Воробьевский незримые старцы. Невидимые старцы горы афон: нас здесь семеро

Невидимые старцы Афона: аскеты, которые отслужат последний молебен перед концом света

Святая Гора Афон, несмотря на внешнюю простоту монашеской жизни, остается местом, окутанным множеством тысячелетних тайн и легенд. Одной из таких тайн является предание о невидимых старцах Афона.

Одно из упоминаний о незримых насельниках Святой Горы встречается в записях библиотекаря скита Старый Руссик отца Пантелеимона (XIX в.). В записях сказано, что в 1835 году после освобождения греков от турецкого ига, в лесах Афона несколько охотников ловили диких коз. Вдруг им повстречался нагой старец, который вышел из пещеры. Оторопевшие охотники попросили у старца благословение. «Бог благословит», - ответил старец и стал расспрашивать охотников о том, чем живет Святая Гора и ее насельники. Они отвечали ему, что после освобождения от ига греки живут спокойно, но старец удивился, так как ничего не знал о войне: «Нас здесь семеро, и мы никуда не ходим и ничего не слышим», - говорил старец.

О своей встрече охотники поспешили рассказать инокам скита Святой Анны. Братия пустилась на поиски аскетов и тщательно обследовала то место, где произошла чудесная встреча, но ни старцев, ни пещеру иноки так и не смогли найти.

Но монахи Святой Горы искренне верят в то, что невидимые старцы существуют и непрестанно молятся за весь мир. Кто-то говорит, что их семеро, кто-то называет число девять или двенадцать, но все сходятся во мнении, что в самых отдаленных уголках Афона у вершины горы действительно живут аскеты, которых редко кому удается увидеть. Бывает, что старцы по своему желанию являются молодым, наивным монахам или благочестивым паломникам.

Вот как рассказывает о своей встрече с невидимым аскетом преподобный Паисий Святогорец.

«Когда в 1950 году я в первый раз попал на Святую Гору, случилось мне по пути из Кавсокаливии в святую Анну заблудиться. Вместо того чтобы пойти к скиту святой Анны, я пошел по тропинке, которая вела на вершину горы Афон. Пройдя достаточно большой отрезок пути, я понял, что поднимаюсь вверх, и начал искать дорогу, чтобы вернуться. Пока я искал обратный путь и просил Божию Матерь помочь мне, внезапно предо мной предстал какой-то отшельник, лицо которого излучало свет.

На вид ему было лет семьдесят, и по одеянию его можно было заключить, что он никогда не общался с людьми. На нем был подрясник из парусины, весь выгоревший и изодранный. Дыры на подряснике были стянуты деревянными прутиками, с помощью которых крестьяне обычно скрепляют дырявые мешки, когда у них нет мешочной иглы и бечевки. С ним был кожаный мешок, тоже выцветший и в дырах. На шее у него была толстая цепь, на которой висела коробочка. В ней, по всей вероятности, находилась какая-то святыня.

Не успел я и рта раскрыть, как он мне говорит: «Дитя мое, эта дорога не в святую Анну», - и показал мне нужную тропинку. По всему было видно, что передо мной стоял святой. Я спросил у пустынника: «Где ты живешь, старче?» Он мне ответил: «Здесь», - и указал на вершину Афона. После этого я взял у него благословение и пошел по указанной мне тропинке, которая вывела меня прямо к святой Анне. После этого в мыслях я постоянно возвращался к светлому сияющему лику отшельника», - вспоминал Паисий Святогорец.

Среди монахов Афона существует предание, что перед Вторым Пришествием Спасителя и Страшным Судом в часовне Преображения Христа на Святой Горе незримые старцы отслужат последнюю Божественную литургию.

Наверняка многие из читателей этой статьи слышали или читали различные истории о невидимых отшельниках Святого Афона.

Некоторые называют их «невидимыми отшельниками», другие — «обнаженными аскетами,» третьи — «старцами — невидимками».

Но все имеют в виду одно: все они говорят о существовании небольшой группы аскетов (кто говорит о семи, кто о двенадцати членов группы), которые живут в самых отдалённых и недоступных местах Святого Афона и их практически никто не может увидеть.

