Виды избирательных систем. Избирательная система и избирательное право в РФ: понятие и соотношение

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НА ВЫБОРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные избирательные системы, применяемые на выборах в Российской Федерации

Методики распределения мандатов на муниципальных выборах отличаются большим разнообразием. Хотя они все основаны либо на методе наибольшего остатка (методе Хэйра-Нимейера), либо на методе делителей Империали, во многих регионах эти методики модифицированы и предусматривают различные варианты коррекции на случай, если какому-либо из списков кандидатов, допущенных к распределению мандатов, не достанется ни одного мандата. При этом не во всех регионах методики свободны от ошибок.

На муниципальных выборах списки кандидатов чаще всего не разбиваются на территориальные группы. В то же время, в ряде регионов законы предусматривают такое разбиение, в основном для выборов в крупных городских округах.

4.5. Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система используется на российских муниципальных выборах чаще, чем полностью пропорциональная.

В основном применяется вариант, при котором половина (или около половины) депутатов избираются по пропорциональной системе, а остальные депутаты – по одномандатным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

Распространен также вариант, когда мажоритарная составляющая реализуется в виде многомандатных округов с числом голосов у избирателя, равным числу мандатов. Иногда мажоритарная составляющая реализуется в виде единого многомандатного избирательного округа, в этом случае число депутатов, избираемых по мажоритарной системе, существенно меньше, чем избираемых по партийным спискам. Такой вариант характерен для Республики Саха (Якутия); например, в Усть-Янском улусе 14 октября 2012 года избирались 10 депутатов по партийным спискам и 5 депутатов по единому пятимандатному мажоритарному округу.

5. Порядок назначения выборов и основные этапы избирательной кампании

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная кампания начинается со дня официального опубликования решения уполномоченного органа или должностного лица о назначении выборов и заканчивается в день представления избирательной комиссией , организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

5.1. Порядок назначения выборов

Различают основные, повторные и дополнительные выборы. Основные выборы проводятся по причине истечения срока полномочий соответствующего органа или выборного должностного лица, либо по причине досрочного прекращения полномочий данного органа или должностного лица (во втором случае они именуются досрочными выборами). Повторные выборы проводятся в случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися или их результаты были признаны недействительными. На дополнительных выборах избираются депутаты на мандаты, ставшие вакантными в результате досрочного выбытия депутатов, замещавших эти мандаты.

Выборы назначает орган или должностное лицо, уполномоченные на это законом. В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, а выборы Государственной Думы – Президент РФ. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» региональные выборы назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования.

Хотя в отмеченных выше положениях строго не говорится о том, что они относятся только к основным выборам, порядок назначения повторных и дополнительных выборов может отличаться. Так, в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» повторные выборы депутатов Государственной Думы назначает ЦИК России. В большинстве региональных законов повторные выборы уполномочена назначать избирательная комиссия, организующая выборы. В некоторых региональных законах на эту же комиссию возлагается и назначение дополнительных выборов.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором шесть лет тому назад был избран Президент РФ. В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (этот срок исчисляется со дня ее избрания).

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, – день голосования на указанных выборах.

У этого правила есть несколько исключений:

Ø в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (это положение не распространяется на досрочные выборы высшего должностного лица субъекта РФ, которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий);

Ø выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания;

Ø если основные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица проводились во второе воскресенье сентября и по их результатам соответствующий орган не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах;

Ø если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта РФ должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов указанные сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в предусмотренные законом сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются, в зависимости от их уровня, ЦИК России, избирательной комиссией субъекта РФ или избирательной комиссией муниципального образования.

Если соответствующая избирательная комиссия не назначит выборы в установленный законом срок, либо если такая избирательная комиссия отсутствует, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5.2. Основные этапы избирательной кампании

Период от официального опубликования решения о назначении выборов до дня голосования обычно делят на два больших этапа: этап выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов) и этап предвыборной агитации. Это деление довольно условное. Во-первых, в соответствии с законом, агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, то есть предвыборная агитация проводится и в период выдвижения и регистрации кандидатов. Во-вторых, регистрация разных кандидатов (списков кандидатов) может быть завершена в разное время.

