блюд, порядке их смены, времени проведения обрядовой трапезы. Основой рациона русских был хлеб. Хлеб в его разновидностях всегда использовался и в обрядовых целях. Поминальная трапеза начиналась и заканчивалась кутьей и блинами, их дополняли оладьи. На поминках использовались архаические виды пищи - кутья, каша, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления. Кутью в разных местностях готовили по-разному из зерен пшеницы, сваренных в мёду, из разваренного риса с сахаром и изюмом. В качестве поминального блюда употреблялась и каша (ячневая, пшенная), с которой у русских было связано представление об особой силе, заключавшейся в ней. Подача блюд строго регламентировалась. По последовательности блюд поминальная трапеза носила форму обеда. Первое - похлебка, щи, лапша, суп. Второе - каша, иногда жареный картофель. Закуски - рыба, студень, а также к столу подавались овсяный кисель и мед. В постные дни поминальный стол включал преимущественно постные блюда, в скоромные дни в состав блюд традиционно входили мясные щи и куриная лапша. Вино (водка) на поминках употреблялись, но не везде.
Из серии поминальных сроков кульминационным был сороковой день. Согласно народному объяснению, этот срок связан с тем. что в течение сорока дней душа умершего находится на земле. Бог не «определяет» ее ни в ад, ни в рай, ангелы носят душу умершего по тем местам, где покойник грешил, и душа его замаливает грехи. На сороковой день совершается Божий суд и душа покидает землю окончательно. По народному поверью, душа умершего на сороковой день «является» в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемого «отпуска» души, или «проводин». Если «проводины» не устроить, то покойник будет мучиться. В проводах души выражалась забота живых о загробной судьбе мертвых.
Особую роль в поминальном обряде играло полотенце - символ пути, указатель дороги домой. Обычно в углу дома у окна вешали полотенце, которое находилось там, а течение сорока дней оно предназначалось для души умершего, которая, по поверьям, сорок дней ходит по «своим местам» и, прилетая к дому, отирает полотенцем свое лицо.
Сейчас приобретает все большую масштабность посещение могил умерших на православные Праздники - Пасху и Троицу. Первостепенную роль во внецерковной стороне современной обрядности Пасхи играет совместная трапеза с умершими, восходящая к языческому жертвоприношению. На могилах (на тарелках, на бумаге) помещают приношения в разных наборах, например, несколько крашеных яиц, кусок кулича, яблоко, конфеты или раскрошенный кулич; очищенные яйца; или на столике у могилы пшено, несколько штук печенья. Иногда оставляют на могиле стаканчик спиртного «для покойника». Или же, если семья устраивает на кладбище импровизированную трапезу, стаканчик водки выливается на могилу.
На Пасху и Троицу принято ремонтировать, подкрашивать крест, памятник, оградку (весенний ремонт «дома покойного»), украшать могилу цветами. На Троицу особенно трогателен обычай использовать полевые цветы и венки из березовых веток, развешиваемых на крестах и оградках.Итак, в русском погребальном обряде, несмотря на печальный, порой даже трагичный характер его причины - смерти человека - сохраняется множество очень старых традиций, служащих объединению семьи и сплочению всего нашего народа, носителя древней и великой культуры.