«Старцы — невидимки» могут явиться только тем, кому они захотят явиться, в основном простым и наивным монахам или какому-нибудь набожному и благочестивому паломнику, ведущему чистый и христианский образ жизни.

Здесь уместно было бы представить некоторые сноски современного писателя — монаха (из книги преподобного Иосифа Дионисата: «Старец Арсений Пещёрский", 2002 г.) об этих таинственных аскетах, который описывает их следующим образом: «Обнаженные аскеты — это группа аскетов — их число семь (по другим данным — двенадцать), которые живут в крайне суровых условиях, единственная их задача — это непрестанная молитва за весь мир. Они пользуются особой милостью Господа, чтобы жить бездомными и голыми, а также быть невидимыми для людских глаз».

Аскеты, получившие от Бога дар становиться невидимыми — древнее и самое загадочное предание Святой Горы.

На пустое общение у них нет ни минуты. Говорят, что пока они держат даже во сне, свою постоянную самодвижущуюся молитву, мир стоит на своем месте. Когда же наступят последние времена, они поднимутся на вершину Афона в маленький храм Преображения Господня. Там и отслужат последнюю литургию перед Концом Света.

Так гласит предание.

Предание об этих аскетах сохранилось на протяжении последних двухсот лет, оно передаётся из поколения в поколение в среде Афонского монашества и аскетизма. Да и не только здесь, но и во всём Православии... Я разговаривал со многими старцами Святогорцами из различных скитов, живущих в монастырях, в кельях, с отшельниками... В своих беседах я не раз затрагивал тему существования невидимых обнаженных аскетов, мне довелось услышать много поверий о том, что и сегодня существует такой вид отшельничества. Я встречал очень простых и добродетельных монахов, активистов и старейшин, которые горячо верят в существовании этой традиции и преданий. Им хорошо известно, что существуют сегодня на Афоне такие отшельники, которые живут в труднодоступных и непроходимых местах, живут примитивно, просто, питаются тем, что Бог пошлёт, а выживают каким-то чудесным образом. Об этом рассказал мне один благочестивый Афонский старец. Он сказал, что он знает несколько таких тайных отшельников, которые живут в самых высоких местах в жёстких и суровых условиях и, что Божественное провидение заботиться чудесным образом об их жизни и нуждах.

Он рассказал о том, как днём и ночью они беспрестанно молятся стоя, отказывая себе в пище и отдыхе. Чтобы не заснуть и не упасть — после полуночи — привязывают себя верёвками, в буквальном смысле свисают с балок. Старец не захотел показать мне месторасположение аскетов, ни продолжить разговор на эту тему. Некоторые монахи и сегодня говорят о существовании группы из семи подвижников, которая периодически пополняется новыми членами. Когда кто-то из них покидает «сей мир», какой-то добродетельный Афонский монах присоединяется к ним и их снова становится семь.

Существует предание, которое говорит о том, что семеро отшельников (некоторые говорят о двенадцати) исполнят последний молебен на вершине горы Афон в часовне Преображения Христа. Это произойдёт перед Концом Света, то есть когда придёт время Второго пришествия Иисуса Христа. Эти семеро (или двенадцать) отшельников не узнают смерти, они духовно преобразуются, перейдут в другое временное измерение. Их тела станут нетленными и бессмертными. Конечно, есть и такие, которые считают предание о «невидимых отшельниках» очередной легендой.

Рассказы Афонских монахов о невидимых отшельниках

Диакон Силуан Левкадский

"С самого начала мы хотели бы уточнить, что идёт речь о реальном событии и этот духовный опыт является непревзойденным как для нас, так и для тех, кто живёт в «Саду Пресвятой Богородицы. Это является одним из многих свидетельств, которые, возможно, не в силах подтвердить легенду о невидимых отшельниках и келиотах на Святом Афоне, главное, оно является верным свидетельством жития афонских отцов, продолжающих аскетические традиции Православной Церкви.