Тем не менее, такое деление на этапы имеет определенный смысл, поскольку на первом этапе основное внимание всех участников избирательной кампании сосредоточено на вопросах выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов), а на втором этапе, когда уже определяется круг конкурентов, – на вопросах предвыборной агитации. Отметим также, что в соответствии с федеральным законом предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 28 дней до дня голосования, и это в значительной степени совпадает с началом второго этапа (дата окончания регистрации кандидатов и списков кандидатов определяется законом о конкретных выборах, но чаще всего это происходит примерно за месяц до дня голосования).

Предвыборная агитация прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Последний день перед днем голосования используется для подготовки к организации голосования.

В день голосования происходит голосование избирателей, затем начинается подсчет голосов на избирательном участке, который может занять также начало следующего дня. Далее в течение нескольких дней подводятся итоги голосования и определяются результаты выборов, затем регистрируются избранные лица.

Последний этап избирательной кампании – составление итоговых финансовых отчетов кандидатами, избирательными объединениями и избирательными комиссиями.

Введение:
В российской юридической и научной литературе используются два разных понятия
избирательной системы. Для их различия применяются два термина: «избирательная
система в широком смысле» и «избирательная система в узком смысле».
Понятие избирательной системы:
Избирательная система в широком смысле– совокупность правовых норм, образующих
избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм,
регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных
конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве.
Избирательная система в узком смысле –совокупность правовых норм, определяющих
итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: вид выборов, тип
избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, правила подсчета голосов и
т.д.
В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет
использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах
голосования могут быть разными.
Виды избирательных систем
Типы избирательных систем определяются принципами формирования
представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам
голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько
существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за
многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на
основе которых происходят выборы во всем мире..
Три основных вида избирательных систем:
1.
Мажоритарная (фр. majorité – большинство) избирательная система. Согласно
мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший
большее число голосов.
Существуют три разновидности мажоритарной системы:
абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;
относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое
число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от
всех голосов;
квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее
установленное большинство голосов. Такое установленное большинство
всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.
Пропорциональная избирательная система.
Это система формирования выборных органов власти через партийное
представительство. Политические партии и/или политические движения
выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих
2.

списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой
партией.
3.

Смешанная избирательная система.
Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган
власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной
системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.
4.
Гибридная избирательная система.
Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным
спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).
Избирательная система РФ
Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов
избирательных систем.
Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:


№ 19­ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
№ 51­ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации»
№ 67­ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации»
№ 138­ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
№ 184­ФЗ «Об общих принципах организации законодательных



(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации»
До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших
должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности
мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе
относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное
большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки
избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей,
принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по
единым для всех принципам.
При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется
мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из
кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда
проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.
При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная
избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального
образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и
мажоритарной системы относительного большинства.
С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной
системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет
избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина –

избирательный процесс выборы

В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.

Избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка определения результатов выборов. Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной системы. Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения результатов выборов. Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле. В узком смысле - это порядок определения результатов выборов.

В этом случае избирательную систему следует рассматривать как технико-процедурные нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.

Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации «Конституция Российской Федерации» "Российская газета", № 237, 25.12.1993.; федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253., "О выборах Президента РФ" Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, № 2, ст. 171., "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919., "О формировании Совета Федерации ФС РФ" Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ "О формировании Совета Федерации ФС РФ" (ред. от 21.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, № 32, ст. 3336., Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Виды избирательных систем в РФ

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность - система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919. повысил указанный минимум до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

Мажоритарная система абсолютного большинства - система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.

Преодолевается нерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов (повторное голосование). Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, № 2, ст. 171. предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы / П. В. Нудненко // «Конституционное и муниципальное право». - 2009. - № 5..

В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.

Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации". Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.

Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.

К этой же группе систем относится кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может распорядиться своими голосами трояким образом: либо отдать все их одному кандидату, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий - другому, либо раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц, в которой избиратели хорошо знают своих кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет Прудников А. Избирательное право / А. Прудников, К. Гасанов. - М. - 2010. С. 416..

Система единственного передаваемого голоса. Эта система позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако она сложна в плане определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д. При определении результатов голосов подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимого большинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки Шевчук Д. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации / Д. А. Шевчук. - М. - 2011. С. 384..