Два года назад монастырь Святого Ксенофонта предоставил нам древнюю и заброшенную келью Святого Пророка Даниила и Его Троих детей. Это келья расположена в уединенном местечке на горе к востоку от монастыря Ксенофонт и к северу от Скита Ксенофонт. Рядом с нашей кельей не было ничего другого, как разрушенной временем кельи Святой Троицы, в общем не было ничего такого, что бы свидетельствовало о присутствии человека. Единственное что мы видели из своего окна — это купола монастыря Ксенофонт, построенного в устье ручья, который находился довольно далеко от кельи. Тот, кому удастся посетить двор пророка Даниила, откроет для себя впечатляющий вид на все восточные ущелья, которые являются Дохиарской границей до запада — до самого Эгейского моря. Тишина и спокойствие — вот что характерно для всякой кельи на Афоне, и только во время весны и лета эта тишина прерывается непрерывным пением соловьев и других певчих птиц.

Таким образом, будучи гостями монастыря Ксенофонт, мы стали временными жильцами этой священной кельи. Наше путешествие продлилось несколько дней, но само пребывание на Святой Горе было для нас большим благоговением и мы все чувствовали, что находясь здесь, на Святом Афоне, мы приобретём такой непревзойдённый духовный опыт, который останется нам на всю жизнь.

Но начнем рассказ с самого начала.

21 апреля 2010 года (по старому календарю), перед престольным праздником монастыря Ксенофонт, в день святого Великомученника Георгия, мы собрались в келье Пророка Даниила. Это было перед полуднем, после краткого отдыха и после того как мы разложили свои вещи. Наш старец предложил пойти нам немного прогуляться. Мы сошли по крутому спуску, и вскоре оказались в тупике, начинавшийся на первом повороте к Дохиарскому монастырю.

Вечерело. В какой-то момент один из парней нашей группы, желая измерить глубину ущелья, находившегося впереди нас, бросил в него три достаточно больших камня. Двое мирян, которые находились вместе с нами на тот момент, не упустили возможности подшутить над этим легкомысленным поступком, отметив, что камень может нарваться на какого-то отшельника — аскета. Старец, пропустив комическую сторону вопроса, рассказал о предании о существовании невидимых отшельников и аскетов, приводя примеры различных случаев, оставив каждому из нас свободу выбора в принятии или нет этого Афонского предания о невидимых отшельниках, живущих в дебрях Афона.

Когда мы вернулись в свою келью, уже было темно. Мы попробовали включить дизельный генератор, но, несмотря на все наши усилия, машина не заработала, поэтому, нам пришлось обойтись свечами и керосиновой лампой (позднее мы подумали о том, что это не было случайным фактом).

Наступила глубокая ночь, но хорошо были видны звёзды, несмотря на легкие облака на небе, и соловьи приостановили своё непрестанное пение.

Настала необычайная полночная тишина. Наш старец удалился в свою келью, а остальные три человека сидели перед дверью своей кельи и тихо вели небольшую беседу. Во время разговора, один из них вдруг стал различать какой-то голос, далекий и неопределенный, но, не желая прерывать собеседника, не придал этому особого значения. Но так как отголосок исходил всё с большей силой, один из собеседников несмело прервал разговор и спросил: „Вы слышите?“. После того, как мы стали внимательно прислушиваться, мы стали различать глухой отголосок, который исходил из глубины ущелья. Это был восторженный мужской голос, который почти вскрикивал в ночной тишине и непрестанно твердил: «Слава тебе Господи!», «Господи, Спаси этот мир!».

Он непрерывно повторял это вслух, добавляя при этом другие слова, которые из-за приличного расстояния нельзя было разобрать.

По интонации голоса мы поняли, что его молитва была благодарением и хвалой Богу, а также молением о пощаде и прощении. Эти возгласы вскоре услышал и другой мирянин из нашей компании. И вот мы все втроём с неподдельным восторгом и удивлением стали слушать человека, который находился неизвестно где и прославлял Господа всем своим существом. Мы быстро известили нашего старца, который и раньше слышал этого незнакомца, восхвалявшего Господа. Через некоторое время незнакомец ненадолго притих.

Монах Святой Горы Афон

Мы все удалились в свои кельи. Мы были в замешательстве, мы не знали как воспринять это неожиданное явление и, изнемождённые, быстро заснули. Заснули все, кроме старца, который сидел на балконе, ожидая вновь услышать молитву неизвестного. И действительно, буквально через полчаса старец вновь его услышал. На этот раз он пел вслух пасхальные гимны. А то, что смог различить старец — это тропарь первой оды Пасхальной «Очищая свои чувства» и другие молитвы, такие как: «Господи! Сохрани Мир» и другие.

На следующий день мы все смотрели в ту сторону, откуда исходил вчерашний голос, пытаясь выяснить точное место пребывания этого человека.Но вскоре мы поняли, что это напрасный труд, мы отказались от дальнейших попыток. Но внутри нас осталось любопытство, хотелось узнать, есть ли где-то здесь ещё кельи или какие-то либо жилищща, которые, возможно, мы не замечали раньше.

Мы пошли в монастырь на праздничное богослужение в честь Святого Великомученика Георгия, где наш старец встретил отца Серафима, который хорошо знал местность и очень любил Пророка Даниила. Старец спросил его, если где-то рядом с нами какая-либо другая келья и рассказал ему о вчерашнем событии. Отец заверил нас, что не только нет никакой кельи, но и присутствие человека там невозможно, хотя бы из-за чрезмерно густой растительности и недоступности этой местности.

После этого случая в душе каждого из нас запечатлилась память об этом, человеке, находящемся в крайнем одиночестве, не ведавшем о нашем присутствии, который взволнованно воспевал и благодарил Всевышнего Бога. И даже если это и не был невидимый отшельник, эта простая сердечная молитва в ночи, в середине леса, возвестила нас о возврашении Господа нашего.

Хотелось бы добавить, что если бы генератор работал той ночью, мы ничего этого не услышали бы.И вот, что парадоксально — на следующее утро генератор -то заработал!

Вот такое чудо или необыкновенное происшествие случилось с нами во время нашего последнего визита на Святую Гору. И я повторяю: мы изложили факты такими, какими они были на самом деле...

Примерно около 1835 года, через пять лет после освобождения Греции от турок, несколько сердаров* отправились в лесистый район Великой Лавры для охоты на диких коз. Как-то утром они неожиданно увидели недалеко от одной пещеры почтенного старца, совершенно обнаженного.

На фото: Святая Гора Афон, 04.05.2014

- Благослови, отче, - сказали они.

- Господь благословит! - ответил он и начал расспрашивать их о Святой Горе Афон: что на ней происходит, как живут монахи и т.п. Они ответили, что кругом большое спокойствие после освобождения от турецкого ига и поражения турок.

- Кто такие эти турки и что это за восстание греков? - спросил пустынный старец.

- Ты не знаешь, старче, что мы, православные греки, пролили свою кровь за освобождение от турецкого ига?

- Нет, чада мои. Я ничего об этом не знал. Нас здесь семеро, и мы никуда не ходим и ничего не слышим, - ответил этот земной ангел и небесный человек.

Охотники взяли у него благословение и, пораженные, поспешили сообщить о своей встрече отцам и братиям скита Святой Анны. Отцы тотчас бросились на поиски пустынников.

Многие из них собрались и вместе с сердарами поднялись на Афон, тщательно исследуя весь тот район, чтобы найти пещеру и этого удивительного старца. Но ни пещеры, ни старца они не обнаружили.

Невидимые старцы Святой Горы Афон (из рассказа прп. Паисия Святогорца)

Встреча прп. Паисия Святогорца с одним из отшельников, живущих тайно на вершине Святой Горы Афон.


На фото: афонский подвижник рядом с вершиной Святой Горы Афон

«Когда в 1950 году я в первый раз попал на Святую Гору, случилось мне по пути из Кавсокаливии в святую Анну (cкит святой Анны находится на юго-западном побережье Святой Горы и подчиняется монастырю Великая Афонская Лавра - прим.) заблудиться.

Вместо того чтобы пойти к скиту святой Анны, я пошел по тропинке, которая вела на вершину горы Афон. Пройдя достаточно большой отрезок пути, я понял, что поднимаюсь вверх, и начал искать дорогу, чтобы вернуться. Пока я искал обратный путь и просил Божию Матерь помочь мне, внезапно предо мной предстал какой-то отшельник, лицо которого излучало свет.