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов - по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков.

Применение подобной системы предусматривается и при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидато Веденеев Ю. А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации / Ю. А. Веденеев // «Журнал российского права». - 2009. - № 6.в.

Избирательные системы представляют собой главный демократический механизм образования власти. Формирование этого механизма происходило в течение достаточно длительного времени.

Избирательные системы - это специфические политические институты. Они связаны с устройством выборов. Избирательные системы предусматривают определенные способы осуществления голосования и определения итогов. Кроме того, они связаны и с распределением между партиями депутатских мест.

Все избирательные системы включают в себя определенные компоненты. Среди них следует отметить:

  1. Этот элемент отражает систему норм права о порядке выборов. Это (в узком смысле) политическая возможность гражданина избирать и быть избранным. В широком смысле это понятие отражает содержание соответствующих законов и прочих актов.
  2. Избирательный процесс. Данный элемент характеризует комплекс действий, которые совершаются при выборах.

В избирательном процессе предусмотрены особые стадии:

  1. Подготовительная. По ходу этого этапа осуществляется регистрация и учет голосующих, назначение даты голосования.
  2. Регистрация, выдвижение кандидатов.
  3. Финансирование выборов,
  4. Голосование, определение результатов.

Избирательное право в условиях предусматривает обязательное исполнение некоторых принципов. К ним в частности относят:

  1. Равенство. Этот принцип указывает на наличие равных прав у всех депутатов в процессе выборов, равные финансовые и другие возможности. При этом каждый избиратель одинаково воздействует на результат голосования в целом.
  2. Всеобщность. Этот принцип указывает на наличие у каждого возможности участвовать в выборах и быть выбранным. Избирательная система России предусматривает два ценза - возрастной и ценз гражданства. Так, в выборах как избиратели могут участвовать граждане с восемнадцати лет, а в качестве избираемых - с двадцати одного года. Прочие ограничения (по имущественному статусу, половому или образовательному признаку) практически нигде в мире не действуют.
  3. Тайное голосование. Этот принцип указывает на право избирателя не сообщать о своем выборе. Таким образом, обеспечивается возможность свободно изъявлять свою волю и исключается давление на избирателя.
  4. Непосредственность. Этот принцип указывает на то, что гражданин отдает свой голос непосредственно за депутата, а не за лицо (выборщика), которое впоследствии будет отдавать свой голос за кандидата. Избирательная система США, однако, данный принцип не предусматривает в процессе выборов президента страны.
  5. Состязательность. Данный принцип отражает наличие альтернативы в процессе голосования. Избиратель при этом имеет право на выбор. Кроме того, никто не может создавать препятствий для других кандидатов к участию в голосовании.
  6. Гласность. Этот принцип указывает на возможность общественности обеспечивать контроль над проведением выборов. Проявляется этот принцип в присутствии на участках независимых наблюдателей.
  7. Свобода выборов. Речь, в данном случае, идет о добровольном участии гражданина в избирательном процессе. При этом никто не может оказать на человека давления.
  8. Ограниченность срока выборов. Этот принцип указывает на то, что нельзя отложить либо перенести, если для этого не установлены веские причины, соответствующие законодательству.

К основным типам избирательных систем относят:

  1. Мажоритарную. В данном случае действует принцип "большинства". Избранным становится кандидат, за которого отдано наибольшее количество голосов.
  2. Систему относительного большинства. В данном случае избранным считается депутат, который набрал простое большинство. При этом для победы может быть достаточно меньше половины голосов.
  3. Абсолютного большинства. В данном случае избранным считается депутат, который набрал пятьдесят процентов плюс еще один голос. Такая система характерна для России и Франции.
  4. Пропорциональную. Данная система предусматривает, что каждая выдвигаемая партия получает количество мандатов, которое пропорционально поданным за нее голосам на выборах.
  5. Смешанную (мажоритарно-пропорциональную) систему. При распределении мандатов в данном случае используются элементы мажоритарных и пропорциональных выборов.

Таким образом, становится ясно, что типов избирательных систем достаточно много. И разбираться в этом вопросе должны не только политики, но и обычные граждане.