На вид ему было лет семьдесят, и по одеянию его можно было заключить, что он никогда не общался с людьми. На нем был подрясник из парусины, весь выгоревший и изодранный. Дыры на подряснике были стянуты деревянными прутиками, с помощью которых крестьяне обычно скрепляют дырявые мешки, когда у них нет мешочной иглы и бечевки. С ним был кожаный мешок, тоже выцветший и в дырах, стянутых тем же способом. На шее у него была толстая цепь, на которой висела коробочка. В ней, по всей вероятности, находилась какая-то святыня.


На фото: преподобный Паисий Афонский (Святогорец)

Не успел я и рта раскрыть, как он мне говорит: "Дитя мое, эта дорога не в святую Анну", - и показал мне нужную тропинку.

По всему было видно, что передо мной стоял святой.

Я спросил у пустынника:

Где ты живешь, старче? Он мне ответил:

Здесь, - и указал на вершину Афона.

Я был измучен поисками старца, который мог бы дать мне духовный совет, а потому даже забыл, какое тогда было число и день недели. Спросил об этом пустынника, и он мне ответил, что была пятница. Затем он вытащил маленький кожаный мешочек, в котором оказались палочки с нарезами, и, посмотрев на них, сказал, какое тогда было число. После этого я взял у него благословение и пошел по указанной мне тропинке, которая вывела меня прямо к святой Анне. После этого в мыслях я постоянно возвращался к светлому сияющему лику отшельника.

Позже, когда мне рассказали, что на вершине Афона живут двенадцать (другие называли число семь) отшельников, у меня возникла мысль, не был ли тот, кто повстречался мне, одним из них. Я рассказал о происшедшем опытным старцам, и они подтвердили: "Да, это, должно быть, один из преподобных отшельников, живущих тайно на вершине Афона"».

*сердары - особые стражи Святой Горы Афон, следящие за порядком. На их пилотках обычно написано «А.О.» («Полиция Святой Горы»).

», по которой и был снят этот #православный #фильм : «Дело было вдалеке от Афона. В одном маленьком и бедном молдавском монастырьке пожилая #монахиня показала молодому паломнику старую гравюру. Остроконечная гора, а от нее исходят сияющие лучи. Это излучение афонской святости как будто коснулось тогда его сердца… #Старец кельи Кукувино #иеродиакон Силуан рассказывает нам о своем пути на Афон и время от времени поглядывает на вершину. #Гора из окна его кельи – как на ладони… Она красива – на ее подножие словно наброшена медвежья шкура побуревшего осеннего леса; из этой «шкуры» вырывается белый мраморный пик, лучи утреннего солнца делают его теплым, розовым. Но вот - откуда ни возьмись – появляется маленькое облачко. Оно растет, цепляется за острие Горы. Останавливается. Начинает клубиться. Ну-ка, ну-ка! Наводишь объектив видеокамеры, приближаешь картинку, смотришь – и не можешь оторваться. Облака то струятся по стремнинам наподобие каких-то невиданных молочных рек, то наслаиваются одно на другое, застревая на пике. Потом ветер сносит наконец этот многослойный пирог, и он величаво плывет над морем. Мощная #красота вершины кажется неприступной. Необитаемой. Однако это не так. Мы сами только что спустились оттуда и наверняка сейчас цепочка неведомых нам паломников трудолюбивыми муравьями ползет вверх… Но где-то там, в скалах, есть и другие обитатели. Их называют незримыми старцами. В конце XIX века библиотекарь Пантелеимонова монастыря отец Пантелеимон записал некоторые свидетельства о них. Где-то около 1835 года #охотники ловили диких коз под Афоном. Однажды на заре, проходя по стремнинам, наткнулись на одного нагого старца, вышедшего из почти незаметной пещеры. Удивленные необычной встречей, они завели разговор: - Благослови, отче. - Бог благословит. - Как поживаешь? - Благодарение Господу, - ответил старец и спросил: - Как пребывает Святая Гора? - Благополучно после поганых турок. - Каких турок? - спросил старец. - Как каких? Тех, кои жили на Афоне, вследствие восстания греков. - Какого восстания? - Разве ты не знаешь, что мы, #православные , 10 лет проливали кровь свою, чтобы свергнуть иго турецкое? - Нет, не знал. Нас здесь семеро, - мы никуда не ходим, и не знали об этом. Придя потом в скит святой Анны, охотники рассказали там о виденном. Тогда собрались многие #отцы , и, позабыв про старость и немощи, подняв свои мантии, бегом пошли искать старца. Но – безрезультатно. Говорили, что это те самые сокровенные #подвижники , числом семь, коих причащал известный духовник Христофор, живший в Яннокопуло. Несколько десятилетий спустя отец Арсений, лесничий Великой Лавры, встречал некоторых сокровенных старцев, но об их местожительстве он никому не хотел сказать, сколько его не убеждали. Лишь однажды нарушил он тайну». - Братья и сестры! ☨ Пожалуйста, минутку внимания! Все свои

14.08.2013
«Незримые старцы»

Вчера в ДКиС краевого центра открылась православная выставка-ярмарка. Среди ее гостей - известный православный писатель Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ, который проведет серию творческих встреч с читателями. Одна из них будет посвящена новой книге об афонских старцах. Она является плодом пятнадцатилетних поездок на Святую Гору и называется «Незримые старцы». Фрагмент из нее предлагаем вашему вниманию.

ВОЛЬНАЯ БОРЬБА
Еще Паисий Святогорец говорил о пятидесяти монахах, сосудах Духа Святаго, которые неприметно подвизаются в афонских обителях. Они несут свой подвиг в крайнем смирении. Порой и не догадаешься, кто из братии этот самый старец. Он ведь может не иметь седой бороды или всеобщего почитания. Он незаметен. Заботится о том, чтобы имя его вдруг не прозвучало слишком громко.
На Святой Горе, породившей целый сонм угодников Божиих, есть икона «Собор афонских святых». Она знаменательна. В первых рядах святые, чьи имена известны и написаны тут же, на иконе, а за ними за их головами сонм нимбов, не имеющих имен. Ликов не видно...
Бороться до смерти
Пятнадцать лет назад в болгарском монастыре Зограф я познакомился с молодым монахом Антонием. Сохранилась фотография, сделанная в притворе соборного храма. Мы стоим рядом, а на фреске Святой Георгий Победоносец целит копьем куда-то позади моего левого плеча...
Как я понял тогда, монах Антоний имел такой помысел уйти спасаться в пустыню. Уже позже мне стало известно о его прибытии на Святую Гору. Первым делом вместе со своим другом Константином он оправился к известному старцу папе Яннису. Просить благословение на отшельничество. Тот сказал: иди в болгарской Зограф. Кто претерпит в монастыре до конца, обретет венец великомученика Георгия. Иди и жди. Скоро из России приедет маленький Рафаил, он тебя утешит...
Какой еще «маленький Рафаил»?
Вскоре шел 1999 год - Антоний узнал, что на Афоне появилась новая русская братия. Быстро побежал к ним. Сначала увидел представительного монаха с окладистой бородой.
- Ты Рафаил?
- Нет. Отец Рафаил, вот он.
И Антоний увидел старчика. Маленький! Точно как папа Яннис сказал. Молодой болгарин аж запрыгал от радости. Нашел Рафаила, встретил его!
О том, есть ли старцы, спрашивают часто. Старцы есть, вот послушников не хватает. Отец Антоний был готов к послушанию.
К иеромонаху Рафаилу (Берестову), в зографскую келью апостола и евангелиста Иоанна Богослова, на исповедь, за духовным советом, зачастил тогда не только Антоний. Стали приходить сюда и другие молодые иноки из болгарского монастыря. Мы сами видели это необычное многолюдие рядом с убогой обителью.
«Монах Антоний юродствовал, - вспоминает отец Рафаил. Вид у него был странный. Носил одежду шиворот-навыворот, швами наружу. Глубоко на глаза надвигал камилавку и тогда смотрел на собеседника как бы исподлобья. Ботинки его всегда «просили каши», но он словно не замечал этого.
Когда надо было, чтобы он поехал с братией в Салоники, его одевали поприличнее. Стеснялись, что он имеет такой вид. Когда ему расчесывали волосы или подтягивали ремень, конец которого висел как сабля, отец Антоний смирялся. А ему еще тащили куртку и обувь поновее.
- Почему ты так одет? - спрашивал я его.
- Я смеюсь миру.
- А не смеется ли враг над тобой?
- Нет, я смеюсь миру...
Еще он как-то сказал:
- Отец Рафаил, я так люблю Христа! Я так люблю Христа!
С таким чувством это было сказано, что я подумал: да, а у меня нет такой любви»....
Можно сказать, что отец Антоний избрал путь благодарения. Он за все благодарил Господа, потому-то, наверное, и был так радостен.... Да, мы все время клянчим у Господа каких-то придуманных благ, а за очевидное благо благодарить забываем. И еще удивляемся, почему остались у разбитого корыта!
Несмотря на молодые годы, ему был дан дар рассуждения. И дело не в том, что он много прочел, хотя книги у него были везде на столе и на стуле, на кровати и под кроватью, в карманах, за пазухой и даже в камилавке. Дело не в том, что он закончил Софийскую духовную академию и знал семь языков. Понимание сути вещей и объем знаний - разные вещи....
Когда среди старцев Зографа возникали какие-либо споры, принимавшие порой, мягко говоря, весьма бурный характер, игумен говорил: позовите блаженного! Приглашали отца Антония, и он на удивление быстро прекращал разногласия. С его словами соглашались все. Несмотря на молодость, он входил в совет старцев обители. Был даже некоторое время экономом, но недолго: начал все раздавать по доброте душевной. Вообще же его послушание было делать свечи для храма.
«Однажды, - рассказывает его духовник, - он пришел ко мне и огорошил:
- Отец Рафаил, я скоро умру. Плохо с сердцем.
- Да что ты говоришь такое? Есть врачи, подлечат тебя с Божией помощью.
- Нет. Прошу тебя, постриги меня в схиму.
Я засомневался, а он добавил.
- Есть благословение нашего игумена.
...Когда на постриге он полз и потом лежал у ног моих, я всем сердцем почувствовал трагичность и величие происходящего.
Он лежал.
- Антоний, вставай!
Он обнял мои ноги и зарыдал.
Ком подкатил к моему горлу, я еле сдержался, чтобы не заплакать
В мантию он был пострижен во имя Антония Великого, а в схиму - во имя Антония Киево-Печерского. Когда новопостриженный схимник стоял в алтаре, я увидел, что над ним сгустился столб какой-то черноты. Самого его почти видно не было. Совсем близко враг подошел! Отец Антоний сказал: благослови, отче, бороться с ним до смерти!
Через два месяца после пострига, отец Антоний ночевал в Карее, на зографском подворье... Его нашли мертвым утром, в день памяти преподобного Досифея. Он погиб, не выпустив четок из рук, этого духовного меча монаха. До смерти продолжая победную борьбу...»
Именно победную. Ведь когда упал человек с остановившимся сердцем, это еще не все. Последняя схватка предстоит ему на воздушных мытарствах. «После смерти Антония, - продолжает отец Рафаил, - в начале литургии, когда я кадил в храме, вдруг услышал его энергичный и твердый голос. Он отвечал бесам, пытавшимся уловить душу схимника. И чуть позже: «Отец Рафаил, отец Рафаил! Это я, Антоний. Я спасся! Я в раю»...
Сильные сражаются с диаволом
Афонский иеромонах Авель знал Антония в миру Тодора - еще по Болгарии. «Он был талантлив во всем, и когда отец, в прошлом спортсмен, привел его заниматься вольной борьбой, сын стал бы-стро делать успехи. Заслужил звание мастера спорта, побеждал на международных соревнованиях. Но уже тогда у него появилось понимание, что не пьедестал почета, а престол Всевышнего должен приковывать все внимание христианина. Отец был очень разочарован, когда Тодор оставил спорт и начал заниматься на богословском факультете. За то, что он всегда таскал с собой целую торбу книг, студенты называли его Тошку Торба»....
Отец Авель замолкает. Вспоминает. Я задаю вопросы. Мой собеседник отвечает не сразу. Кажется, он не оставляет молитву и во время разговора. В руках бегут четки.
Мы снова переносимся в Болгарию: «Мать будущего святогорца, которая и сына привела к Богу, была глубоко верующим человеком, но страдала одержимостью. Господь попустил ей эту духовную брань, дабы тело страдало, а душа спаслась. Она работала учительницей, и иногда даже во время уроков чей-то грубый, как бы мужской голос начинал вещать ее устами. Господь с детства открыл будущему афонскому иноку страшную реальность. Опыт познания демонического мира. Опыт этот дан был настоящему борцу. Уже тогда, в юности, возник у него дерзновенный помысел посвятить себя духовной брани. Его ждало не спортивное баловство, а настоящая вольная борьба. Склонил свою волю к добру - выходи на схватку со злом.
Уже став святогорцем, Антоний в полной мере осознал мощь врага. У него была великая воля к борьбе, и Господь попустил демону нападать на монаха. Иеромонах Авель рассказывает, что иногда на того находило странное оцепенение. Он напряженно дышал и даже не мог поднять руку для совершения крестного знамения. И пока отец Рафаил не прочитывал молитву «Да воскреснет Бог», кропя его освященной водой, молодой монах оставался как бы скованным. А иногда враг - явно «заслуженный мастер» в своем виде борьбы - буквально бросал Антония на землю. Это были броски пострашнее, чем на борцовском ковре. Но монах не отступал....
Что ж, слабые сражаются со своими страстями, сильные - с диаволом.
Однажды, рассказывает отец Авель, паломники спросили болгарского инока: а какие бывают нападения бесов? Тот помолчал немного и сказал: недавно одному святогорцу сатана явился прямо в келье, во время молитвы. Сватая ненависть охватила агиорита. Перекрестившись, он с именем Святой Троицы на устах бросился на ужасного пришельца и сомкнул руки на его горле. Бесплотную тварь задушить, конечно, невозможно, но от дерзновенной веры этот «мастер» отступает. Прямо в руках у монаха враг растаял как дым... Не о себе ли рассказал отец Антоний? А если - о себе?! Какими же аскетическими «тренировками» достиг он такой «формы», что мог устрашить рогатого?
Третье Небо
Через три года после смерти, согласно древней афонской традиции, откопали косточки и самого отца Антония. Его глава оказалась благодатной. Цвета гречишного меда, словно янтарной! Подобные черепа бывают лишь у праведников. Это подтвердил и отец Ефрем, скитоначальник Андреевского скита, многоопытный старец, которому не раз и не два приходилось поднимать мощи. «Угодил Господу слезами и молитвой», - сказал он.
- И послушанием, - добавил старец Рафаил.
Такая глава никого не обманет. Когда истлевает маска плоти, остается подлинное лицо человека.
Сначала мощи схимонаха Антония хранил в своей келье его друг и сомолитвенник отец Косьма, с которым они вместе прибыли на Святую Гору. Теперь новоявленная святыня заняла особое место в костнице Зографа.
Старец Рафаил показывает фотографию раскопанной могилы. «Преподобнический» череп, лежащий на земле. И рядом - фотокарточка в рамке. Кто-то незадолго до смерти блаженного «поймал» момент, когда тот долго-долго, отрешившись от окружающего, стоял, глядя в небо.
Папа Яннис, имевший с ним какую-то особенную, молитвенную связь, сказал недавно: «Ваш Антоний святой парень. Знайте, что он уже на Третьем Небе»...
Старец Рафаил показывает мне еще один снимок: отец Антоний стоит среди высоких пальм: «Это он в Иерусалиме... Прямо как у дверей рая».
«Моли Бога о нас, Антонушка!» - схииеромонах смахивает слезы.
Он приходил к некоторым монахам. Одному, покинувшему братию, сказал, чтобы тот возвратился. И стало ясно: блаженный не просто спасся. Он может теперь предстательствовать за нас перед Богом. А мать свою он отмолил. Она преставилась духовно здоровым человеком-схимонахиней с именем Антония.
Вот так! Получается, схимонах Антоний, в котором я увидел просто молодого ревностного святогорца, тоже был незримым для окружающих - старцем. Я знал его! Я беседовал с ним! Я мог дотронуться до святого!
В этой простой истории ответ на вопрос, который задают мне каждый раз: если ли еще старцы на Афоне? Я вновь отвечаю: есть! И не только на Святой Горе....